Не мировые религии

Пояснение.

Основные особенности мировых религий

Начиная с появления мировых религий, религия становится особой отраслью культуры, которую разделяют с мистикой и мифологией не только содержание, но организационное построение и формы взаимоотношения с обществом. После возникновения мировых религий становится возможным провести достаточно четкую границу между мистикой, мифологией и религией. Сделаем это на примере первой мировой религии – буддизма.

Буддизм отказался от признания священного характера Вед и, стало быть, всей предшествующей индийской мифологии. Основные свои догмы он воздвиг над мифологическим базисом, так что боги оказались подчиненными высшим закономерностям жизни, сформулированным буддизмом.

С формирования мировых религий исчезает политеизм. «Поли» заменяется на стадии мировых религий на «моно». Это монотеизм или, если так можно сказать, моноантропотеизм, один Бог, или один человек, или один Богочеловек, единый с Богом-Отцом.

На этапе мировых религий видим две тенденции: с одной стороны, Бог становится более абстрактным и отдаленным от человека (Аллах по сравнению с древне-аравийскими божествами), так что даже налагается запрет на его изображение. Бог лишается человекоподобных свойств. С другой стороны, на место богов становится человек (Будда в буддизме). Человекоподобный бог уступает место абстрактному Богу или идеальному человеку.

Христианство в плане этих тенденций занимает промежуточное положение, поскольку в нем имеется вочеловечившийся Бог, соединивший в себе абстрактную божественность с идеальной человечностью.

На этапе мировых религий моральная составляющая по сравнению с мифологически-обрядовой продолжает расти, как и рационально-абстрагирующий момент. Мировые религии отличаются от других наличием развитой догматики, которая рациональна не столько в основе, сколько в обосновании и объяснении. Догмы сменяют мифы, как хорошо видно в буддизме.

Если мифология является духовной причиной становления цивилизации как таковой, то мировые религии приводят к становлению мировых цивилизаций, объединяющих различные государства. Так, можно говорить о христианском мире, в состав которого входят католические и протестантские державы Западной и Центральной Европы и Америки и православные державы Юго-Восточной Европы, включая Россию; о буддистском мире – Юго-Восточной Азии; о мусульманском мире, протянувшемся от Индии до Испании. Мировые религии являются духовной причиной образования сверхдержав, столкновение между которыми может привести к созданию единой глобальной цивилизации.

Правильный ответ: космополитизм

КУЗЮТКИН М. А. РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА В РЕСПУБЛИКАНСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «СТОЛИЦА С»)

Аннотация. В статье анализируется содержание материалов еженедельной газеты «Столица С» за 2014 — 2016 гг. Особое внимание уделяется основным задачам конфессиональной журналистики.

Ключевые слова: религия, религиозные организации, конфессии, религиозная ситуация, православие, ислам, СМИ, Столица С.

KUZYUTKIN M. A.

RELIGION COVERAGE IN LOCAL MASS MEDIA: A STUDY OF THE WEEKLY NEWSPAPER «STOLICA S»

Keywords: religion, religious organizations, confessions, religious situation, Orthodoxy, Islam, media, Stolica S.

Освещение религиозной тематики в периодической печати Республики Мордовия стало возможным благодаря демократическим преобразованиям в конце 80-х гг. ХХ в. Социально-экономические явления, произошедшие в советской, а уже затем в российской действительности дали сильный толчок оживлению духовности россиян. В СМИ Республики Мордовия с начала 1990-х гг. начинается развитие и становление религиозной тематики. На страницах газет появляются рубрики и статьи, в которых рассказывают о событиях, явлениях и фактах жизни православных и мусульманских верующих.

Основным свойством медийных изданий является отражение и формирование общественного мнения. За последние пару десятков лет в нашей стране наметился рост религиозности населения. Религиозные процессы в Российской Федерации характеризуются с внешней стороны, поскольку различные православные объедения влияют на государственную политику в стране и на общественную жизнь в целом.

