Монастырь в старочеркасске

В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божией Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией матери стала монастырским храмом.
Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.
Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска. Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.
В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря — храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем — всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.
До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX веков, получивший федеральный статус.
Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской.
За прошедшие годы храм во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетители музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.
Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в станице Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божией Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Войсковом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста. В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю.
В настоящее время братия монастыря состоит из 25-ти человек: 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.
Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде, — этих краеугольных камнях многовекового православного монашества. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божией Матери. Затем братия расходится на свои послушания: совершают в храме Божественную литургию, другие — на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. В монастырском храме ежедневно братией монастыря совершаются богослужения. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.
В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, сохраняя традиционное Православие, продолжает иноческий подвиг на Донской земле. С самого начала возрождения Свято-Донского монастыря Господь послал для укрепления нашей веры святыни, к которым и поныне в обитель стекается множество людей, ищущих спасения своей души.
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Войсковом Воскресенском Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена в посвященный ей монастырский храм. Донская икона Божией Матери – главная святыня Старочеркасской обители. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.
В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима (Сокур,+29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году схиархимандрит Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, свт. блгв. князя Александра Невского, мч. Трифона, святителя Николая Чудотворца.
Сравнительно недавно в Старочеркасском мужском монастыре появилась икона почитаемого в России свт. Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Написание и оформление образа святой Людмилы, княгини Чешской, стало возможным благодаря совместным усилиям и стараниям братии монастыря и посильным пожертвованиям православных верующих. Икону написал мастер-иконописец из г. Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги.
В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в Свято-Донскую обитель была торжественно принесена еще одна икона святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию.
Летом 2014 года в обитель был привезен ковчег с частицей мощей свт. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они были привезены усилиями братии монастыря и семьи Бугровых и вмонтированы в серебряный мощевик.
Одними из последних икон, появившихся в монастырском храме Донской иконы Божией Матери можно назвать иконы с частицами мощей Ярославских святых, Софрония Иверского, Илариона Троицкого, Патриарха Тихона, Марии Гатчинской.
Местом постоянного паломничества и утешения для верующих является место упокоения архимандрита Модеста (Потапова, +14.03.02), похороненного за алтарем Донского храма. Архимандрит Модест был первым наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. За духовным советом, наставлением к нему обращалось множество людей из различных уголков России. Отец Модест с детства хранил веру в Бога, пронес ее через трудные годы богоборчества, имел большой опыт в богослужении, а его жизненный опыт обогащался общением со старцами Глинской пустыни, в окормлении одного из которых он находился. Архимандрит Модест стал живой нитью, соединяющей монастырскую братию, состоящую в основном из молодых людей 25-35 лет, с древними подвижниками Святой Руси.
Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь. Одни, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, другие – побывать на богослужениях, научиться молитве, а иные – потрудиться и оказать во славу Божию посильную помощь монастырскому хозяйству. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.
Подъезжая к Старочеркасску, можно полюбоваться новыми куполами из патинированной меди, которые украсили теперь Войсковой собор. Была восстановлена с помощью благотворителей отопительная система Войскового Воскресенского собора, что благотворно сказалось на сохранности старинных икон. После долгих десятилетий стало возможным совершать богослужения в Войсковом соборе в зимний период (ранее богослужения совершались только в теплое время года, начиная с Пасхи). Ведутся непрерывные работы по реставрации. В Преображенском (Ратненском) храме отреставрирован фасад, ведутся работы по внутренней отделке. За последние годы были построены и восстановлены несколько монастырских корпусов

Комплекс Атаманского подворья сформировался во второй половине ХVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор. В ближайшее же десятилетие после пожара выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием донского войскового атамана Данилы Ефремова. Выстроив в центре станицы настоящий дворец, своё родовое поместье, т. н. загородную резиденцию он перенёс на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство в своё загородной резиденции сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящение храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для будущей церкви Данила Ефремов выбрал храм на Ближних пещерах Киево-Печёрской обители, благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединённый посредством трапезной с колокольней, водружён восьмерик с узким световым барабаном.

Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у неё раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенно хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже. В 1831 году вдовы внуков атамана Данилы Ефремова, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы, обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сёстры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия её помещения занимала сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей… Храм неуклонно разрушался. В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А в 1994 году датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве мужского. Возглавил тогда обитель архимандрит Модест (Потапов). Батюшка был наместником монастыря с момента его возобновления в 1994 году и до самой своей кончины в 2002 году.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №83, 2014 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07.11.2019 № 791

г. Ростов-на-Дону

О порядке предоставления субсидии Религиозной организации

«Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь

станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области

Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Областным законом от 25.12.2018 № 70-ЗС «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления субсидии Религиозной организации «Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» на возмещение затрат, связанных с реставрацией объекта культурного наследия федерального значения «Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.» (колокольня), расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6, согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство культуры

Ростовской области

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 07.11.2019 № 791

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке предоставления субсидии Религиозной организации

«Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь

станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области

Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)» на возмещение затрат, связанных

с реставрацией объекта культурного наследия федерального значения

«Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.» (колокольня),

расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район,

ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления субсидии Религиозной организации «Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» из бюджета Ростовской области на возмещение затрат, связанных с реставрацией объекта культурного наследия федерального значения «Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.» (колокольня), расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6 (далее соответственно – субсидия, религиозная организация, затраты, объект культурного наследия).

1.2. Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидии, является министерство культуры Ростовской области (далее – министерство).

1.3. Субсидия предоставляется религиозной организации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете министерству на текущий финансовый год.

1.4. Возмещению за счет средств субсидии подлежат следующие затраты: реставрационные работы объекта недвижимого имущества «Колокольня», расположенного по адресу: 346701, Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6, кадастровый номер 61:02:0110102:1203, входящего в состав объекта культурного наследия «Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.».

2. Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Субсидия предоставляется при условии, что по состоянию не ранее первого числа месяца подачи заявки на получение субсидии:

2.1.1. Религиозная организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность религиозной организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.1.2. У религиозной организации имеется государственная регистрация или постановка на учет в налоговом органе на территории Ростовской области.

2.1.3. У религиозной организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2.1.4. У религиозной организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом.

2.2. Для предоставления субсидии религиозная организация подает в министерство заявку на получение субсидии (далее – заявка), включающую следующие документы:

2.2.1. Заявление на имя министра культуры Ростовской области о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Положению.

2.2.2. Заверенные религиозной организацией копии следующих документов:

учредительных документов религиозной организации;

документов, подтверждающих полномочия руководителя религиозной организации;

документов, подтверждающих право пользования объектом недвижимого имущества «Колокольня», расположенным по адресу: 346701, Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6;

охранного обязательства на объект культурного наследия «Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.» или документов, подтверждающих его отсутствие;

договоров на выполнение реставрационных работ на объекте культурного наследия, заключенных с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданных комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее – комитет);

заключения о достоверности определения сметной стоимости реставрационных работ по объекту культурного наследия;

актов о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2);

справок о стоимости выполненных работ (унифицированная форма № КС-3);

отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденной комитетом;

акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, выданного комитетом;

платежных поручений, подтверждающих оплату работ по договорам, указанным в абзаце шестом настоящего подпункта.

2.3. Заявка в день ее поступления регистрируется с использованием системы межведомственного электронного документооборота и делопроизводства «Дело», с присвоением входящего номера и даты поступления.

2.4. Министерство в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявки запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия, осуществляемого при предоставлении государственных услуг:

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на первое число месяца подачи заявки;

информацию об отсутствии неисполненной обязанности религиозной организации по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по состоянию на первое число месяца подачи заявки.

Религиозная организация вправе по собственной инициативе представить министерству указанные в настоящем пункте документы и информацию. В данном случае министерством межведомственные запросы не направляются.

2.5. Религиозная организация несет административную ответственность в соответствии с законодательством Ростовской области за предоставление органам государственной власти Ростовской области и (или) должностным лицам органов государственной власти Ростовской области заведомо ложной информации.

2.6. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявки рассматривает ее и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

2.7. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

2.7.1. Несоответствие представленных религиозной организацией документов требованиям, определенным пунктами 2.2, 2.4 настоящего раздела, или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.2 настоящего раздела.

2.7.2. Недостоверность представленной религиозной организацией информации.

2.7.3. Несоответствие религиозной организации требованиям, определенным пунктом 2.1 настоящего раздела.

2.7.4. Наличие в представленных документах исправлений, дописок, подчисток, технических ошибок.

Под техническими ошибками в целях настоящего Положения признаются описки, опечатки, арифметические ошибки, приведшие к несоответствию сведений, которые были внесены в документы, сведениям в документах, на основании которых они вносились.

2.7.5. Отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели, указанные в пункте 1.1 раздела 1 настоящего Положения, в областном бюджете на текущий финансовый год.

2.8. Субсидия предоставляется в размере затрат религиозной организации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете министерству на текущий финансовый год.

