Морально нравственные

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);

— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

—восклицательные предложения;

— диалог, скрытый диалог;

—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

—ряды однородных членов;

—цитирование;

—вводные слова и конструкции

—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

Краткий словарь этических терминов Альтруизм — моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других. Аскетизм – моральный принцип,…More

Краткий словарь этических терминов Альтруизм — моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других. Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе лиц, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Благородство – моральное качество, характеризующее поступок людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств: мужество, самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие и др.) Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека,Less

Ну мжд. понудительное, понукательное: пошолъ, ступай; не дури, смирно. Да ну, иди, что лиI Ну, соколы, въ горку! Все ну, да ну, а птрук-. путь-то и некому. Ну, что жъ молчишь? || Полно, отстань, отойди, отвяжись, пезамай. А ну, тебѣ говорятъ! Ну не ѣдетъ, птру не везетъ. Ты ну, я ну, а выѣхать нёначемъ. Ну, да ну, а самъ ни съ мѣста! Ни птру, ни ну. ЦМжд. угрозы, вызова. А ну-ну! ударъ, коли смѣешь….. А ну ещо! А ну, подойди-ка! Ну, сунься! Ну, я жъ тебя, погоди! || Мжд. брани, проклятій. Ну тебя, отвяжись, пропади. Ну васъ всѣхъ къ семи чертямъ! || Мжд. изумленья. Ну, братъ, выкинулъ же ты штуку! Ну, вотъ это лошадь, такъ лошадь! Ну, какъ я уморился! Ну? полно, неужто? || Со., бли8к. но значн. съ мжд., давай, началъ, начнемъ. Вотъ онъ, ну его бить! И новые друзья ну обниматься, Крыловъ. || сб. ась, чего, что, что надо? откликъ на зовъ. || Со. убѣжденья, ободренья ипр. Ну, полно тебѣ упрямиться. Ну, пожалуста, для меня. и др. Ну-се, ну ладно; ну инъ поди, пожалуй. Ну тото же, смотри-же, помни. . Ну-ну, какой сердитый, ой-ой! Ну что съ нимъ\ дѣлать, пусть его. Во многихъ случаяхъ ну можетъ быть принято и за союзъ, и за междометіе, нпрм. Ну, кабы я не поспѣлъ, бѣда бы! Ну сказывай, я слушать стану. Иногда ну какъ бы только усиливаетъ, подтверждаетъ: Ну, смотри же, не прозѣвай! Ну конечно; ну разумѣется; ну вотъ ещо/ Какъ окрикъ на лошадей: ну, пошолъ, ступай, или: не шалить! птру, с-съ, стой; этому с-съ пртвп лжи. понукательный свистъ и чмокапье. Воловъ погоняютъ: гей; праваго или подручнаго собъ, лѣваго или бороз-диннаго са́бе, а останавливаютъ чмоканьемъ, понудительнымъ для коней. . Нуна, ну́тка, ну́же, а во мн. ну́те, ну́тетка, ну́те же, ну, давай, берись, дѣлай, ну чтолп. Нука, нутка, вызовъ къ чему-либо. Вы, нынѣшніе, нутка! Грибоѣдовъ. Нука-се, поди сюда! Нука, за дѣло. Нутетка, берись дружнѣе. Нутка, подойди, сунься! Люди ну молотить, а мы нутко замш колотить! .

1.Предоставление компаниям и отраслям образовательных и учебных программ, адаптированных к их фактическим потребностям в персонале.

2.Содействие участию т.н. «соискателей, не имеющих преимуществ» (например, женщин с перерывом в трудовом стаже, людей пожилого возраста) в учебных программах с целью увеличения квалифицированных кадров для МСП и повышения уровня занятости.

Создание новой Системы подготовки кадров — это стремление к внедрению таких систем промышленного производства, которые отвечают фактическим потребностям в человеческих ресурсах в компаниях определенного региона. Таким образом, в этом отношении система управления кадрами будет функционировать на системной основе.

Библиографический список

Таким образом, на основе вышесказанного, можно определить следующие направления будущего развития государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея :

1.Переход от системы, регулируемой правительством, к системе, напрямую отвечающей на конкретные запросы со стороны отраслей промышленности.

2.Усиление роли и влияния со стороны отраслей промышленности и крупных корпораций в процессе формирования системы профессионального образования и подготовки.

3.Реорганизация критериев оценки квалификации работника на основе системы Государственных стандартов компетенции.

1.Модуль страны: Южная Корея. Международный отдел распознавания. Nuffic, Гаага, 2013.

2.Тен Е.П. Особенности становления и развития высшего образования Республики Корея. Проблемы современного педагогического образования. 2014; 46 — 4.

3.Ли Янг Хьюн. Профессионально-техническое образование и обучение в Корее. Корейский исследовательский институт для профессионально-технического образования & обучения (KRIVET): материалы исследований, 2000.

4.Ли Йонг-скоро, парк Дун Ёль ли му Кён, пел Цзинь мА. Политика в области профессионально-технического образования в Республике Корея: прошлое, настоящее и будущее. Корея: научно-исследовательский институт профессионального образования & обучения (KRIVET), 2017.

1.Modul’strany: Yuzhnaya Koreya. Mezhdunarodnyjotdelraspoznavaniya. Nuffic, Gaaga, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.05.18

УДК 37.034

Ignatova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

Е-mail: IIgnatova@bgiik.ru

Sopunova S.G., postgraduate, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia),

Е-mail: sopunova31@yandex.ru

Key words: pedagogical science, upbringing, spirituality, morality, teacher’s quality, educational process.

И.Б. Игнатова, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»,

г. Белгород, Е-mail: IIgnatova@bgiik.ru

С.Г. Сопунова, аспирант, ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский

университет» г. Белгород, Е-mail: sopunova31@yandex.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье автор рассматривает особенности воспитательного процесса среди старших школьников через призму личных качеств педагога. Это имеет особое значение в современной педагогике, поскольку к педагогу предъявлены высокие требования как профессионального, так и личностного плана. Проведённая автором структуризация личностных качеств, исходя из степени их близости личности педагога или его профессиональным навыкам, позволяет чётче ориентировать направление педагогической деятельности для достижения максимального результата. Совокупность психолого-педагогических характеристик с установкой на духовно-нравственный аспект, по мнению автора, способна в значительной мере повлиять на результативность процесса воспитания старшего школьника. Высоконравственный ценностный ориентир, подкрепляемый личным примером педагога, обеспечивает современное образование совокупностью решаемых задач в диапазоне от формирования гармонично развитой личности до создания здорового общества будущего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: педагогическая наука, воспитание, духовность, нравственность, качества педагога, воспитательный процесс.

Внимание современной педагогической науки к процессу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обусловлено политикой государства в области образования. Президент РФ В.В. Путин в своих посланиях к Федеральному собранию не раз подчёркивал необходимость уделять внимание нравственному воспитанию молодёжи, привлекать внимание к «богатому культурному наследию нашей страны». В таком контексте на плечи педагога ложится дополнительная ответственность за целостность и качество формирования системы духовно-нравственных ценностей, за передачу этих ценностей своим воспитанникам. Так, например, согласно концепции «Основы духовно-нравственного воспитания населения белгородской области» сказано, что «задача школы — противостоять влиянию среды, научить жизнетворчеству, поддержать, развивать человека в человеке и заложить механизмы саморазвития, адаптации, самозащиты становления самобытной личности, умеющей взаимодействовать с людьми, природой, культурой» .

