Монастыри в ростове великом

Адрес: Россия, Ростов, Соборная площадь.

Время работы: Вход на территорию Ростовского Кремля возможен ежедневно с 10:00 до 17:00. Богослужения в соборе проводятся ежедневно в 08:00 и 17:00. В праздничные дни служба начинается на час позже – в 09:00.

Цена билета: Бесплатно.

Успенский собор – одно из старейших сохранившихся каменных строений Ростова Великого. Храм был возведен в начале XVI столетия в эпоху Андрея Боголюбского на месте разрушенной церкви XII-XIII вв., и до конца XVIII столетия носил статус кафедрального. От древнего здания сохранился Леонтьевский предел, в котором сегодня хранятся мощи ростовского архиепископа Леонтия. Успенский собор, Соборная площадь, Митрополичий сад и расположенная рядом с храмом 15-колокольная звонница (XVII век) образуют целостный архитектурный ансамбль Ростовского Кремля.

Архитектурные особенности

Белоснежный пятиглавый Успенский собор поразительно похож на одноименный храм Московского Кремля. Храм имеет форму вытянутого параллелепипеда с мощным пятиглавием. Стены выложены из кирпича, а цоколь и карнизы – из пористого известняка. Узкие вытянутые окна, напоминающие бойницы средневековой крепостной башни, отражают характерные черты владимиро-суздальского каменного зодчества с видимым влиянием тенденций московской архитектуры.

Вход в собор. Фото: azbyka.ru

В конце XVII столетия рядом с храмом была построена четырехглавая звонница, в арках которой находились 13 колоколов, в том числе колокол «Сысой», весивший около 200 пудов. Несмотря на то, что оба строения разделяют десятилетия, они образуют гармоничный союз. Согласно исторической хронике и ростовским преданиям звон колоколов Успенского собора был слышен далеко за пределами Ростова.

Изначально интерьер собора был расписан фресками, однако до наших дней сохранились лишь фрагменты той росписи – поверх были нанесены новые изображения. Сегодня внутренне убранство храма дополняет барочный иконостас середины XVIII столетия.

Звонница. Фото: selfie.cards

Как и многие храмы России, Успенский собор был закрыт после революции, однако большую часть его строений и внутреннего убранства все же удалось сохранить. Значительный ущерб зданию был нанесен в 1950-е годы во время страшного урагана. Стихийное событие положило начало основательной реставрации, в ходе которой благодаря совместной работе историков и архитекторов удалось воссоздать первоначальный исторический облик собора. Внутренние реставрационные работы продолжаются до сих пор, хотя в святыне проходят богослужения и экскурсии для туристов и паломников.

Путеводитель по святыням древняго Ростова-Великаго

Сергиев Посад, 1913

Успенский Н. А.

Ростов – сто лет назад: путешествие в прошлое

Приглашаем вас на прогулку по Ростову столетней давности – небольшому, тихому, старинному провинциальному городку, чтобы увидеть, каким он был в начале XX века. Совершить это путешествие в прошлое нам поможет книга Николая Успенского, которая называется «Путеводитель по святыням древнего Ростова-Великого». Она вышла в свет в 1913 году.

Совсем маленькая книжечка карманного формата, в ней всего 33 страницы. Ее главная особенность заключается в том, что она адресована не просто путешественнику, а воцерковленному читателю – паломнику, прибывшему в Ростов, чтобы поклониться его святыням. В ней много сугубо церковной информации. К примеру, здесь приведены церковные предания; подробно описаны чудотворные иконы; названы мощи святых, покоящиеся в монастырях; представлено расписание богослужений, праздничных дней и крестных ходов главных духовных центров Ростова – Успенского собора и Спасо-Яковлевского монастыря.

Да и сама структура книги не совсем обычна – изложение материала привязано к местности, так что последовательность знакомства с теми или иными церковными объектами определяется маршрутом движения по городу.

Вид на Кремль. 1911 г.

Рассказ начинается от ростовского железнодорожного вокзала, и движется по направлению к центру города, к Успенскому собору и кремлю. Затем по Московской улице переносится на западную часть города, к Спасо-Яковлевскому монастырю; от него снова через центр к восточной окраине – древнему Богоявленскому монастырю, а оттуда – к другим храмам и обителям.

Таким образом, человек, приехавший в Ростов, мог совершить паломничество по святыням древнего города, держа в руках этот маленький путеводитель, который направлял его путь и предоставлял краткие исторические комментарии. (В наше время этот принцип был использован при создании нового церковного путеводителя по Ростову, изданного Спасо-Яковлевским монастырем. Познакомиться с ним можно на этом сайте

Отметим, что особое внимание Николая Успенского – автора старого, дореволюционного путеводителя привлекли три объекта:

  • Успенский собор – древнейший храм города;
  • Ростовский кремль – бывшая архиерейская резиденция, а в начале XX века, как и сейчас, – музей;
  • Спасо-Яковлевский монастырь – крупнейшая и знатнейшая обитель Ярославской епархии Нового времени.

Ростовский музей. 1911 г.

Говоря о Ростовском музее, следует подчеркнуть, это один из старейших провинциальных исторических музеев России. Он был основан в 1883 году 27 октября (10 ноября по новому стилю), в день памяти святителя Димитрия Ростовского.

Наряду со Спасо-Якововлевским монастырем, которому посвящена значительная часть повествования, автор упоминает и другие монастыри, расположенные как в городе, так и его ближайших окрестностях: Рождественский, Авраамиев Богоявленский, Петровский, Троице-Сергиев Варницкий, Белогостицкий и Борисоглебский.

Не забыты и ростовские храмы; так, на первых же страницах довольно подробно рассказывается о Благовещенской церкви XVII века. В 1910 году в ней была явлена чудотворная икона Божией Матери. До наших дней этот старинный храм, к сожалению, не сохранился – на том месте, где он стоял, сейчас проложена дорога.

Да, многое изменилось за минувшее столетие. Не все город сумел сберечь. Например, по направлению, ведущему от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю, прежде стояли пять храмов: Всех Святых, Покрова Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Богоматери и Архангела Михаила. До наших дней уцелел лишь Покровский храм, и то в искаженном и перестроенном виде, а от четырех других церквей не осталось и следа… Сейчас перед вами изображение одного из них – церкви Михаила Архангела, которая располагалась неподалеку от Спасо-Яковлевского монастыря.

Храм Архангела Михаила. 1911 г.

И все-таки, в Ростове немало выдающихся архитектурных и исторических памятников, не случайно его называют «жемчужиной Золотого кольца России».

Мы приглашаем вас совершить путешествие в прошлое нашего города, открыв старинный путеводитель Николая Успенского, чтобы узнать, увидеть, почувствовать – каким был облик Ростова сто лет назад.

