Моравы

Город Велеград – это место становления Великой Моравии – первого славянского государства. Велеград – это южноморавский Вифлеем, духовный центр Чехии. В этом маленьком городке зародилась история чешского христианства. Ежегодно сюда приезжает поток паломников, насчитывающий десятки тысяч человек.

Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie a svatého Cyrila a Metoděje), Велеград, фото jidhash

Город Велеград (Velehrad) – это место становления Великой Моравии – первого славянского государства. Велеград – это южноморавский Вифлеем, духовный центр Чехии. В этом маленьком городке зародилась история чешского христианства. Ежегодно сюда приезжает поток паломников, насчитывающий десятки тысяч человек.

В 863 году из Греции в Велеград прибыли братья Константин Философ (Кирилл) и Мефодий – христианские проповедники, подвижники, просветители. В 2013 году Чехия отметила юбилей этой памятной даты – 1150 лет со времени прибытия святых братьев в Великую Моравию. Юбилейные мероприятия проходили под эгидой ЮНЕСКО.

Великая Моравия

Великоморавское княжество образовалось в IX столетии. Князь моравский Моймир I свёл воедино разрозненные племена, жившие в долине Моравы, собрав их в общее государство со столицей в Микульчице и важным центром на месте сегодняшнего Старе Место. Княжество было обширным: оно включало часть территорий Сербии и Словении, западные венгерские, восточные австрийские земли; владения Чехии и Словакии. Великая Моравия в духовной сфере находилась под безраздельным влиянием римской церкви. Официальным языком церковников была в то время латынь.

Население перечисленных территорий в большинстве своём составляли славяне: простые посадские люди, земледельцы, язычники. Они поклонялись своим богам, говорили на собственном языке – праславянском.

Распространение христианства

С начала IX столетия среди славян среднеевропейских земель постепенно всё шире распространялось христианское учение. Чешские князья были крещены в баварском Регенсбурге. Языками богословия того времени считались только латинский, греческий и древнееврейский. Народу непонятны были чуждые культовые ценности, которые немецкие духовники проповедовали на чужом языке. Отсюда происходило резкое отрицание христианского вероучения простыми славянами.

Князь Ростислав, который хотел достичь культурной, политической и духовной независимости своего народа от Римской империи, решил изменить ситуацию. Он отправил послов в Константинополь, к Михаилу III – императору византийскому. Ростислав просил делегировать на землю моравскую проповедников, которые смогли бы донести до народа правую христианскую веру, используя язык, доступный славянам.

В ответ на княжескую просьбу архиепископ Константинопольский направил в великоморавские земли несколько миссионеров. Во главе миссии встали Кирилл (Константин Философ в миру) и Мефодий. Братья уже имели опыт подобных миссий в восточных и южных славянских землях, к тому же мать их была славянкой. На основе известной им письменности восточных славян они создали новую азбуку (глаголицу) и использовали её для перевода богословских книг. Для разработки нового алфавита они заимствовали греческие, древнееврейские буквы, а также придумывали новые письменные знаки.

Святые братья стали учителями народа. Они обучали славян чтению и письму, на основе азбуки-глаголицы и старославянских наречий разрабатывали старославянский язык. Так были переведены литургические тексты и Библия. Это вызвало недоверие у римского высшего духовенства. Братья должны были предстать перед папой Римским, и тогда они проявили себя дальновидными дипломатами.

После того, как папа Адриан II получил в дар мощи св. Климента, обретённые Константином в херсонесской миссии, он одобрил переведённые литургии и Библию и дал благословение на ведение проповедей на старославянском наречии. Папским указом Мефодий был рукоположен в сан епископа Великоморавского.

В этой поездке Константин тяжело заболел. Он успел принять схиму, получил духовное имя – Кирилл. Вскоре после этого он скончался. Перед смертью схимник Кирилл завещал брату продолжать дело просвещения народов и борьбы за славянскую книжность. Кирилла похоронили в Риме. В Великую Моравию вернулся только Мефодий с несколькими последователями.

Жители Великоморавского княжества с интересом отнеслись к богослужениям на понятном языке и потянулись в храмы. Церкви с традиционными латинскими богослужениями постепенно пустели. Католические священники теряли влияние на народ, это вызывало их озлобленность.

