Мужской монастырь алатырь

В праздничные дни за монастырскую трапезу в Свято-Троицком мужском монастыре усаживается по 300-400 человек. Монахи кормят всех бесплатно. Угощают борщом, лапшой и овощным рагу, творогом, маслом, молоком, сметаной, сыром, яйцами, яблоками и грушами. Еду выращивают и производят собственноручно на своем сельскохозяйственном подворье «Рождественский скит» в пригороде Алатыря. Порой урожаи подворье приносит столь обильные, что к уборке привлекаются даже наемные рабочие из соседних деревень.

Рождественский скит в округе полушутя окрестили «православным колхозом». Это действительно огромное хозяйство со своими тракторами и комбайном, теплицами и садами, фермами и пастбищами. Есть свой пруд с карпами и птичник с павлинами. Даже страусы у монахов живут — для развлечения и радости детей паломников.

Корпуса с братскими кельями снабжены удобствами — душевыми и прачечными. Построены трапезная, гостиница вне монастыря, трапезная для паломниц, склады, мастерские — швейная, иконописная, просфорня, пекарня.

Ознакомить «Idel.Реалии» с подворьем «Рождественский скит» поручили отцу Фусику. Молодой, интересный мужчина — трудно представить, какими судьбами он оказался в монастыре.

Отец Фусик и страус

Отец Фусик и страус

—​ Отец Фусик, скажите честно, неужели люди здесь счастливы?

— А там люди счастливы? У каждого своя судьба. Есть, конечно, кому в монастыре сложно, но в целом смотрите: по праздникам на ночную службу к нам 600 с лишним человек приезжает. Значит, душа тянется — помолиться, побыть с богом.

—​ Жить без семьи, без детей —​ это горькая судьба.

— На самом деле есть те, кто грустит. Без семьи и правда жить трудно. Некоторые послушники от нас уходят, женятся. Здесь не тюрьма, мы не держим. Пожалуйста, пожил, чувствуешь, что тяжеловато, можешь возвратиться в мир.

—​ Много таких случаев бывает?

Три года до монашества человек себя проверяет, осилит ли он этот путь

— Много. Оскудение монашества идет. Очень непросто жить в монастыре. Все время находишься взаперти, ничего без благословения совершить нельзя. Могут и в коровник послать чистить навоз. Телевизор смотрим редко, интернетом пользуемся только по необходимости… Это называется искус, проверка. Три года до монашества человек себя проверяет, осилит ли он этот путь. У каждого по-разному складывается. Это жизнь.

—​ Вам, наверное, хочется, чтобы монахов было как можно больше?

— Есть красивые слова: если бы знали, как тяжело будет в монашестве, никто бы не пошел, а если бы знали, какая награда – все бы пошли. Чувствуешь, что это очень высокое, духовное дело, но очень тяжело оно дается. Честно говоря, не каждому посоветую в монашество идти.

—​ За нас молитесь? — И за вас молимся

Сам я в монашестве с 2004 года, десять лет иеромонах, священник. Если душа у человека тянется, советую просто побыть с нами, пожить, посмотреть, помолиться, а там уже как бог даст. В этом вопросе от священника многое зависит. Опытный духовник, наставник должен быть, чтобы было правильное духовное общение. А такого человека еще поискать нужно — все мы люди грешные. Надо смотреть, выискивать: как золото, как алмазы, не везде они бывают.

Овощной склад на территории монастыря

Овощной склад на территории монастыря

—​ В вашем монастыре очень разные монахи, есть даже люди с высшим образованием. Что вас объединяет?

— Объединяют нас общие духовные устремления. В монастыре есть время для моления. Главное для нас — молитвы, исповеди, причастия. К богу обращаемся, очищаемся.

—​ За нас молитесь?

— И за вас молимся, только вам самим тоже нужно молиться. Церковные молитвы изначально содержат молитвы о прихожанах, собственном городе, родном крае. Наш монастырь молится за всю алатырскую землю.

* * *

Сегодня в монастыре проживают 160 насельников и еще около ста трудников. В списке благодетелей монастыря значатся 42 фирмы-спонсора — из Москвы и Санкт-Петербурга, с Урала и Поволжья, из Центральной и Южной России. Монастырь не бедствует и даже, можно сказать, процветает.

