Небесные ангелы

Рубрика: Основы веры

Узнайте все самое интересное и важное об иерархии ангелов, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Кто такие ангелы

Ангелы – невидимые нашему глазу бестелесные духи, созданные Богом. Иерархия ангелов не абстрактное понятие – каждый ангел это творение, обладающее неповторимой личностью, свободой, и чувствами. Человеческому разуму сложно познать премудрость Божию. Её проявления в нашей жизни лежат за гранью логики, в пределах веры.

Однако каждому знакомы ситуации, когда мы необъяснимым, поистине чудесным образом избегаем серьезных травм или несчастий. С точки зрения христианства именно в этих ситуациях нас, оберегал Ангел-Хранитель. Также Ангелы могут обращаться к нам посредством голоса совести, оберегая нас от совершения необдуманных поступков.

Старец Ефрем Филофейский: «Если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек — просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет бόльшее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека».

Ангел («ангелос») в переводе с греческого означает «вестник». То есть Ангел является вестником и исполнителем Божьей воли. Согласно учению Церкви, ангелы являются совершенно бестелесными. Но имеют тела «воздухообразные и огненнообразные», согласно сказанному в Писании (Евр. 1:7) поэтому мы можем изображать их на иконах.

иерархия ангелов
Архангел Гавриил (древнерусская икона, XII век)

Иерархия ангелов

Какие бывают ангелы? Многообразие ангельского мира не ограничивается лишь Ангелами-Хранителями, заботящимися о спасении отдельных людей. Согласно труду «О небесной иерархии», надписанным именем священномученика Дионисия Ареопагита, иерархия ангелов состоит из девяти ангельских чинов. По данным современной науки, данный труд был написан на рубеже V-VI вв. Таким образом, автор нам неизвестен, иногда его обозначают именем Псевдо-Дионисий.

Иерархия ангелов условно делится на три триады (по нисходящей):

  • Епархия: серафимы, херувимы, престолы;
  • Метархия: господства, силы, власти;
  • (Без названия): начала, архангелы, ангелы.

При этом мы не можем утверждать, исчерпывается ли иерархия ангелов чины теми девятью чинами, которые упомянуты в Священном Писании. Возможно, существуют и другие ангельские лики.

Сам автор «Небесной Иерархии» писал: «Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом их иерархии осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их Божественное Священноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние».

Дословно слово «иерархия» с греческого переводится как «священноначалие». Оно употреблялось оно святыми отцами только по отношению к «священному чину» — т.е. к ангельскому миру и Церкви.

Девять ангельских чинов

Серафимы

Ангельские чины в православии составляют три степени небесной иерархии. Первая степень состоит из наиболее приближенных к Богу ангелов: Серафимы, Херувимы и Престолы. К высшему ангельскому чину относятся Серафимы, что дословно с древнееврейского переводится как «пламенные». Данный ангельский чин отличается пламенной любовью к Господу – своему Создателю. Они своей любовью побуждают всякое творение любить Своего Творца. Серафимы заботятся о Божьем престоле, постоянно вознося хвалебные гимны Господу.

Первое упоминание о Серафимах в Священном Писании находится в Книге пророка Исайи (Ветхий завет):

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2-3).

Херувимы

Херувимы обладают обилием премудрости и полнотой знания. Им в наибольшей мере среди сотворенных существ открыта всякая премудрость. Они имеют силу знать и созерцать Бога, а также способность передать Божественное знание. Херувимы занимают особое место в христианском богослужении. Каждую Литургию мы слышим на службе Херувимскую Песнь.

Это особое молитвословие, предваряющее Евхаристический канон: «Иже херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

В переводе на русский: «Мы, таинственно изображающие херувимов, и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение. Чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого (сопровождаемого воинами во славе победной) чинами ангельскими, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

В данной песне Церковь призывает нас уподобиться херувимам и оставить все мысли и заботы о земном. В это время Сын Божий торжественно сопровождается ангелами. «Копьеносимый» образ взят из римского обычая, провозглашая императора, поднимать его торжественно на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Господь грядет невидимо во святой алтарь, чтобы принести Себя на трапезе в Жертву Богу Отцу за грехи человечества.

Херувимская Песнь предваряет главное событие Божественной Литургии — пресуществление, благодатью Святого Духа через молитву священнослужителя, хлеба (просфоры) и вина — в величайшую святыню Православной Церкви – Тело и Кровь Христовы.

