Народная масленица

С 28февраля начинается масленичная неделя, празднование которой происходит от старинного праздника проводов зимы, сохранившегося на Руси и после принятия христианства. Она продлится до воскресенья 6 марта включительно.

При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Масленица так называется потому, что в этот период времени разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной.

Сырная седмица следует за воскресным днём мясопустной, в который вспоминают о Страшном суде. По православному церковному Уставу предписывается воздерживаться от мяса, однако не от прочих скоромных продуктов, причём обычный пост в среду и пятницу отменяется. Это прежде всего обильная и сытная пища, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. Основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника.

В среде несведущих людей существует мнение, что масленица — это праздник скорее языческий, а не православный. Это не совсем так. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу — в этом христианская составляющая масленицы. Масленица — это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

В то же время Церковь призывает помнить, что ни в коем случае не стоит веселиться, теряя голову и совесть. Конечно, масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой, но это не повод, чтобы разрушать себя пьянством или опасными играми в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, — отмечает заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых), — а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле».

Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа. После этого приходит светлый праздник Пасхи.

Александр Медельцов

СВИЯЖСКАЯ МАСЛЕНИЦА 2021

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Государственный историко–архитектурный и художественный музей–заповедник «Остров-град Свияжск» и ассоциация «Центр исторического фехтования и реконструкции «Ленивый Торжок» приглашают Вас на «Свияжскую Масленицу» 14 марта 2021 года.

Приезжайте, друзья, к нам прогуляться по нарядному острову-граду! Сварим вместе «кашу из топора», споём частушки, поиграем в народные игры, порадуемся друг дружке – давно ли так собирались? Будет и ярмарка, и ароматные блины с чаем, и хороводы, и «стенка на стенку»: найдём где разгуляться, развернуться!

Наряжайтесь и сами кто во что горазд: устроим конкурс самодельных масок и костюмов. Что до призов – будут богатые, от музея-заповедника и партнёров, мир не без добрых людей!

Праздник случится только вместе с вами, дружно и сообща, как тому и должно быть. Проводим зиму-бедняжку, сожжём все хвори, трескучие морозы, да какие ещё ни есть ограничения. Пора быть весне!

Самая яркая и весёлая, самая тёплая и душевная, самая вкусная и широкая «бедная» наша свияжская Масленица! Ждём!

ПРОГРАММА 14 МАРТА (ВОСКРЕСЕНЬЕ) С 12.00 ДО 16.30.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ СВИЯЖСКА (перед входом в музей)

12.00 Встреча гостей праздника. Фольклорный ансамбль «ВЕРЕС»: частушки под гармонь, песни, танцы.

12.30 «Выезд» чучела Масленицы под обрядовые масленичные песни. Начало праздничного костюмированного шествия с чучелом Масленицы по улицам Свияжска до Рождественской площади.

КЛАСС ГИМНАЗИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СВИЯЖСКА (1-й корпус, 2 этаж) *

Мастер-класс «Письмо перьевыми ручками»

Время начала: 9:30, 10:15, 11:00, 11:45, 13:30, 14:15, 15:00

Продолжительность: 45 мин.

Аудитория: дети от 6 лет и их родители

* Оплачивается только входной билет в Музей истории Свияжска

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА*

Мастер-класс «Кукла-оберег из лыка»

Время начала: 9:30, 10:15, 11:00, 11:45, 13:30, 14:15, 15:00

Продолжительность: 45 мин.

Аудитория: дети от 6 лет и их родители

*Оплачивается входной билет с программой

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ДОСУГА «СКАЗКА» *

Праздничное занятие «Пришла весна – встречай, Масленица!»

Время начала: 9:30, 10:30, 11:30, 13:30, 14:30, 15:30

Продолжительность: 1 час

Аудитория: дети от 6 лет и их родители

В программе:

  1. познавательный рассказ с иллюстрациями «Масленица в русском изобразительном искусстве»;

  2. традиционные масленичные игры и забавы;

  3. увлекательная игра «Рецепт свияжского блина».

*Оплачивается входной билет с программой

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ И
КОМПЛЕКС ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ «ЛЕНИВЫЙ ТОРЖОК»

13.00 «Приезд» чучела Масленицы. Выступление фольклорного ансамбля «ВЕРЕС» с обрядовыми масленичными песнями, шутками, приговорами о Масленице. Большой хоровод.

13.30-15.45

  1. Выступления фольклорных коллективов Республики Татарстан.

  2. Даня Воронков с этно-электронным проектом BALALOUNGE (г. Ульяновск).

12.00 – 16.00

  1. Варим «кашу из топора». С нас – топор, вода и крупа. А вы привозите с собой вкусные специи, добавки: сладкие, пряные, самые неожиданные, любые, и добавляйте в нашу простую кашу. У кого вкуснее получится? Угощайтесь на здоровье, и друзья пусть попробуют!

