Монастырь пюхтицы

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Неделя о расслабленном

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая…

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Митрополит Сурожский Антоний

Митрополит Сурожский Антоний

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог… И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем…

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет…

Пюхтицкая обитель

Пюхтицкая обитель

16 марта 2016 19:33

В этот православный женский монастырь на север Эстонии круглый год едут и верующие и неверующие со всех соседних стран. И никто не остается разочарованным. Случайно, говорят, сюда никто не попадает – Богородица приводит.

От Риги до Пюхтицы семь часов пути – через Тарту, по живописной дороге вдоль Чудского озера. Варианты поездки могут быть разными – туристом, дикарем или «организованным» паломником. Я опробовала все – третий способ оказался наилучшим во всех отношениях. Гид дает разноплановую полезную информацию, душа настраивается на важную встречу, да и селят гостей в кельях на территории монастыря, и это помогает хотя бы ненадолго, но все же по-настоящему прикоснуться к жизни святой обители.

Ехать на один день смысла нет. Два-три дня — в самый раз. За проживание сестры денег не берут, просят только потрудиться на общее благо. Хотя в таком месте, чувствуя искреннюю заботу о себе, и сам не будешь сидеть сложа руки. Плюс место историческое – музей Иоанна Кронштадского, и уютные церковные службы, и святой источник.

Однажды я ездила в Пюхтицу с латышской группой, в которой православных были единицы – преимущественно лютеране и католики. И все ходили по территории монастыря притихшие, задумчивые. В дороге гид нас наставляла не загадывать желаний и не ставить перед Богородицей задач по их выполнению. Там, говорила, открывается небо.

Монастырь находится недалеко от городка Йыхви, на горе у поселка Куремяэ (в переводе с эстонского – Журавлиная гора). В 12-13 веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Псков и Новгород с Юрьевым и Колыванью (Тарту и Таллин, соответственно). Тогда и возникли здесь первых поселения православных русских.

По свидетельству древней Сыренецкой летописи, 400 лет назад одним ранним летним утром эстонским пастухам явилась Дева Мария. В лазурном одеянии и сиянии лучей она стояла у подножия Журавлиной горы. И скрылась мгновенно, как только люди стали к ней приближаться. В том месте, где она стояла, забил источник ключевой воды, который оказался чудодейственным. Так, по крайней мере, гласит легенда.

На месте источника стоит купальня. Вода в нем круглый год +4 градуса, он не замерзает даже в лютые морозы. Окунуться может каждый. По правилам окунаться надо три раза с головой – во имя Отца, и Сына, и Святого духа (и, как показывает личный опыт, гораздо легче делать это с молитвой). Особенные свойства воды видны сразу, что называется, невооруженным глазом: выходя из купальни, не успеваешь вытираться — вода высыхает сама собой прямо на глазах.

фото автора

Люди бодро набирают целебную воду для питья в заготовленные емкости, хотя запасаться тарой из дома необязательно. В монастыре продают пластиковые пятилитровые банки. Вода эта всегда сохраняет в себе свежесть и удивительный вкус. Чуть подальше за купальней бьет еще один целебный источник, его вода, говорят, лечит глазные болезни.

Большую помощь в становлении монастыря в конце 19 века оказали супруги Шаховские (тогдашний губернатор Эстляндии и его жена). В 1891 году по Богородицкая гора была передана православной церкви, а император Александр Ш подарил здешней церкви богатые облачения для священников. В том же году открылся приют для детей из бедных семей, через год начался причем в тамошней лечебнице. Уже к концу первого года в общине проживали 21 послушница, 22 воспитанницы приюта и 2 сестры милосердия. С тех пор число богомольцев в Пюхтице неуклонно росло.

Благодетель монастыря князь Сергей Владимирович Шаховской покоится в монастыре. Его вдова поставила храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя. Спустя 45 лет здесь была погребена и сама княгиня.