Погрузиться в атмосферу древнего города читателю помогут почтовые открытки начала XX века и цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского, выполненные в 1911 году.

Алла Виденеева

Н. А. Успенский

От вокзала к центру города

Вид на Благовещенский храм. Начало XX в.

Город Ростов-Великий расположен при станции «Ростов-Ярославский» Северных железных дорог и находится в расстоянии 52 верст от г. Ярославля и в 210 верстах от Москвы. Основание города относится к глубокой древности — значительно ранее призвания Варяжских князей.

Ростовский железнодорожный вокзал. Начало XX в.

Расположен Ростов на низменной болотистой местности. С южной стороны его находится обширное озеро Неро, длиною около 12 верст, шириною до 7 верст, а глубиною в некоторых местах до 2-х сажен. Дно его очень илистое и только около большого острова песчаное. Чрез все озеро протекает река Гда, которая по выходе из озера соединяется с двумя другими реками Вексой и Устье, и из этого трехречья образовалась большая река Которосль, которая в г. Ярославле впадает в Волгу. По озеру ходит пароход с паромом от города (пристань близ церкви Архидиакона Стефана у Ярославской улицы) до села Угодичи, находящагося на противоположном берегу в расстоянии 5 верст от города.

К приходу поездов на станции бывает достаточное количество легковых извозчиков. Для остановки богомольцев можно рекомендовать три наиболее удобныя помещения: у станции железной дороги гостиница Жукова, в Кремле гостиница Царькова и монастырская при Спасо-Иаковлевском монастыре.

Вид на Благовещенский храм. Начало XX в.

Вид на Благовещенский храм. Начало XX в.

Вид на Благовещенский храм. Начало XX в.

Вид на Благовещенский храм. Начало XX в.

Благовещенская церковь. Начало XX в.

Благовещенская церковь. Начало XX в.

С вокзала железной дороги Вы направляетесь по Благовещенской улице и сейчас же видите пред глазами величественный красивой архитектуры, в виде корабля, храм — это приходская Благовещенская церковь. До 1910 г. она была бедная, а в этом году в августе месяце здесь благоволила Царица Небесная явить в образе Своем Умиление великое поразительное чудо исцеления страждущей десятилетней девочки Лизы Лепешкиной, проживающей со своими родителями здесь же в городе, и с того времени непрестанной волной текут к цельбоносному образу Божьей Матери богомольцы всякаго звания и возраста излить свои скорби, тяготы житейския, просить помощи, вразумления, исцеления недугов душевных и телесных, и Божия Матерь являет все новыя и новыя исцеления, о чем имеются многочисленныя, проверенныя допросом под присягой, свидетельства. Поистине тут неисчерпаемое чудес море всем с верою притекающим.

Чудотворный образ Божией Матери

Чудотворный образ Божией Матери «Умиление-Ростовская». 1913 г.

Икона в Благовещенской церкви. 1913 г.

Икона в Благовещенской церкви. 1913 г.

Исцеленная девочка. 1913 г.

Исцеленная девочка. 1913 г.

Книга о чудотворной иконе. 1913 г.

Книга о чудотворной иконе. 1913 г.

В храме этом ежедневно совершаются утреня, ранняя литургия и вечерня, а под праздники всенощная, но и в остальное время днем храм отперт для поклонения святыне, и благочестивый путник может всегда отслужить молебен, так как квартира священника находится близ храма. По пятницам с 6 часов вечера совершается всенощная с чтением акафиста Божией Матери, который читается за редкими исключениями местным епископом при общем пении молящихся, а затем богомольцы прикладываются к чудотворной иконе и помазуются елеем из неугасимой лампады от Ея образа. В летнем храме образ этот помещается у леваго клироса в величественном, соответствующим иконостасу, деревянном киоте, а в зимнем храме – в средине у столба в мраморном киоте. У церковнаго старосты имеются в продаже иконы Умиления в книжки о ней.

Продолжая путь, Вы, минуя Благовещенскую улицу, вступаете на площадь, которая кругом окаймляет древний Кремль. Тут по краю площадей пролегает так называемая «Окружная» улица, подле которой устроен бульвар, начинающейся и оканчивающейся у берега озера. Площади эти весной покрыты травой, которая летом косится и сушится тут же – что придаете особую прелесть городу.

Ростовская гимназия. 1911 г.

Ростовская гимназия. 1911 г.

Ростовская гимназия. После 1910 г.

Ростовская гимназия. После 1910 г.

На площади Ваше внимание останавливает громадное трехэтажное каменное здание красивой, хотя и простой архитектуры – это мужская гимназия, выстроенная и содержимая на средства Ростовскаго гражданина, теперь уже умершаго, Алексея Леонтьевича Кекина. Открыта она в 1908 г., а это здание сооружено в 1911 г.

Гимназия по своей величине и богатству учебных пособий является одной из лучших в России. Вечная память ея основателю! Единственным недостатком этого величественнаго здания является отсутствие домовой церкви. Дай Бог, чтобы желание большинства граждан относительно восполнения столь существеннаго недостатка Ростовской гимназии было, наконец, удовлетворено.

Успенский собор

Успенский собор. Начало XX в.

Миновав площадь, Вы вступаете в центр города — древний Кремль, кругом котораго находятся два крепостных земляных вала большой и малый, которые, к сожалению, недостаточно охраняются, но все же в некоторых местах (у церкви Исидора Блаженнаго и в стороне к Всехсвятской церкви) они доныне хорошо сохранились. По этому крепостному валу в Преполовеньев день совершается крестный ход из собора.

Вид на кремль и городские валы. Начало XX в.

Вид на кремль и городские валы. Начало XX в.

Центр города. Торговые ряды. Начало XX в.

Центр города. Торговые ряды. Начало XX в.

Вид на кремль. Начало XX в.

Вид на кремль. Начало XX в.

Центральная часть города занята преимущественно промышленными и торговыми заведениями. Постройки в кремле возводятся, согласно особаго узаконения, только каменныя. В этой части города находится древний кафедральный Успенский собор, а рядом с ним — Кремль, обнесенный кругом высокой каменной стеной с башнями.

Собор начат был постройкой в 1214 г. князем Константином Всеволодовичем, а освящен в 1230 г. при его сыне Василько, подвергался после этого пожарам и татарскому и польскому разгромам и в настоящем виде он стоит с 1411 г. Размер собора: длина 17 сажен, ширина 12 сажен и высота с главой и крестом 24 сажени. В нем величественный деревянный иконостас, сделанный митрополитом Иоасафом Лазаревичем (1691-1701), заменившим им древний каменный иконостас, а на стенах имеется хорошая, хотя уже не древняя живопись, под которою, как оказывается, имеются фрески, которыя могли бы быть открыты при наличности достаточных для этого средств. Особенное внимание обращают на себя Царския врата, покрытыя серебром. В алтаре замечательно горнее место с изображением Тайной Вечери.