  2. Кулинарные мастер-классы от «Гильдии Поваров РТ» по приготовлению блинов и других традиционных блюд.

  3. Площадка клуба исторической реконструкции «Витязь»: «Отечественная война 1812 года».

  4. Бои в средневековых доспехах от ассоциации АСБ «Крепость».

  5. Богатырские забавы с участием клуба исторической реконструкции «Мидгард».

  6. «Народный базар»: приносите с собой разные мелочи, а дети – поднадоевшие свои игрушки, с которыми готовы расстаться, устроим весёлый шуточный обмен без денег! Обязательное условие: вещи должны быть чистые, исправные, игрушки не поломаны.

  7. Ремесленная ярмарка, мастер-классы, лучно-арбалетный тир, метательный тир и другие интерактивные площадки.

13.30 – 15.30

  1. Традиционные народные игры: «Перетягивание каната», «Прыжки через скакалку», «Ходули», «Ягодка», «Вишенка», «Гиря», «Царь горы», «Маятник», «Бой мешками на бревне», «Перетягивание палки», «Валенок», «Кентавры», «Столкни с пня», «Камешки», «Столбы» и другие.

  2. Детская площадка с народными играми: «Как у дяди Трифона», «Воротики», «Дударь», «Золотые ворота», «Наборный хоровод», «Заинька», «Калечина-малечина», «Валенки», «Большие лыжи», «Лабиринт», «Скакалка».

  3. «Театр Петрушки»: представление Петра Петровича Уксусова.

  4. Мастер-класс по традиционному повязыванию платков.

15.30 Молодецкая забава «Стенка на стенку» – участвуют все!

15.45 Подведение итогов конкурса масок среди гостей праздника с вручением призов.

О конкурсе: https://www.ostrovgrad.org/конкурс-масок-свияжская-масленица-2

16.00 Театрализованное огненное представление от группы «Дженази».

  1. Сжигание чучела Масленицы, проводы зимы!!!

ВХОД НА ТЕРРИТОРИЮ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА СВОБОДНЫЙ

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ВСЕ МУЗЕИ СВИЯЖСКА*:

Музей истории Свияжска

Музей художника Геннадия Архиреева

Музей Гражданской войны

Художественная галерея и смотровая площадка

Музей археологического дерева «Татарская слободка» — единственный в России

*На посещение данных объектов действуют акции и специальные предложения.

ВЫСТАВКИ:

«Свияжские этномиры. Русские». Выставочный зал «Старая водонапорная башня»

Выставка демонстрирует традиционную культуру русского населения свияжского края. Она включает в себя этнографические предметы: костюмы, предметы быта изделия ремесел и уникальные документы диалектологических и фольклорных экспедиций. Экспонаты выставки представлены из собраний музея-заповедника «Остров Град-Свияжск», Болгарского музея-заповедника, Музея Тетюшского края, Музея Лаишевского края им. Г.Р. Державина и Научной библиотеки им. И.Н. Лобачевского Казанского федерального университета.

«Товарищество И.Д. Сытина». Вводный зал Музея истории Свияжска.

Выставка посвящена 170-летию Ивана Дмитриевича Сытина (1851 – 1934) одного из крупнейших просветителей и книгоиздателей в истории России. С его издательством близко сотрудничали А.П. Чехов, В. А. Гиляровский, В. И. Немирович-Данченко и в особенности Л.Н. Толстой. На выставке представлены книги из коллекции Свияжского музея-заповедника и Научной библиотеки им. И.Н. Лобачевского Казанского федерального университета.

«Адам Олеарий «Путешествие в Московию, в Персию и обратно». Выставочный зал Художественной галереи

Адам Олеарий (1599-1671) – немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. В 1630-ые годы он был отправлен гольштейнским герцогом Фридрихом III в Россию и Персию для установления торговых связей. Одним из итогов этого посольства стала уникальная книга «Путешествие в Московию, в Персию и обратно» содержащая сведения о быте, нравах и географии. На выставке представлены 24 листа с гравюрами из книги изданной в первой половине XVIII века.

«1920-е годы: Свияжск в эпоху великих перемен». 4 корпус Музея истории Свияжска

Выставка, посвященная 100-летию образования ТАССР. 1920-е годы были первым десятилетием советского времени, периодом динамичным, ярким, драматическим и противоречивым. Для Свияжска 1920-е годы стали первым этапом «трудного времени» в ХХ веке. Главным объектом выставки является Свияжск, его исторические «сюжеты» на фоне событий ТАССР и СССР: Свияжск-центр кантона и района, голод и создание дет. домов, разрушение церковно-монастырской жизни, начало «тюремной истории» Свияжска. На выставке демонстрируются предметы из собрания музея-заповедника, «Остров-град Свияжск», Научной библиотеки им. И.Н. Лобачевского Казанского федерального университета, Государственного архива РТ и частной коллекции художника И.Н. Артамонова.