Отец Пахомий

Отец Пахомий

Нескончаемые экскурсии по Свято-Троицкому монастырю для туристов и гостей проводит отец Пахомий (Тарасов).

—​ Отец Пахомий, в Чебоксарах сейчас много говорят о том, что представители Русской православной церкви воюют с чувашскими «язычниками». Как вы относитесь к возрождению этнических религий?

Вера – это добровольное решение, дело совести, мы никого не можем принуждать

— Мы, многоконфессиональная страна, должны терпимо относиться ко всем. Никто не может заставить человека уверовать – это же от сердца идет. Воинственного отношения к иным религиям, конечно же, не должно быть, упаси Бог. Иисус Христос привлекал любовью. Взять, к примеру, Ближний Восток, где существовало множество религий: и православные, и католики, и мусульмане, и иудеи. Вера — это добровольное решение, дело совести, мы никого не можем принуждать.

—​ В советское время церковь притесняли. Комфортно ли РПЦ при капитализме? Каким образом рыночные ценности соединяете с христианской моралью?

— Мы не соединяем ценности, мы соединяем людей. В вере. Среди предпринимателей немало людей, которые приходят в храм.

—​ Что они здесь ищут?

— Веру, бога, просвещение. Сами просвещаются и свои семьи просвещают.

—​ Вы их принимаете, от помощи не отказываетесь, но ведь большие деньги в нашей стране честно не зарабатываются.

— Это вопрос совести.

На территории монастыря

На территории монастыря

—​ Каков этнический состав вашего монашества?

— Совершенно разный. У нас интернационал. Мы на национальность не смотрим, нам важна душа человека. Есть и русские, и мордва, и чуваши, и марийцы, и татары.

—​ Среди насельников много молодежи?

— Да, процентов 90. Начиная от подросткового возраста до 40 лет. Есть и школьники, и студенты, проживающие здесь. Приходят в основном по вере. Драматические ситуации в жизни, конечно, в какой-то мере способствуют, но в основном приходят по совести.

—​ А остальные молодые люди уходят в виртуальную реальность… Наверное, интернет сегодня —​ ваш главный идейный враг?

— Интернет — техническое средство, его надо использовать по назначению. Это Божий дар. Представьте себе, что все технологии, создаваемые человеком, это Божий дар. Чтобы облегчить нашу участь, чтобы мы использовали их не на вооружение и уничтожение друг друга, а на созидание.

Справка

Чувашский город Алатырь называют «лаврой Поволжья»: здесь 12 приходов и два монастыря. Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1584 году по велению царя Иоанна IV, является главным местом притяжения для многочисленных паломников. С XVIII века в монастыре хранится гробница алатырского подвижника схимонаха Вассиана, от которой, как гласит легенда, происходят исцеления от самых разных болезней.

При советской власти Свято-Троицкий монастырь был закрыт, монахи убиты, а храмы разрушены. В 1995 году его вернули Русской православной церкви. За 20 лет здесь отремонтировано и построено семь храмов. Ежегодно монастырь посещают около 15 тыс. паломников.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Свято-Троицкий мужской монастырь был построен по повелению Иоанна IV Васильевича в остроге на реке Алатырь. Об этом событии сообщает челобитная старца Авраамия, келаря Троицкого Сергиева монастыря, к царю Михаилу Феодоровичу. Сам город Алатырь был основан царём Иоанном Грозным 4 августа 1552 году во время его похода на Казань. Поход был удачным. Благоверный царь, уверившийся в заступничестве пред Богом прп. Сергия Радонежского, которого он призывал на помощь в своих молитвах, повелел построить во имя этого святого сразу несколько храмов — в Казани, Свияжске и новоустроенном граде Алатыре.

