Наука религия

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от неё людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

Федеральноеагентство по образованию

Государственноеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования

Владимирскийгосударственный университет

Кафедра «Теорияи история государства и права»

реферат

По дисциплине:Концепция современного естествознания

ТЕМА:»Наукаи религия»

Выполнил:

Воробьев А.В.

Группа: ЗЮв-309

Проверил:

Арсенина О.В.

Владимир, 2009

Заключение …………………………………………………………………..21

Литература……………………………………………………………………22

Введение

Возникновение и развитиенауки происходили и происходят внепримиримой борьбе против идеализма,против религии. Суть заключается вразных взглядах на вопрос «Как человекупознать, Что есть Истина?». Для религииисточником истины является «БожественноеОткровение» (интуиция, прозрения,просветления). Для науки источникомистины являются знания, в основе которыхлежат «опыт, эксперимент, наблюдение»и «логические рассуждения, математическиевычисления, и всякие-прочие умозаключения».

Наука — это система знанийо закономерностях в развитии природыи общества, доказываемых и проверяемыхпрактикой. Она возникла и развиваетсяиз практических нужд людей, из потребностейматериального производства. В наукевозможно создание нескольких школпонимания того или иного события,построение нескольких конкурирующихтеорий, гипотез. Аргументы в пользу тойили иной находятся вне человека — вприроде. Религия предлагает намединственно правильное учение, которомувсе должны верить.

Хотя если копнуть поглубже,то окажется, что наука, как и религия,основывается на неких принципах(аксиомах), которые предлагается принятьна веру, бездоказательно. Так что отличиенауки от религии не в том, на чём ониосновываются, а в подходах и методахпознания, которыми эти основанияразвиваются. Принципиальное различиемежду наукой и религией заключается втом, что наука подвергает сомнению любыележащие в её основе факты и аксиомы.Основным критерием научного знанияявляется возможность его опровержения,то есть фальсифицируемость. В то время,как религия основана на принципиальнонепроверяемых аксиомах, осознаниекоторых недоступно человеческомуразуму, что находит своё отражение визвестной фразе «неисповедимы путиГосподни». Однако, справедливости радистоит заметить, что даже современнаянаука содержит в себя ряд непроверяемыхутверждений, например теория суперструн.

Возникновение религии

Религиозные верования возниклив одну из наиболее поздних эпохсуществования неандертальцев, в товремя, когда на Земле было великоеоледенение.

Первобытные люди не тольковыдержали наступление суровой полярнойприроды, но и стали значительно разви­тее.Переход от равномерно жаркого климатак холодному создал жизненные потребностив жилище, одежде, новых видах пищи. Людинаучились охотиться. А в связи с этимпоявлялись новые отрасли труда, возникалиновые виды деятельности, совершенствовалисьорудия производства. Постепенночеловеческое сознание могло всё полнееотра­жать многообразие окружающейприроды. Люди стали задумываться надтем, почему происходят различныеприродные явления. Однако объяснить итем более вскрыть их причины они ещё немогли.

Для первобытного человека всегрозные стихийные силы природы — грозыс молниями и громом, землетря­сения,бури и наводнения — были непонятными,загадоч­ными явлениями. Не умеяобъяснить и подчинить себе мо­гущественныесилы природы, он наделял их человеческимисвойствами.

Благоприятные явления человексчитал добрыми, а те, что приносилихолод, голод, смерть,— недобрыми, злыми.Разделив, таким образом, все природныеявления, перво­бытный человек стремилсяк тому, чтобы вызывать явле­ния,благоприятствующие ему, и предотвращатьзлые.

Чтобы умилостивить грозные силыприроды, первобыт­ные люди сталиприбегать к помощи заклинаний, похвал,лести, подарков (жертв) морю, реке, солнцу,ветру, грому. Приносили жертвы рыбе,чтобы она шла в сети, зверям, чтобы онине нападали на людей и позволяли убиватьсебя во время охоты, огню, чтобы он вечнослужил че­ловеку. Так фантазия человекапородила добрые и злые божества.

Археологические исследованиядревнего первобытного общества, а такженаблюдения за жизнью современных народови племён, находящихся в результатеимпериали­стического колониальногогнёта на крайне низком уровне развития,позволяют воссоздать картину первобытныхве­рований.

Эти исследования и наблюденияполностью подтверж­дают мысль Энгельсао том, что «всякая религия является нечем иным, как фантастическим отражениемв головах людей тех внешних сил, которыегосподствуют над ними в их повседневнойжизни, отражением, в котором земные силыпринимают форму сверхъестественных»1.При этом у различных народов появляются»самые разнообразные и пёстрыеолицетворения» этих сил.

Самое древнее религиозноеверование — поклонение животным. Вжизни первобытного человека животныеиграли большую роль. Охота была основнымисточником существования. Люди считалиживотных разумными суще­ствами,обожествляли и почитали их. При раскопкахдрев­них поселений открыто многоизображений животных на стенах пещер:бизонов, оленей и др. Поклоняясь живот­ным,человек думал, что они ему помогут наохоте.

У людей, которые занималисьпреимущественно рыбо­ловством,обожествлялись рыбы. Эти боги, попредстав­лению человека, в зависимостиот того злые они или доб­рые, либоприносили успех на рыбной ловле, либопре­пятствовали ей.

Чувствуя превосходствомогущественных сил при­роды, человексчитал их сознательными, сверхъестест­веннымисуществами.