Престолы

Престолы – возвышенный ангельский чин, полный благодати (божественной силы). Считается, что Господь через этих Ангелов претворяет свою Божественную волю. Это ангельский чин, полный божественной любви.

Господства, силы, власти

Вторую триаду небесной иерархии составляют: Господства, Силы и Власти. Господства побуждают человеческие души господствовать над своей волей в борьбе с искушениями и злыми духами.

Силы – это Ангелы, через которых Господь творит чудеса на земле. Через них приходит благодать чудотворения святым праведникам, познавшим Бога – тем угодникам Божиим, которые еще при жизни удостоились совершения чудес во Славу Божию.

Власти – ангельский чин, укрощающий бесовскую силу, помогающий в отражении искушений дьявола. Они посланы Богом для укрепления подвижников в их служении Богу. Также на них возложена помощь всякой человеческой душе в борьбе со злом.

Начала, Архангелы, Ангелы

Завершающая триада иерархии ангелов также состоит из трех чинов: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – это ангельский чин, управляющий вселенной, охраняющий страны и народы. Это Ангелы-Хранители целых народов.

Архангелы – этот ангельский чин, который известен каждому христианину. Дословно с древнегреческого это переводится как «главные Ангелы» — преславные вестники Божии, посланные нам для укрепления веры, просвещения и познания воли Господа. Главой ангельского воинства является архангел Михаил — предводитель ангелов в их битве с сатаной. Также архангелы в особенно важных случаях передают людям Божью волю. Так, например, через архангела Гавриила совершилось Благовещение Богородице о Её великой Миссии.

Ангелы являются последним ангельским чином в небесной иерархии. Они даны нам в качестве посланников Господа. Ангелы оберегают людей и помогают в жизни. Тем самым они являются самыми близкими к человеку бесплотными духовными существами.

Преподобный Паисий Святогорец: «Если бы мы видели нашего Ангела Хранителя, насколько он близок к нам, то никогда бы не чувствовали одиночества. И ещё у нас есть друзья: святые, Херувимы и Серафимы, и особенно – Пречистая Богородица».

Связь ангелов с человеческим миром

Православная Церковь учит нас, что при совершении Таинства Крещения каждому из нас посылается свой Ангел-Хранитель. В дальнейшем он который оберегает нас и помогает в деле спасения нашей души. Когда мы творим дела милосердия во имя Христово он искренно сорадуется нам. Когда же мы оступаемся, наш Ангел-Хранитель скорбит о нас и молится Богу о нашем спасении и вразумлении.

Каждому христианину необходимо проявлять стремление к познанию своего Ангела-Хранителя. Ангелы служат Богу и исполняют Его волю в отношении нас. Они слышат наши мысли, поэтому так важно обращаться в молитвах к Ангелу-Хранителю – своему заступнику перед Богом.

Соблюдая заповеди Блаженства, открытые нам Христом и переданные через Евангелия, мы можем достичь ангельского совершенства. Необходимо очистить свое сердце для того, чтобы впустить в него радость от общения с Отцом и вечную любовь к Нему и Его творениям, которой обладают все Ангелы.

Каждому православному христианину знакомо чувство неземной красоты и любви Херувимской песни, которая поется на каждой Литургии. А ведь это лишь слабый отголосок той Любви, которую ангелы обладают к Господу. Мы можем лишь догадываться о небесной красоте и величии тех хвалебных гимнов, которые Ангелы непрестанно возносят Господу.

Несмотря на всю таинственность и кажущуюся недосягаемость духовной реальности, в которой живут ангелы, граница между миром человеческим и ангельским не является непреодолимой. Согласно православному мировоззрению, ангелы и люди способны общаться. Мы всегда можем рассчитывать на помощь ангелов, если следуем Божьей воле.

Метки: ангелы и архангелы, ангельская иерархия, ангельские чины, виды ангелов, иерархия ангелов, какие бывают ангелы, чины ангелов

сайт Горловской и Славянской епархии

К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, воспринимая их лишь как метафорические литературные образы, олицетворяющие начала добра и зла. Между тем, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, как и история Церкви, в особенности жития святых, свидетельствуют об обратном. Иные хотя и верят в реальность невидимого мира, но считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знание этого мира для нас не важно, поскольку ни на что не влияет.

Конечно, это не так, и дело вот в чём. Хочет человек или не хочет, он уже давно стал целью борьбы между духами добра и зла. В этой борьбе бранное поле — человеческое сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие никогда не остаётся без последствий, всегда склоняя человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь.

Что мы знаем об ангелах?

Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей сотворения небесных духов. Однако из Предания Церкви известно, что невидимый ангельский мир создан прежде видимого. Ангелы — бесплотные личные духи, наделённые разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве. А поскольку они ещё и бессмертны, то лишены некоторых потребностей, свойственных людям — в вещественной пище, питье. Они отличаются другим характером взаимоотношений и предметами радости. Это бестелесные духи, которые находятся здесь, с нами, но главная цель их — служение Богу.

У кого есть Ангел Хранитель?

Он даётся каждому крещёному человеку. Но мы не знаем весь замысел Божий. Церковное Предание не даёт ответа на вопрос, есть ли Хранители у христиан других конфессий, у некрещёных детей. Вполне возможно, что есть.

Как имя нашего Хранителя?

Нередко оккультные сайты пестрят заманчивыми предложениями узнать, какого пола ваш ангел, какой у него нрав и как его имя. Для этого предлагается сложить все цифры своей даты рождения, погадать, пройти тесты или воспользоваться какими-то таблицами.

Нужно ли пытаться узнать имя своего Ангела или что-то о нем? Православный человек не должен задумываться о таких вопросах. В том, что предлагают оккультисты, много догматических ошибок: например, у ангелов нет пола.

Можно ли выбрать себе Ангела?

Оккультисты учат, что у каждой стихии есть свой ангел. Они утверждают, что если вашим хранителем станет ангел радуги, света, воздуха или металла, вы будете неуязвимы для неприятностей.

Из Предания Церкви мы знаем о девяти ангельских чинах. Это серафимы, херувимы, престолы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Духов поднебесных очень много. Но мы не можем выходить за рамки Предания и придумывать свои человеческие классификации — говорить, что есть ангелы воды, металла и так далее. Какой-либо дух чего-то не может стать Ангелом Хранителем. Его человеку даёт Господь. Ангела Хранителя нельзя поменять. Он всегда находится с человеком, никуда не уходит, у него нет «отпуска».

Подобные предложения узнать что-то о своём Ангеле с помощью каких-то вычислений или «выбрать» себе ангела — либо просто мошенничество, либо оккультизм, когда человека пытаются вовлечь в общение с бесом, а не ангелом.

Где находится наш Ангел Хранитель?

Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, она всё же зависит от условий пространства. Например, они не могут одновременно находиться в разных местах. Часто приходится встречаться с мнением, что наши Ангелы непременно стоят по правую сторону от нас, поэтому нужно с осторожностью поворачиваться вправо, и даже спать только на левом боку, иначе небесным силам будет неудобно нас охранять. Отсюда и поверье, что вставать нужно непременно с правой ноги, а если встанешь с левой, то день не задастся — Ангел не сможет тебя охранять, а также убеждение, что поплевать через левое плечо — значит поплевать на беса.

Это суеверия, которые берут начало от убеждения, что правая сторона — благочестивая, а левая — якобы от бесов. Очень неправильное восприятие. Мы должны понимать, что ангел — бестелесный дух. И всерьёз рассуждать о том, что он находится всегда справа, а бес — всегда слева — не приходится. Ангел невидимо находится рядом с человеком — но в духовном мире, мире невидимом. Поэтому для православного христианина главное — всегда слышать голос своего Ангела Хранителя, а не думать, где именно он сейчас стоит. На какой бок ты лёг, какой ноги встал, через какое плечо поплевал — не имеет никакого значения. Лучше вообще не плевать, потому что это некультурно и можно в кого-то попасть.

Как узнать, что наш Ангел с нами?

Я очень мало встречал людей, которые действительно видели ангелов. Чаще всего те, кто так утверждает, — просто мнительные люди, которые во всём отыскивают какие-то знаки.

Неприятности, случающиеся в жизни — потекла ручка, оторвалась пуговица, упала со стола ложка — они приписывают действию Ангела Хранителя: мол, это знаки, которые он подаёт, чтобы предупредить о чём-то. Приятный запах, источник которого нельзя сразу объяснить, неожиданное затишье на улице, внезапная вспышка света, искры в закрытых глазах, покалывания в теле, давление в голове или в затылке мнительные люди воспринимают как физические проявления присутствия ангельских существ.

Не нужно этим заниматься. Надо во всём полагаться на волю Божию. Если вы увидели падающую звезду, это не приход ангела — это просто маленькое космическое тело, астероид, который, падая, раскаляется из-за трения о земную атмосферу…

Перестаньте в своей жизни искать знаки, просто молитесь, трудитесь, и вы увидите, что Господь Сам подскажет путь, по которому нужно идти. Даже если мы ничего не замечаем, мы всё равно узнаем путь, который подскажет Господь. А если человек начинает всюду искать тайные смыслы, это ведёт к оккультизму.

Подсказки Ангела

Нельзя действие Ангела Хранителя заключать в какие-либо рамки. Зачастую бывает, ты просыпаешься, что-то делаешь, и у тебя всё валится из рук, день не задался. Говорить о том, что это действие Ангела Хранителя, я бы не стал. Ведь человек обладает свободной волей. Ангел Хранитель — не какой-то рычаг, который направляет её в ту или другую сторону. Он может незримо подсказать, как правильно.

Мне вспоминается случай, описанный в мемуарах участника Великой Отечественной войны. Идёт бой, солдат лежит в окопе. И его как будто что-то подталкивает: встань и уйди. Он, вопреки приказу, вскакивает, перебегает в другое место, и туда, где он только что лежал, падает снаряд. Здесь мы можем наблюдать прямое действие Ангела Хранителя, когда он буквально заставляет человека поменять местоположение, чтобы сохранить ему жизнь.

Такие же истории есть и у строителей, работников МЧС, когда какой-то внутренний голос требует что-то сделать. Человек чувствует ужасный дискомфорт, если он не подчинится. Но такие случаи очень редки.

Если же мы начинаем прислушиваться к разговорам других, песням, звучащим по радио, читать все рекламные бигборды и вывески, чтобы узнать «послания» ангелов, недалеко до психического расстройства. Так поступают очень мнительные люди. Этим пользуются оккультисты. Они говорят: если настало внезапное затишье или вы ощутили аромат, то к вам пришёл ангел. Оккультисты человека напрямую подталкивают к бесу.

Если что-то не получается, можно отложить свои дела. Возможно, это действие Ангела Хранителя. Но нельзя говорить о том, что абсолютно всё, происходящее вокруг, подстроил ангел. Так мы будем постоянно искать себе отговорки, чтобы ничего не делать. Ангел не будет вмешиваться буквально в каждое наше действие. Действие Ангела Хранителя — другое. Он проявляет себя в более экстремальных моментах, ключевых событиях жизни, когда человек может совершить действительно серьёзный грех. Он подталкивает человека поступать по совести. В свою очередь, злой дух подталкивает человека ко греху. Но это не имеет отношения к бытовым вопросам. Думать, что если день не задался, ручка потекла, машина не завелась, снега много выпало, значит, так со мной общается ангел, было бы ошибкой.

Сны

Церковь очень неоднозначно относится к сновидениям. Святые отцы, как правило, не советуют верить снам. В Библии, особенно в Ветхом Завете, уделяется внимание пророческим и вещим снам. Ангелы предупреждают праведников во сне о чём-то и предсказывают грядущие события. Но мы не должны забывать, что наряду с добрыми ангелами есть злые духи, которые пытаются ввести нас в искушение. Именно через сновидения очень легко это сделать. Бесы могут являться даже в обличье добрых ангелов или святых угодников Божиих.

Очень много людей верит снам. Однако прежде чем поверить совету, данному во сне, мы должны задать себе вопрос: «Достоин ли я, чтобы мне явился Ангел? Неужели я живу настолько праведной жизнью?» Чаще всего снам верить не надо — очень велика вероятность того, что человек будет обманут бесами. Чтобы слышать Ангела, нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Слышать голос Ангела

Часто люди говорят, что слышат голос совести. Это, наверное, и есть голос Ангела Хранителя. Когда человек живёт по совести, поступает по законам Божиим, исполняет заповеди, Ангел Хранитель ему помогает. Но когда человек грешит, нарушает заповеди, Ангел от него отступает — человек сам его как бы отталкивает.

Не нужно пытаться услышать какие-то особенные «голоса». Если человек слышит голоса в своей голове, я как медик по первому образованию посоветовал бы ему обратиться к психиатру. Если ему кто-то таким образом что-то приказывает, советует, это, безусловно, психическое расстройство. Здоровый человек никаких голосов в своей голове не слышит.

Голос совести — совсем другое: когда мы чувствуем, что так поступать правильно или, наоборот, неправильно. У каждого человека он есть. Чем более христианскую жизнь мы ведём, тем этот голос отчётливее.

