Мужской монастырь в верхотурье

Содержание

В 1608 г. по царской грамоте от Василия Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона – неизвестно. Известно, что с 9 мая 1615 г. до 1621 г. монастырём управлял игумен Герасим. В 1620 г. была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников. Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осмотрел церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен. Причиною оживления обители послужило перенесение мощей святого Симеона , Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь.

Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей святого Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала XVIII в. верхотурские монахи вели записи о чудесах святого Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах Святого Праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. архимандрит Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию. А первым автором тропаря и кондака праведному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи святого праведного Симеона , не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с двумя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого праведного Симеона до 1914 г.

От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки второго каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с четырьмя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
В 1855 г. во время настоятельства архимандрита Гавриила над Святыми вратами по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим трех валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре они ввели общежительные порядки. Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия обучал духовной жизни братию, к нему обращались и прихожане за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Схимонах Илия скончался в Верхотурском монастыре 30 ноября 1900 года.

При архимандрите Иове построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. он был уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Братией монастыря был избран настоятелем монастыря отец Арефа с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении на строительство нового большого каменного храма. Сам о. Арефа вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы, несомненно, ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 — летие существования сей обители и 200-летие святого праведного. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Торжественно освящен 11 сентября 1913 года, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых.

В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. Ксенофонта приговорили к двум годам лишения свободы и трем годам лишения права проживания в Уральской области как социально опасного элемента. Эти годы он провел в Казани. В 1932 г. вновь последовал арест,обвинение в антисоветской деятельности и приговор – 5 лет лагерей. Он был сослан на строительство Беломоро – Балтийского канала, дальнейшая судьба его неизвестна. В 1989 г. он был реабилитирован посмертно. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи святого Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи святого праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены Церкви в 1989 г., а в монастырь были торжественно перенесены после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона (Затекина) за короткий срок были восстановлены надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи святого праведного Симеона . Стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершены работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения.
21 октября 2016 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви наместником Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря назначен иеромонах Иероним (Миронов)..

30 октября митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом он возведён в сан игумена с вручением игуменского посоха.

Интересные места, Памятка туристу, Культура в Россия, Верхотурье

В этом месте по пути в Верхотурье останавливались паломники, идущие поклониться мощам Праведного Симеона Верхотурского. И вскоре поселок тоже стал считаться святым местом.

В советское время здесь размещался клуб.

Сегодня у животворного источника оборудована купальня, где любой желающий может окунуться в живоносные актайские воды и на себе испытать их целебные свойства.

Церковная общественность жалуется, что постепенно скит превращается в место для пикников.

Кроме того, на Актайских дворах до сих пор растут кедры, посаженные ее первыми монахами.

С берега мы любовались видами. Здешняя природа производит сильное впечатление. Тишина, простор, свежий воздух.

Река тут немного запружена, т.к. использовалась для сплава леса. Слева на дальнем берегу — дома посёлка Актай.

Верхотурье находится в 350-ти километрах к северу от Екатеринбурга.

Утратив со временем своё административное и торговое первенство, Верхотурье был и остаётся духовной столицей Урала.

Рака с мощами Симеона Верхотурского в Крестовоздвиженском Соборе Николаевского монастыря

Главный вход в монастырь — ворота для въезда транспорта и Симеоно-Анненская надвратная церковь.

С восточной стороны расположен Крестовоздвиженский собор (1905-1913, архитектор А.Б.Турчевич).

Собор выстроен в византийском стиле и, якобы, является третьим по величине собором в России после ХСС и Исакия и самым большим монастырским храмом.

Здесь находится главная святыня монастыря — мощи св.Симеона Верхотурского.

Один из монастырских котов.

Говорят, Монастырские телята к людям привычные и приставучие не хуже котов. Но мы телят не видели.

После этого строительство каменных зданий на территории России было официально запрещено, т.к. каменщиков было мало. Они требовались в строящемся Санкт-Петербурге.

Продолжение следует…