Наивный объективизм

Иммануил Кант– основоположникнемецкого классического идеализма

Два периода его ф-фии:

  1. докритический

  2. критический

1.Кант исследует проблемыестествознания, природы. Уделил большоевнимание проблеме развития. Космогоническаягипотеза: Солнечная система возниклаиз большого первоначального облака,разреженных частиц. Космогония – наукао происхождении небесных тел. Космология– наука о их развитии.

Природа конечна во времени, а все живоена земле – результат биологическойреволюции.

2.Грандиозный переворот кантовскогоинтереса в область гносеологии.Произведения: «Критика чистого разума»,»Критика практического разума», «Критикаспособности суждения».

«Критика чистого разума»

Идея агностицизма. Агностицизм–невозможность познания окр. мира. Причинапознания окр. мира состоит не в самойприроде, а в человеке.Антиномии–противоречия, с которыми постоянносталкивается разум. Со стороны явленийменя познать можно, но не познать самусущность (я вещь в себе).

Антиномии:

  1. ограниченность в пространстве

  2. антиномия простого и сложного

  3. свобода и причинность и т.д.

Знания:

  1. апостериорное– знание, котороечеловек получает в результате опыта,имеет практическую направленность –вероятное знание.

  2. априорное– доопытное знание, то,что в разуме существует изначально –абсолютно достоверно и подлинно.

Вся структура чистого разума принимаетопределенные сигналы:

• в форме чувственности

• в форме рассудка

• в форме разума

С помощью категорий (кол-ва, качества,модальности и т.д.) рассудок осуществляетсвою деятельность.

Форма разума – окончательно высшиеидеи (сущ-ние бога, души). Ф-фия сущ-еткак причина человеческого разума. Канткритикует чистый разум, нужен переходк практическому разуму.

«Критика практического разума»

Чистая нравственность – это признанноевсеми добродетельное общественноесознание. Мораль должна быть независимаот внешних условий.

Безусловный категорический императив:

» Поступай так, чтобы максима твоей волии твоего поступка могла стать принципомвсеобщего законодательства». Практический разум, в рамках этики, ширетеоретического разума и не зависим отнего. Человек может поступать морально– реальность свободы. Закон реальностисвободы – категорический императив.»Мы не потому моральны, что верим в Бога,а потому верим в Бога, что моральны».

«Критика способности суждения»

Идея всеобщей целесообразности. Всецелесообразно.

Социально – политические взгляды.Государство должно обеспечиватьтакое положение, когда свободноепроявление произвола м.б. совместно сосвободой других людей. Человек обладаетзлой природой. Кант выступает какгуманист, и считает, что высший мирнаступает тогда, когда войны станутэкономически невыгодными. Частнаясобственность – носитель абсолютнойсвободы.

Вывод: несмотря на то, что существуетобъективный мир, человеку доступентолько мир явлений.

Объективный идеализм Гегеля.

Георг Гегель– немецкий философ,основатель объективного идеализма.Считает, что мир познаваем, придерживаетсягносеологического оптимизма. Положилв основу всего сущего абсолютную идею,которая в процессе развития познаетсаму себя.

Гегель – отец диалектики. Сформулировалзаконы диалектического мышления. «Всетечет, все изменяется».

Гегель соединил рационализм и диалектику.В основе всей действительности лежитсистема общих понятий. Всеобщее вышеиндивидуального Абсолютный показательиндивидуального – это смерть. Тезис,антитезис, синтез – общие закономерностипоступательного прогресса.

Законы диалектики:

  1. борьба и единство противоположностей(откуда берется развитие)

  2. переход кол-ва в качество (как протекаетразвитие)

  3. закон отрицания отрицания (куданаправлено развитие)

Гегель создает диалектическую логику.Принцип: восхождение от абстрактногок конкретному.

Абсолютная идея – это абсолютная иполная истина, а истина – совпадениепонятия и объективности.

Триады Гегеля (система):

  1. логика – исследует чистое мышление

  2. природа

  3. дух

Основные сферы чистого мышления влогике:

  1. Бытие

  2. Сущность

  3. Понятие

Природа материальна – это самоотрицаниеидеи. Природа – это окаменевший дух.Она не эволюционирует. Если не существуетидеи, то существование идеи бессмысленно.

Природа состоит из механики, физикии органики.

В духе идея постигает саму себя. Он имеет3 области развития:

1) субъективный дух

2) объективный дух

3)

Ступени духа:

  1. созерцание

  2. религия

  3. философия

Проходя эти ступени, дух достигаетсамосознания. Его диалектика противоречитконцепции развития духа.

Мир абсолютно разумен. Сущность себяпроявляет, а явления существенны ,следовательно через явления мы можемпроникнуть в сущность.

История– развитие духа во времени,а цепь истории – это свобода.Свобода– это субстанция

Индивид– субъект истории, аистория – создатель индивида.

Гос-во – есть синтез права и морали.Гос-во – абсолютная цель разума. Каждыйнарод имеет такое правительство, котороезаслуживает.

Ф-фия и режим имеют общий предмет –Бог, как абсолют.

Гегель создал целую энциклопедию всехнаук.

Гегель – один из самых фундаментальныхмыслителей.