Ты торопишься на автобус, а впереди тебя упал пожилой человек. Голос совести говорит: «Подойди, помоги, протяни руку». Но ты сам себя успокаиваешь и говоришь: «Но я же спешу. Пусть кто-то другой подойдёт». И совесть начинает тебя мучить. Ты понимаешь, что поступил неправильно, чувствуешь внутренний дискомфорт. Совесть никогда не обманывает, она всегда подсказывает. Но здесь не идёт речи о каких-то голосах, которые мы могли бы ясно услышать.

Внушение ангелов и наша свобода

Когда Господь создавал человека по Своему образу и подобию, Он вложил в нас свободную волю — самое главное, что уподобляет нас Ему. Неверно говорить, что все добрые мысли нам внушает Ангел-Хранитель, а злые — бес. Где же тогда свободная воля человека? Господь создал нас, чтобы мы были наполнены радостью, любовью.

Я часто слышу рассуждения христиан о том, что в нашей жизни не должно быть никакой радости, мы не должны улыбаться, смеяться, а нужно каяться и оплакивать наши грехи. Я очень сильно сомневаюсь, что Господь хотел бы видеть таким человека — не улыбающимся, не радующимся жизни, природе вокруг себя, который всё время скорбит, а любое радостное чувство приписывает действию Ангела Хранителя. Не надо путать Божий дар и человеческое. Здесь действие ангелов абсолютно ни при чём. Наши мысли и чувства зависят от нашего внутреннего устроения и состояния.

Человек-оптимист благодарит Бога за то, что Он создал для него, за то, что у него есть возможность пойти в храм помолиться, сотворить добро, поделиться своей радостью с другими. Пессимист ходит и говорит всем, что мир погряз в грехе, что мы не должны радоваться и смеяться, шутить. Рядом с таким человеком находиться просто невыносимо, потому что он не сеет вокруг себя добро и радость, не приумножает их. Человек должен быть радостным. Тогда и Ангелу Хранителю с ним будет радостно.

Чей Ангел сильнее?

Если мы будем жить благочестиво, по тем законам, которые даёт Господь, тогда наши Ангелы Хранители будут становиться «сильнее». Это метафора, которую надо понимать так, что духовно сильнее становимся мы, получая их помощь. Ангел Хранитель ближе, и его голос мы слышим отчётливее. Если человек живёт во грехе, творит зло, его Ангел не становится «слабее» — он просто отступает. Человек его сам отталкивает от себя и остаётся наедине со своей жизнью. Слабее и духовно беднее становимся мы, а не Ангел. Это очень тяжело и страшно — остаться без поддержки своего Ангела Хранителя.

Какие изображения небесных духов можно иметь?

Сегодня очень распространены изображения ангелочков, всевозможные статуэтки. Некоторые считают, что иметь их у себя дома — привлекать небесные силы. Как относиться к ним христианину? Можно ли устанавливать такие статуэтки, например, на даче? Я считаю, с этим шутить не надо. На первый взгляд безобидные открытки с неканоническим изображением ангелов — таких себе амурчиков — могут послужить греху. Если ты ходишь в храм, не стоит их приобретать или принимать как подарок. Недолго впасть в грех.

Дети и ангелы

Могут ли дети видеть ангелов и общаться с ними? У меня трое детей. Со всеми тремя была одна и та же история. Когда им было по несколько месяцев, неоднократно я наблюдал одну и ту же картину. Ребёнок играет, потом поворачивается к святому углу и начинает смеяться. Он сидит спокойно, агукает, ничто его не смешит, но вдруг он поворачивается в сторону святого угла и на что-то реагирует. Я не знаю, что он видит. До двух-трёх лет у ребёнка незамутнённое сознание. Он не отягчён житейскими проблемами. Возможно, он действительно видит небесных духов.

Духовный мир разлит вокруг нас. Нам, взрослым, не дано его видеть, но не исключено, что дети умеют это делать.

Некоторые родители ищут признаки общения с ангелами у своего ребёнка. Например, они говорят, что веснушки — это следы от поцелуя небесного гостя. Но это всего лишь пигментация кожи, она передаётся по наследству и не имеет никакого отношения к ангелам.

Детей часто сравнивают с ангелами. Но они никогда не становятся ими — они остаются людьми. Если, не дай Бог, ребёнок умер, он не становится ангелом. Но у того, кто попал в рай, есть возможность молиться за своих сродников, оставшихся на земле.

Спасёт ли Ангел Хранитель из ада?