Первой настоятельницей монастыря была монахиня Варвара, которая установила в обители строгий монастырский порядок в лучших старинных традициях. Огромную помощь в духовном установлении сыграл протоиерей Иоанн Кронштадский — проповедник и чудотворец. Он поддерживал Пюхтицу и делами, и деньгами, и молитвами. Во время его приездов, особенно в праздники Успения, там собиралось до 10 тысяч человек. По сей день сестры свято чтут память Иоанна Кронштадского. В своем музее они хранят личные вещи чудотворца, к его рясе позволяют прикоснуться и гостям, для которых проводят интересные экскурсии.

Сестры всегда трудились, не покладая рук. В скудной одежонке и по колено в холодной воде, они валили бревна на строительство обители и никогда не жаловались. Напротив, всегда гостеприимно встречали путников, вели хозяйство, рукодельничали. Больших успехов, среди прочего, они добились в золотошвейном деле. В трудные времена русско-японской воны 1904-1905 года обитель принимала и выхаживала раненых воинов.

Каменный собор Пюхтицы — ее украшение и защита — был построен во многом на деньги московского генерал-губернатора Ивана Филипповича Терещенко. Он так проникся рассказом послушницы Анны Абрамовой, ездившей в 1905 году в Москву за подаянием, что пожертвовал 90 тысяч рублей. Взамен попросил только ежедневно поминать в этом храме на проскомидии его и его родных. Это условие Пюхтица до сих пор выполняет.

Настоящей жемчужиной собора стала Пюхтицкая икона Божией Матери, которую в 1894 году сестры написали и подарили в День Ангела горячо любимому пастырю Иоанну Кронштадскому. Эта икона пребывала с отцом Иоанном до самой его кончины, а после вернулась в монастырь.

Трудные времена Пюхтица переживала в начале 60-х годов прошлого века. По всей стране тогда закрывали монастыри, обитель лишилась своего подворья в Таллинне, но ее саму спас ныне покойный патриарх Алексий Второй, служивший тогда епископом Таллинским и Эстонским. Сестры считают это настоящим подвигом и до сих пор с благодарностью вспоминают о нем.

С Пюхтицей судьба Алексия Второго тесно связала с самого детства. Шестилетним мальчиком он прислуживал на богослужениях в ее Свято-Успенском соборе. После окончания Ленинградской духовной семинарии стал настоятелем церкви в соседнем городке Йыхви и часто служил в монастыре. Став патриархом, в 1990-м году он присвоил ему статус ставропигиального, то есть, находящегося в непосредственном подчинении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

фото автора

Сегодня в обители живут 150 монахинь. Трудятся они, кажется, день и ночь. Хозяйство у них обширное – своя пасека, скотный двор, теплицы. Всюду просто, чисто и красиво. Высоченные поленницы всегда приводят в культурный шок горожан, а сестры традиционно запасаются на зиму надежным способом. Терпеливо отвечают на одни и те же вопросы паломников. Откликаются с улыбкой – главное, чтоб гости уважительно относились к элементарным правилам обители и к окружающим.

Пюхтицкий Успенский монастырь расположен на Богородицкой горе возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Это место тесно связано с именем многих святых и подвижников Русской православной церкви. Например, со св. Иоанном Кронштадтским и патриархом Алексием II. Поездка в эту православную святыню будет интересна и полезна не только паломникам, но и тем, кто еще не открыл для себя света Православной Веры.

История возникновения обители

Возле эстонской деревни Куремяэ есть холм, который с незапамятных времен зовут «святым», по-эстонски Pühtitsa. На нем до сих пор растет дуб, возраст которого ученые-дендрологи оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. По всей видимости, на этом холме у финно-угорских племен было место языческого поклонения.

Вот на нем, оправдывая русскую поговорку «свято место…», в XVI веке два эстонских пастуха увидели необыкновенную женщину, излучавшую неземное сияние. Не посмев обратиться к ней напрямую, эти пастухи сбегали в деревню за односельчанами и, вернувшись, на месте видения обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента Пюхтица стала не языческой, а почитаемой православной святыней.

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

На месте обретения иконы была построена деревянная часовня, в которой и пребывала чудотворная икона до момента начала строительства на этом месте православной обители.

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

О том, чтобы это святое место приобрело приличествующий его статусу вид, очень радели князь Сергей Владимирович Шаховский, губернатор Эстляндии, и его супруга Елизавета Дмитриевна Шаховская. Их усилиями, в 1885 году на Богородицкой горе, возле дуба, где была обретена икона, построили деревянный двуглавый храм с колокольней, в стенах которого заключили часовню и почитаемую икону.

С этого года в Пюхтице образовался православный приход, который, как и везде, куда приходил свет Православной Веры, выполнял не только сакральные, но и просветительские, а также попечительские обязанности. В городе Йыхви, находящимся в семнадцати километрах от Куремяэ, были открыты приют для сирот, школа, больница, аптека. Все эти благотворительные заведения планировалось, после основания в Пюхтице женского православного монастыря, перенести поближе к нему.

29 апреля 1891 года Высочайшим соизволением Богородицкая гора была передана во владение Русской Православной Церкви. А 15 августа этого же года была открыта Пюхтицкая Успенская женская община. При ней действовали приют для сирот и лечебница.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892

За три года Пюхтица стала местом молитвенного поклонения и призрения убогих, ее популярность стала столь высока, что княгиня Е. Д. Шаховская ходатайствовала перед Св. Синодом о том, чтобы преобразовать общину в монастырь. Оно было удовлетворено 23 октября 1893 года. К моменту образования монастыря в нем проживали двадцать одна послушница, 22 воспитанницы приюта и две сестры милосердия.

Документальный фильм о Пюхтицком монастыре

Архитектурный ансамбль обители

Архитектурный ансамбль этой обители начал складываться в 1883 году. Автором его проекта выступил М.Т. Преображенский. Из-за сложностей рельефа и гидрологической обстановки (в момент образования монастыря местность была сильно заболочена) основные постройки были расположены в некотором отдалении от места обретения чудотворной иконы Успения Богородицы.

Ниже можно найти план и фото Пюхтицкого монастыря.

Схема монастыря

Схема монастыря

(1) Главный храм монастыря – пятиглавый Успенский собор. Он был построен в 1910 году, одним из жертвователей на строительство был св. праведный Иоанн Кронштадтский. Дорога, которая ведет к собору, проходит через арку ворот Святых врат (1895 год) – четырехугольной каменной постройки с шатровым верхом.

Успенский собор

Успенский собор

(10) Справа перед входом в обитель находятся Святой дуб, где была обретена икона Богородицы, и (4) Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Дальше за ней – Святой источник.

Справа - Святой дуб, слева - Никольский храм

Справа — Святой дуб, слева — Никольский храм

За Успенским собором, где сейчас находится почитаемая икона Успения Пресвятой Богородицы, находятся еще два старейших здания обители:

(2) Симеоно-Аннинская церковь (1895 год), объединенная с трапезной.

Симеоно-Аннинская церковь

Симеоно-Аннинская церковь

Деревянная Сергиевская церковь (3), у стен которой нашли упокоение супруги Шаховские – радетели и основатели монастыря.

Сергиевская церковь

Сергиевская церковь

Также в комплексе расположены: (5) Святые врата со звонницей.

Святые врата обители со звонницей

Святые врата обители со звонницей

За все время существования обители она никогда не подвергалась гонениям, в ней ничего не разрушалось, а только дополнялось и украшалось. Не прекращалось в ней и богослужение. С 1986 по 1990 год в монастыре, радением митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (в последующем патриарха Русской Православной Церкви Алексия II), были построены:

(8) Дом для представительских целей.

(13) Монастырская гостиница для паломников (они находятся справа от Успенского собора, за Симеоно-Аннинской церковью).

Монастырская гостиница

Монастырская гостиница

(7) Крестильная церковь.

(6) Колокольня Сергиевской церкви.

Колокольня Сергиевской церкви.

Колокольня Сергиевской церкви.

Основной ансамбль обители обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. В ней есть еще одни ворота, ведущие к часовне св. Николая.

Пюхтицкая обитель и св. Иоанн Кронштадтский

Св. праведный Иоанн Кронштадтский является одним из главных попечителей и радетелей обители. В принципе, она сама начала формироваться лишь после того, как он дал благословение на ее устроение княгине Е. Д. Шаховской и пожертвовал на это 200 рублей.

Он часто приезжал и надолго останавливался в Пюхтице. Именно благодаря его чудесному видению, был возведен Успенский собор. Святой Иоанн Кронштадтский очень любил этот монастырь. Известно его изречение, что от него до Бога всего три ступени.

Он также предрек: эта обитель будет стоять нерушимо, несмотря на то, что многие православные святыни будут уничтожены и осквернены. Это пророчество сбылось.

Сейчас в монастыре бережно сохраняют память об этом почитаемом русском святом. В монастырском музее можно увидеть его личные вещи и церковное облачение. Среди монахинь ходит немало книг, подписанных именно им. Они достались современным послушницам от своих предшественниц.

Паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь

Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный (подчиняющийся только Патриарху РПЦ) женский монастырь открыт для посещения паломниками обоего пола. Вы можете приехать туда целенаправленно на богомолье или просто познакомиться с монастырем, как с одной из достопримечательностей Эстонии.

Программа пребывания в обители может быть светской, в ходе которой вы познакомитесь с архитектурным ансамблем, бытом, хозяйственным устроением, посетите музей, Святой источник, сможете купить то, что монахини делают своими руками в монастырской мастерской.

Все пребывающие в монастыре допускаются к службам в Успенском соборе. Для желающих принять Святое Крещение, действует крестильный храм. Обряд совершается по субботам и воскресеньям. Крестить можно и детей до 15 лет, и взрослых. Если у вас не христианское имя (Артур, Алина…) то выберите себе по святцам подходящее. Обладатели христианских имен таковыми и останутся.

Во время пребывания в обители, надо вести себя с приличествующим моменту благочестием. Женщинам обязателен строгий дресс-код: юбка ниже колен и платок. Мужчинам проще, им не запрещают ходить в шортах, майках с коротким рукавом и с непокрытой головой.

Как получить приглашение

Если Вы решили совершить целенаправленное паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь, то напишите письмо по электронной почте: kloster.ee@gmail.com, в котором сообщите:

  • Фамилию, имя, отчество латинскими печатными буквами.
  • Дату рождения (только цифры).
  • Серию и номер паспорта (только цифры).
  • Город проживания (латинскими буквами)
  • Консульский отдел, оформляющий визу.

Ответят вам на запрос в течение семи дней.

Кров и пищу во время паломничества можно получить прямо в монастыре. Денег за это с Вас не возьмут, хотя ответную вежливость, размеры которой никто не устанавливает, – пожертвование на устроение обители, примут с благодарностью.

Учесть надо лишь одно: в монастырской трапезной вы никаких особых разносолов не получите, а в дни постов меню будет вкусным, но особенно строгим. Про спиртное лучше сразу забыть.

Как приехать в Пюхтицу

Адрес 41201, Kuremäe, Эстония
Телефон +(372) 339 2124
Эл.почта
Официальный сайт

Добраться в эту обитель можно разными путями:

  • Из Москвы – сев на поезд Москва-Таллин, до станции Йыхви, а там, пересев на автобус №116 или поймав такси, добраться до Куремяэ.
  • Из Санкт-Петербурга – все тем же поездом или междугородним автобусом до города Йыхви.
  • С автовокзала Таллина автобусом до Йыхви и дальше автобусом №116.

Время в дороге — 3 часа.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии

Несмотря на то, что паломничество в эту обитель не обещает каких-то особенных развлечений, оно понравится вам просто каким-то непостижимым образом и запомнится надолго.

Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь

Дата создания: 1891 г. Описание:

Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырьИстория

Основан в 1891 г. на месте явления Божией Матери. Здесь эстонские крестьяне в XVI в. нашли в ветвях дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Православные построили небольшую деревянную часовню, и все место стало называться Пюхтица, по-эстонски «святое место». На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось до десяти тысяч паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, где учрежден первый Пюхтицкий православный приход.

При участии Отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. Покровительство и духовную поддержку обители оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Усилиями митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) в послевоенные годы обитель не была закрыта. По его инициативе в монастыре в 1986 г. построен дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары.

В 1990 г. монастырский комплекс был расширен за счет крестильного храма Иоанна Предтечи.

В 2010 г. в монастыре прошли торжества по случаю 100-летия Успенского храма.

В 1968-2011 гг. настоятельницей обители была схиигумения Варвара (Трофимова). Матушка Варвара скончалась 8 февраля 2011 г.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 128) игуменией обители назначена монахиня Филарета (Калачева), бывшая после кончины матушки Варвары и.о. настоятельницы монастыря.

В монастыре в настоящее время насчитывается 122 сестры. Пюхтицкие монахини несут послушание в Горненской обители Иерусалима, на подворьях в Москве и в Когалыме, в Илиинском скиту Васкнарвы, четырнадцать бывших насельниц обители возглавили вновь открывшиеся монастыри Русской Православной Церкви.

Храмы

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1910 г.);
  • трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895 г.);
  • храм прп. Сергия Радонежского (1895 г.);
  • храм свт. Николая и прп. Арсения Великого (1885 г., на кладбище);
  • крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского (1990 г.);
  • домовая церковь свт. Алексия и вмц. Варвары (1986 г.).

Монастырский скит в с. Васкнарва: в честь пророка Илии (1873 г., восстановлен в нач. 70-х гг. XX в., открыт в сентябре 2002 г.).

Подворье монастыря в Москве: храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях (ул. Рождественка, д. 15/8, тел. (495) 628-32-28).

Подворье монастыря в Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Основано в 1998 г.

Святыни

Явленная икона Успения Божией Матери, Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», икона свт. Николая, икона вмц. Варвары с частицей мощей, походный образ императора Петра I — икона Спасителя, Владимирская и Черниговская иконы Божией Матери, икона вмч. Пантелеимона и др.

***

Краткий исторический очерк

Страна: Эстония Город: Куремяэ Адрес: 41200, Kuremäe küla, Illuka vald, Ida-Virumaa Телефон: (372) 339-21-24 Web-сайт: www.puhtitsa.ee Настоятельница: Филарета, игумения (Калачева Оксана Викторовна)

Патриаршее подворье Пюхтицкого женского монастыря в Когалыме в этом году отмечает двадцатилетний юбилей. Храм в псковско-новгородском стиле построили в конце 90-х. Строительство храмового комплекса с колокольней, воскресной школой, крестильней, мастерскими и другими постройками финансировали нефтяники.

Два года назад здесь установили камеры видеонаблюдения. При необходимости записи отсматривают представители полиции. На сегодняшний день они не зафиксировали ни одного правонарушения. Однако благодаря камерам видеофиксации, удалось пресечь попытку правонарушения.

Наталия.jpg

Наталия, инокиня, насельница патриаршего подворья Пюхтицкого женского монастыря в Когалыме: «Вообще установка камер видеонаблюдения — это требования нашего времени, связанного с проблемой терроризма и экстремизма. Мы как верующие люди понимаем, что на всех путях соломки не подложить. Буквально вчера или позавчера здесь гуляли дети, один мальчик увидел вещь и громко говорит: «Давайте украдём!», прямо на территории монастыря, понятно что это люди просто ходят, у нас же здесь парковая зона, есть детская площадка».