Небрежно

  • Небре­же­ние Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • О небре­же­нии Фома Аквин­ский

***

Небреже́ние — невни­ма­тель­ное, без­раз­лич­ное отно­ше­ние к своей участи в веч­но­сти. Про­ти­во­по­ложно усер­дию.

Небре­же­ние — 1) нера­ди­вое, без­от­вет­ственно рав­но­душ­ное отно­ше­ние к чему-либо; 2) пре­не­бре­же­ние.

Небре­же­ние («пре­не­бре­же­ние», «нера­де­ние, небреж­ность») – небреж­ное испол­не­ние воз­ло­жен­ных на нас Богом обя­зан­но­стей или и вовсе пре­не­бре­же­ние ими. Небре­же­ние на работе, небре­же­ние своими домаш­ними и семей­ными обя­зан­но­стями, небре­же­ние молит­вой…

cвт. Иоанн Зла­то­уст:
Подобно тому как ходя­щим по натя­ну­тому канату нельзя допус­кать ни малей­шей небреж­но­сти, потому что малый промах про­из­во­дит вели­кое бед­ствие – про­мах­нув­шийся тотчас обру­ши­ва­ется и поги­бает – так точно и для нас непоз­во­ли­тельно нера­де­ние. Мы идем по тес­ному пути, с обеих сторон охва­чен­ному про­па­стями, не допус­ка­ю­щему даже воз­мож­но­сти поста­вить обе ноги сразу. Не видишь ли, какая нужна нам тща­тель­ность?

***

Чем грозит хри­сти­а­нину пре­не­бре­же­ние его хри­сти­ан­скими обя­зан­но­стями?

В наше время многие люди отно­сят себя к числу пра­во­слав­ных. Однако зна­чи­тель­ная часть веру­ю­щих не вполне пред­став­ляет, что значит быть пра­во­слав­ным, под­лин­ным хри­сти­а­ни­ном. Не все даже знают, в чём выра­жа­ются глав­ные пред­меты пра­во­слав­ной веры.

Причин этому много, но среди них выде­ля­ется та, что свя­зана с небре­же­нием хри­сти­ан­скими обя­зан­но­стями. В основе небре­жа­ния могут быть разные фак­торы. Многие оправ­ды­вают небре­же­ние нехват­кой вре­мени и сил, кото­рые-де отни­мает работа, обя­зан­но­сти по дому и пр., недо­по­ни­мая, в чём, соб­ственно, состоит глав­ная цель испол­не­ния хри­сти­ан­ского долга. Другие, уповая на мило­сер­дие Божье, пола­гают, что Бог и так их про­стит.

Чем можно на это отве­тить? Бог, конечно же, и чело­ве­ко­лю­бив, и мило­сер­ден. Однако, из этого не сле­дует авто­ма­ти­че­ски, будто все члены Церкви спа­сутся авто­ма­ти­че­ски и авто­ма­ти­че­ски же уна­сле­дуют Цар­ство Небес­ное. Такая точка зрения свя­зана с грубым пони­ма­нием спа­се­ния как акта фор­мально-юри­ди­че­ского про­ще­ния грехов греш­ника Богом в силу заслуг Иисуса Христа, вне зави­си­мо­сти от того, какой образ жизни он вёл, что делал и чего не делал из того, что ему над­ле­жало бы делать.

В дей­стви­тель­но­сти спа­се­ние кон­крет­ного чело­века свя­зано с тем, насколько ответ­ственно он отно­сится к соблю­де­нию Божьего закона, ведь от соблю­де­ния Божьего закона зави­сит духовно-нрав­ствен­ное пре­об­ра­же­ние лич­но­сти, воз­рас­та­ние воз­рас­том духов­ным. Следуя этому закону, совер­шая дела Добра, чело­век, при помощи бла­го­дати Божьей, избав­ля­ется от скверны греха, фор­ми­рует в себе доб­ро­де­тели, любовь к добру. А это важно для того, чтобы стать членом Цар­ства святых. В самом деле, если без­за­кон­ник, на момент част­ного Божьего суда, ока­жется не гото­вым жить по меркам святых, в силу ли глу­бо­чай­шей страст­но­сти и пороч­но­сти, в силу ли нелюбви к Богу и ближ­ним, то для чего ему Цар­ство святых? Таким обра­зом, испол­не­ние хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей ведёт по пути жизни, а их игно­ри­ро­ва­ние в земной жизни может ска­затьcя пла­чевно в день Суда.