Монастырь николо перервинский

Редкий вопрос вызывает среди историков столь оживлённые дискуссии, как время основания Николо-Перервинского монастыря, некогда одного из крупнейших и известнейших не только в Москве, но и по всей России. Вопреки документальным свидетельствам, упорно бытует легенда, утверждающая, что его создание связано с Куликовской битвой, произошедшей, как известно, в 1380 году, и что первыми насельниками монастыря были участники этого исторического события.

Николо-Перервинского монастыря

Обитель на речном берегу

Но независимо от того, когда именно появился монастырь, место для него выбрали исключительно удачно. Кельи первых насельников были построены на возвышенности, вблизи берега Москвы-реки, перед которой расстилался живописный простор российских далей, и блестели вдалеке купола московских церквей. Отрадно было, удалившись от полного грехов и соблазнов житейского моря, соединиться здесь душевными посылами с Предвечным Творцом.

Любопытно и само названия монастыря. Принято считать (на основании всё тех же легенд), что произошло оно от географического очертания Москвы-реки, как бы прервавшей в этом месте направление своего течения и делающей крутой поворот вправо, в направлении села Коломенского, расположенного напротив этого места. Однако известно, что первоначальное название Николо-Перервинского монастыря было иным: Никола Старый.

Монастырь в древних грамотах

Именно так именовали монастырь во времена, предшествовавшие его первому упоминанию в дошедших до нас документах, что, кстати, является косвенным доказательством его древности. Логика простая – если монастырь уже в те годы значился как «старый», следовательно, основан он гораздо раньше.

Название же Перервинский впервые появляется в одном из указов царя Михаила Фёдоровича, датированном 1623 годом. Из этого документа явствует, что на территории обители находилась бревенчатая церковь в честь святителя Николая, и, кроме монахов-чернецов, проживали два старца и игумен. В период польского нашествия монастырь был разорён, так же как и большинство подмосковных обителей, и трудно сказать, спаслась ли упомянутая в указе церковь от пожара, или была отстроена заново по окончании Смутного времени.

Николо-Перервинский монастырь расписание богослужений

Под покровительством первых царей Романовых

Царствование первого из Романовых – государя Михаила Фёдоровича – стало периодом активного роста и расширения Николо-Перервинского монастыря. Сохранились записи о щедрых вкладах, внесённых им, а также духовными и светскими лицами, жертвовавшими в монастырь как денежные суммы, так и богослужебные книги и всевозможную церковную утварь.

Активное же строительство в обители началось с восшествия на престол его сына – следующего государя, Алексея Михайловича Тишайшаго. Благодаря его покровительству и финансовой помощи в 1649 году закладываются сразу два каменных храма – в честь Успения Божьей Матери, освящение которого состоялось уже через год, и Николая Чудотворца – более крупной постройки, завершённой и освящённой в 1654 году.

Иверская часовня

В то же царствование, но двумя десятилетиями позже появился каменный храм Сергия Радонежского, а в самой Москве высочайшим указом к монастырю причислена часовня в районе Неглинских ворот (впоследствии Воскресененских), широко известная затем как Иверская. Своё название она получила в результате того, что с 1669 года в ней хранился привезённый с Афона список Иверской иконы Божьей Матери, к которому в праздничные дни собиралась вся Москва. Николо-Перервинский монастырь в связи с этим получил ещё большую известность, а значит, и приток паломников.

В период царствования Петра I

Конец XVII столетия в истории Николо-Перервинского монастыря неразрывно связан с именем патриарха Адриана, являвшегося горячим приверженцем русской старины и по мере сил сторонившегося нововведений, вносимых в жизнь Петром. Однако, исполненный истинно-христианского смирения, он не счёл возможным поднимать голос против Помазанника Божьего, а удалился в дорогую его сердцу Николо-Перервинскую обитель. Там специально для него было построено помещение, получившее название «Патриарших келий» и на несколько лет ставшее местом его уединенных молитв. В этот период служба в Николо-Перервинском монастыре проводилась с особым благолепием.

Богослужение в Николо-Перервинском монастыре

Детище Патриарха Адриана

На свои средства Патриарх Адриан построил на месте разобранных по его указу трёх прежде возведённых церквей двухэтажный каменный храм, освященный в честь святителя Николая. Это привлекло ещё большое количество паломников в Николо-Перервинский монастырь. Часы работы нового храма не ограничивались лишь расписанием служб, а длились до поздней ночи.

