Не гневайтесь

X

Политика конфиденциальности и использования файлов сookie

Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая, вы соглашаетесь с их использованием. Узнайте больше, в том числе о том, как контролировать использование файлов cookie.

Понятно!

Реклама

16

  1. Хадис: Не гневайся, и ты будешь в раю.

Скачать пдф и док:

16 ― Сообщается, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не гневайся». После этого человек несколько раз повторил (свою просьбу), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вновь и вновь отвечал: «Не гневайся» .

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

В этом хадисе также содержится указание на великую норму благопристойности (адаба). Человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о совете, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не гневайся».

Многие сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, просили у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совета. Они просили совета у избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а он всегда отвечал по-разному. Человеку, о котором говорится в данном хадисе, он сказал: «Не гневайся».

Однажды, к нему пришёл другой человек и сказал: «О посланник Аллаха, предписаний Ислама для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего» .

Учёные указали на две причины того, почему ответы в разных случаях были разными .

Во-первых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал разные советы, которые зависели от того, что ему было известно о спрашивающем. Если спрашивающий нуждался в поминании Аллаха, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал ему заниматься поминанием Аллаха. Если же спрашивающий нуждался в подавлении гнева, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал ему не гневаться.

Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал разные советы, чтобы указать своей общине на различные виды добра. Ведь, в будущем каждый из сподвижников будет передавать именно то завещание, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил ему.

«Дай мне совет» — то есть: укажи мне на такое благо, которое поможет мне в мирской жизни и в Последней обители.

Если у кого-то просят совета, то он должен постараться дать наилучший совет ― именно такой совет, в котором нуждается спрашивающий. Не следует оставлять спрашивающего без ответа. Поэтому преподаватель и воспитатель должны постоянно держать в голове заветы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и заветы обладателей знания, чтобы при возникновении нужды завещать людям именно эти заветы.

«Не гневайся» — и это включает в себя две вещи:

Во-первых, не гневайся тогда, когда возникнут причины, вызывающие твой гнев. Постарайся сдержать гнев и раздражение. Аллах Всевышний сказал об этом:

﴿ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ ﴾

«(Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе,) сдерживают гнев и прощают людей» .

Сдерживание гнева – это признак верующих и творящих добро рабов Аллаха. Они сдерживают гнев тогда, когда он вспыхивает. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает» .

Сдерживание гнева – это похвальное качество, что мы разберем подробнее немного позже.

Во-вторых, не стремись к тому, что может тебя разгневать. Если ты знаешь, что определенная вещь вызывает в тебе гнев, то не приближайся к ней. Поэтому многие праведные предшественники считали похвальным качеством то, что иногда человек старается не замечать те вещи, которые могут его разгневать.

Например, ‘Усман ибн Заида говорил: «Благополучие состоит из десяти частей, девять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать (некоторые вещи)». А имам Ахмад, говоря об этих словах, сказал следующее: «Благополучие состоит из десяти частей, все десять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать (некоторые вещи)» .

Имеется в виду то, что человек старается не замечать то, что вызывает у него гнев и недовольство. Это является великой дверью, ведущей к благу. Также человек старается не замечать, когда ему причиняют обиды. Также человек старается не замечать те разговоры, которые не являются похвальными. Всё это является похвальным деянием .

Следовательно, слова «не гневайся» указывают на две вещи:

  • Не выявляй свой гнев, наоборот, скрывай его!
  • Не приближайся к тому, что может вызвать твой гнев!

Гнев – это порицаемое качество, являющееся орудием Иблиса. Вместе с гневом всегда приходит зло. Множество убийств и преступлений происходят именно по причине гнева. Множество скверных слов, о которых человек в будущем сожалеет, произносятся именно по причине гнева. Большинство разводов происходит именно по причине гнева. Множество ссор между родственниками происходит именно по причине гнева, а после того, как гнев проходит, никто уже не может помирить их. Следовательно, гнев – это порицаемое качество. Гнев – это орудие шайтана, посредством которого он сеет раздор между верующими.

Как избавиться от гнева?!

Во-первых, от гнева можно избавиться путём совершения малого омовения. Гнев – это кипение, а малое омовение – это охлаждение. Гнев появляется от шайтана, а совершение малого омовение – это выражение покорности Аллаху и поклонение Ему. Малое омовение успокаивает гнев, поэтому тот, кто разгневался, пусть совершит омовение .

