Назореи, кто это?

  • Назо­рей, назо­реи архим. Ники­фор (Бажа­нов)
  • Назо­рей Биб­лей­ский сло­варь Нюстрема
  • Назо­рей, Наза­ря­нин Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия Брок­гауза
  • Назо­рей Биб­лей­ский сло­варь

***

Назоре́й —

1) (от евр. «незир» — отде­лен­ный, посвя­щен­ный) чело­век, посвя­щён­ный во вре­мена Вет­хого Завета на особое слу­же­ние Богу посред­ством при­ня­тия ряда обетов (Числ.6). Назо­реем был судия Самсон (Суд.13:5);

2) одно из имен Гос­пода Иисуса Христа.

***

На чём осно­вано и в чём заклю­ча­лось назо­рей­ское слу­же­ние?

Назо­ре­ями, во вре­мена Вет­хого Завета, назы­ва­лись люди, посвя­щав­шие себя Богу в соот­вет­ствии с осо­быми тре­бо­ва­ни­ями Мои­се­ева закона. Обет назо­рей­ства могли давать как муж­чины, так и жен­щины; как на опре­де­лён­ный срок, так и на всю жизнь. Исто­рии Изра­иля известно несколько исклю­чи­тель­ных слу­чаев пожиз­нен­ного посвя­ще­ния в назо­реи «от мате­рин­ской утробы».

Так, буду­щая мать Саму­ила, Анна, молясь о даро­ва­нии чада, дала обет, в случае рож­де­ния сына посвя­тить его Богу, что и испол­нила (1Цар.1:11). Буду­щие роди­тели Сам­сона, Маной и его неплод­ная супруга, полу­чив, нако­нец, обе­то­ва­ние ангела о рож­де­нии сына, вместе с тем услы­шали пове­ле­ние: по рож­де­нии посвя­тить дитя Богу (Суд.13:5).

В про­дол­же­нии всего срока обета, назо­рей не имел права упо­треб­лять вино и более креп­кие напитки, уксус из вина или напит­ков, вино­град и вино­град­ные про­дукты. Назо­реям запре­ща­лось стричь волосы и при­бли­жаться к умер­шим людям. Чтобы не осквер­няться, они не могли при­ка­саться даже и к мерт­вым роди­те­лям, бра­тьям и сест­рам (Чис.6:2–7).

В случае вне­зап­ной, неча­ян­ной смерти какого-либо чело­века в при­сут­ствии назо­рея, он осквер­нял свое назо­рей­ство и ста­но­вился нечи­стым. В седь­мой день после слу­чив­ше­гося ему над­ле­жало сбрить волосы, а в вось­мой при­не­сти ко входу скинии собра­ния, к свя­щен­нику, двух горлиц или двух моло­дых голу­бей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во все­со­жже­ние. После же очи­ще­ния, по освя­ще­нии головы назо­рей при­сту­пал к испол­не­нию своего обета заново. При этом он должен был при­не­сти в жертву повин­но­сти одно­лет­него агнца (Чис. 6:9–12).

По завер­ше­нии срока дей­ствия обета назо­рей при­но­сил одного одно­лет­него агнца во все­со­жже­ние; одну одно­лет­нюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «кор­зину опрес­но­ков из пше­нич­ной муки, хлебов, испе­чен­ных с елеем, и прес­ных лепе­шек, пома­зан­ных елеем, и при них хлеб­ное при­но­ше­ние и воз­ли­я­ние» (Чис. 6:14–15). Затем назо­рей остри­гал свою голову, клал свои волосы на огонь, горя­щий под мирною жерт­вой. После этого свя­щен­ник брал сва­рен­ное плечо жерт­вен­ного овна, один прес­ный пирог из кор­зины и одну прес­ную лепешку, клал это на руки назо­рею, воз­но­сил, потря­сал перед Гос­по­дом. Затем назо­рей мог вести обыч­ную для иудея рели­ги­оз­ную жизнь.