Несмотря на то, что первичным источником воспитания человека является семья, в подростковом возрасте наблюдается отдаление от семейного уклада, поиск «самостоятельности» решений, мнений, действий. Отсутствие зрелого жизненного опыта может стать причиной многих деструктивных процессов в психике молодого человека. В то же время сформированная система ценностей позволяет не поддаваться эмоционально-чувственному дисбалансу, а напротив, позволяет трезво анализировать сложившиеся ситуации с позиций их влияния на дальнейшую жизнь. Учитывая данные факты, педагогам необходимо осознавать свою роль не только в образовательном процессе, но также в процессе воспитания, одним из важнейших направлений которого является духовно-нравственное воспитание.

Актуальность данного исследования заключается в том, что духовно-нравственное воспитание в условиях современности находится в прямой перспективе исследований современного педагогического знания. Ориентированность современной педагогики на всестороннее воспитание личности базируется, в первую очередь, на воспитании моральных и нравственных качеств личности, которые играют ключевую роль не только в процессе образования, но отвечает потребностям общества.

Результативность воспитательного процесса во многом зависит от опыта педагога, а также его профессиональных и личных качеств. Отход образовательного процесса от осознания педагога как «источника знаний» к восприятию его «личного примера» способствует повышению результативности воспитания, в том числе и духовно-нравственного. Это обуславливается тем, что влияние социального фактора на развитие личности на сегодняшний день выше, чем педагогического. Образ педагога, который своим примером (профессиональным, социальным, личным) олицетворяет реальный и достижимый вектор саморазвития личности становится важным аспектом современного воспитательного процесса.

Новизна данной работы состоит в систематизации и обобщении качеств педагога, которые, по нашему мнению, являются ключевыми для организации процесса духовно-нравственного воспитания старших школьников. Несмотря на обилие подходов к воспитательному процессу, внимание педагогу уделяется, зачастую, в контексте его профессионально-личностных качеств, в то время как за рамками исследований остаётся личность педагога как субъекта процесса образования и воспитания.

Целью данной работы является прогноз условий необходимых для результативного воспитательного процесса в современной школе через призму духовно-нравственных качеств педагога. В то же время, работа со старшими школьниками требует особого внимания, как педагога-воспитателя, так и всей образовательной системы. Если о приоритетных направлениях и стратегиях различных учебных заведений в области духовно-нравственного воспитания в современной педагогической науке сказано много, то внимание нашего исследования будет обращено на личностные характеристики педагога, которые представляют не меньший интерес.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

•рассмотреть социальные и общественно-личностные качества педагога;

•дать характеристику профессионально-педагогических качеств в контексте духовно-нравственного воспитания;

•определить личностные качества педагога и их влияние на процесс духовно-нравственного воспитания.

В современной педагогической научно-исследовательской литературе не прекращается поиск того единого и правильного

способа организации воспитательного процесса, при котором результатом будет формирование «высоконравственной личности». Во многом это связано с понятийным аппаратом, на уровне которого отмечается смешение понятий «этика», «эстетика», «культура», «нравственность», «мораль» и т. д. Так, например, К.Г. Миронов отмечает, «чтобы преодолеть эрозию морально-нравственных норм, необходимо четко ответить самим на вопрос, «что есть нравственность» и «что есть мораль»? То есть иметь объективное представление о морали и нравственности, а так же представление об источниках иерархий морально-нравственных ценностей. В соответствии с какой философской концепцией будет определяться, что является более высокой моральной ценностью, а что нет?» .

Следует отметить также, что оценочный критерий самого процесса духовно-нравственного воспитания очень сложно выразить посредством традиционной системы отметок. Показателем успешности воспитательного процесса являются качества личности воспитанника, которые будут характеризовать его в будущем: как специалиста, семьянина, товарища, коллегу и т. д. Этот факт затрудняет анализ результативности воспитания, однако не даёт повода отстраниться от воспитательного процесса или изменить приоритет образовательного процесса в пользу иных направлений деятельности.