Интерьер Успенского собора. Начало XX в.

По левую сторону Царских врат помещается чудотворная икона Владимирския Божия Матери, писанная чудесным образом Печерским иноком Алипием при таких обстоятельствах: в г. Киеве один благочестивый человек строил храм и, пожелав иметь несколько икон, написанных Алипием, как искусным живописцем, передал для этого доски двум инокам Киево-Печерской лавры, прося вручить их Алипию, объяснив при этом, что за труды ему он уплатит сколько тот пожелает. Иноки эти доски по принадлежности не передали, ничего не сказав Алипию, а между тем сами несколько раз брали у того человека деньги, якобы требующаяся для Алипия. Не получая икон, строитель храма отправился сам в лавру к тем инокам, которые объяснили ему, что Алипий, дескать, деньги берет, а писать икон не желает. Заказавший сообщил об этом монастырскому начальству и когда Алипий, ничего не звавши об этом, позван был к ответу и велено было принести те доски, найденныя по указанию спрятавших их иноков, то оне оказались с изображениями, написанными чудесным образом. Обманщики были выгнаны из обители, а те иконы были вскоре прославлены чудесным явлением; храм, где оне были поставлены, сгорел, а оне остались невредимыми. На поклонение им прибыл великий князь Владимир Мономах и одну из них взял и послал в соборную церковь г. Ростова, где она пребываете невредимой доселе, несмотря на бывшее в соборе пожары и расхищения со стороны татар и поляков.

Церковь Воскресения и Успенский собор. Начало XX в.

Церковь Воскресения и Успенский собор. Начало XX в.

Вид на Успенский собор. Начало XX в.

Вид на Успенский собор. Начало XX в.

Успенский собор. Начало XX в.

Успенский собор. Начало XX в.

У северных врат почивают открыто мощи Св. епископа Игнатия, скончавшагося в 1288 г. Сей Святитель не был предан земле, так как уже во время отпевания его совершились чудесныя знамения:

1) когда тело его несли в собор, то две благочестивыя инокини видели, как Святитель, вставь невидимо для других из гроба, поднялся как бы по лестнице на соборную кровлю и оттуда благословил народ и спустился на то место, где предполагалось его погребсти,

2) присутствующий при погребении один из архимандритов, имевший скорченный на руке палец, прикоснувшись к телу Святителя, получил исцеление и

3) когда надлежало вложить в руку, почившаго свиток с именами посвященных им в священный сан, он, протянув руку, сам взял его. Празднование ему совершается 28 мая.

У южных врат почивают тоже открыто мощи Св. епископа Исайи, скончавшагося в 1090 г. Празднование ему бывает 15 мая.

Икона св. Леонтия Ростовского. XVI в.

Отсюда каменная лесенка ведет в нижний придел, где почивают под спудом мощи Св. епископа Леонтия — перваго священномученика земли Русской, особо чтимаго угодника, умершаго около 1073 г. Ранее он почивал открыто в драгоценной золотой раке, но во время нашествия поляков в 1610 г. мощи его были скрыты в каменном гробе, который был изготовлен для Святителя по обретении его святых мощей в 1164 г. князем Андреем Боголюбским, а драгоценную раку поляки расхитили. Мощи угодника с того, времени так и остались в том гробе в земле, поверх котораго поставлена серебряно-вызолоченная рака, пред которою горит неугасимая свеча в особо устроенном для этого подсвечнике вроде крестильной купели, в воспоминание того чуда, когда Святитель грозно покарал одного из соборных клириков, погасившаго зажженную чудесным образом в праздник Святителя свечу у его св. мощей. Память Святителя Леонтия празднуется 23 Мая. Этот пещерный храм был случайно открыт в 1884 г. при переделке пола.

Церковь Воскресения и Успенский собор. 1911 г.

Под престолом главнаго алтаря почивают мощи Св. благовернаго князя Василько (Василия) Константиновича, убитаго во время битвы с татарами на реке Сити в Мологском уезде в 1238 г. Память его празднуется 4 марта.

В юго-западном углу почивают под спудом мощи скончавшагося в 1394 г. родного племянника преподобнаго Серия — святителя архиепископа Феодора, основавшаго Московский Симонов и Ростовский Рождественский девичий монастыри. Память его празднуется 28 ноября.

В северном приделе находится древний Животворящий крест с частью древа Креста Господня и частицами мощей Святых. Крест этот выносится в день Богоявления и в другие дни освящения воды, а также в праздник Воздвиженья Креста Господня и на крестопоклонной неделе.

Кроме того, замечательны: древней греческаго письма образ Спасителя по правую сторону Царских врат, рядом храмовой образ Успения Божией Матери и далее Господа Вседержителя с десятью вокруг образами страстей Христовых, писанный на стекли с подложенной фольгой, а оклад набран мозаикой из разноцветной минеральной розсыпи; у солеи около амвона -небольшая икона Спаса Нерукотвореннаго с греческими надписями — по преданию келейная Св. Леонтия древняя небольшая икона Св. Николая Чудотворца около столба с левой стороны, а напротив его чтимый большого размера Животворящей крест Господень, а у соседей близ раки Св. Исайи в особом киоте помещается чтимый, привезенный с Афона, образ целителя Пантелеймона.

Портрет ростовского митрополита Ионы. XIX в.

По обеим сторонам собора внутри его находятся гробницы иерархов Ростовских и между ними (близ мощей Св. Исайи) Ионы Сысоевича, скончавшагося в 1691 г. — строителя кремлевских церквей и соборной звонницы. Против местной иконы Спасителя у столба находится древнее архиерейское место.

При соборе имеется общество хоругвеносцев, возникшее в 1900 г. в память великодушнаго призыва Государем Императором Николаем Александровичем всего мира ко всеобщему миру.

В соборе ежедневно совершаются утреня, ранняя и поздняя литургия и вечерня, а под праздничные дни — всенощная. По особому порядку совершаются здесь службы:

1) в четверг великий по древнему обычаю бывает елеосвящение соборное и помазание освященным елеем молящихся, а затем после литургии, если она совершается епископом — чин омовения ног,

2) в Великую пятницу по совершении за часами водоосвящения омываются чрез погружение частицы Св. мощей, хранящиеся в соборе, каковая вода и разбирается молящимися,

3) под Успеньев день за всенощной по «Бог Господь и явися нам» выносится из алтаря плащаница с изображением Успения Божией Матери и пред ней читаются особыя похвалы, как в Великую субботу, а после славословия великаго плащаница обносится кругом храма в воспоминание погребения апостолами Божьей Матери и

4) под Воздвиженьев день за всенощной бывает чин воздвижения креста.

