Муром спасо преображенский монастырь

Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса… «

Монастырь многие столетия был одним из важнейших оборонительных плацдармов города. По преданию, монастырь возник на месте укреплённого двора первого Муромского князя Глеба (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071 г. причислила Бориса и Глеба к лику святых), построившего деревянную церковь Всемилостивого Спаса. Его первоначальное наименование – «Спасский, что на бору». «Да на посаде ж в Спасской и Никольской улице монастырь Спасский, а на монастыре церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная а пяти верстах… а монастырь и на монастыре церкви и в церквях Божия милосердия образы и освечи и книги и ризы и на колокольце колокола и все монастырское строение Государево, а иное мирское» (Писцовая книга города Мурома, составленная Б.Д. Бартеневым. С. 160).

Спасо-Преображенский собор – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м гг. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехапсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары5 опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.

Облик Спасского храма за века его существования был значительно изменён. Шлемовидные формы глав XVI в. заменены луковичными XVII века. Здание собора несколько потеряло свои первоначальные формы в связи с пристройкой с западной стороны трапезной по проекту архитектора Я. Петрова в 1839 г., растёсаны оконные проёмы, перспективные порталы превращены в обычные дверные проёмы с полуциркульным завершением (1841 г.). В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутри стенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом, стены и своды внутри и снаружи отштукатурены. Не сохранилась примыкающая к одному из фасадов «каменная колокольница» (возможно, плоская кирпичная звонница с арочными проёмами для колоколов), которая строилась одновременно с собором. Существенные перестройки были проведены при реставрации Спасского собора в 1885 г. В 1990-е гг. храм восстанавливается по научному проекту. Сохраняются некоторые перестройки, несущие на себе отпечаток различных эпох, которые только обогащают общее восприятие памятника, не разрушая его целостного архитектурного образа.

Покровская церковь монастыря построенная в 1691 г. на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома, расположена с северной стороны собора. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна ещё и тем, что она одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. По описи капитана Фёдора Сенявина, проведённой в 1673 г., известно, что «церковь каменная и тёплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под одною церковью хлебня, поварня и кладовых три палатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчёркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Настоятельный корпус Спасского монастыря — единственное из сохранившихся в городе кирпичных гражданских зданий XVII века. Настоятельный корпус построен в 1687 г. в исключительно скромных архитектурных формах. Прямоугольное двухэтажное здание, вытянутое с севера на юг, расположено с западной стороны собора. Оконные проёмы обрамлены простыми тягами в виде валиков. Настолько же просты и треугольные фронтончики6 над окнами. Николо-Ильинская часовня двухъярусная, восьмигранная с пирамидным верхом, построена в псевдо-русском стиле в 1889 г. на месте северо-западной башни монастырской ограды (архитектор Петров).

В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви), а затем и разобрана в 1807-1810 гг. В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его». К прошению прилагался «план с фасадом». Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Не был устроен и храм над св. вратами — «за теснотою и… за неимением в нем особенной надобности». В этой связи следует отметить, что в официальных документах надвратная церковь ошибочно именуется церковью Кирилла Белозерского; тогда как церковь Кирилла Белозерского, находившаяся над северными св. вратами, была упразднена и разобрана, а ныне существующий над западными св. вратами объем как церковь никогда освящен не был.

Расположенная в западной части Спасского монастыря, над главным въездом на его территорию, надвратная церковь является одним из основных композиционных элементов комплекса — памятника архитектуры Федерального значения. Объемно-планировочная структура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус — ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника. Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVII — XVIII вв.?), а затем включены в объем надвратной церкви. Архитектурное оформление западного фасада: руст, круглые окна второго яруса, профиль карнизов — позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю». Длительное время — вплоть до 1995 г. — комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки.

В начале XI в. Муром был уже одним из значительных городов на окраине молодого Русского государства. Киевский князь Владимир Красное Солнышко завещал его «в удел» своему сыну Глебу. А его брату Борису отдает Ростов.

«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI в.), своеобразная летопись истории Мурома с древнейших времен, дает интересные сведения о правлении Глеба. Примерный христианин, Глеб начал свое правление в Муроме с попытки обратить местных жителей в христианство, которой муромчане-язычники воспротивились. Глеб вынужден был покинуть Муром и поселился в двух верстах от него, на крутом поросшем лесами берегу Оки, где основал первую на Муромской земле церковь во имя Спаса на своем укрепленном дворе. Это якобы как раз то место, где ныне стоит Спасский (Спасо-Преображенский) мужской монастырь, получивший свое название от церкви, основанной Глебом.

Однако Глеб недолго правил Муромом. В 1015 г. он и его брат Борис были коварно убиты по приказу их старшего брата Святополка (Окаянного). После смерти Глеба город вновь попал под власть киевского князя, а управляли им посадники.

Спасская обитель упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России. В «Повести временных лет» говорится о гибели в 1096 г. под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской) и его захоронении в монастыре святого Спаса. Второе упоминание Спасского монастыря в летописи связано с погребением в его стенах муромского князя Юрия Владимировича в 1175 г.

Со Спасским монастырем связаны имена и муромских святых, благоустроителей семьи, князей Петра и Февронии. Петр здесь принял монашеский постриг в первой четверти XIII в., здесь он и скончался. В память об этом у главного входа монастыря установлен памятник-барельеф святым супругам Петру и Февронии Муромским, а за ним на стене – фрески со сценами их жития.

В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.

До приезда в Муром Ивана IV Грозного в 1552 г. древнейший в городе Спасский монастырь вел малоприметную жизнь. Царь наделил монастырь вотчинами, по его приказу московские мастера начали каменное строительство в обители. После Ивана IV в монастырь делали богатые вклады Борис Годунов и Михаил Романов, дарили ему села, права на рыбную ловлю, пашенные земли, леса и озера.

Но наиболее величественным в монастырском комплексе оставался Преображенский собор, возведенный мастерами Ивана Грозного в 1565 г. Царь, будучи в Муроме, дал обет, что, если возьмет Казань, то построит в городе храм. В новый монастырский храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во внешнем облике дошедшего до нас памятника отразилась его строительная история. Изначально это был пятиглавый четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов. Стены вертикально членились неширокими пилястрами на три прясла. Верхняя часть стен украшалась тремя кокошниками-закомарами. От них карнизом, украшенным рядом поребрика, отделялась нижняя часть. Средние кокошники-закомары зодчие сделали выше и шире боковых, и это придало всему зданию некоторую пирамидальность. Она подчеркивалась и пятиглавием: средняя глава имела более широкий и высокий барабан, чем боковые.

К одному из фасадов примыкала колокольня (возможно, плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).

В первой четверти XIX в. к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.

В конце XVII в. рядом с Преображенским собором возводятся палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В здании была устроена домовая церковь в честь святого Василия Рязанского.

В 1691 г. рядом с собором была построена единственная в Муроме трапезная двухэтажная церковь Покрова Богородицы с ассиметричным расположением восьмигранного столпа в трапезной палате второго яруса. Она необычна еще и тем, что одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря.

В церкви Покрова Богородицы находится саркофаг Ильи Муромца с частицей его мощей и реконструкцией лика (резьба по дереву С.А. Субботина по результатам исследований С.А. Никитина). На деревянной лежащей фигуре Ильи Муромца в монашеских ризах – стальной меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей Ильи Печерского (Ильи Муромца), привезенная из Киево-Печерской лавры. Она была преподнесена как святыня в дар Спасскому монастырю 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Неоднократно проводившиеся экспертизы останков богатыря дают некоторое представление об облике Ильи Муромца. Рост его по тем временам был поистине богатырский – 177 см. Илья был почти на голову выше своих современников, живших в XII веке. В поясничном отделе позвоночника обнаружена патология строения – наличие дополнительных отростков у позвонков, из-за чего могло происходить защемление нервов и как следствие – паралич конечностей. Поэтому, по былинам, Илья сидел на печи до 33 лет, а потом был чудесным образом исцелен. Скончался Илья Муромец в возрасте около 50 лет. На его останках нашли и многочисленные прижизненные ранения в области ключицы и ребер.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранится и особо почитаемая святыня монастыря – чудотворная икона Богоматери «Скоропослушницы» афонского письма конца XIX века. Считается, что ее чудотворный образ хранит и возрождает обитель.

Близ главных ворот монастыря стоит часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. В ней поминаются воины – уроженцы Муромской земли, погибшие в недавних военных конфликтах.

После возрождения монастыря в 1996 году его территорию пришлось перепланировать. В северо-восточную часть перенесено кладбище, разоренное в период нахождения на территории монастыря воинской части (после 1918 г.). Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и горожан-вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена по афонскому образцу поминальная часовня-костница, куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

Живописна территория монастыря, особенно летом – зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг пруда с лотосами. В вольерах мирно пасутся пони, красуются павлины. Завораживающий вид на заокские дали открывается от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006 г.).

Ныне Спасо-Преображенский мужской монастырь – это духовный, культурный и образовательный центр Мурома. На его территории возрождено Духовное училище, открыта православная гимназия, работает Паломнический центр.

Святыни монастыря:

  • чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»;
  • рака с частицей мощей преподобного Ильи Муромца.

В. Королькова

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.
Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.
В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК»РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).
В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.
Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Впервые письменное свидетельство о Спасо-Преображенском монастыре встречается в конце XI века, поэтому есть основания полагать, что храм является одной из самых старых построек Мурома. Он был возведен на месте, где стоял когда-то двор первого правителя города, князя Глеба, и служил одновременно оборонительной постройкой. Сегодня мужской монастырь функционирует.

Историкам известно, что от времени первого упоминания о монастыре в древних летописях XI века храм стоял без каких-либо потрясений около 500 лет, но в самом начале XVII века недалеко от него выстроили одноименный собор. Он и стал причиной, по которой монастырь подвергся нападению литовский войск, которыми командовал пан Лисовский. Сам монастырь не был целью их набега, но просто оказался на пути войска и был разграблен. Из собора были вынесены все драгоценные реликвии и даже камни из икон.

Затем монастырь подвергся нескольким реконструкциям, а в 1636 году был обнесен забором из дерева. Близ монастыря построили зимнюю церковь из камня — Покровскую, а также церковь Кирилла Белозерского, которая использовалась в теплое время года. В течение следующих 50 лет монастырь получил несколько собственных хозяйственных построек, а также корпус для настоятелей, который стал первым гражданским сооружением в Муроме и имел 2 этажа. Затем при монастыре открыли духовное училище, колокольню, а к началу XIX века деревянный забор снесли и построили ограду из прочного камня. Еще через несколько десятилетий рядом с монастырем был выстроен братский корпус. В течение этого времени общая территория монастыря оставалась неизменной — 200×150 метров, поэтому постройки стоят тесно друг к другу.

Спасо-Преображенский мужской монастырь: видео