Народная игра

В начале игры выбирается «медведь», который идет «спать» подальше — в другой конец площадки. Игроки произносят слова:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь-то спит
И на нас не глядит.
На первые четыре строчки играющие приближаются к медведю, ритмично ступая и имитируя движения по тексту: наклоняются, как будто собирают грибы, и «кладут» их в воображаемый кузовок. Игроки приближаются к медведю и произносят слова:
Мы медведя приласкали,
Мы его пощекотали.
Зарычал медведь — беда!
Разбегайся кто куда!
Игроки, в соответствии со словами, медведя гладят, щекотят, а когда он просыпается — разбегаются. Медведь их догоняет. Тот, кого поймал медведь, становится новым «медведем».
Усложнение
Можно включить «дразнилку» во вторую часть действия. Произносить следующие слова:
Злой медведь! Не бери больших! Бери маленьких, Косолапеньких. По мышке, по кошке, по ярушке!
На это медведь должен ответить:
Помелом заткну, Молоком залью, Кыш, человечки! И броситься догонять.
Правила
Следует заранее оговорить границы, за которые нельзя забегать и место, где спит медведь.
Упрощение/усложнение
1. Если в игре участвуют самые маленькие дети, то роль «медведя» всегда играет взрослый. Взрослый догоняет и пятнает малышей, чтобы приучить их к внезапным прикосновениям.
2. Если играют старшие дошкольники, можно выбрать 2 – 3 медведей.
Подобный игры в банке
«Лохматый пёс», «Кот и пряники», «Теремок», «Хейро (солнце)» и т.д.

«Пятнашки» – это интересная логическая игра. Представляет собой набор из 15 равносторонних, квадратных элементов, на которые нанесены числа, буквы или изображения. Все элементы закреплены на определенном поле. Т.о. в квадратной коробочке остается одно пустое место, которое позволяет передвигать квадратные элементы. Квадратики с номерами, буквами расставлены по полю в случайном порядке. Цель игры – перемещать квадратики, упорядочивать их по номерам или в алфавитном порядке, используя свободное «окно», а в случае с рисунками, собрать из всех элементов конкретное изображение, совершив при этом наименьшее количество ходов.

Долгое время считалось, что головоломку изобрел Сэмюэл Лойд в 1891 году. Однако, согласно историческим сведениям и публикациям в прессе, было известно, что эта головоломка пользовалась огромной популярностью в США уже в 1880-е годы. Причем, никаких упоминаний о С.Лойде не было в местных газетах, как раз до 1891 года. Поэтому, можно сделать вывод, что этот человек просто-напросто необоснованно присвоил себе это изобретение. Настоящим создателем «пятнашек» был Ноем Чепмэн – почтмейстер, который демонстрировал свое изобретение друзьям уже в 1878 году. В первых «пятнашках» было 16 квадратиков, их нужно было расположить в равные ряды по 4 штуки, таким образом, чтобы сумма чисел каждого ряда была равна 34. Уже в 1879 году головоломка продавалась в американских магазинах, а в 1880 году появилась в Европе и России.

Метод сбора «пятнашек» используется не только в качестве игрушки и развлечения, но и активно применяется в исследовательской области в информатике для построения и сравнения алгоритмов. Сегодня подобную игру можно приобрести в любом детском магазине. «Пятнашки» изготавливают из различных материалов: металл, пластик или дерево. Несмотря на то, что игра и считается детской, собрать ее не так просто взрослому человеку. Обычно, даже взрослый человек для решения этой задачи тратит в среднем 200-300 ходов. Совсем не обязательно, что в коробочке будет 15 элементов. Среди ассортимента можно найти поля размером 3*3. Такие наборы намного проще и собираются быстрее. Самый популярный и простой способ собрать «пятнашки» по порядку или сформировать изображение – переместить первый элемент по кругу против часовой стрелки, далее – поставить вторую, третью и т.д. пока все номера не встанут в нужное место. Такой метод подходит только для пятнашек с полем 3*3, поле 4*4 собирается совсем по-другому. Первоначально, нужно расположить по порядку номера 1, 2, 3 и 4. А нижние ряды собирать по принципу 3*3.

Последние годы человек просто не может существовать без компьютера, смартфона и прочих гаджетов. Поэтому, разработчики активно этим пользуются и выпускают электронные версии популярных логических и настольных игр. «Пятнашки» не исключение. Сегодня без труда любой пользователь сможет загрузить игру на персональный компьютер, приложение на свой смартфон или планшет. Такие игры помогают скоротать время в транспорте по дороге на работу или в длинной очереди.

Каждый человек обладает мышлением, у кого-то оно хорошо развито, удругих, наоборот, слабое. Игра в «пятнашки» – это отличный способ развитьлогическое мышление, так как большинство задач, которые встают перед человеком вреальной жизни, требуют разрешения именно посредством логики, умением быстропринимать правильное решение и думать наперед. Развивать логическое мышлениеможет абсолютно любой человек, независимо от возраста, пола и сферыдеятельности, прилагая при этом минимум усилий. Специальные игры, такие как»пятнашки» и подобные, отлично справляются с этим. «Пятнашки» в равной степени увлекут и малышаи взрослого человека. Такая игрушка занимает мало места, таким образом, еевсегда можно взять с собой, положить в сумку или рюкзак, или даже в карман. Ещеодно преимущество игры – ее низкая цена, она доступна абсолютно любой категориипокупателей, а электронные версии вообще можно бесплатно загрузить на свойтелефон или компьютер. Увлекательная игра до сих пор не теряет своейпопулярности и находит новых поклонников.

«Газета.Ru» выяснила, во что мы играли во дворе, и составила гид по забытым играм последнего советского поколения.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы

close

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

close

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый —совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Классификация народных игр

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.

Существуют игры, рассчитанные на конкретный возраст, есть игры без возраста. Игры можно разграничить по вопросу:

· «игры — для того, чтобы» — для взрослых

· «игры — потому, что» — для детей.

Сложность классификации игр заключается в том, что они как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой формации.

Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения учащихся, в третьем — в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т.д. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения учащихся, в третьем — в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т.д.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

· творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Классифицировать игры — это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.

Впервые классифицировать игры попытался в 1895 году Д. Покровский, который разделил игры на:

· жребий и наказание;

· игры с игрушками;

· игры с движениями;

· игры хороводные;

· игры с веревочкой;

· зимние игры;

· домашние игры.

В работе русского педагога и психолога П.Ф. Каптерека «О детских играх и развлечениях» (1898) также предпринимается попытка упорядочить игровые проявления детской жизни.

В 30-х годах собиратель игр В. Всеволодский-Гернгросс сделал попытку классификации игр, разбив их на три вида:

· игры драматические;

· спортивные;

· орнаментальные.

Драматические игры восходят к театру. Их специфика определяется наличием художественного образа и драматического действия. Одним из видов драматических игр являются производственные игры (охотничьи, скотоводческие, земледельческие). В этих играх присутствует сюжет — отыскивание и ловля животного, уход, хищение и обмен животными, возделывание поля, уборка урожая.

Другой вид драматической игры — бытовые игры. Это игры, отображающие как «внешний», так и «внутренний» быт, т.е. общественный и семейный. Среди «общественных» — игры в войну, которые постепенно схематизируясь, превратились в «городки», карты, шахматы, где игроки заменены на символы.

Спортивные — самые многочисленные, они направлены на формирование различных физических умений и умственных способностей.

Особенность орнаментальных игр связана с их хореографическим характером. Этот тип игр представлен различного рода хороводами. В хороводах есть черты драматизма, это обусловлено тем, что многие из них восходят к культовым ритуалам, содержат имитацию рабочих движений: посев, уборка и т.п.

В современной педагогике принято различать игры на:

· предметные,

· сюжетные,

· подвижные,

· дидактические.

Сюжетные, в свою очередь, разделяются на ролевые, режиссерские и игры-драматизаиии. Однако такой подход не охватывает весь спектр игровой практики.

Детский психолог Стем разделил игры на индивидуальные и коллективные.