В Республике Мордовия зарегистрированы 352 религиозные организации. К Саранской и Мордовской Епархии Русской православной церкви относится самое значительное их количество — 288. Имеются 44 мусульманские религиозные организации, в том числе централизованные: Региональное духовное управление мусульман РМ (РДУМ РМ), Духовное управление мусульман РМ (ДУМ РМ) и Центральное духовное управление мусульман РМ (ЦДУМ РМ) .

В настоящее время среди десятка мордовских газет трудно найти ту, которая бы не затрагивала тему религии. При подготовке материалов в республиканских редакциях соблюдают строгие правила цензуры. Поскольку известны случаи, когда непрофессионализм сотрудников редакции приводил к напряженности межрелигиозных отношений.

Религиозная принадлежность — дело частное и добровольное. В Республики Мордовия потенциальной аудиторией печатных изданий являются верующие, придерживающиеся православного вероисповедания, и относится к самой многочисленной организации Российской Федерации — Русской православной церкви (РПЦ). Около 90% общей численности населения региона составляют русские и мордва.

По данным НЦ социально-экономического мониторинга РМ, общее количество верующих в нашей республике за последние два десятка лет существенно возросло. Среди опрошенных граждан к верующим себя отнесли 80,0% русских, 72,0% мордвы, 84,6% татар. На приверженность к православию указали 93,0% респондентов, в том числе 98,0% русских, 97,8% мордвы и 9,1% татар. К мусульманам себя причислили 5,6% опрошенных, в том числе 0,8% русских, 0,7% мордвы и 90,9% татар. К последователям других конфессий отнесли себя 1,4% респондентов, в том числе 1,2% русских и 1,5% мордвы. Предложенный в анкете вариант «языческие вероисповедания» не выбрал никто из опрошенных .

В общем понимании задачами конфессиональной журналистики являются: приобщение аудитории к категориальным принципам определенной религии; рассмотрение совокупности вопросов культурного, нравственного, социального, национального, экономического характера на основе конкретных религиозных традиций. В более узком понимании ее функционирование предполагает всестороннее, последовательное освещение религиозных критериев культурного, нравственного воспитания как российского, так и регионального масштабов .

Одной из популярных газет Республики Мордовия является еженедельник «Столица С». Журналисты данного периодического издания уделяют достаточно места религиозной теме. Это важный объект освещения в общественной газете наряду с образованием, наукой и культурой. На страницах издания можно встретить публикации о ключевых религиозных событиях, происходящих на территории республики, интервью с деятелями церкви и священнослужителями.

Россия является поликонфессиональной, мультикультурной страной. На ее территории действуют различные конфессиональные органы: христианство, ислам, буддизм, католицизм, иудаизм и др. Однако существуют и нетрадиционные организации: Общество сознания Кришны, Свидетели Иеговы. Все они имеют место быть на страницах еженедельника «Столица С».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализируем содержание материалов на религиозную тематику, опубликованных в еженедельной газете «Столица С» за период с 2014 по 2016 гг.

Событиям большой духовной значимости уделяется особое внимание на страницах еженедельника. Например, в статье «Иконе «Знамение» смогут поклониться жители Саранска, Ардатова, Атяшева и Краснослободска» корреспондентами рассказывалось о том, что 4 октября в Мордовию прибудет из Нью-Йорка Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение» — главная святыня Русской Православной Церкви за рубежом. В публикации журналистов издания «Чем сильнее молитва, тем скорее мы преодолеем ментальное зло» представлено интервью Митрополита Саранского и Мордовского Зиновия. Священнослужитель рассказывал о музыке, вере, Украине и необъяснимых феноменах Пасхи. Впрочем, это было одно из первых интервью 65-летнего архиепископа в качестве возглавляющего Мордовскую митрополию. Как оказалось, в прошлом Митрополит Элистинский и Калмыцкий Зиновий (Корзинкин) подавал большие надежды в музыкальной сфере. А еще он является одним из авторов учебника «Основы православной культуры», руководит факультетом теологии и религиоведения Курского университета. А во время службы в Калмыкии ему удалось наладить партнерскую работу в области просвещения с представителями другой религии.

Духовные встречи со священнослужителями не редкость на страницах периодического издания. Так, на его страницах было представлено интервью и с охранителем Стрелецкой слободы, настоятелем Казанской церкви протоиереем Анатолией Клюшиным, и с настоятелем Успенской церкви Краснослободска иереем Александром Шапкиным, и с исполняющем обязанности наместником Кимляйским Александро-Невского монастыря игуменом Романом (Невским).

В Республике Мордовия имеют место быть нетрадиционные религиозные организации. К ним относится и объединение «Свидетели Иеговы», действующее в городе Саранск. Данная организация занимается активной миссионерской работой с жителями республики, используя при этом их неудачно складывающиеся жизненные обстоятельства: неуверенность в завтрашнем дне, непонимание среди близких и безразличие окружающих, неустроенность судеб и т.д. При взаимодействии с ними налаживается тесный контакт с одинокими людьми, находящихся в депрессивном состоянии и потерявших себя в жизни. При вступлении в это объединение граждане получают всеобщее одобрение, которое кажется им весьма привлекательным. Однако за внешней привлекательностью и доброжелательностью Свидетелей Иеговы трезвомыслящий человек может увидеть все те противоречия и агрессивные настроения, которые питают это учение: пропаганда отказа от некоторых видов медицинской помощи, от прохождения службы в российской армии,

вовлечение в ряды несовершеннолетних, разрушение семейных и родственных отношений и иной вред, выражающийся в возрастании угроз и проявлений экстремистского толка. Их деятельность нередко приводит к разобщению людей на религиозно-духовной почве. Она основана на тоталитарном подавлении личного мнения членов общины .

На страницах еженедельника «Столица С» рассказывалась история о 19-летнем жителе Саранска Егоре Коновалове, который оспаривал в суде решение призывной комиссии, отказавшей ему в праве на альтернативную гражданскую службу (АГС), поскольку парень является членом религиозной организации «Свидетели Иеговы». Данная организация не позволят своим приверженцам служить в Вооруженных силах. Кроме того, оказывается, что в последнее время призывники стали чаще изъявлять свое желание поступить на АГС по религиозным мотивам.

Об организации «Свидетели Иеговы» не единожды писали в «Столице С». Причем и в этот раз между этой организацией и обществом были разногласия. В преддверии 70-летия Великой Победы в саранской школе № 18 произошла скандальная история. Третьеклассница отказалась носить георгиевскую ленточку и бросила ее под ноги на глазах у учителей. Как выяснилось, этот поступок был совершен под влиянием родителей, которые являются членами «Свидетелей Иеговы» и не признают государственные праздники. После этого случая родители-иеговисты решили перевести дочь в другую школу.

О событиях в духовной жизни Мордовии, оперативно во всех подробностях рассказывает «Столица С». Так, читатели узнавали о назначении руководителем Саранского духовного училища протоиерея Павла Горбунова, который сменил на должности возглавляющего православное учреждение Александра Пелина. Позже на полосах газеты вышло интервью с бывшим ректором училища отцом Александром. Он рассказал о своих дальнейших планах и причинах увольнения.

В публикации Владимира Литвинова «Празднование Ураза-Байрама в Лямбире вылилось в массовые протесты» рассказывалось об одном из самых главных исламских праздников Ураза-Байрам. В Лямбире произошли массовые протесты среди местных верующих. Как выяснилось, некоторые религиозные деятели республики решили отмечать данный праздник про «саудитскому календарю», а не по российскому, которого придерживаются все приверженцы традиционного ислама. В итоге на чрезвычайном собрании было принято решение о создании местной мусульманской организации. Публикация в сети вызвала негодование среди посетителей официального сайта издания. Читатели были не согласны с содержимом статьи и высказывали свое весьма неоднозначное мнение.

Если говорить о случаях, когда верующие сталкивались с фактами ущемления их

личных прав из вероисповедания, то в нашем регионе это происходит крайне редко. Так, согласно данным НЦ большинство респондентов (92,9%) выразили солидарное мнение по этому поводу. Среди них 93,4% русских, 94,5% мордвы, 78,0% татар, 100% лиц иных национальностей .

Волновал читателей вопрос о том, почему в духовных организациях подорожали церковные услуги. Благодаря газете они узнавали ответы на свои вопросы. На страницах «Столицы С» рассказывают и об истории и становлении религии на территории Республики Мордовия. Все материалы вызывают глубокий интерес читателей. Об исторических воспоминаниях и документальных сведениях пишет журналист периодического издания Ольга Платонова. Так, она рассказывала о судьбе иеросхимонаха Сампсона (Эдуарда Сиверса), который в 1950-х годах служил в православных приходах нашей республики. Судьба этой личности была поистине загадочной, а споры о иеросхимонахе, житие которого наполнено множеством необъяснимых и чудесных событий, не утихают даже спустя 35 лет после его смерти.

Узнали жители мордовского края и о юродивых региона, обладавших даром прозорливости. Ванюшка Саранский, Гриша Пайгармский, Гриша Инсарский, Паша Саровская — блаженные люди, о которых мало кому известно. Среди них только Паша Саровская была причислена к лику святых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А в медиатексте Ольги Платоновой «История жизни мордовского затворника: «Иван не хотел жить в мире, который считал погрязшим в грехе…» рассказывалось об удивительном подвижнике старце Иване, которого помнят и чтят в Старом Шайгове. Праведник 40 лет молился в затворе, когда православная церковь подвергалась гонениям. Не раз ему угрожали арестом.

Интерес у подписчиков газеты вызвала информация о начале уникального строительства ромодановского села Салма, где планируют возвести храм Казанской иконы Божией Матери. Сам храм был спроектирован почти 170 лет назад известным в Поволжье архитектором Михаилом Коринфским. Благодаря счастливому стечению обстоятельств и помощи жертвователей здание построят по чертежам, которые буквально уцелели чудом.

В репортаже Ксении Трифоновой «В Мордовии имамов обучили пожарной грамотности» рассказывалось о встрече мусульман Мордовии с представителями Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) и сотрудниками республиканского МЧС в саранской центральной соборной мечети Ааль-Мансур. Помимо факта данной встречи читатели узнали и о том, как правильно установить дымовую сигнализацию и почему нельзя заряжать телефон ночью.

Как мы выяснили, в конфессиональной прессе освещается целый ряд вопросов

культуры, экономики, а также социально-политические проблемы, духовное и нравственное состояние общества. Так, на сегодняшний день в российском обществе существует множество религиозных проблем, одними из которых являются принижение роли религиозных институтов, секуляризация общества, а также увеличение роста бездуховности массового сознания. Именно конфессиональная пресса способна решить данные проблемы.

Таким образом, за достаточно короткий промежуток времени российским СМИ удалось решить задачу освещения темы религии. На примере республиканской газеты «Столица С» нам удалось показать насколько оперативно и объективно ведется освещение самых актуальных событий и проблем в жизни верующих.

В еженедельнике «Столица С» заметно, как представили различных религиозных объединений стремятся к аналитическому диалогу со своими читателями, взаимопониманию с аудиторией, осознанию того, насколько важна религия для культурного и нравственного воспитания населения республики, сохранения традиционных ценностей и благополучия граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1.Моисеев А. К. Межконфессиональный диалог как основа действующей религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник Чувашского университета. — 2010. — № 2. — С. 63-69.

2.Материалы коллегии по вопросам безопасности при главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе: внутренний документ аппарата ГФИ по РМ. — 12 с.

3.Антонова В. И. Конфессиональная журналистика как средство формирования нравственных ориентиров молодежной аудитории Поволжского региона // Интеграция образования. — 2006. — № 2. — С. 91-95.