МАСЛЕНИЦА

Весенний праздник языческого (см. язычество) происхождения, связанный с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица отмечается за восемь недель до Пасхи, обычно в конце февраля — начале марта и длится семь дней, предшествуя Великому посту.

В старину на Руси масленица считалась самым веселым праздником, которым отмечали начало весенних полевых работ. И хотя сегодня люди не так связаны с работой на земле, как их далекие предки, масленица остается таким же веселым и всеобщим праздником русского народа. На масленицу всегда проходили народные гулянья, во время которых катались на санях, играли, пели и танцевали, ходили друг к другу в гости, пекли блины (см. блин) и угощали ими всех. Блины имели магическое значение: горячие и круглые, они символизировали солнце. Центральной фигурой праздника была сама Масленица — кукла из соломы, которую сжигали в конце праздничной (масленичной) недели. Каждый день масленицы имеет свое название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомства», четверг — «широкая масленица», пятница — «к теще на блины», суббота — «проводы», последний день масленицы — «Прощеное воскресенье», когда все просят друг у друга прощения.
Православная церковь со временем приняла языческую масленицу, но под именем «Сырной недели», разрешив есть сыр и масло, молоко и яйца на масленицу каждый день, даже в традиционные постные дни (см. пост) — среду и пятницу.
В советский (см. Советский Союз) период российской истории народ тоже отмечал этот праздник, но гораздо скромнее, чем до Октябрьской революции 1917 г..
Сегодня в России принято широко отмечать масленицу. Праздник проходит в парках, на городских площадях, на территории этнографических музеев. Там пекут блины, устраивают катания на тройках (см. тройка1) и народные игры, показывают театрализованные представления.
Народные гулянья на масленицу — тема многих картин русских художников, среди которых наиболее известна «Масленица» Б.М. Кустодиева (1919 г.).
Масленица вошла в одну из народных пословиц: Не все коту масленица (будет и великий пост). Так говорят, желая напомнить кому-либо, что праздник и гулянье однажды кончаются.
Катание с ледяных гор на Масленой неделе. Раскрашенная гравюра по рисунку Ж. Делабарта. 1790-е гг.:

Масленица — кукла из соломы:

«Масленица». Художник Б.М. Кустодиев. 1919 г.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.

Масленица, Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. Это подготовительная неделя к Великому посту. В христианском смысле она посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В продолжение Масленицы православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу и молочные продукты.

Первое упоминание о Масленице известно с XVI века.

Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, она представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными ритуальными элементами были поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников; обычаи, связанные с молодоженами; масленичные развлечения и проводы Масленицы.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или гендерных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, соленую рыбу, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне Масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение — блины — и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыши»; среда – «лакомка»; четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки»; воскресенье – «проводы», «прощенье», «прощеный день».

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне их следовало вымыться в бане, «очистив» себя от тягот и несчастья прошедшего года. В домах прекращали постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым.

На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива. В праздничной трапезе обязательно присутствовали блины – языческий символ солнца и обязательный атрибут поминок.

В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

К Масленице приурочивалось исполнение большого количества обрядов, связанных с чествованием «новоженов» – молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны.

Повсеместно главным праздничным действием было катание с горок – на санях, шкурах домашних животных, перевернутых скамейках, обледенелых корытах и решетах. На севере и в приволжских деревнях на возвышенных местах на масленичную неделю прокладывали параллельные жерди для катания молодежи парами. Также нарядная молодежь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками.

Во время масленичной недели в казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а также в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях была распространена игра «Взятие снежного городка». Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала XVIII века. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах — на льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах.

В последний день недели в губерниях России совершались проводы Масленицы. В одних местностях ритуал бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других – в виде проводов-похорон.

В северных, центральных и поволжских губерниях Масленица в последний день праздника подвергалась сожжению на специальном костре. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили насаженным на шест сразу после гуляния и объезда деревни, ближе к сумеркам. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали.

Масленичный поезд насчитывал в некоторых местах несколько сот лошадей. Участники процессии часто обряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые также бросали позднее в костер. Масленица могла иметь различные воплощения – в виде соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами.

В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население данного села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь.

Хотя к ХIХ — началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых ‑ «Масленица», «Воевода» и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник -«встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки ? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда ‑ «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг ‑ «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» ‑ то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка.

Пятница ‑ «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины».

Суббота ‑ «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье ‑ это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста ‑ Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост», «Боится Масленица горькой редьки да пареной репы» (т.е. поста).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников