Монастыри Курской области

Проводившиеся летом 2007 года на территории монастыря археологические исследования позволили сделать важные выводы о древности места, на котором была построена Троицкая девичья обитель. Археологи установили, что монастырская территория была освоена в XII веке и представляла собой северную оконечность Верхнего посада древнего Курска. Среди выявленных археологических находок представляют большой интерес фрагменты плинфы – кирпича, из которого строились древнерусские храмы. Найденные обломки плинфы доказывают, что здесь в домонгольское время находился храм и нынешняя монастырская территория – земля намоленная, святая издревле.
В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г, усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. При игумении Алевтине в 1853 г в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. Сестры много занимались благотворительностью, при монастыре существовала гимназия для девиц и приют для детей-сирот. В военные годы монахини несли послушание сестер милосердия, ухаживая за ранеными.
В 1911 г, при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г.
С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского. Курск был родиной преподобного Серафима. В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье воспитывалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалеку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.
По архивным данным, Троицкий монастырь имел духовную связь с Оптиной пустынью; на формировании внутреннего устроения обители сказалось влияние преподобных Оптинских старцев Макария (Иванов; 1788-1860) и Амвросия (Гренков; 1812-1891).
Троицкий монастырь старинный, и, несомненно, в нем сложились строгие правила иноческой жизни. Курская обитель взрастила немало высоко духовных подвижниц и благодатных стариц, к которым народ обращался за советом и утешением. Среди подвижниц XIX столетия особенно замечательна прозорливая старица – блаженная Евдокия (Расторгуева; 1795–1870), обитавшая в холодной угловой башне монастырской стены. К ней за советом во множестве стекались верующие, глубоко почитая ее за силу молитвы и прозорливые предсказания. Поступив в обитель 20 летней девицей, она всю жизнь несла подвиг юродства. Печь она никогда не топила и даже зимой ходила без чулок, ночи проводила практически без сна в пении псалмов и горячей молитве. Широко почитаемая праведница почила на 75-м году жизни, проститься с ней собрался почти весь город.
В обители, согласно древним установлениям, полагалось быть игумении, которая назначалась пожизненно из сестер обители. Монастырь был славен игумениями. На основании сохранившихся сведений, можно назвать имена двадцати одной игумении и время их правления.
До настоящего времени особенно почитаема игумения София (Стефанида Васильевна Ступина; 1817-1909). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой славной игумении было известно в самых разных уголках России. Она происходила из потомственных дворян, получила хорошее образование, окончив Харьковский институт благородных девиц. В 26 летнем возрасте поступила она в Борисовскую Тихвинскую пустынь, которая находилась под окормлением оптинских старцев. Во время настоятельства игумении Софии обитель достигла особого расцвета. Сестричество возрастало не только численно, но и духовно. Благочестие насельниц было отмечено многочисленными наградами. При игумении Софии подвизались многие благодатные старицы. Например, схимница Александра и монахиня Ангелина скончались вместе в первый день Пасхи 1895 г. Монахиня Ангелина была взята в монастырь 3-летней девочкой и впоследствии стала регентом. С детства проводила она строго подвижническую жизнь, вкушала самую грубую пищу, отдавала беднякам все, что приносили ей благодетели. В год кончины матушки Александра и Ангелина причастились на Страстной седмице в Великий Четверг. Когда завершилась Пасхальная утреня, обе на приветствие сестер: «Христос воскресе!» ответили: «Воистину воскресе!» и сразу после этого мирно предали свои души Господу.
Заботясь о процветании обители, вместе с тем игуменья София принимала активное участие в делах благотворительности, милосердия, просвещения. Матушка София являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот, помогала пожертвованиями Курской духовной семинарии. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. настоятельница София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. В течение 29 лет игумения София была начальницей женского епархиального училища и ежегодно жертвовала свой годовой оклад в 500 рублей в его пользу. Благодаря стараниям матушки Софии из воспитанниц училища сформировался один из лучших хоров города. Училищная библиотека являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом епархиальное женское училище посещали обер-прокуроры Святейшего Синода. Матушка настоятельница являлась начальницей монастырской церковноприходской школы, обучение в которой было бесплатное. Школа считалась образцовой в воспитательном и учебном отношении, преуспевала в преподавании прикладных дисциплин. Кроме того, игумения София являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела Императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества.
