Монах бенедиктинец

Белыми монахами цистерцианцев прозвали из-за их ряс, которые изготовлялись из неотбеленной и неокрашенной шерсти белых овец. Это одеяние монахи не снимали даже на ночь, оно было их единственной собственностью, если не считать столовой ложки и иглы, которой постриженики чинили свою прохудившуюся одежду. Владеть чем бы то ни было монахам цистерцианского ордена было запрещено, поскольку они стремились по всей строгости соблюдать правила святого Бенедикта Нурсийского, считавшего, что жизнь в монастыре должна отличаться суровой аскетичностью.

Полистать современное издание «Правил святого Бенедикта» можно на выставке «Цистерцианцы. Европа монастырей» в боннском музее LVR-LandesMuseum. Среди 200 экспонатов выставки, которая концентрируется на периоде средневекового расцвета этого и поныне активного ордена, — картины, скульптуры, рукописи, архитектурные модели, а также предметы повседневной жизни монахов.

Назад к истокам

Первое аббатство цистерцианцев было основано в 1098 году святым Робертом Молемским во французском Сито. От названия места, которое по-французски назыется Cîteaux, а по-латински сisterciumи происходит название ордена.

Витраж из монастыря Мариенхаузен, 14-й век

Витраж из монастыря Мариенхаузен, 14-й век

Основывая новый монастырь, монах-бенедиктинец Роберт Молемский руководствовался желанием вернуться к истокам своего ордена, возрадить традицию строгого воплощения в жизнь устава святого Бенедикта: вести отшельническую жизнь, отказаться от всего лишнего, питаться тем, что вырастил своими руками. Можно сказать, что новый орден цистерцианцев появился в результате попыток реформировать орден бенедиктинцев.

В своих стремлениях Роберт Молемский был не одинок. Его примеру последовали тысячи, прежде всего, молодых людей по всей Европе. Начиная с 11-го века и вплоть до середины 13-го века цистерцианцы основали более 650 монастырей, в том числе в Германии, Англии, скандинавских странах, Италии, Испании, Венгрии. Этот орден создал сеть монастырей по всему континенту и стал одним из самых мощных и успешных христианских объединений того времени.

Успех цистерцианцев связан с именем еще одного святого — Бернарда Клервоского. В 1112 году он присоединился к монахам аббатства Сито. Затем по заданию своего ордена основал монастырь Клерво в Шампани. Бернард Клервоский распространял свои идеи во время поездок по всей Европе. Строго следуя правилам святого Бенедикта, он сам был для многих примером для подражания.

Единство и гибкость в интерпретации устоев

«Орден цистерцианцев в чем-то был очень современен, — рассказал в интервью DW Лотар Альтрингер (Lothar Altringer), куратор выставки в Бонне. — Он создал в Средние века то, что характерно для Европы до сих пор. Во-первых, все монастыри, а их насчитывалось до тысячи по всей Европе, молились и организовывали свою повседневную жизнь по единым правилам. Во-вторых, аббаты со всей Европы встречались раз в год в Сито. И тут происходило нечто, что кажется абсолютно современным: они приспосабливали свои правила, приводили их в соответствие с новыми условиями, потому что они видели, что общество меняется, а значит, они тоже не могут стоять на месте».

Стремление к простоте, желание сконцентрироваться на самом главном, характерные для цистерцианцев, распространялись и на их отношение к искусству. «В церкви должны были находиться только простые предметы искусства: крест, статуя Мадонны, не должно было быть золота и роскоши, лишь потир (чаша для принятия причастия — Ред.) мог быть позолоченным, — рассказывает Лотар Альтрингер. — Но выставка демонстрирует, что цистерцианцы не всегда придерживались своих собственных правил».

  • Мадонна на полумесяце из монастыря в Эбербахе

    Монастыри цистерцианцев и их убранство

    Мадонна на полумесяце украшала монастырь цистерцианцев в Эбербахе. Из собраний Лувра, терракота, 1415 г. Орден цистерцианцев, основанный в конце 11-го века, за два столетия стал одним из самых значимых и успешных христианских объединений Средневековья. На выставке в боннском музее LVR-LandesMuseum представлены предметы искусства из монастырей белых монахов.

