Монастырь в пскове

1. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Обитель не закрывалась ни разу за свою 500-летнюю историю. Славится «богом зданными пещерами», мощами святых, целебным источником. Окружена крепостной стеной. Главный престольный праздник — Успение Божьей Матери.

Как добраться:

Почти каждый час с автовокзала Пскова отправляется рейсовый автобус. Подробнее о том, как добраться до Печор, смотрите на городском сайте. От городской автостанции идти прямо 130 метров, затем повернуть налево на Рижскую улицу, через 170 метров направо. А через 150 метров по Октябрьской площади и находится монастырь.

Для паломников:

Дом паломника Псково-Печерского монастыря находится по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, 82 — это около 1,5 км от обители. В монастырь из Дома паломника и обратно можно добраться на монастырском микроавтобусе.

Проживание, питание и экскурсии по монастырю – на пожертвование. Трапеза организуется 2 раза в день: обед и ужин. Срок пребывания в Доме паломника — не более 3-х дней. О желании остановиться в нем паломников просят сообщать заранее.

Сайт

2. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь

Монастырь основан в 15-м веке пришедшим с Афона преподобным Саввой Крыпецким. В обители принимали постриг чтимые святые и подвижники, в том числе государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин и основатель Никандровой пустыни преподобный Никандр-пустынножитель. В монастыре находится святой источник Саввы Крыпецкого, хранятся чтимые святыни, например, мощевик, содержащий частицу Животворящего Древа Господня.

Как добраться:

1. От подворья в Пскове (ул. М. Горького, 5а) на ближайшей монастырской машине.

2. От Кремля в Пскове на автобусе № 114 до деревни Тупицы, затем 14 км пешком.

3. От автовокзала в Пскове на автобусе № 101 до деревни Крипецкое, затем 7 км пешком по бездорожью.

4. На престольные праздники монастырь организует паломнические поездки на автобусе из Пскова.

Для паломников:

Проживание в гостинице при монастыре бесплатное. Гостиница предназначена для организованных автобусных групп паломников и для тех, кто хочет поработать в монастыре. О приезде паломников просят сообщать заранее (контакты на сайте). Подворье Крыпецкого монастыря — Собор Рождества Иоанна Предтечи (Псков, Комсомольская площадь).

Сайт

3. Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь

Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь

Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь

Основанный в 16-м веке монастырь в честь преподобного Никандра-пустынножителя, здесь находятся его мощи. Обитель была отмечена особым расположением императора Павла I. Позже пришел в запустение, был восстановлен в 2000-е годы. На территории обители расположены 5 святых источников, действуют собор и 2 церкви.

Как добраться:

На автобусе или поезде до Порхова, затем до деревни Загоска. От Москвы и Санкт-Петербурга удобнее добираться через Дно. Подробнее о дороге до монастыря смотрите на сайте обители.

У монастыря нет гостиницы для паломников, поэтому можно спланировать поездку на 1 день или остановиться в гостинице в Порхове.

Сайт

4. Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Основан в 16 веке по приказу Ивана Грозного как форпост государства. При монастыре возникло поселение: ныне существующие Пушгоры (Святые Горы). Главная святыня монастыря — икона Богородицы Одигитрии, по преданию была найдена в 16-м веке пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич. Здесь похоронен Александр Сергеевич Пушкин.

Как добраться:

На автобусе от Пскова до Пушкинских Гор (регулярные рейсы с автовокзала), от автостанции в Пушгорах около 2 км пешком по улице Новоржевской до поворота у памятника Пушкину.

Для паломников:

Проживание в гостинице при монастыре стоит 400 руб. в сутки. Возможно питание в монастырской трапезной (за отдельную плату). О прибытии следует известить за 15 дней до даты приезда в письменном виде; сведения о контактах на сайте обители. Для паломников за отдельную плату организуются экскурсии по музею-заповеднику «Михайловское».

Сайт

5. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Монастырь 12-го века, получивший мировую известность благодаря единственным по степени сохранности фрескам Спасо-Преображенского собора. Здесь принял постриг преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Включен ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства. При монастыре действует иконописная школа.

Как добраться:

На городском автобусе № 2 до остановки «Мирожский монастырь».

Для паломников:

При монастыре возможно размещение только паломников мужчин: 500 руб. в сутки. Женщины могут разместиться за пределами монастыря, в комнате в 15 минутах ходьбы от обители: 750 руб. в сутки. Для всех желающих насельниками и православными экскурсоводами проводятся экскурсии по монастырю. Стоимость 1 часа — 1000 руб.

Кроме того, Паломнический Центр Мирожского монастыря организует экскурсии и посещение музеев городов Пскова, Пушкинских Гор, Изборска; оказывает услуги для паломнических групп по бронированию гостиниц, организации транспорта и питания паломников по маршруту. Возможен также трансфер и проезд по святыням Псковской области на легковом автомобиле (до 4 человек). Стоимость от 1500 руб. в час.

Трапезная Мирожского монастыря принимает заказы на питание паломнических групп и паломников, проживающих в монастырской гостинице.

Сайт

6. Снетогорский женский монастырь

Снетогорский женский монастырь

Снетогорский женский монастырь

В 14-15 веках монастырь, изначально мужской, был духовным центром Пскова. Здесь, на обрыве над рекой Великой, был построен один из первых после татаро-монгольского ига каменных храмов. Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий. По дороге в Москву в обители останавливалась византийская царевна, бабушка Ивана Грозного Софья Палеолог.