Братьев-проповедников начали обвинять в распространении ереси, в отходе от основ христианства, в нарушении сложившихся веками церковных законов (тогда ещё не было официального деления на церковь православную и католическую). Архиепископ Зальцбургский в своё время получил от Карла IV права не только на моравскую церковь, но и на сбор десятины по всем землям моравским. С этих земель он имел третью часть доходов и совершенно не хотел их терять.

Баварские священнослужители всячески препятствовали деятельности Мефодия, чинили запреты на рукоположение его последователей в сан священников. Мефодий отвергал их происки. Он лично крестил князя Брживоя и жену его – Людмилу. Постепенно запреты были отменены.

В 870 году Мефодия обвинили в захвате земель, подчинённых духовенству Баварии. Баварское епископское собрание измыслило ложное обвинение против Мефодия, приказав бросить его в тюрьму вместе с соратниками и учениками. Заключение было страшным, условия – крайне тяжёлыми. Папа Римский вмешался в творящееся на моравской земле беззаконие. Мефодия освободили, вернув ему епископские права. Его деятельность с того времени была признана канонической. Он до самой смерти продолжал свою миссию.

Почитание памяти святых братьев в Чехии

Братья-просветители, равноапостольные Кирилл и Мефодий, считаются святыми покровителями Моравии. С 1980 года по воле Папы Иоанна Павла II они были объявлены покровителями Европы. До сих пор на территории бывшего Великоморавского государства сохранились памятники подвижничеству Кирилла и Мефодия. Небольшие города Микульчице, Велеград, Старе Место свято хранят память великих христианских подвижников.

Сейчас доподлинно неизвестно, где именно стоял тот первый южноморавский город Велеград при жизни святого Мефодия. Неизвестно также, где похоронен епископ (считается, что его первое захоронение было на территории старинного собора в Микульчице, а затем прах был перенесён в один из дунайских монастырей). Сегодня Велеградом называют паломническое место возле города Угерске Градиште.

Живыми традициями христианства пронизаны все эти земли. По паломническим маршрутам ежегодно проходят тысячи верующих, чтобы помолиться в базилике на Велеграде. В 1990 году Велеградскую базилику почтил визитом понтифик.

5 июля, ежегодно, здесь проходят торжества, всенародные чествования великих святых братьев. Эта традиция пережила даже непростые коммунистические времена. Для чехов, которым не свойственно излишнее религиозное рвение, это удивительно – однако День Кирилла и Мефодия стал самым массовым и любимым в народе церковным праздником. Теперь это и государственный праздник, внесённый в церковные и светские календари.

В Чехии создано несколько памятников святым братьям, первоучителям, апостолам. Две конфессии: православная и католическая – причислили их к лику святых. Самая красивая скульптура стоит возле часовни, носящей их имена, на легендарной горе Радгошть. Как гласит предание, на этой горе братья-миссионеры установили первый христианский крест после свержения столпов язычества.

Скульптура Святых Апостолов Кирилла и Мефодия

Проникновение в В. М. христианства началось еще во время правления кн. Прибины: при нем в Нитре архиеп. Зальцбургский Адальрам освятил первый храм. В 831 г., когда еп. Пассау Регинхар обратил мораван в христианство, В. М. стала особой областью в составе еп-ства Пассау (Бавария). Церковное управление находилось в руках присылавшихся Пассауским епископом архипресвитеров. С деятельностью нем. духовенства в Моравии связано появление т. н. «заповедей святых отцов», слав. перевода источника близкого Мерзебургскому пенитенциалу IX в., и строительство христ. храмов. Только при раскопках в столице В. М., располагавшейся у совр. с. Микульчице в Чехии, археологами были обнаружены фундаменты 12 каменных церквей. Но за пределами укрепленных «градов» христианство было распространено слабо: в IX в. в сельской местности сохранялись языческие погребальные обряды.

С началом войн между В. М. и Восточнофранкским королевством отношения княжеской власти с нем. духовенством из Баварии осложнились. В 60-х гг. IX в. кн. Ростислав обратился в К-поль с просьбой прислать учителя, к-рый «изложил бы на нашем языке правую христианскую веру». Посланные имп. Михаилом III братья равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий, создатели слав. письменности, при поддержке кн. Ростислава обучили слав. письму мн. учеников, ввели богослужение на слав. языке и боролись с языческими обычаями, сохранявшимися у жителей В. М. Введение богослужения на слав. языке привело к столкновениям святых Кирилла и Мефодия с зап. архипресвитерами, отвергавшими такую практику. Стремясь создать для В. М. независимую от франк. Церкви особую церковную организацию, кн. Ростислав направил в 867 г. равноапостольных Кирилла и Мефодия к Патриарху Градо в Венецию, рассчитывая, что тот посвятит братьев в епископский сан. Но их поездка успеха не имела. В нач. 869 г. они по вызову папы прибыли в Рим, но там рукоположили во священников и диаконов только их учеников. Кн. Ростислав продолжил хлопоты о создании для В. М. особой церковной организации и добился своей цели в кон. 869 — нач. 870 г., уже после смерти равноап. Кирилла.

По ходатайству кн. Ростислава и его союзника, паннонского кн. Коцела, папа Адриан II поставил равноап. Мефодия главой обновленной Сирмийской митрополии, непосредственно подчиненной Риму. В состав этой митрополии должны были войти владения кн. Коцела в Паннонии и В. М. После поражения кн. Ростислава в борьбе с Людовиком Немецким синод баварских епископов в нояб. 870 г. обвинил св. Мефодия в самовольных действиях на территории чужого диоцеза и заключил его в тюрьму. Управление церковными делами в Моравии, занятой войсками Людовика Немецкого, оказалось в руках баварского духовенства. Во время вспыхнувшего в В. М. восстания оно было изгнано из страны вместе с нем. графами. Благодаря успешным действиям восставших и вмешательству папы Иоанна VIII, признавшего суд над равноап. Мефодием незаконным, он был освобожден и в 873 г. приступил к управлению Моравским архиеп-ством. Несмотря на предписание папы не совершать богослужения на слав. языке, св. Мефодий продолжил прежнюю практику. О его пастырской деятельности как Моравского архиепископа сохранились немногие, достаточно отрывочные свидетельства, позволяющие определенно утверждать, что равноап. Мефодий боролся с пережитками языческих обычаев, прежде всего в среде княжеских дружинников.

Мн. исследователи связывают с его деятельностью составление «Закона судного людем», в к-ром с использованием материалов «Эклоги», свода визант. законов VIII в., устанавливались суровые церковные и светские наказания за нарушение христ. норм семейных отношений. Кн. Святополк и его дружинники, недовольные действиями св. Мефодия, предпочли нем. священников. Они следовали практике каролингской Церкви, налагавшей менее суровые наказания, а также служили мессу на лат. языке. Ободренные этим, нем. священники во главе с Вихингом вернулись в В. М. после заключения мира между Святополком и восточнофранк. кор. Людовиком Немецким и отказывались повиноваться архиеп. Мефодию. Они обвиняли его в ереси, потому что Мефодий не признавал дополнения «и от Сына» (Filioque), внесенного франк. Церковью в текст Символа веры. Кроме того, они выступали и против богослужения на слав. языке. Эти обвинения по адресу равноап. Мефодия кн. Святополк переслал в Рим.

Споры были урегулированы во время поездки архиеп. Мефодия и Вихинга в Рим весной 880 г. Папа Иоанн VIII буллой от июля 880 г. признал правоверность равноап. Мефодия, одобрил практику богослужения на слав. языке и предписал всем духовным лицам на территории В. М. подчиняться власти архиепископа, Вихинг стал одним из епископов под властью Мефодия.

С пастырской деятельностью св. Мефодия был связан его перевод на слав. язык т. н. «Синагоги Иоанна Схоластика». Этот сборник церковных канонов, составленный Патриархом К-польским Иоанном III Схоластиком, должен был служить руководством при решении церковных дел на территории Моравской архиепископии. В годы правления кн. Святополка под его властью находился ряд соседних языческих народов, поэтому встал вопрос о христ. миссии среди них. Достаточно ранняя и достоверная традиция говорит о крещении равноап. Мефодием в нач. 80-х гг. IX в. кн. племени чехов Борживоя. Посланный свящ. Кайх основал первый христ. храм на территории племени в Леви-Градце.

