Монизм

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности – дуализму.

Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм. Задача первого – найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго – найти ее только для конкретного класса явлений – математических, физических, химических, социальных и т.д. По характеру решения основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию – различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание – единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность – мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т.д.: множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т.д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из атомов и т.д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э.Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц – первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции – эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг – СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически – через отношение к сознанию.

Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира – континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный – элементов и структуры. Представители первого – Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго – Демокрит и Лейбниц и др.

Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира – не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь – сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами – синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой – его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия – из точки и т.д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т.д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.

Г.Д.Левин

Монизм

Антидуализм

У этого понятия нет изображения
Этимология: от греч. μόνος — один, единственный.
Род: Псевдофилософия
Виды: Мистика полноты, Нравственный монизм, Пантеизм
Противопоставление: Метод различения сущностей

направление псевдофилософии. Антидуализм, светская вера в то, что целое познается более непосредственно, нежели части.

этимология

От греч. μόνος — один, единственный.

определение

Тезис о том, что целое познается более непосредственно, нежели части, мы обнаруживаем у Огюста Конта, который писал: «Там, где объектом исследования является человек и общество, следует изучать сначала целое, а затем его части, поскольку в этом случае единство объекта определенно лучше известно и более непосредственно доступно». Фридрих Хайек называет «поразительным» заявление Конта о том, что в социальных явлениях целое более понятно, нежели части целого, то есть люди .

Во имя такого гностического познания целого отрицаются все различия, все единичное смешивается в бытийный монолит.

антидуализм

Монизм выражается в борьбе против дуализма, а прежде всего — различения сущностей.

Люди старых религиозных чувств и старого сознания идут в Церковь спасаться от мировой жизни, замаливать грехи, накопившиеся в миру, и все, чем они живут, оставляют у входа в ограду Церкви, все самое дорогое для них, самое ценное в их жизни, все творческие порывы, любовные грезы, вся сложность их опыта, весь путь мировой истории — все это не входит с ними в Церковь, не смеет войти. Этого дуализма мы уже не можем вынести, этот дуализм стал безбожным, он умерщвляет религиозную жизнь, является хулой на св. Духа. В Церкви должно быть все наше дорогое, все наше ценное, все нами выстраданное в мире, — наша любовь, наша мысль и поэзия, все наше творчество, отлученное от Церкви старым сознанием, все наши великие мирские люди, все наши приподымающие порывы и мечты.

— Н. А. Бердяев. Христос и мир

мифы о разрыве

Монизм должен служить преодолению мнимых и истинных разрывов.

  • Разрыв интеллигенции с народом.
  • Разрыв между богословием и церковной жизнью.
  • Разрыв между верой и жизнью.
  • Разрыв между верой и культурой.
  • Разрыв между теорией и практикой.
  • Разрыв между умозрением и жизнью.
  • Разрыв между Церковью и интеллигенцией.
  • Разрыв между верой и знанием.
  • Разрыв между верой и разумом.
  • Разрыв человека с природой.

разновидности

  • Атеистический монизм;
  • религиозный монизм;
    • нравственный монизм;
    • панентеизм;
    • пантеизм
    • холизм.

представители

митр. Антоний (Храповицкий), Эрнст Геккель, митр. Сергий (Страгородский), Владимир Соловьев, Барух Спиноза, Пьер Тейяр де Шарден, Константин Циолковский, о. Александр Шмеман.

основные сочинения

  • Тейяр де Шарден. Феномен человека.
  • Вершилло, Р. А. Мировоззрение протоиерея Александра Шмемана / Ред. Игорь Рысин. — М.: Антимодернизм.Ру, 2015. — (Богословский модернизм в идеологии Нового времени).
  • Геккель, Эрнст. Монизм как связь между религией и наукой. Союз монистов: Вероисповедание естествоиспытателя : Положения для орг. монизма. — Лейпциг-СПб.: Мысль, 1907.
  • Липский, Николай о. Натуралистический монизм Геккеля: Критическое рассмотрение основ монистической философии. — Харьков: тип. Мирный труд, 1911.
  • Lovejoy, Arthur Oncken. The revolt against dualism. An inquiry concerning the existence of ideas. — Chicago: Open Court, 1930. — 326 с.

Сноски

  1. Hayek, Friedrich August von. The counter-revolution of science: Studies on the abuse of reason. — London: The Free Press of Glencoe Collier-Macmillan Limited, 1955. — P. 176-177.
  2. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). 1907-1917. История в материалах и документах в трех томах. М., Русский путь, 2009. Т.1. С.198.