Монастырь это определение

Монашество возникло в древности, в первые века христианства, но расцвет монашеской жизни относится к IV веку. Монашество — служение особое. Монахи, по слову Христа Спасителя, оставляют все и следуют за Господом. Они жертвуют всем тем, что составляет земное благо для обычного человека: семьей, имуществом, своей волей и мирскими удовольствиями, — чтобы особенно усердно послужить Богу. Христиан иногда называют воинами Христовыми. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что монахи — не просто воины, а воины специального назначения. «Монашество — цвет христианства по чистоте и возвышенности духовной жизни избранных, посвятивших себя на служение Богу», — сказал епископ Петр (Екатериновский).

Во время пострига вступающий в монашество дает три обета: нестяжания, целомудрия и послушания. Эти обеты есть выражение всецелой «преданности себя Богу, с таким расположением духа, по которому христианин всего себя, все, что ему принадлежит, все, что может с ним сретиться, предоставляет воле и Провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела как стяжания Божия» (святитель Филарет Московский). Принявшему монашество дается новое имя, потому что он духовно родился для новой жизни.

Постриг Постриг

Монашествующие отрекаются от мира, чтобы вести строгую духовную жизнь, каждодневную усиленную брань со страстями и врагами нашего спасения — бесами. Своей молитвенной жизнью монахи служат не только Богу, но и людям. Они молятся за людей, оказывают духовную и социальную помощь нуждающимся. Наши русские монастыри всегда были центрами духовной жизни. В них велась большая научно-богословская работа, процветали церковные искусства и промыслы. Но монастыри были не только духовными крепостями, но и укрепленными форпостами, заставами на пути врага, захватчика. Во время нашествия иноплеменников они, иногда много месяцев, держали оборону и укрывали в своих стенах жителей ближайших поселений. Вспомним мужество монахов во время осады Троице-Сергиевой лавры в XVII веке, в пору Смутного времени.

Ныне в монастырях ведется большая духовная, просветительская, издательская, социальная работа. При некоторых монастырях есть дома престарелых, детские приюты, воскресные школы.

Монастыри бывают мужскими и женскими. Большие, особо прославленные мужские монастыри называются лаврами (Троице-Сергиева, Александро-Невская, Свято-Успенская Почаевская, Свято-Успенская Святогорская).

Перед принятием пострига поступившие в монастырь иногда в течение нескольких лет проходят период подготовки, послушания. Эти люди называются послушниками.

Следующая степень — это рясофор, когда над послушником читают определенные молитвы, крестообразно постригают волосы и надевают рясу.

При посвящении в следующую степень, которая называется малая схима, монах приносит обеты и над ним совершается постриг с изменением имени. На него надевают монашеские одежды: подрясник, рясу, мантию и клобук, в руки дают четки.

Существует и более строгая степень монашества — великая схима. Обеты при этом даются более строгие. Монах принимает новое имя. Вместо клобука надевает схимнический куколь, покрывающий голову и плечи.

Схимнический куколь Схимнический куколь

Адрес: Ярославль, пос. Толга
Дата основания: 1314 г.
Свято-Введенский Толгский монастырь основан в годы княжения Давида Федоровича — сына Федора Черного. По преданию, это событие произошло 8 (21) августа 1314 г.

Основание монастыря

Ростовский епископ Прохор, объезжая обширные владения епархии, возвращался из Белозерского края в Ростов. Неподалеку от Ярославля святитель и его спутники сделали остановку на ночь. В полночь всю окрестность озарил яркий свет. Лишь святителю Трифону был явлен его источник — стоящая высоко в воздухе икона Божией Матери. К месту чудесного явления епископ прошел по нерукотворному мосту через Волгу. Долго молился епископ у явившегося ему образа Божией Матери. Он решил не рассказывать своим спутникам об открывшемся только ему чудесном явлении. Но утром все заметили исчезновение архиерейского посоха. Епископ Трифон вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу Волги, и воспринял это как волю Божию открыть своим спутникам тайну ночного явления Божией Матери.
На месте, где молился святитель, за один день срубили небольшой деревянный храм, освятив его во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вечером епископ Трифон внес в храм святую икону, названную по месту ее явления (у впадения р. Толги в Волгу) Толгской Божией Матерью, и установил день ее празднования 8 (21) августа. В новую церковь святитель Трифон назначил игумена, повелев основать на берегу Волги мужскую обитель.

