Не по христиански

Основная религия в Грузии – православие. Её исповедуют 91% населения страны. Большинство из них относятся к Грузинской православной церкви. Около 3% – к Русской православной церкви, 5% – Армянской Апостольской Церкви и около 1,5% к Римско-католической церкви.

Главные православные праздники в Грузии:

  • Рождество Христово – 7 января
  • Успение Богородицы – 28 августа
  • День Святого Георгия – 23 ноября
  • Светицховлоба – 14 октября

На большие христианские праздники в Грузии проводится помилование заключенных.

Всего в Грузии около 20 старообрядческих общин, которые относятся как к Русской церкви в Зигудской епархии (Румыния), так и Русско Древнеправославной церкви.

История православия Грузии – это история мученичества за Христа. На протяжении веков Грузию завоевывали и захватывали мусульманские ига, поэтому мученическая смерть стала слишком частым явлением, и церковное предание сохранило лишь имена наиболее прославившихся своими подвигами мучеников.

Грузинская православная церковь – главная и одна из древнейших святынь страны. Она украшена ликами святых и в ней хранится очень много значимых святынь. В Сионском соборе Успения Божией Матери (г. Тбилиси), хранится Крест святой Нины – одна из самых почитаемых реликвий в Грузии.

Первым среди грузинских храмов стоит Мцхетский собор, также известный как Свети-Цховели. Грузинские хроники свидетельствуют, что под его сводами хранится хитон Господень – одна из главных христианских реликвий. Также по преданиям здесь замурована милоть пророка Ильи.

Из древнейших православных монастырей Грузии также стоит упомянуть Бодбийский монастырь св. Нины, построенный в IV веке; Кватахебский монастырь X века; Шио-Мгвимский и Давидо-Гериджийский монастыри VI века.

Также грузинский монастырь есть на Афоне – Иверский монастырь, известная святогорская обитель.

Россияне, относящие себя к православным, гораздо в меньшей степени, чем другие христиане и мусульмане в России, получают от религии чувство уверенности в будущем, поддержку единоверцев и терпимость к слабостям других, следует из работы «Роль религии в жизни россиян» социолога Яны Рощиной из ВШЭ. Этому способствует поверхностное у многих принятие православия без глубокого усвоения и понимания религиозных доктрин, а также роль православной церкви как госинститута, распространение священниками архаических представлений о социальной жизни и человеке.

Исследование основывается на данных лонгитюдного Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ, в рамках которого в 2003 и 2016 гг. респондентов старше 14 лет, относящих себя к разным религиозным конфессиям, спросили о том, что именно дает им религия. Наиболее толерантны неправославные христиане (протестанты, католики, баптисты и др.): 91% из них согласились, что религия дает им «терпимость к слабостям других». Среди мусульман таких 82%, и меньше всего – 67% – среди называющих себя православными. Поддержку других верующих получают от религии 74% неправославных христиан, 72% мусульман и всего 28% православных; моральные нормы (представление о том, что правильно, что нет) – 85% неправославных христиан, 82% мусульман и 54% православных. А надежду на жизнь после смерти – 73% мусульман, 65% других христиан и всего 35% православных.

У православных в целом меньше доля положительных ответов, чем у остальных, но за этим, видимо, стоят внедоктринальные для самих религий социальные и институциональные причины. В православии единоначалие и власть спускаются сверху вниз, отмечает завлабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ Эдуард Понарин. Из-за этого происходит отчуждение между священноначалием и рядовыми прихожанами, а консервативная политика РПЦ его усиливает. У протестантов власть выстраивается снизу вверх, для мусульман также традиционна религиозная демократия, что сильно влияет на чувство сопричастности. К тому же большинство православных приходов действуют в больших городах, где священник часто не помнит имен большинства своих прихожан, считает Понарин. Заметно большую, чем у православных, терпимость неправославных христиан и мусульман можно объяснить тем, что они часто принадлежат в городах к меньшинству, что обостряет чувство уязвимости. Ощущение сопричастности связано также с привычкой помогать друг другу, характерной для общин протестантов, католиков и мусульман. А часто встречающаяся несплоченность православных приходов снижает чувство общности у их прихожан. То, что относящие себя к православным считают религиозностью, далеко не всегда связано с настоящим обретением веры – отсюда и малая доля надеющихся даже на то, что содержится в символе веры.

Ранее по теме: Почему религиозные россияне выбирают госслужбу

Официальной религией в Греции является православное христианство. Его исповедует практически все население страны (более 98%).

Глава Элладской Православной Церкви — Архиепископ, резиденция которого расположена в Афинах. Православные церкви монастырской республики Святой Горы Афон, а так же церкви Крита и Додеканских островов находятся в непосредственном подчинении Вселенскому патриарху, резиденция которого — в Константинополе (Стамбуле).

Согласно Конституции Греции, православное христианство является государственной религией страны. Всем гражданам предоставляется свобода вероисповедания, однако пропаганда других религий среди православных верующих запрещена.

В стране представлены и другие ответвления христианства. Самым распространенным после православия считается католицизм, исповедуемый среди немногочисленного населения некоторых островов Эгейского моря, принадлежавших в свое время Венецианской республике, оказавшей значительное культурное и религиозное влияние на местных жителей.

Кроме того, в Греции есть протестанты, Свидетели Иеговы, староверы, пятидесятники, евангелисты, а так же квакеры и мормоны, численность которых достаточно скромна. В Салониках, втором по величине городу Греции, существует общество «Евреи Сефарды» — это несколько тысяч человек, хранящих ценности крупной еврейской общины, уничтоженной во время Холокоста во Второй Мировой войне. Мусульманское меньшинство Греции — это в основном потомки турков-мусульман, живущие во Фракии и на острове Родос. Самые малочисленные конфессии страны — кришнаиты, буддисты, бахаиты, саентологи, а так же последователи древнегреческой (языческой) веры.
Множество светских реформ, проводимых в Греции, не сказались на Элладской православной церкви, которая по-прежнему не отделена от государства и остается одним из влиятельнейших институтов в стране. Религия тесно переплелась с повседневной жизнью греков, войдя в каждый дом, каждую семью. Вопрос «ты христианин?» часто приравнивается к вопросу «ты грек?».