2.9. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии министерство направляет религиозной организации уведомление о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии (с указанием причин отказа).

2.10. В течение 7 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии министерство заключает с религиозной организацией соглашение о предоставлении субсидии (далее – соглашение) по типовой форме, установленной министерством финансов Ростовской области.

Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в соглашение, является согласие религиозной организации на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

2.11. Для перечисления субсидии министерство в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения формирует и представляет в министерство финансов Ростовской области заявку на оплату расходов в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета, установленным министерством финансов Ростовской области.

2.12. Перечисление субсидии религиозной организации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на открытый в кредитной организации расчетный счет, указанный в заявлении о предоставлении субсидии.

3. Требования об осуществлении

контроля за соблюдением условий, целей и порядка

предоставления субсидии и ответственность за их нарушение

3.1. Министерство и органы государственного финансового контроля в пределах своей компетенции осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии религиозной организации.

3.2. В случае нарушения религиозной организацией условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет религиозную организацию об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии со статьей 4501 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате субсидии в областной бюджет в полном объеме.

3.3. В течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 3.2 настоящего раздела, религиозная организация обязана перечислить указанную в уведомлении сумму субсидии в областной бюджет. Возврат полученной субсидии осуществляется на основе оформленных религиозной организацией платежных документов.

3.4. В случае неперечисления религиозной организацией полученной субсидии в областной бюджет в срок, установленный пунктом 3.3 настоящего раздела, указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко

Приложение

к Положению о порядке

предоставления субсидии

Религиозной организации

«Свято-Донской Старочеркасский

мужской монастырь Ростовской-на-Дону

Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)» на возмещение затрат,

связанных с реставрацией объекта культурного

наследия федерального значения «Собор Воскресения

с колокольней, 1719 – 1730 гг.» (колокольня),

расположенного по адресу: Ростовская область,

Аксайский район, ст. Старочеркасская,

пер. Комсомольский, 6

Министру культуры

Ростовской области

____________________

(Ф.И.О.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о предоставлении субсидии

Религиозная организация «Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидии Религиозной организации «Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» на возмещение затрат, связанных с реставрацией объекта культурного наследия федерального значения «Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.» (колокольня), расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6 (далее – Положение), просит предоставить субсидию в размере_________________________________ рублей

(сумма прописью)

в целях возмещения затрат, связанных с реставрацией объекта культурного наследия федерального значения «Собор Воскресения с колокольней, 1719 – 1730 гг.» (колокольня), расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, пер. Комсомольский, 6.

Расчетный счет _________________________________________________.

Настоящим подтверждается, что по состоянию на ________ у Религиозной организации «Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» отсутствует просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом.

Опись документов, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2 Положения, прилагается.

О православных чудесах, связанных с именем благочестивого старца, я слышала, но побывать у него при жизни мне не довелось. 14 марта 2002 года первого наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря архимандрита Модеста не стало, но молитвы, обращенные к нему, приносят страждущим облегчение и избавление от многих житейских бед по сей день.

Начало

Михаил Харитонович Потапов (именно так в миру звали отца Модеста) родился 20 ноября 1926 года в хуторе Павло-Очаковка Азовского района Ростовской области. Он был младшим ребенком в крестьянской семье. Семья была верующая, но маленький Миша даже близких удивлял своим благочестием, с пятилетнего возраста начал поститься.

«С Богом нигде и ничего не страшно», — часто говорила детям мама. И они ее слушали. Уже во время учебы в училище Михаила не раз пытались заставить снять нательный крест, позже те же угрозы он слышал на работе, но эти испытания сделали его веру только крепче.

Михаил Потапов служил поваром в армии, после в 1947 году поступил в Азовское морское училище. А затем устроился радистом на Азовский рыбокомбинат, там он проработал 17 лет. О семейной жизни он не думал, но под давлением родителей все-таки женился. Но уже через месяц привел жену своим родителям со словами: «Вы говорили, что она добрая, — так сами с ней и живите…»

Михаил признавался родным, что лишь служение Господу — его единственная радость. И даже видел себя во сне в монашеской одежде. В выходные и отпускные дни он посещал святые места; побывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Псково-Печерском монастыре, Киево-Печерской лавре, Глинской пустыни, посещал монашеские общины Харькова, храм Александра Невского в Тбилиси.

