Монастырь Черногория

Черногорская Православная Церковь, самопровозглашенная автокефальная церковь, не признанная другими православными поместными Церквами.

Основа Черногорской церкви была заложена в 1220 году, когда на территории современной Черногории сербский патриарх основал подвластную себе епархию — Зетскую. Престол епископов Зеты находился в монастыре св. Михаила Архангела в местечке Превлака (недалеко от современного города Тиват). На Соборе в Скопье в 1346 епископство Зета было поднято до Митрополии.

После падения Сербского государства (1389) турки и венецианцы стали угрожать митрополии. В 1452 году венецианцы разрушили монастырь Михаила Архангела, чтобы облегчить проводимую ими политику латинизации. С 1452 по 1484 престол митрополита перемещался в монастыри св. Марка в Будве, Девы Марии в горах около Бара, Св. Николая во Враньйине, св. Николая в Ободе.

Наконец в 1484 престол окончательно обосновался в Цетинском монастыре. В 1493 году монах Макарий напечатал первую славянскую книгу. А в 1516 году митрополиты становятся не только духовными лидерами черногорцев, но и светскими правителями княжества.

С 1603 года Черногорская митрополия становится фактически независимой юрисдикцией (окончательно каноническая независимость подтверждается за Черногорской Автокефальной Православной Церковью в 1766 году после уничтожения сербского Печского патриархата).

В 1692 году старый Цетинский монастырь разрушается венецианцами и турками. А в 1697 году митрополитом становится Данило Петрович, основатель митрополичьей династии — с этого времени должность митрополита передается племяннику предыдущего правителя. Эта традиция рушится в 1852 году, когда Черногория становится светским государством. Нового митрополита, который теперь становится только духовным лидером избирают только в 1858 году.

Во время правления Николы I Петровича территория Черногории почти удвоилась и церковь была разделена на три епархии. Через два года после вхождения Черногории в Югославию (1918) Македонская церковь вошла в воссозданную в 1920 году единую Сербскую Православную Церковь.

Однако кое-где за границей отдельные приходы этого не признали и продолжали считать себя частью Черногорской Автокефальной Церкви (например в Детройте, США, по крайней мере до 1923 года действовал такой приход под названием Независимая Черногорская Православная церковь св. Власия Остроского).

После крушения советской власти и появления центробежных стремлений в Югославских республиках, в Черногории активизировались сторонники автокефалии (они существовали и с советское время). Это закончилось народным сбором в Цетине 31 октября 1993 года, на котором был избран Митрополит независимой Черногорской церкви (это традиционный метод избрания главы церкви в Черногории) Антоний Абрамович.

В январе 2000 года не признанная в православном мире ЧПЦ была официально зарегистрирована черногорскими властями при участии М.Джукановича.

В 2001-2005 годах в России существовало представительство Черногорской церкви во главе с протопресвитером Александром Сергеевым-Зарнадзе.

На 2008 год церковь распологает шестью храмами в Черногории (где также часто практикуются литургии под открытым небом), также имеются общины в Австралии (штат Новый Южный Уэльс) и Аргентине (провинция Чако).

Сейчас на территории Черногории действуют две юрисдикции — Сербской и Черногорской автокефальной церквей. Последняя поддерживается властями Черногории. Даже приблизительное соотношение верующих этих юрисдикций не известно. Большинство населения (около 80%) являются сторонниками Сербской Церкви.

Долгое время ЧПЦ находилась в евхаристическом общении с Болгарским Альтернативным Синодом и УПЦ КП, однако после принятия в свою юрисдикцию двух запрещенных священников Итальянской Православной церкви отношения с ними были прерваны. В 2007 году в черногорскую церковь из киприанитского синода присоединился епископ Симеон, который был назначен экзархом центральноевропейских государств.

Предстоятели

  • Антоний (Абрамович) (1993-1996)
  • Михаил (Дедеич) (с 31 октября 1998)

Епархии

  • Цетинская (митрополичья архиепископия)
  • Приморская
  • Дуклянская
  • Острошская
  • Беранская (Полимская)

Использованные материалы

  • Исторические справки на сайте «Иерархия Церквей»

Большим спросом пользуются паломнические туры в Черногорию. И это не спроста, ведь здесь расположено множество храмов и монастырей, хранящих в себе величайшие православные реликвии.
Одной из главных святынь Черногории является Цетиньский монастырь. Он расположен в центре города Цетинье. Здесь была основана первая типография. Решались вопросы, касающиеся внешней и внутренней политики страны, а в настоящий момент монастырь является столицей Черногорско-Приморской митрополии Сербской патриархии. В монастырской церкви, возведенной в честь Рождества Пресвятой Богородицы хранятся самые главные реликвии — десница Иоанна Предтечи (Крестителя), который совершал обряд Крещения Иисуса Христа и частица животворящего креста.
Не менее известной святыней Черногории является монастырь Острог, высеченный в скале. Этот действующий православный мужской монастырь основан в XVII веке. Здесь хранятся мощи его основателя, очень почитаемого святого Василия Острожского.