За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игумения София была удостоена многочисленных наград от Святейшего Синода, епархиального владыки и духовенства, земства, религиозно-просветительских и научных обществ. За участие в судьбе раненых воинов в русско-турецкой войне настоятельнице Софии был вручен знак Красного Креста. Она также была удостоена высших церковных наград: 3-х наперсных драгоценных крестов из Кабинета Его Императорского Величества – царей Александра II и Александра III. Старицу игумению любил весь Курск, знала и почитала ее Императорская Фамилия, она была лично знакома со многими замечательными людьми, ныне прославленными Православной Церковью. Скончалась подвижница в глубокой старости и погребена в монастыре за алтарем Троицкого храма.
За время настоятельства игумении Софии монастырь посетили такие известные люди того времени, как: святой праведный Иоанн Кронштадтский (21 апреля 1893 г.), обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев (1890 г.), а также многие архипастыри, настоятели и настоятельницы монастырей. Сохранилось «Духовное завещание» матушки Софии. Оно заканчивается трогательными словами, полными любви и благодарности Богу: «Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко неизреченным милосердием Твоим вложил в сердце мое избрать житие иноческое!». Есть устные свидетельства о том, что незадолго до своей кончины игумения София приняла великую схиму, а по смерти своей обрела дар у Господа хранить родную обитель.
Не менее значителен образ игумении Емилии (Екатерины Васильевны Лебедевой). Екатерина Васильевна родилась в 1864 году в Москве. Игумения Емилия была дочерью надворного советника, земского врача, друга доктора Гааза. Ее отец, подражая доктору Гаазу, также бесплатно лечил людей. Воспитание матушка получила в Московском Александровском институте. По окончании института она преподавала в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 28-летнем возрасте по благословению старца Курской-Коренной пустыни Екатерина Васильевна поступила в Курский Свято-Троицкий девичий монастырь и проходила послушания учительницей в монастырской школе, потом казначеи. В 1904 году на 42-м году жизни она приняла монашество. В 1909 г., по смерти игумении Софии, монахиня Емилия была посвящена в сан игумении. Скончалась матушка Емилия 26 марта 1947 года и была погребена на Никитском кладбище. Могила ее сохранилась. Игумения Емилия продолжила традиции игумении Софии: благотворение, милосердие, просветительство, старчество, высокая гражданственность. В годы настоятельства игумении Емилии произошло знаменательное событие. В 1915 году с 12 по 13 декабря монастырь принимал Великую княгиню Елизавету Федоровну, ныне прославленную преподобно-мученицу. Великая княгиня пребывала в настоятельских покоях, была на службах вместе с сестрами и беседовала с ними.
Осенью 1923 г.обитель была закрыта большевиками и подверглась разорению, сестры были насильственно разогнаны, имущество разграблено. В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.
Однако во многом благодаря мудрому руководству игумении Емилии монастырь был сохранен в годы репрессий: настоятельница и сестры продолжали тайную жизнь монастырской общины. Как только появилась возможность вновь открыть монастырь в 1942 году во время Великой Отечественной войны, обитель тут же ожила. Позднее, в годы гонений на Церковь, в начале 1950-х годов монастырь упразднили. Снова продолжилась скрытая жизнь обители. Монастырь жил по Уставу: по традиции во главе его стояла игумения, были старшие сестры, выполнялись различные послушания, совершались постриги в мантию, выполнялось молитвенное правило, читалась Неусыпаемая Псалтырь, соблюдались таинства исповеди и причастия. В 1980-х годах умирает последняя игумения Ангелина.
В 1994 году Троицкий храм и два корпуса (настоятельский и сестринский) с прилежащей к ним территорией передаются в ведение возрождающейся женской Свято-Троицкой обители – на святом древнем месте возобновляется монашеская жизнь. Продолжилась связь иноческих традиций благодаря пожилым монахиням, дожившим до открытия монастыря. Последняя монахиня старинной обители матушка Сергия (Вера Митрофановна Сухочева; 1919-2006 гг.), будучи взята в обитель еще маленькой девочкой, поселяется в стенах родного возрождающегося монастыря. 22 октября 2006 г. монахиня Сергия скончалась на 87 году жизни.