Первым духовным наставником будущего подвижника был архимандрит Иоанн (Маслов), воспитанник великих Глинский старцев. Он наставлял его и позже направил его в Тбилиси, в русский храм Александра Невского, где Михаил встретил прозорливых Глинских старцев митрополита Зиновия (Мажура) (в схиме — Серафим) и схиархимандрита Виталия (Сидоренко), которые в разные годы были его духовниками.

В шестидесятые годы директор рыбокомбината заставил Михаила Потапова выбирать между работой и храмом. На раздумье дал три дня, Михаил отправился к духовному отцу за советом, и митрополит Зиновий благословил увольняться.

«Антисоветская деятельность»

Когда Миша был еще маленьким, слепой прозорливый иеромонах Гурий предсказывал его родителям, что их сын будет священником, а позже станет монахом. И вот предсказание начало сбываться.

Послушание Михаил начинал в храме села Кулешовка под Азовом. Его определили сначала алтарником, а потом регентом. Иногда приезжал он в ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы, там пел на клиросе. 22 апреля 1976 года архиепископ Иоасаф рукоположил Михаила в сан диакона. А 28 августа 1976 года, в день празднования Успения Божией Матери, — в иереи. Вскоре после смерти владыки иерея Михаила назначили настоятелем в шахтинский Покровский молитвенный дом.

Тогда здание это было больше похоже на заброшенную избу. Но новый настоятель взялся за дело: втайне от властей храм обложили изнутри кирпичом, а потом разобрали внешнюю полуразрушенную часть стен. Но «антисоветская деятельность» не всем нравилась — в адрес властей полетели анонимки. Настоятеля собирались арестовать, но прихожане заступились за иерея Михаила — написали письма «наверх», в Покровский молитвенный дом прибыла высокая комиссия и признала действия местных властей незаконными.

Постоянная травля отразилась на здоровье отца Михаила — его мучили сердечные боли, от которых он спасался молитвой. За поддержкой ездил в Тбилиси к прозорливым старцам. И в один из таких приездов в 1985 году схимитрополит Серафим постриг отца Михаила в монахи с именем Модест, восприемником был схиархимандрит Виталий. Менее чем через год после пострига митрополит Ростовский Владимир возвел иеромонаха Модеста в сан игумена.

В конце 1980-х гонения на священнослужителей прекратились. И архимандрит Модест начал уже вполне открыто вершить дела богоугодные. Он восстанавливал храмы и монастыри, возродил Свято-Покровский молитвенный дом в Шахтах и кафедральный собор в Новочеркасске.

Православные чудеса

В книге «Архимандрит Модест. Человек, который умел любить» автор-составитель В. Карагодин вспоминает о многочисленных православных чудесах, связанных с именем отца Модеста.

Вот свидетельство рабы Божией Нины: «У моей дочери отказали почки, и она попала в реанимацию. Врачи сказали: «Мы все сделали, что от нас зависит, а теперь молитесь. Если Господь даст, что заработают почки, значит, будет жить». Вечером я вся в слезах зашла в Покровский храм поставить свечку о здравии, помолиться. Потом мне знакомая рассказала: «Батюшка, когда узнал о твоей беде, открыл Царские Врата и всю вечерню служил о здравии твоей дочери — слезы ручьями текли. И вместе с ним молился и весь храм». Тогда моей Ирине было 17 лет, а сейчас ей уже 42 года, Она 15 часов находилась в состоянии клинической смерти, и по молитвам отца Модеста Господь вернул ее к жизни».

Староста храма Валентина рассказывала, что однажды заболела ее внучка: от высокой температуры теряла сознание. Валентина прибежала в храм вся в слезах и говорит отцу Михаилу: «Батюшка, внучка умирает, лицо уже пятнами пошло». Он сразу пошел к больной, помолился, окропил девочку святой водой — она и поправилась.

Вспоминает раба Божия Елена: «Он, может, видел что-то, не знаю. Пригласили мы его на Михайлов день к нам в Шахтинский храм, а батюшка уже служил в Новочеркасске. Народу было много, а у меня дите больное. Я стою и думаю: ну хоть бы его к Евангелию подвести, а как — не соображу, уж очень мы далеко от батюшки. И вот выходит батюшка читать Евангелие, нашел глазами моего сыночка, вывел его на середину и облил с креста водой (был водосвятный молебен). А я стояла и плакала: ну как же он услышал, я же далеко была?» Праздник любви и веры

В 1986 году митрополит Ростовский Владимир возвел иеромонаха Модеста в сан игумена (позже игумен Модест был возведен в высший монашеский сан — архимандрита). И в тот же год Ростовский владыка перевел отца Модеста на новое место — в Новочеркасский Вознесенский войсковой собор. Тогда храм был в плачевном состоянии, но отец Модест вновь взялся за дело, и началось возрождение.