На территории обители находится объект культурного наследия федерального значения Собор Рождества Пресвятой Богородицы, заложенный князем Довмонтом. Уникальные фрески храма сохранились до наших дней. Кроме того, в обители паломники могут увидеть руины Снетогорского столпа — колокольни с церковью Вознесения Господня.

Как добраться:

На городском автобусе № 1 до конечной остановки «Снятная гора».

Для паломников:

Гостиницы при обители нет, можно остановиться в одной из гостиниц Пскова. По предварительной договоренности монастырь организует трапезы для паломников, экскурсии по святыням обители, духовные беседы. В дни школьных каникул организуются детские экскурсии. Для единичных желающих помолиться и поработать в монастыре проживание возможно (оговаривается индивидуально).

Страничка монастыря на сайте Псковской епархии

7. Спасо-Казанский женский монастырь (Симанский)

Спасо-Казанский женский монастырь (Симанский)

Спасо-Казанский женский монастырь (Симанский)

Обитель основана в 19-м веке представителями древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Монастырь был разрушен в советское время, с 2003 года возрождается. Главными святынями обители являются особо почитавшийся родом Симанских список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери и епитрахиль Иоанна Кронштадского.

Как добраться:

На автобусе из Пскова (регулярные рейсы). Подъезжая к Острову, нужно предупредить водителя, чтобы остановил в Симанском, у реки Великой. От остановки до монастыря по берегу реки 15 минут пешком.

Для паломников:

Вопрос размещения решается индивидуально. Монастырь также приглашает трудников и трудниц для работы на монастырском подворье (на полевые и сельскохозяйственные работы).

Сайт

8. Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь

Обитель основана в 19 веке петербуржской дворянкой Александрой Филипповной фон Розе. По проекту петербургского архитектора Михаила Щурупова был возведен белокаменный собор в честь Святой Живоначальной Троицы. К концу 20-го века монастырь был полностью разрушен. Восстановление началось лишь около 15 лет назад. В обители находится множество святынь: частица древа Животворящего Креста Господня, частица мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святого великомученика Георгия Победоносца.

Как добраться:

От Пскова до Струг Красных на автобусе, затем автобусом «Струги Красные — Давыдово» до остановки «Творожково». Можно добраться на такси: стоимость от 800 руб.

Для паломников:

Гостиница при обители бесплатная, однако необходимо учесть, что дети должны быть одного пола с сопровождающими взрослыми, так как расселение раздельное. О приезде в монастырь нужно предупредить заранее.

Страничка монастыря на сайте Псковской епархии

9. Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Монастырь основал в 15-м веке Ефросин Псковский, в миру Елеазар, на месте святого источника. По преданию, именно здесь создал старец Филофей теорию «Москва — третий Рим». Монахи Елеазаровской обители считались «железными» из-за очень строгого устава. После советской эпохи монастырь возрожден как женский. На хранение в него передана икона 14-го века «Спас Елеазаровский».

Как добраться:

На автобусе № 127 «Псков — Елеазарово» от пл. Ленина, от автовокзала «Псков — Середка» до деревни Елеазарово».

Для паломников:

Паломнические группы посещают монастырь по предварительным заявкам (контактная информация на сайте обители). В Пскове на ул. Детской, д. 2 находится подворье монастыря (паломническая гостиница). При монастыре действует паломническая служба «Под кров Цареградской».

Сайт

10. Свято-Введенский женский монастырь

Свято-Введенский женский монастырь

Свято-Введенский женский монастырь

По преданию, именно здесь провел детство и юность князь Владимир, креститель Руси. У подножия Володчиной горы, на месте чудесного видения иконы Николая Чудотворца, построен храм. В 2-х км от монастыря расположен древний чудотворный источник. Главные духовные торжества обители — Введение во храм Пресвятой Богородицы и дни памяти святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.

Как добраться:

Автобусом или поездом из Пскова до Острова. Из Острова по средам, субботам и воскресеньям дважды в день ходит автобус до деревни Сигорицы. Оттуда пешком 5 км; если договориться заранее, возможна встреча на машине.

Для паломников:

Обитель приглашает паломников и паломнические группы. Возможно проведение экскурсий, трапез и ночлега; об этом нужно договориться заранее. Также монастырь приглашает желающих потрудиться.

Сайт

Полезная информация:

ГП «Псковавтотранс»

Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.
В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.
Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.
По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/ 1 апреля .
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.
Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.
Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).
В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.
Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда «убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.
Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.
Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.
29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.
5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.
Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.
Чудотворные иконы Божией Матери «Успение” и «Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).
В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение” и «Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 г.г.).
2 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.
Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).
В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: Архимандрит Парфений ушел на покой по старости, хотя всё ещё продолжал нести послушание эконома. Это был прекрасный хозяйственник и человек большой души. Любимым выражением отца Парфения было: «Слава Богу за всё!». До ухода отца Парфения Игумен Павел только помогал ему, но затем все неприятности, связанные с оккупацией, тяжелейшим бременем легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах.
В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975 г.г.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).
В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия. Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.
Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой нашим соотечественникам выстоять в это тяжелое для всей страны время.
Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.
При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.
Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.
Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.
После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни Митрополит Вениамин (Федченков).
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне Архиепископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.
Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Рязанского и Михайловского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли.
Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
Наместник монастыря с 1995 по 2018 г. архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.
Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери «Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.
Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность.
На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.
1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части был открыт Паломнический центр, который может принять большое число желающих помолиться в обители и поклониться ее святыням. Также организована Экскурсионная служба.
В монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, примером для которых служат уже почившие архимандриты — Иоанн (Крестьянкин), Адриан (Кирсанов), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) — дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Псковский и Порховский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев, благословляя и освящая труды иноков.

По материалам официального сайта Успенского Псково-Печерского монастыря