Затем по средам после поздней литургии читается акафист Св. Леонтию, а в субботу после ранней литургии — акафист Св. Феодору.

Соборная звонница. 1911 г.

По выходе, из собора направляетесь Вы к знаменитой его звоннице. Главный колокол «Сысой» весит 2000 пудов, второй полиелейный в 1000 пуд., третий «Лебедь» в 500 п., четвертый «Голодарь» т.е. великопостный в 158 п. и т.д. всего колоколов 13. Звоны производятся по нотам, которыя преимущественно заучиваются особо нанятыми звонарями.

Наиболее известны звоны древние: Ионинский, Иоакимовский и Георгиевский и новый Ионафановский. Особою музыкальностью и торжественностью отличается Георгиевский, при котором удар в большой колокол делается только в один край.

М. Я. Виллие. Праздничный трезвон. Начало XX в.

Под колокольней находится небольшая церковь Входа Господня в Иерусалим, в каковой праздник только и бывает там служба.

У аллеи главнаго хода обращают внимание солнечные часы, устроенные бывшим настоятелем собора ученым протоиереем о. Андреем Тихвинским, любителем астрономии.

Ростовский кремль

Направляясь мимо соборной звонницы в Кремль, Вы видите на пути первую кремлевскую церковь Воскресения Христова, чрез арку под которой входите в древний Кремль. Ворота в этой арки расписаны различными фигурами из книги XVII в. «Эблемата духовнаго».

Церковь Воскресения. 1911 г.

Церковь Воскресения. 1911 г.

Расписные врата под Воскресенской церковью. 1911 г.

Расписные врата под Воскресенской церковью. 1911 г.

Иконостас церкви Воскресения. 1911 г.

Иконостас церкви Воскресения. 1911 г.

Церковь эта — одна из лучших построек митрополита Ионы Сысоевича сохранилась хорошо до сего времени, живопись уцелела от времен строителя и вообще храм производит сильное впечатление. При нем имеется древняя же маленькая звонница, колокола которой заливаются удивительно приятными звуками, заглушающими даже густой звон соборных гигантов-колоколов.

Церковь Одигитрии. 1911 г. Начало XX в.

Поблизости от этой церкви находится храм Смоленской Божьей Матери Одигитрии, построенный митрополитом Иоасафом и уже реставрированный, а далее храм Иоанна Богослова с небольшой звонницей, тоже с хорошо сохранившейся живописью, построен он митрополитом Ионою Сысоевичем.

Церковь Иоанна Богослова. Начало XX в.

Церковь Иоанна Богослова. Начало XX в.

Церковь Иоанна Богослова. Начало XX в.

Церковь Иоанна Богослова. Начало XX в.

Церковь Иоанна Богослова. Начало XX в.

Церковь Иоанна Богослова. Начало XX в.

Интерьер церкви Иоанна Богослова. 1911 г.

Интерьер церкви Иоанна Богослова. 1911 г.

Далее по переходами кремлевской стены Вы доходите до церкви Григория Богослова, ныне реставрированной. В древности здесь был монастырь, из котораго вышел на проповедь к Зырянам Св. Стефан Пермский.

Церковь Григория Богослова и кремлевские переходы. Начало XX в.

В этом храме иконостас с Царскими вратами представляет копию с иконостаса в древней деревянной церкви села Богослова (в трех верстах от города), в которой иконостас представляет замечательный образец резного искусства XVI столетия. Здесь же находится копия с чудотворнаго Животворящего креста Господня, явленнаго в 1423 г. в селе Никольский погост Ростовскаго уезда.

Церковь Спаса на Сенях. 1911 г.

Церковь Спаса на Сенях. 1911 г.

Интерьер церкви Спаса на Сенях. 1911 г.

Интерьер церкви Спаса на Сенях. 1911 г.

Росписи церкви Спаса на Сенях. 1911 г.

Росписи церкви Спаса на Сенях. 1911 г.

Последняя кремлевская церковь Спаса на Сенях находится рядом с Белой палатой. Храм этот, построенный Ионою Сысоевичем, замечателен по сохранившейся в нем прекрасной живописи «аль-фреско» и по своему устройству: алтарь отделяется каменного стеною и затем солея, возвышающаяся на восемь ступеней, отделяется от средней части храма небольшою каменного же стенкой с арками. В целях акустики в стенах проделаны круглыя впадины или голосники. В этом храме находилось около 3 недель тело Св. Димитрия митрополита после его блаженной кончины до погребения.

Димитриевское духовное училище. Начало XX в.

В центре Кремля высится трехэтажное громадное каменное здание — это древний митрополичий дом, где жил также и Св. Димитрий и здесь он умер. С 1880 г. в нем помещается Димитриевское духовное мужское училище.

Экспозиции Ростовского музея. 1911 г.

Экспозиции Ростовского музея. 1911 г.

Экспозиции Ростовского музея. 1911 г.

Экспозиции Ростовского музея. 1911 г.

Экспонат музея – ставленая грамота, подписанная митрополитом Димитрием. 1911 г.

Экспонат музея – ставленая грамота, подписанная митрополитом Димитрием. 1911 г.

Сзади этого здания находится Белая Иераршая палата с княжьими теремами, где теперь помещается музей церковно-исторических древностей, основанный в 1883 г. Музей открыт ежедневно с 9 до 2 ч. дня, вход бесплатный, но для желающих внести свою лепту на поддержку кремлевских древностей имеется кружка.

После обозрения музея с теремами не забудьте сходить на вышку полюбоваться чудным видом на город и его окрестности.

Рождественский монастырь. Начало XX в.

Рождественский монастырь. Начало XX в.

Рождественский монастырь. Начало XX в.

Рождественский монастырь. Начало XX в.

Из Кремля чрез восточный ворота Вы направляетесь к находящемуся поблизости на первой же площади Рождественскому женскому монастырю, в котором находится чудотворная икона Тихвинския Божией Матери, писанная по преданию его основателем Св. Феодором и данная монастырю в благословение.

Церковь Вознесения. Начало XX в.

Церковь Вознесения. Начало XX в.

Церковь Вознесения. 1911 г.

Церковь Вознесения. 1911 г.

Росписи Вознесенской церкви. 1911 г.

Росписи Вознесенской церкви. 1911 г.

Отсюда Вы по прямой улице пройдите поклониться мощам Св. Исидора Блаженнаго, почивающаго под спудом в Вознесенской приходской церкви, известной более под именем церкви Исидора Блаженнаго. Храм этот построен в 1566 г. и расположен у самаго земляного вала. Память Св. Исидора празднуется 14 мая.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Интерьер Димитриевского храма. 1911 г.

