Музей корабля васа

Музей Васа (швед. Vasamuseet) — шведский морской музей, расположенный в Стокгольме на острове Юргорден. В музее представлен почти полностью сохранившийся 64-пушечный корабль XVII века «Васа», который затонул в 1628 году во время своего первого выхода в море. Музей Васа был открыт в 1990 году и, согласно информации на официальном сайте, является самым посещаемым музеем Скандинавии. Вместе с другими музеями, например, Стокгольмским морским, относится к группе шведских национальных морских музеев.

Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года. В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала 17 века.
01. Вход в музей. Рекомендую приезжать туда с утра пораньше, иначе придётся стоять в огромной очереди за билетами. Посещение музея стоит 130 крон для взрослых, 110 крон для студентов, дети до 18 лет бесплатно.

02. История «Васы» началась в январе 1625 года, когда король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.

03. Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года под руководством Хюбертссона на верфи военного флота Блазиенхольмен близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Вазы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота.

04. Уменьшенная копия корабля

05. В 1627 году судостроитель Хенрик Хюбертссон умер. Его преемником в работе над «Васой» стал судостроитель верфи Блазиенхольмен Хайн Якобссон. Осенью того же года корабль был спущен на воду. К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. В январе 1628, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.

06. К воскресенью 10 (20) августа 1628 г. всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников.

07. Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, «Васа» начал крениться, вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и затонул.

08. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло, по разным источникам до 400 человек.

09. Различные вещи, поднятые с корабля

10. Реконструкция лиц экипажа по черепам.

11. Макеты, показывающие этапы строительства корабля.

14. В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма, но все они были безуспешными.

17. В 1664-1665 годы 53 пушки были подняты с корабля с помощью водолазного колокола.

18. После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении.

20. Длина корпуса «Васа» — 69 м, а его ширина — 11,7 м.

21. Монеты, бывшие на корабле.

22. В 1950-е годы историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с уклоном на затонувшие корабли. Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево.

23. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. 25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена, водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.

24. Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года

25. Водолазный колокол

26. Разные вещи с корабля

27. Макет судна в разрезе

28. Предполагают, что так были раскрашены скульптуры корабля. Перед этим проводились исследования в изучении сохранившихся частичек краски.

29. Впечатляющая деревянная резьба на корме.

32. В музее есть также кинозал, где каждые 20 мин. показывают фильм о корабле на разных языках. На русском языке тоже есть, нужно узнавать расписание у работников музея.

35. В следующем, 2018 году кораблю исполнится 390 лет, из которых 333 года он провёл под водой.

36. Рекомендую музей к посещению.

Другие фоторепортажи о Стокгольме и Швеции:
Прогулки по Стокгольму, часть №01
Прогулки по Стокгольму, часть №02
Прогулки по Стокгольму, часть №03
Прогулки по Стокгольму, часть №04
Прогулки по Стокгольму, часть №05
Прогулки по Стокгольму, часть №06
Прогулки по Стокгольму, часть №07
Прогулки по Стокгольму, часть №08
Прогулки по Стокгольму, часть №09
Прогулки по Стокгольму, часть №10
Прогулки по Стокгольму, часть №11
Прогулки по Стокгольму, часть №12
Прогулки по Стокгольму, часть №13
Прогулки по Стокгольму, часть №14
Прогулки по Стокгольму, часть №15
Прогулки по Стокгольму, часть №16
Прогулки по Стокгольму, часть №17
Прогулки по Стокгольму, часть №18
Прогулки по Стокгольму, часть №19
Стокгольм: музей Средневековья
Стокгольм: Технический музей
Стокгольм: музей Нобеля
Метро Стокгольма
Балконы Стокгольма
Двери Стокгольма
Стокгольм: Хага парк
Стокгольмская ратуша
На велосипеде по Стокгольму
Швеция: замок Скоклостер
Швеция: замок Росерсберг
Швеция: замок Сконелахольм

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ

3. Трагическая история корабля «Ваза»

Но вернемся в 1620-е годы, в Швецию. Густав Адольф стремится к контролю над Балтикой. Мы цитируем: «В течение 1620-х годов он разворачивает большую программу завоевания. Он требует увеличить количество кораблей уже имеющихся типов и требует больше бронзовых пушек. Однако простого увеличения числа кораблей недостаточно, и он начинает создавать корабли нового типа, с двумя большими пушечными палубами, вооруженные более тяжелыми орудиями. Эти корабли должны были превзойти любой другой корабль на Балтике и планировались как флагманские корабли больших эскадр» , с. 31.

