Монастырь Иоанна Богослова

Находится монастырь на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани. Историческое предание относит его возникновение к концу XII или началу XIII столетия когда в эти края пришли монахи — проповедники Слова Божия, чтобы просветить окрестных язычников светом спасительной Христианской веры. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова — одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью в благословление новопросвещённой Русской земле. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В славянском Прологе под 26 сентября повествуется, что он был написан в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукою которого вспомоществующе водил сам, явившийся ему, апостол Иоанн Богослов. Первоначально монастырь возник несколько в ином месте. Под соседним холмом, из подножия которого и по сей день истекают родниковые ключи с целебной водой, пришедшие монахи ископали пещеры, в которых устроили храм и поселились сами. Место основания обители, столь живописное ныне, в те далёкие времена имело вид мрачной и суровой пустыни. На монастырском холме и окрестных высотах рос многовековой дубовый лес. Низменное пространство к югу до самой Оки было покрыто непроходимыми топями и болотами.

В 1237 году святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. В ту пору хан Батый, разорив столицу Рязанского княжества, Старую Рязань, и продвигаясь со своим войском вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить его и сжечь. Однако, грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет. В 1653 году при архиепископе Рязанском, священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского Кремля, печать была снята для позлащения большой водосвятной чаши. В XVI — первой половине XVII века монастырь претерпевал многократные разорения со стороны крымских татар, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений в XVI столетии была сделана попытка перенести монастырь в более безопасное место — в село Высокое Михайловского уезда, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Но апостол Иоанн Богослов сего не желал. Его чудотворная икона скрылась из местного храма и была вновь обретена в изначальной Богословской обители, но уже не на старом месте, а несколько севернее, в монастырском лесу на огромном дубе, где ныне возвышается собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией, усмотрев в чудесном перенесении образа вразумление свыше, вернулись на прежнее место. Дуб же этот, до самого построения собора, оставался постоянно зеленеющим деревом. При расчистке площадки для храма, первоначально деревянного, дуб спилили, а доску, изготовленную из него, положили поверх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря. Хотя обитель и владела обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не позволяли ей благоустроиться. До середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными.

В 50-е годы XVII века строятся каменная ограда и Святые врата. Последние, по форме своей напоминают обычный куб со сквозным арочным проемом, выходящим на северную и южную стороны. Святые врата увенчивает небольшой купол с крестом, придавая им идейную и архитектурную законченность. В интерьере они украшены старинными фресками, относящимися также к XVII столетию. Это единственные на Рязанской земле фресковые росписи, сохранившиеся от такой древности. В силу позднейших перестроек нашего времени Святые врата оказались внутри монастырской ограды. Во второй половине XVII века, по проекту Юрия Яршова, в обители возводится каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор, в нижнем ярусе которого был освящен престол во имя святителя Николая Чудотворца, а наверху — апостола Иоанна Богослова. В том же году в монастыре устраивается второй каменный храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы (разобранный по ветхости в 1868 году). Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились настоятельский корпус и малая шатровая колокольня. Патриарх Адриан в 1652 году своей грамотой благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованой митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии. Несмотря на переменчивую политику государства по отношению к Церкви в петровское и последующее время обитель находилась в благоденственном состоянии. Численность братии составляла тогда около 50-ти человек.

После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX столетия. В 1860 году неподалёку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов — потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии. Будучи ревнителем христианского благочестия, Давид Иванович становится главным благотворителем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор (он становится одноэтажным). В соборе устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Этот собор, уже в обновлённом виде, был вновь освящён 5 октября 1862 г. во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Благодаря ходатайству Д. И. Хлудова настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865 года Святейший Синод определил быть иеромонарху (затем игумену, а с 1870 года — архимандриту) Виталию (Виноградову), а сам монастырь стал общежительным. В течении последних лет духовная жизнь обители существенно преобразилась. Устав общего жития для неё был заимствован из Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря и отличался аскетически-строгими правилами. Был введён благолепный, более продолжительный чин богослужения, а впоследствии и замечательное своим содержанием вечернее правило с поклонами, которое стало ощутимым подспорьем для братии в навыкновении умному деланию — молитве Иисусовой, этой существенно-важной части монашеского подвига.