Характерно, что в облике храма преобладали черты, присущие древнерусскому стилю, а не московскому барокко, получившему тогда широкое распространение и столь любимому государем. Патриарх сам же и освятил своё детище после завершения его строительства, а в 1700 году в стенах Николо-Перервинского монастыря мирно отошёл ко Господу.

Воспитатель наследника престола

Следующий яркий событиями период истории обители связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина) – одного из выдающихся иерархов синодального периода истории церкви, именовавшегося за ниспосланный ему проповеднический дар «вторым Златоустом». Известно, что, по достоинству оценив его высокие моральные качества и широкую эрудицию во многих областях знаний, императрица Екатерина II назначила его воспитателем наследника престола – будущего императора Павла I.

Создание Николо-Перервинской семинарии

Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.

Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.

Расписание служб в Николо-Перервинском монастыре

Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.

Памятная плита на стене храма

Многим обязана митрополиту Платону и сама обитель. Его заслуги столь велики, что их перечень был вырезан на каменной плите, вделанной в стену Никольского храма. Она сохранилась до наших дней и содержит тридцать восемь пунктов, включающих упоминания о многочисленных строительных и хозяйственных работах, проведённых в монастыре под его руководством и зачастую на его же средства. При митрополите Платоне богослужение в Николо-Перервинском монастыре проводилось не только в храмах, но и в стенах созданной им семинарии.

Труды митрополита Филарета

Третьим архипастырем, оставившим яркий след в истории обители, стал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Взойдя на архипастырскую кафедру в 1821 году, он оставался на ней без малого полвека и всё это время неустанно следил за благополучием Николо-Перервинского монастыря, посещая его и часто проводя в нём службы.

Человек необыкновенно эрудированный и образованный, владыка Филарет внёс неизмеримый вклад в пропаганду православия, став инициатором и главным исполнителем перевода Библии со славянского языка на русский, дав тем самым возможность читать его людям, далёким от православия и не владеющим древним церковным языком.

Москва Николо-Перервинский монастырь

Поэт на митрополичьей кафедре

Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.

Открытие приходского и уездного училища

В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.

Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».

Годы тотального атеизма

После октябрьского переворота Николо-Перервинский монастырь в Печатниках – так его часто именуют по нынешнему названию района, где он расположен, – разделил горькую судьбу тысяч российских святых обителей. На протяжении всех двадцатых годов шёл процесс его постепенного упразднения и передачи помещений для использования в различных хозяйственных целях. Расписание служб в Николо-Перервинском монастыре надолго исчезло с ворот обители, уступив место казённым вывескам с названиями помещавшихся в нём госучреждений.

Николо-Перервинский монастырь в Печатниках

Весьма печальная судьба постигла и Иверскую часовню. Она неоднократно была ограблена и уголовниками, и представителями новой власти. С иконы, которую почитала вся Россия, бандиты похитили корону, убрус и драгоценные камни. Золотую ризу сорвать с неё им не удалось, но с этим успешно справились явившиеся вслед за ними чекисты.

В 1924 году были репрессированы многие члены общины, и часовня в течение пяти лет находилась в распоряжении обновленцев – движение духовенства, отколовшегося от официального православия, пытавшегося изменить церковный устав и вступить в сотрудничество с большевиками. Наконец, в 1929 году решением Моссовета она была разрушена.

Свежее дыхание перестройки

В ведение Православной Церкви Никольский собор был передан в 1991 году, но проблема состояла в том, что вся территория монастыря с её многочисленными постройками оставалась собственностью государства, и распоряжалось ею предприятие-арендатор «Станкоконструкция». Лишь через три года было принято решение о возвращении её церкви, после чего стал активно возрождаться и весь Николо-Перервинский монастырь. Расписание богослужений – как символ возрождения святыни – вновь появилось на дверях главного храма.

Однако работа предстояла огромная. Кроме Никольского собора, приведённого к тому времени в надлежащее состояние, предстояло восстанавливать и реставрировать Иверский собор, едва расчищенный от остатков промышленного мусора. Очень многое в этом направлении было сделано не только насельниками монастыря и наёмными рабочими, но и мирянами, изъявившими желание помочь скорейшему возрождению святыни.

