Монашеский обет

Иеродиакон Авраам (Гулевич)

Четвертый монашеский обет в ордене базилиан

В статье рассматриваются вопросы введения четвертого монашеского обета в ордене базилиан: причины его появления и история введения с точки зрения православной аскетической традиции. Автор приходит к выводу, что введение дополнительного обета бази-лианами является признаком особенностей восприятия Иосифом Рутским святоотеческих наставлений о монашестве и влиянием практики римо-католических орденов.

Ключевые слова: аскетика, монашеские обеты, монашество, орден базилиан, святитель Василий Великий.

Вопрос о количестве обетов в первые века монашества

При обращении к истории возникновения монашеских обетов необходимо отметить, что древнее иночество не знало какого-либо акта1, регламентировавшего принесение подвижником обещаний Богу. Скорее, это следовало из самой сути их вступления на путь аскетической жизни и отречения от мира.

Общепринятой является точка зрения, что именно святитель Василий Великий впервые в истории монашества ввел обязательное

1 Дионисий (Шленов), игумен. Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание // Портал Богословии . — 2013. — Режим доступа : http://www.bogoslov.rU/text/print/3516854.html#_ftn3. — Дата доступа : 01.10.2014.

произнесение монашеских обетов2. Однако чинопоследование пострижения в известном исследователям корпусе его творений не зафиксировано. На основании эпистолярного наследия архиепископа Кесарии Каппадокийской3, святитель Феофан (Говоров) делает вывод, что отречение от мира было гласным действием в присутствии наместника и братии. В знак отречения от мира при этом изменялось имя4, давалась иная одежда.

Характерно, что в аскетических творениях святитель Василий Великий не исчисляет количества обетов, произносимых подвижником. В разных его произведениях упоминается о необходимости произнесения обета при вступлении в братство: «Кто по долговременном самоиспытании и наблюдении, которое надобно дозволить ему производить над собой в течение многих дней, чтобы не причислили нам чего-либо в хищение, произнес наконец обет, того должно уже принять и причислить к братству, дозволить иметь и жилище и образ жизни общие с совершенновозрастными»5.

Это действие он именует «обет посвятить себя Богу», например, в 14 и 15 «Правилах пространно изложенных»6. И такое «посвящение» можно понимать как обет вручения Богу всей своей жизни, полного согласования своей воли с волей Божией, то есть послушания.

В том же источнике, а также в его Слове о подвижничестве ^егто asceticus XIII — Слово подвижническое 13), речь идет об обете девства: «Посему, не дав еще обета строгой жизни, можно желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житей-

2Дионисий (Шленов), иеромонах. Василий Великий. Аскетика. Василий Великий и аскетическая традиция / иеромонах Дионисий (Шленов) // Православная Энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 171.

3″И пусть без меня совершит он отречение в благоугождение Богу и будет наставлен в начальных правилах» (Василий Великий, святитель. Творения : в 2 т. / святитель Василий Великий. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2012. — Т. 2 : Аскетические творения. Письма. — С. 485).

4″Называет его Дионисием и прибавляет, что это прежний Диомид» (Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Касси-ана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. — Москва : Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892. — С. 300).

5Василий Великий, святитель. Творения : в 2 т. / святитель Василий Великий. -Москва : Сибирская Благозвонница, 2012. — Т. 2 : Аскетические творения. Письма. -С. 179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6Там же. С. 176.

ские связи, предаваться брачному союзу. Но кто произнес уже свой обет, тому надобно соблюдать себя для Бога, как одно из священных приношений, чтобы тело, посвященное Богу обетом, осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпасть суду за свято-татство»7.

А на основании 93 Правила из «Правил кратко изложенных» можно говорить о существовании обета нестяжания для подвижника: «Кто однажды оставил свое имение и дал обет не иметь никакой собственности, тот с какою мыслью должен пользоваться необходимым для жизни, например одеждой и пищей?»8. Также, например, о грехе Анании (Деян. 5) как о грехе против обета нестяжания святитель говорит в «Слове о подвижничестве»9.

С учетом этих, а также других суждений в его творениях, можно заметить, что фактически монах давал обет о посвящении жизни Богу, и его следствием были послушание, целомудрие и нестяжание. Последующая традиция закрепила именно эти три обета как основные, чему подтверждением могут служить литургические чины монашеского пострига. Для обоснования этого тезиса можно привести авторитетное мнение епископа Петра (Екатериновского)10, который перечисляет труды многих святых отцов и учителей Церкви, свидетельствовавших об этих трех обетах как общеупотребительных между ревностнейшими по благочестию древними христианами11.