Монастырь Морача, расположен на границе севера и юга страны в живописном месте. Рядом находится каньон реки Мртвица около 9 км длиной и протекает река Морача. Построенный в середине XIII века, монастырь богат старинными фресками XIII, XVI и XVII веков.
Именно эти три монастыря являются наиболее посещаемыми и пользуются большой популярностью у паломников. Помимо них на побережье Черногории можно посетить: Кафедральный собор Святого Трифана и церковь Святого Луки в Которе, монастырь Савина в Герцег-Нови, монастырь на острове Святого Георгия в Боко-Которском заливе, церковь Госпа от Шкрпела в Перасте. Учитывая все это, можно сказать, что Черногория – страна обязательная для посещения православными паломниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 Следующая →|

Достопримечательности типа ‘Святыня’ на карте Черногории
Острог (Черногория) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Вид на монастырь ОстрогВид на монастырь Острог davduf
  • ОстрогОстрог Raison Descartier
  • Монастырь ОстрогМонастырь Острог davduf

Острог не самый древний монастырь в Черногории, но уж точно один из самых знаменитых. Православные паломники посещают его почти так же часто, как и храм Гроба Господня в Иерусалиме. В его стенах хранятся мощи святого Василия Острожского, а также древний молитвослов 1732 г. и церковные подсвечники примерно того же периода.

Острог был построен в 17 в., но пещеры в местных скалах служили пристанищем для монахов с незапамятных времен. В наши дни Острог — действующий монастырь, там проживают 12 монахов, но для туристов это место также открыто. Монастырь состоит из двух частей — верхней и нижней, причем верхняя встроена в скалу на высоте почти 1 км над уровнем моря.

Как добраться

Находится монастырь в горах, у основания скалы Острошка Греда, в 8 км от шоссе, соединяющего Подгорицу и Никшич. От Даниловграда ехать придется 15 км, а от Подгорицы — 30. Добраться до Острога можно на рейсовом автобусе или автомобиле, но следует учесть, что дорога горная, а значит, узкая и извилистая, преодолеть ее под силу опытному водителю.

Из многих туристических городов Черногории сюда приезжают организованные экскурсии с лицензированными гидами, которые не только расскажут много интересного о монастыре и его жизни, но и объяснят основные правила поведения. Поскольку каждый турист обычно хочет увезти с собой на память хотя бы какую-то освященную в Остроге мелочь, при монастыре есть церковная лавка, в которой можно купить свечи, иконки, ладанки, молитвенники и сувениры.

Монастырь Острог — третье по посещаемости место паломничества в мире после могилы Христа и Святой горы в Иерусалиме.

Острожский монастырь

История монастыря ведет свое начало с конца 17 в. Но впервые в пещерах в этих местах поселились неизвестные отшельники, желавшие жить уединенно, вдали от соблазнов. В честь горы, возвышающейся над ним, монастырь получил свое имя — Подострог. Она связана с жизнью и деятельностью святого Василия Острожского, почитаемого не только в Черногории, но и далеко за ее пределами.

Вся жизнь святого Василия Острожского была связана с монастырями. В раннем возрасте его отдали туда на обучение, затем он принял постриг и довольно быстро стал продвигаться по карьерной лестнице: уже в 28 лет он был рукоположен в епископы, а позже стал митрополитом Сербской православной церкви. В это время усилились гонения турков на православных христиан, и Василий всячески старался улучшить ситуацию: обращался за помощью в Ватикан, восстанавливал разрушенные монастыри и церкви и на свои средства строил новые. Турецкие притеснения заставили его переехать в пещеры Острога. Так был основан монастырь, который и сейчас считается духовным центром православных христиан в Черногории. На его территории находится рака с мощами святого. День памяти Василия Острожского — 29 апреля, дата его смерти (по юлианскому календарю).