Очевидцы говорили, что службы отца Модеста всегда были незабываемым торжеством, праздником веры и любви. По благословению своих духовных отцов отец Модест совершал чин отчитки: читал особые молитвы об исцелении и на изгнание злых духов. Весть о чудесной силе отца Модеста разлетелась по всей стране.

Многие верующие люди привозили на «вычитки» своих больных родственников, и Господь совершал по молитвам отца Модеста чудеса там, где медицина была бессильна.

В 1991 году отец Модест был направлен возрождать Иверский монастырь, поросший к тому времени бурьяном. А спустя год архимандрит Модест был назначен духовником возрождающегося Свято-Иверского женского монастыря.

«Он обладал великим даром слез», — так говорили о старце люди, знающие его. И действительно, во время молитвы он часто плакал от того, что через себя проносил чужую боль и смывал ее своими слезами. «Молись как дитя, — говорил он.— Вот как дите лепечет перед своей матерью, так и вы перед Господом — в простоте сердца».

За великую любовь к Богу и ближним старец Модест удостоился Даров Святого Духа — прозорливости и исцеления. Однажды на вопрос друга юности, откуда он все знает, старец признался: «Понимаешь, мне Господь открывает. Я когда молюсь, исчезают иконы, стены, и я все вижу…»

«Пришлете бульдозеры — я лягу под них…»

В 1994 году архимандрит Модест был назначен настоятелем Свято-Иверского монастыря, а затем наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. Тогда отцу Модесту было уже 68 лет.

Мужской монастырь находился в еще более плачевном состоянии, чем женский. Первый год братии приходилось зимовать в арендованном помещении, которое не отапливалось. На ночь залезали в спальные мешки, потому что пол, на котором они спали, к утру покрывался коркой льда. За два года храм Донской иконы Божией Матери очистили от мусора и привели в порядок. Заложили на монастырском дворе братский корпус.

Но начались препятствия: не всем нравилось, что подворье отдали церкви. Приезжал даже министр культуры и, увидев строящийся корпус, пообещал, что сравняет все с землей.

— Если пришлете бульдозеры, я лягу под них, — спокойно ответил отец Модест.

Через год министра сняли с должности, а монастырь остался на месте. Было в его летописи еще немало сложных моментов, но все они в прошлом.

«Смотри — батюшка сияет!»

Жизнь монастыря наладилась. И потянулись сюда за помощью к отцу Модесту страждущие со всех городов и весей. Очевидцы помнят, как люди с легкостью выстаивали многочасовые монастырские службы благодаря благодати, которая снисходила во время службы на подвижника и заполняла всю церковь. Верующие говорили, что общаться с батюшкой для них было счастьем, он в свою душу впускал все их скорби, люди от него уходили радостные и облегченные.

Прихожанин Владимир вспоминал: «…Луч света выходил от него — и проходил насквозь, пронизывал с ног до головы. И сам он сиял, сиял неземным светом, радостью…» Этот свет исходил от самого старца, дети обращали внимание своих родителей на это словами: «Смотри — батюшка сияет!»

Любимой службой отца Михаила была панихида, во время которой записки об упокоении батюшка всегда читал на коленях. А обращаясь к верующим, говорил: «Вот вы приходите в храм и все себе здоровья просите, а покойнички ждут ваших молитв. Людочки, в первую очередь покойничков вспомните, а потом уже и о себе подумайте».

После воскресных служб батюшка не успевал покушать и отдохнуть, потому что ждали его приехавшие на «изгнание бесов». По благословению своих духовных отцов — митрополита Зиновия, а затем схиархимандрита Виталия — отец Модест совершал и чин отчитки. Бесноватые не выносили одного вида отца Модеста и начинали кричать, плакать, впадали в истерику.

«Приходите ко мне на могилу, буду помогать вам»

Незадолго до смерти архимандрит Модест предсказал, что в Батайске построят храм, но сам он не доживет до его освящения. Последние три года старец тяжело болел, незадолго до смерти он говорил духовным чадам: «Приходите ко мне на могилу. Если заслужу благодать у Господа, то буду помогать вам».