Важным в свете рассматриваемого вопроса является то, что об иных, то есть дополнительных и отдельных обетах, в творениях аскетического корпуса святителя Василия Великого не упоминается. Кроме перечисленных трех обетов, там идет речь о дополнительных ограничениях: например, не вкушать мясной пиши, сократить круг

7Там же. С. 139-140, 730.

8Там же. С. 252.

9Там же. С. 139.

10Петр (Екатериновский), епископ. О монашестве. Обеты девства, нестяжатель-ности и послушания // Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011-2014 . — 2014. — Режим доступа : http://lib.pravmir.ru/library/ readbook/421. — Дата доступа : 04.10.2014.

11Кроме свт. Василия Великого, им приведены ссылки на творения: свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, блж. Иеронима, св. Поликарпа Смирнского, св. Инга-тия, св. Климента Римского, св. Иустина мученика, свт. Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена, св. Мефодия Тирского, св. Киприана, преп. Антония Великого, блж. Феодорита, преп. Иоанна Кассина, Сульпиция Севера.

общения и проч., но их цель — в способствовании духовного преуспеяния подвижника, самостоятельными обетами они не являлись. Вот как эта мысль выражена им в Письме 173 к Феодоре, канониссе: «Ибо действительно немалый подвиг — произнесшему обет присовокупить к этому и что следует за обетом»12. Скорее их можно признать следствием в выбранном спасительном пути самоограничений монашеских обетов.

Три обета имеют целью исправление поврежденности падшей человеческой природы от похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2:16). Врачевание помощью Божиею возможно добровольным стремлением, соответственно, к цело-мудрию, нестяжанию и послушанию. Кроме этого, можно говорить о том, что с помощью этих обетов человек посвящает Богу:

•все что имеет — в обете нестяжания;

•свое тело — в обете девства;

•свою душу — в постоянном Ему послушании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Нестяжание состоит в отвержении мира и всего земного. Монах не должен ничего почитать своей собственностью, потому что и он сам — не свой, но принадлежит Богу13. Отвержение мира заключается, в частности, в оставлении не только имущества, но и почестей и званий. Выражением этого могут служить слова Спасителя: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24, Мк. 8:34, Лк. 9:34).

2.Духовную суть обета девства составляет целомудрие -отсекать «страстные расположения всякого рода, чтобы намеревающийся соблюдать себя для Бога не осквернил себя никаким мирским пристрастием»14.

3.Обет послушания заключается в добровольном и полном подчинении себя во всем воле другого, с решительным отвержением собственной воли и разумения.

12Василий Великий, святитель. Творения : в 2 т. / святитель Василий Великий. -Москва : Сибирская Благозвонница, 2012. — Т. 2 : Аскетические творения. Письма. -С. 686.

13Там же. С. 374.

14Там же. С. 140.

С учетом вышесказанного можно поставить под сомнение необходимость введения четвертого обета при вступлении в монашеское братство — его цель может быть достигнута соблюдением трех общеизвестных обетов15.

В целом, практика принесения дополнительных монашеских обетов характерна для римо-католицизма16. Например, в ордене бенедиктинцев был принят дополнительный обет постоянного пребывания в монастыре, у картезианцев — молчания и уединения, обет послушания Папе Римскому давался иезуитами.

У членов «Общества Иисуса» процесс принесения обетов был организован следующим образом17: по завершении периода послушничества (новициат) адепт ордена давал Богу «простые» монашеские обеты: нестяжания, целомудрия и послушания. По завершении обучения их повторяли вновь и к ним добавляли обет повиновения Папе Римскому — совершившие это действо становились «профессами» и обретали большие полномочия в этой организации. Те, которые лишь повторяли обычные три обета и не приносили дополнительного, оставались в ордене на правах простых монахов. Стоит сказать, что, в целом, схожая процедура была и у базилиан.

Крометого,необходимоотметить,чточленыбазилианскогоордена (лат. Ordo Sancti Basilii Magni — OSBM) обладали потенциальной возможностью принесения и иных обетов, которые, впрочем, обязательно должны были быть согласованы с протоархимандритом,

15Подтверждением этого тезиса могут служить примеры преподобных этого же периода, которые исполнением обычных обетов успешно боролись со страстью любоначалия: ^ 1620 преп. Поликарп Брянский (в миру, до пострига, был князем); ^ 1623 преп. Макарий Жабынский (восстановил разрушенный поляками монастырь и не принял там настоятельства, но схиму, и скрывал свои подвиги); ^ 1628 преп. Иринарх Соловецкий (испросил увольнение от должности настоятеля ради молитвы); ^ 1633 преп. Диодор Юрьегорский (по смирению отказался принять священный сан); ^ 1651 преп. Иов Почаевский (оставив 20-летнее настоятельство в Дубенском монастыре, ушел на Почаевскую гору); ^ 1662 преп. Филипп Янковский (не принял по своему смирению сана игумена, скончался простым иноком); ^ 1794 преп. Паисий Величковский (желание пребывать под началом духовно опытного руководителя подвигло его к скитаниям по многим монастырям) и др.