Первый колышек в основание будущей обители был положен в 1584 году. Обитель возводилась в северной части города по отлогому берегу реки всем алатырским посадом. Денежные средства на постройку храмов во имя Троицы Живоначальной и во имя прп. Сергия Радонежского перечислялись из Государевой казны. Тем не менее, несмотря на большие земельные угодья — монастырю были дарованы вотчины, рыбные ловли, сенокосные и пашенные земли. В Смутное время обитель сильно пострадала от повстанцев из народных масс, недовольных политикой царя Василия Шуйского и назначенным им воеводой в Алатырь — Жданом Сабуровым, родственником Бориса Годунова. Повстанцы тогда монастырские жалованные грамоты и крепостные акты уничтожили, двух игуменов в реке утопили, а третьего сбросили с башни, имущество монастыря распределили между собой. Вследствие этого разорения Троицкая обитель пришла в упадок и в 1615 году была приписана к Свято-Троицкому Сергиеву монастырю. Автор жития прп. Сергия Радонежского, келейник прп. Дионисия Радонежского, Симон Азарьин, с 1630 по 1634 год состоял Строителем в приписном к Троице-Сергиевой обители Алатырском Троицком монастыре.

К концу ХVII века Алатырская Свято-Троицкая обитель стала потихоньку возрождаться и перестраиваться. Правда, в то время монастырь был невероятно беден. В обители оставалось лишь несколько насельников. Но, несмотря на трудности, в 1748 году настоятель монастыря иеромонах Меркурий положил начало строительству первого в обители каменного храма в честь Живоначальной Троицы. Настоятель не раз обращался с просьбой восстановить обитель и в управляющую монастырём Троице-Сергиеву лавру, и в Синод, и даже к самой Елизавете Петровне. Прошения не остались без ответа. Строительство каменного храма было закончено в 1753 году, и 13 ноября 1754 года Троицкий собор был освящён. Так как храм был двухэтажным, то вначале был освящён только второй этаж, а первый пустовал до 1767 года, после чего в нём устроили тёплую церковь в честь Богоявления Господня с пристройкой трапезной и колокольни. Забегая вперёд, стоит упомянуть, что в 1801 году церковь Богоявления была упразднена и вместо неё в том же году сооружена отдельная каменная церковь у северной стороны главного храма Живоначальной Троицы, а сам храм был перестроен. В это время рядом с церковью была возведена отдельно стоящая каменная трёхъярусная колокольня высотой 55,5 метров.

В 1764 году монастырь стал самостоятельным. Как и в Троице-Сергиевой лавре, в алатырском монастыре велась работа над духовным просвещением местного населения. Было основано Алатырское русское училище, в котором обучались дети духовенства, готовящиеся принять священный сан. В 1818 году оно было преобразовано в уездное духовное училище. Мирская жизнь монастыря была нарушена пугачёвским бунтом, отряды которого не оставили стороной древний Алатырь и его обитель. Вскоре монастырь постигло новое бедствие: в ночь на 28 сентября 1775 года, во время пожара, начавшегося в городе, в обители тогда сгорела часть построек — два здания братских келий, колокольня с двумя колоколами и новыми часами, а также часть деревянной ограды.

Новая славная страница открылась в истории Троицкой обители, когда в 1796 году настоятелем был назначен саровский постриженник — иеромонах Авраамий (Соловьёв). С этого времени начинается возобновление монашеской жизни монастыря. Первым делом настоятель принялся восстанавливать уже совсем обветшавшие храмы. Строились они на средства Государственной казны, кроме этого, деньги собирались всем Алатырским уездом. Сам монастырский комплекс складывался постепенно, один архитектурный стиль органично дополнялся другим. В начале ХIХ века строится храм Сергия Радонежского, рядом с которым возводятся двухэтажные каменные настоятельские покои, а внизу помещения для братии и послушников. К этим помещениям в 1825 году пристроены двухэтажные монастырские кельи. С 1796 года алатырскому монастырю принадлежала Свято-Духовская мужская пустынь на берегу р. Суры, в которой пребывали иконы сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина. Частицы мощей этих угодников по сей день находятся в Свято-Троицком монастыре.

