Не канонично

Содержание

Переводы Библии

На нашей планете примерно 6,9 миллиарда людей говорят на более, чем 6900 языках.
3,223 языков имеют полную или частично переведенную Библию.

  • На 636 языках — Полная Библия
  • На 1,442 языках — Новый Завет
  • На 1145 языках — Части Библии
  • На 1700 языках — Перевод Библии еще не начинался.

Около 353 миллионов людей никогда не имели возможности читать Слово Божье на своем языке.
Тем не менее, как правило языки малых народов мало используются и люди активно пользуются еще одним из языков, официальным своей страны, напр. русским, английским, португальским, испанским.На этих языках есть переводы с использованием только общеупотребительных слов. Такая серия переводов Библии называется ERV — Easy-Read-Version, есть и другие, например Живая Библия.К примеру, в России есть множество малых народов, которые получают образование на русском и читают на русском, потому что на своих языках довольно скудная художественная литература и практически никакая научная. И те, которые имеют переводы Библии на родном языке, предпочитают читать Библию на русском, причины — более качественный перевод и большая литература библейских словарей, энциклопедий и другого вспомогательного материала.

Второканонические (девтероканонические, неканонические) книги — библейские книги, полностью или частично не включенные по разным причинам еврейскими мудрецами во II в. до н.э. в состав канонической Библии иудаизма (Танах), но имевшие широкое хождение в еврейском мире и вошедшие ранее в Септуагинту.

Само название «второканонические» (или «девтероканонические») книги не обусловлено православной традицией и заимствовано у католиков: на Тридентском Соборе 1546 этим книгам был предан статус канонических книг (т. н. «второй канон»).

В православной традиции книги, не вошедшие в еврейский канон, признаются назидательными и полезными для чтения, однако в их наименовании нет единообразия: они могут называться «второканоническими» (как у католиков), «неканоническими» или «анагиноскомена» (ἀναγινοσκόμενα, т. е. рекомендуемые для чтения, полезные). Распространенный термин «неканонические книги» не является удовлетворительным и может быть принят только как условный. В православной Церкви важнейшим свидетельством каноничности книг является их богослужебное употребление. На этом основании Книга Премудрости Соломона или «неканонические» части Книги пророка Даниила, которые читаются за богослужением, не могут считаться «неканоническими»

В православной и католической традиции эти книги включаются в состав Библии. Эфиопская церковь принимает их наравне с каноническими. Протестантская же традиция их полностью отвергает — считает их апокрифами и не включает в состав Библии.

В свою очередь, книги, не вошедшие ни в Танах, ни в Септуагинту, в католической и православной традиции получили статус апокрифических

Второканоническими книгами являются:

  • Вторая книга Ездры
  • Книга Товита
  • Книга Иудифи
  • Книга Премудрости Соломона
  • Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
  • Послание Иеремии
  • Книга пророка Варуха
  • Первая книга Маккавейская
  • Вторая книга Маккавейская
  • Третья книга Маккавейская
  • Третья книга Ездры

Кроме этого, некоторые отрывки в канонических книгах относятся к второканоническим:

  • в книге Есфири место, не обозначенное счетом стихов греческой и славянской Библии;
  • Молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон;
  • Песнь трех отроков в книге пророка Даниила (Дан 13);
  • Повесть о Сусанне (там же);
  • История о Вине и Драконе (Дан 14);

Использованные материалы

  • Э. Н. П. Библия I. Общие сведения. Православная энциклопедия, т. 5, с. 89-97
  • Энциклопедия «Религия». Г. В. Синило

а. Что означает слово «спасение»

а. Что означает слово «спасение»Чтобы понять это, необходимо рассмотреть в комплексе три момента. В послании говорится, что Бог спас нас, призвал нас «званием святым», а явление Спасителя нашего Иисуса Христа разрушило смерть и утвердило «жизнь и нетление». При этом

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?иеромонах Иов (Гумеров)Спас — сокращенная форма от слова Спаситель — Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий

Что означает слово «ставропигиальный» в названии монастыря?

Что означает слово «ставропигиальный» в названии монастыря?иеромонах Иов (Гумеров)Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros — крест и pegnymi — утверждаю, вбиваю)

Что означает слово «индиктион»?

