Неолит, что это?

Основные события и изобретения:

  • o распространение керамической посуды;
  • o изобретение способа получения тканей;
  • o неолитическая революция перехода к земледелию и скотоводству — величайшее в истории человечества событие;
  • o новые приемы обработки камня, каменный топор, тесло;
  • o каменные и костяные мотыги, зернотерки.

Основные особенности и достижения неолитической эпохи

Неолит стал последним периодом каменного века. Начало его в Евразии относится к 6-му тысячелетию до н.э., его обычно связывают с появлением керамической посуды. Эта дата достаточно условна, да и сам переход не был мгновенным. Остальной каменный инвентарь ранней поры неолита не везде отличается от мезолитического.

В неолите в северном полушарии природа приобретает более устойчивый, чем в мезолите, характер и облик, близкий современному. Вдоль берегов Ледовитого океана простиралась тундра, южнее — лесотундра, от Балтики и до Тихого океана протянулась полоса лесов, южнее которых лежали лесостепи и степи. В каждой растительной зоне развивался свой соответствующий животный мир.

С неолитом связаны коренные изменения в способе производства, получившие название неолитической революции, и целый ряд новаций, ставших достоянием человечества.

На юге России, частично в Средней Азии, Закавказье, Украине и Молдове в эпоху неолита в ряде мест люди перешли к производящим формам хозяйства — земледелию и животноводству. Однако на большей части территории Евразии в неолите хозяйство оставалось присваивающим, его основу составляли охота, рыбная ловля и собирательство.

В неолите использовались все предшествующие достижения в обработке камня (пластинчатая техника, а в ряде мест и микролитическая, техника скола и отжимная ретушь). Появились и новые приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, полирование.

Неолит

Рис. 19. Неолит:

1 — остродонный сосуд; 2, 3 — ретушированные наконечники стрел; 4 — каменный топор

С помощью отжимной ретуши создавались наконечники стрел, дротиков, проколки и ножевидные пластины. Развивалась техника изготовления вкладышевых орудий труда — ножей, кинжалов. В неолите широкое применение, особенно в лесной местности, получили шлифованные топоры, тесла и другие орудия труда из камня. Первоначально с помощью сколов делали заготовку топора, придавая ей основные черты будущего орудия.

Затем топор отшлифовывали полностью или только его рабочую часть, используя специальные шлифовальные плиты. Экспериментальным путем было установлено, что изготовление шлифованных топоров не было длительным процессом, как считалось раньше.

Работа над топором из кремнистого сланца требовала всего 2,5-3 часа, а из более твердых пород — от 10 до 35 часов. Пиление камня производилось различными способами: кремневыми пилками, веревкой и костяными орудиями. Высверливание втулок для рукояток в каменных топорах производилось с помощью трубчатой кости, которую вращали, постоянно подсыпая под нее песок. Для этого, очевидно, использовали специальные станины. Заготовку надо было прочно зажать, трубчатая кость вставлялась во втулку и вращалась с помощью тетивы лука, подсыпался наждачный песок. Между неолитическим топором и теслом существует принципиальная технологическая и функциональная разница. Топор всегда симметричен по форме, а тесло, предназначенное для протесывания, изготовления лодок, корыт — асимметрично, имеет скошенное тулово. Шлифованные топоры и тесла, насаженные на деревянные ручки, были довольно совершенными орудиями труда. С их помощью стало возможно освоение лесных территорий Евразии, постройка более совершенных деревянных жилищ, лодок, изготовление различных приспособлений из дерева.

Неолитические культуры и культурные области Евразии (6-3 тыс. до н.э.)

Рис. 20. Неолитические культуры и культурные области Евразии (6-3 тыс. до н.э.):

I — область гребенчатой керамики; II — неолит Среднерусской равнины (область ямочно-гребенчатой керамики); III — карельская неолитическая культура; IV — каргопольская культура; V — область беломорской культуры севера; VI — неолит юга; VII — область камско-уральского неолита; VIII — область кельтеминарского неолита; IX — джейтунская культура; X — западносибирская неолитическая область; XI — неолит Южной Сибири; XII — прибайкальская неолитическая область; XIII — приамурская неолитическая область; XIV — среднеленская неолитическая область; XV — неолит Северо-Восточной Азии и приарктической зоны

Не случайно в неолите увеличились потребности в кремне, возникли первые горные выработки по добыче камня. Неолитические кремнедобывающие шахты были открыты на Верхней Волге, в Белоруссии и Болгарии.