Булла Иоанна VIII лишь на время прекратила столкновения между архиеп. Мефодием и его нем. противниками. Уже в 881 г. св. Мефодий жаловался папе Римскому на неповиновение еп. Вихинга, Иоанн VIII обещал провести расследование, но до этого дело не дошло. В сер. 80-х гг. IX в. нем. духовенство в В. М. снова обвинило архиеп. Мефодия в том, что он отвергает текст Символа веры, принятый во франк. Церкви, вводит правосл. обычаи и совершает богослужение на слав. языке. Опираясь на полномочия, предоставленные ему папой Иоанном VIII, равноап. Мефодий отлучил своих противников от Церкви.

6 апр. 885 г. св. Мефодий скончался, назвав преемником своего ученика, мораванина Горазда. Вихинг, главный противник архиеп. Мефодия, отправился в Рим и добился того, что с него было снято отлучение и он был восстановлен в епископском сане. По общему мнению исследователей, обвинения по адресу св. Мефодия Вихинг подкрепил фальсификатом буллы Иоанна VIII от июля 880 г., в к-ром вместо текста о разрешении использовать слав. язык в богослужении было написано, что папа запретил совершать богослужение на слав. языке и архиеп. Мефодий поклялся соблюдать этот запрет у гроба св. Петра. В письме, адресованном кн. Святополку, папа рекомендовал передать под управление Вихинга церковные дела в В. М. Для окончательного урегулирования положения папа Стефан V направил в В. М. своих легатов, к-рые должны были отстранить архиеп. Горазда от заведования кафедрой и отправить его к папе в Рим для дачи объяснений, а также обеспечить принятие духовными лицами текста Символа веры, утвержденного во франк. Церкви. Богослужение на слав. языке запрещалось под угрозой отлучения от Церкви. В письме кн. Святополку папа предписывал изгнать из страны тех, кто не подчинится этому запрету. Ведя активную внешнюю политику, стараясь оказывать влияние на положение дел в соседнем Восточнофранкском королевстве, кн. Святополк был заинтересован в поддержке Рима. В 880 г. он, один из первых европ. правителей, отдал В. М. под патронат св. Петра. В завязавшемся споре он принял сторону папских легатов и еп. Вихинга. В 886 г. ученики равноап. Мефодия были арестованы и высланы из страны, а нек-рые были проданы в рабство евр. работорговцам. Управление церковными делами в В. М. перешло к еп. Вихингу. Возможно, что после бегства еп. Вихинга из В. М. в 893 г. сторонники богослужения на слав. языке смогли возобновить свою деятельность. Кн. Моймир II прилагал усилия для восстановления особой церковной организации в В. М. В 899 г. с этой целью папа Иоанн IX направил в В. М. своих легатов во главе с архиеп. Иоанном, что вызвало протест баварских епископов, доказывавших исторические права еп-ства Пассау на В. М.

Судьба христианства и христ. духовенства в В. М. после вторжения венгров остается неясной. В 976 г. среди суффраганов Майнцского архиепископа упоминается епископ Моравский, но связь этого еп-ства с более ранней историей христианства в Моравии также неясна.

Ист.: Magnаe Moraviae Fontes Historici. Brno, 1966-1977. T. 1-5.

