Мусульмане и христиане

Некоторые особенности и отличительные черты ислама:
1. Послание ислама стоит на двух прочных основах или фундаментах, до самого Судного Дня.
Первая из этих основ — Коран: священная книга, ниспосланная великим Аллахом пророку Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует) на арабском языке, чтение которого является поклонением, чудеса которого выявляются даже в самой короткой суре (главе), дошедший до нас последовательной передачей от поколения к поколению. ( Прим. в арабском языке этот вид передачи называется — мутаватир, что означает передача текста Корана или сунны от группы передатчиков, которые не могут сойтись во лжи, другой такой же группе).
Это книга, в которой сказано о пророке Мухаммеде (да благословит его Аллах и приветствует) и его миссии:
«Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют». (Преграды, 157)
Это книга, которая по милости и защите Аллаха сохранилась в своем первозданном виде, не подвергаясь искажению и изменению. Ее перевод на любой другой язык, есть ни что иное, как перевод смысла, который вывел переводчик с Корана, и он не называется Кораном, каким бы правильным он ни был.
Вторая основа — сунна пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая, наряду с Кораном, является неотделимой частью исламского вероубеждения. Достоверная сунна (второй источник в исламском законодательстве) представляет собой действия, слова и одобрения пророка (да благословит его Аллах и приветствует). На ее законодательную силу указывают аяты Корана, например: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем». (Женщины.80) и «… Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Собрание.7)
2. Здравый ум и благоразумность
Ислам освободил разум человека от пережитков подражания и традиций, повелев ему обратить взор на окружающий мир, на то, как Аллах обошелся с народами, жившими до нас, на законы общественного развития. Вместе с этим, ислам заложил в человеке прочные основы веры, подкрепленные неоспоримыми доказательствами.
3. Сочетание между духом и материей
Человек состоит из материи (тела), которое питается той пищей, что Аллах предопределил ей на земле, в воде и теми созданиями, которые Аллах подчинил ему. Духовной пищей же для человека является откровение, ниспосланное Аллахом, правильный путь, указанный Им и все остальное, чему Аллах приучил человека.
4. Единство и гармония во Вселенной
Считая такое единство одним из признаков могущества Всевышнего Аллаха. Существует тесная связь между вселенной и её частицами. Священный Коран описывает большое количество тел, существующих во Вселенной, подробно излагает сотворение человека, джиннов, небес и земли. Раскрывает нам сущность этого и потустороннего миров.
5. Универсальность ислама, способность отвечать повседневным потребностям в жизни человека
Ислам — религия, пригодная для применения во всех местах и во все времена, так как исламское законодательство, учитывая интересы человека, объясняет ему политику международных отношений, ведения войн и заключения перемирий с одной стороны, а с другой стороны, ислам в сфере отношений между людьми, посчитал распространение приветствия, посещение больного и очищение дороги от помех, ветвями из многочисленных ветвей веры (имана). То есть, ислам затрагивает как глобальные, так и мелкие вопросы бытия. Можно привести слова посланника (да благословит его Аллах и приветствует), которые являются общим символом ислама: «Поистине Аллах предписал милость (по отношении) ко всему».
От других религий ислам отличается следующими моментами:
1. Религия Аллаха крепко связана с интересами человека. Там где есть выгода и польза человеку, там и религия Аллаха, так как дозволенное в исламе обычно связано с приятным и полезным, а запретное — со скверным и вредным.
2. Устранение затруднений и стремление к облегчению, которое мы можем заметить во многих текстах религиозного писания. Поэтому религия предписала облегчение и запретила затруднение.
3. Ислам уделяет большое внимание воплощению основных принципов религии в душе человека, чтобы в конечном итоге его поведение соответствовало принципам веры и отличалось достоинством и благородством цели.
4. В исламе нет монашества, и религия не может быть монополизирована одним человеком. Наоборот, есть ученые и правоведы, понимающие религию, обладающие достаточными знаниями для выведения правовых решений, знающие и трезво оценивающие положение людей. В Коране говорится: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться». (Покаяние, 122)
Из книги «Современные фатвы» Джаддуль Хакк Али, подготовил выпускник университета Азхар Магомед Магомедов.

Есть ли разница между Богом и Аллахом?

Мессианские верующие верят, что Бог открывает Себя людям единственным образом — через Библию и через Иешуа Мессию. Прочие конфессии, отрицающие это, например ислам, являются ложными религиями, даже если они имеют некоторые частичные истины в своей искаженной религиозной структуре.

Мессианские верующие верят в единого Бога — Бога, который правит над всей вселенной и всем человечеством – независимо от того, верят ли в Его существование или нет. Есть только один Бог, Который возвышен, полон славы и силы. Невозможно Его ограничивать как «Бога христиан» или как «Бога мусульман», или под любой другой категорией. Бог Писания не является местечковым Богом. Он не только Бог иудеев, или христиан, или только мусульман — Он Бог всех и над всем.

Евреи, мессианские верующие и мусульмане все провозглашают веру в Единого Бога — Одного Создателя, Который открылся людям — в отличие от языческих религий, которые верят во многих богов. Тем не менее, важный вопрос не в том, верят ли мессианские верующие и мусульмане в одного и того же Бога, или называют ли они Его одним и тем же именем. Однако важностью является, во что они на самом деле верят о Нем, об Его сущности, об Его характере и Его атрибутах, а также, знают ли они Его лично и непосредственно.

Каков есть Бог?

Мессианские верующие, основывая свои убеждения на Библии, познают природу Бога, глядя на Мессию Иешуа, в Котором и через Которого Бог открывает себя полностью человечеству. Они считают, что основная сущность и характер Бога есть любовь. Именно поэтому они называют Его «Отец» — называют Его именем, подразумевающим личные отношения и особую близость. В то время, когда есть некоторое сходство между представлениями о Боге в христианстве и исламе, нет никаких сомнений в том, что многие идеи ислама о Боге противоречат тому, что раскрывается в Библии. Мусульманское понимание природы Бога сильно отличается от образа Бога, который раскрывается человеку в Библии и в Иешуа.

Образ Бога в исламе основан на том, что написано в Коране и на преданиях, приписываемых Мухаммеду (хадисах).

Подобно тому, как мессианская вера не может быть отделена от Иешуа, так же ислам не может быть отделен от Мухаммеда. Все, что мусульманин знает об Аллахе, было передано ему через Мухаммеда в Коране и хадисах. Единственным авторитетным источником в исламе является только то, что говорил и делал Мухаммед.

allahgod2

Ислам подчеркивает единство Бога, Его величие, мощь и силу, Его непознаваемость и Его «отличие» — Аллах отличается от человека настолько, что человек даже не может себе представить этого. Аллах настолько другой, что он не может быть описан человеческими словами; он не является Богом, который хочет глубоких отношений с человеком; он не способен сочувствовать человеческому переживанию, и он не знает страданий. Аллах не открывает себя людям; он только открывает свою волю.

Многие концепции Бога, найденные в исламе, отличаются и даже противостоят тому, как мессианская вера воспринимает Бога. Ислам отрицает божественность и воплощение Иешуа, Его искупительную смерть на кресте и Его воскресение. Ислам отрицает триединую природу Божественного бытия и заявляет, что у Бога нет сына. Основные заветы мессианской веры являются скверной ересью в глазах ислама.

Любит ли Бог грешников? Или нет?

Бог, изображаемый в Библии — наш Небесный Отец, Который любит грешников, желает их спасения и жаждет личных отношений с ними как с Его детьми и друзьями. В Своей великой любви Он послал Мессию Иешуа умереть на кресте в качестве искупительной жертвы, чтобы искупить их и дать им совершенное спасение и вечную жизнь. Это спасение — есть дар благодати, который свободно дается всем, кто верит в Иешуа. Бог же ислама не любит грешников и требует от людей, чтобы они спасли себя сами путем полного посвящения ему, как рабы, беспрекословно соблюдающие Его заповеди. Бог Библии верен Своим словам и обещаниям. Бог ислама капризен и своеволен, он поступает так, как ему нравится, и не отвечает за собственные слова и обещания. В мессианской вере, Бог дает нам безопасность и уверенность в нашем спасении — которое не зависит от нас, но основано на совершенном акте искупления Мессией. В исламе, верующий не имеет уверенности в своем спасении, и даже хороший богобоязненный мусульманин может оказаться в аду, несмотря на все его усилия, если Бог (в соответствии с его произвольной суверенной волей, которая не может быть оспорена) так пожелает. В мессианской вере, Бог относится к кающимся с любовью и добротой. В исламе судьба человека определяется Богом с самого начала и неизменна.

allahgod3

Мессианские верующие верят в Бога, Который создал мир и Который установил разумные и логические законы, регулирующие этот мир. Эти законы являются фиксированными, и человек может исследовать природу и открывать ее секреты с помощью логики и научных исследований. Ортодоксальный ислам, с другой стороны, отрицает принцип причины и следствия (даже если причина всегда производит тот же результат) и утверждает, что Бог создает все заново каждый момент по своей воле. Согласно этой концепции, природа непредсказуема, и поэтому не следует искать причины того, почему те или иные вещи происходят во Вселенной, используя логический процесс мышления.