Например, негритосы Андаманскихостровов (Индий­ский океан) обожествляюти почитают солнце, луну, звёз­ды. Поверованию этого племени солнце — женалуны, а звёзды — их многочисленные дети.Они верят, что на небе есть могущественноеживое существо, которое, рас­сердившись,катает по небу огромные камни, что исоздаёт на земле гром.

С переходом к более развитомуземледелию и прируче­нию животных —животноводству — в первобытном обще­ствевозникают новые религиозные представления.В них отражены новые условия материальнойжизни общества. Появляются боги в видесвиньи, собаки и других домаш­нихживотных. Эти боги должны помогатьчеловеку в хозяйственной жизни.

В первобытном родовом обществелюди не отдавали предпочтения однимбогам перед другими. Существова­лополное равенство богов. Это равенствосоответство­вало существовавшимтогда общественным производст­веннымотношениям и родовому принципу: все вроду равны.

С объединением родов в племенапоявляется уже де­ление богов наосновных и зависимых. Кроме главныхбо­гов, владык земли, воды, ветров,огня, гроз и бурь, появи­лись различныемаленькие божки.

Стремясь жить в ладу с природой,первобытные люди обращаются также кдухам или душам. Люди думали, что сознание,или «душа», человека может существоватьотдельно от человека. Особенно убедительнымдоказатель­ством этого для первобытныхлюдей были сновидения. Видя во снеумершего человека, они думали, что этопри­ходит его душа.

Понятие о душе было перенесенои на явления при­роды. Люди считали,что каждый материальный предмет имеетсвою душу и что все изменения в этихпредметах происходят по воле душ-духов.

К богам и духам, якобы управляющимявлениями природы, люди обращались спохвалами, лестью, прино­сили имжертвы. Так со временем возник религиозныйкульт с различными обрядами — песнопениями,жертво­приношениями и т. д.

Одновременно с верой в душувозникла вера в загроб­ную жизнь. Попредставлению первобытного человекадухи обитают там, где мрачно и беспросветно,где темно и холодно, т. е. так, как былов пещерах и ямах, где хоро­нилипокойников.

В период племенных объединенийпоявляются и первые служители культа— люди, которые соверша­ют обряды. Настоянках родов создавались святили­ща,где члены рода собирались для поклонениясвоим богам.

Таким образом, в религиинет ничего небесного; вера в богов, всверхъестественные существа былапорождена на определённой ступениразвития первобытнообщинного строябеспомощностью человека перед грознымиси­лами природы.

Первобытное общество существовалосотни тысяч лет. За это время оно прошлодлинный путь от диких перво­бытныхорд до племён и союзов племён, насчитывающихдесятки тысяч людей.

В первобытном обществе не былочастной собственно­сти. Земля, леса,пастбища, а также орудия труда и про­дуктынаходились в собственности всегообщества.

Но с дальнейшим развитиемпроизводительных сил, с ростомпроизводительности труда первобытнообщинныеотношения начинают мешать обществудвигаться вперёд, развивать своёпроизводство.

На смену первобытнообщинномустрою пришёл рабо­владельческийстрой. Появились два противоположных,враж­дующих между собой класса —класс рабовладельцев и класс рабов.

Первые рабовладельческие обществавозникли в Египте в начале четвёртоготысячелетия до нашей эры и в Вавилонеоколо трёх тысяч лет до нашей эры.Закончен­ную форму рабовладениеприобрело в древней Греции и в Риме(первое тысячелетие до нашей эры).

С ростом рабовладения, узаконенноговозникшим в эту эпоху государством, всёболее увеличивалось имуществен­ноенеравенство среди свободных людей, т.е. не рабов. Многие из них разорялись ивынуждены были продаваться в рабство.Очень большое количество рабов давалитакже войны.

Исключительно ярко и убедительноо жизни рабов в ту эпоху рассказываетв своих трудах историк древнего мираДиодор Сицилийский. Диодор пишет:»Нельзя без состраданияк их ужасной судьбе видеть этихнесчастных…, не имеющих возможностипозабо­титься хотя бы о чистоте своеготела или о прикрытии своей наготы. Ибоздесь нет места снисхождению и пощадепо отношению к больным, хворым, старикам,к женской слабости. Все должны работать,принуждаемые к этому ударами бича, итолько смерть кладёт конец их мучениями нужде»2.

Таким образом, в классовомрабовладельческом обще­стве к силамприроды, господствующим над человеком,прибавляются ещё и социальные силы.

Тяжёлое положение эксплуатируемыхуглубляло и обостряло классовыепротиворечия. Рабы делали частые попыткиосвободиться от безжалостных хозяев.Вся исто­рия рабовладельческогообщества — это история ожесто­чённойклассовой борьбы.

Неорганизованные, стихийныевосстания жестоко по­давлялись. Этоприводило эксплуатируемых в отчаяние.Многим казалось, что освободиться отсвоих угнетате­лей невозможно. И этабеспомощность усиливала их веру в богов,питала надежду на лучшую жизнь на «томсвете».

«Бессилие эксплуатируемыхклассов в борьбе с экс­плуататорами,— говорил Ленин, — так же неизбежнопо­рождает веру в лучшую загробнуюжизнь, как бессилие дикаря в борьбе сприродой порождает веру в богов, чер­тей,в чудеса и т. п.»3.