Монастырь Белгород

Марфо-Мариинский монастырь создан по уставу Марфо-Мариинской обители, которая находится в Москве и прославилась тем, что ее основательницей стала великая княгиня Елисавета Федоровна Романова. Зимой 1993 года первые насельницы монастыря получили несколько комнат в доме неподалеку от храмов. В январе 1994 года была проведена первая служба во временном храме, а в 1995 году отслужили первую литургию в Покровском соборе.

На территории монастыря действуют два храма — Покровский и Успенско-Николаевский. Во время войны они были сильно повреждены, там располагались тюрьмы и проводились расстрелы. Во время реставрации было найдено множество останков, на их месте построили и освятили часовню в честь Новомученников и исповедников Российских.

Сейчас насельницы монастыря вместе с настоятельницей монахиней Иосафой ухаживают за больными и детьми-инвалидами, помогают многодетным семьям и матерям-одиночкам, бездомным. Так же сестры поддерживают порядок в самом монастыре и в гостинице для паломников, готовят и сами шьют. В белгородской области есть подворья, где у монастыря находятся подсобные хозяйства и выращивается крупный рогаты скот.

Мужской монастырь, устроенный в 1833 г. при кафедральном Троицком соборе Белгорода в постройках бывшего архиерейского дома после перевода архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. В 1-й половине XIX в. в камне выстроены кельи, ограда. Был немноголюден, но активно посещаем паломниками. Закрыт в 1923 г., занят детдомом, потом военной частью. В 1930-1950-х г.г. все постройки разрушены, на месте монастыря сооружен квартал жилых домов. В начале 2010-х г.г. на части старой территории построено новое здание Белгородской митрополии.

Самое большое количество открыток было выпущено с видами Троицкого мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами свт. Иоасафа, интерьер Свято-Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города.

Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском).

В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви. Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре (Бенедиктове). В ней было два престола: главный — во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая. Третья церковь монастыря — домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя св. Тихона Задонского. При этой церкви в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

В год рождения святителя Иоасафа в 1705 году при митрополите Иустине началось строительство здания, в котором впоследствии находились покои святителя. Строительство было закончено 1707 году. В новом помещении митрополит разместил архиерейские кельи. И в них открыл небольшую домовую церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Ко времени открытия мощей свт. Иоасафа в 1911 году его покои, кроме внутренней отделки, сохранились в неизменном виде. Этому способствовало то обстоятельство, что когда покои оказывались тесными, то их расширяли не переделками, а пристройками с юга, где постепенно и построился архиерейский дом, вплотную примыкавший к ним.

В святительских покоях было семь комнат. По парадной лестнице, с замечательными лепными украшениями, через прихожую, попадали в зал, потолок и откосы зала были расписаны картинами из жизни святителя. Из зала, через гостиную, входили в небольшую церковь святителя Иоасафа и преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая была освящена 15 апреля 1914 года. В боковых комнатах хранились грамоты с собственноручными подписями святителя Иоасафа. Покои посещало множество людей. В отдельные дни, особенно летом, через них проходило до шести тысяч человек.

В 1906 году произвели ремонт Свято-Троицкого собора и устроили в нем калориферное отопление. В 1908 году в главном алтаре собора оборудовали кафедру Белгородского епископа.

Кроме главного алтаря, в соборе было два придела. Южный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при епископе Иоасафе (Горленко). В юго-западной стороне собора находился второй придел — во имя Страшного Суда Божьего. Он был построен над склепом, в котором до 4 сентября 1911 года стоял гроб с мощами святителя Иоасафа, по его завещанию и на деньги родного брата, полтавского полковника Андрея Андреевича Горленко.

Свято-Троицкий собор представлял собой красивое крестообразное здание по 15 саженей (32 м) в длину и ширину и 20 саженей (42,67 м) в высоту. Над серединой храмового здания возвышался огромный купол с прорезанными в нем вместо окон нишами, в которых были установлены изображения двенадцати апостолов, и с четырьмя меньшими куполами.

Отдельно от собора, на расстоянии 9 саженей и одного аршина, стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем. Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М. А. Ольховиковым в Харькове. Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре святителя Иоасафа.

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки — одна старая, а другая — новая, построенная в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника.

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород. Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка.

Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда.

Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне. Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма.

Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения. На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа.

22 декабря 1910 года, рассмотрев доклад о подготовке к празднику открытия мощей свт. Иоасафа, дума постановила: перемостить улицы Императора Николая II (ныне Гражданский проспект), Ново-Московскую (ныне проспект Б. Хмельницкого), Садовую (ныне Проспект Славы) и замостить Соборную (ныне Свято-Троицкий бульвар) улицу и площадь против женского монастыря (ныне Соборная площадь). 1 апреля 1911 года император Николай II приказал выдать ссуду городу Белгороду на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей. Заслушав доклад управы о мощении улиц Белгорода, о получении разрешения на перевозку по льготному тарифу 800 вагонов камня, дума постановила: поручить управе приступить к мощению улиц Введенской (ныне князя Трубецкого), Георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области), Шереметевской (ныне Преображенская), части Базарной площади.

Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком монастыре уже 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, которую совершал преосвященный Никодим, в Белгород прибыли и проследовали в монастырь Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. По окончании всенощного бдения храм на всю ночь оставался открытым. Богомольцы прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеление. 4 сентября, в воскресенье, по окончании литургии гроб вынесли из алтаря, поставили посередине собора, и начался молебен. Затем гроб установили на носилки, крестным ходом вынесли из храма и обнесли вокруг всего монастыря. За духовенством шли Великий князь Константин Константинович, Великая княгиня Елизавета Федоровна, ряд высокопоставленных лиц и представителей местной администрации во главе с губернатором Гильхеном. В третьем часу процессия возвратилась в собор. Гроб с мощами святителя вставили в серебряную раку, находившуюся в левой придельной стороне храма.

Издателем А. А. Вейнбаумом была выпущена серия открыток, посвященных открытию мощей свт. Иоасафа, на которых изображены описанные выше события.