Новый период монастырского расцвета наступил весной 1903 года, когда с далёких Валаамских берегов Ладожского озера прибыл настоятелем игумен Гавриил. Широта взглядов и умение, с которым архимандрит Гавриил решал самые разные вопросы — духовные и хозяйственные. Особенное усердие проявил настоятель в почитании алатырского чудотворца, старца Вассиана, погребённого под Казанским храмом обители. Весной 1904 года был приведён в порядок колодец, куда тот, по преданию, выбросил перед смертью собственные вериги и власяницу, избегая человеческой славы, а в августе того же года над колодцем была устроена деревянная часовня. 4 июля 1906 года монастырь снова постигло несчастье — очередной пожар. Огонь решительно уничтожил многие строения, погорели и храмы, за исключением пещерного. Пожар возник на значительном удалении от монастыря. В самом Алатыре тогда сгорело более 300 домов. При сильном ветре в сторону обители огонь скоро дошёл до монастырских стен. Сперва загорелась церковь прп. Сергия Радонежского, настоятельские и братские корпуса, потом огонь перекинулся на Казанский храм, позже загорелись Троицкий собор и колокольня… Архив и библиотека монастыря имела много ценных исторических памятников, но пришедший в обитель огонь уничтожил и их. Спустя несколько лет архимандрит Гавриил восстановил обитель: почти весь комплекс монастырских строений был возобновлён, и монастырская жизнь потекла свом чередом. Древняя обитель гордилась своей святыней — мощами схимонаха Вассиана, подвизавшегося здесь в ХVII веке. 26 августа 1748 года при расчистке места под строительство каменного Троицкого собора его мощи были обретены совершенно нетленными, от них происходило множество исцелений и чудес. К этим мощам, для поклонения, в монастырь всегда не иссякал поток богомольцев и паломников, жаждущих излечения.

Чёрные тучи сгущались над Свято-Троицкой обителью после Октябрьской революции. В 1922 году под видом сбора средств в пользу голодающих началось разграбление храмов и монастырской ризницы. Библиотечная «макулатура» была безжалостно сожжена. Вслед за изъятием ценностей Советы потребовали освободить и «передать трудовому народу» значительную часть помещений Троицкой обители. Было разрушено и разграблено даже монастырское кладбище, похищены гранитные памятники, в том числе архимандрита Гавриила. Во избежание поругания останков схим. Вассиана братия втайне от властей перезахоронила святые мощи. Стоит сказать, что до сих пор их местонахождение не известно. Чтобы сохранить хотя бы на некоторое время оставшуюся братию, в основном состоящую из стариков, часть мужского монастыря была преобразована в сельскохозяйственную артель. За небольшой уцелевшей монашеской общиной сохранился небольшой флигель, в котором жило несколько иноков. Монастырскую ограду со временем разобрали «на кирпич». С декабря 1929 года в Алатыре начались акции по изъятию всех колоколов, тогда же было закрыто большинство городских храмов. Время закрытия обители точно не установлено, известно только, что в 1932 году территория монастыря была объявлена закрытой зоной и отдана в ведение НКВД, а последних служителей Божиих с настоятелем архимандритом Даниилом, что тогда находились в храме, прервав Божественную литургию, вывели во двор и тут же у стены без суда и следствия расстреляли. На месте духовного училища разместился штаб НКВД, монастырь стал его «спецобъектом». Многочисленные захоронения, обнаруженные при восстановлении монастыря в середине 1990-х годов, подтверждают, что территория бывшей обители, обнесённая после его закрытия колючей проволокой, была местом казней и пыток.

В 1936 году была взорвана и разобрана монастырская колокольня. В более позднее советское время часть монастырских корпусов была передана под казармы и общежития для рабочих, кроме того, в монастырских стенах расположилась баянная фабрика, которая с началом войны была перепрофилирована на изготовление лыж для фронта. После 1942 года в монастырские строения, ко всему прочему, переехала табачно-махорочная фабрика. Она была закрыта только в 1988 году в связи с тем, что местные власти хотели пустить монастырские строения под снос. У них были планы: на освобождённом месте организовать при участии немецкого капитала производство медицинского оборудования. Тогда монастырь отстояли городские жители, которые слали многочисленные письма в различные инстанции, имеющие отношение к памятникам истории и архитектуры.

В 1992 году Чебоксарской епархии было предложено занять здания бывшего Троицкого мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. Средств на восстановление не хватало, поэтому монастырь ещё несколько лет находился в глубоком запустении, пока не был назначен в возрождаемую обитель наместник. В октябре 1995 года по благословению митрополита Варнавы (в то время архиепископа) наместником обители был назначен иеромонах Иероним (Шурыгин), впоследствии ставший игуменом монастыря и затем — архимандритом. До этого он служил в Псково-Печёрском монастыре, на Святой Земле в Иерусалиме и в Пантелеймоновом монастыре на Афоне. С его приходом началось возрождение Алатырской Троицкой обители и монашеской жизни. Почти сразу вокруг настоятеля о. Иеронима собралась довольно мощная православная община, её трудами и молитвами очень быстро начал отстраиваться монастырь.

Первым летом 1996 года был освящён храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже к концу 1997 года появился пещерный храм прп. Серафима Саровского, которого здесь почитают особо. Сохранились свидетельства, что прп. Серафима когда-то хотели назначить наместником Алатырского мужского монастыря, да только батюшка Серафим предпочёл остаться на ставшей ему родной Нижегородской земле. В 1997 году в ходе восстановительных работ были открыты останки архиманрита Гавриила. По свидетельству очевидцев, тело отца Гавриила сохранилось в виде чистых костей ровного желтоватого оттенка, что обычно свидетельствует о богоугодной жизни усопшего. Чудотворные иконы — «Нерукотворный Спас» и «Божией Матери Казанская» во время закрытия монастыря хранились в Крестовоздвиженской церкви города (были возвращены монастырю в 1996 году). 3 октября 1998 года был освящён восстановленный храм прп. Сергия Радонежского, а ещё раньше, 4 августа решением Кабинета Министров Чувашской республики все восстановленные монастырские храмы были включены в число охраняемых государством памятников истории и культуры.

В июле 2001 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Патриарх совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского. А уже в следующем году по его благословению начались работы по строительству главного храма обители — собора Живоначальной Троицы с нижним храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы (высота 46 м). Первые богослужения в новопостроенном соборе приурочили к десятилетнему юбилею возрождения монашеской жизни в Троицкой обители в 2005 году. В январе 2006 года в соборе освятили храм в честь Живоначальной Троицы. Рядом с Троицким храмом соорудили изысканный и так необходимый в монастыре мраморный фонтан с прохладной и чистой водой. В начале 2007 года завершилось строительство трёхэтажного архирейского корпуса с домовым храмом во имя апостола Варнавы, а чуть позже в небо взметнулась 86-ти метровая колокольня с храмом прп. Вассиана Алатырского, ставшей главной достопримечательностью Свято-Троицкого монастыря. Надвратная колокольня, выстроенная в традиционном храмовом стиле ХVI-ХVII веков, имеет высоту до основания креста 81,6 метра. Возводилась колокольня с 2006-2008 гг. под руководством архитекторов В. А. Вердина и В. А. Силукова, конструктора В. К. Потешина. Освящение колокольни с храмом прп. Вассиана состоялось в 2009 году, а 6 октября того же года колокольня была официально признана самой высокой в России, выполненной как бетонный монолит.

Как уже было сказано, первым восстановленным храмом явилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Потолок и стены церкви покрыли великолепной резной дубовой обшивкой, очень тонкой и высокохудожественной работы. Сейчас там находится старинная, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Этот образ явился в роднике в 1704 году в 17 км от Алатыря, у старинного села Четвертаково на Ключевском поле. Тогда на этом месте селяне срубили деревянную церковь и основали монашескую пустынь, которую назвали Ключевской. Пустынь приписали к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. В память об избавлении алатырцев от страшной эпидемии холеры, случившейся в 1848 году, дважды в год стали совершаться крестные ходы: в первый воскресный день перед праздником святых апостолов Петра и Павла икона торжественно переносилась в Ключевскую пустынь, а 10 июля возвращалась в Алатырский монастырь.

В настоящее время в Троицкой обители проживают 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня.

Из источников: «Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь». Изд-во КЮГ. — Москва, 2015 и А. Ильинова «Знакомый и незнакомый Алатырь. Прогулки по улицам города». — Чебоксары, 2012 (в электронной версии книга доступна на сайте www.poselok1928 )