Монастырь СПб

«Широка страна моя родная…» — поэтому добираясь до столицы, я обычно выделяю несколько дней на знакомство c ее окрестностями. Перед майской поездкой в Европу, чтобы убить двух зайцев — переключиться на новый часовой пояс минус 7-8 часов и познакомиться с новым старым городом России — я купила трехдневную экскурсию, где обещали показать Тверь, Торжок, Вышний Волочёк и озеро Валдай. В пути оказалось, что все эти города лежат на исторической дороге из Санкт-Петербурга в Москву. Экскурсионное галопирование не располагает к долгим рассказам, которые появляются, как правило, если ты сам организуешь и планируешь посещение какого-то места, поэтому все три дня компактно уместились в один сегодняшний рассказ. На 175 километров от Москвы до Твери ушло всего-ничего 4 часа, немного скрасили это мучение рассказы экскурсовода о том, что в 1929 году возле поселка Козлово была организована правительственная резиденция. Так Козлово превратилось в Завидово. Еще пара забавных перепетий русской ономастики, на которые я наткнулась в Валдае, будет под катом
DSC03022.JPG

Тверь больше всего удивила своим расположением на берегах трех рек – Тверцы, Тьмаки и Волги. Меня почему-то всегда завораживает такая локация, хотя это обычное дело для большинства городов. Тверца с древних времён была частью водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Мы прогулялись по улице Степана Разина вдоль 2-х этажных каменных домов, выстроившихся вдоль реки в сплошной фасад, по городскому саду на территории разрушенногоТверского кремля.
Рядом с садом на месте домика Петра I необычное здание кинотеатра «Звезда» в форме бинокля в стиле позднего конструктивизма (1937 г). Сочетание яркого цвета с белым — один из признаков этого стиля. Только зря экран влепили над входом. В Хабаровске кинотеатр «Гигант» (1931 г) на центральной улице построен в стиле конструктивизма безо всяких украшательств, только четкие графичные объемы, а здесь уже заметно движение к сталинскому ампиру. Хотя у нас еще хуже изуродовали здание огромным рекламным баннером и какой-то дурацкой рекламной конструкцией наверху
DSC03025.JPG
Во дворе императорского Путевого дворца в стиле классицизма с элементами барокко (XVIII век) очень уютно, здание недавно отреставрировали, сейчас здесь музей. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, а в начале XIX века Карл Росси перестроил дворец для сестры императора Александра I — великой княжны Екатерины Павловны, бывшей замужем за тверским губернатором Петром-Фридрихом Ольденбургским. У княжны был роман с Багратионом, ей предлагали стать женой Наполеона в политических целях. В резиденцию Ольденбургских нередко съезжались члены царской фамилии и лучшего общества обеих столиц. Фамилия «Ольденбургский» была мне смутно знакома, я мучилась, пока не вспомнила, что в Абхазии один из символов Старой Гагры — ресторан «Гагрипш» появился в начале двадцатого века благодаря принцу Александру Ольденбургскому. Вот такие непривычные русскому уху фамилии были у наших аристократов
DSC03023.JPG
Следующим пунктом была итальянская ферма в селе Медное примерно в тридцати километрах от Твери. Сюда я хотела попасть уже давно, но на однодневную экскурсию никак не успевала. Повезло. Смотреть тут абсолютно не на что, ферма — это очень громко сказано, просто большой ресторан среди каких-то заброшенных сараев. Но в зале много забавных сувениров, особенно понравилось огромное презепе — традиционный итальянский рождественский вертеп