Если мы не можем точно определить конечную точку педагогического воздействия, мы вполне способны определить начальную. Знаменитый педагог XIX века К.Д. Ушинский отмечал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» . Таким образом, центром воспитательной системы является педагог, от которого, в свою очередь, напрямую зависит организация воспитательного процесса, его тонкости и нюансы. Следовательно, совокупность личных качеств педагога является основополагающим в духовно-нравственном воспитании, поскольку система педагогических ценностей составляет прочную основу образования и воспитания. Как отмечает профессор И.Ф. Исаев: «Вплетение общечеловеческих ценностей — добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести — в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи выделяют три основные группы качеств педагога, сформированность которых оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание человека: социальные и общественно-личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура), профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность к педагогической деятельности) и индивидуально-личностные (педагогическая наблюдательность, мышление, память, эмоциональная отзывчивость, волевые качества, особенности темперамента, состояние здоровья) . Рассмотрим их более детально, применительно к духовно-нравственному воспитанию старших школьников.

Социальные и общественно-личностные качества педагога. Совокупность этих качеств позиционирует педагога как общественного деятеля, в том числе и в глазах школьников. Возрастные особенности старших школьников психологи определяют как период «бури и натиска»: «существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание… Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям» . Таким образом, от педагога требуется не просто общественно-социальное позиционирование, которое сродни актёрскому мастерству, но действительное следование идеям гражданственности, патриотизма, развитой эстетической культуры и т. д. Любая фальшь будет замечена и, в таком случае неизбежным является падение авторитета педагога. Это делает воспитательный процесс нерезультативным, если вообще возможным. Педагог должен быть не простым и формальным лидером, но наставником в исконно русском понимании этого слова. А для того, чтобы «наставлять», необходимо самому испытывать субъективную потребность в передаче освоенного общественного опыта.

Рассматривая аспект социальных и общественных качеств личности педагога, следует отметить, что современные условия предоставляют школьнику доступ к обширной информационной базе, посредством функционирования глобальной сети. Содержание информации в интернете отличается разнообразием и качеством. С популяризацией социальных сетей, общение в

виртуальном пространстве стало преобладать над непосредственным, межличностным. Пользователи свободно обмениваются музыкой, аудио и видеоинформацией дистанционно. В результате, очень часто у подростков формируются определённые представления о «взрослой жизни» благодаря роликам в сети, «молодёжному» кинематографу и т. д. Как отмечают педагоги, «Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме» . Таким образом, социальным качествам педагога предстоит встретиться с условиями молодёжной среды, в которых педагог не должен оказаться «лишним», поскольку от этого зависит успех воспитательного процесса.

Профессионально-педагогические качества. Наряду с общественной позицией педагога, его профессиональные качества также должны соответствовать высоким установкам духовно-нравственного воспитания. Теоретическая и методологическая база знаний играет ключевую роль в воспитательном процессе, его организации. Структурированность образовательного пространства в этом аспекте является одним из показателей профессионализма педагога. Точное целеполагание, чёткая формулировка воспитательных задач, совместное следование педагога и школьника в воспитательном процессе — вот составляющие компоненты профессиональной культуры педагога. Иными словами, педагог должен быть готовым к ответу на любой вопрос в рамках воспитательного процесса (и даже за его рамками). Высокий профессионализм преподавателя служит для подростка вектором профессионального роста в будущем.

Отметим, что профессионализм педагога включает в себя гибкость и мобильность системы знаний, которая должна соответствовать изменяющимся условиям реальности. Иными словами, в структуре педагогического знания педагог должен обладать максимумом информации, которая не должна храниться в виде «мёртвой буквы», а постоянно обновляться, актуализироваться, расширять границы поля своего зрения.

Индивидуально-личностные качества педагога. В ходе образовательного процесса общение педагога со школьниками протекает не только в рамках учебной деятельности. Это означает, что во внеурочной деятельности внимание подростков бу-

Библиографический список

дет приковано к индивидуально-личностным качествам педагога. Высота нравственной позиции (общественной, профессиональной) не должны делать его недоступным для простого межличностного общения. Успешность процесса духовно-нравственного воспитания во многом определяется желанием подростка задать персональный вопрос, разрешить личную нравственную проблему. В таких случаях, умение педагога выслушать, проявить сочувствие, понимание становятся ключевыми в индивидуальном порядке воспитания. Открытость для межличностного общения, умение и желание вести диалог на интересующие подростка темы являются очередным показателем успешности воспитательного процесса.