Исторически сложилось так, что в своем большинстве, греки считают себя потомками и наследниками христианской Византии, а не языческой Древней Греции. Именно поэтому в стране так много монастырей, церквей и часовен — памятников византийской эпохи.

В каждой греческой семье строго соблюдаются церковные обычаи и таинства, к которым относятся очень серьезно. Самое распространенное время для посещения службы — это воскресенье. И, конечно же, праздничные богослужения.

Проходя или проезжая мимо церквей, каждый верующий грек обязательно перекрестится. Такие большие религиозные праздники как Рождество, Богоявление и Пасха превращаются в Греции в массовые народные гулянья. Можно смело говорить о том, что христианские обычаи и традиции тесно связаны с жизненным укладом современного греческого общества.

Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница, поэтому стоит отметить лишь самые значимые для христианского мира. Ими являются мощи Спиридона Тримифутского, мощи Св. царицы Феодоры на острове Корфу; множество сохранившихся византийских церквей на Крите, с великолепными фресками критской школы; Метеоры — потрясающие своей красотой монастыри, расположенные «между небом и землей» и, конечно же, Святая Гора Афон — удивительная монашеская республика, где непрерывно возносится молитва за весь мир.

Это далеко не все православные святыни Эллады. Вы сможете узнать о них подробнее, отправившись в Паломнический тур по Греции.
Для этого обратитесь в Греческий православный паломнический центр Солунь, предоставляющий уникальную возможность посетить самые значимые святыни Греции, не отвлекаясь на организационные вопросы.

Фотографии Святого Афона от Костаса Асимиса

Полная коллекция фотографий Афона от Костаса Асимиса находится на сайте паломнического центра Солунь
Фотогалереи Афона от Костаса Асимиса

религия или конфессия, а также принадлежность того или иного лица к религии или конфессии. Слово «вероисповедание» или, точнее, «исповедание» соответствует лат. confessio и соотносится с credo (кредо) — символом веры. В значении религии В. (исповеданием) может быть названо христианство, ислам, буддизм и т. п., в значении конфессии — Православие, католицизм, лютеранство и т. п. Ввиду двойственности значения этого термина в наст. время он используется относительно редко. Вместо него употребляют слова «религия», «конфессия», но не «деноминация», к-рая обозначает помимо конфессии также юрисдикционную принадлежность применительно к христ. исповеданиям, или др. специальные термины, обозначающие разные направления в нехрист. религиях — секты, школы, ветви, и т. п.

В наст. время словом «вероисповедание» обыкновенно обозначают и христ. секты, напр. секту адвентистов, но в синодальную эпоху в России слово «вероисповедание», как правило, не употреблялось применительно к сектам и расколам. В. называли лишь признанные гос-вом, легально существовавшие в Российской империи религии и христ. конфессии (из императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905: «1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение… 2. Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание…» и далее). Указание на В., или исповедание, носило тогда офиц. характер и включалось в офиц. персональные документы, в частности паспорта. Этот термин не являлся непременно характеристикой личных религ. убеждений: принадлежность к тому или иному В. в Российской империи носила статусный характер, в значительном большинстве случаев была пожизненной.

Перемена В. в России дозволялась лишь в ограниченных случаях: всякий российский подданный христианин неправосл. исповедания мог беспрепятственно быть присоединенным к правосл. Церкви, нехристиане при соблюдении определенных условий могли быть присоединены к одному из признанных христ. исповеданий, но не к раскольническим или сектантским общинам. Отпадение от Православия или от инославного христианства в иноверие или атеизм не могло быть легальным. В результате утратившие веру лица продолжали считаться принадлежащими к тому В., к какому они принадлежали от рождения.

Принадлежность к господствующему В., к правосл. Церкви, или к др. признанным христ. или нехрист. исповеданиям мало влияла на личные права российского подданного, за исключением существования «черты оседлости» для евреев. Лица неправосл. христ. исповедания могли одинаково с православными принадлежать к высшему дворянскому сословию, занимать самые высокие гос. должности, включая должность министров и премьер-министров. Доступ в дворянское сословие был открыт и для мусульман, в исключительных случаях также для евреев и язычников. Но императором всероссийским могло быть только лицо правосл. В. (см. ст. Акт о наследовании Всероссийского императорского престола).

Ситуация с правовым статусом нек-рых религ. общин, напр. старообрядческих, изменилась после издания имп. св. мч. Николаем II Александровичем указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г., по к-рому, в частности, старообрядчество получило статус признанного В.

Зависимость правового статуса российских граждан от В. была упразднена уже рядом актов Временного правительства, гл. обр. законом «О свободе совести» от 14 июля 1917 г., хотя правовой статус самой правосл. Церкви оставался еще юридически привилегированным вплоть до издания в советской России 23 янв. 1918 г. декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». С этого времени указание на В. того или иного лица исключается из всех офиц. гос. документов и В. формально рассматривается как частное дело гражданина, однако в действительности фактическая принадлежность к любому В. в советскую эпоху могла послужить основанием для дискриминации и даже прямого преследования, хотя при этом она не рассматривалась как юридическое основание для возбуждения уголовного дела.

В совр. России юридически и фактически равноправны как В., так и принадлежащие к ним лица на основании Конституции Российской Федерации и иных гос. законодательных актов.