В 1868-1870 годах на средства Д. И. Хлудова возводится новый Успенский собор с тремя престолами (главный — в честь Успения Божией Матери; правый в честь «Тихвинской» иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского, небесного покровителя Давида Ивановича Хлудова; левый — в честь святителя Николая Чудотворца). В 1868-1878 годах строится новый трёхэтажный братский корпус. Вне монастырской ограды в 1867 году был возведён двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев. В том же году было построено здание церковно-приходской школы для местных крестьянских детей. Иноки ежегодно обучали в ней более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности предоставлялись им также за счёт монастыря. Усердием того же доброхотного купца Д. И. Хлудова в 1873 при обители была устроена богадельня на 150 человек, из которых в ней могли получать призрение 60 человек мужского и 60 человек женского пола — престарелых, достигших 60-ти летнего возраста, а равно без различия лет и те, которые по разным болезням и природным недостаткам не могли своими трудами себя пропитать. Также и 30 человек больных, по 15-ти каждого пола. Не одни только живущие в богадельне, но и вне её — временно приходящие для излечения получали медицинскую помощь. С этой целью при богадельне имелась постоянная аптека с опытным фельдшером. В здании богадельни был освящён и действовал храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Богослужение в нём совершалось силами братии монастыря. Уже после Д. И. Хлудова, в 1901 году, на его средства, по проекту рязанского архитектора И. С. Цеханского строится 76 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, где имелись старинные книги XVII-XVIII веков. Архимадрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти ста лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В годы гонений на церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимадритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и по обвинению в контрреволюционной деятельности осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчезла одна из главных из её святынь — древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. С того времени местонахождение иконы неизвестно. Осенью 1988-го года Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. По благословлению управлявшего тогда Рязанской епархией архиепископа Рязанского и Касимовского (а ныне прибывающего на покое митрополита) Симона наместником монастыря был назначен архимандрит Авель — опытный в духовной жизни, с 1945-го года подвизающийся в монашеском звании, священнослужитель. С того времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 архимандрит Авель, обременённый тяжестью лет, ушёл на заслуженный покой. Решением Священного Синода управление обителью было возложено на преосвященнейшего Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в истории обители первым настоятелем — архиереем. За прошедшие 17 лет с Божьей помощью сделано уже немало. В Иоанно-Богословском соборе трудами рязанских мастеров устроен новый, резной, в древнерусском стиле иконостас. Московским иконописцем Александром Чашкиным расписан алтарь. Продолжается реставрация Успенского собора. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого располагается трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого начала возрождения обители освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В конце 90-х годов XX века он был полностью отреставрирован и расписан. В храме установлен тябловый иконостас в стиле XVII века. Во время возобновления храма 19 мая 2001 года он был дополнительно посвящён, прославленному в 2000-м году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, государю-страстотерпцу Николаю II. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Завершается обустройство нового двухэтажного жилого корпуса, в котором уже действует трапезная для паломников. В нём будет устроен храм в честь Российских князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Ныне он готовится к освящению.

По милости Божией и усердием архимандрита Авеля (Македонова) собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение — Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также священные предметы, связанные с именами сщмч. Мисаила Рязанского и новомученика сщмч. Иувеналия Рязанского. Под алтарной частью Богословского Собора в 1993 году устроен и освящён храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Восстановлена каменная ограда с башнями. Вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами, находится Святой источник. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается случай об исцелении 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, который произошел в 1872 г. Известны и многочисленные исцеления от рака, которые происходят и в наши дни. В 1874 г. над Святым источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся. В 2005 г. начались большие работы на источнике: воссоздается часовня, строится новая просторная купель, построена монастырская церковная лавка. После окончания этих работ планируется восстановить и старые пещеры, находящиеся рядом с источником.

Из брошюры «Свято-Иоанно-Богословский монастырь». Издательство «Лето». Рязань. 2006 г.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища.
В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416 лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.
В XVI — первой половине XVII-го века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался.
В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяла с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия.
До середины XVII-го века все постройки в обители были деревянными.
После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX-го века.
В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов — потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, ставший главным благотворителем монастыря. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь преобразуется в общежительный.
Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом, управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.
Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.
В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.
Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.
В 2004 году отец Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в ее истории первым настоятелем — архиереем.
Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.
С 2006 по 2011 годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.

4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.

В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).

В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь, собор св. Иоанна БогословаИоанно-Богословский Пощуповский монастырь, собор св. Иоанна Богослова Max071086
  • Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь, колокольниИоанно-Богословский Пощуповский монастырь, колокольни Максим Шанин
  • Купель Иоанно-Богословского Пощуповского монастыряКупель Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря Max071086
  • Башня стены Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыряБашня стены Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря Max071086
  • Вид на Иоанно-Богословский Пощуповский монастырьВид на Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь Max071086

На правом берегу Оки, там, где когда-то были лишь непроходимые трясины да вековые леса, возвышаются стены древнейшего монастыря Рязанщины — Иоанно-Богословского. Точная дата постройки этой святыни не известна, по преданиям, обитель была основана на рубеже 12—13 веков греческими монахами, которые привезли с собой икону Иоанна Богослова — главную святыню монастыря. Икона эта прославилась разными чудесами, одно из которых связано со спасением Иоанно-Богословской обители от нападения хана Батыя.

