Монастыри муром

Муром — самый древний город Владимирской области. Муром впервые упоминается в летописи «Повести временных лет» под 862 годом. Богатое прошлое оставило свой след в ахитектурном облике города, в его культовой и гражданской архитектуре XVI-XIX веков.

Спасо-Преображенский и Благовещенский мужские монастыри, Свято-Троицкий и Воскресенский женские монастыри — святые места, которые нужно посетить в Муроме. Сюда ежегодно приезжают сотни паломников, ведь история города неразрывно связана с именами святых — князьями Борисом и Глебом, Петром и Февронией, Константином, Михаилом и Федором, Ильей Муромцем.

Что посетить в Муроме помимо храмов и соборов? Если вы хотите посмотреть на город с высоты птичьего полета, отправляйтесь на прогулку в Окский парк, где вы сможете прокатиться на Колесе обозрения. После этого можно спуститься к Оке и пройтись по красивой набережной или прокатиться на теплоходе. В Муромском историко-художественном музее представлены интереснейшие экспозиции: «Русское и западноевропейское искусство XVII – ХХ вв.», «Сокровища древнего Мурома» и другие. Здесь будет интересно не только взрослым, но и детям.

Можно отправиться в село Карачарово и набрать воды из святого источника Ильи Муромца или погрузиться в купель. В местном музее вы сможете увидеть пни, которые богатырь выкорчевывал своими руками. В День семьи, любви и верности в Муроме проходит грандиозный концерт с участием звезд российской эстрады. На этот праздник съезжаются со всех уголков нашей страны.

Муромская земля хранит богатую историю, о которой расскажут исторические здания и сооружения, музеи, храмы, монастыри и другие достопримечательности.

Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) .
Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных . Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого — возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами .
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее — зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.
Библиография:
Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43
Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5
Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35
Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007

Приезжали в Муром, в монастырь на выходные, с субботы на воскресенье,т.к. молебен Петру и Февронии проходит по воскресеньям после утренней службы. Тогда же и открывают Мощи Святых.
Из практических советов: Сюда хорошо придти вечером в субботу, спокойно, без толкотни, подать записочки, купить иконы, а также постоять на вечерней службе. А утром уже без суеты идти на службу (начинается очень рано) и на Молебен, и приложиться к Мощам. По наблюдениям, многие из поломников приходили к 9 утра только на молебен. Нам повезло: т.к. народу было немного, Мощи Святых открыли в субботу после вечерней службы, так, что мы смогли без очереди, толкотни и спешки подойти, приложиться и даже какое-то время постоять около.
В воскресенье бывает очень много паломнических и туристических групп — не протолкнуться. А бывают дни, когда их совсем мало -как получится. В этот наш приезд туристов и «автобусных» паломников почти не было.
По поводу паломнических автобусных туров — первый мой приезд в Муром, в Свято-Троицкий монастырь произошел именно таким способом. С 10 вечера в дороге, привезли нас в город около 4 утра. Бессонная ночь сыграла свою роль — службу выстоять оказалось крайне тяжело, против воли начинаешь засыпать даже стоя — какой уж там благодатный настрой. К тому же очень много народу, приходится ориентироваться на гида и других паломников. А здесь такое место, где хочется никуда не спешить, постоять в Храме, посидеть на лавочке у Храма , подышать этим необыкновенным воздухом и впитать в себя умиротворение и успокоение — место необычайно энергетически заряженное.
Поэтому во второе и все последующие посещения были самостоятельными и двухдневными.
Это монастырь, поэтому женщин сюда не пускают в юбках, с непокрытой головой и
оголенными плечами — не стоит об этом забывать.
А ещё здесь очень много пар , супружеских и только собирающихся пожениться- приезжают попросить благословения у Петра и Февронии — Святых, покровительствующих супружеству.

Поездка 21-23 сентября 2018 года в Дивеево — Муром. «Канавка это особое место в Дивеевской обители, я паломничаю уже лет 15, и мой паломнический путь начался именно здесь, в Дивеево, и со Святой Канавки. У меня очень сильно болели коленные суставы, и шла речь уже об операции по их замене, один священник мне посоветовал перед операцией съездить в Дивеево за благословением, чтобы все прошло хорошо! Передвигалась я с трудом в то время, спасибо зятю с дочерью, отвезли меня сюда на машине, пройти по Канавке мне пришлось уже самой с большим трудом, но прошла, вычитала молитву ко Пресвятой Богородице полтораста раз, помолившись и причастившись в монастыре, по приезду домой, стала готовиться к операции, а боль в суставах стала чудом отступать, я перестала принимать обезболивающие препараты, а спустя полгода, и вовсе все утихло. Я благодарю Матерь Божию каждый день за то чудо исцеления, которое она мне подарила! Спасибо большое всему коллективу Тульского епархиального паломнического центра за эту замечательную поездку! Особо православному экскурсоводу Молчановой Любови Александровне, очень профессиональный и знающий свое дело специалист и очень душевный человек.».