8 марта 2002 года старец Модест попал в больницу. Диагноз — инфаркт. Не выдержало сердце. 12 марта приступ повторился. Тогда же старец попросил, чтобы к нему приехала братия. Прощаясь со всеми, он у каждого попросил прошения. 14 марта 2002 года в 9 часов утра архимандрит Модест исповедался и причастился Святых Христовых Таин. «После причастия он благословил читать благодарственные молитвы, — вспоминал игумен Порфирий, — голос был очень тихий, дыхание редкое, но в руке у старца были четки — духовный монашеский меч. Так, с четками в руках и молитвой Иисусовой на устах и в сердце, он и почил в 11 часов 20 минут…»

Похороны состоялись через два дня, и проститься с благочестивым старцем съехались тысячи человек. Монастырский двор был заполнен, люди стояли на улице, и казалось, нет им ни конца ни края. А на могиле отца Модеста возвышалась гора благоухающих цветов.

Живые цветы лежат здесь и по сей день. И, как и прежде, верующие люди приезжают к старцу, просят молитвенной помощи и получают ее. На могиле уже совершались исцеления. А некоторым братьям и духовным чадам были видения, в которых архимандрит Модест являлся в светлом облачении и с озаренным тихой радостью лицом.

Несмотря на свои небольшие размеры, станица Старочеркасская сохранила в себе дух столицы донского казачества. И пусть сейчас на ее улицах не встретишь шума и гама разноголосой толпы, но бесценные произведения архитектуры, как застывшие в камне страницы прошлого, бережно хранят историю каждого события, произошедшего на этой земле.
Старинные избы и курени, утопающие в зелени главки многочисленных церквей… Здесь все пропитано духом старины, духом казачества – непокорного, бунтарского, свободного; здесь зарождались смуты Стеньки Разина и Кондратия Булавина; отсюда уходили донцы защищать земли русские.
В этом посте мне хотелось бы поговорить о самых ярких достопримечательностях ст. Старочеркасской, о тех объектах, которые наиболее полно отражают ярый нрав казачьей вольницы.

Как скачать карту и пользоваться ею оффлайн, читай

Войсковой Воскресенский собор

С приходом к власти Петра I непокорных казаков стали активно подчинять правительству. С этой целью царь издал указ построить на Дону первый каменный храм, даже сам, будучи в городе в 1709 г., положил в алтарную часть несколько кирпичей.
Храм был возведен девятиглавым, с использованием элементов «украинского барокко». С целью объединения собора с другими постройками городка, к нему пристроили двухъярусную галерею-гульбище. Сейчас в ней размещена выставка истории собора.

Войсковой Воскресенский собор

Войсковой Воскресенский собор

Здесь же, в галерее, у западного входа в стену накрепко вмурована железная цепь. Именно этой цепью был прикован черкасский бунтарь Стенька Разин перед отправкой в Москву на казнь.

Интерьер Воскресенского собора

Интерьер Воскресенского собора

Внутри собор поражает своим минимализмом. Здесь нет привычных стенных росписей. Все внимание приковывает резной деревянный иконостас, а также уникальная живопись под хорами. Подобных хоров в России больше нет.
Перед иконостасом висят три паникадила XVIII в. На полу взгляд приковывают плиты, свидетельствующие о посещении Войскового Воскресенского собора представителями царской фамилии.

Мемориальные мраморные плиты

Мемориальные мраморные плиты

Рядом с собором установлена шатровая колокольня, типичная для церковного зодчества XVII в. Именно с этой колокольни в далеком 1696 г. впервые в России был осуществлен фейерверк, приуроченный к победе под Азовом.
Несмотря на то, что строился Воскресенский собор как не отапливаемый, он продолжает действовать и в настоящее время. Богослужения совершаются лишь по большим праздникам священнослужителями и монахами Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.

Экскурсии в Ростове-на-Дону

Майдан

Перед Войсковым Воскресенским собором раскинулась небольшая площадь – легендарный Майдан – главная площадь Войскового круга, памятник истории казачества Дона. Именно здесь, на небольшой площади, донцы принимали решения об участии в военных походах, здесь начиналась «смута» Стеньки Разина; здесь взбунтовавшиеся казаки избрали своим атаманом Кондратия Булавина.

Майдан

Майдан

Сейчас на Майдане хранятся военные трофеи Азовского осадного сидения — отбитые у неприятеля старинные турецкие пушки, две калитки, створка ворот осажденной крепости и коромысло городских торговых весов.

