Мученица агафия

Святая Агата. (1630-1633гг.). Сурбаран.

Святая Агата. (1630-1633гг.). Сурбаран.


Как известно из истории христианской религии, во время ее становления и развития было широко распространено массовое истребление христиан, сопровождаемое жестокими казнями. Особой жестокостью поражает история расправы над юной сицилийкой Агатой, не покорившейся плотским желаниям одного из наместников императора. Карой за непокорность было отсечение обеих ее грудей. Эта легенда стала излюбленной темой западноевропейских художников в эпоху Средневековья и Возрождения, по традиции изображавших Агату с ее отсеченными грудями на блюде и атрибутами своего мученичества – клещами, и большими ножницами.

Святая Агата.

Святая Агата.

Жизнеописание святой Агаты

Христианская история знает немало случаев, когда люди верующие в Спасителя и несущие его идеи в мир, шли на самопожертвование, становясь великомучениками. Среди таких была святая Агафия (Агата), рожденная в городе Катания на Сицилии в начале III века в богатой аристократической семье знатного рода. Она была хороша собой и считалась завидной невестой. Однако все попытки отца выдать ее замуж были ею отвергнуты. В 15-летнем возрасте Агата принимает решение сохранить девственность из любви к Христу. Согласно обычаю, епископ Катания принял обет девушки и покрыл ее плечи красным покрывалом, что свидетельствовало об посвящении девы в невесты Небесному Жениху. После чего она должна была хранить девственность.
Ее красивый облик и изумительная фигура по-прежнему не давала покоя мужчинам. И однажды Агата привлекла внимание римского наместника Квициана. Как и прочие кандидаты в женихи, получив отказ, наместник возненавидел непокорную красавицу, но еще больше возжелал ее.

Арест Агаты.  Феличе Рипосо Фичерелли.

Арест Агаты. Феличе Рипосо Фичерелли.


Как раз в то время император Деций Траян пытался осуществить, вслед за Нероном, героическую попытку искоренения христианства. И, будучи наместником императора в Сицилии, Квициан возглавил волну таких гонений на сицилианских христиан. Одной из первых его жертв и стала Агата. Он попытался завоевать ее любой ценой: или же хитростью, или же грубой силой — не имело значения.

 Святая Агата.  Франческо Гуарини.

Святая Агата. Франческо Гуарини.


Обвинив юную христианку в оскорблении государственной религии, проконсул отдал распоряжение на ее арест. Девушка была доставлена в преторию, где и начались ее хождения по мукам. Вначале Квинциан попытался «перевоспитать» свою пленницу путем развращения, отправив ее в дом известной куртизанки Афродизии, которая в течение целого месяца пыталась пробудить в Агате чувственность и плотское желание, всячески искушая ее отказаться от верности своему Небесному Жениху.

Святая Агата.  Джованни Бальоне.

Святая Агата. Джованни Бальоне.


Через месяц Афродизия, отступившись от нее, заявила: «Ее воля тверже лавы Этны». Взбешенный Квинциан приказал пытать Агафию, обжигая огнем, но и эти мучительные страдания не заставили ее отречься от Христа.

Мученичество Агаты.

Мученичество Агаты.


Легенда о святой гласит, что во время жестоких пыток ей отрезали одну грудь ножницами, а вторую вырвали клещами. Кровоточащие раны прижгли факелом и бросили в темницу истекать кровью.

Святой Петр в темнице у Агафьи. (1613).  Джованни Ланфранко.

Святой Петр в темнице у Агафьи. (1613). Джованни Ланфранко.


