Мужеложство

Антигомосексуальное законодательство существовало в Российской империи, Советском Союзе и в ранние годы Российской Федерации. Гомосексуалов сажали в тюрьмы, отправляли в психиатрические больницы и меняли им пол. Статью за «мужеложство» отменили лишь в 1993 году — ровно 25 лет назад.
Почему после революции 1917 года ненадолго декриминализировали гомосексуальные отношения из-за их «традиционности», как «активные» гомосексуалы выступали свидетелями в делах против «пассивных» и когда в Ленинграде появилась первая правозащитная ЛГБТ-группа? «Бумага» поговорила с социологом Александром Кондаковым, исследующим статью за «мужеложство» в СССР.

Александр Кондаков

Социолог, научный сотрудник Университета Хельсинки, руководитель Лаборатории исследований сексуальности

Как революция изменила антигомосексуальное законодательство царской России и почему советское общество оставалось гомофобным

За гомосексуальные отношения в России мужчин стали наказывать относительно недавно — в середине XIX века, когда было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Это довольно поздно для европейских стран, среди которых антигомосексуальное законодательство существовало уже давно. В России гомосексуальность традиционно вообще не была серьезной проблемой.

До «Уложения» сексуальность регулировалась широким спектром правил: церковными предписаниями, нормами крестьянской общины, суждениями помещиков, военными уставами. Единого мнения по поводу гомосексуальности не существовало, многие из властных инстанций вообще никакого внимания этому вопросу не уделяли. Чаще всего гомосексуальность обозначалась словосочетанием «содомский грех», как в «Судебнике Ивана Грозного» 1551 года. Как показало исследование Марианны Муравьевой о правоприменении в средневековой России, под ним понимались практически любые половые контакты, отступающие от «миссионерской» позы — как гомосексуальные, так и гетеросексуальные. При этом и в Средние века, и в XIX веке за гомосексуальность осуждали редко, неохотно и без понимания, в чем заключается проблема.

Гравюра «Сожжение содомита», Европа, XVIII век. Фото: wikimedia

После революции 1917 года статья за мужеложство была отменена, как и практически всё законодательство Российской Империи. На протяжении почти 20 лет гомосексуальные отношения открыто не преследовались. Однако непонятно, насколько это была осознанная политика.

С одной стороны, согласно исследованию Дана Хили, некоторые советские министры называли отмену этой статьи частью сексуальной революции и верным шагом на пути эмансипации, на который нужно равняться пролетариям других стран. Но говорили они это в основном на международной арене, когда ездили за рубеж.

С другой стороны, внутри Советского Союза дискуссия шла совершенно иначе: прежде всего, мужскую гомосексуальность связывали с традиционными ценностями — в новом советском государстве традиции считались пережитками прошлого. Это было связано с тем, что на некоторых, особенно мусульманских, окраинах Советского Союза практиковались ритуалы, по форме квалифицируемые сегодня как «иные действия сексуального характера с лицами одного пола». Эта практика называлась «бача-бази» (когда мальчики допубертатного возраста исполняли эротические танцы и занимались сексом со взрослыми мужчинами за плату и дальнейшее покровительство — прим. «Бумаги»).

Танцующие мальчики. Традиция «бача-бази». Фото: wikimedia

Если почитать советские газеты, то там гомосексуальность обсуждалась либо как отжившая традиция, либо в криминальных сводках, где обвиняемого пытались дискредитировать по совокупности «проступков»: якобы он не только убийца и вор, но еще и «гомосексуалист». Это показывает, что реального изменения отношения к гомосексуальности не произошло, несмотря на отмену уголовного преследования. Мужская гомосексуальность в то время ассоциировалась с чем-то плохим.

Исследователь Дан Хили также описывает, как в 1920-е годы велись попытки преследовать мужчин-гомосексуалов. Состоялось несколько громких заседаний в советских судах, в рамках которых к уголовной ответственности привлекались мужчины, устраивающие в Петрограде вечеринки. Чтобы их наказать, использовались уголовные статьи, не имеющие отношения к гомосексуальности — например, о контрреволюционном заговоре.