Церковь Петра и Павла

Кроме собора имеются в станице и несколько значимых церквей. Одна из них – построенная в 1751 г. Петропавловская церковь. В строительстве святыни атаману Ефремову помогала сама императрица Елизавета Петровна. По ее высочайшему указу в Черкасск прибыли 10 штукатуров и каменщиков, а также известный мастер из Москвы.
Поражали в храме удивительные фресковые росписи и резной иконостас. Увы, но до наших дней сохранить их не удалось.
Известен храм еще тем, что в 1751 г. в его стенах был крещен будущий атаман М.И. Платов — граф, герой войны 1812 г., основатель города Новочеркасска, Георгиевский кавалер.

Петропавловская церковь

Церковь Петра и Павла

Сегодня Петропавловская церковь – одна из ярких достопримечательностей станицы. В настоящее время она не является действующей. Здесь расположилась одна из выставок Старочеркасского музея-заповедника, повествующая об истории развития христианства на Дону.

Ефремовское подворье

Большой кусок земли в самом центре станицы долгие годы принадлежал одному из богатейших родов Дона – роду Ефремовых. Глава семьи, атаман Данила Ефремов, скопил небывалые для своего времени богатства. Поэтому первой постройкой на фамильном подворье в Черкасске стал Атаманский дворец. Даже внешне дворец сильно походил на классические усадьбы петербургской и московской знати. Внутри первый этаж занимали хозяйственные помещения, второй — жилые. Всего 21 комната общей площадью 100 кв. м.

Атаманский дворец

Атаманский дворец рода Ефремовых

К сожалению, к настоящему времени от прежнего величия дворца мало что сохранилось. Его неоднократно достраивали и перестраивали. Сейчас внутри размещается главная экспозиция музея-заповедника.

Донская церковь

Домовая церковь Донской иконы Божьей Матери

Кроме дворца имеется на территории подворья и домовая церковь во имя Донской иконы Богоматери. Внутри святыня поражала богатством и великолепием. Но многие ценные реликвии во времена ХХ в. были безвозвратно утрачены.
С восточной стороны церкви сохранилось небольшое родовое кладбище Ефремовых.

Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь

В 1837 г. невестки почившего Данилы Ефремова основали на территории Ефремовского подворья женский монастырь. Донская церковь стала монастырским храмом, рядом были построены келейный корпус, больница, трапезная, ризница. Разновременные постройки обнесены каменной стеной с арочными воротами.
Духовный авторитет обители во все времена был очень высок. Отдать своих дочерей в монастырскую школу стремились не только казаки, но и купцы, и мещане Ростова. О благотворительности монастыря слышали и в столице – Петербурге. В советские годы обитель была закрыта. Главный храм частично разрушили и разграбили.

Братия монастыря

Братия Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря

Возрождение монастыря началось лишь в 1994 г. Теперь обитель стала мужской. Силами братии были восстановлены разрушенные монастырские постройки, налажено собственное хозяйство.

Узнать подробнее о деятельности монастыря, о расписании богослужений можно на официальном сайте обители.

Ратное урочище

Есть в Старочеркасской еще одна интересная достопримечательность – Ратное урочище.
В конце XVII в., а если быть точнее в 1673 г., чуть севернее Черкасска был построен Ратный городок. Здесь разместилось шеститысячное русское войско, в задачи которого входили совместные военные действия против турецкого Азова.
Спустя 4 года русский гарнизон покинул городок, а на его месте образовалось кладбище. С годами Ратное урочище превратилось в настоящий казачий некрополь. Здесь нашли последний покой многие славные казачьи воины и атаманы: участники Азовского осадного сидения, атаманы Василий и Иван Фроловы, Андрей Лопаткин, Данила Ефремов, ближайшие родственники атамана Матвея Платова, представители многих казачьих родов, а также некоторые участники семилетней войны и войны 1812 г.

Казачий некрополь

Казачий некрополь в Ратном урочище

В 1701 г. рядом с кладбищем разместилась Преображенская (Ратная) церковь с приделами Фрола и Лавра. Долгие годы она была одной из самых посещаемых в Черкасске. Именно отсюда на протяжении столетий уходили после молитвы казаки сражаться с неприятелями земли русской. В настоящее время церковь отреставрирована и передана Свято-Донскому Старочеркасскому мужскому монастырю.

Преображенская (Ратная) церковь

Преображенская (Ратная) церковь

Казачьи дома-крепости

Сохранились в Черкасске и несколько старинных домов конца XVII – начала XVIII века. В своей архитектуре они отражают те лихие годы. Это настоящие дома-крепости. Массивные квадратные стены, маленькие окошки-бойницы по периметру, кованые решетки, сводчатые полуподвалы, массивные железные двери… Одно из таких домовладений принадлежало мятежному атаману Кондратию Булавину.