По преданию также известно, что в темнице к мученице явился дух Святого Петра, который был казнен за 200 лет до того, он Именем Христа исцелил раны Агаты. И когда спустя несколько дней за девушкой снова пришли в темницу ее палачи, то увидели, что ее смертельные раны зарубцевались. От изумления еще больше разозлился наместник и приказал жечь Агату на жаровне. Однако, когда ее тело обгорало с одной стороны, с другой — его оберегало покрывало девственницы, которым покрыл девушку епископ при посвящении в Божьи невесты.
Зверское истязание прервало начавшееся землетрясение на острове. Мучители, испугавшись, бросили Агату снова в темницу, где она вскоре и умерла. А во время землетрясения погибло много язычников, и тогда испуганный наместник, видя в этом руку провидения, прекратил гонения на христиан.

Заступничество святой Агаты.

(1510г.).  Бергононе.

(1510г.). Бергононе.


Через год после мученической смерти в городке Катании на Сицилии произошло первое чудо. 5 февраля 252 года началось ужасное извержение вулкана, которое могло разрушить город и погубить местных жителей. Тогда верующие христиане, молясь и неся реликвию — покрывало девственности Агаты, не сгоревшее в огне, — направилась навстречу потоку лавы. Свершилось чудо — раскаленный поток остановился — город и его жители были спасены. С тех пор святая Агата считается не только заступницей города Катании и покровительницей страдающих от землетрясений, но и защитницей от огня и пожаров.
Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя шестьдесят лет перенесли ее останки в заново отстроенный кафедральный собор в ее родном городе, где тело святой покоится до сих пор.

Святая Агата в западноевропейской живописи

 Мученичество Святойф Агаты. (около 1755 г.).  Джамбаттиста Тьеполо.

Мученичество Святойф Агаты. (около 1755 г.). Джамбаттиста Тьеполо.


Художники Средневековья и Возрождения многократно затрагивали эту душераздирающую тему с отдельными сценами мученичества сицилийской девственницы. И надо отметить, что количество художественных работ на эту тему измеряется не десятками, а сотнями.

Мученичество Агаты.  Массимо Стэнционе.

Мученичество Агаты. Массимо Стэнционе.

Мученичество Святой Агаты.

Мученичество Святой Агаты.


Мученичество Агаты. (1650). Giovanni Andrea Coppola

Мученичество Агаты. (1650). Giovanni Andrea Coppola


 Святая Агата.  Stefano Bolognini.

Святая Агата. Stefano Bolognini.


 Джорджо Вазари.

Джорджо Вазари.


Подобные изображения присутствуют на росписях целого ряда церквей XIII-XV веков, и демонстрируют весьма богатую фантазию художников, которые в подробностях, «со знанием дела» показали ужасы издевательств над непокорной девственницей.

Иконография.

Иконография.


Иконография Святой Агафьи. (1505г.).  Франсиско де Осона.

Иконография Святой Агафьи. (1505г.). Франсиско де Осона.


Часто также встречается изображения святой, демонстрирующей свои отсеченные груди, выложенными на блюдо. Такой ее изображали Франсиско Сурбаран, Бернардино Луини, Лоренцо Липпи,Николо де Симоне, Джованни Кариани, Гвидо Каньяччи, и ряд мастеров, чьи имена остались неизвестными.

Святая Агата. (1638-1644 гг.).  Лоренцо Липпи.

Святая Агата. (1638-1644 гг.). Лоренцо Липпи.


На живописных полотнах, как правило, западноевропейские художники изображали одетую Агату, сосредоточивая внимание зрителя на ее отсеченных грудях, а иногда и на орудии пыток.

Святая Агата. (1630-1633гг.). Сурбаран.

Святая Агата. (1630-1633гг.). Сурбаран.


(1635-1640гг.).  Гвидо Каньяччи.

(1635-1640гг.). Гвидо Каньяччи.


Святая Агата. Неизвестный художник (Австрия), 18 век.

Святая Агата. Неизвестный художник (Австрия), 18 век.


 (1540г.).  Себастьяно дель Пьомбо.

(1540г.). Себастьяно дель Пьомбо.


Святая Агата.  Джорджо Скьявоне.

Святая Агата. Джорджо Скьявоне.


 Николо де Симоне.