16Кияс, З. Обеты монашеские / З. Кияс // Католическая энциклопедия : в 5 т. -Москва : Изд-во францисканцев, 2007. — Т. 3. — С. 960-961.

17Юсим, М.А. Иезуиты / М.А. Юсим // Православная Энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 217.

иначе они признавались ничтожными18. Специфика таких индивидуальных обетов правилами ордена не была закреплена.

Причина появления четвертого обета у базилиан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый обет в OSBM имел целью подавить проявление одной из страстей падшей человеческой природы — любоначалия (фЛар%1а), духовная суть которой заключается во властолюбии, желании начальствовать, получения почестей. Вот как об этом говорилось на первой конгрегации ордена: «По церковным канонам и давнему обычаю нашей Церкви, на высокие церковные должности избирались монашествующие, чего нам отменять нельзя и что будет неверным. С другой стороны, есть опасение, чтобы таким путем желание церковных должностей и хлопоты о них к братии ордена нашего не вкралось, предотвращать это постановляем и одобряем, чтобы на будущее, каждый, кто примет обеты в нашем собрании, кроме прочих обычных обетов, и этот пусть дает»19.

То есть обоснованием для введения дополнительного обета Иосиф Рутский полагал опасность, которая могла исходить от страсти любоначалия. Таким образом, по его мнению, посредством соблюдения известных монашеских обетов устранить этот порок было невозможно.

Причина появления дополнительного обета у базилиан очевидно кроется в непризнании того, что, вступая на путь иночества, подвижник посвящает всего себя Богу, — как это описано, например, у

18Указание на это есть в материалах Львовской конгрегации 1739 г. См.: Петров, Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше / Н. Петров // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1871. — Т. 1. — Февраль. — С. 313.

19″Iz prawa duchowne y zwyczay dawny w cerkwi naszey jest taki, zeby na dostoienstwa duchowne brani byli z stanu zakonnego, czego nam odmieniac nielza y jako rozumiemy niesluszna. Z drugiey zas strony boiazn na nas przypada, zeby t§ drogq ch^c do urz^döw duchownych y starania si^ o nich do braci zakonu naszego nie wkradla, zabiegaiqc temu postanawiamy y uchwalamy, ze kazdy na wszytkie potomne czasy, ktöry sluby w zgromadzeniu naszym czynic b^dzie, przy inszych zwyklych slubach y ten czynic ma …». -Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси (далее — АСД СЗР), издаваемый при управлении Виленского учебного округа. -Вильно : Типография А.Г. Сыркина, 1900. — Т. 12. — С. 13.

святителя Василия Великого20, святителя Григория Богослова21 или иных святых отцов Церкви. Так, принося обет нестяжания, монах отказывается от стремления не только к каким-либо материальным вещам, но и от привязанности к любым званиям и чинам, а в обете послушания — ограничению своей воли и возможного стремления к начальствованию. Также можно говорить о том, что по отречении от мира, без которого невозможно монашество22, подвижнику следует отказаться и от пристрастий подобного рода.

Кроме сказанного, в данном случае очевидно нежелание автора первых правил ордена обратиться к богатому святоотеческому наследию первых веков монашества, опыту многих преподобных подвижников, которые не видели необходимости уврачевать этот недуг какими-либо дополнительными средствами.

История четвертого обета базилиан

Говоря о введении нового обета, можно заметить, что в первых правилах ордена 1617 г. о нем не упоминается. Причем в преамбуле к латинскому тексту этого документа23 особо подчеркнуто, что количество глав там соответствует числу монашеских обетов, и также добавлена специальная глава, в которой изложены общие вопросы монашеского общежительства24, — всего, без введения

20Василий Великий, святитель. Творения : в 2 т. / святитель Василий Великий. -Москва : Сибирская Благозвонница, 2012. — Т. 2 : Лскетические творения. Письма. -С. 139-140.

21Симфония по творениям святителя Григория Богослова. — 2-е изд. — Москва : ДДРЪ, 2008. — С. 295.

22″Ненавидь все мирское и удаляй его от себя. Будь уверен, что оно изгоняет нас от лица Божия па далекое расстояние» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Изречения Египетских старцев. Дптопий Великий / святитель Игнатий (Брянчанипов) // Творения: Отечник. — Москва : Лепта, 2001. — С. 40); «Тот мопах, кто живет для Бога, и притом для Него одного» (Симфония по творениям святителя Григория Богослова. — 2-е изд. — Москва : ДДРЪ, 2008. — С. 295).

23Подобной преамбулы лишен текст «Мукачевской рукописи» Правил 1617 г.

24″Рго numero votorum religiosorum in totidem capita, quae singula singulis votis respondeant addito singulari capite, quod rationem communis vitae complectitur digestae» (лат.) — «По числу монашеских обетов в стольких же главах, каждая из которых своему обету соответствует, и добавлена специальная глава, в которой из-ложеп вопрос общежительства» (Rutskyj, Josephi. Regulae communes S. Patris nostri Basilii Magni Caesareae Cappadociae Archiepiscopi // Epistolae Josephi Velamin Rutskyj Metropolitae Kioviensis Catholici (1613-1637). Series II. Analecta OSBM. Sectio III / R. P. Theodosius T. Haluscynskyj, P. Athanasius G. Welykyj. — Romae, 1956. — P. 33).

(«О цели монашеского жития»), там содержится четыре главы. То есть о таком существенном новшестве, как четвертый обет, первые правила ордена указаний не имеют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее первое упоминание о необходимости базилианам приносить дополнительный обет содержится в материалах Ново-грудской конгрегации 1617 г.25 В качестве объяснения такого расхождения автор считает возможным предположить, что, скорее всего, упоминание о четвертом обете на первой конгрегации ордена -результат позднейших26 исправлений материалов конгрегаций бази-лиан, которые не гнушались такого способа ведения дел27. Факт отсутствия в первых правилах ордена какого-либо упоминания о четвертом обете не оспаривается и самими базилианами28.

Произнесение этого обета отличало новый орден от традиций, которые существовали в западнорусских епархиях Православной Церкви, и, очевидно, это новшество не встречало одобрения и поддержки у монашествующих. Одним из аргументов принесения дополнительного обета OSBM стало распоряжение о том, чтобы всякого, кто считал для себя необязательным обещать Богу не стремиться занимать высокие церковные должности, ожидало

25Некоторые исследователи указывают, что у Иосифа Рутского уже в 1606 г. в мечтах о монашеской реформе было намерение «да традыцыйных трох манасюх зарокау (беднасщ, чысщш, послуху) дадаваць чацверты — не дамагацца пасадау у Царкве». См.: Казуля, С. Праекты манастырскай рэформы у раншх творах мпра-палгга Язэпа Руцкага / С. Казуля // Пстарычны альманах. Навуковы пстарычны i краязнаучы часотс. — Мшск : Беларускае Пстарычнае Таварыства, 2008. — Т. XIV. -С. 106.

26Возможно, до 1636 г. Обоснованность предположения о внесении изменений в материалы ранних конгрегаций следует из материалов Новогрудской конгрегации 1703 г.

27″Poprawa regul niech si^ skonczy, alias wszytkie reguly b^dq wqtpliwe» (польск.) -«Исправление правил пусть прекратится, иначе все правила будут сомнительны» (АСД СЗР. — Т. 12. — С. 25. Примечательно, что пожелание было высказано уже на второй (!) конгрегации ордена).

Здесь также стоит отметить мнение Юлиана Фомича Крачковского, который на основе доступных ему источников указывал, что базилиане вносили изменения (делали вставки) в святоотеческие сочинения на латинском языке (Крачковский, Ю.Ф. Очерки униатской церкви / Ю.Ф. Крачковский. — Б.м., Б.г. — С. 262).

28См.: «Спшьт правила, Каштульш конституцп i Партикулярш правила» раздела 2 «Початки Василшнського Чину Святого Йосафата i його Правила», части I «Коротка юторш Василшнського Чину i розвиток його Правил». — Статут Василшнського Чину Святого Йосафата, 2010.

пожизненное лишение права голоса на конгрегациях ордена. Кроме того, если такой человек на тот момент уже занимал какую-либо руководящую должность, он ее лишался.

Принесение этого обета должно было происходить в день чествования святителя Василия Великого — 1 января. «А кто бы в то время этого обета не принес, тот после должен будет принести, иначе это будет подозрительным»29.

О необходимости принесения четвертого обета для тех, кто его ранее не давал, также повествуется в материалах следующей, Лавришевской конгрегации 1621 г.30 Вместе с тем, на первой сессии Виленской конгрегации 1636 г. униатский митрополит сетовал, что, несмотря на принесение четвертого обета, среди базилиан есть те, кто домогается высоких должностей и после этого торжественного события31. Более того, его обеспокоенность вызывали случаи, когда представители ордена добивались для себя пожизненных высоких должностей с помощью мирян32. Сложившаяся вокруг этих вопросов ситуация в ордене красноречиво описывается тем, что даже слово «продвижение» у делегатов Виленской конгрегации стало вызывать негативную реакцию33.

Историограф ордена П. Пидручный (OSBM), ссылаясь на отчет о визитации ордена римским прокуратором в 1647 г., признает, что среди базилиан тогда господствовали нездоровые амбиции и некоторые из них желали достичь епископских и архимандричьих титулов34.

29″A kto by na ten czas tego slubu nie uczynil, ten y na potym uczynic powinien b^dzie, inaczey b^dzie podeyrzanym». — АСД СЗР. — С. 13.

30АСД СЗР. — С. 18.

31″O tych, ktörzy po czwartym slubie staraiq si^ o godnosci». — АСД СЗР. — Т. 12. -С. 36.

32″O tych, ktörzy si^ staraiq o dozywotnie starszenstwo przez swieckich». — АСД СЗР. -Т. 12. — С. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33″Niektörzy z starszych staraiq si^ o promotiq na praelatury dozywotne, ktörych pilno potrzeba si^ warowac y owszem slöwka tego — «promocya» — obawiac si^ potrzeba» (польск.) — «Некоторые из старших стараются о присвоении пожизненной должности, чего необходимо строго остерегаться и вообще слова — «продвижение» — опасаться нужно» (АСД СЗР. — Т. 12. — С. 44-45).

34Пщручний, П. Васмянський Чин вщ Берестейського з’еднання (1596) до 1743 року / П. Шдручний, ЧСВВ // Нарис гсторц Васитянського Чину Святого Йосафата. Серш II. — «Записки ЧСВВ» («Analecta OSBM» — Series II). — Рим, 1992. — С. 142.

Требования о необходимости приносить этот дополнительный обет встречаются в материалах конгрегаций ордена до Новогруд-ской конгрегации 1703 г., когда прозвучало предложение о том, что базилиан не следует более обязывать к этому действу, чтобы не давать повода к клятвопреступлению35. Становилось очевидным, что процесс хлопотания для себя высоких должностей в ордене, принесение четвертого обета не сдерживало.

Тогда же униатским митрополитом Львом Шлюбич-Заленским (Leon Szlubicz Zalçski) было озвучено36, что многие, кто даже ордена не знают, добивались должности архимандрита и стремились к сохранению привилегий от светской власти37. Кроме того, им было вы-сказано категоричное38 мнение о том, что четвертый обет фактически уже присутствует в составе обета святого послушания.

Таким образом, можно утверждать, что базилиане понимали ущербность введения дополнительного обета: во-первых, его принесение не отвечало той цели, ради которой он был установлен,

35″Zrania proponowana byla quaestia, aby oprocz trzech slubow zakonnych poprzysiçzonych przydawano potym votum quartum niestarania siç o zadne honory, y od wszytkich exnunc ostensa alacritas do przysiçgi, ale na to, obawiaiqc siç, sub tempus corrupti saeculi, malas perjuriorum eorum sortes, nie zezwolono» (польск. и лат.). — «С утра на обсуждение был вынесен вопрос о том, что, кроме трех принесенных монашеских обетов, прибавлен потом четвертый обет небрежения ни о каких почестях, и всеми с тех пор показывалось рвение к клятве, но того опасаемся, чтобы во время пагубного обмирщения, не допустить клятвопреступления из-за злополучных должностей» (АСД СЗР. — Т. 12. — С. 145).

36″Ex occasione quarti voti, które siç na tey promowowalo sessiey, roskazal illustrissimus metropolitanus, aby wszyscy, co, et religione inscia, na archimandryq wyprawili sobie u króla imci przywileje, reponere ad manus illustrissimi chieli» (польск. и лат.). — «Что касается четвертого обета, который обсуждался на той сессии, рассказал святейший митрополит, что все, кто и ордена не знают, на архимандрии себя устраивали и привилегии его милости короля хотели сберечь от руки его светлости» (АСД СЗР. — Т. 12. — С. 145).

37По действовавшему праву патроната, должности архимандритов были в ведении светской власти, и их могли занимать лишь лица шляхетского происхождения.

38″Renowata quaestio de 4-to voto non ambiendi honores takowq ab illustrissimo cathegoricznq wziçla resolucyq, aby dla wyzey opisaney przyczyny non innovetur hoc quartum votum, ale reducatur do slubu posluszenstwa s-o, które in terminis idem sonat» (лат. и польск.) — «Повторен вопрос о 4-м обете не выпрашивать почестей и от святейшего получена такая категоричная резолюция, чтобы по вышеописанной причине этот четвертый обет не возобновлялся, но вводился в обете святого послушания, которое в его рамках произносится» (АСД СЗР. — Т. 12. — С. 147).

а во-вторых, они признавали, что он отчасти дублировал обет послушания.