Направимтесь теперь, благочестивый паломник, в Спасо-Иаковлевский Димитриев мужской первоклассный монастырь, находящийся в конце города в сторону к Москве. Опять чрез Кремль Вы направляетесь на Покровскую улицу, при чем, минуя каменный мост, выходите опять на площадь. Взгляните попутно направо на высокую красивой архитектуры колокольню церкви Всех Святых.

Церковь Всех святых. Начало XX в.

Церковь Всех святых. Начало XX в.

Покровский храм. Начало XX в.

Покровский храм. Начало XX в.

Покровский храм. Начало XX в.

Покровский храм. Начало XX в.

Идете Вы далее по главной Покровской, она же Московская, улице. По пути находятся церковь Покровская, рядом с ней в переулке у озера Иоанна Предтечи, а затем в конце улицы Рождества Богородицы, что на Горицах (местность тут возвышенная). У этой церкви делаете поворот влево, немного пройдя поворачиваете вправо и пред Вашими глазами уже видна обитель, обнесенная довольно высокой каменной стеной с очень красивыми башнями.

Вид на Спасо-Яковлевский монастырь. 1911 г.

Вид на Спасо-Яковлевский монастырь. 1911 г.

Улица, ведущая к монастырю. Начало XX в.

Улица, ведущая к монастырю. Начало XX в.

Монастырь расположен на полуострова у берега озера. Святыя ворота устроены под колокольней с восточной стороны, открываются они только для крестных ходов и встреч Высочайших особ, а обычный вход имеется чрез ворота северной стороны.

Налево от входа прежде всего обращаете внимание богомольца большой красивой архитектуры с колоннами и лепными во весь рост фигурами святых храм в честь Св. Димитрия, называемый Шереметевским, построенный в 1801 г. графом Николаем Петровичем Шереметевым.

Собор св. Димитрия Ростовского. Начало XX в.

Собор св. Димитрия Ростовского. Начало XX в.

Собор св. Димитрия Ростовского. Начало XX в.

Собор св. Димитрия Ростовского. Начало XX в.

Интерьер Димитриевского храма. 1911 г.

Интерьер Димитриевского храма. 1911 г.

Вторая рака для мощей св. Димитрия в Димитриевском храме. 1911 г.

Вторая рака для мощей св. Димитрия в Димитриевском храме. 1911 г.

История возникновения его такова: жене графа, которая родом была из села Вощажникова Ростовскаго уезда, готовящейся сделаться матерью, врачи заявили, что роды должны, по их заключению, кончиться не благополучно для нея, и вот графиня, желая умереть на родине, отправилась из Петербурга домой и на пути, в виду начинающихся родов, остановилась в том селении близ г. Ростова, где теперь находится село Песошня, поместившись в крестьянском доме, из окон котораго хорошо виден Иаковлевский монастырь. Обреченная на смерть, графиня усердно молилась Св. Димитрию и, вот вопреки приговора врачей, она тут же благополучно разрешилась от бремени рождением сына, который был назван Димитрием в честь сего Святителя, а в благодарность за такое милосердие, явленное Господом по молитвам сего угодника, граф стал сооружать в монастыре обетный храм, имея желание, чтобы туда были потом перенесены мощи Св. Димитрия, почивающие в другом древнем монастырском храме. Но когда ему сделалось известным, что такое желание его не может быть удовлетворено в виду того, что Святитель, вступая на Ростовскую кафедру, тогда же указал место своего упокоения, где он и был впоследствии погребен и на каковом месте доселе почивают обретенныя его Св. мощи, он прекратил дальнейшую постройку храма, так что пришлось отделывать его на монастырская средства и доброхотные жертвы, почему внутренняя отделка его не так величественна, каким этот храм является снаружи.

Зачатиевский и Яковлевский храмы. Начало XX в.

Зачатиевский и Яковлевский храмы. Начало XX в.

Зачатиевский и Яковлевский храмы. Начало XX в.

Зачатиевский и Яковлевский храмы. Начало XX в.

Дале находятся рядом два храма: один с южной стороны – древний Зачатиевский, построенный митрополитом Ионою Сысоевичем, а другой — Иаковлевский, построенный в 1725 г. и перестроенный в 1835 г. графиней А. А. Орловой – той самой, на жертвы которой восстановлен знаменитый Новгородский Юрьев монастырь, где она и погребена.

Первая рака для мощей св. Димитрия XVIII в. Начало XX в.

В Зачатиевском храме в юго-западном углу почивают открыто мощи Св. Димитрия митрополита Ростовскаго в драгоценной литой серебряной раке под таким же балдахином, устроенный из перваго добытаго в России серебра при Императрице Елизавете. На крышке раке имеются выделанные из серебра архиерейские посох, жезл, митра и подушка. Крышка настолько массивна, что для открытия ея требуется не мене трех взрослых человек. Святитель был погребен в этом углу согласно его воле, выраженной при вступлении его на Ростовскую кафедру 1 марта 1702 г. в таких словах: «зде покой мой, зде вселюся во веки».

Поблизости от раки находится старинный образ Святителя в драгоценном серебряном киоте, внизу котораго выгравированы стихи, составленныя М. В. Ломоносовым. У раки висит массивный древний серебряный подсвечник.

Образ святителя Димитрия Ростовского. XIX в.

Мощи Св. Димитрия с 1909 г. переносятся ежегодно 24 мая после вечерни в летний Шереметевский храм, 25 мая обносятся после поздней литургии кругом монастыря и остаются в этом храме до 21 сентября, когда после поздней литургии опять переносятся в Зачатиевский зимний храм.

У северных дверей алтаря в нише находится рака над мощами Св. Иакова — епископа основателя этой обители, скончавшагося в 1392 г. и почивающаго тут под спудом, а у южных дверей находится небольшая рака с частицами мощей разных Святых и тут же хранится панагия, которая была на Св. Димитрии при обретении его мощей.

Царские врата иконостаса Зачатиевского собора. Начало XX в.

В этом храме замечательна живопись и древний каменный иконостас, закрытый в 1780 г., при Императрице Екатерине II, сделанным по ея распоряжению ценным деревянным, с чеканной позолотой. Против праваго клироса видна храмовая икона древнего каменнаго иконостаса, открытая в 1909 г. Обращают на себя внимание изящные серебряные Царские врата и величественная сень над престолом, а также икона Покрова Божией Матери, писанная на стекле и помещенная в верхнем окне за престолом. (Дар Ярославскаго дворянства 1909 г.)

Ватопедский образ Божией Матери

Над Царскими вратами находится прикрепленный на шнурах чтимый образ Ватопедския Божией Матери – келейной Св. Димитрия, а ему данный в благословение его родителями. А в правом столбе между другими древними иконами находится образ, изображающий поклонение Божией Матери Ростовских чудотворцев, поднесенный ростовцами Святителю Димитрию при вступлении его на кафедру.

В Иаковлевском храме обращает на себя внимание стенная живопись работы местнаго художника Медведева. Здесь находится чтимая икона Умиления Божьей Матери – копия с чудотворной, находящейся в Благовещенской церкви.

С паперти этого храма ведет лестница в пещерный храм, освященный 1 апреля 1912 г. в честь Воскресения Христова. В нем обращают внимание богомольца иконостас каменный, где Царския врата изображают Благовещение Божьей Матери. В углу храма устроена пещера Гроба Господня, в которой находится точная копия с Гроба Господня мраморная и такое же мраморное надгробие устроено над местом, где почивает Св. Иаков.

Предметы монастырской ризницы. 1911 г.

Над этим обширным Иаковлевским храмом помещается ризница, где имеется несколько священных реликвий времен Святителя Димитрия. Доступ туда – лишь по особому разрешению.

В монастыре обычно совершаются ежедневно утреня в 4 ½ ч., ранняя литургия с 6 часов и поздняя с 9 час, а под праздничные дни всенощная с 6 ч. Каждый воскресный и праздничный день поздняя литургия совершается архиерейским служением, исключая дней царских и некоторых других, когда Преосвященный служит в кафедральном соборе.

По воскресеньям с 4-х часов дня (исключая канунов праздников) бывает вечерня, после которой совершается архиерейским служением при общем пении молящихся чтение акафиста в период времени с 21 сентября до 24 мая в Зачатаевском храме пред иконою Ватопедския Божьей Матери, а в остальное время в Шереметевском храме пред иконою Успения Божией Матери, находящейся тоже над Царскими вратами. Икона эта – копия иконы Киево-Печерской лавры и принесена лаврою в дар монастырю во время празднования 200-летия со дня кончины Св. Димитрия в 1909 г., а после акафиста Преосвященный всегда обращается к народу с назидательным поучением.

Спасо-Яковлевский монастырь. Начало XX в.

По пятницам после поздней литургии совершается тоже архиерейским служением чтение акафиста Св. Димитрию, а по вторникам после ранней литургии читается акафист Св. Иакову и в субботу после ранней литургии в пещерной церкви поется архиерейским служением акафист Воскресению Христову и Гробу Господню по особо установленному чину.

На паперти Зачатаевскаго храма на левой стороне от входа находятся две гробницы, под одной почивает иеромонах Амфилохий, бывший 47 лет гробовым иеромонахом при мощах Св. Димитрия и отличавшийся необыкновенно строгою жизнию, скончался он в 1824 г., а другой — его племянник архимандрита Иннокентий, управлявший этой обителью 29 лет, тоже подвижнической и праведной жизни, скончавшийся в 1847 г.

По выходе из этих храмов зайдите на могилу современнаго подвижника старца — наместника монастыря архимандрита Пахомия, в схиме Пантелеймона, умершаго в 1904 г. и погребеннаго против окна, выходящаго от раки Св. Димитрия. Рядом с его могилой погребен глубокий почитатель его местный археолог Андрей Александрович Титов, умерший в 1911 г.

Вид на Зачатиевский собор. 1911 г.

Прямая аллея от Зачатиевскаго храма ведет к настоятельским покоям, близ которых в особо устроенном павильоне сохраняется карета Св. Димитрия.

Спасский храм. Начало XX в.

Минуя настоятельския покои, Вы чрез арку под трапезной проходите к Спасскому храму, где в древности был отдельный монастырь Спасский. Храм этот двухэтажный, вверху он заново и довольно неудачно отделан во время настоятельства епископа Амфилохия, известнаго палеографа, который погребен внизу, и там же покоится княгиня Мария – родная сестра Св. княгини Анны Кашинской.

Спасо-Яковлевский монастырь. Начало XX в.

Праздники в монастыре:

19 января – Ватопедския Божия Матери,

24 мая – торжественное перенесете после вечерни мощей Св. Димитрия из Зачатиевскаго в Шереметевский храм,

25 мая – торжественное обнесение их после поздней литургии вокруг монастыря,

21 сентября – обретете мощей Св. Димитрия,

28 октября – день кончины Св. Димитрия,

27 ноября – день преставления Св. Иакова и

9 декабря – Зачатия Св. Анны.

Башня монастырской ограды. 1911 г.

Башня монастырской ограды. 1911 г.

Башня монастырской ограды. 1911 г.

Башня монастырской ограды. 1911 г.

Звон монастырский очень звучный, главный колокол весом 770 пудов. Над колокольней устроены часы.

При монастыре имеются: иконно-книжная лавка, гостиница, странноприимная и церковноприходская школа.

Монастыри и храмы Ростова

Вид на город с монастырской колокольни. 1911 г.

Вид на город с монастырской колокольни. 1911 г.

Вид на озеро с монастырской колокольни. 1911 г.

Вид на озеро с монастырской колокольни. 1911 г.

Колокольня в селе Поречье Рыбное. Начало XX в.

Колокольня в селе Поречье Рыбное. Начало XX в.

За монастырской оградой по берегу озера устроена набережная, на которую в летнее время днем отворяются так называемый Водяныя ворота и Вы с этой набережной можете полюбоваться видом Кремля, а также заозерною местностью с многочисленными сельскими церквами, и между прочим колокольнею села Поречья, которая имеет высоты 43 саж., замечательна по легкости архитектуры, устроена она по преданию простым крестьянином-самоучкой.

Из Иаковлевскаго монастыря Вы направляетесь опять по Покровской улице и, дойдя до Покровской церкви, поворачиваете влево в Предтечевскую улицу и, минуя два квартала, делаете поворот вправо по Ивановской улице и приближаетесь к церкви Толгския Божией Матери, известной более под именем церкви Иоанна Милостиваго, мощи котораго почивают тут под спудом в летнем храме. Если Вы придете сюда во внебогослужебное время, то живущей у церкви сторож сейчас же даст знать священнику, дом котораго находятся недалеко от церкви и вам будет отперт храм для поклонения Св. мощам. Память Св. Иоанна 12 ноября.

Ярославская улица. Начало XX в.

Теперь отправимтесь в мужской Авраамевский монастырь, находящейся на окраине города с восточной стороны, куда путь идет по Ярославской улице.

Авраамиев Богоявленский монастырь. Начало XX в.

В этом монастыре почивают открыто мощи преподобнаго Авраамия архимандрита, память котораго совершается 29 октября. По воскресеньям после вечерни бывает молебен преподобному с прочтением акафиста. В особом киоте хранится медный крест, служивши рукояткой у жезла Св. апостола Иоанна Богослова, отдавшаго этот жезл Св. Авраамию для сокрушенья идола Велеса, а самый жезл взять и увезен царем Иоанном Грозным.