Следует отметить, что помимо совокупности качеств личности педагога, значительное влияние на воспитательный процесс оказывает культурная среда региона (области, края). Преподаватель является представителем этой культуры, необходимым структурным элементом её. Он аккумулирует представления о духовном и нравственном состоянии не только учебного заведения, но также всего населения региона. О культуре, как о «питательной среде» для развития экономических потенций области рассуждает профессор И.Б. Игнатова, которая выделяет качества личности «единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность, солидарное общество немыслимо без развитой культуры во всех ее проявлениях» .

Таким образом, в качестве выводов нашей работы, следует отметить, что успех духовно-нравственного воспитания старших школьников тесно связан с качествами личности педагога-воспитателя. Качества личности педагога, определяющие его как социального деятеля, профессионала своего дела, высоконравственного человека — имеют отражение в системе духовно-нравственных ценностей его воспитанников. Потребность подростка в идеале для подражания, использованная в контексте воспитательного процесса — это значительный успех педагога в формировании нравственных и духовных качеств личности. Педагог, как представитель системы образования, а также культурной среды общества, является носителем духовно-нравственных традиций, что положительно сказывается на облике социума, а также является залогом его процветания.

1.Игнатова И.Б., Калашникова С.Н. Концепция «Основы духовно-нравственного воспитания населения белгородской области» постановлением правительства области от 9 июня 2006 г. №130-пп. Available at: http://www.zubstom.ru/docs/index-1244. html?page=18

2.Миронов К.Г. Проблема категорий «Духовность» и «Нравственность» в «Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России». Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-kategoriy-duhovnost-i-nravstvennost-v-kontseptsii-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii

3.Пучко К.М., Кулешова Е.В. Личность учителя как фактор нравственного воспитания школьников. Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(51). Available at:https://sibac.info/ archive/guman/3(51).pdf

4.Исаев В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Available at: http://window.edu.ru/resource/446/56446/files/ aist03.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Сухиташвили Л.С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/duhovno-nravstvennye-kachestva-pedagoga-kak-faktor-uspeshnosti-protsessa-vospitaniya-lichnosti

6.Розенова МИ. Педагогическая психология: учебное пособие. Available at: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook658/01/part-013.htm

7.Чихунова О.В. Роль педагога в духовно- нравственном развитии учащихся. Available at: https://multiurok.ru/files/rol-piedaghogha-v-dukhovno-nravstviennom-razvitii-uchashchikhsia.html

8.Игнатова И.Б. Роль культуры в формировании солидарного общества. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24882007

9.Воробьёва Н.Л. Роль педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности и активной жизненной позиции обучаемых. Available at: http://aneks.spb.ru/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie/rol-pedagoga-v-formirovanii-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-lichnosti-i-aktivnoi-zhiznennoi-pozitcii-obuchaemykh.html

8.Ignatova I.B. Rol’kul’tury v formirovanii solidarnogo obschestva. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24882007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 22.05.18

УДК 37.012.1

Kenispaev Zh.K., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: kenispaev@mail.ru

Skill of Workers of Education (Barnaul, Russia), E-mail: 17proekt@gmail.com

Key words: pedagogy, competences, activity, education, philosophy, person, professional activity.