Часто приходится слышать благочестивые христианские истории о том, что Ангел Хранитель вытаскивает грешников из ада за косу или бороду, которые в таких историях советуется отрастить при жизни, либо за предметы, послужившие добрым делам, например, — луковичку, поданную нищему. Давайте будем относиться к ним как к сказкам и притчам, а не всерьёз. Для Ангела Хранителя важны не волосы или борода, а жизнь, которую ведёт человек, поступки, которые он совершает, и вера, которая есть в его сердце.

Если бы всё было так просто, достаточно бы было мужчинам отрастить бороду по колено, женщинам — волосы по пояс и говорить: «Мы спасены». Я знаю многих священников, у которых в силу наследственности борода просто не растёт. Это абсолютно нормальное явление, так бывает. Они прекрасные священники, внимательные пастыри, заботливые мужья и отцы. Те, кто поддается таким суевериям, сразу осуждают на ад этих людей. Давайте не будем веру в Бога упрощать до каких-то примитивных предрассудков.

В день памяти святых Небесных Сил бесплотных предлагается совершить особую молитву Архангелу Михаилу — якобы тогда он спустится во ад и окунёт своё крыло в огненную реку, на перьях вытащив тех умерших, о которых совершена молитва. Делать это советуется непременно ровно в полночь…

На иконе «Страшный Суд» мы видим изображение мучения грешников в аду. Грамотные люди понимают, что это метафора. Ад — это место без Бога, как рай — место, где пребывает Бог, Его благодать и Его любовь. Люди, которые стараются вести благочестивую жизнь, молятся, каются, живут с Богом. Но есть люди, которым Бог не нужен. Они не знают, что такое храм Божий, таинства Исповеди, Святого Причастия, любовь и прощение. Свою жизнь на земле они проживают без Бога. Соответственно, когда наступает смертный час, их душа к Богу не идёт. Она идёт в то место, где Бога нет. Оно и называется адом. Это место человек сам сознательно выбирает при своей жизни. Не Господь его наказывает и посылает в ад, а человек своей жизнью сам выбирает это место своего вечного пребывания.

Говорить, что там текут огненные реки, кипят-шкварчат сковородки, на них жарятся грешники, нельзя. Это может быть метафорой мучений, которые постигают душу в аду. Человек мучится без Бога, без любви Божией. Рассказы, что он там плавает в огненной реке или шкварчит на сковородке, относятся к церковному фольклору. Сказание о том, что Архангел Михаил сходит во ад, опускает перья в огненную реку, по ним вылезают грешники — также церковный фольклор.

Человек может быть спасён только Господом Богом. Только Христос может вывести душу из ада. Когда человек умирает, Бог выносит о нём временный суд и определяет место, где душа будет ждать Второго Пришествия Христова. За этого человека, если он был христианином, молится Церковь, молятся его родные и близкие. По их молитвам Господь может простить согрешения человека. Рассказы об этом мы часто встречаем в житиях святых. Это происходит только по усердной молитве и после множества добрых дел ради этого человека. А разговоры о том, что в какой-то определённый день и час, в полнолуние будут такие грешники прощены, конечно же, церковный фольклор.

В своих рассуждениях об аде и рае мы должны опираться на Святое Евангелие и учение отцов Церкви. Мы помним притчу о богаче и Лазаре, где звучат слова: «Между нами и вами пропасть очень велика». Просто так грешник, находящийся в аду, не может попасть в рай. Только по продолжительной молитве, творимой на земле, Господь может помиловать грешника и Сам его вывести из ада. Но не в определённый день и час и не после определённой молитвы.

Если мы будем говорить, что после такой-то молитвы Господь помилует, а после другой не помилует, мы скатимся в оккультизм, где практикуются заговоры. Заговор — это определённый набор слов, от которого нельзя отступить ни влево, ни вправо. Молитва Богу творится сердцем. Я сам часто молюсь своими словами. В храме, конечно, звучат определённые молитвы. Но любое наше прошение к Богу должно быть сердечным. Если мы произносим набор заученных фраз, это не молитва. Молиться надо сердцем и умом. А если мы твердим одно и то же в надежде, что Господь нас услышит, и в этом не участвуют наш разум, наше сердце, мы просто занимаемся заговорами.

Не нужно гоняться за «тайными молитвами». Есть молитвы, данные в молитвослове — если человек не знает, как молиться, молитвослов предлагает готовые шаблоны. Но молиться Богу и святым ангелам всегда нужно душой и сердцем.

Беседовала Мария Цырлина

Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном творении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Высший ангел Метатрон — место в иерархии

Метатрон и аура

По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.

Наивысший ангельский чин — Серафимы

Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел.

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись «Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.