Во-вторых, если человек разгневался, будучи стоящим, то пусть сядет, и это успокоит его душу .

В-третьих, человек должен постараться подавить гнев, заменив его прекрасными словами, если он способен на это .

В-четвертых, человек должен замолчать и не говорить ничего, о чём он будет сожалеть в будущем .

Известно, что с человеком иногда случаются испытания, которые при определенных обстоятельствах возвышают его степень и помогают ему достичь награды. Если человек был испытан тем, что его гневит, то пусть подавит свой гнев, выполняя веление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и, претворяя в жизнь то, к чему побудил его Аллах, сказав:

﴿ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ ﴾

«(Рай уготован для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе,) сдерживают гнев и прощают людей» .

Следовательно, данный хадис указывает на великую норму благопристойности. Искатель знания и каждый человек, придерживающийся велений Аллаха, должен приучать свою душу к подавлению гнева. В этом человеку могут помочь кротость и терпение. Если человек описан кротостью и терпение, он является мудрым. Именно поэтому человек, поддающийся гневу, неспособен решать проблемы.

Из многочисленных историй известно, какими дурными последствиями заканчивается проявление гнева. Поэтому слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не гневайся», должны быть всегда перед нашими глазами. Мы должны помнить об этих словах, когда находимся с нашими братьями и с нашими семьями, когда находимся в обществе детей и в обществе пожилых людей. Чем больше человек будет проявлять кротость и мудрость в своих речах и делах, тем ближе он будет к Аллаху. Кротость и мудрость – это качества особых рабов Аллаха.