DSC03027.JPG
Посмотрите на эти выразительные деревянные фигурки, мох замечательно подходит в качестве основы для вертепа, показывающего сцены Рождества Христова
DSC03028.JPG
Сотрудница фермы, которая проводила дегустацию сыров, была на высоте: в строгом элегантном костюме, прекрасная речь, все четко. Сыр запомнился бутирро — с кусочком масла внутри, впервые такой пробовала. Хотя как впервые, кто из нас не уплетал бутерброд с маслом и сыром? После плотной сырной дегустации нас накормили здесь же очень плотным обедом а ля Италия
DSC03031.JPG
Сувенирные горы, где среди веселых коров возвышается изящная лошадь
DSC03032.JPG
Множество коровьих колокольчиков, такие вроде популярны в Швейцарии
DSC03034.JPG
Эффектное яблочко. Люблю поглазеть на такие сувенирные залежи, но иметь такие дома — чур меня!
DSC03035.JPG
Дальше мы переехали в город Торжок, который тоже находится выше по реке Тверце. Город с интересным холмистым рельефом, историческими памятниками, но с атмосферой запустения. Хотя может так ощущается дыхание времени, ведь город основан в X-XI веках. На одном из холмов замечательная деревянная Старо-Вознесенская церковь (храм Тихвинской иконы Божией Матери). В детстве я жила в северном поселке, и у нас тоже была такая деревянная церковь, правда, закрытая. Очень люблю эти выбеленные временем некрашенные бревна
DSC03038.JPG
Предположительно храм начала восемнадцатого века. Оказывается, под Торжком есть усадьба Василево с музеем деревянного зодчества, я была в таком в Суздале и Пирогово, очень понравилось. Жаль, что нас не повезли в эту усадьбу
DSC03039.JPG
В Торжке находится большой комплекс Борисоглебского мужского монастыря, древнейшего в Тверской области. Несмотря на отсутствие внешнего глянца, мне очень здесь понравилось. Монастырь был основан в самом начале XI века, но архитектурный облик сохранился XVII-XVIII веков. После революции судьба обители шла по стандартному сценарию: в 1925 году монастырь был распущен, а на территории размещена тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После неё в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а с 1993 года здесь обитель и музей.
Колокольня Введенской церкви
DSC03042.JPG
Свечная башня 1870 год, здсеь располагалась монастырская библиотека, в которой по преданию Николай Карамзин работал над «Историей государства Российского»
DSC03043.JPG
Очень пропорциональная башня, хотелось ее фотографировать
DSC03048.JPG
Собор во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба XVIII век, именно храм, посвященный Борису и Глебу был построен на территории монастыря во время основания, хотя сейчас по внешнему облику не скажешь. При заложении нового храма присутствовала лично императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 года положила она первый краеугольный камень. Основным архитектором был Николай Александрович Львов — яркий представитель русского Просвещения, приверженец палладианского стиля — достаточно взглянуть на портик, чтобы в этом убедиться. Я еще не доехала в Италии до Виченцы — города, где активно работал Андреа Палладио, а надо. Ведь здания в этом стиле можно встретить практически в любом городе мира. В XVII веке многие зодчие-иностранцы, обучавшиеся в Италии, изучали труды Палладио, а потом возвращались домой, идеи палладианской архитектуры распространились практически по всему миру.

«Палладианские здания — архитектурное эсперанто, пунктир цивилизации. Одинаковые парламенты, суды, театры, музеи, особняки и виллы покрыли планету задолго до «Макдоналдса» — назойливые, но необходимые ориентиры» // Пётр Вайль «Гений места»

DSC03047.JPG
Святые ворота с надвратной церковью во имя Спаса нерукотворного и колокольней 1804-1811 гг. На территории монастыря очень умиротворенно, не хотелось отсюда уходить. Хорошо, что сейчас понемногу реставрируют этот красивый ансамбль
DSC03049.JPG
Небольшая центральная площадь Торжка окружена двухэтажными историческими зданиями, и на берегу Тверцы бюст Николая Александровича Львова, деятельность которого сыграла большое значение в развитии и распространении палладианства в России, классическая русская усадьба, как правило, выстроена именно в палладианском стиле. Львов принадлежал к старинному тверскому роду небогатых помещиков, благодаря самообразованию он стал одним из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, делал переводы, был талантливым гравёром и рисовальщиком
DSC03052.JPG
Набережная реки Тверца. Конечно, очень много зданий нуждаются в реставрации, чтобы город выглядел как картинка. Но, оглядываясь сейчас назад, я понимаю, что обязательно нужно вернуться в Торжок и неторопливо здесь самостоятельно побродить
DSC03055.JPG
В конце дня мы добрались до нашего отеля на берегу озера Валдай. Самым большим разочарованием стало то, что вдоль озера нет никакого променада, как было бы здорово, если бы здесь можно было хоть несколько километров пройти прямо по берегу, а так только метров по пятьдесят условного променада в разных местах, даже в центре города смешная набережная, которую проходишь минуты за три. В Японии можно было обойти озеро Кавагучи по кругу, а здесь мне пришлось отказаться от плана покататься на велике. Хотя сейчас я нашла информацию на очень, кстати, добротном сайте города, об экологических тропах на Валдае, но до них еще нужно добраться из города
DSC03061.JPG
На территории гостиницы мини хоздвор с курами и здоровыми кроликами
DSC03069.JPG
Рыженький котенок
DSC03072.JPG
На следующее утро предстоял осмотр самого города Валдай, мы уже в Новгородской области. Мне надоело ездить на автобусе, вообще, в групповых турах это очень раздражает, на каждые сто метров подгоняют автобус, поэтому я решила до центра прогуляться пешком. Сам город Валдай похож на большую деревню, в гимне города это живописуется так:

Тихие улочки в сёлах и весях
К озеру тянутся, как ручейки.
Это — Руси бесконечная песня,
Это — живые её родники.

Расположение Валдая на почтовом тракте между Москвой и Петербургом способствовало процветанию города, по тракту ехали высочайшие особы, останавливались в городах для смены лошадей, отдыха. Здесь были Пушкин, Радищев, Некрасов. А наши исторические перепетии двадцатого века наглядно представлены в таких табличках: была улица Богородецкая — стала Пролетарская
DSC03075.JPG
Была улица Дворцовая — стала улицей Труда. Такое антонимичное переименование по принципу «черное — белое», «горькое — сладкое», так же, как и переделка монастырей в тюрьмы, а теперь обратно, напоминает нам о бурных и кровавых этапах нашей российской истории. Вот так рано или поздно время привело все к компромиссу
DSC03119.JPG
Возле церкви Екатерины, архитектором которой был все тот же Львов, жуткая детская площадка с бетонными безобразными зверями, которую хочется развидеть. Люди! Этому «творчеству» место на ближайшей свалке. Хотя надежда есть — вот статья из местного СМИ с актуальным заголовком «Рыба на заборе: Кто положит конец безвкусице на улицах старинного города?»

А вокруг, к сожалению, большой комплекс с заброшенными домами. Не знаю, что здесь было раньше, но очень жалко, что сейчас эти неплохие дома в таком состоянии
DSC03076.JPG
Сама церковь Екатерины в форме ротонды — памятник русского классициза, 1793 год, архитектор Н. А. Львов. Сейчас здесь музей колоколов, в котором у нас была экскурсия. Обязательно рекомендую присоединиться к какой-нибудь групповой экскурсии, если вы приедете самостоятельно. Экскурсовод в музее потрясающий, если бы я просто посмотрела на экспонаты, то через пять минут забыла бы про этот музей. А так экскурсия произвела самое яркое впечатление со всей поездки. Нам не только очень толково и красиво рассказали про колокола, но и сыграли замечательные перезвоны, научили некоторым хитростям звонарей, дали сыграть самим.
«И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол — голос Неба».
DSC03078.JPG
Карта всего тракта Санкт-Петербург — Москва, на которой отмечены все важные города-стоянки по маршруту. Но когда в середине девятнадцатого века Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога приняла на себя пассажиров и грузы, ранее следовавшие по тракту, постепенно торговля, ремесла, промыслы во многих городах и поселках стали затихать
DSC03094.JPG
С небольшой набережной в центре города открывается замечательный вид на Иверский монастырь, посещение которого у нас намечено на последний день. Мне он сразу напомнил Соловки, как потом, оказалось, не случайно
DSC03121.JPG
На озере было много черноголовых птиц, кто такие?
DSC03129.JPG
И утки очень украшают берега озера
DSC03138.JPG
После прогулки по Валдаю мы поехали к святому источнику Казанской иконы Божией матери рядом с селом Ижицы. Возле деревни Ижицы некогда стояла часовня, где хранился почитаемый Казанский образ, который и был явлен на роднике. К счастью, автобус остался на трассе, а к источнику мы пошли пешком по лесной тропинке: погода прекрасная весенняя, вокруг сосны и овражки, весенние первоцветы
DSC03141.JPG
Территория возле источника очень ухоженная, даже есть сруб, где можно окунуться в воду источника
DSC03143.JPG
И очень понравилось, что воду из источника провели по каналу в длинном стволе дерева
DSC03146.JPG
А овраг и холмы рядом с источником были усыпаны белыми и голубыми первоцветами
DSC03149.JPG
Вот какая красота — а такими кустиками был покрыт весь склон!
DSC03153.JPG
Вечером я побродила среди местных домов в поисках тропинки вдоль озера, тропинку не нашла, зато наткнулась на такой веселый дом
DSC03155.JPG
Вечер на озере
DSC03159.JPG
А это такая удивительная красноватая луна, почему-то очень низко расположенная
DSC03166.JPG
Красиво, жаль, что нет променада
DSC03169.JPG
А на следующий день мы поехали к монастырю. Дорога до монастыря мне очень понравилась, знала бы раньше, приехала сюда на велосипеде. По трассе нужно немного проехать, а потом по неширокой извилистой дороге среди высоких елей до самого монастыря.