Николо де Симоне.

День памяти и почитание святой в разных странах в наше время

 Святые покровители.

Святые покровители.


Юную мученицу, сохранившую верность Небесному Жениху, несмотря на невыносимые страдания, глубоко почитают в христианском мире и поныне. Она является одной из семи святых женщин, поминаемых в Римском каноном. 5 февраля, в день ее памяти, по традиции освящается соль вода и хлеб которые, позволяют побеждать дьявольские силы и пожары. Святая Агата считается защитницей Катании, Мальты и Сицилии. Она охраняет жителей от природных бедствий и катастроф.

Агата ( Агафия) - коровница. Русская иконография.

Агата ( Агафия) — коровница. Русская иконография.


На Руси святая великомученица издавна почитается как покровительница домашнего скота. Чтобы предохранить коров от падежа, крестьяне в этот день убирали хлев старыми лаптями, пропитанными дегтем, — говорили, что коровья смерть от них бежит без оглядки. С этой же целью вешали корове на рога куски хлеба и «обпахивали» деревню сохой, в которую впрягали вдову, так как по поверью считалось, что такую борозду даже нечистая сила не может перешагнуть.
А еще в наше время Агата считается покровительницей женщин, страдающих раком груди.

Итальянское пирожное. Груди Святой Агаты.

Итальянское пирожное. Груди Святой Агаты.


В Италии до наших дней сохранилась многовековая традиция в день памяти святой выпекать пирожные в форме женских грудей — Мinuzze di sant agata. Это небольшие круглые сладости с белой глазурью и цукатами вишни на вершине. Иногда пирожное «Груди Святой Агаты» предлагают под другим названием, чтобы не пугать нервных туристов.

О том как принимали мученическую смерть за веру апостолы и первые ученики Иисуса Христа в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Память 5 / 18 февраля

(MP3 файл. Продолжительность 4:48 мин. Размер 3.5 Mb) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святая мученица Агафия Святая мученица Агафия Святая Агафия, одна из славнейших мучениц Запада, была родом из знатной и богатой семьи города Катании на Сицилии. С детства она стремилась возвысить свою редкую красоту с помощью самого ценного украшения – истинной веры и святых добродетелей, полностью посвятив себя Господу. Во время гонений Деция, в 251 году, она, всего лишь пятнадцати лет от роду, была схвачена по приказу префекта Квинтиана и предстала перед его судом. Соблазненный красотой и богатством Агафии, он захотел на ней жениться и, чтобы убедить девушку, препоручил ее женщине дурного поведения Афродисии. Та целый месяц заставляла ее уступить, но безрезультатно. Стоя на неколебимой скале веры, дева не соблазнялась никакими обещаниями мирских радостей и удовольствий.

Поскольку Афродисия признала свое поражение, уверяя, что проще изменить природу железа или камня, чем сломить решительность Агафии, префект вызвал христианку к себе и спросил о ее происхождении. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агафия, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой». Когда ее принуждали поклониться языческим богам, она посмеялась над ними. Поэтому Квинтиан приказал бить ее по лицу и бросить в темницу в ожидании дальнейших пыток.

На следующий день во время второго допроса на требование совершить языческое жертвоприношение, чтобы сохранить себе жизнь, святая ответила, что единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого. Ее растянули на дыбе и стали бичевать. В то время как ее тело раздирали раскаленными крюками и прижигали факелами раны, она восклицала: «Ниспосланные Тобой муки – для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями». Взбешенный тиран приказал отрезать ей сосцы и бросить в застенок без всякой помощи. Но среди ночи Агафии явился окруженный сиянием апостол Петр с ее Ангелом Хранителем и совершенно исцелил от всех ран.