«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». Что я прежде сказал, то скажу и теперь. Так как пророк хочет вести слу­шателей к богопознанию, то старается освободить души их от болезней. Он знал, что развратная жизнь служит препят­ствием к надлежащему принятию высокого учения. Это выра­зил и Павел, когда говорил: «я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими» (1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.1 Кор. 3:1); и еще; «я питал вас молоком, а не твердою пищею» (2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,1 Кор. 3:2); и еще: «о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать» (11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.Евр. 5:11).Также Исаия говорит: «они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего» (2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:Ис. 58:2). И Осия говорит: «сейте себе в правду, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.Ос. 10:12). И Христос, поучая, говорил: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету» (20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,Ин. 3:20); и еще: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?Ин. 5:44); и еще: «так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев» (22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.Ин. 9:22); и еще: «многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали» (42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,Ин. 12:42). И везде можно видеть, что раз­вратная жизнь служит препятствием к надлежащему принятию учения. Как гной, скопившийся в светлом зрачке глаза, ослеп­ляет и помрачает свет его, так и ум, занятый пороками, помрачается и ослепляется в душе нашей.Вот почему и пророк, зная это, говорит: «гневаясь, не согрешайте». Он не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование. Как Моисей, начиная речь о нравственности, прежде всего, по­ставляет заповедь: «не убивай» (13 Не убивай.Исх. 20:13), так делает и этот пророк, и еще тем более, чем более известны были ему правила благочестия. Тот запрещает убийство, а этот истреб­ляет самого виновника убийства – гнев, который есть корень и источник этого зла. Поэтому и Христос, желая истребить гнев, говорил: «гневающийся на брата своего напрасно, подлежит геенне огненной» (22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.Мф. 5:22). Видишь, какое там и здесь огра­ничение: «гневаясь, не согрешайте»; «гневающийся на брата своего напрасно», – потому что можно гневаться и справедливо. Так и Павел разгневался на Елиму, и Петр на Сапфиру (13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.Деян. 5:13). Я даже не на­зову этого просто гневом, но любомудрием, попечением, рас­порядительностью. Гневается и отец на сына, но потому, что за­ботится о нем. Напрасно гневается тот, кто хочет отмстить за себя самого; а кто хочет исправить других, тот – смирен­нее всех. Так и Бог, когда о Нем говорится, что Он гне­вается, гневается не для отмщения за Себя самого, но для испра­вления нас. Будем же и мы подражать Ему: мстить, таким образом, есть дело божественное, а мстить иначе – дело человече­ское. Впрочем, Бог не тем только отличается от нас, что Он гневается справедливо, но и тем, что в Боге гнев не есть какое-нибудь страстное раздражение. Итак, не будем и мы гневаться напрасно. Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали и других согрешающих, не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачеством от страстей.Представь, как велико зло – порок, если при нем врачество делается ядом, если тем, чем нужно врачевать раны других, мы наносим раны себе; это подобно тому, как если бы кто-нибудь, взявши железо, чтобы отсечь гнилые части у других, напрасно поразил самого себя и нанес себе раны по всему телу, или если бы кормчий потопил судно теми самыми веслами, посредством которых нужно было останавливать на­пор буйных ветров. Таков и гнев: он полезен для того, чтобы пробуждать нас от сонливости, чтобы сообщать бодрость душе, чтобы производить в нас сильнейшее негодование за обижаемых, чтобы делать нас взыскательными к обижаю­щим. Потому и говорит пророк: «гневаясь, не согрешайте». Если бы это было невозможно, то он и не заповедал бы этого, потому что никто не заповедует невозможного. Таким обра­зом, дав апостольскую заповедь и евангельское мудрое наставление, сказав то же, что и Христос, он присовокупляет другое наставление и говорит: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». Что означают сказанные слова? Они кажутся неясными. Во время, следующее за ужином, го­ворит, когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь на постель, когда в отсутствии всех наступает великое спокой­ствие, когда никто не беспокоит и бывает глубокая тишина, ты начинай суд совести, требуй от нее отчета, и какие имел в течение дня порочные помыслы, задумывая обманы, или строя козни ближнему, или допуская развратные пожелания, все это во время такого спокойствия выставь на вид, поставь совесть су­диею этих порочных помыслов, истребляй их, суди, наказы­вай согрешающую душу. Таков смысл слова: «утишитесь»; иначе сказать: истязайте, сокрушайте все то, что в течение дня вы говорили в сердцах ваших; т. е. все, какие вы имели, пороч­ные помыслы на ложах ваших во время этого спокойствия тер­зайте и наказывайте; когда ни друг не беспокоит, ни слуга не досаждает, ни множество дел не развлекает, тогда и давайте себе отчет в жизни своей за протекший день. И почему он не говорит о словах и делах, но о порочных помыслах? Это – преизбыток его наставления. В самом деле, если должно наказывать порочные помыслы, чтобы они не перешли в дело, то тем более должно сокрушаться душою о таких делах и словах. Это пусть будет каждый день, и не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершенных то­бою в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия. Как ты поступаешь с деньгами, не пропуская и двух дней без требования отчета от слуги, чтобы не произошло замешательства от забвения, так поступай и с делами своими каждый день; вечером требуй от души отчета, осуждай грешный помысл, повесь его как бы на дереве, наказывай и повелевай, чтобы вперед не делать подобного. Видишь ли превосходное враче­вание, – как он употребляет врачество и предупредительное и исправительное? Наставление не впадать в грехи служит вместо врачества предупредительного, именно слова: «гневаясь, не согрешайте»; а слова: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» – вместо врачества исправительного. После совершения греха он еще прилагает врачество, зависящее от самого согрешившего. Будем же употреблять такое врачевание, не представляющее никакой трудности. Если же душа твоя не терпит воспоминания о грехах, стыдясь и смущаясь, то скажи ей: нет тебе никакой пользы от того, что ты не будешь вспоми­нать об них, а напротив – еще великий вред, потому что, если ты не будешь вспоминать об них сама по себе теперь, то грехи твои будут открыты пред глазами всех тогда; если же ты будешь помышлять о них теперь, то и от них скоро изба­вишься и в другие не легко впадешь. В самом деле, душа, боясь вечернего суда, чтобы опять не подвергнуться такому же испытанию, осуждению и наказанию, бывает медлительнее на грехи; и такова польза от этого испытания, что, если мы будем так поступать постоянно только в течение одного месяца, то приобретем себе потом навык к добродетели. Не будем же пренебрегать таким благом. Кто ставит себя пред этим судилищем здесь, тот не подвергнется тяжкой ответственности там. «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.1 Кор. 11:31, 32). Итак, будем делать это, чтобы нам не быть осужденными. Беседы на Псалмы