Иверский Богородицкий святоозерский мужской монастырь на Валдайском озере возник по замыслу патриарха Никона, царь Алексей Михайлович одобрил идею Никона и выделил деньги из казны на строительство обители. Строительство началось летом 1653 года. В 1655 году в монастрырь переселилась братия из белорусского монастыря, с их приходом начало развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. В 1656 году в монастырь была доставлена чудотворная икона Божией матери «Иверская», написанная в Иверском монастыре на Афоне. В XVII в. монастырь был центром просвещения, здесь располагалась первая в России церковная типография, изготавливались изразцы, но к монастырю можно было добраться только по воде или льду. Сейчас к храму ведёт великолепная дорога по рукотворной насыпи, а сам храм, недавно отреставрированный, поражает своей красотой и яркостью красок
DSC03174.JPG
Биография знаменитого патриарха-раскольника очень занимательна. Родившись в крестьянской семье он возвысился до патриарха Московского и всея Руси, начал церковную реформу, породившую раскол, из-за разногласий с царем попал в опалу и был низведен до простого монаха.
Постриг с именем Никон он принял в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, поэтому не случайно я вспомнила про Соловецкий монастырь. Я была на Соловках, и на острове Анзер, для меня они стали местом силы, мечтаю туда вернуться
DSC03175.JPG
По щеке Богоматери на Иверской иконе течет капля крови, потому что согласно преданию во времена иконоборчества в Византии вооруженные воины пришли к благочестивой вдове, чтобы отнять иконы, и один из них ударил святыню копьем, из лика Пречистой потекла кровь. Иверскую икону называют Вратарницей или Привратницей, потому что после чудесного обретения иконы и размещения ее в храме, на утро икона появлялась над воротами
DSC03201.JPG
Вот так примерно выглядела монашеская келья в старые времена. Очень похоже на комнату Пушкина в Царскосельском лицее
DSC03176.JPG
После революции монастырь сначала был преобразован в трудовую артель, а в 1927 году закрыт. Возвращен церкви монастырь был в 1991 году, а в 2001 году монастырь посетил президент Путин, после чего началась комплексная реставрация архитектурного ансамбля. Сейчас здесь очень приятно, огромные труды были положены, чтобы привести монастырь к нынешнему виду

Иверский собор — главная постройка монастыря
DSC03178.JPG
От первоначального убранства собора сохранились дубовые резные двери XVII века

Первоначальная живопись собора не сохранилась, но сейчас внутри собора замечательные фрески, он полностью внутри расписан. Мои любимые образы-символы четырех евангелистов: лев, орел, телец и ангел, как их только не изображают в разных знаменитых храмах
DSC03181.JPG
Встреча Марии и Елизаветы. Этот сюжет встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) — женщины просто разговаривают. Позже сцена развивается и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, появляются служанки, святой Захарий или Иосиф. Так как Елизавета замужняя женщина, а Мария — Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса

DSC03182.JPG
Во времена патриарха Никона икона Иверской Божией матери была покрыта окладом из чистого чеканного золота, отделана жемчугом, алмазами и сапфирами. После революции икона в золотом окладе была увезена в неизвестном направлении. Оклад на иконе находящейся сейчас в церкви был создан мастерами в 2006 году
DSC03184.JPG
Изразцы снаружи украшают окна и стены монастырских строений
DSC03190.JPG
Крепостные стены и сад. Красиво здесь должно быть во время цветения. А сами обходные галереи и башни такие же, как во многих кремлях и крепостях в России. Монастырь расположен на острове, поэтому за крепостными стенами небольшие луга, по которым можно прогуляться и полюбоваться озером. Прекраснейшее место, сюда стоит приезжать!
DSC03191.JPG
Заключительным городом нашего маршрута был Вышний Волочёк. В этом городе исток реки Тверца. К сожалению, город какой-то весь неухоженный, хотя из него несложно сделать туристическую конфетку. Фотография возле железнодорожного вокзала можно сказать символически рисует состояние города: много интересных памятников, неплохая архитектура, но все залеплено рекламой, какие-то столбы, облицовка памятников отваливается, гранитная облицовка канала и старые торговые ряды в удручающем состоянии…
Город интересен своим искусственным каналом, соединяющим реки Тверца и Цна. Город возник на водоразделе Балтийского и Каспийского водных бассейнов. В старину грузы со стороны Волги поднимались по реке Тверца, разгружались и гужевым транспортом перевозились до реки Цна. Там товары снова грузились на суда и водой шли в Новгород. Место сухопутной перевалки и получило название «Волок» или «Волочёк». А при Петре I был построен Тверецкий канал, соединяющий две реки. Справа фигура Петра I, а слева купца Михаила Иванович Сердюкова, который и занимался развитием Вышневолоцкой водной системы

DSC03203.JPG
Вообще в Волочке очень интересные памятники. На здании театра холеный мужчина с лихо закрученными усами. Это Василий Васильевич Андреев — организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов (1888), композитор, балалаечник-виртуоз. В 1883 году Андреев образовал в Санкт-Петербурге оркестр из струнных (домра, балалайка, гусли), духовых (жалейка), ударных (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). В Европе выступления этого оркестра имели огромный успех. В 1892 году во Франции он был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». Оказывается, есть советский фильм «Серебряные струны» об Андрееве

DSC03204.JPG
А вот еще один замечательный памятник в сквере, легко узнаваемый. Это крестьянка с картины Алексея Гавриловича Венецианова. Очень мне понравился этот памятник, но мраморная облицовка постамента тоже частично отвалилась
DSC03206.JPG


И даже в Богоявленском соборе Волочка редкий образ Николы Можайского (Николая Чудотворца) в виде деревянной скульптуры
DSC03208.JPG
В завершении этой трехдневной эпопеи мы заехали в большой сувенирный магазин на трассе, народ из группы спустил там кучу денег. Но надо отдать должное, товары там качественные, можно просто посмотреть на изделия русского промысла
DSC03210.JPG
Я тоже не удержалась и на память прикупила клатч с золотным шитьем, теперь он полеживает у меня в шкафу. Не знаю, дождется ли торжественного часа выхода в свет или так и пролежит на боку
DSC03213.JPG

А через день я уже колесила на велике по весенней Голландии, где все вылизано и размерено. Интересно, придем ли мы когда-нибудь к такому внешнему лоску?

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге находится в конце Невского проспекта. Ее территория, расположенная между реками Невой, Монастыркой и Обводным каналом, представляет собой оазис русской духовной жизни на Монастырском острове.

Как добраться до Александро-Невской лавры

Станция метро — Площадь Александра Невского;

Вход в лавру находится на площади Александра Невского, напротив огромного здания гостиницы «Москва».

