Монотеистическая

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

ФОРМА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

Искусство

Освоение и воплощение эстетических ценностей

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) сверхъестественное

2) культ

3) технология

4) конфессия

5) эксперимент

6) монотеизм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «религия». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) культ, 2) монотеизм, 3) системность, 4) православие, 5) иудаизм, 6) доказательность.

4. Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_3a828c57.png

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_m4aa48727.png

5. Установите соответствие между признаками религий и видами религий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Распространена преимущественно в пределах одного государства

Б) Космополичность

В) Наличие религиозных представлений о родстве между людьми и тотемом

Г) Огромное число последователей

Д) Эгалитарность

1) мировые религии

2) национальные религии

3) родоплеменные

4. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ________(Б)…

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ________(В), ________(Г).

Все религии можно также объединить в две большие группы ________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ________(Е), признающие множество богов».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использованио только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) монотеизм

2) политеизм

3) древность

4) ислам

5) культ

6) буддизм

7) индуизм

8) суеверие

9) конфуцианство

6. В стране N обострились межконфессиональные отношения. Какие факты свидетельствуют о том, что в государстве N не реализуется принцип свободы совести? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конституция не закрепляет статус одной из религий в качестве государственной.

2) Представители религиозных меньшинств не имеют права занимать государственные должности.

3) Представители религиозного большинства не имеют права переходить в другие конфессии.

4) Государство не оказывает финансовую поддержку религиозным организациям.

5) Представители религиозных меньшинств не имеют права строить культовые здания в столице государства.

6) В стране не запрещено создание политических партий по религиозному принципу.

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <…> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

(В.Рассел)

21. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?

22. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.

23. Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).

24. Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа…

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь — это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство — истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны…

Религия — это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.

(А.И. Кравченко)

21. Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии.

22. Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, приведите собственный пример, иллюстрирующий духовную роль религии.

23. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опыте, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Приведите известные Вам ответы на эти вопросы.

24. Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов обществознания и истории, приведите два аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).

21.Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены авторские определения, например:

— религия, церковь — это институт, который предлагает определенные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни, смерти;

— религия — особый агент и институт социализации;

— религия — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал.

22. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Приведены авторские характеристики роли религии, допустим:

— религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру;

— религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека;

— религия помогает человеку решать вечные проблемы добра и зла, существование загробного мира, конечности, бесконечности человеческого бытия.

2. Приведен пример, допустим

— каждая из мировых религий содержит комплекс духовных заповедей, например кодекс ненасилия (не убий, не укради);

— религии проповедуют принцип разумного самоограничения и воздержания (не потреблять сверх необходимого, не объедаться, не жить в роскоши);

— буддизм призывает своих сторонников к ненасилию, бережному отношению ко всему живому, нестяжательству.

23.Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры вопросов и иллюстрирующие их ответы, допустим:

1) вопрос о смысле жизни (например в христианстве — постижение божественной истины, обретение вечного блаженства на небесах)

2) вопрос о происхождении человека и жизни (например, христиане признают сотворение мира богом, сотворение первого человека богом)

3) вопрос о конечности земного пути человека (например, в буддизме признается идея перерождений)

Могут быть приведены и иные верные примеры

24. Правильный ответ должен содержать следующие элементы

Вариант 1

Сформулирована позиция выпускника, например

— согласие с точкой зрения автора, что угнетенные меньшинства тяготеют не к официальным государственным религиям, а к нетрадиционным учениям

2. приведены аргументы:

— христианство возникло как религия рабов, угнетенных, религия, защищающая права обездоленных и несчастных «блаженны нищие духом, ибо есть Царство Небесное»

— протестантизм, лютеранство возникли как протест против традиционной церкви, как религия развивающегося класса

— в средние века многие ереси (альбигойцы, стригольники, богомилы) объединяли борцов за свободомыслие.

— раскольники в России представляли собой движение социального протеста против крепостного права, угнетения

Пример 2

Сформулирована позиция ученика.

несогласие сточкой зрения автора, что угнетенные тяготеют к неофициальной государственным религиям, нетрадиционным учениям. Напротив именно верхи, элиты, пресыщенные обычным, привычным тянутся к нетрадиционному, к религиозным течениям.

Аргументы:

— в христианские общины стали вступать многие представители римской знати, разочаровавшиеся в традиционной римской религии и старых богах, элита Рима оказалась очень восприимчива ко многим культам, пришедшим с Востока

— в средние века многие ереси (например альбигойская на юге Франции) привлекали представителей знати, выступающей за расширение своих прав и привилегий

— в современном мире многие представители экономической, культурной элиты склоняются к нетрадиционным религиям, например кришнаизму, религии Бхаи и т.д.

— ересь «жидовствующих » в XV веке получила распространение благодаря поддержке ближайшего окружения Ивана III (наследник, его мать и др.)