Сейчас это действующий мужской православный монастырь, в Черногории он почитается наравне со святынями Иерусалима и Нового Афона. Являясь крупнейшим в Черногории религиозным центром и популярным местом паломничества, монастырь широко известен и за пределами страны. Верующие считают, что хранящиеся в монастыре мощи его основателя святого Василия Острожского имеют великую чудотворную силу и исцеляют даже безнадежно больных.

Острог — единственный православный действующий монастырь, куда приходят с паломническими целями не только христиане, но и мусульмане, и иудеи.

Монастырь Острог

Посещение монастыря

Монастырь состоит из двух частей — верхней и нижней. Между ними проходит лесная дорога длиной около 5 км. Но чаще всего паломники идут по более короткой пешеходной тропе, преодолевая расстояние между частями монастыря за 20-25 минут. Обычно сначала посещают нижний монастырь, основанный в 19 веке. Он состоит из монашеских келий и церкви Святой Троицы, где покоятся мощи святого новомученика Станко.

15-летнему сербу Станко турки отсекли обе руки за то, что он держал в них святой крест и не повиновался приказу бросить его на землю.

После нижнего обычно поднимаются в верхний монастырь, основная часть которого встроена в скалу на высоте 900 м над уровнем моря. Состоит она из двух церквей, Крестовоздвиженской и Введенской. Именно в крошечной Введенской церкви, Василий Острожский провел 15 лет в молитвах. Сейчас здесь хранится ковчег с мощами святого, к которым не иссякают очереди паломников — мощи считаются чудотворными. Цепочка движется непрерывно, остановиться и рассмотреть что-либо невозможно. Люди пишут на листочках бумаги свои заветные желания, оставляют послания в щелях и трещинках в стене. Говорят, что здесь все желания сбываются, так что следует быть очень аккуратным в формулировках.

Предания говорят, что множество чудес происходило и с паломниками, и с самим монастырем. Это происходило и двести лет назад, происходит и сейчас. Например, во время Второй мировой войны немецкая авиационная бомба попала во время обстрела в церковь Честного креста, разбилась пополам, но так и не взорвалась. До сих пор лежит она в одной из ризниц. А напротив церкви можно увидеть виноградную лозу, проросшую на месте смерти святого Василия, несмотря на то, что там нет почвы. У выхода из церкви бьет фонтан с целебной водой, которая, как считается, уберегает от бед и лишений. Вода из этого источника разливают в бутылки и бесплатно раздают желающим.

Церковь Святого Распятия представляет собой не только религиозную ценность, но и художественную. В 17 в. мастер Радул расписал ее замечательными по красоте и выразительности фресками. Задача перед художником стояла непростая, так как свод церкви представляет собой стену пещеры, неровную, испещренную уступами, впадинами и трещинами.

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ

(ЧЕРЕЗ РУМЫНИЮ)

НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

11 — 23 сентебря

13 дней / 12 ночей:

1 день. Воскресенье 11.09.

09:00. отправление из Одессы. Переезд по территории Одесской области (300 км). Прохождение украинско-молдавской и молдавско-румынской границ. Переезд по Румынии (250 км). Ночлег в Бухаресте.

2 день. Понедельник 12.09.

Посещение Патриаршего собора св. Константина и Елены в Бухаресте. Мощи покровителя Бухареста прп. Димитрия Нового, Басарбовского (XII-XIII вв.), мощи свв. Константина и Елены, мощи св. Нектария Эгинского. Переезд по территории Румынии (350 км). Прохождение румыно-сербской границы. Переезд на водопад Велики Бук (ок. 180 км). Ужин. Ночлег.

3 день. Вторник 13.09.

Переезд по Сербии (110 км). Монастырь Манасия. Обитель находится внутри крупнейшей средневековой крепости. Духовный и культурный центр, место упокоения Деспота Стефана Лазаревича. Монастырь Раваница. Мощи св. вмч. кн. Лазаря. (ХІV в.). Женский монастырь Жича — «Царская Лавра» (ХІІІ в.). В Жиче короновались сербские монархи, проходили Церковно-народные соборы. Переезд в монастырь Студеница. Ужин. Ночлег.

4 день. Среда 14.09.

Божественная литургия (по желанию). Завтрак. Свято-Успенская Лавра Студеница – древнейший мужской монастырь Сербии (XIII в.), «Мать сербских церквей». Находится под охраной ЮНЕСКО. Мощи прп. Симеона Мироточивого, прп. Анастасии, св. Стефана Первовенчанного.