Служба в Николо-Перервинском монастыре

Николо-Перервинский монастырь: как доехать общественным транспортом?

В наши дни старинная обитель вновь широко открыла свои двери для всех желающих вознести молитвы под сводами, помнящими величайших церковных иерархов прошлых веков. Всех их с радостью принимает Николо-Перервинский монастырь, адрес которого: Москва, ул. Шоссейная, 82. Проехать к нему можно на метро до станции «Печатники», а далее на автобусах №№ 292, 703 или 161. Можно также добраться на маршрутном такси, следуя от станции метро «Текстильщики» до остановки «Николо-Перервинский монастырь». Расписание богослужений в обители следующее: по будним дням Божественная литургия в 7:30, акафист в 16:00 и вечернее богослужение в 17:00. По праздничным и выходным дням ранняя обедня в 6:30, а поздняя в 9:00. По воскресным дням предусмотрена также и особая детская литургия. Она совершается в 8:00.

Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении «единоверия» как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон — автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы — Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика — Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре — архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии — будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским).

Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

Перечень трудов митрополита Платона по благоустроению Николо-Перервинской обители был с благословения самого архипастыря вырезан на каменной двухаршинной плите, вделанной в стену близ восточных дверей Никольского собора (она сохранилась и доныне), и насчитывает 38 пунктов. Вот некоторые из них: сделан чугунный пол в верхней Николаевской церкви; в 1777 году возобновлена там настенная живопись; в 1778 году между Патриаршими и Настоятельскими кельями построены каменные покои; в 1779 году возобновлены иконостас в Николаевской церкви и святые иконы; вызолочены главы на церквах Николаевской и Толгской; в 1784 году сделаны на колокольне железные боевые с четвертями часы; построены двухэтажные учительские каменные келлии под линию и фасад настоятельским; сделана каменная ограда монастырского сада; в 1805 году выстроен новый двухэтажный Архиерейский дом на западной стороне монастыря, примыкающий южным концом к Патриаршим келлиям; в 1786 году выровнена и выложена дерном в саду гора и нижний огород засажен плодовыми деревьями.

Экскурсовод: Татьяна Ивлиева

Продолжительность: 3 часа

Даты: 30 мая в 12:30 -14:30.

Николо-Перервинский монастырь

В монастырь!

В выходной день мы отправимся знакомиться с Николо-Перервинской обителью, которая, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Этот монастырь прекрасно видно из расположенного на противоположном берегу реки парка царской усадьбы «Коломенское» ведь он, как и усадьба, находится на возвышении, откуда открываются широкие дали. Москва-река возле монастыря меняет направление своего русла, как бы «прерывая» его, отсюда и такое название местности — Перерва.

Многим известна Иверская часовня в Москве между Воскресенскими воротами. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, ставший вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Эта часовня относилась к Николо-Перервинской обители, главный собор которой, с синими куполами, посвящен чудотворной Иверской иконе.

Расположенная далеко от центра города, суетной мирской жизни, эта обитель была тесно связана с именами выдающихся иерархов православной Церкви, таких как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов). В советское время монастырь был закрыт, но сейчас он полностью восстановлен, все храмы ( а здесь их 5) отреставрированы и рады прихожанам, работает духовная семинария.

На территории монастыря находятся архитектурные памятники самых разных эпох – от узорочья XVII века, до неорусского стиля начала XX века — это самый большой храм, посвященный Иверской иконе Божией Матери. С экскурсоводом мы побываем во всех из них, и даже заглянем на закрытую территорию монастырского сада, недоступную для мирян.

Мы узнаем:-

  • тайну Золотого храма
  • может ли слепой писать иконы
  • почему светятся серебряным светом оклады икон в Иверском храме
  • как связана династия Романовых и Перервинская обитель
  • Если будет хорошая погода, то возможен и подъем на колокольню, откуда открываются великолепные виды на реку.

В обители есть трапезная, где помимо прочего, можно купить мед, мармелад, монастырские сборы трав. Также на территории находится Музей ватной игрушки, куда, при желании, вы можете пойти после нашей экскурсии

Предварительная регистрация и оплата обязательны.