Как в СССР снова ввели уголовное наказание за мужскую гомосексуальность и зачем это было нужно

В 1934 году в Уголовный кодекс СССР ввели статью 154 о мужеложстве, в пункте «а» которой говорилось о запрете добровольных гомосексуальных отношений (наказание — от трех до пяти лет лишения свободы), а в пункте «б» — недобровольных (от пяти до восьми лет заключения). После реформы кодекса в 1960 году эта статья получила номер 121, а сроки немного изменились: за добровольные гомосексуальные отношения грозило до пяти лет лишения свободы. Нижняя граница срока лишения свободы не была указана. В будущем это позволяло судам выносить относительно мягкие приговоры.

Если рассматривать общие предпосылки криминализации, то можно сказать, что 1920-е годы были временем экспериментов, в том числе в праве, образовании и сексуальности, а 1930-е стали временем осознанных шагов назад и возвращения системы абсолютной централизованной власти, которая была и до революции.

Криминализация гомосексуальности не стала единственным таким шагом. Было еще и ужесточение политики разводов, запрет абортов. В это же время ученые перестают изучать гомосексуальность — им запрещают говорить об этом.

С момента введения статьи запустилась систематическая работа по уголовному преследованию гомосексуалов. Появилось и медикаментозное и психиатрическое «лечение» лесбиянок, а также некоторых мужчин.

При этом судили по 154-й, а впоследствии по 121-й статье только мужчин — женщин не могли уголовно преследовать из-за их сексуальности. Лесбийская любовь не считалась чем-то преступным, однако, конечно, эта тема была табуирована.

Участники бала-маскарада 15 января 1921 года. Петроград. Фото: wikimedia

Что известно о судах за мужеложство в СССР и почему в основном судили лишь гомосексуалов в «пассивной» роли

Информации о делах против гомосексуалов практически нет в открытом доступе: до них легче добраться сотрудникам университетов МВД России, но они не очень хотят изучать эту тему. При этом, насколько я понимаю, верхних пределов по этой статье советские суды никогда не давали.

По обрывкам дел, которые смогли получить российские историки, мы знаем, что по статье за мужеложство в основном преследовали тех мужчин, кто играл в сексуальных отношениях «пассивную» роль. Часто «активные» гомосексуалы выступали в судах свидетелями или заявителями. Деление на «активов» и «пассивов» отражает распространенные до сих пор предрассудки по поводу мужской гомосексуальности.

Часто гомосексуалы становились жертвами доносительства. Так как в Советском союзе избежать коллектива было сложно, свидетелями выступали соседи по коммунальной квартире или общежитию, товарищи по цеху.

Милиция реагировала не на все заявления о гомосексуальности. Часто они вели списки гомосексуальных мужчин, которых, шантажируя уголовным делом, заставляли быть информаторами. Если дело заводилось, то собирались обычные доказательства, согласно УПК: показания свидетелей, медицинские экспертизы (врачи искали остатки, например, спермы в теле человека).

Осужденные практически не оставили свидетельств о ходе дел против них. Одна из самых больших находок — это дневник певца Козина, который записал подробные воспоминания о колонии и колонии-поселении. Его музей-квартира находится в Магадане, где он умер в 1994 году. Но экспозиция не фокусируется на этой стороне жизни исполнителя.

Насколько известно из архивных исследований Владимира Володина, после реформы статьи о мужеложстве в Уголовном кодексе 60-х годов ежегодно в СССР по ней осуждалось около тысячи человек. Пик обвинительных приговоров приходится на 1985 год, когда в лагеря отправили 1620 мужчин. К концу 1980-х это цифра снижается до 800–700 человек в год. Но так как дела закрыты, пока невозможно узнать точное количество осужденных.

Не имея доступа к делам, мы не можем говорить об обстоятельствах возбуждения дела. Например, интересно, насколько часто статья применялась к тем, кто уже отбывает наказание в тюрьме. Известно, что сотрудники колоний использовали статью 121 против заключенных, если считали, что те провинились в чем-то.

К тому же мы знаем, что статья использовалась против «идеологических врагов» СССР. Известно о нескольких громких делах, когда людей, которые, вполне возможно, не имели никакого отношения к гомосексуальным отношениям, осуждали по этой статье. Например, прежде всего по политическим мотивам осудили режиссера Сергея Параджанова и ленинградского историка Льва Клейна. О непубличных политзаключенных мы можем не знать.