  • Фрагмент алтаря из монастыря Камп в Германии, 1450 год

    Фрагмент алтаря из монастыря Камп, 1450 год. Аббатство Камп было основано цистерцианцами в 1123 году и стало первым на территории современной Германии.

  • Мария с младенцем, 1520-1530 гг.

    Мария с младенцем из собраний музея LVR-LandesMuseum в Бонне, 1520-1530 гг. В убранстве монастырских церквей цистерцианцы стремились к простоте, используя, в частности, минимум красок. Но это правило не всегда соблюдалось.

  • Мария с младенцем и святой Бернард Клервоский, 1460 год

    Мария и святой Бернард Клервоский

    Мария с младенцем и святой Бернард Клервоский, основатель монастыря Клерво в Шампани, 1460 год. Из собраний музея имени Вальрафа-Рихарца в Кельне.

  • Ангел в облачении диакона из аббатства Мариенштатт в Германии

    Ангел в облачении диакона из аббатства Мариенштатт в Германии. Дерево, 14-й век. Монастырь в Мариенштатт также был одним из первых, основанных цистерцианцами за пределами Франции, и существует по сей день.

  • Руина монастыря Хайстербах в Зибенгебирге в Германии.

    Монастырская руина

    Руина монастыря Хайстербах в Зибенгебирге в Германии.

  • Страница Библии 1312 года, пергамент, из фондов Берлинской государственной библиотеки.

    Страница Библии 1312 года, пергамент. Из фондов Берлинской государственной библиотеки.

  • Распятие из бывшего монастыря Хайстербах в Германии, 1170-1200 годы.

    Фрагмент распятия из бывшего монастыря Хайстербах в Германии, 1170-1200 гг. Экспонат из коллекции музея LVR-LandesMuseum в Бонне.

  • Шкатулка из слоновой кости из аббатства Мариенштатт, конец 12-го века

    Шкатулка из слоновой кости из аббатства Мариенштатт, конец 12-го века. Из коллекции Епархиального музея Лимбурга.

    Ольга Солонарь

Действительно, в экспозиции есть и разноцветные витражи, и позолоченные фигуры апостолов на алтаре, и искусно выполненные кресты, украшенные драгоценными камнями. «И это, наверное, свойственно человеку, — считает куратор. — В искусстве нам нужно нечто большее, чем простота. Поэтому службу и саму церковь стремились пышно украсить, подчеркнуть их важность. В этом вопросе цистерцианцы были открыты и изменили свою позицию, в том числе и потому, что принимали пожертвования, драгоценные вещи, которые получали в подарок и от которых трудно было отказаться».

Успешное экономическое предприятие

Монастырям жертвовали также лесные и пахотные угодья, скот и даже соляные шахты. Кроме того, при монастырях были мастерские, кузницы, мельницы, а также фруктовые сады. Эти владения обеспечивали существование монастырей и производили излишки, которые монахи продавали. Вообще, орден цистерцианцев был своего рода инновативным и очень успешным в экономическом плане концерном.

Жизнь монахов подчинялась правилу ora et labora — «молись и трудись». Они ложились спать на заходе солнца и вставали в два часа утра. Спали все в одном помещении на деревянных кроватях, покрытых мешками с тонким слоем соломы. Питались они два раза в день простой пищей: кашей, бобовыми, черным хлебом. По правилам им запрещалось есть мясо (хотя и тут были исключения, потому что птица, например, мясом не считалась) и жир. В целом, их условия жизни были тяжелыми, поэтому не удивительно, что монахи редко доживали до возраста старше 35 лет. И об этом тоже не следует забывать, говоря об истории успеха ордена цистерцианцев.

