Монастырь в Крыму

  • Печать
  • E-mail

монастыри в крыму

За многовековую историю крымский полуостров повидал множество народностей, исповедовавших самые различные религии. Самыми значительными оказались ислам и православное христианство, и не удивительно — наследие турок осман и греков византийцев пережило сами эти державы. Мы же здесь посмотрим несколько монастырей, расположенныъ в Крыму, как действующих так и тех, от которых остались только руины.

Пещерный монастырь возле горы Сокол.

Пещерный монастырь возле горы Сокол – средневековый монастырь, предположительно основанный в семисотых годах нашей эры, во времена так называемого иконоборчества. Монастырь расположен у подножия горы, рядом с небольшим курортным поселком Новый Свет.
Первые находки здесь были сделаны в конце девятнадцатого века неким архиепископом Гавриилом. Он обнаружил остатки храма, по его предположению это был храм Святого великомученика Георгия, просуществовавший здесь почти тысячу лет и разрушенный во время русско – турецкой войны.

Второе открытие пещерного монастыря было сделано в 20 годы двадцатого века Николаем Лезиным. Этот человек посвятил себя изучению Крымского края и не удивительно, что именно он обнаружил остатки трех храмовых пещер. В одной из них он нашел высеченный из камня крест. В других были заметны следы обустройства в виде вырубленный скамей и полочек. По предположению того же Лезина, некогда монастырь занимал гораздо большую пещерную площадь, однако в следствии того, что материал в котором были высечены эти пещеры оказался достаточно не прочным, это повлекло за собой обрушение основной части пещер, и до наших дней дожили только обнаруженные три штуки. Да и то, в очень скверном состоянии. Если приглядеться, у подножия горы, в море, которое шумит просто под входом, можно обнаружить обвалившиеся пласты песчаника, который некогда и составлял пещеры монастыря.
Попасть к пещерному монастырю не так то просто. Тропинка идет по обрывам траверсом вдоль горы, постоянно ныряя в пропасти и вздымаясь на крутины, приходится постоянно перебираться через всевозможные препятствия. По пути мы попадем в небольшую расселину, из которой истекает ручеек чистейшей воды, некогда и питавший христианский храм.

Храм Дианы

дианы храм судак

Храм Дианы, или монастырь святого Димитрия, расположен неподалеку от Судакской крепости, приблизительно в километре на запад от нее, в большом урочище, раскинувшемся на склонах Сокола – Димитраки. Некогда это был византийский крупный монастырь, сейчас же остались одни руины.
Храм Дианы существовал приблизительно с девятого и до пятнадцатого века, когда в Крыму набрала могущество Османская Порта. Название монастыря определилось в начале двадцатого века, в те времена здесь еще возвышались куски стен, выложенных из местных известняков.

В 1909 году выпускник московского университета фон Эдинг проводил здесь археологические раскопки, в результате чего были найдены многочисленные фрагменты фресок, некогда украшавших Храм. Все они были вывезены и помещены в исторический музей города Москвы.

Чуть позднее здесь проводил раскопки А. Фомин, который обследовал некую надгробную плиту, обнаруженную им же. По стилю написания эпитафии, Фомин предположил, что могильная плита относится к поздней византийской эпохе.

В 1975 году здесь были продолжены археологические раскопки. Руководителем был М. Фронджуло, выявивший на территории Храма Дианы несколько ремесленных мастерских. Им же была найдена матрица для изготовления окладов, обрамлявших иконы.
В начале восьмидесятых здесь работала экспедиция под руководством братьев близнецов Барановых. Ими была проделана большая работа, в ходе которой территория монастыря была практически полностью расчищена.
Исходя из сделанных исследований, Баранов сделал вывод, что Храм Дианы представлял собой большой купольный храм, располагавшийся в центре внутреннего двора, вокруг которого были сооружены несколько хозяйственных построек, и все это было обнесено оборонительной стеной. Западная часть Храма Дианы соседствовала с примыкавшим к ней притвором с колокольней.

Храм Иоана Предтечи

Храм Иоанна Предтечи в Керчи

Архитектурные достопримечательности Крыма весьма многообразны и интересны и одна из красивейших жемчужин этой великолепной коллекции, это несомненно храм Иоанна Предтечи, расположенный в Керчи.
Храм Иоанна Предтечи является одним из самых старых сооружений средневековой постройки из всех построенных в Европе, постройка этого храма датируется седьмым веком нашей эры.