Что означает слово «индиктион»?иеромонах Иов (Гумеров)Индиктион (индикт) (лат. index — указатель). У римлян этим словом обозначался 15-ти летний период, по прошествии которого императоры делали новые распоряжения о распределении податей. В христианскую эпоху при св.

Что означает слово диаконисса?

Что означает слово диаконисса?иеромонах Иов (Гумеров)Диаконисами (греч. diakonissa — служительница) в первые века христианства называли женщин, посвятивших себя служению Церкви. Они готовили женщин к крещению и присутствовали при этом таинстве, посещали больных и бедных.

Что означает слово артос?

Что означает слово артос?иеромонах Иов (Гумеров)Греческое слово artos означает хлеб. Освящается он в первый день св. Пасхи специальной молитвой. Раздробляется и раздается в субботу на светлой седмице. Совершается это в воспоминание преломления хлеба Спасителем на тайной

Означает ли стих: «В начале было Слово» (Ин. 1: 1), что Иисус Христос — первенствующее Лицо Святой Троицы?

Означает ли стих: «В начале было Слово» (Ин. 1: 1), что Иисус Христос — первенствующее Лицо Святой Троицы?иеромонах Иов (Гумеров)Выражение в начале (греч. en arche), имеющее в Библии несколько значений, в данном тексте означает всегда. Это значит, что второе Лицо Святой Троицы —

Что означает слово «канонический»?

Что означает слово «канонический»?Позвольте нам сначала выявить, что является каноническим, а потом уже назвать признаки канонических книг. Слово «канон» было внесено в наш язык из греческого латинской Вульгатой, однако первоначально оно происходит из

Что означает слово «мессия»?

Что означает слово «мессия»?Слово «мессия» происходит от древнееврейского «машиах», которое в буквальном переводе означает «помазанник». В первоначальной традиции иудаизма мессия – всякий помазанный, освященный елеем, например первосвященник и особенно царь, при

Что означает слово «Ислам»?

Что означает слово «Ислам»?»Ислам» по-арабски означает «повиновение», «подчинение», «послушание». Как религия, Ислам строится на полном повиновении и послушании Аллаху — отсюда и ее название . Каждый видит, что мир, в котором мы живем, носит организованный характер. Все его

Вопрос: Что означает слово «страхование»?

105. Вопрос: Что означает слово «страхование»?Страхование – это неясный, непонятный, страшный, тяжелый ужас, который наводит демон, когда у человека цепенеет тело, когда трудно ему произнести само имя Христа

19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. 20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21. но не имеет в

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.(Мк. 4:18; Лк. 8:14). По Иоанну Златоусту. «Спаситель не сказал: век, но: но забота века сего; не сказал: богатство, но: обольщение богатства.

О том, что слово: «нерожденный», означает какое-то осуществление, а не сущность

О том, что слово: «нерожденный», означает какое-то осуществление, а не сущностьЕсли это: «нерожденный», есть сущность, и рожденный так же сущность, и поэтому Отец в Сын не единосущны; то необходимо всякому рождению быть единой сущности. А поэтому все порождения будут

1. Что означает слово «ставропигиальный» в названии монастыря?Вопрос: Что означает слово «ставропигиальный» в названии монастыря?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением

Что означает слово «веровать»?

Что означает слово «веровать»?Есть слова, к которым мы так привыкли, что не задумываемся над их смыслом: так ли мы их понимаем, как должно. Таково слово: «веровать». Из споров об имени Божием выяснилось, что простые люди понимают это слово так: веровать значит признавать за

Опубликовано 17.03.2013

Меня интересуют книги, не вошедшие в Библию — не ставшие частью библейского канона. Мой отец говорил, что написание Нового Завета Библии дало церкви дополнительную власть, и спрашивается, почему не все древние манускрипты были включены в Библию?

Мой папа – атеист. После продолжительного разговора с использованием Библии, он убедился в том, что Библия была сформирована волей церковных властей. И писания-то не истинны (информация получена им из развлекательных телепередач). Он считает, что целью написания было укрепление позиций церкви. Его вопрос: почему многие древние манускрипты не были включены в Библию? Я пообещал ему исследовать этот вопрос. Есть ли какие предположения насчет древних манускриптов? Ему нужны четкие факты, а не мнения.

