Монастырь кобрин

Построен новый православный храм

31 мая 2010 года освящена церковь Свято-Иоанна Кормянского в деревне Глинянки Кобринского района Брестской области
I. Немного истории села

Впервые селение Глинянки в письменных источниках упоминается в 1563 году. Село в составе Кобринской экономии ВКЛ (Великого Княжества Литовского). В селе 26 домов, 27 волок земли и порядка 150 жителей. С 1795 года село в составе Российской империи. Земли с крестьянами завоевателями в лице российской императрицы Екатерины II были переданы в дар Александру Суворову, которые впоследствии будут проданы помещику Тельшевскому, владение которого к тому времени располагало 653 десятинами земли. На то время в селении были только сыроварня, хлебозапасный магазин и корчма. К началу первой мировой (1914 год) в селе, с окрестными фольварками, проживало больше 200 жителей. Беженство и пожары первой мировой Божьей волей минули наше село. На сегодня в деревне Глинянки насчитывается порядка 100 домов и порядка 250 жителей.
II. История храма

Православной церкви в деревне Глинянки никогда не было, А самое странное было вот в чём: часть православных прихожан ходили в близлежащую церковь села Черевачицы, часть в церковь села Тевли. Третья часть – в храм села Вежки (соседнего Жабинковского района). Так, кстати, и хоронились.

Попытка построить свой храм предпринималась не один раз. Но не находила поддержки местного руководства. И только два года тому председатель местного СПК «Батчи» Виктор Владимирович Балабушко поддержал желание прихожан. Выделили большую половину денежных средств, на которые в течение почти года в центре деревни в бывшем здании старого правления колхоза реконструировали храм, с воскресной школой. Остальные деньги собрали прихожане. С окрестными деревнями на сегодня насчитывается больше 400 жителей, 90% из них православного вероисповедования.
III. История белорусского святого Иоанна Кормянского

Родился праведный Иоанн (в миру Иоанн Иоаннович Гашкевич) 20 октября 1837 года в местечке Стрешин (ныне Жлобинского района Гомельской области) в семье местного священника. Закончил Могилевское духовное училище, затем Могилевскую духовную семинарию.

Службу в церкви начал в селе Шерстин (ныне Ветковский район Гомельской области). В 1862 году обвенчался в девицей Марией. В 1876 году был переведен в деревню Огородня-Кузьминичская (ныне Добрушский район Гомельской области) в Св.Никольскую церковь, в которой прослужил 36 лет. В возрасте 48 лет о.Иоанн посетил Киево-Печерскую лавру, где получил благословение на монашеский образ жизни. И уже до смерти не вкушал мясной пищи. Предавался строгому посту. Ум свой всегда занимал молитвой, научая этому своих сыновей (у него их было пятеро), двоих дочерей и прихожан.

В возрасте 75 лет по состоянию здоровья о.Иоанн уступил место священнослужителя своему младшему сыну Иоанну. Земная жизнь святого праведного Иоанна Гашкевича окончилась осенью 1917 года. Похоронили его возле Св.Никольской церкви, с правой стороны от алтаря.

В середине 1930 года. Св.Никольский храм был закрыт советской властью (Гомельщина была в составе СССР). А в 1956 году храм сожгли на глазах местного населения. Остатки пожарища трактором счистили в ров. На месте храма устроили футбольное поле и танцплощадку. И только спустя 50 лет в деревне Огородня-Кузьминичская построят храм с тем же названием, но уже в другом месте. Это будет в 1981 году. А на месте сожженного храма установят большой дубовый крест.

Начав строить храм, люди все чаще начали вспоминать настоятеля храма о.Иоанна, что и сподвигло иеромонаха Стефана, настоятеля Св.Покровской церкви соседнего села Корма (ныне епископа Туровского и Мозырского), начать поиски места захоронения батюшки Иоанна. Поиски увенчались успехом. Гроб был найден 9 сентября 1992 года. Под покрывалом обретались нетленные останки. Рядом нашли останки истлевшие иерея Михаила, сына о.Иоанна (все останки были освидетельствованы специальной комиссией).