Эпоха расцвета

Главной святыней обители во все времена была Толгская икона Божией Матери, которая к 1392 г. замироточила. В монастырских летописях рассказывается о многих чудесах исцеления, происходивших у иконы.
В XVI в. при игумене Феодосии был устроен монастырский сад. Круг из 12 лип (до настоящего времени сохранилось 11, возраст которых 120 — 160 лет) символизирует 12 апостолов. Севернее круга — 34 кедра (на самом деле – сосна кедровая), которым уже около четырехсот лет.

На протяжении многовековой истории монастырь не раз подвергался нападениям врагов. По самое разрушительное нашествие произошло 31 мая 1609 г., когда польско-литовские интервенты разграбили церковное имущество и сожгли обитель. Защищая главную святыню монастыря — Толгскую икону Божией Матери, погибли 46 монахов. Их захоронили в братской могиле, над которой в 1893 г. была сооружена часовня.
С 1878 г. монастырем управляют наместники. Благодаря многолетним трудам первого наместника обители архимандрита Павла Толгский монастырь в XIX в. стал по благоустройству одним из лучших в России. При архимандрите Павле были построены гостиница, странноприимная палата, пристань на Волге и часовня для служения молебнов во время остановок пассажирских пароходов. В 1911 — 1912 гг. к 600-летию Толгской обители произведен капитальный ремонт всех храмов, отреставрирована живопись Введенского собора. В эти годы в монастыре открылась сельскохозяйственная школа с приютом для сирот.

Советская эпоха

В 1917 г. монастырь упразднен. Ярославский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в ноябре 1918 г. передал постройки и имущество Толгской обители общине верующих. Храмы на территории монастыря до 1928 г. оставались действующими.
6 марта 1929 г. монастырь был закрыт, а в 1932 г. передан в распоряжение Волгостроя НКВД СССР. С 1936 до 1987 года в монастыре находилась детская колония НКВД (МВД). Никольский храм приспособлен под жилье, в проезде ворот устроен гараж. Администрация колонии и камеры находились в Спасской церкви и больничных палатах. Во Введенском соборе в 1930-е годы установлена модель гидроузла для ярославской плотины. С 1943 г. в нем разместились склад детской колонии, собачий питомник, столярная мастерская. В 1960-е годы в подклете собора находились ледник, картофелехранилище и пожарное депо. С 1930 до 1970 года колокольня монастыря использовалась под жилье и складские помещения. Крестовоздвиженский храм был переоборудован (с нарушением конструкций) под кинотеатр.

Возрождение обители

С 1957 по 1989 год под руководством архитектора С.Е. Новикова отреставрирован Спасский корпус, восстановлены завершение колокольни, башни и ограды обители и сада. С 1993 по 1999 год проведена реставрация Крестовоздвиженского храма, трапезной и колокольни.
7 декабря 1987 г. монастырь передан Русской Православной Церкви. По решению Священного Синода на территории древнего монастыря возрождена первая женская обитель (после 1917 г. на территории России все женские монастыри были закрыты).