Как гомосексуалам меняли пол и почему лесбиянок отправляли в психиатрические больницы

В Советском союзе люди не обязательно шли в милицию, если замечали, что кто-то нарушает Уголовный кодекс. Это касалось и гомосексуальных отношений — человека могли отправить на товарищеский суд или партсобрание, где могли решить ничего не предпринимать, сделать выговор, лишить членства в партии или отправить в лечебницу.

Это, как показывает Францеска Стелла, было особенно актуально для лесбиянок — психиатрическая больница была наиболее вероятным путем разрешения ситуации. В СССР для лечения женщин и немногих мужчин, которые тоже могли оказаться в психиатрической лечебнице, использовали электрошок и медикаментозные препараты.

Лори Эссиг выяснила, что уже в начале 1970-х годов некоторые врачи делали мужчинам и женщинам с гомосексуальной ориентацией операции по коррекции пола. В основном это исходило из теории о том, что если, например, у мужчины сексуальное желание направлено на мужчину, то он женщина. Таким образом советские врачи хотели «излечить» гомосексуалов. Для этого не обязательно нужно было решение суда — достаточно было обратиться за помощью и стать пациентом.

При коррекции пола в то время уже применялась соответствующая гормональная терапия, а также хирургическое вмешательство, то есть пластические операции на теле, в том числе на половых органах. Всё проходило официально. Финансировались такие операции из бюджета СССР.

Часть операций, конечно, касалась вовсе не гомосексуальных мужчин и женщин, а трансгендерных людей, желающих провести коррекцию пола.

Как в СССР вновь заговорили о гомосексуальности и как в Ленинграде возникла первая ЛГБТ-группа

С 1930-х годов тема гомосексуальности практически не обсуждалась. Нельзя было даже произносить такого слова — это могли делать только специально обученные люди в стенах кабинетов МВД или судебных залов.

Одной из первых улик, указывающих на то, что обсуждение гомосексуальности велось кулуарно, стало новое издание Большой советской энциклопедии в 1970-х годах. В ней появилось сразу два слова, касающиеся этого вопроса, — это «мужеложство» и «гомосексуализм». Под мужеложством понималось уголовно преследуемое «половое извращение, заключающееся в половых сношениях мужчины с мужчиной; обычно при гомосексуализме, реже — ситуационные». А под «гомосексуализмом» — медицинская сторона того же самого феномена.

Можно сказать, что это выражение какого-то плюрализма мнений. И действительно, известно, что в это время ленинградские юристы готовили проект по декриминализации «мужеложства». В итоге эта идея была не утверждена и забыта — хотя не до конца известно, почему именно.

Сергей Параджанов, осужденный по статье за «мужеложство». Фото: wikimedia

В журнале «Огонек» после долгого молчания в 1970-е годы тоже неожиданно появляется несколько материалов, посвященных сексуальности и ЛГБТ. Они описывают гомосексуальность с негативной точки зрения, но, благодаря им, завеса молчания еще больше приоткрылась.

После вступления в силу новой политики гласности вопрос гомосексуальности начинает активно обсуждаться, хотя эти обсуждения часто связаны с начинающейся в то же время эпидемией ВИЧ. К концу 1980-х годов о гомосексуальности высказываются уже по-разному, хотя в основном в негативном ключе.

В это же время в РСФСР возникли первые инициативные ЛГБТ-группы. В Ленинграде была одна из самых известных организаций — группа «Крылья», которая активно, насколько это было возможно, противостояла криминализации мужской гомосексуальности. Активисты вели переписку с людьми, которые прошли через тюрьму по 121-й статье, лоббировали отмену статьи через знакомых из политбюро и в итоге добились регистрации своей организации в 1991 году.

Тогда же, в начале 1990-х годов, в СССР прошли первые конференции на тему здоровья для мужчин-геев, построенные вокруг проблемы ВИЧ. Первая состоялась в Таллинне в 1990 году, а уже в следующем году — в Москве и Ленинграде. А потом Советский союз распался — но статья осталась в законодательстве России.

Как в России декриминализировали статью за мужеложство и что случилось с осужденными после этого

Большинство ученых, которые анализировали отмену статьи за мужеложство в России в мае 1993 года, склоняются к тому, что причиной стало вступление страны в международные организации. Например, для вступления в Совет Европы было четкое требование — декриминализация гомосексуальности.

Несмотря на то, что поправки были техническими, норма закрепилась в обществе — и статья за «мужеложство» не вернулась в УК, когда российское правительство стало активно отходить от европейских конвенций и мотивировать законотворчество политическими предлогами. Предложения вернуть в законодательство «мужеложство» и «лесбиянство» были — и продолжают поступать в Госдуму, но пока не находят поддержки.

Закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» в 2013 году был принят как раз потому, что за 20 лет до этого, при декриминализации, отмена антигомосексуального законодательства не являлась прямым следствием понимания необходимости этого шага. Правительство тогда не было готово принять современное общество, и оно все еще не готово к этому.

Когда закон о «мужеложстве» был отменен, по первой части статьи — за добровольные гомосексуальные отношения — в 1993 году была амнистия и осужденных постепенно отпустили из мест заключения. Однако никто из них не был реабилитирован, то есть не признан неправомерно осужденным, им не полагаются какие-либо льготы или выплаты за перенесенные в тюрьмах страдания.

ЛГБТ-активисты из Узбекистана обратились к президенту Шавкату Мирзиёеву с просьбой отменить статью Уголовного кодекса «Мужеложство».

Об этом сообщает Радио Озодлик со ссылкой на документ, который есть в распоряжении редакции.

«Сегодня консервативное и гомофобное общество выкладывает в социальные сети видеозаписи, на которых запечатлено, как ловят, унижают и избивают представителей ЛГБТ-сообщества. Кроме того, в интернет-изданиях появляются сообщения о том, что людей сажают в тюрьму за гомосексуализм. Мы хотим собрать всю эту информацию в правозащитную организацию Human Rights Watch. Наша цель – добиться, чтобы из Уголовного кодекса Узбекистана убрали 120-ю статью («Мужеложство»). Эта статья открывает дорогу для самосуда и коррупции. Мы надеемся, что наше обращение дойдет до Мирзиеёва через трибуну ООН», – говорится в обращении.

18 июля узбекистанские интернет-издания сообщили о задержании в Ташкенте двух мужчин, которые были в сексуальных отношениях друг с другом. Против них возбудили уголовное дело по статье «Мужеложство». Им грозит ограничение свободы от одного года до трех лет.

Узбекистан и Туркменистан остаются единственными странами на постсоветском пространстве, где за гомосексуальные связи предусмотрено уголовное наказание.

В январе 2018 года Настоящее Время уже рассказывало историю трансгендерной женщины из Узбекистана, которая сбежала из страны и пытается получить убежище в Беларуси.

В середине июля 2018 года в московское управление по вопросам миграции МВД обратился ВИЧ-позитивный гражданин Узбекистана. Во время беседы с ним и его адвокатом сотрудница иммиграционной службы дала понять, что не сочувствует положению геев. «Была б моя воля, всех бы к стенке», – говорит она на аудиозаписи, имеющейся в распоряжении редакции Настоящего Времени. В какой-то момент сотрудница, которая, по ее словам, происходит из Центральной Азии, выразила неодобрение сексуальной ориентацией мужчины на его родном языке: «Да будет проклят твой отец. Собака, ты понял меня?»

Ст. 14-15 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом

В числе слушателей притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые посмеивались (ἐξεμυκτήριζον) над Христом – очевидно, потому, что им казалось совершенной нелепостью Его мнение о земном богатстве. Закон, говорили они себе, иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Притом и сами фарисеи любили деньги. Такое рассуждение фарисеев, несомненно, имеет в виду и Христос, когда обращается к ним со словами: «вы выказываете себя праведниками…» Он как бы хочет сказать им: «Да, в законе действительно есть обещания земных наград и, в частности, богатства за праведный образ жизни. Но вы-то не имеете права смотреть на свои богатства как на награду от Бога за вашу праведность. Ваша праведность – мнимая. Если вы можете найти почтение к себе со стороны людей своей лицемерной праведностью, то не найдете себе признания со стороны Бога, Который видит настоящее состояние вашего сердца. А состояние это таково, что оно должно быть признано самым ужасным».