Монастырь трудник

Трудничество – это работа в монастыре во славу Божию. Трудники приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, помочь обители.

Цель пребывания паломников-трудников в монастыре – более полное воцерковление православного христианина через соприкосновение с жизнью монастыря в молитве и труде, участие в Таинствах Исповеди и Причащения, через усвоение Священного Предания и церковных обычаев.

Трудничество – это и начальная ступень испытания при избрании монашеского пути, после которой, трудник может быть принят в братию и стать послушником. Послушнику благословляется ношение подрясника, скуфьи, монашеского пояса и четок. С этого момента он не носит в монастыре мирской одежды.

Трудник живет в общей келье, участвует в общей трапезе и молитве вместе с монастырской братией, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, и выполняет посильное молитвенное правило.

Для трудников в монастыре существуют достаточно строгие правила проживания и распорядок дня.

Труд в обители подразумевает также послушание. На практике это выражается в выполнении порученной работы именно так, как Вас об этом просят. Хорошо помнить, что такая простая с виду вещь, часто требует большого внутреннего труда.

Перед тем, как поехать потрудиться в монастырь нужно посоветоваться со своим духовником и получить на это благословение. Перед поездкой необходимо связаться с монастырем по телефону или электронной почте, чтобы узнать о том, когда и на какой срок можно будет приехать и получить благословение на трудничество. Если есть ограничения по состоянию здоровья лучше поговорить об этом заранее. С собой необходимо иметь паспорт. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет.

***

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Придя в монастырь паломником или трудником, помните о следующих правилах:

  • В монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова «прости» и «благослови».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», и не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
  • При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами, младший старшего приветствует словами: «Благословите»; а другой отвечает на это: «Бог благословит».
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

***

Послушничество

Задумываясь о выборе монашеского пути, каждый человек задается вопросом, как испытать себя, как найти ту обитель, которая может стать местом спасения. Поэтому необходимо посмотреть жизнь обители изнутри, ее устав и духовное устроение. Для этого рекомендуется пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях.

Христианин, пришедший в монастырь, с намерением остаться в нем, начинает свой монашеский путь с трудничества. На период искуса, трудник живет в общей келье, питается в общей трапезной вместе с монастырской братией, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, и выполняет посильное молитвенное правило, в свою очередь священноначалие и братия смотрят на то, как брат несет послушание, посещает богослужения, относится к другим насельникам.

На первом этапе труднику необходимо «присмотреться» к монастырю, оценить свои силы, желание остаться именно в этой обители, он должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.

Прибывший в монастырь трудник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование.