Монастыри в Воронежской области

690 км по трассе М-4 «Дон» через Воронеж от Москвы – и вы увидите нечто необыкновенное. Вы еще не забыли, что сочетание «время – деньги» для платных дорог вещь абсолютно материальная? На сайте avtodor-tr.ru вы всегда можете найти информацию о тарифах на проезд в разное время суток.

Это путешествие точно станет незабываемым. В Воронежской области есть два особенных монастыря, два чуда, сотворенных людьми и природой. Расположены они неподалеку друг от друга, можно посетить их в один день, а впечатления останутся на всю жизнь.

…Вы съехали с трассы М-4 «Дон» чуть дальше поселка Ильича. Доезжаете до села Пухово. Считайте его развилкой. Поворачиваете направо – и дорога приведет вас к Дивногорскому монастырю, налево – к Костомаровскому. Отправляемся сначала в Костомаровский, позже вы поймете, почему.

Рядом с селом Костомарово, в двух километрах от Дона, – Костомаровский женский православный монастырь. На земле – здания, которые многие назовут обычными. Однако главная достопримечательность монастыря – Спасский храм, который находится… в пещерах.

Это вызывает невероятное ощущение причастности к какому-то таинству. А тайн и загадок здесь и правда в избытке. Когда и как появились пещерные храмы? Точного ответа на эти вопросы нет. При желании можно удовлетвориться стандартной фразой «существуют с незапамятных времен».

Под «незапамятными» понимай что хочешь. Возможно, сооружены они христианами, бежавшими из Византии в самом начале нашей эры. Нашли они, дескать, в этих местах спасение и умиротворение.

Многие исследователи считают, что храмы созданы людьми, скрывавшимися от преследований на религиозной почве, иконопочитателями, но уже в VIII–Х веках.

Сегодня наиболее популярная версия такая. Храм в пещере появился благодаря беглецам из Малороссии в середине XVII века. Согласно легенде, именно тогда местные жители стали замечать загадочных незнакомцев в монашеских одеяниях.

В общем, загадок много. Но с чем соглашаются все ученые – строительство необыкновенных сооружений в пещерах проходило в несколько этапов. Последний всплеск относится уже к XIX веку. Правда, в ХХ веке началось было возведение храма Серафима Саровского, но революция 1917 года его остановила.

При советской власти уникальность местных церквей мало кого волновала. Тяжелые были для Костомарова времена… Только в 1997 году началось возрождение. Пещеры восстановили, появился Спасский женский епархиальный монастырь. Теперь вы можете приехать сюда в любое время года, но лучше, конечно, побывать здесь летом или ранней осенью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Слове о смерти» писал: «Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело – и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что совершилось и совершается с душою, покинувшей тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным.

Сокровенное таинство – смерть! До озарения человеков светом христианства большею частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь – жизнь или счастливую, или несчастную, соответственно земным заслугам.

Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности. Если во время краткого здешнего странствования наши заботы сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным, тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности. Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека.

Таинство смерти объясняется нам словом Божиим, а посредством действия Святаго Духа соделывается даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатью: Святый Дух, сказал апостол Павел,испытует глубины Божия, не только человеческие (ср.: 1Кор.2:10).

Смерть – разлучение души с телом, соединенных волею Божией, и волею Божией паки разделяемых. Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.

И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душою, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи проникнуты обильно благодатью Божиею, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того, чтоб разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление всех недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и живы – мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святаго Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек, и что это величие, эта святость возвращены искуплением».