Истинное значение имени Аллаха

Термин Аллах (الله), как имя «единого Бога» встречается в арабском языке задолго до возникновения ислама. Арабы-христиане называют Бога Библии Аллах. Арабское слово «Аллах» берет свое начало из того же семитского корня — א.ל.ה — и близко к похожим словам на иврите, таких как אל, אלוה и אלוהים — «Элоаh», «Эль» и «Элоhим»– слова, которые часто встречаются в Библии в качестве имен единого Бога, Бога Израиля. Арабское слово Аллах означает Бог (эль-илля). В то время как арабы-христиане называют Бога Библии таким образом, арабы-язычники использовали это же имя для своего самого главного бога – который стоял у них над многими полубогами. Мухаммед заимствовал это имя как имя единого Бога, послание которого он проповедовал на Аравийском полуострове. Он собрал в своем понимании Бога ислама многое из еврейских, христианских и языческих источников.

Заявления, недавно прозвучавшие в западном христианском мире, о том что Аллах, Бог ислама, является языческим Богом (богом Луны), и что арабы-христиане не должны обращаться к нашему истинному Богу таким образом, являются необоснованными. Греческое слово Теос, которое использовалось для обозначения языческих богов Греции, появляется уже в Септуагинте и в греческих оригиналах Нового Завета, в качестве слова «Бог», эквивалент ивритского слова «אלוהים» (Элоhим). Английское же слово Бог «God» берет свое начало из дохристианского языческого германского мира, но это почему-то не беспокоит говорящих по-английски мессианских верующих.

В свете всего этого, несомненно, является правильным и подходящим для арабоязычных христиан использовать слово «Аллах» в качестве имени Бога.

В Евангелии от Иоанна 14:6 Иешуа говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Так как мусульмане не принимают Иешуа единственным путем к Богу-Отцу, они не имеют свободного доступа (как имеем это мы) к Богу, которому, как они утверждают, поклоняются. Мусульманское понимание Бога является искажением библейской истины. Мы, как верующие, должны делиться с ними благой вестью о любви Бога и о Его полном искуплении через Мессию Иешуа.

Автор — Дэвид Зейдан / oneforisrael.org
Перевод — Ирина Петра для ieshua.org

«Арабская весна» существенно ухудшила положение христианпо всему Ближневосточному региону.

В последние годы число христиан на Ближнем Востоке — колыбелихристианства -катастрофически уменьшается. Еще сто лет назад каждый четвертыйжитель Ближнего Востока был христианином, сегодня эта цифра составляетне более пяти процентов.

Печальна статистика по исторически христианским центрам: христианеВифлеема после Второй мировой войны насчитывали 85 процентов от населения,сегодня — около 10 процентов, в Иерусалиме их численностьсократилась с 55 процентов в начале ХХ века до двухпроцентов в настоящее время, в Назарете христиан сейчас менее 25процентов. «Арабская весна» существенно ухудшила положение христианпо всему Ближневосточному региону, усилив потоки беженцев, прежде всегоиз Сирии, которая до недавнего времени считалась однимиз последних островков конфессиональной стабильности. Поджогии разграбления старинных коптских церквей и акты террорав отношении христиан не прекращаются в Египте уже несколькомесяцев. Мусульмано-христианское противостояние в настоящеевремя — общая проблема большинства ближневосточных государств.

При этом отношения с христианами все больше идеологизируются, чащестали говорить о рецидивах традиционного мусульманского взглядана статус покровительствуемого христианского меньшинства, не имеющеговозможности претендовать на равноправие с мусульманами. Сквозь призмуэтого взгляда оценивают зачастую и современные проблемыв мусульмано-коптских отношениях, кризисные тенденциив которых появились далеко не в период «арабской весны»,а имеют свою долгую историю.

Копты: покровительствуемые или угнетенные?

Вопрос о мусульманском конфессионализме в этой связи приобретаетпринципиально важное значение. Сразу оговоримся, что проблема отношениямусульманской религии к немусульманам стояла с самого моментавозникновения ислама, который зарождался не в идеологическом вакууме,и разработанный в дальнейшем доктринально этот вопрос требуетспециального рассмотрения. Поэтому подчеркнем только: неверный подходк изучению идей мусульманского конфессионализма приводит зачастуюк необоснованным выводам о том, что ислам в корне нетерпимк последователям других религий. Подобный подход не имеет ничегообщего ни с классической теорией, ни с практикой ислама(за исключением отдельных этапов его истории).

Мусульмано-христианское противостояние

История мусульмано-коптских отношений в Египте насчитываетмного веков. При этом характер этих отношений выстраивался отнюдьне на основе исламской доктрины, а менялся в зависимостиот исторических условий, политической ситуации, внешних факторов, принятойна вооружение идеологии, зачастую зависел от личности самогоправителя. Кроме того, методы обращения населения в ислам также былиразличными и зависели от положения самих последователей исламаи их противников (язычников, последователей зороастризма, иудеев,христиан).

К началу арабских завоеваний Египет входил в состав Византийскойимперии и египетские христиане, подвергаясь притеснениям со сторонывизантийских церковных властей, представляли по сути гонимое меньшинство,поэтому копты довольно нейтрально относились к арабам. Когда Египет вошелв состав Арабского халифата, копты получили статус зиммиев(покровительствуемых иноверцев), который гарантировалим неприкосновенность личности, имущества и церквей, а такжеполное невмешательство арабских правителей во внутренние дела общины.За это иноверцы должны были выплачивать подушную подать — джизью(которая, кстати, была значительно меньше, чем закят — обязательныйрелигиозный налог для мусульман) и не могли принимать участиев актах, враждебных мусульманам. Джизья позволяла немусульманамне служить в армии и не облагала никакими обязательствами,которые были у мусульман. В обязанность последних входилаи защита покровительствуемых иноверцев от любых враждебныхпосягательств.

Принятие ислама освобождало от уплаты подати, однако сам процессисламизации шел добровольно, массового характера не носил, и спустястолетие почти 98 процентов египтян продолжали исповедовать христианство,из представителей которого складывалась влиятельная прослойкачиновничества (коптский язык окончательно был вытеснен из употребленияарабским только в XVIII веке).

В эпоху правления Фатимидов (X–XII века) коптыпользовались особой благосклонностью со стороны первых халифов этойдинастии, занимали должности визирей и даже находились в родственныхотношениях с отдельными халифами, которые нередко принимали участиев христианских празднованиях.

Период правления мамлюков (XIII — начало XVI века) был для коптовтяжелым, когда разрушались и разграблялись многие церкви. Однакосправедливости ради стоит отметить, что и копты активно жгли дворцы,мечети и жилые дома мусульман.

Включение Египта в состав Османской империи изменило положение христианв лучшую сторону, а с приходом к власти в 1805 годуреформатора Мухаммеда Али всяческие гонения и притеснения прекратились,в 1856-м была отменена подушная подать и коптыуравнялись с мусульманами в праве на военную службу.

В начавшемся в 1881 году национально-освободительномдвижении копты принимали самое активное участие наряду с мусульманами,равно как и в антианглийской революции 1919-го,проходившей под лозунгом «Египет для египтян». Лидер революционногодвижения — известный египетский националист Саад Заглюль неоднократнов своих выступлениях подчеркивал, что Египет принадлежит коптамтак же, как и мусульманам.

Копты активно участвовали в работе комиссии по выработкеегипетской конституции в 1923 году, которая провозгласила равенство всехграждан перед законом и свободу отправления религиозных культов.С этого времени строго соблюдался принцип включения коптов в составкабинета министров, а в парламент они делегировалисьв соотношении один депутат-копт на 13депутатов-мусульман. Среди коптов было много предпринимателейи крупных земельных собственников. Сами копты называют этот период золотымвеком коптской общины.

Ситуация начинает меняться с момента революции 1952 года, когда коптыоказались вытеснены из политической жизни (ни одного коптане было в составе Совета революционного командования, свергнувшегокороля Фарука и взявшего власть в свои руки). Временная конституция1956 года провозгласила ислам государственной религией, в школах началосьизучение Корана и в парламент копты уже не прошли. Серьезноенедовольство у коптской общины вызывали и «социалистическиеэксперименты» Насера, которые сильно ущемляли их экономические права.Однако многие негативные моменты сглаживались в целом светским характеромгосударственного режима и жесткой борьбой, которую вел Насер с любымипроявлениями исламского экстремизма, включая и организацию»Братья-мусульмане».

Приход к власти Анвара Садата (1970) поставил коптскую общинув принципиально новую позицию. Начав резкую ревизию наследия своегопредшественника, этот президент сделал ставку на исламское движение,которое при его негласной поддержке быстро укрепляло свои позиции.Из тюрем были выпущены все активисты «Братьев-мусульман»,стали множиться исламские ассоциации, которые должны были стать противовесомразличным левым течениям (особенно в молодежной среде). С середины70-х начинается исламизация египетского законодательства, шариатзакрепляется конституционно, прекращается строительство церквей. Частые вспышкивражды между последователями разных религий становятся постоянным фоном,на котором развивалось движение исламистов. В начале80-х годов возникают уже крупные столкновения между мусульманамии христианами по всей стране.

Новый президент — Хосни Мубарак предпринял целую серию шагов дляпредупреждения вспышек межобщинной розни (начиная с 2003 года Рождествостало официальным праздничным днем в Египте,а с 2005-го было снято ограничение на строительствокоптских церквей), однако против коптов действовали уже террористическиегруппы, стычки на религиозной почве стали носить постоянный характер,а сами христиане все чаще высказывали опасения продолжающейся «ползучейисламизацией», в том числе и внутри правящейНационально-демократической партии (НДП).

При этом ухудшающаяся экономическая и социальная ситуация в странесильно политизировала мусульмано-коптские отношения, которыена рубеже веков выступали скорее формой проявления общего социальногонедовольства и способом давления на государство и правительство.Тем не менее в январе 2011 года на площади Тахрири мусульмане, и копты стояли вместе под лозунгами свержения диктатурыи установления демократического правления. Казалось, что в новыхусловиях вопрос о положении христиан в мусульманском государствебольше не будет проблемой. Однако после прихода к властиисламистского президента ситуация быстро начала меняться.

Первый «демократический» президент: обещания одни — деладругие

3 июля 2013 года недолгое правление законно избранного президента Египтазавершилось фактически военным переворотом. 4 ноября начался суд над МухаммедомМурси, обвиняемым в подстрекательстве к убийству участников акцийпротеста в декабре 2012-го.

Придя к власти на волне широкого народного недовольства, Мурсив своей предвыборной программе обещал стать президентом для всех египтяни консолидировать общество. Однако вместо того чтобы сконцентрироватьсяна решении экономических проблем, ставших катализатором протестногодвижения, новый президент под давлением консервативных кругов начал проводитьактивную «ихванизацию» страны (от ихван — братья) по всемнаправлениям. Несмотря на массовые протесты, утвердил исламистскуюконституцию, стал продвигать своих людей на ключевые посты в системевласти, на пост губернатора крупнейшего туристического центра —Луксора назначил представителя группировки, которая была причастнак террористическому акту в этом городе, унесшему десятки жизнейиностранных туристов в 1999 году. Процесс исламизации был заметени во внешней политике: первый визит Мухаммед Мурси совершилв Саудовскую Аравию, второй — в Иран, занял жесткую позициюв отношении Сирии, разорвав с ней дипломатические отношения.

Не оценив адекватно внутриполитическую ситуацию, Мурси решил, что 51процент полученных им на выборах голосов дает ему мандатна тотальную исламизацию, философия которой была прописана в новойконституции, сыгравшей крайне негативную роль в межконфессиональныхотношениях и подстегнувшей новую волну нападений на коптови суфиев (по некоторым данным, только в 2011-мстрану покинули более 90 тысяч коптов, в дальнейшем поток христианскихбеженцев увеличивался). После падения режима Хосни Мубарака только в Каиребыли сожжены три церкви, убиты несколько десятков коптов.

Упрочив положение о принципах шариата как источнике права, конституцияпредоставила беспрецедентные полномочия исламским богословам, закрепилавмешательство в частную жизнь во имя укрепления нравственныхценностей, провозгласила права и свободы как дарованные Аллахоми необходимость соблюдать женщинами обязанности по отношениюк семье. Предоставив христианам и иудеям право на защитуи автономию (видимо, как в миллетах Османской империи), конституцияЕгипта продемонстрировала доктринальную несостоятельность в решениивопроса о статусе зиммиев в современных условиях. Такие нормыконсервативно-мусульманского толка вызвали массовые протестысо стороны коптов и стали раздражителем для светских круговегипетского общества, что привело в конечном итоге к новой волнепротестов против политики президента.