За алтарем храма стоит небольшая каменная часовня, в которой погребены затворник Пимен и юродивый Стахий и здесь хранятся их вериги: железный камзол, два железных кувшина и цепь, которые благочестивые богомольцы надевают на себя, обходя несколько раз вокруг часовни.

Несколько далее на поле находится тоже мужской монастырь Петровский, где почивают под спудом мощи Св. Петра царевича Ордынскаго, память котораго совершается 30 июня.

Белогостицкий монастырь

В 8 верстах от города по Ярославскому шоссе, нисколько в стороне от него, находится мужской Белогостицкий монастырь. Здесь имеется чудотворный образ Казанской Божией Матери, который в одно из воскресений пред Троицыным днем приносится в Ростовский собор, где и находится до 8 июля.

В двух верстах от города с северной стороны расположен мужской Троице-Варницкий монастырь — место родины Преп. Серия Радонежскаго чудотворца. Возле монастыря протекает река, соленая вода которой отличается целебными свойствами, главным образом от ревматизма. Поблизости находится Варницкая слобода, в церкви которой погребен основатель гимназии А. Л. Кекин.

В 16 верстах от города по шоссейной Угличской дороге расположено большое селение – Борисоглебские слободы, отличающееся красивым местоположением: место песчаное, большой сосновый лес и река. При слободах находится величественный мужской Борисоглебский монастырь, обнесенный высокими крепостными стенами с многочисленными разнаго типа башнями. Окружность ограды 520 сажен.

Основан монастырь в 1363 г. старцами Феодором и Павлом. В главном соборном храме почивают под спудом мощи Преподобнаго Иринарха затворника и тут же возле раки его мощей хранятся длинные его вериги-цепи, надеваемыя благочестивыми богомольцами на себя во время богослужения. В этом же храме погребены и старцы-основатели, память которых свято чтится.

За алтарем соборнаго храма находится каменная часовня над могилой юродиваго чтеца-послушника Алексия Стефановича, юродствовавшаго в течение 32 лет. Народ чтит и уважает его память.

Расписание крестных ходов, совершаемых из Ростовскаго Успенскаго собора

Крестный ход в Ростове. Начало ХХ в.

6 января – на Иордань на озеро для освящения воды.

В Вербное воскресение – пред поздней литургией вокруг собора.

В Великую пятницу – при выносе Плащаницы из Спасской на Торгу церкви в собор.

В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу святой недели после поздней литургии – при обнесении вокруг собора артоса.

В день Преполовения Пятидесятницы – на освящение воды и вокруг крепостного вала.

В Духов день пред поздней литургией – в Троице-Варницкий монастырь.

25 мая – в Спасо-Иаковлевский монастырь и обнесение мощей Св. Димитрия вокруг монастыря.

Крестный ход у стен Спасо-Яковлевского монастыря. Начало ХХ в.

В первое воскресенье Петрова поста – большой крестный ход с иконами от всех городских приходских церквей в Аврамиевский монастырь за позднюю литургию и затем вокруг города.

29 июня – в Петровский монастырь к поздней литургии и провождение иконы Владимирския Божия Матери в Ярославль.

8 июля – в Белогостицкий монастырь к поздней литургии.

1 августа – встртение пред поздней литургией иконы Владимирския Божией Матери из Ярославля, а после литургии — на озеро для освящения воды.

В первое воскресенье Успенскаго поста – большой крестный ход из собора после поздней литургии с иконами от всех приходских церквей вокруг города.

21 сентября пред поздней литургией – в Спасо-Иаковлевский монастырь.

29 октября пред поздней литургией – в Аврамиевский монастырь.

27 ноября пред поздней литургией – в Спасо-Иаковлевский монастырь.

В 1238 году произошел полный разгром русских войск на реке Сити. Настало время унизительных походов в Орду для испрашивания ханских милостей. Привелось и Ростовскому епископу Кириллу II ехать в 1253 году к хану Беркаю (Берке) для ходатайства о нуждах вверенной ему епархии. С глубоким вниманием выслушал хан рассказы владыки о крещении Ростовской земли, чудесах при гробе святителя Леонтия. Но еще более внимательным слушателем оказался родной племянник Беркая, царевич Даир (Джабар). В том же году опасно заболел ханский сын. Врачебное искусство оказалось бессильным. Тогда хан вспомнил про чудеса при гробе святого Леонтия и потребовал к себе святителя Кирилла… После молитв и окропления святой водой сын хана стал совершенно здоров. Обратно в Ростов владыка уезжал с богатыми дарами и ярлыком, по которому ежегодная дань с Ростовских и Ярославских земель целиком шла в кафедральный Успенский Собор. Но не ведал еще владыка, что Бог приготовил Ростову дар несравненно больший.

Через несколько дней пути показалась погоня – царевич Даир бежал из Орды в Ростов, чтобы там принять святую веру. Со слезами он умолял святителя Кирилла взять его с собой. Так появился в архиерейском доме будущий молитвенник и защитник Ростова.

Не спешил святитель Кирилл крестить царевича – дорожил своими отношениями с Ордой, и исполнил просьбу о крещении лишь, когда в Орде прекратились его поиски. Так, Божией милостью, родился в жизнь вечную Петр, возрастая духовно сначала под руководством святителя Кирилла, а после его кончины в 1261 году – его приемника, святителя Игнатия, епископа Ростовского, того самого Игнатия, мощи которого после отпевания, не предавая земле, сразу поместили для поклонения на солее Успенского Собора.

Однажды, увлекшись своей любимой соколиной охотой, Петр не заметил, как наступил вечер, утомленный он уснул на берегу озера Неро. Сначала во сне, потом наяву явились ему апостолы Петр и Павел, пообещав, что Бог укрепит род его, племя и внуков до скончания века и, вручив Петру два мешца с золотыми и серебряными монетами, повелели на месте сем воздвигнуть церковь в их честь и при ней устроить монастырь. Повелели, также, купить три иконы: Богородицы с предвечным младенцем, великомученика Димитрия и чудотворца Николая, заплатив за каждую по девять серебряных и одной золотой монете, отнести их к святителю Игнатию и сообщить ему обо всем виденном и слышанном от них. До самого утра молился Петр на месте явления апостолов, а утром приступил к исполнению их повеления.

Купленные Петром на торжище иконы поразили святителя Игнатия и князя Бориса светом от них исходящим и дивным письмом. Иконы сначала поставили в Соборе, затем крестным ходом перенесли на место явления апостолов, где для них воздвигли часовню.