Через четыре дня Квинтиан приказал вновь привести к нему Агафию и, ничуть не удивившись чудесному выздоровлению девы, приказал катать обнаженную мученицу по острым черепкам и горящим углям, раскиданным на земле. Вдруг землетрясение постигло всю область, и часть дворца разрушилась. Жители Катании в ужасе бросились в преторий и стали угрожать префекту, что сожгут его вместе с остатками дворца, если он не отпустит святую мученицу – виновницу возмездия Божия. Пытку остановили, и Агафию вновь отправили в темницу. Она помолилась Господу, давшему ей силы перенести мучения, и попросила увидеть славу Его Лика, а затем предала Ему душу.

Узнав об этом, жители города поспешили к тюрьме, неся миро и благовония, и устроили похороны. В тот момент, когда они клали тело мученицы Агафии в порфирную гробницу, появился Ангел Хранитель святой в виде прекрасного юноши в сопровождении сотни детей в белой одежде. Он положил на могилу мраморную плиту с надписью: «Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины». Затем он исчез.

А нечестивый Квинтиан решил завладеть богатствами Агафии, но по дороге кони сбросили его, и он исчез в водах реки. На следующий год в день смерти святой мученицы вулкан Этна начал извергаться, и поток лавы грозил превратить в пепел Катанию. Тогда и язычники бросились вместе с христианами к могиле мученицы. Взяв лежавшее на могиле покрывало, они заградились им, словно щитом, от огненной реки, которая тут же остановилась. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии горячо молятся как защитнице города Катании. Почитание ее широко распространено на Западе и на Востоке.

Житие Мученицы Агафии Панормской (Палермской), Сицилийской
Святая Агафья жила на острове Сицилия в III веке. Она была дочерью благородных и богатых родителей, воспитывалась в христианской вере и хотела посвятить свое девство Христу, не вступая в брак. Особенно ее желание укрепилось, когда она услышала, что игемон Кинтиан объявил, согласно плану правителя Сицилии Декия, новые гонения на христиан: их было велено подвергать жестоким избиениям и казням.

Агафья преисполнилась страстной мечты пострадать за Христа — и буквально тут же Кинтиан, наслышанный о ее красоте, благородство, а заодно и христианском вероисповедании, отправляет за ней своих воинов. Расчет его прост: либо красавица Агафья станет его женой и принесет с собой богатое придание, либо подпадёт под действие нового указа и пострадает как христианка.
Посланные требуют от девушки, чтобы она отправилась с ними к Кинтиану из Палермо в Катану. Агафья просит у них несколько минут на сборы и, затворившись, обращается с молитвой ко Христу: «Господи! Ты знаешь мое сердце и расположение души моей, любовь и веру в Тебя! Будь мне вождем и помощником против врага. Не попусти всескверному и всезлобному человеку, слуге демонов, осквернить тело мое, в котором я доныне прожила чисто и честно. Прими как жертву и приношение слезы мои, ибо Ты один Бог и Тебе подобает слава вовеки».