Тем не менее члены ордена его все-таки продолжали приносить. В материалах Новогрудской конгрегации 1719 г. содержится его форма: «Я NN монах св. Василия В. присягаю Господу Всемогущему, единому в Пресвятой Троице, в том, что не буду заискивать никаких должностей, а особенно высших, как монастырских, так и церковных. Так да поможет мне Господь Бог и Его пресвятые страдания»39.

Складывавшаяся ситуация вокруг четвертого обета в ордене неоднократно привлекала внимание и римской курии. Данному вопросу, в частности, посвящено бреве папы Бенедикта XIII от 15.12.1728 г.40 Согласно этому документу, все монахи этого ордена, снискавшие себе разнообразные должности вопреки правилам ордена, признаются недостойными таких должностей. А папа Бенедикт XIV в булле от 12.04.1753 г. пишет об этом обете: «Мы узнали из верных источников, что отсюда не только не вышло никакой пользы, а напротив, нарушалась монашеская дисциплина, причем, Мы особенно скорбим по поводу тех двух ужасных беспорядков, которые имели место у Вас»41.

39Цит. по! Козловский, И. Съезды базилиан в Западной pyœ. Перевод с польской рукописи, составленной известным историком Игнатием Кульчинским, но документам, хранившимся в начале i8 века при униатской церкви Сергия и Вакха в Pиме, в рукописной книге нод буквой I / И. Козловский // Вестник Западной Pос-сии. Историко-литературный журнал. Книга IV. Том II. — Вильно, i870. Отдел II. -С. 39.

40Парвов, П. Панские буллы но греко-униатскому вопросу / П. Парвов. — Санкт-Петербург, i888. — С. i03.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.И. Петров в своем исследовании ссылается на данные рукописных источников42 о том, что Дубенская конгрегация 1743 г. запретила должностным лицам ордена ходатайствовать о бенефициях43 до окончания срока пребывания на занимаемой должности, а для новых членов ордена — не ранее чем через шесть лет после завершения учебы. Интересно, что на Брестской конгрегации 1751 г. это решение было отменено под предлогом того, чтобы не лишиться достойных пастырей. А впоследствии, в декрете от 11 июля 1763 г., Конгрегацией распространения веры для тех из базилиан, кто завершил учебу, вышеупомянутый срок в шесть лет, признан весьма жестоким44.

Интересно, что этим же декретом было постановлено излиш-ним45 требовать от лаиков или ремесленников OSBM четвертого обета — не искать священного сана. В этой связи следует отметить, что принесение дополнительного обета имело следующую специфику: члены ордена — монахи давали обет не искать для себя должностей в ордене, а лаики должны были давать обязательства не принимать священный сан. Лаиков допускали к приему в орден по истечении как минимум двух лет, в течение которых испытывалась их нравственность. После этого они должны были посвящать свое время тому ремеслу, которым владели до прихода в монастырь. То есть по отношению к лаикам четвертый обет в ордене можно рассматривать как инструмент для того, чтобы они оставались в своем положении пожизненно46.

42Петров, Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше / Н. Петров // Труды Киевской Духовной Академии. — Киев, 1871. — Т. 2. — Май. — С. 283.

43Бенефиция (лат. beneficium — благодеяние) — церковная должность, с которой связано получение доходов. — Задворный, В. Бенефиций / В. Задворный // Католическая энциклопедия : в 5 т. — Москва : Изд-во францисканцев, 2002. — Т. 1. -С. 546-547.

44″Nimis dura …» (Bullae et brevia Summorum Pontificum, sacrarum Congregationum decreta … 1767. — P. 139).

45″Sed de ea re votum ab ipsis exigi non probavit» (лат.) — «Но по поводу этого обета, от них требовать не рекомендовал» (Bullae et brevia Summorum Pontificum, sacrarum Congregationum decreta … 1767. — P. 140).

46″Kto raz przyiçty bçdzie do zakonu za laika, zawsze w tym stanie trwac ma, a kto by klerikiem byc mógl, na zdaniu to starszych zawislo» (польск.) — «Кто был принят в качестве лаика, всегда в таком положении оставаться должен, а кто бы мог быть клириком — от суждения старших зависит» (АСД СЗР. — Т. 12. — С. 99).

Несмотря на высказанное Конгрегацией распространения веры недвусмысленное суждение об этом обете, базилиане продолжали практику его торжественного принесения, правда, требования о шестилетнем периоде уже были ими отменены.

Так, например, в Конституции ордена 1773 г. указано47, что вне зависимости от того, трудился ли монах шесть лет или нет, он может быть допущен к начальствованию, должностям и званиям, если только он не будет явно или тайно, прямо или косвенно заботиться о подобном для себя или для кого-либо иного.

Итогом законодательных инициатив базилиан о четвертом обете в XVIII в. стал Кодекс их конституций 1791 г. Его раздел, посвященный этим вопросам, предваряют фрагменты из творений святителя Василия Великого: отрывок из «Подвижнических уставов»48 и «Правил, кратко изложенных». Основные вопросы, которые там изложены — это опасность страсти любоначалия и предостережение подвижникам избегать подобных желаний. Важным представляется то, что у великого святителя в «Подвижнических уставах» некоторые главы посвящены, например, необходимости личного труда для монашествующих, однако эти вопросы у базилиан не приобретали статуса отдельных обетов. Рассмотренные Aрхиепископом Кесарии Каппадокийской аспекты молитвы, внимания к помыслам, воздержанию, выходах из обители и прочих, носят общий характер наставлений, и по отношению к ним проблема не домогаться начальствования не выделяется им как достойная особого решения.

Несомненный интерес представляет обоснование Кодексом 1791 г. этого дополнительного обета: «Так как в этих краях бази-

48Интересно, что среди глав «Подвижнических уставов» базилиане цитируют лишь положения гл. 9 «О том, что подвижнику никак не должно домогаться избирательного голоса или начальства над братиею» и не рассматривают гл. 24 «О том, что подвижнику не должно домогаться почестей и отличий», хотя и ее нормы были бы полезны при рассмотрении этого вопроса.

лианское учение мало-помалу продвигается, святой и вечной памяти Иосиф Вельямин Рутский Митрополит России призывал к древним установлениям, и на нашей первой капитуле Новогрудской конгрегации рассмотрел, что, с одной стороны, в соответствии с предписаниями законов Церкви и в свете Евангелия, принятого на востоке России обычая, что только монахов ставят на высшие вакантные должности вдовствующих кафедр Церкви, архимандрий и проч.; с другой стороны, он опасался, что таким путем жажда славы, которую святой отец наш называет дьявольской болезнью, проникнет в благочестивые настроения монахов; <…> он полагал необходимым, к трем торжественным монашеским обетам добавлять четвертый — о запрещении выпрашивать почетные должности, и считал, что этот обет следует открыто давать вкупе с другими тремя. Таким образом, наш второй Василий решил, что этот обет соответствует Правилу и Уставу, которые разумно он возобновил, и постановил, чтобы никому двери в конгрегацию нашу не были открыты, кто отказывается оградить себя торжественной клятвой этого обета от хлопот с подкупом и желания почетных церковных и монашеских званий, как от тяжкого духовного недуга (согласно Правилам)»49.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что базилиане понимали, что речь идет именно о добавлении нового, то есть не существовавшего ранее четвертого монашеского обета, несмотря на декларируемый призыв «к древним установлениям». Кроме того, авторы Кодекса 1791 г. действие этого обета фактически признают сходным с действием обета послушания, тем самым повторяя то категоричное мнение, которое ранее высказал митрополит Лев Шлюбич-Заленский по этому вопросу. Желая упрочить аргументы, базилиане, в конце концов, указывают на авторитет Рутского — «нашего второго Василия», который ввел этот обет в обиход, а затем утверждают, что четвертый обет «является самым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Пер. с лат. по: Codex СошйМюпит оМг^ Б. Basilii М. ех Бапс^ аП^июгит Сарйи1отт Congregatюms Ruthenorum & Decretorum БапСж Sedis со11ес1жит, ad textum Regu1ж Б. Ра^ nos1ri ехайш & Сопйта^ Typis Б. Reg. : М. Monasterii Poczajovien : О.Б.В.М., 1791. — Р. 19-20.

необходимым в нашей Конгрегации»50. Следует также отметить, что в статьях Кодекса приводится ссылка на письмо папы Бенедикта XIV от 25.08.1753 г., где практика данного обета базилиан все-таки получила его благословение51.

Также в базилианском Кодексе 1791 г. нашли отражение требования о неукоснительном и постоянном действии дополнительного обета и возможные санкциями для тех, кто будет стремиться получить какие-либо должности вне регламентированного порядка выборов кандидатов на руководящие должности52.

Введение дополнительного обета базилианами можно рассматривать как признак того, что святоотеческие наставления о монашестве не были вполне восприняты Иосифом Рутским в первых правилах ордена. Причиной этого новшества, кроме желания противостоять актуальным вызовам монашеству, следует считать практику дополнительных обетов в монашеских орденах римо-католи-цизма. Не только некоторые из униатов, но и римский первосвященник признавали никчемность этого обета.

50″In nostra Congregatione esse necessarium» — см. Codex Constitutionum Ordinis S. Basilii M. — P. 20.

52″Secus omnes, & singulos, qui alia via, modo, atque ratione eniti ad quascunque dignitates, tam intra, quam extra Ordinem, praesumpserint; statutis per Sacros Canones, inflictisque contra ambitiosos paenis, teneri volumus, edicimusque» (лат.) — «Постановляем и объявляем, что наоборот, все и каждый, кто будет стремиться овладеть какими-либо должностями другим путем, образом или способом, подлежат наказаниям, предусмотренным постановлениями священных канонов и налагаемым на тщеславных» (Codex Constitutionum Ordinis S. Basilii M. — P. 20).

Список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1.Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа. — Вильно : Типография А.Г. Сыркина, 1900. — Т. 12. — 230 с.

2.Василий Великий, святитель. Творения : в 2 т. / святитель Василий Великий. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2012. -Т. 2 : Аскетические творения. Письма. — 1232 с.

3.Дионисий (Шленов), игумен. Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание // Портал Богослов.Яи . — 2013. — Режим доступа : http://www. bogos1ov.rU/text/print/3516854.htm1#_f1n3. Дата доступа : 01.10.2014.

4.Дионисий (Шленов), иеромонах. Василий Великий. Аскетическое учение / иеромонах Дионисий (Шленов) // Православная Энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 172-180.

5.Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. — Москва : Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892. — 664 с.

6.Задворный, В. Бенефиций / В. Задворный // Католическая энциклопедия : в 5 т. — Москва : Изд-во францисканцев, 2002. -Т. 1. — С. 546-547.

7.Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ Черноморский и Кавказский. Творения: Отечник, или избранные изречения святых иноков и повести из жизни их / святитель Игнатий (Брянчанинов). -Москва : Лепта, 2001. — 860 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Казуля, С. Праекты манастырскай рэформы у раншх творах м^рапал^а Язэпа Руцкага / С. Казуля // Пстарычны альманах. Навуковы пстарычны i краязнаучы часотс. — Мшск : Беларускае Пстарычнае Таварыства, 2008. — Т. XIV. — С. 94-111.

9.Кияс, З. Обеты монашеские / З. Кияс // Католическая энциклопедия : в 5 т. — Москва : Изд-во францисканцев, 2007. — Т. 3. -С. 960-961.

10.Козловский, И. Съезды базилиан в Западной Руси. Перевод с польской рукописи, составленной известным историком Игнатием Кульчинским, по документам, хранившимся в начале 18 века при униатской церкви Сергия и Вакха в Риме, в рукописной книге под буквой I / И. Козловский // Вестник Западной России. Историко-литературный журнал. — Вильна, 1870. — Кн. IV. — Т. II. — Отдел II. -С. 1-43.

11.Крачковский, Ю.Ф. Очерки униатской церкви / Ю.Ф. Крач-ковский. — Б.м., б.г. — 404 с.

12.Парвов, П. Папские буллы по греко-униатскому вопросу / П. Парвов. — Санкт-Петербург, 1888. — 119 с.

13.Петр (Екатериновский), епископ. О монашестве. Обеты девства, нестяжательности и послушания // Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011-2014 . — 2014. -Режим доступа : http://lib.pravmir.ru/library/readbook/421. — Дата доступа : 04.10.2014.

14.Петров, Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше / Н. Петров // Труды Киевской Духовной Aкадемии. — Киев, 1870. — Т. 2, май. — С. 428-494 ; Т. 3, август. — С. 373-436 ; Т. 4, ноябрь. — С. 343-409 ; 1871. — Т. 1, февраль. — С. 295-374 ; Т. 2, май. -С. 225-317 ; Т. 2, июнь. — С. 480-554 ; Т. 3, июль. — С. 118-189 ; 1872. — Т. 1, январь. — С. 3-85 ; Т. 1, февраль. — С. 161-272.

15.Щцручний, П. Василiянський Чин вщ Берестейського з’еднання (1596) до 1743 року / Порфiрiй Щцручний // Нарис ютори Василiянського Чину Святого Йосафата. Серiя II. — «Записки ЧСВВ» («Analecta OSBM» — Series II). — Рим, 1992. — С. 96-182.

16.Симфония по творениям святителя Григория Богослова / ред.-сост. Т.Н. Терещенко. — 2-е изд. — Москва : ДAРЪ, 2008. — 608 с.

17.Юсим, M.A. Иезуиты / M.A. Юсим // Православная Энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 216-245.

Poczajoviensibus, 1767. — 72 p.; 145 p.; B.c.

20.Constitutiones examinands et seligends in futuris capitulis. -Vilns : Typis Basilianis, 1773. — 369 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE FOURTH MONASTIC VOW OF THE BASILIAN ORDER

Abraham (Gulevich), hierodeacon