Москва церковь трифона

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе с крестильным храмом священномученика Александра Хотовицкого уникален тем, что пережил самые страшные вехи истории.

Не погубили его ни война с Наполеоном, ни трагические события 1941-1945 гг. После революции святыня почти не пострадала. Что удивительно — храм не закрывался никогда!

Храм иконы Божией Матери

Из истории Знаменской церкви в Крестовском переулке

Из архивных документов мы узнаем, что в 1626 году деревянная постройка в Переяславской слободе уже стояла и в писцовых книгах она значится как храм святого Иоанна Предтечи (либо Усекновения главы великомученика).

Когда в 1712 году постройка сгорела, на ее месте в скором времени возводится новая, также из дерева. Главный престол этого храма освятили в честь образа Богоматери «Знамение».

Приход новой церкви разрастался довольно быстро. В 1772 году он был одним из самых многочисленных в Москве — 550 дворов.

В 1757 году начинается строительство каменной святыни: именно ее сегодня мы можем наблюдать в столице.

Здание храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе было выполнено в стиле барокко, имело симметричную композицию.

Немного позже вперед выносятся боковые приделы, а к колокольне делаются пристройки (ярус колокольни и хоры теперь соединяет переход).

Стены храма в Крестовском переулке выполнены в красном цвете, детали — в белом, что придает строгой и лаконичной постройке некую нарядность и праздничность.

По плану святыня имеет квадратную форму, она одноярусная. На втором этаже трапезной размещены хоры. Четырехугольная колокольня имеет 3 яруса.

Храм после революции и в наши дни

Храм Богоматери в Переяславской слободе всегда был открыт для прихожан.

После революции сюда приносили иконы и другие реликвии из окрестных церквей (не все возвращались потом на свои первоначальные места).

Храм «Знамение» гордится сегодня своими многочисленными святынями. Дошла до нас и церковная ограда конца 19 века.

В 1979 году в храме провели внешние ремонтные работы. Позже перестроили церковный дом. А через год здесь освятили престол во имя великомученика Трифона (материалом для нового престола стал 250-летний дуб). Работал над иконостасом краснодеревщик В. Кудинов.

В 1980 году при церкви соорудили крестильный храм, освященный в 1997 году во имя святого Александра Хотовицкого.

Вот уже четвертое столетие подряд храм в Переяславской слободе звоном колоколов напоминает о себе.

Лишь один раз за свою историю святыня могла исчезнуть с лица земли — во время возведения Рижской эстакады. Пройдя через столетия, храм пережил и это событие. История его продолжает писаться дальше …

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе расположен по адресу: Москва, 2-ой Крестовский переулок, 17 (станция метрополитена Рижская).

Все храмы и церкви города Москвы

Московский Трифоновский храм в Напрудном

Московский Трифоновский храм в Напрудном

Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве.

  • Престолы: мч. Трифона Апамейского, свт. Николая Чудотворца (южный придел), св. Филарета Милостивого (северный придел).
  • Адрес: 111513, Москва, Трифоновская ул., 38
  • Официальный сайт:
  • Проход: пешком от м. «Рижская» или «Проспект мира»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Появление храма — предания и исследования

Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм.

По преданию, сокольничий Московского великого князя однажды охотился в этих местах, и упустил здесь любимую княжью птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой мученик Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье. К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе «Скорая помощь», приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов. Это предание было запечатлено на одной из фресок храма конца XVI — начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке — святого Трифона.

Впоследствии появилась иная версия предания, описывавшая схожие события, но в отношении к князю Трифону Патрикееву, сокольничему Грозного царя Иоанна Васильевича. Однако в советское время, при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, которая позволила датировать храм более ранней датой — 1492 годом. Изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердило датировку, после чего на стене храма была укреплена мемориальная табличка «1492 год».

Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.

Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом.

Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.

Синодальный период

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.

После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.

Вскоре в нем появилась безценная святыня — частицы от святых мощей мученика Трифона, которые ранее почивали в Черногорской Боке Которской. В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для святых мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы святых мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону святого Трифона.

В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца, в 1861 году — северный придел святого Филарета Милостивого. В самом конце столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Однако, и в эту пору храм выделался среди прочих: «Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж», — так писал о Трифоновской церкви дореволюционный краевед.

После революции

Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон.

В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д. П. Сухов, спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П. Д. Барановский. Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны — они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.

Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947-1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.

Чтимую храмовую икону святого Трифона с мощами после революции передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где в 1980-х годах был устроен придел во имя св. Трифона — освящен приставной престол.

Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого Трифона. Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.

Настоятели

  • Иоанн Приклонский (1881 — 1897) )
  • Димитрий Соколов (? — 1919 )
  • Александр Голосов
  • Феодор Рожик (с 1990 )

Использованные материалы

  • Лебедева, Елена, «Московская церковь св. Трифона в Напрудном», 12 февраля 2003:
  • Заграевский, С. В., «Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода», М., 2008, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх:
  • (фото)

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин).Дневники. Том I. Часть 9 (именной указатель):

Ольга Щербакова.История Московского Казанского храма в Узком. Очерки. Москва, 2000. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 71. Л. 16.:

Ольга Щербакова. История Московского Казанского храма в Узком. Очерки. Москва, 2000. см. Сноска 206, ЦМАМ. Ф. 1215. Оп. 2. Д. 88. Лл. 11-12.:

Духовенство,