В ночном видении хану явился старец и запретил грабить храм, тот послушался и даже поклонился чудотворному образу Иоанна Богослова.

К сожалению, монастырь не смог избежать таким образом всех напастей, история его наполнена печальными эпизодами. Обитель не однажды подвергалась разорительным набегам крымских татар, периоды процветания сменялись упадком, но впереди маячило одно из самых страшных испытаний — в годы советской власти большевики не просто запретили деятельность монастыря, но и увезли монахов, отправив их в ссылки и концлагеря, а в монастырских зданиях устроили клуб, колонию для несовершеннолетних и открыли училище механизации. Стоит ли говорить о том, что церковное имущество было разворовано, библиотека сожжена, лишь часть бесценных икон передана в музеи? В 1988 г. Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви, и с этого времени началось его восстановление.

На правом берегу Оки, там, где когда-то были лишь непроходимые трясины да вековые леса, возвышаются стены древнейшего монастыря Рязанщины — Иоанно-Богословского.

Сегодня в Иоанно-Богословском монастыре размеренно течёт монашеская жизнь и совершаются регулярные богослужения. Рядом с обителью расположен святой источник с целебной водой и купель, в которую можно окунаться в течение всего года, здесь же строится новая часовня.

Настоящей гордостью обители считается громадная библиотека, в которой собраны не только современные богословские и философские издания, но и старопечатные образцы, редкие книги дореволюционного периода, рукописи.

Полезная информация

При монастыре работает двухэтажный паломнический центр, в любом из 19 номеров которого паломники могут остановиться на ночлег; номера вмещают от одного до 12 человек, удобства расположены на этаже. Стоимость проживания в номере на 6 человек составляет 900 RUB, а одноместный номер стоит 2000 RUB. Всем паломникам будет предложена бесплатная трапеза.

Цены на странице указаны на апрель 2021 г.

При желании паломники могут отправиться на экскурсию, во время которой посетят храмы и смогут поклониться монастырским святыням. Богослужения в Иоанно-Богословском монастыре совершаются каждый день.

Адрес: Рыбновский район, село Пощупово.

Телефон: +7 (4912) 24-04-33. Факс: +7 (4912) 24-04-19.

Добраться до монастыря вы сможете на личном автомобиле или на общественном транспорте. Автолюбителям следует ехать по трассе Москва — Самара по направлению на Рязань, у поста ГИБДД повернуть по указателям на село Константиново, после чего ещё раз повернуть на село Новоселки и ехать до села Пощупово.

Туристам из Москвы нужно сесть на электропоезд «Москва — Рязань», который отправляется от Казанского вокзала, и доехать до станции «Рыбное», здесь можно пересесть на рейсовый автобус «Рязань — Новоселки» или на маршрутное такси «Рязань — Костино» и доехать до села Пощупово.

Село Высокое принадлежало к числу вотчин Иоанно-Богословского монастыря, который находится сейчас в Рыбновском районе. Согласно преданиям, до 17 века именно здесь, между селами Плахино и Высокое, располагался тот самый монастырь, что позже был перенесен в Пощупово. С той далекой поры эта местность вместе с 25 деревнями — вотчинами монастыря стала именоваться как «Богословщина». В 1237 году, когда города Рязанского княжества выжигала Золотая Орда Батыя, Богословская обитель оказалась не разоренной. По легенде, грозному хану явился во сне сам евангелист Иоанн Богослов и устрашил его гневом Божием, если тот решится разрушить святое место. Батый, оставив монастырь нетронутым, пошел на Коломну, а в знак своего почтения и покровительства даровал монахам золотую печать, которая долгое время (вплоть до 1653 года) хранилась при почитаемой иконе Иоанна Богослова.

Существующая ныне каменная Богословская церковь упоминается в окладных книгах 1676 года, а в конечном варианте храм выстроен в 1689 году и относится к старейшим каменным постойкам на территории Рязанской области. С точки зрения архитектуры, это отличный образец посадского храма с шатровой колокольней, трапезной и небольшим кубическим четвериком, завершенным декоративным пятиглавием. Церковь в селе Высокое была закрыта 15 июня 1938 года. В храме хотели устроить клуб, но помещение пустовало вплоть до сентября 1940 года. В последующее время бывшее церковное здание использовалось как зернохранилище, мельница, позже — как склад удобрений. Храм был возвращен верующим в 1996 году и повторно освящен 28 сентября 1997 года. Правда не удалось сохранить до начала реставрации храма шатровую колокольню Богословской церкви — после 1917 года она была взорвана и разграблена на кирпичи. Сегодняшняя звонница — лишь отличный образец мастеров-реставраторов и пример того, насколько точно можно стилизовать «новодел» под старину.

Источник информации: статья в еженедельнике «Дом, Строй», №15, от 17.04.2013 г.