С благоговением и трепетом нетленные останки о.Иоанна были переложены в новую ткань и перевезены в с.Корма, в храм Покрова Богородицы. Сделали новый гроб, оббили его малиновым бархатом, а внутри зеленой тканью с крестами, над склепом (ракой) установили надгробье и крест. Рака с нетленными мощами стоит слева от алтаря (т.е. святой почивает открыто).

Святейший Синод БПЦ канонизировал св.Иоанна Кормянского 31 мая 1998 года. Люди приходят к мощам о.Иоанна со своим горем и радостью. Просят его представительства перед Богом. И по вере своей обретают утешение. Частички мощей св.Иоанна Кормянского находятся во многих храмах Беларуси, России, Украины, на Кипре, в Канаде, Болгарии, Австралии.

В 2000 году Св.Покровский храм в Корме был преобразован в Свято-Покровский-Кормянский женский монастырь. В честь Иоанна Кормянского построены несколько храмов. Первый из них в Гомеле, затем в Минске и Горках Могилевской области. Строятся в деревне Малые Лётцы, под Витебском. Построены часовни в нескольких странах Ближнего Востока.
IV. События дня 31 мая 2010 года

Освящение храма в честь святого Иоанна Кормянского происходило 31 мая, в день канонизации святого Святейшим Синодом Белорусской Православной Церкви. Почему православные христиане решили свой храм освятить в честь этого святого? Ответ прост. На протяжении последних десяти лет не единожды прихожане нашего и соседних сёл ездили в паломничество в Корму Добрушского района, поклоняться мощам святого Иоанна. И не единожды получали от него утешение и помощь. Поэтому и решили свой храм освятить в его честь.

Кобринский женский монастырь во имя Всемилостивого Спаса — одна из древнейших обителей республики Беларусь. Первое упоминание о монастыре в местечке Кобрин датируется 1497 годом. При этом известно, что ещё в 1465 году кобринская княжна Ульяна (Иулиания) со своим сыном Иваном Семёновичем из потомков князя Ольгерда Гедиминовича, из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество. О количестве насельников того периода сведений не сохранилось. Со смертью князя Иоанна Семёновича прервалась мужская линия князей Кобринских. Позднее княжеством некоторое время владели его жена Феодора Ивановна (до 1512 г.) и сестра Анна Семёновна. После смерти последней, в 1519 году местечко Кобрин перешёл в королевские столовые имения, а вместе с ним королю перешло и право патроната над монастырём. Стоит сказать, что в 1492 году княжна Феодора Ивановна добавила к монастырским землям село Корчицы, передала во владение две корчмы, а также часть прибыли со «всякого хлеба» и мельницы на реке Кобринка.

В 1532 году король Сигизмунд подарил Кобринские земли своей жене, королеве Боне Сфорца. В рамках земельной реформы, которую затеяла новая владелица Кобринщины, была проведена ревизия всех имений, в том числе и Спасского Кобринского монастыря. Кроме предметов культа, в монастыре тогда находилась библиотека с очень редкими томами. Проводивший ревизию боярин Семён Яскович особое внимание обратил на Евангелие древнего письма, окованное серебром, и на другие рукописные книги большого формата. В библиотеке были и первые печатные кирилличные книги, изданные в 1491 году Швайпольтом Фиолем в Кракове: Осмогласник «Октоих» и Постная «Триодь». 20 мая 1595 года в монастыре прошли переговоры о церковной унии между епископом Луцким и Острожским Кириллом Терлецким с одной стороны и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой с другой.