В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.
Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.
История этой общины начинается с 1991 г., когда по благословению игумена-наместника Иосифо-Волоцкого монастыря митрополита Питирима (Нечаева; 1926–2003) и при содействии его сподвижника архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994) вокруг схимонахини Антонии (Сухих; р. 1929) стали собираться сестры, ищущие молитвенной жизни. Так зародилось сестричество, в течение 13 лет возраставшее под духовным водительством владыки Питирима и матушки Антонии, ставшее с годами многочисленной (около 30 сестер) и крепкой общиной, воспринявшей подвижнический дух своих незаурядных наставников. Духовные учители сестер усвоили иноческое благочестие от своих духовных отцов: владыка Питирим от преподобного Севастиана Карагандинского (схиархимандрита Севастиана (Фомина)); матушка Антония в течение 18 лет (1958-1976) была келейницей и сподвижницей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского; 1889-1976), прошедшего исповеднический путь через лагеря и тюрьмы в годы репрессий. Более 10 постригов – в иночество, монашество, схиму – совершил в Иосифо-Волоцком сестричестве владыка Питирим. После его кончины отеческую заботу о судьбе осиротевших сестер проявил схимитрополит Иувеналий (Тарасов). По его предложению Иосифо-Волоцкая община была переведена в Курский Свято-Троицкий монастырь, куда матушка Антония переехала в августе 2004 г. вместе с основной частью сестер. Указом архиепископа Курского и Рыльского Германа настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сусанна (Барыкина), экономом – монахиня Ангелина (Абрамова), обе воспитанницы матушки Антонии, постриженицы владыки Питирима. Схимонахиня Антония была назначена благочинной монастыря.
В настоящее время Курская Свято-Троицкая женская обитель старается возродить духовные монастырские традиции, монашеское делание, дела милосердия, благотворительности, просвещения.
В монастырских храмах идут ежедневные богослужения: полностью вычитывается монашеское правило, служится литургия, молебны, панихиды. По окончании вечерней службы неопустительно совершается крестный ход вокруг храма. Еженедельно на утрене читаются акафисты: в воскресенье – Пресвятой Троице, в среду – Богородице, в пятницу – преподобному Серафиму Саровскому. В течение дня сестры непрерывно читают Псалтырь с поминанием живых и усопших, по синодику молятся за прежних настоятельниц и насельниц обители.
Придерживаясь древних монастырских традиций, обитель развивает просветительскую деятельность. Проходят занятия воскресной школы и кружка изобразительного искусства. К праздникам Пасхи и Рождества Христова учащиеся школы, под руководством преподавателя, готовят утренники и выступают на монастырских праздниках для детей прихожан, а также выезжают с концертами в детскую больницу, детский дом и другие социальные учреждения. В библиотеке монастыря имеется богатый выбор духовной литературы. Монастырская библиотека насчитывает около четырех тысяч книг. При обители открыт музей по истории монастыря. Прихожане активно участвуют в создании музейных коллекций. В обители также действует исторический кабинет и архив. Сестры ведут работу по сбору архивного материла, неоценимую помощь в исторических исследованиях оказывают курские вузы, музеи, научные работники и представители культуры.
Монастырь традиционно продолжает дела милосердия. Обитель оказывает помощь нуждающимся продуктами и одеждой, ведется переписка с заключенными в тюрьмах и находящимися в исправительно-трудовых колониях, регулярно им высылаются посылки.
В 2006 г. произошло знаменательное событие – в женский монастырь во имя прп. Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской епархии переехала часть сестер из Свято-Троицкого монастыря. В феврале 2007 г. настоятельницей новостроящейся обители назначена одна из насельниц Курского Свято-Троицкого монастыря монахиня Елизавета (Семенова).
В настоящее время, при поддержке городских властей, Курский Свято-Троицкий женский монастырь расширяет спектр направлений социально-просветительской деятельности.
Ведется работа по созданию православной аптеки, православного пункта оказания медицинской помощи для населения, больницы и богадельни для насельниц. Планируется расширение монастырской иконной лавки, открытие православной гостиницы для паломников, создание пекарни для выпечки монастырского хлеба. Есть желание открыть иконописный цех, швейную и вышивальную мастерские, монастырское издательство, православную гимназию для девиц и проч. В целях благоустройства монастыря запланирован ремонт и реставрация храмов, закладка монастырского сада, колодца со святой водой, сестринских келейных корпусов.