Могут быть приведены другие аргументы.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре религии, опирающейся на знания курса, например: «Религия включает религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения и культ»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре религии.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию религии в обществе, например: «Религия влияет на формирование мировоззрения верующих, утешает их в период жизненных трудностей».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию религии в обществе

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мировые религии — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией, опирающейся на знания курса о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, например: «К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию мировой религии, например: «Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию мировой религии

Инструкции

  1. Объясните, что в этом упражнении участники будут обсуждать свои убеждения; кто-то может быть глубоко религиозен, другой – в меньшей степени, а кто-то может быть атеистом. Цель состоит в том, чтобы прийти к более глубокому пониманию статьи 18 Всеобщей декларации прав человека посредством обмена взглядами и научиться думать критически о различных способах поиска смысла жизни.
  2. Объясните участникам необходимость осознавать, что они говорят и как выражают себя. Защита религиозных убеждений, а также религиозных символов от оскорбления и унижения подпадает под действие права на свободу религии. Тем не менее, эта защита должна соотноситься со свободой мысли и слова и не может означать полный иммунитет от критики религиозных убеждений. Поэтому честный, открытый вопрос всегда допустим, а речь, мотивированная предрассудками и дискриминацией, не является приемлемой.
  3. Разделите участников на небольшие группы по 4-6 человек и попросите, чтобы они поразмышляли 3-4 минуты о своих личных убеждениях. Например, если они верующие, спросите их, насколько полно они соблюдают религиозные ритуалы согласно своей конфессии?
  4. Затем, используя технику «ледокола», попросите участников поговорить о том, как они первый раз приняли участие в религиозной церемонии.
  5. Теперь положите карточки лицом вниз в середине группы. Скажите участникам, что в их распоряжении один час и что они должны очень кратко обсудить как можно больше карточек. Таким образом, у них возникнет широкий взгляд на вопросы, и позже они смогут разобраться в новых темах, представляющих особый интерес.
  6. Объясните, что в каждом туре участник берет карточку, читает ее вслух, а затем комментирует утверждение. Потом другие будут иметь возможность внести свой вклад, обратившись в качестве примера к своей собственной религии или опыту.
  7. Затем переходите к новому раунду игры, когда другой игрок возьмет свою карточку.
  8. Когда все карточки будут обсуждены или время истечет, следует перейти к анализу (также по группам).

Анализ и оценкаGoto top

  • Почувствовали участники какие-либо трудности при обсуждении тех или иных утверждений? Почему это произошло?
  • Были какие-то факты, убеждения, отношения к вашей собственной жизненной позиции, которые вас удивили?
  • Что общего имеют люди, несмотря на их разные жизненные позиции?
  • Какие фундаментальные различия были между жизненными позициями участников? Являются ли они непримиримыми?
  • Почему так важно знать о жизненной позиции других людей? Насколько неосведомленными являетесь вы в этом плане? Следует ли вам знать об этом больше?
  • Принимая во внимание, что свобода религии и убеждений является правом человека, легко ли уважать людей, когда вы в корне не согласны с их жизненной позицией?
  • Какую роль играют невежество и предрассудки относительно различных жизненных позиций в восприятии одним народом другого?
  • Все ли люди в вашей стране пользуются свободой веры и религии? Если нет, то почему это происходит?
  • Какие формы нарушения свободы веры и религии существуют в вашей стране?
  • В какой мере свобода мысли, совести и религии должна учитывать практику верующих общин, которая может отличаться от той, что преобладает в данном обществе? Примерами таких практик могут быть различия в подходах к участию женщин в религиозной жизни общины, традиционные церемонии с участием детей, законы о вопросах, связанных с крещением, разводом или похоронами, запрет на изображение основателя и так далее.
  • Что нужно иметь в виду при планировании мероприятий с участием всей группы, например, пикника, спортивных соревнований или праздников выходного дня по месту жительства, чтобы мог быть приглашен каждый независимо от его религии или убеждений?
  • Иногда при подготовке таких мероприятий может оказаться трудно удовлетворить потребности всех и каждого в зависимости от их религиозных убеждений. Как вы обычно пытаетесь найти решение? Если вы вынуждены идти на компромиссы, как вы выстраиваете приоритеты в зависимости от нужд различных людей?
  • Что было самым интересным из того, что вы узнали в работе над этим упражнением?

Советы ведущемуGoto top

В этом упражнении вы имеете дело с деликатной темой, поэтому важно, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. Ведите работу с упражнением в спокойной манере; свободная обстановка помогает делу. Убедитесь в том, что все осознают, что никто на них не оказывает давления и не требует, чтобы они сказали больше, чем они того хотят.