Ora et labora (молись и трудись) является широко известной фразой, отражающей основную идею устава монашеской жизни, составленного святым Бенедиктом Нурсийским (около 480−547 гг.) и первоначально призванного служить внутренним уставом для монахов монастыря в Монтекассино (Италия), где Бенедикт был настоятелем. Устав святого Бенедикта получил широкое распространение в седьмом веке, но во Франции стал единственным общепринятым уставом ордена только к концу восьмого – началу девятого веков. Принятие этого устава стало результатом реформаторских усилий Бенедикта Анианского (около 750–821 гг.), пользовавшегося политической поддержкой императора Карла Великого (742–814 гг.) и его сына и наследника Людовика Благочестивого (778–840 гг.). Представленная здесь рукопись основана на копии, выполненной по заказу Карла Великого после 787 года с целью создать достоверную версию устава. Это самая ранняя из сохранившихся копий Устава святого Бенедикта в Баварии. Текст начинается на иллюминированной странице с изображением латинского креста с круглыми украшениями под аркадной аркой. Украшение инициалов свидетельствует о североитальянском влиянии. Авторство рукописи приписывается писцу по имени Доминик, также участвовавшему в работе над рукописью из бенедиктинского аббатства Тегернзе, расположенного в Тегернзе, южная Бавария. Это позволяет предположить, что данная рукопись, вероятно, была написана для этого монастыря и ему же принадлежала. В ходе секуляризации монастырей в 1803 году рукопись попала в Мюнхен.

31.08.2004

30.08.2004

Добрые 1500 лет назад святой Бенедикт разработал 73 правила общежития в женских и мужских монастырях. Эти правила оказываются полезными и для людей, не являющихся членами бенедиктинского ордена. Составленные Бенедиктом правила остаются в силе и по сей день, в частности, среди менеджеров, занятых в промышленности и экономике. Так, по крайней мере, утверждают бенедиктинцы. Монахи баварского монастыря в Оттобойрене проводят семинары для менеджеров, в ходе которых они знакомят участников с важнейшими из этих правил. Подробности – в репортаже Андреаса Готтшалька.

Если достаточно одного бокала вина, не пей двух, и если достаточно двух картофелин, не съедай пяти.

«Это означает для нас, бенедиктинцев, что мы стараемся во всём соблюдать меру, то есть не впадать в крайности. Так можно создать прочную хозяйственную основу. Следствием этого правила было то, что монастыри всегда оставались мелкими единицами».

Брат Александр на семинарах для менеджеров приходит к конкретному выводу:

«Я, к примеру, считаю, что мелкие предприятия являются существенным элементом экономики. Посмотрите на крупные предприятия. Ведь они смогли стать крупными лишь благодаря тому, что они позволили сохраниться мелким самостоятельным единицам. Те, кто пытался принимать решения лишь в крупных масштабах, терпели неудачу. Я рискну это утверждать».

Брат Александр знает, о чём говорит. Будучи юристом, Александр Хоппер в течение нескольких лет работал на руководящей должности в одном промышленном объединении. 6 лет назад он постригся в монахи и теперь разъясняет менеджерам, что представления святого Бенедикта о человеке должны играть важную роль и в деловой жизни.

«Представления святого Бенедикта о человеке были позитивными, то есть он доверял человеку. Ему был чужд скептицизм, с которым нередко оценивается новый сотрудник при приёме на работу. В экономике, как правило, не проявляют особой терпимости к тому, кто не сразу отвечает предъявляемым требованиям. В монастыре люди гораздо более терпимые».

Однако, как учит святой Бенедикт, терпение не беспредельно. В рамках вежливой беседы вполне допустимо сформулировать свою однозначную позицию.

«Вовсе не обязательно мириться со всем, что делают другие монахи. Однако указывать на это следует в вежливой форме. Вообще, вежливость и корректность имеют большое значение. Если же есть необходимость, то вполне допустимо высказаться и со всей ясностью».

Брат Александр отправился на молитву, а мы присоединились к одному из участников семинара, который направляется на свою фирму. Оскар Горгер – руководитель фирмы, у которой 2 филиала в Аугсбурге и Кемптене. Под его началом работают 70 человек. Горгер строго придерживается правил святого Бенедикта.

«Я действительно ежедневно читаю правила бенедиктинцев. Эти правила построены так, что их можно прочитать трижды в год».

Именно поэтому на своём предприятии Горгер устроил помещение, где его сотрудники во время перерыва могут просто помолчать. В его кабинете нет окон, выходящих наружу. Горгер считает, что тем самым он обеспечивает себе покой для принятия важных решений. Большое значение он придаёт главе 72 в своде правил святого Бенедикта. Там говорится о взаимном уважении и о том, что каждый должен заботиться, в первую очередь, не о собственном благе, а о благе других.

«Если бы Вы слышали, какие выражения были в ходу в обращении друг с другом. Теперь на моей фирме нам удалось сделать отношения друг с другом более человечными».

Впрочем, Горгер без колебаний увольняет алкоголиков и игроков, отказывающихся от соответствующей терапии. Что же касается правил святого Бенедикта, то Горгер полагает, что

«эти правила вполне применимы, однако руководящие работники должны действительно жить по этим правилам. Их нужно хорошо знать. Кроме того, необходимо знать, каких тем они касаются. Очень важно, например, не забывать о смирении».

Правила святого Бенедикта можно приобрести в любой книжной лавке. Это небольшая книжка объёмом в 150 страниц. Читать её можно каждый день по одной главе, ну, а тот, кому не хватает терпения, может прочесть это занимательное сочинение и за один вечер.

Андреас Готтшальк

u u u

Мартин Лёвенштайн – иезуит, священник Католической студенческой общины во Франкфурте-на-Майне. Из его рабочего кабинета видны небоскрёбы крупных банков. Ежедневно Лёвенштайну приходится сталкиваться с тем фактом, что безработица теперь всё больше распространяется и среди энергичных молодых людей, получивших хорошее образование. Для решения проблемы именно этой категории безработных Лёвенштайн разработал проект под названием «Начать всё сначала, но по-другому». Кроме Франкфурта, этот проект осуществляется также в Берлине и Мюнхене. Подробности – в репортаже Ирмтрауд Муллер.

Как ведут себя высококвалифицированные специалисты в кризисной ситуации? По словам 43-летнего священника Мартина Лёвенштайна, этой темой пока ещё никто не занимался. Во Франкфурте, где банки уволили несколько тысяч человек, всё больше людей обращаются к патеру Лёвенштайну за советом. Благодаря тому, что он изучал экономику и в течение 6 лет работал коммерческим директором одного среднего предприятия, Лёвенштайн пользуется доверием. У людей возникает чувство, что он их понимает. Впрочем, как считает Лёвенштайн, одних экономических знаний недостаточно.

«На мой взгляд, люди обращаются к Церкви не потому, что мы разбираемся, как функционирует экономика, а потому, что мы к ней не причастны. Я уверен, что нам как раз следует сохранять определённую дистанцию, чтобы иметь возможность смотреть на вещи как бы со стороны. По-моему, это и есть наша сильная сторона, в том числе и членов ордена».

Особая проблема заключается в том, что эта категория безработных не вписывается в обычную схему. Расхожих объяснений, почему эти люди оказались без работы, не достаточно. Ведь у них, как правило, прекрасное образование, нередко им удавалось сделать блестящую карьеру; по получении диплома они обычно тут же получали работу. Вскоре, однако, эйфорию сменяют размышления над тем, кто я и какие у меня приоритеты. Дать ответ на эти вопросы и является задачей семинаров, проводимых в рамках проекта «Начать всё сначала, но по-другому».

«Следует осознать тот факт, что есть и что-то другое. Ведь можно например работать на общественных началах. Это тоже своеобразный феномен, что люди из этих кругов всё больше начинают заниматься общественной работой. Просто потому, что они понимают: мне нужно заняться чем-то иным. Здесь в сознании происходит сдвиг – по крайней мере, у этих людей».

На семинарах референты выдвигают тезисы, которые затем дополняют участники занятий. Молодая женщина, занимавшая в течение 14 лет руководящий пост в отделе маркетинга и коммуникации, а теперь оставшаяся без работы, рассказывает:

«Особым стимулом является как раз возможность «начать всё сначала, но по-другому», то есть дискуссия о ценностях. Таким образом среди других людей ты можешь получить признание, которого ты в данный момент не находишь в экономике. На мой взгляд, жаль, что в прошлом Церковь слишком мало внимания уделяла общественной работе. И очень хорошо, что теперь Церковь активно вмешивается в жизнь, ведь сегодня многие люди ищут ценности. А от Церкви они отвернулись, потому что никакого ответа на свои вопросы они там не находили».

По словам патера Лёвенштайна, которого средства массовой информации прозвали биржевым священником, постепенно каждый начинает осознавать, что и он может лишиться работы. Поэтому и на безработных люди начинают смотреть по-иному.