История Коренской ярмарки и монастыря Коренная пустынь под Курском связаны неразрывно. Монастырь, и знаменитая ярмарка возникли после одного памятного и знаменательного события для всего православного мира.

Из глубокой древности дошли до нас сведения о явлении чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. Не избежал горестной участи и Курский край.

В 1295 году, 8 сентября, два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска. Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Сегодня это историческое событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь. Ее автор — курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

Место явления святыни стали посещать паломники. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в город Рыльск. Чудотворный образ торжественно встречали жители города. Однако князь уклонился от торжества и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной пустыни.

В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению татар. Захватчики решили сжечь часовню, но она не загорелась. Тогда они схватили икону, рассекли ее на две части и бросили в разные стороны. Старец Боголюб позже нашел эти части образа, сложил их вместе, и они тут же срослись.

Слава о чудесах иконы дошла до царя Федора Иоанновича. Он обратил внимание на судьбу города, о котором напоминал чудотворный образ. В 1597 году государь повелел возобновить город Курск на прежнем месте, где он находился до Батыева разорения. А чудотворная икона «с великою честью, ради поклонения» была перенесена в Москву. Царь приказал сделать вокруг иконы особую кипарисную доску с изображением ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями.

В таком великолепном убранстве икона была возвращена обратно в Коренную пустынь, где царь повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Потом, при нашествии крымских татар, икону для безопасности перенесли из Коренной пустыни в Курск, в соборный храм, а в пустыни оставили список с нее.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икону впервые перенесли из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним — Коренная пустынь. В Знаменский собор икону традиционно переносят 12 (25) сентября.

Величественные и торжественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Картину крестного хода передает знаменитое полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Коренская ярмарка по времени проведения всегда совпадала со знаменитым на всю страну крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора. И в XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу тысяч граждан России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы Курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда — Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США.

Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы начала XX века — точная копия чудотворного образа. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

История Коренской ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. А уже в правительственных актах Российской империи за 1824 год Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, изобилие и великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только на всю бескрайнюю Российскую империю, но и далеко за ее пределами. Именно Коренская ярмарка прославила в те далекие времена древний Курск в качестве «южных торговых ворот России».

По указу императрицы Екатерины II в 1787 году Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 года стала международной. В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей. На площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы.

Гостиный двор ярмарки строился по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и был в то время одним из красивейших в России. За несколько дней до официального открытия ярмарки для ее устройства и управления в Коренную обычно переезжала в полном составе городская Дума, для которой было выстроено специальное здание. На протяжении более двух веков под стены древнего монастыря съезжались купцы со всех концов страны и из-за рубежа.

В начале XXI века возникла идея восстановления монастыря Коренная пустынь и возрождения Курской Коренской ярмарки. Осенью 2001 года ярмарка начала свою вторую жизнь. Она оживила и укрепила партнерские связи с российскими регионами и странами ближнего и дальнего зарубежья. С годами ярмарка становится традиционным и желанным местом проведения многосторонних деловых встреч и переговоров, в результате которых устанавливается и крепнет взаимовыгодное сотрудничество.

На юбилейную, XV ярмарку в 2015-м приехали более шести тысяч делегатов, представляющих промышленные предприятия и организации, агропромышленный комплекс, строительство, финансовую сферу, малый и средний бизнес, культуру, спорт и другие отрасли. В ней участвовали делегации 20 зарубежных государств и более сорока представителей регионов России.