Перед постройкой церкви Петра и Павла произошло еще одно чудо. Князь Борис, искушая царевича Петра, спросил, сможет ли он заплатить за землю под церковь, так же, как и за иконы. Петр, взяв благословение у святителя Игнатия, ответил утвердительно. По татарскому обычаю был выкопан ров для отмежевания довольно пространного участка земли. Начав от озера, Петр начал укладывать на дно, попеременно, девять серебряных и одну золотую монеты. К ужасу присутствующих деньги в мешцах не оскудевали. Собранные монеты уложили на телеги, на которых возили лес для часовни – лошади едва смогли сдвинуть их с места. Князь, приняв, сей дар как благословение апостольское, щедро наделил церковь селами, землями, водами и лесами.

Утомленный почестями и вниманием после чуда с мешцами, Петр начал искать уединения. Епископ с князем, решив, что он скучает по Орде, уговорили его жениться на дочери ордынского вельможи, жившего в Ростове. Святитель Игнатий сам обвенчал их, а князь Борис побратался с Петром, закрепив родство церковным обрядом. Но и после женитьбы царевич Петр не оставлял основанного столь дивным образом монастыря как во время строительства, так и позже. После кончины супруги в преклонном возрасте принял монашество в основанном им монастыре с тем же именем. Представился в 1290 году. За святость жизни Господь почтил царевич Петра чудесами и исцелениями, совершающимися от его мощей, которые до разорения обители в 1933 году почивали под спудом у южной стены Петро-Павловского собора против иконостаса. Почитание преподобного Петра, царевича Ордынского, установлено на соборе 1547 года при митрополите Макарии.

При правнуке преподобного Петра, Игнатии, случилось нашествие на Ростов хана Ахмыла, разорившего по пути Ярославль. Игнатий, собрав епископа Прохора с частью клира и мирян, не успевших убежать, крестным ходом двинулся навстречу хану, захватив соколов, шубы и другие дары. Встретив хана вблизи основанного его святым прадедом монастыря, Игнатий поведал ему, что происходит из древнего ханского рода, и место сие царское, купленное его прадедом, что здесь совершаются чудеса. При этом епископ Прохор исцелил ханского сына, занемогшего под Ярославлем, дав ему святой воды и осенив крестом. Хан Ахмыл, растроганный произошедшим, одарил епископа 40 литрами серебра, клир – 30 литрами, и, не причинив ни малейшего вреда Ростову, ушел. Так, через благословенного потомка святого Петра, Ростов был спасен от вторичного разорения. Позже, потомки царевича Петра приняли фамилия Чириковых и служили русским государям.

О последующих трех столетиях не сохранилось каких-либо достоверных известий. В 1608 году обитель была разорена и сожжена литовцами и русскими изменниками.

Монастырь в 1928 г. закрыли, братия была переведена в Авраамиев монастырь. До 1933 года в целости пребывали: Петро-Павловский Собор (1684 года постройки), зимняя церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 г.), братский корпус (1805 г.), колокольня, четыре угловые башни и стены монастыря (XIX век). Все постройки из кирпича.

В 1933 – 34 гг. разобран Петро-Повловский Собор, колокольня и стены обители. Башни, братский корпус и церковь Похвалы Богородицы были использованы под жилье. В церкви потом был Пивзавод и другие производства. Последний «хозяин» – ООО «Ростовагропромэнерго» обанкротился в 2004 году. Огороды с одноэтажными домиками, среди которых выделяются два трехэтажных и два двухэтажных с несколько непривычной для жилых домов формой башен. Между ними – большие кирпичные гаражи и странное здание с выеденными, будто кислотой стенами, в очертании которого лишь опытный глаз определит, что это был некогда храм . Дренажные канавы со стоялой водой и множество мусора и помоек. И мало кто знал, что здесь – монастырь с более чем 700–летней историей.
В апреле – мае 2005 года на средства благотворителей были выкуплены административно-хозяйственные постройки предприятия-банкрота и первый этаж братского корпуса. А уже 13 июля 2005 года в трапезной части уцелевшего здания церкви Похвалы Богородицы, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским, совершена первая, за более чем 70 лет Божественная Литургия, положившая начало регулярному богослужению в возрождающейся обители .

Первый вопрос, который невольно возник в начале восстановления – на месте ли царственные останки? Хотя не обнаружено никаких свидетельств обретения мощей преподобного Петра, все-таки мучили сомнения. Но вот в июле 2005 года на совершенно случайном фото, сделанном в гараже, стоящем на месте Петро-Павловского собора, проявился лик , сходный с ликом преподобного с его иконы из музея Ростовского Кремля. Причем место проявления лика на снимке довольно точно совпадает с местом нахождения раки, определенном по сохранившимся чертежам собора. Несколько позднее, москвичка Елена видит во сне, что мы ищем чьи-то мощи, а перед ней из кирпичных строений восходит к небу светящийся столп. Приехав в обитель, в которой ранее никогда не была, она узнала в гаражах (стоящих на месте Собора), виденные во сне кирпичные строения и указала место, из которого выходил светящийся столп. Это место – где проявился лик на фото. После сноса гаражей здесь установлен памятный крест.

Осенью 2005 года начато производство шурфов. В первом шурфе, буквально через пол метра лопата наткнулась на жесткое основание; это была южная стена Петро-Павловского собора. К декабрю останки южной стены были полностью вскрыты и точно определено нахождение раки преподобного Петра, которое совпало с ранее установленным. Состояние грунта на месте раки позволяет сделать вывод, что сколь-нибудь серьёзных раскопок мощей преподобного ранее не производилось.

22 ноября 2005 года в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», чудотворный афонский список, с которой ранее был в монастыре была совершена Божественная Литургия, освящен памятный крест .Примерно в 15.00 в этот день была произведена съемка новосооруженного Креста над местом, где находилась рака над мощами преподобного Петра царевича Ордынского. Подсветка и другие дополнительные источники света не использовались, погода была пасмурной, солнце не показывалось. Съемку производил бригадир реставраторов Седешев Юрий Юрьевич. Когда проявили пленки, то несколько кадров подряд казались почти засвечены, а на фотографии крест получился в огне, который обладал интересной особенностью– окружающие предметы не давали тени.
В том же году, после снятия небольшого слоя техногенных отложений, в земле обнаружили остатки южной стены Петро-Павловского собора с хорошо сохранившимся восточным углом. От этого угла, согласно обмерам собора, сделанным в 1842 и 1932 гг., до раки ми преподобного Петра – 5,1 метра. На этом месте была установлена временная рака из кирпича с памятной надгробной плитой .
Обитель, хотя и с большими трудностями, возрождается. Богослужения совершаются регулярно уже 5-6 раз в неделю, ведется ремонт и реставрация переданных зданий, расселение жильцов. При монастыре открыта воскресная школа, в которой обучаются 90 детей. Ведущиеся реставрационно-восстановительные работы затруднены осторой нехваткой стройматериалов, техники и денежных средств. Обитель с молитвенной благодарностью примет помощь в любой форме: финансовую, материальную, консультации специалистов, помощь в строительстве и различных работах.