Монастырь Градац — наследие св. Елисаветы (сербской королевы Елены Анжуйской, XIII в.), уникальное сочетание готики и рашкого стиля.

Монастырь Нова и Стара Павлица, миссионерская византийская церковь (X в.) и наследие Косовских мучеников Стефана и Лазаря Мусичей (XIV).

Г. Новый Пазар, церковь Петра и Павла (VII-IX вв.).

Монастырь Джуржеви Ступови (1171 год). Одна из первых обителей св. Симеона Мироточивого (основателя Сербского государства Стефана Немани). В списке ЮНЕСКО.

Посещение монастыря Сопочаны. Мощи свв. Космы и Дамиана.

Ужин. Ночлег в монастыре Студеница.

5 день. Четверг 15.09.

Божественная литургия (по желанию). Завтрак. Переезд по территории Сербии (190 км). Прохождение границы Сербия – Черногория. (270 км). Воскресенский Кафедральный собор в столице Черногории – Подгорице. Переезд в монастырь Острог. Посещение монастыря Ждребаоник, где почивают мощи св. Арсения Сремского, второго архиепископа Сербского, ученика и преемника свт. Саввы. Также в монастыре хранятся: глава св. мц. Февронии, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Марии Египетской, блаж. Матроны Московской, прп. Серафима Саровского и многие другие. Ночлег в монастыре Острог.

6 день. Пятница 16.09.

Божественная литургия. Посещение верхнего монастыря (в скале) и поклонение мощам свт. Василия Острожского. Свободное время, посещение церковной лавки. Переезд на побережье Адриатического моря. Обед в национальном ресторане. Ночлег на вилле в г. Святой Стефан, на берегу Адриатического моря.

7 день. Суббота 17.09.

Цетинье – древняя столица Черногории (с XV века). Цетиньский Рождества Богородицы мужской монастырь (XV в.): десница св. Иоанна Предтечи, частица Честнаго Животворящего Креста, мощи свт. Петра Цетинского. Поклонение чудотворной иконе Богородицы «Филермская», написанной св. ап. Лукой. Обед в национальном ресторане. Г. Котор, Кафедральный собор св. Трифона (809 г.): мощи св. мч. Трифона. Церкви свт. Николая и ап. Луки (XII в.), частицы мощей свв. ап. Луки, мучеников Авксентия, Мардария и Ореста. Ночлег на вилле, г. Святой Стефан, на берегу Адриатического моря.

8 день. Воскресенье 18.09.

Монастырь Режевичи. Самая старая Успенская церковь была построена Стефаном Первовенчанным в XIII веке (обновлен в XVIII в.).

Прогулка на катере по Скадарскому озеру. Зетский Афон – национальный заповедник Черногории. Посещение монастыря Вранина (XIII в.), одного из главных монастырей средневековой Черногории, бывшей резиденции Зетских митрополитов. Обед на озере. Ночлег на вилле, г. Святой Стефан, на берегу Адриатического моря.

9 день. Понедельник 19.09.

Свободный день. Отдых на Адриатическом море. Питание не предусмотрено. Ночлег на вилле, в г. Святой Стефан.

10 день. Вторник 20.09.

Ранний выезд. (130 км). Посещение мужского монастыря Морача (ХIII-XIV вв.), который располагается в каньоне реки Морача: рука сщмч. Харлампия (1252 г.). (190 км). Прохождение черногорско-сербской границы. Монастырь Милешева: мощи (рука) свт. Саввы Сербского, мощи св. Владислава Сербского, знаменитая фреска «Белый Ангел и Мироносицы». Ужин. Праздничное Всенощное бдение. Ночлег в монастыре.

11 день. Среда 21.09. Рождество Пресвятой Богородицы

Праздничная Божественна литургия. Поклонение святыням монастыря Милешева. Завтрак. Посещение горячих целебных источников в Прибое. Переезд по территории Сербии. (200 км). Монастырь Лелич: мощи свт. Николая Сербского. Ночлег в монастыре.

12 день. Четверг 22.09.

Завтрак. Переезд в Белград: посещение Кафедрального собора свт. Саввы. (100 км). Переезд. Прохождение сербско-румынской границы. Ночлег на территории Румынии.

13 день. Пятница 23.09.

Переезд по Румынии (250 км). Прохождение румынско-украинской границы. (300 км). Прибытие в Одессу.