Патриарх Коптской церкви Феодор II неоднократно выступалс неприкрытой критикой действий властей в отношении египетскиххристиан, которые не могут обеспечить их безопасность. Позиция главыКоптской церкви поставила ее в положение открытой оппозицииправительству — впервые за последние десятилетия. Предыдущийпапа — Шенуда III в. своих отношениях с Мубаракоми его правительством всегда сохранял дипломатический стиль общенияи придерживался аполитичной стратегии.

Светская оппозиция в лице Фронта национального спасения (ФНС) активноподдержала коптов, и один из ее лидеров — Мохаммедэль-Барадеи заявил, что государство рушится по всемнаправлениям, в том числе и в области безопасностинаселения.

Сохранить колыбель христианства

После падения Мухаммеда Мурси власть снова перешла к светским кругам,в переходном правительстве три министерских поста отдали коптам.

Проблема заключается в том, что «Братьев-мусульман»запретили, обвинив эту организацию в нарушении прав человекаи насильственной исламизации, и судебным решением отстранилиее от легального участия в политическом процессе, а именнов предстоящих в ближайшее время парламентских и президентскихвыборах. В отличие от периода Хосни Мубарака, когда исламисты,находясь под запретом, продолжали участвовать в политическом процессев качестве независимых кандидатов или в блоке с другимипартиями, теперь речь идет о запрете не только-де-юре,но и-де-факто.

Ясно, что военное противостояние исламисты проиграли, однако подпольнаядеятельность — их стихия (в таком режиме они функционировалис 1979 года) и эта деятельность, конечно, будет в ближайшейперспективе оказывать серьезное воздействие на внутриполитическуюстабильность. Без дальнейших стратегических договоренностей между военнымии исламистами говорить об окончательной победе первых невозможно, таккак и в политике,и в общественно-экономических структурах остались верныепоследователи «Братьев-мусульман», не говоря ужеоб их поддержке со стороны определенной части населенияи о высоких мобилизационных возможностях, связанных с целойсетью благотворительных обществ, создававшихся десятилетиями. Об этомсвидетельствуют и октябрьские (2013) события, когда здание университетаАль-Азхар подверглось нападению со стороны студентов —сторонников «Братьев-мусульман», обвинивших ректорав пособничестве военным.

Более того, как показывает недавняя история, чем дальше»Братья-мусульмане» дистанцированы от государственныхструктур и принятия официальных решений, тем сильнее их позиции средибеднейших слоев населения. К этому добавляется и тот факт, что Египетдолго еще будет выходить из глубокого экономического кризисаи продолжать контртеррористическую операцию на Синайском полуострове,притом что США серьезно сократили финансирование египетской армиии поставку вооружения (в частности истребителей F-16,вертолетов Apache, ракет и запчастей для танков). В этой ситуацииподдержанные группировками «Аль-Каиды» террористические группывполне способны продолжать дестабилизировать создавшееся положение различногорода актами насилия, направленными прежде всего против христианскогоменьшинства.

Есть еще одна проблема, зачастую подогревающая конфессиональноепротивостояние: несовпадение правовых систем и разные механизмы решенияспорных вопросов (административных и семейных), когда коптка, например,принимает ислам с тем, чтобы развестись с мужем, а затем опятьвозвращается в лоно Церкви. Такие случаи вызывают различного родаспекуляции как со стороны мусульман, так и со стороны христиан,обвиняющих друг друга в нарушении религиозных норм и правилобщежития.

Тем не менее монополия на власть светских сил, гарантированнаяполным запретом «Братьев-мусульман», должна значительно улучшитьположение конфессиональных меньшинств. Панарабизм, усиливший сейчас своипозиции, в противовес панисламизму (две идеологии, которые непрерывно велиборьбу в арабо-мусульманском мире на протяжении всегоХХ века) на концептуальном уровне признает равенство всех гражданперед законом независимо от социокультурных (этноконфессиональных)различий. И в этом смысле светская (либеральная или квазилиберальная)власть абсолютно предпочтительнее для глубоко разделенных, гетерогенныхобществ, какими является большинство арабских стран. В противном случаепродолжающийся процесс дехристианизации Ближнего Востока грозит колыбелихристианства стать полностью исламской территорией.

Самой массовой религией к концу века станет ислам, который обгонит христианство, выяснили американские исследователи. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, что ожидает другие религии и отдельные страны.

Христианство на протяжении как минимум последнего тысячелетия оставалось самой массовой религией на Земле. Этому способствовала активная миссионерская деятельность его адептов, преимущественно европейцев, на колонизируемых и завоеванных землях. Впоследствии эти территории обретали статус независимых государств, но их жители продолжали исповедовать религию, которую принесли на их территорию огнем и мечом или иными действенными методами убеждения. На равных «конкурировать» с христианством мог только ислам, появившийся примерно на 600 лет позже религии Христа.

Сейчас на Земле порядка 2,2 млрд христиан, 1,5 млрд мусульман и около 500 млн буддистов. А число адептов индуизма примерно равняется числу мусульман.

Тем не менее в глобальной перспективе подобные тенденции имеют свойство меняться. Поэтому подсчитать, как будет меняться соотношение адептов различных религий на Земле на протяжении XXI века, решили исследователи из Pew Research Center. Для этого они провели масштабное исследование, в ходе которого проанализировали колоссальные массивы данных и провели множество расчетов, делая акцент на регионах, но не на отдельных странах.

Приведенные исследователями выводы определенно не порадуют тех, кого огорчает новость о том, что чаще всего новорожденных британцев в 2014 году называли Мухаммедами. Дело в том, что к 2070 году число мусульман и христиан на планете сравняется, а затем тенденция и вовсе изменится в пользу ислама.

Согласно подсчетам ученых, к 2100 году мусульман и вовсе станет больше, чем христиан — 35% населения Земли будут исповедовать ислам, а еще 34% — христианство.

При этом к 2050 году около 10% населения Европы будут составлять именно мусульмане. В дальнейшем пропорция продолжит меняться в пользу тех, кто исповедует ислам. Аналогичная ситуация ожидает и США — число христиан в стране снизится с 3/4 до 2/3 населения. При этом мусульман в США к 2050 году станет больше, чем иудеев, хотя по данным на 2010 год, именно они занимают второе после христиан место в этой стране.

Неутешительные данные исследователи приводят в отношении атеистов и агностиков — на протяжении XXI века их число продолжит расти лишь в США и Франции. В остальных странах число людей, которые не относят себя к какой-то религии, продолжит снижаться.

В целом активный рост продолжат именно христианство и ислам. Причем продолжаться он будет в основном за счет африканских стран. Так, каждый четвертый из десяти христиан будет являться жителем Черной Африки — то есть одной из стран, лежащих к югу от Сахары. Число буддистов на протяжении XXI века практически не изменится. А приверженцев иудаизма и индуизма будет становиться лишь больше. При этом Индия станет страной с самым большим мусульманским населением в мире и обгонит Индонезию.

В пользу приведенных представителями Pew Research Center прогнозов говорят и данные, опубликованные в книге «Население мира и человеческий капитал в XXI веке» (World Population & Human Capital in the Twenty-First Century), в которой приведены последние результаты анализа демографической ситуации по всем странам мира. Прогнозы населения проводились с учетом мнения более 500 экспертов в разных областях демографии и в различных регионах мира.

Так, в Египте, даже по усредненным прогнозам, в ближайшие 50 лет будет уже не 80 млн жителей, а целых 132 млн.

При этом в той же Германии, согласно аналогичному прогнозу, число жителей к 2060 году уменьшится с 82 млн до 77 млн. При этом резкого падения удастся избежать во многом благодаря высоким темпам рождаемости среди мусульманского населения. Средний прогноз совпадает и в отношении Индии, число жителей которой за ближайшие 60 лет увеличится на 500 млн человек. Подобный скачок как раз и позволит обогнать Индонезию, которая за указанный период сумеет прирасти «лишь» на 40 млн человек.

Нагляднее всего рост мусульманского населения можно увидеть на примере Нигерии — к 2060 году в этой стране будет жить уже не 158 млн человек, а 425 млн. В целом подобные тенденции характерны для всех стран Черной Африки. Отдельно для исламофобов стоить отметить, что межконфессиональные отношения на территории Африки серьезно отличаются от привычных европейцам — в одной только Центрально-Африканской Республике местные христиане с переменным успехом уничтожают мусульман, что довольно сильно контрастирует с общепринятыми тенденциями.