· Индивидуальная игра включает в себя совершенствование физической деятельности (бег и прыжки, превращение предметов и людей через разного рода перевоплощения).

· Коллективная игра — это имитация и борьба.

· Другой детский психолог, Шарлотта Бахлер, разделила игру на:

· функциональную, использующую сенсомоторный аппарат ребенка,

· игру-фантазию,

· пассивную игру (типа просматривания книг, игру в конструирование).

Интересна попытка классификации игр, предпринятая А. Гоммом. Он разделяет игры на: игра творчество народный культура

· свадебные — построенные на ухаживании и любви;

· игры «в крепость»;

· погребальные игры;

· земледельческие;

· торговые;

· религиозные;

· игры с угадыванием;

· подражание спорту;

· подражание животным;

· игры с ведьмами и похищением детей;

· рыболовные;

· борьба и состязание;

· игры с пением и танцами;

· игры в прятание и поиски;

· игры с мячом.

Как видим, эта классификация дана вообще без всякой логики.

Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры:

· «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

· «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

· «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «под этот» материал. В педагогической энциклопедии читаем: «В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации». Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, или на три большие группы:

· Игры с готовыми «жесткими» правилами.

· Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.

· Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил. Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).

К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

· собственно детские игры всех видов;

· игры-празднества, игровые праздники;

· игровой фольклор;

· театральные игровые действа;

· игровые тренинги и упражнения;

· игровые анкеты, вопросники, тесты;

· эстрадные игровые импровизации;

· соревнования, состязания, противоборства, соперничества,

· конкурсы, эстафеты, старты;

· свадебные обряды, игровые обычаи;

· мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

· карнавалы, маскарады;

· игровые аукционы.

·

С этой позиции можно разделить все детские игры на следующие виды:

Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.

Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.

Признано, что играть ребенок начинает примерно с трех месяцев, когда начинается активная мозговая деятельность. «Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами».

Согласно теории, разработанной Д. Элькониным, детские игры можно разделить на следующие группы:

Игры-общения — это первые игры маленького человека, который через игру вступает в общение с внешним миром, учится говорить, ходить.

Игры-подражания — в них ребенок имитирует услышанное и увиденное: лай собаки, крик птицы, гудки… Ребенок подражает другим тем самым, приобщаясь к тому миру, который его окружает. Возникает чувство самосознания.

Игры-эксперименты — в этих играх ребенок становится исследователем, он анализирует предметы и явления. Это происходит в процессе развития отвлеченного мышления. Ребенок-экспериментатор рвет бумагу, открывает и закрывает ящики, копается в песке, купаясь в ванне, пытается утопить резиновую игрушку… Тем самым он открывает принципы строения, связи явлений, развивает творческое, ассоциативное мышление.

Игры творчество — в этих играх уже во всем блеске проявляется фантазия и воображение ребенка. Он проявляет творчество и самодеятельность как результат активной внутренней деятельности. Ребенок играет в символические игры (солдатики, разбойники, дочки-матери), которые становятся целыми театральными представлениями. В них ребенок воспроизводит и репродуцирует впечатления жизни.

Также детские игры можно разделить на следующие виды:

Игры-манипуляции, являющиеся начальной формой игровой деятельности;

Сюжетные игры, в которых ребенок пользуется многими средствами выражения: речью, мимикой, действием, жестом и соответствующим роли отношением;

Подвижные игры, близкие к драматизированным, имеющим правила;

Дидактические, которые являются одним из действенных средств умственного развития детей.

И. Шангина, современный исследователь народной культуры, предлагает классифицировать народные игры по следующей схеме:

Пальчиковые игры, в которых движения пальцев соединяются с короткими ритмичными стихами, которые произносит взрослый.

Драматические, в основе которых лежат действия, развивающиеся в диалоге персонажей. Это маленькие пьески, персонажами которых могут быть и люди, и животные. Эти игры сопровождаются пантомимой.

Состязательные, которые отличает установка на победу, утверждение превосходства. В них распределение ролей происходит с помощью жеребьёвок, считалок.

Хороводные и орнаментальные в основе которых лежит коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются по кругу ритмическим шагом, под пение. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия.

Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.