Ответ:

Книги, не вошедшие в Библию и библейский канон

К сожалению, представленная в масс-медиа источниках информация, исходит в основном от людей, которые не принимают авторитета Библии. Суждения такого рода крайне предвзяты и тенденциозны. Что-то сказанное вам на ТВ шоу может быть правдой, что-то будет сфабрикованной фальшивкой, но выглядеть будет похожим на правду. Наша задача, как верующих людей, дать уважительный ответ на необъективную интерпретацию фактов.

Итак, я отвечаю. Во-первых, в чем-то Ваш папа был прав. Содержание обеих книг, Ветхого и Нового Заветов, было отобрано группой лидеров. В иудаизме – для Ветхого Завета, в самой ранней церкви, для собрания книг Нового Завета. Иными словами, хотя апостол Павел и написал множество писем, как и Лука, Петр, Иоанн, и так далее, те письма, что вошли в официальный библейский канон, были выбраны на основе консенсуса в ранней церкви. Бог использовал для этого людей. Есть свидетельства, что уже к 100 г. н.э. четыре Евангелия и неким образом практически полное собрание писем апостола Павла, имеют хождения в церквях и признаны авторитетными.

На протяжении времени периода от 100 до 150 г. н.э. канон еще не был закреплен, но движение четко осуществлялось в том окончательном направлении. Очевидным критерием для принятия в канон был апостольский авторитет. Мы узнаем это со слов «отцов» ранней церкви. Это Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Евсевий. Первые три писали в конце второго — начале третьего веков. Они как раз написали, что это были за книги, признанные авторитетными, и что авторитет их пришел из-за апостольской власти. Некоторые, как например, Ириней, знали тех, кто знал авторов посланий лично. Итак, были рассмотрены и приняты в канон церкви некоторые из книг. Это папа Ваш правильно понял. Бог использовал руководство ранней церкви для образования состава книг Нового Завета.

Однако отсюда и далее рассуждения Вашего отца полетели кувырком. Обвинения не подтверждены доказательной базой. Сейчас есть достаточное число ученых, которые создают обманчивое впечатление, будто некоторые древние манускрипты были включены в Библию, исключены или изменены в силу политических или богословских причин того времени. Проблема в том, что доказательств этого нет. Это чистой воды спекуляция, основанная на «что могло бы случиться». Доказательства идут в разрез со спекуляциями.

Древние книги и манускрипты никто не исключал из Библии

Люди говорят, что Константин изменил Новый Завет. Это абсолютно нелепо! Новый Завет был дописан лет за сто, до того как Константин пришел к власти. У нас есть десятки рукописей Нового Завета, написанных задолго до Константина, сотни цитат авторов из ранней церкви, и буквально ни одного доказательства того, чтобы Константин или еще кто из современников менял текст Нового Завета. В обращении в те времена были тысячи рукописей, что исключало такую возможность полностью. Мелкие описки при копировании конечно возможны в принципе, но при тысячах рукописей убрать или добавить в книгу что-то вроде основополагающей концепции, меняя большой кусок Писания… Это только плоды воображения ученых скептиков, которые создают такого толка сомнительные теории.

Во времена написания Евангелий Лукой и Матфеем, церковь была крошечным преследуемым меньшинством на просторах Римской империи. Идея написания ими такого труда ради получения власти смысла не несет. Как жизнь заплатила им за труды? Они подверглись преследованиям, травле, многие из них были убиты. К тому времени, когда церковь стала приобретать вес (а это уже 4 столетие), Библия уже была законченным Писанием, у нас есть рукописи того времени. То, что говорит Ваш отец, расходится с общим пониманием фактов. Ко времени установления канона, та же ситуация и в церкви. Многие лидеры были брошены в тюрьмы, или даже убиты за их веру.

Должен признать, я не понял его последнего утверждения. Может быть, это Вы не поняли, что он хотел сказать? Какие такие сотни других рукописей? Какие именно книги, не вошедшие в Библию, он имеет в виду? Возможно, он имел в виду апокрифические письма, которых много? Они не включены в Новый Завет. Это Евангелие от Иуды, Евангелие от Фомы, Евангелие от Петра и другие. Эти письма были написаны во втором и третьем веках. В основном их писали гностики, группа, которая отрицала воскресение Иисуса и Его человеческую природу. Христианами они определенно не были. В любом случае, они писали ложные письма, не отмеченные вдохновением четырех канонических евангелий. По факту, сами гностики никогда не утверждали, что их послания должны стать частью канонических текстов Нового Завета. Маркион, гностический учитель середины второго века, опубликовал свой собственный список вдохновенных писаний. Даже он не включил туда писания Фомы и другие гностические писания.

Если Ваш отец не согласен с этим, так эти труды (Евангелие от Иуды и Фомы) можно скопировать в интернете и прочесть. Вы сразу увидите, что эти писания с точки зрения качества их написания и надежности даже близко не могут соревноваться с Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Евангелие от Фомы, возможно, самое раннее гностическое творение. Написание, возможно, относится к 125 г. н.э., лет через 50 после канонических, что доказывает, опять-таки, что Фома их не писал.

Несть числа чудесам Христа, как и Его воскресение по смерти чудесно! В Евангелие от Фомы приведено 114 высказываний, приписываемых Иисусу, некоторые из них узнаваемы из канонических Евангелий. Однако и много бессмысленных. Например, Иисус говорит: » К счастью лев, которого человек съест, станет человеком. И к ужасу, если человека съест лев, то и станет лев человеком» (Евангелие от Фомы 7). Еще один бессмысленный отрывок: «Мария сказала: «На кого похожи Твои ученики?» Он сказал: они как дети, которые живут на поле, что им не принадлежит. Когда придут хозяева поля, они скажут: «Верните нас на поле». Они сорвут с себя одежды, чтобы отдать им, а им дадут обратно поле». (Евангелие от Фомы 21). В том случае, когда человек понимает что такое есть гностические Евангелие, бессмыслица не становится таковой. Упоминание о срывание одежд не о том, чтобы голышом щеголять. Речь о том, чтобы снять тело, которое одежда наша, парафраз ев. от Иуды. Это намек на обмен наших грубых физических тел на высокие духовные тела. В этом и есть весь гностицизм.

Другой отрывок из евангелия от Фомы под очевидным гностическим влиянием (Фомы 22). «Они сказали Ему: как войдем мы в царство, подобно младенцам? Иисус Христос сказал им: когда соедините два в одно, когда сделаете внутреннее, как и внешнее, и внешнее как и внутреннее, и нижнее как верхнее, и мужское как женское в одно, и тогда ни мужчина будет мужчиной, ни женщина женщиной, ни глаза не будут глазами, ни руки руками, ни ноги будут расти из места ног, ни образ на месте своем будет, тогда и войдете в царство». И нечто, что беспокоит ум в высказывании 114 от Фомы. «Симон Петр говорит Ему: «Пусть Мария нас оставит нас, ибо не стоят женщины жизни». Иисус говорит: «Смотри, я поведу её и сделаю её мужчиной, и живой дух её напомнит мужской. Ибо каждая женщина, кто сделает себя мужчиной, войдет в небесное царство».

Это уж слишком театрально противопоставляет себя тому духу уважения, какой Иисус выказывал своим последовательницам. Пример высказывания 113/114 «Симон Петр говорит им: Пусть оставит нас Мария, не стоят женщины жизни». Иисус Христос сказал: «Вот, Я поведу её и сделаю мужчиной, и будет она живого мужского духа. Каждая из женщин, мужчиной сделавшая себя, войдет в Царство Небесное».

В Евангелие от Филиппа Иисус делает глупые ребяческие чудеса. Другие подобные документы без борьбы отвергнуты были для нахождения в составе Нового Завета ранней христианской церковью как не вдохновленные Духом Святым. Нет доказательств дебатов по поводу включения гностических сочинений в Новый Завет. Никаких доказательств. Кто этого не признает, пусть прочтет «Евангелие от Иуды». Очевидно, не вдохновенное свыше сочинение.

Еще один мой совет: прочитайте мою книгу «Причины верить». Она доступна по адресу: www.ipibooks.com

Это даст Вам, надеюсь, в качестве хорошего старта для начала работы, суммарную историю доказательств, подтверждающих надежность и божественное вдохновение Библии.