«Я вполне могу себе представить, что 2 года безработицы вовсе не должны означать, что карьера человека на этом закончилась. Да и студентам вовсе не следует торопиться с окончанием учёбы. Они спокойно могут выделить время и для других интересов. Спешка ни к чему хорошему не приводит. Она уродует психику. Постепенно всё больше людей это понимают».

Сегодня семинары в рамках проекта «Начать всё сначала, но по-другому» проводятся также в Берлине и Мюнхене. Правда, как считает патер Лёвенштайн, проблемы в этих городах различаются по своему характеру и поэтому требуют дифференцированного подхода.

«В каждом регионе Германии есть своя целевая группа для проекта «Начать всё сначала, но по-другому». Я рад каждому, кто пытается приспособить эту идею к местным условиям».

Ирмтрауд Муллер

u u u

«Никогда не езди быстрее, чем способен летать твой ангел-хранитель». Это легендарное предостережение сформулировал ныне покойный полицейский пастор Рейнгольд Хинтце. Собственно, именно ему пришла в голову идея проводить в Гамбурге богослужения для мотоциклистов. Раз в год у церкви святого Михаила собираются байкеры со всей Европы. В 1983 году их было не больше сотни. В прошлом же году, например, во встрече принимали участие 35 тысяч человек. После богослужения устраивается 40-километровый кросс, из-за чего приходится перекрывать улицы и автострады. Подробности – в репортаже Анны Рютер.

Мотоциклы самых различных марок поблёскивают хромом на солнце. В церкви святого Михаила пастор Эрих Фелинг читает проповедь, которая через громкоговорители передаётся на близлежащие улицы. И на этот раз у проповеди есть свой девиз.

«Горючее жизни» — этот девиз содержит намёк на горючее для мотоциклов. Однако мне хотелось бы побудить людей задуматься над тем, каким, собственно, горючим нам следует заправить нашу жизнь, наше тело и особенно нашу душу».

Среди почётных гостей – и Мария Йепсен, епископ протестантской Церкви. Впервые она сама уселась на мотоцикл и приняла участие в кроссе. На богослужение для байкеров она приходит вот уже несколько лет, хотя сначала к этой идее она отнеслась насторожённо.

«Теперь я действительно избавилась от сомнений. Я убедилась в полезности наших встреч. Меня удивляет серьёзность, торжественность и внимательность присутствующих на богослужениях».

Очень положительно оценивает данное мероприятие и пастор Хельге Адольфсен.

«Каждый раз я прихожу в восторг. От доброжелательности, от энтузиазма участников. И главное, по завершении встречи всё остаётся в полной чистоте. Такое обычно встречаешь не часто».

Сигналом для начала кросса послужил выстрел, произведённый министром транспорта Германии Манфредом Штольпе, который и сам любит ездить на мотоцикле.

«Я знаю, насколько важно для мотоциклистов ощущение общности. Ведь этих людей объединяет чувство солидарности. Я, конечно же, понимаю чувства мотоциклистов. Мотоциклисты – это, как пилоты или моряки: опасность сближает их. В полезности этого мероприятия меня убеждать не нужно. Я и так убеждён».

В 14.30 зевакам не остаётся ничего иного, как затыкать уши и дивиться. На старте – 35 тысяч мотоциклов. Картина очень впечатляющая.

«Я живу здесь неподалёку. И каждый год я прихожу посмотреть. С энтузиазмом? Конечно, с энтузиазмом! С огромным энтузиазмом!»

«Я уже повидала много красивых мотоциклов. И только что я сказала своему мужу: ты посмотри, здесь есть люди, о которых ты бы в жизни не подумал, что они могут сесть на мотоцикл».

А сами мотоциклисты? Большинство из них приезжают в Гамбург ежегодно, и каждый раз они с большим воодушевлением принимают участие в кроссе.

«Сидя на мотоцикле, я испытываю чувство радости. Мне очень нравится ощущать общность. И просто здорово, что мероприятие проходит под покровительством святого Михаила, под покровительством Иисуса Христа. Как верующая христианка я всем сердцем переживаю происходящее».

«Я люблю встречаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми».

В половине седьмого вечера участники 40-километрового кросса прибывают в Кальтенкирхен, где и происходит торжественное закрытие мероприятия.