Густав Адольф предпринял попытку создать такие корабли еще в 1619 году, однако это кончилось неудачей. Через некоторое время, в 1624 году, король приступает к осуществлению своей новой программы очень серьезно. «Он приказывает построить два корабля нового класса, вооруженных новым типом артиллерии. Для строительства была выбрана Стокгольмская военно-морская верфь. Осенью 1624 года король и Адмиралтейство начали переговоры о новом контракте для поддержания флота и создания новых кораблей…

Король и братья Гибертсон (Hybertsson) (датские корабелы — Авт.) вели переговоры о контракте в течение осени (1624 года — Авт.), они старались определить стоимость программы по развитию флота и созданию новых конструкций. В конце концов были подписаны две слегка отличающиеся версии окончательного контракта: один подписан Адмиралтейством в декабре 1624 года, а другой — королем в январе 1625 года» , с. 31, 36–37. Таким образом, осень и конец 1624 года оказались главной отправной точкой в создании принципиально нового флота Густава Адольфа. На рис. 2.8 представлены эти важные документы.

Результатом этого проекта был военный флагманский корабль, названный «Ваза». Он был спущен на воду в 1628 году. Корабль был для того времени огромным, рис. 2.9. «»Ваза» должен был стать главным королевским кораблем: корпус, построенный из 1000 дубов, 64 крупнокалиберные пушки, мачты высотой свыше 50 метров и несколько сотен позолоченных и разукрашенных скульптур. Верфь, где строился корабль «Ваза», находилась на Блазиехольмен в центре Стокгольма. Летом 1628 года «Ваза» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там был принят на борт балласт, а также пушки и ядра для первого плавания. Новый корабль вызывал восхищение и гордость жителей Стокгольма…» , с. 3.

Кратко скажем о Вазе в цифрах. Полная длина Вазы, включая бушприт, — 69 метров. Длина корпуса, включая бикхед, — 61 метр. Наибольшая ширина — 11,7 метра. Высота Вазы (от киля до верха грот-мачты) — 52,5 метра, высота кормы — 19,3 метра. Водоизмещение — 1210 тонн. Экипаж — 145 матросов и 300 солдат (кстати, для простых служилых людей никаких коек на корабле не было — все матросы и солдаты спали на палубе; у офицеров же были каюты). На корабле обнаружено около 500 деревянных скульптур и свыше 200 резных фрагментов, барельефов. Итого — более семисот (!) изображений, тщательно выточенных из дерева , с. 25, 29.

Тысяча дубов пошла на строительство Вазы. При этом, чтобы получить правильные размеры деталей и конструкций, дубы в лесах специально подбирались по форме стволов и ветвей. Для удовлетворения большой потребности военного флота дубы защищались законом: «Кто повалит дуб, тот будет присужден в первый раз к штрафу в 40 марок, во второй раз — в 80 марок, а в третий раз — к смертной казни» , c. 6–7.

Рис. 2.8. Контракты 1624–1625 годов, согласно которым началось создание новых кораблей для флота Густава Адольфа. Взято из , с. 38.

Рис. 2.9. Корабль Ваза в музее. Фото 2013 года.

На рис. 2.10 и 2.11 показана небольшая модель Вазы, выставленная сегодня в музее «Ваза», рядом с самим кораблем, поднятым со дна и законсервированным. На рис. 2.12 мы видим корабль в разрезе (реконструкция), а на рис. 2.13 изображена его корма. Краски были восстановлены реставраторами в результате исследований поднятого корабля. На рис. 2.14 мы видим нос корабля. Краски здесь тоже восстановлены. Яркое, разноцветное и даже пестрое оформление Вазы поразительно контрастирует с привитой нам точкой зрения о якобы сдержанном стиле скандинавской культуры. Корабль был расцвечен скорее в восточном, арабском, стиле, как его понимают сегодня, или славянском — с яркими чистыми красками. В связи с этим обращает на себя внимание одна из больших скульптур на корме корабля, рис. 2.15. Перед нами — солдат в чалме! Но нас сегодня уверяют, что шведы не носили чалму. А ведь эта статуя украшает королевский флагманский корабль. Причем поставлена совсем рядом с королевским гербом на корме. Следовательно, казацко-османская чалма отражает некоторые обычаи Швеции начала XVII века.

Рис. 2.10. Модель корабля Ваза в музее «Ваза». Стокгольм. Краски восстановлены в результате исследований. Фото 2013 года. См. также , с. 86–87.

Рис. 2.11. Модель корабля Ваза, выставленная в музее, рядом с самим кораблем. Фото 2013 года.

Рис. 2.12. Корабль Ваза в разрезе (реконструкция). Взято из , с. 106–107.

Рис. 2.13. Реконструкция кормы корабля Ваза. Взято из , с. 76.

Рис. 2.14. Реконструкция носа корабля Ваза. Взято из , с. 78.

Рис. 2.15. Большая скульптура с кормы Вазы. На голове воина — чалма! Причем эта статуя солдата казацкого или османско-атаманского вида стоит не на простом судне, а на королевском шведском флагмане.

По поводу красок, использованных на Вазе, сообщается, что, например, яркая голубая краска изготовлялась на основе ляпис-лазури, редкого минерала, добывавшегося только в России и Афганистане. Эти и другие аналогичные краски были до?роги, и на них ушло много денег из шведской казны при украшении Вазы , с. 79.

Конечно, флагман Ваза был задуман и создан в первую очередь как выдающаяся «машина войны». Именно так именуют его сегодня многие комментаторы , с. 49. Вполне справедливо. В то же время он явно был символом шведской идеи господства на Балтике. Комментаторы правильно отмечают: «Корабль был задуман не только для установления новых стандартов огневой мощи и не только как корабль, который был бы в состоянии победить любой другой корабль на Балтике, но и как не имеющий себе равных метафизический военный корабль, плывущий символ Густафа Адольфа, его личных амбиций и амбиций Швеции» , с. 81.

Именно поэтому в постройку корабля был вложен гигантский труд. Это видно также из того, что, наряду с выдающимися военными характеристиками, Ваза был ярко расцвечен множеством красок, а также украшен несколькими сотнями (более семисот) замечательных скульптур и барельефов, аккуратно вырезанных из липы, дуба и ели. При этом большинство скульптур выточено из твердого дуба, а потому они неплохо сохранились , с. 23. Наиболее известным из резчиков по дереву на Вазе был немец Мортен Редтмер. Он создал большинство больших выразительных скульптур, например Геркулеса , с. 29. О них мы подробно поговорим ниже.

Однако этому роскошному, красивому кораблю не было суждено воплотить в жизнь далеко идущие амбициозные планы короля Густава II Адольфа. Случилась катастрофа. Произошло это 10 августа 1628 года, в воскресенье, в пять часов пополудни.

«В воскресенье, 10 августа, все было готово к плаванию. Погода была хорошая, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около ста человек экипажа, а также женщины и дети. Предполагалось торжество со всем великолепием, а потому экипажу было разрешено взять с собой семьи и родственников в первое плавание через шхеры.

В гавани собралось множество любопытных… Ветер дул с юго-запада, и первые сотни метров было необходимо вытянуть «Васу» с помощью якорей… Матросы взобрались по снастям и поставили четыре из десяти парусов «Васы». Пушки отсалютовали, и медленно и плавно «Васа» отправилась в первое плавание.

В письме к королю Государственный совет (правительство) описывает то, что затем произошло: «Когда корабль вышел в открытую бухту Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром, и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим».

Порыв ветра накренил и потопил корабль всего после 1300 метров плавания. Адмирал Эрик Йенсон был свидетелем ужасных секунд на борту, когда вода хлынула через пушечные порты и корабль начал тонуть. Он был в то время внутри, проверяя пушки:

«Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда». Адмирал «настолько нахлебался воды и был настолько избит люками», что несколько дней лежал при смерти. Другие рассказывают, что помощь быстро пришла на место катастрофы, «но помочь ничем было нельзя». Говорят, что около 50 человек пошли на дно вместе с «Васой». Новость о катастрофе достигла шведского короля, который находился в Пруссии, только через две недели» , с. 3–4.

На рис. 2.16 и 2.17 показаны современные реконструкции момента катастрофы, представленные в музее «Ваза».

Рис. 2.16. Современное изображение тонущего Вазы. Взято из , с. 37.

Рис. 2.17. Современная реконструкция гибели Вазы, выставленная в музее. Фото 2013 года.