Он представляет собой довольно не простое архитектурное сооружение, которое окончательно было достроено в конце девятнадцатого века. Размеры его не слишком большие, — он в точности копирует крестово-купольную архитектуру византийских храмов, бывших образцом строительства средневековой православной церкви.

Внутри постройки можно увидеть несколько колонн, органично вписывающихся в общий план. Толстенные стены выложены из повторяющихся полос, в свою очередь состоящих из четырех рядов больших каменных блоков из белого камня и такого же количества рядов, выложенных из обожженного плоского кирпича. Из такого же кирпича выложены и основные композиционные узоры, украшающие стены и придающие им необычную красоту и объем.

Само здание церкви завершает один купол в виде полусферы, образующий центральную часть общей композиции в виде креста.
Интересно то, что за все это время храм ни разу не был поврежден многочисленными землетрясениями, бушевавшими в Крыму в разные времена. Древние строители знали толк в строительстве, выбрав оптимальные пропорции стен и конструкции, которые позволили просуществовать храму практически в первозданном виде более тысячи лет.

Внутренняя часть храма Иоанна Предтечи украшена многочисленными капителями и несколькими колонами, выполненными из мрамора серого цвета с небольшими включениями голубого. Такой мрамор добывали в раннем средневековье вплоть до восьмого века на средиземноморском острове Проконс, транспортируя затем кораблями в Керчь.

Разглядывая убранство храма не сложно заметить, что легкие и изящно – вычурные капители несколько не вписываются в тяжелое средневековое убранство и общую архитектурную идею. Как считают археологи и историки, они были сделаны гораздо раньше чем был построен Храм Иоанна Предтечи, и скорее всего были взяты из базилики какого то другого храма юстиниановского периода. Для того, чтобы усилить акустический эффект, создаваемый объемным помещением храма, в стены были вмонтированы пустые амфоры, многократно усиливающие и без того отличную слышимость.

Армянская церковь.

армянская церковь

Армянская церковь расположенна в городе Ялта, и своей архитектурой она очень похожа на храм Рипсиме построенный в городе Эчмизидиане в конце первого тысячелетия нашей эры. Церковь была построена в 1914 году известным архитектором Тер — Микеловым, который в своих работах использовал наброски и эскизы большого армянского художника Вардгеса Суренянца. Сооружена она на склоне горы, круто обрывающейся к городу.

При церкви очень хитро сделан парадный подход. Южный фасад сделан в виде ложного входа, а над ним сделана красивая арка, которая тем не менее служит только для декорации. От нее вниз идет красивейшая лестница, с двух сторон засаженная вздымающимися к небу кипарисами. Наверху возле арки разбита большая площадка, рядом с которой от лестницы идет ответвление, выводящее нас к настоящему входу. Поднимаясь по лестнице можно обозреть весь громадный монолитный храм, сверху украшенный громадным шестигранным шатром.
Настоящий вход в армянскую церковь расположен с западной стороны. Здесь господствует строгий стиль и гармоничные простые детали, украшающие портал. Мастерство и изящество художников, возводивших церковь достойны самой высокой похвалы, потрясающая работа декораторов проскальзывает в каждом квадратном метре отделки.

Внутренности церкви также не теряются на фоне внешних красот. Купол внутри расписан мастером Суренянцем, а помимо него здесь можно полюбоваться красивейшим иконостасом, выполненным из мрамора с богатыми инкрустациями.

Косьмо-Демьяновский монастырь.

Косьмо – Демьяновский монастырь

Косьмо – Демьяновский монастырь находится в красивейшем ущелье на склонах хребта Синап Даг. Монастырь окружают леса Крымского природного заповедника, преимущественно буковые и сосновые.
История возникновения монастыря довольно запутана. Наиболее вероятна версия, высказывающая предположение о том, что в тяжелые для христиан времена, в этих местах был основан храм Козьмы и Демьяна, укрытый от глаз недоброжелателей, к которому приходило множество верующего люда. Скорее всего он был покинут и забыт во время большого переселения в 1778 году жителей крымского Южнобережья в отстроенный Мариуполь. Позднее храм возродился, трансформировавшись в монастырь. До конца 19 века монастырь был мужским, но в 1898 году мужской монастырь закрыли за распутство монахов и открыли как женский. После гражданской войны монастырь был закрыт, а в годы войны разрушен. В наше время монастырь активно восстанавливается.