Режим работы Александро-Невской лавры — лето 2021

  • Лавра открыта ежедневно с 5:30 до 23:00
  • Свято-Троицкий собор открыт ежедневно с 5:45 до 20:00
  • Некрополь 18 века и Некрополь мастеров искусств
    • Некрополь 18 века
      • Ежедневно с 9:30 до 18:00
      • Касса закрывается на полчаса раньше
    • Некрополь мастеров искусств
      • Ежедневно, кроме четверга, с 9:30 до 21:00. После 17:45 для всех категорий посетителей стоимость билета 150 рублей (без льгот)
      • По четвергам с 9:30 до 18:00
      • Касса закрывается на полчаса раньше

Стоимость билетов Александро-Невскую лавру — лето 2021

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — действующий монастырь. Вход бесплатный для паломников и туристов всё время.

Также на территории лавры работает музей городской скульптуры — Некрополь XVIII века и Некрополь Мастеров искусств.

Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры — лето 2021

  • Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств
    • Для граждан России
      • взрослый билет — 300 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
      • школьники и студенты России — 100 рублей
      • пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Кахахстана и Киргизии — 100 рублей
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет — 400 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
  • Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)
    • Для граждан России
      • взрослый билет — 150 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
      • школьники и студенты России — 100 рублей
      • пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Кахахстана и Киргизии — 100 рублей
      • Стоимость билетов в Некрополь мастеров искусств после 17:45 для всех категорий посетителей 150 рублей (без льгот)
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет — 200 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В середине 18-го века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус — статус лавры.

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776–1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.

В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря. В Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.

Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября — день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.

Музей городской скульптуры Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В 1930 году на основе Некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года он занял Надвратную церковь. А после закрытия в 1933 году Благовещенской церкви её первый этаж был также передан этому музею. В послевоенные годы музей занял оба этажа Благовещенской церкви, а в конце 1980-х годов и здание бывшей Тихвинской церкви

Виртуальные прогулки

Официальный сайт Александро-Невской лавры

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — lavra.spb.ru
  • Государственный музей городской скульптуры — www.gmgs.ru

Публикации и новости

О причинах болезней

Святитель Филарет, митрополит Московский
23.05.2021 /

Если бы мы услышали, как искусный врач излеченному им больному говорит, например: «Не употребляй впредь такой или такой пиши», – что бы мы подумали? Конечно, мы бы подумали: видно, излеченный прежде употреблял эту пишу; она, видно, была и причиной болезни.

Исцеление расслабленного при овчей купели

23.05.2021 /

Четвертая неделя после Пасхи называется Неделей о расслабленном, в память того чуда, о котором мы здесь рассказали. В эту неделю поется следующая песнь: «Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни Божественною Твоею силою, как некогда Ты воздвиг расслабленного, чтобы и мне, спасенному Тобой, воспевать: слава, Христе, державе Твоей».

Освобождение. Чудо по молитвам к святителю Николаю

22.05.2021 /

Священник Алексий Кибардин, духовник Императора, отбывал срок заключения в Забайкалье. В лагере находилось много священства, верующих. После смерти Сталина им разрешили молиться открыто. Все ждали перемен, амнистии, но свобода не приходила.

Синаксарь в неделю третью по Пасхе, святых жен мироносиц

16.05.2021 /

Поскольку они проповедовали Воскресение и много содействовали нашим учениям в удостоверении и нерушимом утверждении Христова Воскресения, Церковь Божия приняла обычай праздновать после Фомы и им, как первым, кто видели Христа , возвестили всем спасительную проповедь и образом жизни более всего последовали Христу, как и подобало женщинам, от Него научившимся.

Слово на Евангельское чтение в день Радоницы

Протоиерей Димитрий Галкин
11.05.2021 /

«Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден». (Ин. 3, 18)

Слово в День Победы 9 мая 1945 года

Патриарх Алексий I (Симанский)
09.05.2021 /

С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.

Слово на Евангельское чтение в пятницу Светлой седмицы

Протоиерей Димитрий Галкин
08.05.2021 /

Аудиозапись 7 мая 2021 г.

Священнослужители Иоанновского монастыря удостоены богослужебно-иерархических наград