Ж.К. Кениспаев, д-р филос. наук, проф. каф. философии и культурологии, Алтайский государственный

педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kenispaev@mail.ru

О.М. Чуприянова, начальник учебно-методического отдела, Алтайский краевой институт повышения квалификации

работников образования, г. Барнаул, E-mail: 17proekt@gmail.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена категории деятельности в педагогике. Авторы выявляют и анализируют объем и содержание понятия «деятельность» и обращают внимание на специфику профессиональной педагогической деятельности. На основе анализа категории профессиональных компетенций педагога авторы статьи утверждают, что это понятие непосредственно связано с понятием деятельности. Рассматривая деятельность человека в качестве его родового признака, авторы статьи утверждают, что как субъект деятельности человек активно преобразует природу, социальный мир и самого себя. Деятельность человека является условием его свободы, так как она позволяет реализовывать его научные, проверенные опытом представления о порядке и гармонии. Значительную роль в анализе категории деятельности играет философия, которая, используя свой эвристический потенциал, выявляет различные аспекты деятельности человека и обосновывает ее методологические принципы.

Ключевые слова: педагогика, компетенции, деятельность, образование, философия, человек, профессиональная деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность педагога основывается на его профессиональных компетенциях, которые формируются в процессе обучения, овладения человеком навыками педагогической работы. Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competere», которое означает «соответствовать», «подходить». В общем случае, быть компетентным означает хорошо знать определенное ремесло, осознанно осуществлять специализированный вид деятельности. Очевидно, что все виды профессиональной деятельности человека предполагают наличие у него соответствующих компетенций. В этой связи принято выделять так называемые профессиональные компетенции, которые представляют собой сформулированные официальным языком требования к человеку, претендующему заниматься определенным видом деятельности. Специализация человеческой деятельности стала следствием общественного разделения труда. Педагогическая деятельность в этом смысле не исключение — она выделилась в отдельный вид деятельности в ходе эволюции человеческого общества. «Общее образование, как и грамотность, — не самоцель, — пишут учёные, — в условиях естественного разделения труда каждому человеку приходится самоопределяться в выборе той или иной профессии или специальности. Важно учитывать, однако, не только экономическую эффективность разделения труда, но и личностные потребности наиболее полной жизненной самореализации в соответствии со своими способностями и интересами. Ясно, что такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным…. Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. «Эмбрионы» всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре и содержании общего образования, но и в структуре грамотности» .

Таким образом, фундаментальным понятием, характеризующим отношение человека к окружающему миру, является деятельность. Категория деятельности в основном исследуется в

рамках философии, которая рассматривает ее сквозь призму различных форм человеческой активности . Человек, выступая субъектом деятельности, активно преобразует природу, рассматривая последнюю в качестве объекта приложения своей силы. Если философские категории субъекта и объекта обозначают характер человеческой деятельности в самом широком смысле этого слова, то в частных науках они имеют отношение только к определенной предметной области. Педагогика, например, изучает субъектно-объектные отношения в сфере образования и воспитания. Но специфика педагогической деятельности заключается в том, что в процессе обучения устанавливаются, как правило, не субъектно-объектные, а субъектно-субъектные отношения. Последнее предполагает, что обучающийся школы или вуза — это не реципиент, не пассивный слушатель или наблюдатель, а индивид со своим взглядом на мир, жизненным опытом, с известным багажом знаний. В процессе педагогической деятельности все эти факторы, безусловно, должны учитываться преподавателем, если он желает достичь поставленной перед собой конкретной цели.

Если рассматривать деятельность с формально-логической точки зрения, то объем этого понятия включает в себя всю совокупность человеческой активности, как материальное производство, так и деятельность духовную. При формальном подходе отсутствует аксиологический аспект, то есть нас не интересуют последствия человеческой деятельности. А они могут быть самыми различными, от высокого полета мысли до самых деструктивных видов деятельности. Конечно, при анализе педагогической деятельности аксиологический аспект является основным, так как крайне важно знать и предвидеть возможные последствия применения той или иной технологии обучения. Педагогическая деятельность преследует цель формирования духовного мира человека, и для достижения этой цели ученые разрабатывают различные теоретико-методологические принципы. Например, известный отечественный ученый Г.П. Щедровицкий сформулировал и успешно применял в практике (не только педагогической) авторский метод интенсификации деятельности, которую назвал «Организационно-деятельностная игра» (ОДИ). «Орга-низационно-деятельностная игра, — пишет Г.П. Щедровицкий, —