Уважайте вклад всех участников и то, что их сдерживает от высказываний: не каждый в состоянии объяснить причины той или иной практики в их религиозной среде, особенно если он вырос и получил образование в рамках определенной религии с самого раннего возраста. В этих вопросах религия очень похожа на культуру: каждый склонен принимать свои ценности и культурные традиции, как нечто «естественное».

Остерегайтесь давления отдельных участников на их сверстников. Не позволяйте участникам занимать оборонительную позицию в вопросах об их религиозных убеждениях, например, когда кто-то говорит: «Как вы можете быть адептом этой религии и допускать …?»

Бойтесь погрязнуть в мелких деталях. Держите под контролем все карточки и будьте уверены, что у вас будет достаточно времени для обсуждения большинства вопросов. Пусть обсуждение идет естественным путем, и вмешивайтесь только тогда, когда вы почувствуете, что вопрос исчерпан или существует опасность зайти слишком далеко, или на поверхность всплывают отношения «доминирования».

Будьте готовы внести свой вклад, приводя дополнительную информацию, особенно о религиях, не представленных в группе, или играя роль «адвоката дьявола».

Если это возможно, выполняйте упражнение вместе с помощником для ведения обсуждения и подведения итогов в малых группах; если у вас нет помощника, проверьте, нельзя ли подготовить несколько добровольцев из числа участников, чтобы они выступили в этой роли. В некоторых случаях это может оказаться важным, чтобы было видно уважение к вкладу и опыту каждого и чтобы «разбор полетов» оказался конструктивным. Если же вы не можете полагаться на помощников, то постарайтесь провести анализ и оценку на пленарном занятии вместе со всеми участниками.

Вера, по определению, не может быть объяснена при помощи рациональных аргументов, и вы должны сдерживать попытки оспорить религиозные убеждения рациональными аргументами. Вам, возможно, нужно будет подчеркнуть значение и важность уважения права каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Это не означает, что вы должны уважать то, во что другие верят, но вы должны уважать их право верить в то, во что они хотят верить. Помните также, что развитие критического мышления является важной целью образования в области прав человека и что сравнение различных жизненных позиций поможет людям осознать, что их выбор способа мышления не отменяет выбора других. В ходе выполнения этого дискуссионного упражнения мы надеемся, что участники придут к пониманию, что их выбор является не абсолютным, а относительным. Упражнение поможет также выявить сильные и слабые стороны каждой школы или традиции. Религиозный фанатизм и нетерпимость обычно проистекают из строгой избирательности мышления и отказа от плюрализма. Ни одна религия не является монолитной, и, следовательно, ни одно толкование какой-то религии не является самым авторитетным и репрезентативным, не говоря уже о полном превосходстве над всеми другими прочтениями или интерпретациями других религиозных традиций.

Варианты Goto top

Если вы выполняете упражнение с несколькими малыми группами, будет хорошо начать работу со всеми вместе. Перед тем, как участники разделятся на группы до встречи на пленарном заседании, попросите группы рассмотреть следующие вопросы и быть готовыми доложить о них в дальнейшем:

  • Приведите примеры невежества и предрассудков о религиозных и нерелигиозных традициях в вашей стране.
  • Что мы можем сделать, чтобы невежества и предрассудков стало меньше?

Предложения по дальнейшей работе Goto top

Если вы выполняете это упражнение в монорелигиозной группе, у вас будет много возможностей для дальнейшего обсуждения. Обратитесь на сайт http://www.religioustolerance.org и скопируйте список религий, нетеистических религий и этических систем. Спросите группу, что они слышали и знают о них.

Возможно, вы захотите изучить историю развития различных верований и представить это в графической форме. Посмотрите раздел «Варианты» в упражнении «Хронология прав».

Пауло Фрейре сказал: «Учить значит верить в изменения». Если группа захочет обсудить, что такое образование и насколько оно отвечает или не отвечает потребностям людей, то ее может заинтересовать упражнение «Пусть каждый голос будет услышан».

Идеи для действийGoto top

В зависимости от условий, в которых вы и ваши участники живете и работаете, может оказаться интересным посетить религиозный или общественный центр иной религии и войти в контакт с молодежными группами с тем, чтобы обсудить возможные совместные действия. Они могут включать:

  • Мероприятие в Международный день прав человека (10 декабря)
  • Взаимные приглашения по случаю важных религиозных праздников / торжеств
  • Совместные действия в пользу бедных и нуждающихся

Дополнительная информация Goto top

Статья 18 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов».

Для решения задач данного упражнения, с тем чтобы охватить наибольшее число систем верований, мы используем определение религии от www.religioustolerance.org: «Религия есть любая конкретная система верований в божество, часто включающая ритуалы, кодекс этики и философию жизни». Термин «религия» относится как к личной практике, касающейся общинной веры и групповых ритуалов, так и общей системы представлений, вытекающих из разделяемых убеждений. Альтернативой религии являются атеизм, скептицизм, свободомыслие и гуманизм. В этом упражнении мы ориентируемся на «свободу мысли, совести и религии», то есть на право следовать религии или нет, в зависимости от личного выбора. Поэтому мы используем термин «жизненная позиция» (life stance) в качестве общего концепта, включающего в себя как религии, так и альтернативы религии, без какой-либо дискриминации в пользу одной из них. Под «жизненной позицией» мы подразумеваем совокупность идей, которые помогают нам понять мир и найти смысл и ценность жизни. Многие жизненные позиции носят очевидный религиозный характер, например, христианство, индуизм и ислам. Некоторые жизненные позиции являются нерелигиозными – такие, как диалектический материализм Карла Маркса и его последователей, объективизм Айн Рэнд и гуманизм. Другие жизненные позиции – такие, как буддизм и конфуцианство – традиционно классифицируются как религии, но многие их последователи не согласны с подобной классификацией и утверждают, что, поскольку их убеждения не включают идею божества, буддизм и конфуцианство являются философиями. Понятие «жизненная позиция» охватывает все выше упомянутое. Базовую, простую в использовании информацию об основных конфессиях, которые существуют во всем мире, можно найти на интернет-сайтах: «Инициатива объединенных религий» (www.uri.org) и «Консультанты провинции Онтарио по вопросам религиозной толерантности» www.religioustolerance.org).

Это упражнение разработано на основе упражнения «Верующие», представленного в «Мозаике», обучающем комплекте Средиземноморской молодежной программы, опубликованном в рамках партнерства между Европейской Комиссией и Советом Европы в области молодежной работы.

Раздаточный материалGoto top

Карточки
У нас есть особая церемония инициации детей в нашей традиции. У нас есть конкретные обряды и нормы погребения и похорон.
Мужчины и женщины имеют разные функции и роли в нашей традиции, например, в том, что касается проведения церемонии. У нас есть определенное время в календаре для поста.
Дискриминация и преступления, совершенные во имя моей традиции, были или есть в настоящее время. Нас учат помогать нуждающимся и бедным.
У нас есть определенный взгляд на гомосексуализм. Мы носим символы или специальные одежды.
Наша традиция имеет определенные моральные нормы и установления относительно брака и сексуальности. У нас свой собственный взгляд на аборт.
Наша традиция основана на священных книгах или писаниях. Мы верим в то, что ценность жизни – это самое важное, что следует защищать.
Наша традиция учит терпимости к другим религиям и конфессиям. Наша традиция была глубоко продумана пророками, которые признаны в качестве носителей божественных посланий.
Мы верим в жизнь после смерти и в судный день. У нас есть важные даты, которые отмечаются как праздники в наших странах.
Мы отдаем дань уважения мертвым и, по крайней мере, раз в год посещаем кладбища. У нас есть собственный календарь, часто отличающийся от гражданского. Наш Новый год не 1-го января.
Мы организуем школы и классы, где детей учат нашей жизненной позиции. Мы считаем, что жизнь не только материальна, но имеет и важное духовное измерение.
У нас есть собственные сказания о том, как был создан мир. У нас есть определенные представления о том, как мы должны или не должны вступать в брак.
Наша традиция является учением не только о духовных вопросах, но и о том, как общество должно функционировать. Нас часто не понимают, а иногда мы подвергаемся дискриминации.
Мы должны молиться несколько раз в день. У нас есть один день в неделю, когда мы должны не работать, а присутствовать на торжественной церемонии, посвященной нашей вере.
Мы верим в то, что у нас есть особые отношения с создателем. Мы контролируем наши собственные поступки.
Мы считаем, что смыслом и целью жизни является постоянный творческий поиск. Любовь является важным учением в нашей традиции.
Наша традиция устанавливает этические рамки и нравственные ценности. Духовность, чувство изумления перед чем-то большим, чем мы сами, пронизывает все ритуалы нашей традиции.

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος – один и θεός – бог) – религиеведческое, философское, теологическое (богословское) понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им.

В религиеведческом плане монотеизм – одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии – это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму. Понятие «монотеизм» тем или иным образом соотносится с понятиями «политеизм», «монолатрия» и «генотеизм». «Политеизм» – признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. «Монолатрия» означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. «Генотеизм» предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые религиеведческие теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция «прамонотеизма» В.Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале.

Как теологическое и как философское понятие «монотеизм» в содержательном плане по существу совпадает с понятием «теизм», впервые оно встречается у кембриджского платоника Г.Мора. «Теизм» поначалу обозначал нечто противоположное «атеизму» и равнозначное «деизму». Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между «теизмом» и «деизмом», суть которого выразил уже И.Кант: «Деист верит в одного Бога, а теист – в одного живого Бога». Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г.В.Ф.Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г.Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии «теизм» Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. «Теизм», однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим.

Ю.А.Кимелев