После подписания акта Берестейской церковной унии в 1596 году Спасский монастырь был переведён в униатство и решением королевы Польской и Великой княгини Литовской Анны Ягеллонки, дочери Сигизмунда I Старого, переходил под юрисдикцию Луцкого епископа Кирилла Терлецкого. Последним православным архимандритом был Иона (в миру шляхтич Иван Петрович Гоголь), который позже стал униатским турово-пинским епископом. После введения унии православные монахи были изгнаны из Спасского монастыря, а в стенах обители разместились базилиане — монахи униатского монашеского ордена. В 1652 году польский король Ян Казимир, «зная ревность и уседие к унии монаха ордена Василия Венедикта Глинского», представляет ему Кобринскую архимандрию, с согласия Пинского униатского епископа Пахомия. Таким образом, Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандриею с церковью, монастырём, фольварками, сёлами, землями, сенокосами и другими доходами. В 1626 году в монастыре проходил Кобринский церковный собор высшего униатского духовенства. Монастырские строения нередко подвергались разрушению во время боевых действий, грабежа или пожаров, вследствие чего следовала перестройка зданий. Так, например, во время Кобринского боя 27 июня 1812 года пожаром была уничтожена древняя деревянная монастырская церковь.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона находилась в Кобрине, Спасский монастырь стал невольным участником боевых действий. О состоявшемся сражении свидетельствует мемориальная доска, расположенная на монастырском здании. Она гласит: 15 июля 1812 года после девятичасового упорного боя, здесь капитулировал и сложил оружие саксонский отряд под командованием генерала Клингеля, входивший в состав 7-го коруса армии Наполеона. В бою русскими войсками под командованием генерала Тормасова были захвачены 4 знамени и 8 пушек. В плен сдались 2382 солдата, 76 офицеров и 2 генерала. Так произошла первая полная победа русских войск со времени начала военных действий 1812 года, после которой командующий 3-й Западной армией генерал А. П. Тормасов в Кобрине прнимал парад русских войск и колонну пленных, а в Санкт-Петербурге в честь этого события прогремел первый победный салют. Указом императора Николая I от 28 04 1828 года в Санкт-Петербурге была учреждена особая греко-униатская коллегия под председательством униатского митрополита Иоасафа Булгака. Решением коллегии были направлены на очищение униатского богослужения от латинских обрядов и возвращение к постановлениям Брестского собора 1596 года. Униатской коллегии было поручено провести ревизию всех базилианских монастырей и ненужные из них закрыть. В результате было упразднено свыше 60-ти таких монастырей, а их имения поступали на содержание училищ и православного духовенства. Среди этого числа значился и Кобринский Спасский монастырь.

1 сентября 1830 года в обители было открыто уездное духовное училище. С 25 марта 1839 года, после Полоцкого собора, упразднившего церковную унию 1596 года и провозгласившего воссоединение с православием всей Российской империи, училище перешло в ведение Православной Церкви. Синодальным указом от 8 сентября 1872 года училище было переведено из Кобрина в местечко Жировичи (Гродненская область). Пожар 1895 года, а также Первая мировая война полностью уничтожили монастырские строения, оставив лишь полуразрушенный келейный корпус. Жилой корпус пострадавшей обители стоял в запустении до 20-х гг. ХХ века, когда здание было отремонтировано по приказу польских властей для последующего размещения в нём поветового суда. В ходе реконструкции были полностью уничтожены остатки внутреннего православного храма. По словам бывшего директора Кобринского музея А. М. Мартынова, в ходе работ были найдены остатки захоронений кобринских князей, а также замурованные в стенах склепы в оковах. В отремонтированном здании разместился суд Кобринского повета, просуществовавший здесь с 1923 по 1939 годы. После войны монастырское здание было передано под Горкомхоз, а с 1962 года здесь расположилось районное отделение внутренних дел (РОВД), находившееся тут до 2010 года.

20 ноября 2010 года, после переезда милиции в новое здание, синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница». После восстановления монастыря при нём было возведено одноэтажное келейное здание (новый корпус), а также проведён капитальный ремонт исторического здания жилого корпуса. В 2015 году в монастыре отметили 550-летие со времени первого письменного упоминания.

Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине ХVIII века. Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-ти метром в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметичен, центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением, насыщен лепными декоративными элементами. Фасады раскрепованы пилястрами и фигурными филёнками вокруг прямоугольных оконных проёмов. Перекрытия над этажами балочные, свод подвала — цилиндрический. Изначальная внутренняя планировка не сохранилась. Ранее центральную часть корпуса занимала монастырская церковь. В северо-западном углу первого этажа находилась трапезная. Другие помещения были жилыми и служебными. На монастырской территории издавна находилось два пруда. По народному преданию, в них находили разнообразное оружие. Утверждалось также, что там затоплены колокола Александро-Невского собора, так как в Первую мировую войну по причине вынужденного отступления власти отдали приказ ни в коем случае не оставлять неприятелю медные церковные колокола. До наших дней сохранился только один пруд.

С сайтов: www.azbuka.ru/Кобринский Спасский женский монастырь и www.spas-kobrin.cerkov.ru