Лит.: Dittrich Z. Christianity in Great Moravia. Groningen, 1962; Vavřinek V. Die Christianisierung und Kirchenorganisation Grossmährens // Historica. 1963. T. 7; Poulík J. Staři Moravané buduj svůj stát. gottwaldóv, 1963; Великая Моравия: Тысячелетняя традиция государственности и культуры: . Прага, 1963; Havlík L. Velká Morava a středoevropšti slovanĕ. Praha, 1964; Paulini E. Slovesnost` a kultúrnny jazyk Vel’kej Moravy. Bratislava, 1964; Ratkoš P. Pramene k dejinám Vel’kej Moravy. Bratislava, 1964; Magna Moravia: Sborník k 1100 výročí příchodu byzantské mise na Moravu. Praha, 1965; Dvorník F. Byzantské misie u Slovanů. Praha, 1970; Łowmiański H. Początki Polski. Warsz., 1970. Т. 4; Dekan J. Vel’ká Morava: Doba a umenie. Bratislava, 1976; Poulík J., Chropovský B. a kol. Velká Morava a počátky československé státnosti. Praha; Bratislava, 1985; Великая Моравия, ее ист. и культурное значение: . М., 1985; Великая Моравия // КМЕ. Т. 1. С. 340-345; Havlík L. Kronika o Velké Moravĕ. Brno, 1987; Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988; Рогов А. И. Кирилло-мефодиевские традиции у зап. славян в эпоху Средневековья (до конца XV в.): // Традиции древнейшей слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 174-187; Albrecht S. Geschichte der Grossmährenforschung in den Tschechischen Ländern und in der Slowakei. Praha, 2003.

Б. Н. Флоря

МОРА́ВИЯ (чешск. Morava), историческая область на востоке Чехии.
Первые поселения на территории Моравии относят к раннему палеолиту (см. ПАЛЕОЛИТ). Около 400 года до нашей эры Моравию заселяли кельты (см. КЕЛЬТЫ), которых в начале нашей эры вытеснили германские племена маркоманов (см. МАРКОМАНЫ) и квадов. В середине первого тысячелетия здесь начали поселяться славяне-мораване, которые в 6—7 веках стали преобладающим населением.
В 623—658 годах Моравия входила в состав славянского княжества Само (см. САМО). В 9 — начале 10 веков Моравия стала основой для Великоморавской державы (см. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА), в Южной Моравии находились главные центры этого государства. С 1029 года Моравия становится частью державы чешских Пржемысловичей (см. ПРЖЕМЫСЛОВИЧИ) , в период феодальной раздробленности она распалась на ряд удельных княжеств.
После утверждения христианства по католическому образцу в Моравии была учреждена Оломоуцкая епископия (1069 год). С 1182 года Моравия становится маркграфством в составе Священной Римской империи (см. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ) . С этого времени начинается немецкая колонизация области. С 1197 года маркграфство Моравия стало подчиняться власти чешского короля.
В 13 веке в Моравии происходит подъем ремесел, рост городов, становление городских и местных органов самоуправления, моравского сейма (см. СЕЙМ (орган власти)), получивших окончательное оформление в 14—16 веках. В первой половине 15 века моравские крестьяне и горожане активно участвовали в движении гуситов (см. ГУСИТЫ). В начале 16 века в Моравии распространяются реформационные учения, прежде всего лютеранство (см. ЛЮТЕРАНСТВО) и анабаптизм (см. АНАБАПТИСТЫ) .
В 1526 году Габсбурги (см. ГАБСБУРГИ) утвердились на чешском престоле. После поражения антигабсбургского Чешского восстания 1618—1620 годов (см. ЧЕШСКОЕ ВОССТАНИЕ 1618—1620 годов) в Моравии усилились католическая реакция и процесс онемечивания. В 1628 году права местных органов управления были урезаны, сейм потерял свое значение: Моравия фактически превратилась в одну из провинций Габсбургской империи. В 1782 году она была объединена с австрийской Силезией (см. СИЛЕЗИЯ) в одну административную единицу с центром в городе Брно, в 1849 году выделена в особую коронную землю.
К началу 20 века Моравия была одним из наиболее развитых в промышленном отношении регионов Австро-Венгрии (см. АВСТРО-ВЕНГРИЯ) . Города Острава, Брно, Злин стали крупнейшими индустриальными центрами. С 1918 года Моравия вошла в состав в Чехословацкой республики. В 1938 году приграничные районы Моравии были отторгнуты Германией. Оставшаяся в составе Чехословакии часть Моравии была оккупирована Германией в 1939 году и включена в Протекторат Богемии и Моравии. Освобождена от немецких захватчиков советским войсками в апреле — мае 1945 года.
После административно-территориальной реформы 1949 года большая часть Моравии вошла в состав Северо-Моравской и Южно-Моравской областей, которые по конституции 1969 года являлись частью Чешской Социалистической республики. После раздела Чехословакии в 1993 году Моравия осталась в составе Чехии.