Знаменский монастырь, 1 класса, в Курске, на Красной площади, на высокой горе, при реке Тускори. Основан в 1597 — 1613 годах курскими гражданами в память избавления Курска от разорения польским гетманом Жолкевским. Первоначально именовался Рождество-Богородичным и «Большим» в противоположность Коренной пустыни, которая была тогда приписана к монастырю. В 1631 году он сгорел, а по возобновлении, был разорен поляками. В 1649 году был построен жителями города, по «увещательной» грамоте царя Алексея Михайловича, каменный храм — в честь иконы Знамения Божией Матери, и с того времени монастырь стал называться Знаменским.

Каменные здания монастыря были сооружены «коштом воиства», защищавшего Белгородские границы. С 1815 года монастырь подвергся совершенному изменению во всех своих зданиях, по причине обветшалости их. Знаменский собор, замечательный по своей архитектуре, громадным размерам и изящной отделке, освящен был в 1826 году. Он построен в итальянском стиле эпохи возрождения. На северной стороне храма находится драгоценнейшая святыня обители — чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою, празднуемая 8 сентября и 27 ноября. Эта святая икона чудесно была обретена в 1295 году на берегу реки Тускори одним из жителей города Рыльска, который, ходя по лесу для охоты, увидел при корне дерева икону, обращенную ликом к земле, поднял ее, и оказалось, что по изображению это — икона Знамения Божией Матери, наподобие Новгородской. На том месте, где лежала святая икона, тотчас же открылся источник воды. Это первое чудо от иконы дошло до сведения рыльского князя Василия Шемяки, который распорядился принести икону в город Рыльск. Здесь она благоговейно была встречена всеми жителями, но Шемяка уклонился от торжественной встречи и за это был поражен слепотою; прозрел он после раскаяния и моления перед святой иконой. В благодарность за столь великое благодеяние, он соорудил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и тогда же установлен был праздник явления Курской иконы 8 сентября. Но икона неоднократно чудесным образом возвращалась в пустыню на прежнее место при корне дерева. Жители Рыльска поставили на этом месте часовню и внесли в нее икону, а для богослужения в часовне определен был священник.

В 1385 году часовня была сожжена татарами, а икона рассечена пополам, но она опять явилась неповрежденной. Слух о чудотворной иконе дошел до царя Федора Иоановича, и она в 1597 году была принесена в Москву и поставлена в царских чертогах. Украсивши чудотворную икону, царь Федор Иванович отпустил ее из Москвы в Коренную пустынь «с подобающею честию», приказавши построить в пустыни церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По возвращении иконы, на месте ее обретения основан был монастырь (см. ниже, о Коренной пустыни). В 1603 году самозванец Григорий Отрепьев взял святую икону с собой в город Путивль, а затем в Москву. Она пробыла в московском дворце до 1618 года, а затем, вследствие неотступных просьб курян, была, с разрешения царя Михаила Федоровича, возвращена в Курск и поставлена в Знаменском монастыре. В 1664 году от великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в Коренной монастырь был прислан список с чудотворной иконы Знамения, с повелением боярам и воеводам носить эту копию с собою в походы. В 1687 году чудотворная икона Знамения была носима из Курского Знаменского монастыря в «большой полк». В 1689 году снята была копия с чудотворной иконы Знамения в полки, отправлявшиеся в Крымский поход. С 1726 года икона находилась в Курском Знаменском монастыре и только на две недели выносилась в Коренную пустынь. В 1806 году последовал Именной Высочайший указ, которым велено, чтобы чудотворная икона с пятницы девятой седмицы по Пасхе до 12 сентября находилась в Коренной пустыни, а остальное время в Курском Знаменском монастыре. По месту обретения святая икона называется Коренною, а по месту нахождеия Курскою.

В 1898 году святая икона прославилась чудесным спасением от последствий взрыва в ночь на 8-е марта динамитного снаряда, подложенного дерзкими злоумышленниками под самую икону. Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход в пустынь и обратно в Курск представляет зрелище величественное и глубоко трогательное как по своей торжественности, так и по громадному стечению народа из Курска, окрестных селений и уездных городов на поклонение святыне. В монастыре находится также Карповская Казанская икона Богоматери, перенесенная сюда в 1725 году из Карповской пустыни. В этом же монастыре хранится синодик — первый по древности местный памятник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»