Первые насельницы появились в обители в декабре 1987 г. Бытовые трудности, частые набеги непрошеных гостей — бывших колонистов — стали для них непосильным испытанием, и они покинули обитель. В марте 1988 г. в монастыре поселились несколько инокинь. Молитвами и трудами обитель начала подниматься из руин. 7 апреля 1988 года в домашней церкви бывшей монастырской гостиницы игуменом Евстафием (Евдокимовым) была совершена первая Божественная Литургия. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского женского монастыря назначена игуменья Варвара (в миру Александра Ильинична Третьяк).
20 августа 1992 г. был освящен Свято-Введенский собор. В том же году полностью отреставрирован и освящен Никольский храм. В 1988 г. у монастыря появилась еще одна святыня — мощи церковного мыслителя Игнатия (Брянчанинова), канонизированного в 1988 г. В 1990-е годы гостями возрожденной обители были Президент России Б.Н. Ельцин, Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В начале XXI века возрождённый Толгский монастырь привлекает тысячи паломников со всех концов России и из зарубежных стран.
Иван Смолин

Возврат к списку

Православная Черногория, как и Россия, не может обойтись без святых мест. В этой стране много храмов и монастырей, причем некоторые из них находятся в довольно удаленных местностях. Однако черногорские монастыри настолько красивы и самобытны, что туристы, приезжая в Черногорию, считают своим долгом обязательно побывать если не во всех святынях, то хотя бы в нескольких, самых известных.

Черногорские монастыри можно посещать в рамках обычных туристических экскурсий, как чаще всего, и поступают путешественники. Однако есть и специальные паломнические туры, которые имеют свою специфику, однако позволяют побывать именно в святых местах, не отвлекаясь на прелести курортного отдыха.

Попробуем перечислить наиболее популярные монастыри и церкви страны, которые, как правило, входят в программу большинства экскурсий и туров, а также поправу занимают лидируещие места в списке достопримечательностей Черногории.

1. Монастырь ОстрогМонастырь Острог

Острог — один из самых известных монастырских комплексов не только на Балканах, но и во всей Европе. Он расположен в горах и состоит из двух частей. Был основан в 17 столетии святым старцем Василием Острожским. Монастырь является действующим, что не мешает туристам посещать его ежегодно. В состав комплекса входят Крестовоздвиженский и Введенский храмы. Здесь же находятся мощи самого святого Василия Острожского, а также мощи нескольких мучеников. Между верхним и нижним монастырями проложена горная тропа, которую многие туристы преодолевают пешком. При желании можно доехать к верхней части комплекса и на автомобиле. Монастырь Острог обычно посещают туристы на групповой экскурсии монастырь Острог + Подгорица. Отзывы паломников самые лучшие об этом месте — оно действительно намоленное и необыкновенное.

2. Цетинский монастырьЦетинский монастырь

Этот храмовый комплекс нередко называют сердцем самого православия в Черногории. Монастырь был основан свыше 500 лет назад в Цетине — старой столице Черногории, именно здесь находится резиденция митрополита. По преданию, создателем и основателем комплекса является Иван Црноевич, который, скрываясь от турок, сбежал в Италию. Однако там он настолько тосковал по родине, что дал обещание по возвращении выстроить храм – и его исполнил. Производит впечатление церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В монастыре хранятся мощи Св. Петра Цетинского, а также две великие святыни – частица Креста Господня и десница Иоанна Крестителя. Этот монастырь посещают в основном туристы на экскурсии Цетинский монастырь и Острог. Также только хорошие отзывы.

3. Монастырь Морача

Этот комплекс, построенный еще в 13 веке, стоит на берегу каньона реки Морача.Монастырь Морача Неподалеку находится великолепный водопад Светигора. Ландшафты вокруг монастыря настолько красивы, что многие туристы совмещают визит в монастырь с прогулками и фотосессиями на природе. Сам же монастырь включает в себя две церкви (Святого Николая и Успения Святой Богоматери), а также ряд келий. От внешнего мира монастырь огорожен высокой стеной. Здесь можно увидеть уникальные фрески, рассказывающие о житии пророка Илии. Несмотря на то, что фрески частично повреждены, они все равно являются достопримечательностью монастыря. В Мораче хранится своя святыня – рука Святого Харалампия. Святое место можно посетить купив экскурсию на Каньоны Черногории. Многочисленные отзывы помогут вам определиться в выборе организатора и экскурсий.