Было много дискуссий, почему так быстро затонул Ваза, причем в хорошую погоду, когда не было и намека на какой-либо шторм. Мы не будем останавливаться на этом обсуждении. После поднятия корабля в 1961 году выяснилось, что весь необходимый балласт был на борту, причем уложен правильно и надежно. Все пушки тоже были хорошо и грамотно закреплены, рис. 2.18. Паруса были поставлены вполне профессионально. Наиболее вероятная версия гласит, что были допущены ошибки в самом конструировании корабля, слишком высоко подняли центр тяжести. Это, конечно, странно, поскольку кораблю-флагману было уделено огромное внимание, затрачены гигантские средства, и корабелы должны были заранее рассчитать все элементы конструкции. Впрочем, не исключено, что в эпоху распада Великой Империи прежнее искусство и мастерство кораблестроения уже было утрачено. Многое забыли и растеряли. Европа утонула в кровавом хаосе Реформации. Люто дрались за наследство Империи. Недаром именно в эту эпоху было утрачено искусство изготовления зерни, был утерян рецепт изготовления геополимерного бетона (потом снова стали искать его как алхимический «философский камень») и т. д. См. нашу книгу «Империя». Недаром трагический случай с Вазой был, оказывается, далеко не единичным в XVII веке. Нам сообщают, что «Швеция потеряла 15 боевых кораблей (причем из числа самых крупных военных кораблей, как отмечено на стр. 9 — Авт.) в конце 1620-х годов. И ТОЛЬКО ДВА ИЗ НИХ — В БОЮ. Тринадцать кораблей погибли из-за ограниченных парусных характеристик кораблей. Внезапное изменение направления ветра могло означать, что корабль начинал дрейфовать к берегу и затем выбрасывался на сушу. Очень редко (авторитетно рассуждает комментатор — Авт.) можно было плыть против ветра от земли на больших кораблях» , с. 43.

Рис. 2.18. Модель Вазы в разрезе, выставленная в музее «Ваза». Фото 2013 года.

Это выглядит совсем уж странно. Выходит, что в XVII веке шведы разучились плавать на парусных кораблях против ветра. Причем раньше — хорошо умели. Например, знаменитые средневековые викинги уходили в далекие морские походы. А вот в XVII веке неожиданно разучились. Да и вообще, мол, изменение ветра очень-очень опасно для шведских кораблей. На берег выбрасывает…

Но ведь раньше, в XV–XVI веках, большие флоты Османии=Атамании и Руси-Орды успешно бороздили моря и океаны и, в частности, достигали Америки, неоднократно пересекая туда и обратно бурную Атлантику. В том числе и против ветра. См. нашу книгу «Освоение Америки Русью-Ордой». И большие ордынские флагманские корабли той эпохи не переворачивались в бухте при легком бризе, отойдя на тринадцать сотен метров от пристани. Во всяком случае, сведений о таких нелепых случаях не сохранилось.

Как уже говорилось, Ваза пролежал на дне 333 года. Его подняли в 1961 году. Корабль хорошо сохранился, так как в Балтийском море нет червя-точильщика — небольшой ракушки, которая в более соленых морях съедает все дерево. Поэтому деревянные корабли, затонувшие на Балтике, сохраняются в течение сотен лет , с. 15. Корабль уцелел настолько хорошо, что после подъема мог держаться на воде самостоятельно, рис. 2.19. Несколько больших бронзовых пушек Вазы выставлены сегодня в музее, рис. 2.20, 2.21.

Рис. 2.19. Поднятый со дна Ваза мог держаться на воде сам. 1961 год. Взято из , с. 18.

Рис. 2.20. Одна из пушек Вазы, выставленная в музее. Фото 2013 года.

Рис. 2.21. Ствол пушки.

Начались кропотливые и непростые работы по реставрации. «Пропитанное водой дерево начинает растрескиваться и усыхать уже через несколько дней в теплом сухом воздухе. «Васа» рассыпался бы полностью, если бы дерево не было законсервировано. Но каким образом сохранить свыше 1000 тонн пропитанного водой дуба с объемом 900 кубических метров? Кроме того, 13 500 больших и малых деревянных деталей, 500 скульптур и 200 орнаментов, 12 000 мелких предметов из дерева, ткани, кожи и металла…

Когда «Васа» был поднят на поверхность, то каждый килограмм сухой древесины содержал 1,5 кг воды. 1,35 кг нужно было испарить, то есть 580 тонн из всего корпуса.