Продолжительность — 1,5- 2 часа

Стоимость – 400 руб, пенсионерам — 350, держателям клубных именных карт — 300 руб

Место сбора группы: станция метро «Печатники», в центре зала. При себе нужно иметь проездной билет на 2 поездки, так как монастырь находится не рядом с метро.

Экскурсия участвует в акции 4+1

Сначала монастырь назывался «Николою Старым». По легенде, «перервинский» добавили, когда протекавшая близ его стен Москва-река внезапно прервала течение и повернула к Коломенскому.

Московские дома: от дерева к камню

В Смутное время Николо-Перервинский монастырь пострадал и оправился только благодаря тому, что царь Алексей Михайлович приписал к нему Иверскую часовню у Воскресенских ворот. Она приносила обители хороший доход. Также монастырь сдавал внаем подворье на углу Маросейки у Лубянки.

Расцвет Николо-Перервинской обители начался в середине XVII века, когда патриарх Адриан сделал ее своей летней резиденцией. Тогда же началось каменное строительство в монастыре. В 1650 году появилась пятиярусная Успенская церковь-колокольня. Ее украсили росписи, цветные изразцы с изображением херувимов и золоченая лепнина (возможно, ее автором был Бартоломео Растрелли). В первом ярусе находился вход в церковь, во втором была монастырская ризница, в третьем — церковка в честь Успения Божией Матери, в четвертом — часы с боем, а в пятом — звонница с колоколами.

Николо-перервинский монастырь

В 1696-1700 годах построили Никольский собор, соединенный галереей-папертью с колокольней.

Путеводитель по архитектурным стилям

Ранее здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Новый собор объединил их: в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери.

В 1733-1735 годах над Водяными воротами монастырской ограды поставили церковь Толгской Богоматери в стиле барокко. Через эти ворота можно было выйти к реке. Но были и еще одни, заложенные так, что получилась комнатка, в которую в XIX веке клали покойников. Также появились настоятельский корпус, архиерейский дом и патриаршие кельи.

Николо-перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь был учительским — со времен митрополита Платона там размещали учебные заведения.

Что есть что в церкви

А в 1775 году в монастыре открылась Перервинская семинария. Спустя почти 30 лет для нее построили учительский корпус. В 1805 появился семинарский корпус.

В 1812 году монастырь заняли французы. Но он практически не пострадал, так как драгоценные предметы заранее вывезли и спрятали.

В 1830-1836 годах по проекту М.И. Бове перестроили жилые и хозяйственные корпуса и учительский корпус с 4 классными комнатами. А в 1867 году в Николо-Перервинском монастыре открылось Духовное училище.

Самое видное в монастыре здание — Собор Иверской Богоматери на 3 000 богомольцев — возвели уже в XX веке, в 1904-1908 годах по проекту П.А. Виноградова. В 1910 его расписали под руководством Василия Гурьянова. Образцом для него стало творчество В.М. Васнецова. Красивый резной вызолоченный иконостас создал И.А. Соколов, а драгоценные облачения — братья Заглотины.

В 1928 году Николо-Перервинский монастырь закрыли, а его помещения использовали под жилье и нужды завода металлической и пластмассовой игрушки и завода Станкоконструкций. В 1991 обитель вернули Церкви, а в 1995 она получила статус Патриаршего подворья.

Николо-перервинский монастырь

Говорят, что… …Никольский собор деревянной галереей соединялся с верхними покоями Патриарших келий. Это облегчало больному патриарху Адриану проход в храм. После его кончины галерею разобрали. В юго-западном углу церкви была монастырская ризница, а в северо-западном — кладовая. По легенде, она служила моленною для патриарха Адриана, из которой он слушал богослужение.
…Перервинская слобода не была дачным местом, поэтому здесь на лето сдавали простые крестьянские избы. В одной из них холодным и дождливым летом 1881 года жил В.И. Суриков. Он тогда работал над картиной «Меншиков в Березове» и долго не мог найти подходящий сюжет. Однажды вечером, вернувшись из Москвы, он увидел, как у столика сидела жена, у ее ног куталась в шубу дочь, а напротив сидела их знакомая и что-то читала вслух. Композиция для «Меншикова» была найдена.

Николо-перервинский монастырь на фотографиях разных лет:

  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь
  • Николо-перервинский монастырь

А вы бы хотели дополнить рассказ об истории Николо-Перервинского мужского монастыря?