В чём состо­яло духовно-нрав­ствен­ное зна­че­ние назо­рей­ства

Посвя­щая себя Богу, назо­рей, во все дни своего назо­рей­ства, был «свят Гос­поду» (Чис. 6:8). Как и вообще во вре­мена Вет­хого Завета святое отде­ля­лось от несвя­того (еврей­ский народ — от всех прочих наро­дов, колено Левия — от осталь­ных колен, скиния — от общей тер­ри­то­рии и т. д.), назо­рей отде­лялся от общего строя жизни еврей­ского обще­ства, в том числе — от ряда мир­ских обы­чаев и плот­ских удо­воль­ствий. Этим он являл пример вер­но­сти Богу и само­от­вер­же­ния.

Отказ от постри­же­ния волос служил види­мым знаком отказа от низ­мен­ных побуж­де­ний (что, конечно же, соблю­да­лось далеко не каждым назо­реем), ука­зы­вал на един­ство посвя­щен­ного с Небес­ным Царем. Именно в этом ключе ста­но­вится понят­ным при­зна­ние Сам­сона: «бритва не каса­лась головы моей, ибо я назо­рей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отсту­пит от меня сила моя; я сде­ла­юсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд.16:17).

Сам Все­дер­жи­тель постав­лял назо­рей­ское слу­же­ние в один ряд с про­ро­че­ским: «Из сыно­вей ваших Я изби­рал в про­роки и из юношей ваших — в назо­реи» (Ам. 2:11).

Нередко к назо­реям отно­сят и Иоанна Кре­сти­теля — послед­него вет­хо­за­вет­ного и вместе с тем ново­за­вет­ного про­рока.

Почему был назван Назо­реем Гос­подь Иисус Хри­стос?

  1. Согласно Еван­ге­ли­сту Матфею, Иисус Хри­стос был наре­чен Назо­реем сооб­разно древним про­ро­че­ствам и в связи с про­жи­ва­нием в городе Наза­рете (Мф.2:22–23).
  2. Имя Назо­рей созвучно еврей­скому слову «нецер», бук­вально озна­ча­ю­щему «отрасль» или «ветвь». Этим име­но­ва­нием Хри­стос обо­зна­ча­ется в про­ро­че­стве Исаии: «И про­изой­дет отрасль от корня Иес­се­ева, и ветвь про­из­рас­тет от корня его; и почиет на Нем Дух Гос­по­день» (Ис.11:1–2).
  3. Кроме того, несмотря на неко­то­рое внеш­нее несо­от­вет­ствие жизни Мессии жизни вет­хо­за­вет­ных назо­реев, Его слу­же­ние всё же сопо­став­ляют с назо­рей­ским. Ведь если назо­рей­ство осмыс­ли­ва­лось в древ­нем Изра­иле как посвя­ще­ние Богу, то Кто, если не Хри­стос, послу­жил для нас Иде­аль­ным При­ме­ром свя­то­сти и послу­ша­ния Все­выш­нему?

В Викиданных есть лексема назаретянин (L130815).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. назаретя́нин назаретя́не
Р. назаретя́нина назаретя́н
Д. назаретя́нину назаретя́нам
В. назаретя́нина назаретя́н
Тв. назаретя́нином назаретя́нами
Пр. назаретя́нине назаретя́нах

назаретянин

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1°a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

ПроизношениеПравить

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. житель или уроженец Назарета ◆ Он устремил взгляд в сторону, где в окружении учеников сидел назаретянин, посмевший называть себя Сыном Человеческим. В.Ф. Тендряков, «Покушение на миражи», 1988 г.

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions-ru}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      НАЗОРЕЙ, НАЗОРЕИ

      (Чис 6:2) — слово, значащее с Еврейского языка: отделять отлучать. Во все дни обета назорейства, говорится в кн. Числ: …до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (6:8). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т.е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужеского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т.е. назорейства. Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок оного, то назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезывал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6). Некоторые назорей на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой своей смерти: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были например Самсон, пр. Самуил и Иоанн Креститель (Суд 13:4-5, Лк 1:15, 1Цар 1:11). Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т.е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то ап. Павел, произнесший обет. подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян 18:18). Назорей составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. 2:11-12).

      Библейская энциклопедия, Никифор.2012