Скульптуры и небольшие деревянные куски обрабатывались в ванне, наполненной раствором полиэтиленгликоля. Этот метод по естественным причинам не мог использоваться для целого корпуса. Вместо этого корпус «Васы» орошался смесью полиэтиленгликоля и воды. В 1962 году началось орошение, и после этого плотный туман лежал во временном музее» , с. 23.

Затем корабль был отбуксирован в тот музей «Ваза», который вы можете видеть сегодня, рис. 2.22–2.26. После началась «историческая реставрация». Будем надеяться, что она не была особо тенденциозной и сохранила основные черты и стиль древнего судна, ставшего для нас «машиной времени» вместо «машины войны». Сообщается следующее: «Собрать все развалившиеся детали — свыше 13 500 штук — стало задачей научных сотрудников музея и артели плотников… С 1961 года «Васа» медленно рос, получив сегодня вид полностью собранного корабля. «Васа» состоит из подлинных частей на 95 %. Кроме того, не приходится сомневаться в том, что подлинное, а что новое. Новые детали сохранили свою гладкость и отличаются от темного черного неровного дуба «Васы»» , с. 21.

Рис. 2.22. Современный музей «Ваза». Фото 2013 года. Стокгольм.

Рис. 2.23. Внутренний вид музея «Ваза». Взято из , с. 46–47.

Рис. 2.24. Современный вид корабля Ваза в музее. Изображение осветленное. Взято с открытки, изданной Vasa Museet.

Рис. 2.25. Современное состояние кормы Вазы. Изображение осветленное. Взято с открытки, изданной Vasa Museet.

Рис. 2.26. Вид носа Вазы сверху. Взято из , с. 6.

Отметим, что на официальных фотографиях музея, приведенных выше, корабль Ваза выглядит куда более светлым, чем он есть на самом деле. Его специально подсвечивают желтым. В действительности он местами темно-коричневый, а в основном практически черный — таким стал цвет старого дуба, рис. 2.27–2.35. Некоторые, более светлые фрагменты, как сообщают комментаторы (см. выше), были изготовлены реставраторами взамен утраченных или совсем испорченных. За период с 1961 по 2001 год музей «Ваза» посетило двадцать миллионов человек , оборот обложки. И поток посетителей все увеличивается.

Рис. 2.27. Пушечные порты Вазы. Фотография сделана А.Т. Фоменко, 2013 год.

Рис. 2.28. Пушечные порты Вазы. Фото 2013 года.

Рис. 2.29. Скульптуры на корме.

Рис. 2.30. Скульптуры на корме.

Рис. 2.31. Фрагмент кормы на правом борту.

Рис. 2.32. Фрагмент кормы на правом борту.

Рис. 2.33. Скульптуры правого борта, стоящие на корме.

Рис. 2.34. Корма Вазы на самом деле практически черная. Сравните с приведенными выше фотографиями кормы, издающимися музеем. На них корабль подсвечен желтым светом. Фотография 2013 года.

Рис. 2.35. Так корма Вазы выглядит сегодня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Отзывы
Музей Васа (Стокгольм, Швеция) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
1/10
  • Старинная галера, Музей Васа, СтокгольмСтаринная галера, Музей Васа, Стокгольм Ryan Healy
  • Фрагмент резьбы, Музей Васа, СтокгольмФрагмент резьбы, Музей Васа, Стокгольм James Gallagher
  • Окна для пушек, Музей Васа, СтокгольмОкна для пушек, Музей Васа, Стокгольм James Diggans
  • Утлегарь, Музей Васа, СтокгольмУтлегарь, Музей Васа, Стокгольм James Diggans
  • Музей Васа, СтокгольмМузей Васа, Стокгольм James Diggans

Коллекция музея Васа представлена единственным в мире сохранившимся до наших дней парусным кораблем 17 века, а также девятью выставками, имеющими к нему отношение. Корабль Васа является одной из популярнейших достопримечательностей Стокгольма и представляет собой уникальную художественную ценность.

Боевой корабль Васа, спущенный на воду в 1628 г., должен был стать флагманом шведского флота, однако этому не суждено было сбыться — в первом же своем выходе из Стокгольмской гавани корабль опрокинулся и затонул. После кораблекрушения предпринимались неоднократные попытки по поднятию корабля, не увенчавшиеся, однако, успехом, а по прошествии 30 лет, в 1664 г. с корабля все-таки было поднято более 50 бронзовых пушек, представлявших собой немалую ценность. Сам же корабль был поднят на поверхность только в 1961 году, а уже в 1990 году был открыт музей Васа.