Окончив молитву, Агафья вышла к ожидающим воинам Кинтиана и отправилась в путь. Вместе с ней пошли многочисленные соседи и знакомые их семьи, потому что всем им было интересно происходящее: кому-то отправился из праздного любопытства, а кто-то искренне сочувствовал девушке и переживал за нее.
По дороге Агафья ведет сама с собой мысленную беседу, и крайне интересно ее содержание. В отличие от множества святых дев, которые, решив однажды посвятить своё девство Небесному Жениху, больше будто бы не испытывали по этому поводу никаких борений, святая Агафья говорит так: «Вот сначала я имела брань с дьяволом, стараясь соблюсти в чистоте свое девство и победить свои плотские страсти, которые я победила с помощью благодати Христа моего, и попрала врага. Теперь я иду на вторую брань, в которой я должна положить душу свою за Христа. Но, дьявол, ты не порадуешься через меня, но более посрамишься сам: ибо я надеюсь на Христа Бога моего».
В таких размышлениях прошла часть пути, а потом у Агафьи развязался ремень ее сандалии. Она останавливается, чтобы ее поправить, ставит ногу на камень и заодно оглядывается по сторонам. Что же она видит? И любопытствующие, и сочувствующие соседи давно оставили этот поход и вернулись к себе в город, она осталась с сопровождающими воинами одна посреди пустыни.
— Всемогущий Господи! — взывает Агафья, — ради моих граждан, не поверивших мне, что хочу пострадать за Твое святое имя, покажи какое-либо чудо на этом месте!
Тотчас же из камня, на который святая поставила ногу, выросла дикая и бесплодная маслина (как добавляет автор жития, «изображавшая собой дикие умы граждан Палермо»).
Вскоре воины с Агафьей прибывают в Катану. Девушку отправляют в дом к одной местной богачке и светской львице по имени Афродисия. У этой женщины было пять дочерей, которым Кинтиан велел убедить их гостью отвергнуть христианские ценности, поддаться сладости плотского греха (желательно, к тому же, с ним, с Кинтианом) и принести жертву языческим богам.
И дочери, и мать старались вовсю, то ласками, то угрозами, то задушевными разговорами стараясь склонить Агафью на свою сторону, но та была непоколебима: «Пусть будет вам известно, что ум и помышления мои утверждены на камне и не могут быть отвращены от любви Христовой, ваши же льстивые слова подобны ветру, предоставление же мирских радостей есть не более, чем дождь, а угрозы ваши — это реки, которые хоть и прильют к моей храмине, но не возмогут сдвинуть ее, ибо она стоит на твердом основании».
При этом Агафья страшно переживала, что ей не удастся исполнить главную цель своего визита: принять мученичество за Христа.

Отчаявшись исполнить волю Кинтиана, Афродисия отправляется к нему с докладом: «Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу». Теперь уже правитель не ждет, и Агафью приводят к нему. Памятуя о том, что стоящая перед ним девица знатна и богата, Кинтиан удивляется ее внешнему виду, и между героями происходит такая дискуссия:
— Какого ты рода?
— Я благородного происхождения и имею знатных и богатых родственников.
— Если ты знатного рода, то почему носишь бедную одежду, словно какая-то рабыня?
— Я — Христова раба, посему и ношу образ рабыни.
— Как же ты называешь себя рабой, будучи свободной дочерью благородных родителей?
— Благородство и свобода наша в том, чтобы работать Христу!
— Неужели мы, не работающие вашему Христу и отрицающие Его, не свободны?
— Вы находитесь в таком плену и рабстве, что сделались не только рабами греху, но и поклонниками мерзких и бесчувственных идолов, почитая дерево и камень за бога.
— Если ты будешь произносить такую хулу, то будешь предана многим мучениям. Но объясни, почему ты отрицаешь наших богов?
— Потому что они не боги, а бесы, вы сами делаете их из меди и мрамора.
— Послушай доброго совета, девица. Принеси жертвы нашим богам, чтобы тебе не пришлось испытать мучений и навлечь бесчестие на свое благородное происхождение.
На этом месте святая Агафья внезапно желает Кинтиану, чтобы его жена была подобна Афродите, а он сам Зевсу (Афродита — богиня любви, в ее честь проводились оргии, Зевс — довольно похотливое верховное божество). Правитель велит ударить девушку по лицу, чтобы она не смела его оскорблять.
— Где разум твой, военачальник? — спрашивает Агафья. — Я желаю тебе, чтобы ты был подобен богу твоему, а ты не желаешь быть ему подобным и стыдишься его.
Кинтиан отдает приказ отправить девицу на различные муки, на что Агафья отвечает, что если отдать ее на съедение зверям, то те укротятся, если бросить в огонь, то ангелы остудят его. Девушку отводят в сырую и смрадную темницу. На следующий день ее снова отводят на суд, и Кинтиан спрашивает, не хочет ли она задуматься о своем здоровье.
— Здоровье мое — Христос.
Правитель повеле подвесить Агафью обнаженной на дереве и бить ее, а потом приказал железными клещами рвать ее соски, а после и вовсе отрезать их.
— Безбожный и бесчеловечный мучитель! — восклицает святая. — Не стыдишься ты у женщины отрезать соски, которыми сам питался у своей матери! Но я имею другие соски в моей душе, которых ты не сможешь коснуться, ибо они посвящены Богу.
Святую, с открытыми ранами на груди, бросают в темницу. В полночь к ней приходит святой апостол Петр, в руках у которого множество лекарских принадлежностей, так что Агафья решает, что это пришел врач. В ответ на слова апостола, что он пришел лечить ее, она отвечала, что никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела, так что не стоит начинать и сейчас.

— Ведь я христианин и пришел исцелить тебя, так что не стыдись меня, — отвечает апостол.
— Ты мужчина, а я девица, как же я могу без стыда обнажить пред тобою свое тело? Я лучше буду терпеть боль от своих ран, чем пожелаю обнажиться перед глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего.
— Почему же ты не хочешь, чтобы я тебя вылечил?
— У меня есть Господь мой Иисус Христос, Который исцеляет все одним словом. Если Он пожелает, то исцелит меня.
Апостол ответил, что Господь-то и послал его исцелить Агафью, после чего сделался невидимым, а святая, «посмотрев на тело свое, увидела сосцы свои целыми и раны исцелившимися, всю ночь необычайный свет наполнял ее темницу, так что все воины разбежались, оставив двери открытыми». Другие узники предлагали Агафье воспользоваться этим, но она объяснила, что не хочет лишиться мученического венца и навлечь вину на стражей.
Через несколько дней Агафью снова ведут к Кинтиану, который спрашивает, сколько еще его узница будет упорствовать. Святая отвечает, что приносит жертвы и хвалы только Тому, Кто исцелил ее. Кинтиан велит обнажить девушку и видит, что ее грудь совершенно здорова.
Пораженный, он спрашивает, кто ее вылечил, на что получает ответ, приводящий его в ярость: Господь Иисус Христос. Кинтиан велит насыпать на землю раскаленные угли, бросить на них обнаженную святую, бить ее и мучить.
Воины приступили к исполнению приказа, но тут случилось страшное землетрясение, и земля поглотила тех, кто придумал это мучение, двух друзей Кинтиана. Местные жители требовали от правителя прекратить мучения Агафьи, раз из-за нее случаются землетрясения, и Кинтиан был вынужден подчиниться народной воле.
Святую снова отвели в темницу, где она, помолившись, спокойно и мирно отошла ко Господу. Народ забрал ее тело, чтобы похоронить с почестями. К торжественной процессии вдруг присоединился прекрасный юноша и с ним сто отроков. Никто в городе не знал, кто они и откуда взялись, а юноша перед самым погребением положил в гроб святой табличку с таким текстом: «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавления». Сразу же после этого он сделался невидимым, так что все поняли, что это был ангел.
Над могилой святой была сразу же построена церковь, а ее одежда была положена поверх гроба. Спустя ровно год после кончины Агафьи случилось извержение вулкана Этны. Все жители города — и христиане, и язычники — бросились к могиле святой, взяли ее одежду и, держа ее как защиту, выстроились стеной перед лавой. Огонь тут же развернулся в обратном направлении, а потом и вовсе погас.

Мощи святой Агафьи в 1040 году были перенесены в Константинополь, но в 1126 году вернулись обратно в Катану.
Молитвы Мученице Агафии Панормской (Палермской), Сицилийской
Тропарь
Агница Твоя, Иисусе, Агафия,
зовет велиим гласом:
Тебе, Женише мой, люблю,
и, Тебе ищущи, страдальчествую,
и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,
и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,
и умираю за Тя, да и живу с Тобою,
но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.
Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак
Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:
радуйся, вопиющи, Катанская похвало.
Молитва
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Агафия, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.