Рядом с монастырем есть животворный источник Козьмы и Демьяна, который считается святым и целебным. Ко дню святых покровительствующих монастырю, сюда приезжают тысячи паломников. В эти дни, а это 14 июля, монастырь можно посетить свободно, без разрешения подписанного дирекцией Крымского Природного Заповедника. Во все остальные дни нужно спец разрешение.

По дороге к Косьмо-Демьяновскому монастырю, раз уж представилась возможность побывать в заповеднике легально, можно полюбоваться красотами Бабуган яйлы и заглянуть на Серебряную Беседку, это в противоположную сторону по Гурзуфскому седлу. С нее открываются потрясающие виды на морское побережье, раскинувшееся под нами от Меганома до Ялты.

Кизилташский монастырь

кизилташский монастырь

Кизилташский монастырь был построен в восьмом веке нашей эры, на месте резиденции архиепископа Стефана Сурожского, активно отстаивающего почитание икон перед византийским престолом. Чуть позднее монастырь был покинут, и на долгие годы здесь воцарилось забвение.
В начале девятнадцатого века в соседней пещере с источником, один из татарских пастухов нашел святую икону в серебряной оправе, которую передал протоирею Иосифу, позднее отдавшего ее церкви святителя Стефана. Пещера же стала относится к благословенным местам и регулярно посещаться верующими христианами, правившими в ней службу.

В тридцатые годы 19 столетия в пещере рядом с руинами Кизилташского монастыря, поселилась монахиня Константина, которая прожила в ней восемь лет, соблюдая строгий пост и постоянно читая молитвы. После этого сюда прибыли иноки, которые и возобновили деятельность монастыря, а в 1856 году архиепископом Борисом здесь была обустроена церковь Святого Стефана Сурожского.

Во времена первых настоятелей Кизилташский монастырь по чуть-чуть разрастался, и при игумене Арсении, Кизилташский монастырь обзавелся двумя каменными православными церквами. Одна из церквей была освящена в память Успения Божьей Матери и являлась летним вариантом церкви, не имевшей отопления. Вторая же была зимней церковью и была освящена в честь Святого Стефана Сурожского. Постепенно монастырь увеличил свой штат, возросло количество живущих в нем монахов и послушников, да и земельные угодья Кизилташского монастыря также увеличились.

С приходом советской власти, монастырь был ликвидирован, а имущество церковное конфисковано. На территории одно время был лечебный санаторий, а в последствии здесь расположилась военная часть с ядерными шахтами. Доступ к Кизилташскому монастырю оказался закрыт.
После развала Советского Союза, в 90-х годах, Кизилташский монастырь начал снова возрождаться. Были заново отстроены несколько жилых помещений, в монастыре начали проводить службы. К монастырю начали прокладывать маршруты для паломников.

Византийский монастырь

Еще один интересный монастырь на территории Крыма, вернее то, что от него осталось — Византийский, расположенный на востоке полуострова под горой Перчем в районе Судака. Это средневековый монастырь, основанный предположительно в восьмом веке нашей эры и оставленный послушниками в пятнадцатом веке. В эти неспокойные времена в Крыму участились турецких войск, стремящихся установить влияние Порты на все Причерноморье, что собственно им и удалось впоследствии. Руины византийского монастыря находятся приблизительно в полутора километрах на север от поселка Уютное, у подножия древнего кораллового рифа Перчем.
Первые сведения о византийском монастыре были получены в ходе археологических работ под руководством Фомина в двадцатые годы двадцатого века. Монастырь представлял собой огромное сооружение, в храме который входил в состав монастыря были две апсиды и большой входной зал.

При раскопках были обнаружены следы пожара, скорее всего уничтожившего первые постройки. Более поздние раскопки Баранова и Манко в девяностые годы позволили обнаружить несколько фресок на стенах с живописными рамками вокруг них. Чуть ниже археологами были обнаружены надписи, свидетельствующие о постройке храма после пожарища в 13 веке. В архитектуре храма прослеживается влияние армянских христианских традиций.

Стены византийского монастыря пару раз перестраивались, но впоследствии были все равно разрушены. Сохранились хорошо до наших дней лишь фундаменты и остатки храма и построек. Монастырь, скорее всего, относился к поздне византийским монастырям, существовавшим на частные пожертвования. На территории производились захоронения и погребения членов семьи средневекового спонсора.

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира — Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

Место почитания самого известного крымского святого

6 удивительных мест православного Крыма

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

6 удивительных мест православного Крыма

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

6 удивительных мест православного Крыма

Царская семья в Ливадии. 1911

Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.

Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

6 удивительных мест православного Крыма

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Уникальным святым местом в Крыму считается Топловский Свято-Параскевинский женский монастырь. В эту обитель тишины и покоя приезжают каждый год верующие со всех уголков России. И хотя на полуострове хватает различных монастырей, церквей, часовен, сюда паломники наведываются с особым трепетом и благоговением.

Преданья старины глубокой

Если верить старинным сказаниям, во втором веке нашей эры в Риме жила юная красавица, которую звали Параскева. Росла девочка в благочестии и послушании. Поэтому, когда Параскева потеряла родителей, она решила доносить до язычников Благую весть про Иисуса Христа. Ее стали называть Параскева Пятница – по названию того дня, в который она родилась. Со своими проповедями девушка ходила по всему миру, пока однажды не оказалась в Крыму.

В то время полуостровом правил жестокий Тарасий, не признающий христиан и устраивающий постоянные гонения на приверженцев Христовых. За святые проповеди Параскеву пытали, а затем обезглавили.

Считается, что святой источник бьет в том месте, на котором была казнена Параскева. На протяжении многих столетий вода способна излечивать самые разные типы заболеваний, бесплодие. В конце 17 века недалеко от источника была найдена икона преподобной святой Параскевы Пятницы. Через некоторое время икона была перевезена в Мариупольский храм Рождества Пресвятой Богородицы. И впоследствии именно с ее помощью Мариуполь был защищен от эпидемии холеры.

Возле источника со святой водой была возведена небольшая часовенка. Сначала расположенное рядом поселение называлось Топлу. И лишь немного позже оно было переименовано в Тополевку. А в 1864 в живописной местности был открыт женский монастырь.

Открытие женской обители

В начале 50-х годов 19 века у источника была основана небольшая киновия. Появилась она, благодаря девушке болгарского происхождения по имени Константина. Прожив в одной из пещер Кизилташа в уединении почти 7 лет, болгарка мечтала построить в этой местности женскую обитель. Для этих целей она искала средства со своими последовательницами.

Окружающие земли изначально были подарены императрицей Екатериной Второй одному из своих дворян-любимчиков Захару Зотову. Впоследствии, в 19 веке, владельцами надела стали сестры Зотова – Феодора и Ангелина. Когда Ангелина смогла полностью выкупить землю, было решено передать ее монастырю.

Сначала возле источника с целебной водой был сооружен храм Св. Параскевы. В день памяти великомученицы, 26 июля 1863 года, источник официально освятили. Прожившая в этом месте много лет болгарка Константина была пострижена и взяла себе имя Параскева. Именно она и еще 8 ее товарок стали первыми монахинями. В проектировании и строительстве храма Святой Параскевы принимал участие игумен Парфений. В 1866 году священнослужитель был убит крымскими татарами, а в 2000 году его причислили к лику святых.

Храм был освящен в 1864 году архиепископом. В последующие годы все монастырские постройки и сооружения были отреставрированы, построили новые здания. Была возведена небольшая больница, внутри которой находилась церковь. В различных помещениях создавались мастерские, подсобные комнаты, организовывалось садовое хозяйство.

Большой вклад в развитие монастыря внесла игуменья Параскева (Ольга Родимцева). Она руководила комплексом до самой своей смерти, а в 2009 году была причислена к лику святых. В 2010 году в монастырской обители была проведена канонизация. В Симферополе и Феодосии располагались монастырские центры.

Возрождение монастыря

Когда после революции власть пришла к Советам, положение монастырской обители усугублялось с каждым днем. Сначала властями конфисковывались окружающие земли, потом было практически полностью разорено приносившее неплохой доход подсобное хозяйство.

Немного позже конфисковали дорогую церковную утварь, ценные предметы из серебра и золота. В 1928 году некоторые постройки взорвали, а монастырь закрыли.

В течение большей части 20 века комплекс пытались приспособить под разные нужды. Его превращали то в совхоз, то в пионерский лагерь. И только после того как Советский Союз прекратил свое существование, монастырскую обитель начали восстанавливать. После 1994 года для монастыря выделили немного земли, передали в собственность мощи святых, иконы. В 1998 году игуменьей была назначена инокиня с символичным для этого места именем Параскева.

На пожертвования прихожан возвели нужные бытовые постройки, был проведен водопровод. Дорогу к монастырю заасфальтировали. В данное время на территории обители проживает 4 десятка монахинь. Они занимаются хозяйством, выращивают свои овощи и фрукты. В монастыре есть свой пруд, где разводят рыбу, пасека. Церковную и монашескую одежду насельницы шьют в оборудованной при монастыре швейной мастерской.

Достопримечательности Свято-Параскевинского монастыря

Главной святыней монастыря считается чудотворная икона Богородицы «Казанская».

Самыми ценными и оригинальными достопримечательностями на территории монастыря являются различные постройки. Среди них особенно выделяются:

  • пещера болгарки Константины;
  • Собор в честь Живоначальной Троицы;
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте»;
  • Храм Святой преподобномученицы Параскевы;
  • часовня и могила преподобной Параскевы.

Во время посещения монастыря можно обратиться к Мощам Святой, хранящимся на территории обители останкам Параскевы. Многие мужчины и женщины часто приезжают специально к целебному источнику, искренне веруя в то, что святая вода поможет вылечиться от недуга, зачать ребенка, исправить недостатки.

Чуть выше монастыря, прямо со скал стекает в живописный пруд горный источник. Это источник Трех Святителей, в который можно окунуться. В этом месте можно успокоить свои нервы.

Еще один источник – Георгия Победоносца. Лесные купели на его основе, разделенные на мужскую и женскую зоны, находятся примерно в двух километрах от монастыря. Здесь излечивают заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни суставов. Окунувшись в воду, посетители могут позвонить в колокол – рядом находится небольшая колокольня и часовня.

Как добраться до монастыря

Располагается известная монастырская обитель между Симферополем и Феодосией, в 70 км от столицы полуострова. Если ехать на автомобиле, после Белогорска нужно быть внимательнее. В Тополевке, с правой стороны, находится указатель и поворот. От этого поворота до монастыря расстояние составляет 1,5 км. Использовать можно координаты: 44°59′58″N (44.999358), 34°52′48″E (34.880041).

Добраться до Тополевки также можно на одном из рейсовых автобусов. Выехав с автостанции «Курортная» в Симферополе, можно ехать в направлении Керчи, Судака, Феодосии, Коктебеля. Водители часто делают остановку по требованию на повороте в монастырь.

Епископ Бахчисарайский Каллиник
Повод для радости: монастырская жизнь в Крыму стремительно развивается

Литургическая жизнь есть сегодня во всех крымских обителях. В крупных монастырях, насчитывающих несколько десятков человек, Божественная литургия совершается каждый день. В горных, где иеромонахов один-два, Литургию служат три-четыре раза в неделю. О том, как происходил процесс становления современного монашества в их крае, рассказал порталу «Монастырский вестник» епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии.

Владыка, возрождение монастырей на Крымском полуострове, судя по статистике, идет стремительно.

Можно и так сказать, если принять во внимание тот факт, что до 1992 года здесь не было ни одной действующей обители, а с приходом на Крымскую кафедру митрополита Лазаря (тогда архиепископа) стали возрождаться монастыри, которых сейчас шестнадцать. Есть обители очень древние – в частности, пещерный Свято-Климентовской мужской монастырь в Инкермане (пригороде Севастополя). Такую его великую святыню как храм I века предание связывает со святым Климентом Римским, третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, четвертым Папой Римским. Сосланный за проповедь христианства и неуважение к языческим богам в Крым – северную часть Римской империи – он вытесает в скале малую церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, и с этого начинается зарождение святого монашества на земле благословенной Тавриды. Сегодня эта церковь действующая, мы с братией там регулярно служим.

В преддверии великого события, когда мы вступаем в лето Господне 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в крымских монастырях вспоминают о тех, кто приближал этот праздник «со слезами на глазах». Так в рамках епархиального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре прошла конференция «Крымские монастыри в годы войн: патриотическое служение». Докладчики рассказали монашествующим о событиях прошлого, которые не могли не взволновать потомков людей, спасших нашу Отчизну и весь мир от фашизма. В Инкерманском монастыре в 1942 году располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, которая держала оборону Севастополя, защищая каждый метр земли. Осталось военное кладбище на территории монастыря, и братия за ним ухаживает. В селении Лаки Бахчисарайского района, среди отвесных скал Качинского каньона есть мужской монастырь святого апостола и евангелиста Луки. Лаки – древнее место IV века в горах, где проживали греки. Весной 1942 года каратели сожгли это селение полностью и уничтожили его жителей за то, что они обеспечивали едой и одеждой партизан, активно их поддерживали. Там остались только руины храма. Но сейчас монастырь возрожден, возрождена в нем монашеская жизнь. В этой обители я начинал послушником, затем по благословению митрополита Лазаря занимался оформлением самого монастыря, его восстановлением. И вот уже 14 лет являюсь его наместником.

Лаки еще называют «Крымской Хатынью». Это одна из известных трагических и героических страниц той войны. Ваше Преосвященство, а Вы одновременно возглавляете несколько обителей?

На сегодняшний день я являюсь наместником четырех мужских монастырей. Двух севастопольских – Свято-Климентовского Инкерманского (где подвизается 30 человек братии) и Свято-Георгиевского Балаклавского на мысе Фиолент (там 20 насельников). Плюс два горных монастыря – Новоспасский в селе Терновка Балаклавского района и святого апостола Луки в селе Лаки Бахчисарайского района. В горных обителях братии немного, туда я стараюсь регулярно выбираться – живу в них какое-то время, служу. Сам принимаю монашествующих, послушников, трудников в эти обители.

Кроме того, с 2010 года Вы несете послушание благочинного по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. По какому принципу посещаете их?

Бываю в них по графику. Раз в две недели «по кругу» посещаю каждый из них. Примером для меня и братии является наш владыка митрополит, который постоянно объезжает все монастыри – даже горные, куда сложно подняться.

И как митрополит Лазарь добирается в труднодоступные монастыри?

Пешком. Он идет, а мы за ним поспешаем. Владыка, подвижник, совершает службы в пещерных храмах. Примечательно, что в XIX веке многие древние пещерные монастыри не были возрождены, потому что не находились монашествующие, которые согласились бы проживать в столь тяжелых условиях. А сейчас они заполнены – появились люди, желающие такого аскетического подвига. Мы благодарим Бога за Его помощь. Также хочу добавить, что митрополит Лазарь очень любит монашеские обители и проявляет неослабный интерес к ним, поэтому еженедельно собирает руководителей монастырей. Каждую неделю проводится совещание – на нем обсуждаются насущные вопросы, связанные с развитием монашеской жизни, обустройством монастырей, оформлением документации на территории и монастырские постройки, на строительство храмов. Сейчас имеются некоторые сложности с оформлением пещерных монастырей – в большинстве своем они являются памятниками археологии или архитектуры и трудно взять адрес, чтобы зарегистрировать обитель. Однако этой проблемой мы неустанно занимаемся и надеемся в ближайшем будущем ее решить. Главное – братия там живет, монастыри действуют. Вначале, когда их только открывали, тяжело было из-за малого числа насельников. Приходили один-два человека. Ныне милостью Божией число братии умножается. К этому добавлю, что в Крымской епархии есть Таврическая духовная семинария, ректором которой является правящий архиерей митрополит Лазарь, и по его благословению все монашествующие и взыскующие монашества получают в ней духовное образование. Насельники обителей учатся в семинарии заочно, приезжают на сессии.

Владыка, какие еще тенденции Вы видите в формировании облика современного монашества в Крыму?

Монашество в крымских монастырях молодеет. Все больше и больше приходит молодых людей, которые ищут монашества. Конечно, мы не сразу их постригаем. По нашим древним уставам минимум пять лет длится послушнический искус. Кроме того, молодых кандидатов в монашество стараемся постригать ближе к тридцати годам. Такая у нас практика. Многих наместников монастырей, являющихся выходцами Инкерманского монастыря, я знал еще до принятия ими монашества, а некоторых сам постригал. Сейчас они возрастают на глазах. Разумеется, не без печали приходится кого-то отпускать, потому что в Инкермане сложилась крепкая монашеская семья, все привыкли другу к другу и каждый человек как бы на своем месте. В 2017 году постриженник Инкерманского монастыря, благочинный обители иеромонах Диоскор (Сафронов) был назначен наместником монастыря преподобного Лазаря Муромского в селе Скалистое Бахчисарайского района. Монастырь находится в пустынном месте, где когда-то находилось древнее поселение «Бакла». Признаюсь, тяжело было отдавать собрата. Но монастырская жизнь в епархии развивается, требует энергичных, духовно опытных руководителей, поэтому если есть благословение правящего архиерея, сопротивляться не приходится.

Ваше Преосвященство, в основном Вы говорили о мужских монастырях. А что можете сказать о женских обителях?

Скажу, что они более обустроены. В них и насельниц больше, и быт лучше обустроен, и монашеская жизнь на хорошем уровне. Паломников туда много приезжает. В Симферополь, в Свято-Троицкий монастырь люди едут со всей России, с Украины, из дальнего зарубежья, чтобы поклониться мощам святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Множество свидетельств о чудесах исцелений от душевных и телесных недугов после молитвенных обращений к святителю записали сестры, и часть из них разместили на официальном сайте монастыря. По благословению митрополита Лазаря настоятельница обители игумения Евсевия (Пальчик) возглавляет православное общество «Милосердие», которое заботится о том, чтобы в больницах, приютах для детей и стариков, в местах отбывания наказания всегда были православные молитвословы и книги. Постоянно осуществляется и материальная помощь этим, как их исстари называли, богоугодным заведениям. Особое внимание матушка с сестрами уделяет отделению онкогематологии Крымской республиканской детской больницы.

Что касается второго женского монастыря – Свято-Троице-Параскевиевского Топловского в Белогорском районе, то он уже который год оказывает помощь заключенным, которые просят молитв, моральной поддержки и материальной помощи (в места заключения идут посылки с лекарствами, продуктами, вещами, предметами первой необходимости и гигиены, собранные на пожертвования отзывчивых людей). А паломники знают эту обитель прежде всего по трем древним купелям, трем святым источникам, где тоже происходят чудеса исцеления. Возрождение монастыря началось в 1992 году, и сейчас в нем подвизается около 40 сестер. За минувшие годы были восстановлены храмы, открыты купели, многие постройки отремонтированы. Но самое главное – здесь восстановлен Свято-Троицкий собор, недостроенный и взорванный в 30-е годы XX века. Неся послушание благочинного, я регулярно бываю и в женских монастырях, помогаю решать какие-то вопросы по строительству и оформлению документации, текущие задачи. Словом, стараюсь держать руку на пульсе монастырской жизни.

Еще об одном моменте должен сказать. Я благодарен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность бывать на монашеских собраниях, которые собирает архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. Это дает возможность общаться с отцами-наместниками многих монастырей Русской Православной Церкви, знакомиться с их опытом управления обителями и делиться своим опытом. Одной из основных тем недавнего собрания ответственных за епархиальные монастыри, что прошло в декабре 2019 года в Сретенском монастыре Москвы, стало образование монашествующих. У нас, как я уже говорил, братия заочно обучается в духовной семинарии в Симферополе. А вот вопрос с получением базового богословского образования насельницами женских обителей пока не решен. Вернувшись домой, я по благословению нашего правящего архиерея подробно рассказал на ежегодном Епархиальном собрании о том, какие проблемы мы обсуждали в Москве, выделив этот аспект – образование. Надеюсь, что владыка митрополит благословит на базе нашей семинарии устроить богословские курсы для сестер, подвизающихся в женских монастырях.

Владыка, в одном из интервью Вы сказали, что старцы Вас учили: монах должен на людях излучать радость, веселие, чтобы люди спрашивали себя, мол, если ему хорошо, если он веселится, то отчего бы нам быть в унынии? А в ночи монах должен в слезах изливаться о всех, кого он встретил в течение дня. Скажите, получается искренне радоваться? Есть для этого поводы?

Поводов много. Открытие монастырей – повод для радости. Строительство в них храмов и зданий (а мы прожили очень активный период в этом отношении) – повод. И сами монашеские постриги – какая это радость! Недавно большую радость вызвало открытие удивительно красивого, сделанного в хорошем стиле монастырского парка у Свято-Георгиевского Балаклавского монастыря на мысе Фиолент. Обустраивался он в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) развития Крыма и Севастополя. Находится парк в ведении Симферопольской и Крымской епархии. Там всё в граните, в мраморе. На территории есть «Монастырская Чайная», а в летнем амфитеатре в теплую пору года проходят различные мероприятия, и это прекрасная возможность привлечения людей к вере, к культуре, к красоте Божьего мира. Не может также не радовать, что монастырю передают верхнюю часть на мысе Фиолент, где были древние храмы, часовни. До недавнего времени там располагалась воинская часть, теперь же историческая справедливость восторжествовала.

Наверное, Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь входит в число наиболее посещаемых обителей Крыма?

И Свято-Георгиевский монастырь, и два женских, и Инкерманский – везде паломников много. В горные обители мы только летом возим небольшие группы людей, жаждущих увидеть, как живет братия, которая высоко ценит возможность быть наедине с Богом и ценит огромные пространства, предстающие их взорам. Неудивительно, что насельники из городских монастырей периодически туда просятся, желая уединиться, помолиться в тишине, да и потрудиться физически: дрова наколоть, воду принести и так далее. И я благословляю их – обычно на две недели. Кстати, возвращаясь к теме паломников, отмечу, что наш монастырь в Инкермане очень любят паломники из Италии, где верующие особо чтят священномученика Климента, Папу Римского. Мы с радостью их принимаем.

Настоятель храма священномученика Климента, Папы Римского в Москве протоиерей Леонид Калинин называет житие этого святого уникальным, удивительным, совершенно не похожим на какие-то другие. Он рассказывает своей растущей пастве о той огромной роли, какую сыграл один из первых христианских проповедников в жизни славянства. Многие ли паломники, бывающие в Инкермане, знают о добродетелях и великих подвигах святителя, совершенных им при жизни?

В этом направлении мы ведем определенную просветительскую работу. Издательский отдел при Свято-Климентовском монастыре совместно с Севастопольской региональной общественной организацией «Наследие святого Климента Римского» выпускает книги, связанные с историей и жизнью самого монастыря и с житием его Небесного покровителя. В процессе подготовки находятся статьи для официального монастырского сайта «Почитание священномученика Климента на Руси», «Почитание священномученика Климента в мире». Многие факты жития святителя-подвижника поражают людей. Например, этот: рукоположенный во епископы апостолом Петром и ставший продолжателем дела апостолов святой Климент за день мог привести ко Христу почти 500 человек! Так было и в его родном Риме, затем в Херсонесе, близ которого он впоследствии, в 101 году был убит (по тайному приказу императора Траяна мученика бросили в Черное море с якорем на шее). Не менее удивительна история, донесенная до нас церковным преданием, но случившаяся уже после казни святого: семь веков подряд в день его памяти море чудесным образом отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи священномученика Климента…

И последний вопрос к Вам, Владыка: верующие итальянцы приезжают в Крым, чтобы увидеть места, связанные с их святым соотечественником. А Вам довелось ли побывать на земной родине Небесного покровителя Свято-Климентовского монастыря, в базилике Климента Римского в Риме?

К сожалению, пока нет. По той простой причине, что у меня столько дел, что фактически я в отпуске не был последние пятнадцать лет. Однако не могу не порадоваться за свою братию, которой ежегодно предоставляется возможность совершать паломничества по святым местам. Многие эту возможность активно используют – едут в Москву, Санкт-Петербург, на Соловки и в другие места. Я же, бывая в столице по монастырским делам, стараюсь первым делом посетить Покровский женский монастырь и приложиться к мощам блаженной Матронушки, потому что на протяжении всей жизни чувствую ее небесное заступничество. В Москве мне хорошо знаком Сретенский мужской монастырь. Когда нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон был наместником этой обители, по приглашению владыки, я останавливался в монастыре во время своих визитов Москву. Так что, можно сказать, родные стены! Еще всякий раз стремлюсь побывать в Лавре преподобного Сергия, этом духовном центре России. Ну, и конечно, посещаю величественный, как бы заново родившийся храм священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье, где ощущается дух старой Москвы.

Беседовала Нина Ставицкая

Фото: Владимира Ходакова и монаха Игнатия (Алексеева)

От редакции портала «Монастырский вестник: на большинстве снимков из архива Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане владыка Каллиник запечатлен еще в сане архимандрита. Его хиротония во епископа состоялась недавно, в конце минувшего года. Промыслом Божиим это событие свершилось именно в день главного престольного праздника святой обители, на память священномученика Климента Римского – 8 декабря. В Свято-Никольском кафедральном соборе г. Нежина Нежинской епархии с собором архиереев за Божественной литургией Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий хиротонисал архимандрита Каллиника (Чернышёва) во епископа Бахчисарайского, викария Симферопольской и Крымской епархии. В Москву, на последнее в 2019 году собрание епархиальных ответственных за монастыри, проходившее 23 декабря в Сретенской духовной семинарии, владыка Каллиник впервые прибыл в архиерейском сане. Размещая интервью с новорукоположенным архиереем, мы сердечно поздравляем его с возведением в сан епископа и желаем бодрости духа, настоящей христианской радости и неоскудевающей помощи Божией в этом высоком церковном служении на благо Святой Церкви.

Фото

13 января 2020

Социальные сети

Короткая ссылка:

скопировано