Дом Кондратия Булавина

Дом Кондратия Булавина

Интересный факт! О Булавине написано много, не будем повторяться, но один интересный факт хотелось упомянуть. Когда после крестьянской войны крестьяне стали бежать на Дон, царь Петр I приказал возвращать беглецов обратно помещикам. Вспыхнул бунт. Для усмирения взбунтовавшихся сюда был послан карательный отряд возглавляемый Юрием Долгоруким. Однако засланные каратели были стремительно разгромлены казаками. Во главе ночных заговорщиков был Кондратий Булавин. Долгорукий был убит. Отсюда и родилась поговорка «Кондратий хватил».

Булавин пробыл атаманом недолго. В 1708 г. в собственном доме, несмотря на все его укрепления, мятежник был убит.

Дом рода Жученковых

Дом-крепость рода Жученковых

Второй сохранившийся дом-крепость на территории станицы принадлежал старинному и известнейшему казачьему роду – семье Жученковых. Архитектурно он очень похож на дом Кондратия Булавина. Сейчас обе этих достопримечательности являются объектами Старочеркасского музея-заповедника.

Камень казачьей славы

Из новых памятников хотелось бы отметить, появившийся в 2010 г. мемориал «Камень казачьей славы». Огромный монолит установлен к 440-летию Черкасска в славу казаков, доблестно защищавших родное отечество на протяжении многих веков. В центре камня печать Всевеликого войска Донского – пронзенный стрелой благородный олень.

Камень казачьей славы

Мемориал-памятник «Камень казачьей славы»

Интересный факт! Есть у войска Донского и официальная печать. В начале XVIII в. во время приезда Петра I в Черкасск перед государем открылась удивительная картина – на бочке сидел пьяный, голый казак с шашкой. Выяснилось, что тот пропил в кабаке все, что у него было. Очухавшись, он заявил государю: «Все можем пропить, но шашку и любовь к царю никогда!» Петру настолько понравилось высказывание, что он велел изображать этого казака на печати Всевеликого войска. Однако сами донцы этой унизительной печати предпочитали благородного оленя.

Печать Войска Донского

Официальная печать Всевеликого Войска Донского

Аннинская крепость

Девятым пунктом в числе достопримечательностей Старочеркасской хотелось бы упомянуть Аннинскую крепость. До настоящего времени крепость св. Анны, расположенная в 3 км от станицы, является единственной на юге России неплохо сохранившейся иллюстрацией тенденций военно-оборонительного строительства XVIII века.

Аннинская крепость

Крепость Святой Анны

Во время русско-турецкой войны она играла роль русской опорной базы. Позже, после подписания белградского мирного договора с Турцией гарнизон был полностью переведен в соседнюю крепость Дмитрия Ростовского, находившуюся на месте современного города Ростова-на-Дону.
Сейчас валы Аннинской крепости – просто холмики в чистом поле, и лишь с высоты птичьего полета можно в полной мере оценить масштабность и четкость ее построения.

Арендовать автомобиль

Монастырское урочище

В 1593 г. ниже по течению Дона появился Монастырский городок. До основания Черкасска именно он был столицей донских казаков. Здесь принимали государевых послов, собирали казачьи Круги. На одном из таких кругов в апреле 1637 г. было принято решение напасть на турецкий Азов, в результате похода турецкий город пал и удерживался целых 4 года. Но царская власть отказалась принимать Азов под покровительство, поэтому в 1642 г. донцы вернулись в городок Монастырский.
Осенью 1644, мстя за Азов, турки напали на поселение и полностью его разрушили, уничтожив все население. Больше казаки на этом месте не селились.
В конце XIX в. на месте Монастырского городка в память о погибших установили часовню в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Мемориальный комплекс в Монастырском урочище

Мемориальный комплекс в Монастырском урочище

После 1917 возле часовни появились новые могилы донцов. Здесь хоронили расстрелянных красноармейцев и белоказаков, позднее их дополнили могилами участников Великой Отечественной войны. В мае 1974 на месте Монастырского городка был организован мемориал воинской славы.

***

Богата культурным наследием станица Старочеркасская. Здесь каждый дом, каждая улица – живая история. И только приехав сюда можно в полной мере ощутить это пьянящее чувство свободы донской вольницы, которая на протяжении многих веков манила в эти края угнетенных, но сильных и смелых духом защитников родного Отечества.

Понравилась статья? Поделись с друзьями! Им тоже пригодится!