4. Пивский монастырьПивский монастырь

Комплекс считается довольно уединенным, но все же сюда нередко приезжают туристы на групповой экскурсии Гранд Каньоны Черногории. Построенный в 16 веке, монастырь через несколько столетий был разобран по камушку и перенесен на новое место, когда власти Югославии решили строить гидроэлектростанцию в каньоне реки Пива, после чего образовалось прекрасное Пивское озеро с его изумрудной водой. Здесь хранятся частицы мощей сразу нескольких святых, есть также собственный источник, вода в котором способна исцелять больных. Явный интерес представляют и оригинальные фрески 17 века. Это очень тихое, душевное место, поэтому мнения посещаемых туристов восторженные.

5. Церковь на острове БогородицыЦерковь на острове Богородицы

У этой церкви несколько названий, в том числе, и Богородица на рифе. Небольшой храм построен на рукотворном острове неподалеку от Пераста на побережье Черногории. Интерес туристов, прежде всего, вызывает история его создания. Сама же церковь была построена в 17 веке и посвящена Богородице, которая, как уверены жители Пераста, оберегает моряков и путешественников. Храм невелик, роспись его была создана живописцем Трипо Коколя.

Излюбленным способом посещения всех путешественников — экскурсия Бока Которская бухта на корабле. Сюда можно попасть только на индивидуальных экскурсиях или групповых турах морем на катере или другом плав. средстве. Удивительное место и очень красивое.

6. Храм Воскресения Христова в Подгорице

Это кафедральная церковь, построенная в черногорской столице за 20 лет и освященная лишь

Храм Воскресения Христова в Подгорице

в 2013 году. Храм является одним из самых крупных и монументальных в современной Подгорице и Европе. Возводился собор на деньги как государства, так и самих жителей. Православный храм впитал в себя мотивы и наследие всего православного мира. Это чувствуется не только в неовизантийском стиле, но и в элементах украшения внутренних помещений. Звонница вмещает несколько колоколов, самый крупный из которых весит до 11 тонн.

Посещение храма возможно как на индивидуальной экскурсии по монастырям Черногории «Экскурсия 4 монастыря: Цетинье + Острог + Дайбабе + храм в Подгорице», так и на групповой Острог + Подгорица.

7. Монастырь святого Трифона в КотореМонастырь святого Трифона в Которе

Всего в Черногории два кафедральных католических храма, Святой Трифон – один из них. Собор находится в Которе и является кафедральной церковью местной католической епархии. Построен он в 12 столетии, это одно из самых старых храмовых сооружений страны. В 17 веке произошло сильнейшее землетрясение, вследствие чего собор был частично разрушен. В результате колокольни храма, являющиеся его гордостью, были заново выстроены. Внутри собора прослеживаются явные готические мотивы – например, балдахин дарохранительницы. Мощи самого Святого Трифона находятся в старинной часовне.

Его туристы обычно запоминают на экскурсии Сердце Черногории. Отличная обзорная экскурсия по монастырям и красотам страны.

8. Церковь Святого Луки в КотореЦерковь Святого Луки в Которе

Эта которская церковь интересна, прежде всего, тем, что в ней было установлено сразу два алтаря – католический и православный. Изначально храм, построенный в 12 веке, был католическим, однако во времена Османской империи сюда начали прибывать православные жители. Долгое время службы в церкви шли на двух алтарях. Сегодня церковь Святого Луки является полностью православной. Из святынь, хранящихся здесь, можно назвать частицу мощей апостола Луки. Интересный алтарь в греческом стиле и пол из погребельных плит удивят каждого паломника.

9. Церковь Святого Николая в Которе

Выстроенный в византийском стиле православный храм в Которе на сегодняшний день

Церковь Святого Николая в Которе

является не просто действующим – службы проводятся здесь дважды в день. Саму церковь нельзя назвать старинной в полной мере, она была создана в начале 20 века. Тем не менее, архитектура собора и его внутреннее убранство пользуются популярностью у любопытных туристов. Главной достопримечательностью храма является большой и очень красивый иконостас, а также икона Богородицы, известная под названием «Троеручица».