Люди неолита создали новые, не свойственные природе материалы — керамику и текстиль.

Исключительно важное значение имело изобретение в неолите глиняной посуды. Хотя в ряде мест керамические изделия появились намного раньше (например, в Японии керамика известна с 9-го тысячелетия до н.э.), однако широкое распространение керамическая посуда получила только в неолите. Задолго до этого, вероятно, с времен среднего палеолита, люди пользовались в хозяйстве изделиями из коры, дерева, корзинами из прутьев для хранения припасов пищи. Глиняная посуда позволяла варить пищу. Простая по форме, она имела коническое, немного заостренное дно и расширяющееся кверху тулово. Такие сосуды похожи на яйцо, у которого срезана часть тупого конца. Поэтому они называются яйцевидными. Самые древние глиняные сосуды делали на плетенной из прутьев основе. Наряду с этим применялся и другой способ изготовления — путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины. Слепленная руками глиняная посуда была грубой, плохо и неровно обожженной. Неолитические сосуды в большинстве своем были украшены простым орнаментом в виде углублений, ямок или елочек.

Приобретение человечеством посуды оказало влияние на последующую историю, изменило бытовую культуру и физиологию человека. Именно с неолита пищу начали варить. Имело оно и археологическое значение: с появлением керамики резко увеличилось количество археологических источников. Керамика, фрагменты сосудов (черепки) становится массовым археологическим материалом. Большое значение при этом получил орнамент на керамике как источник исследования.

Другое достижение неолита — изобретение способов получения тканей. Волокно, пригодное для прядения ниток, вырабатывалось из растений и шерсти. Изготовление ткани — процесс сложный и многоступенчатый.

Сначала нужно получить волокно из волос животных или крапивы, дикой конопли и др., из него сделать нити, которые скручивали с помощью веретена. Для изготовления ткани кроме ниток требовались станина и челнок. Станина — это горизонтальная или вертикальная рама, на которую натягивали нити основы. Чтобы они не перепутывались, привязывали плоские, каменные грузики с отверстиями. Их часто находят на местах поселений. С помощью челнока через нити основы пропускали поперечные нити слева направо и наоборот. Используя гребень, нити уплотняли. Так получалась ткань простого переплетения. Такими были все древние ткани. Из них шили одежду, мешки, сумки, делали рыболовные снасти. Археологи как свидетельства процесса изготовления ткани находят лишь пряслица, керамические или каменные, круглые или конические с отверстием в центре, которые надевались на веретено, иногда незначительные кусочки ткани. Важно, что ткань и одежда из нее сделаны самим человеком, в этом их принципиальное отличие от одежды из шкур животных.

В неолите сложились две большие зоны археологических культур — зоны производящего и присваивающего хозяйства. Внутри них возникли различные типы комплексного хозяйства, прочно связанные с конкретными природно-географическими условиями. Каждой из зон присущи свои черты развития и взаимоотношений человеческих коллективов с природной средой, свои традиции в развитии техники, особенности керамики и орнамента.

Неолитическая революция – это исторический процесс в эпоху неолита (новый каменный век), в период которого от присваивающего хозяйства (примитивного собирательства и охоты) человечество перешло к сельскому хозяйству – земледелию и скотоводству.

По данным современных археологов, на Земле было около 8 регионов, в которых неолитическая революция происходила самостоятельно. Наиболее ранние центры – Переднеазиатский, Среднеазиаткий регионы. Процесс перехода на Ближнем Востоке начался более 10 тысяч лет назад.

Причины неолитической революции до сих пор остаются камнем преткновения современных археологов и историков. Среди основных причин чаще всего называют:

  • Качественный и количественный рост технических и материальных ресурсов, рост знаний и постепенной производительности.
  • Благоприятные климатические и ландшафтные условия.
  • Увеличение численности населения планеты.
  • Истощение природных запасов растительного и животного мира из-за многовекового собирательства и охоты.
  • Недостаток полезных растений.
  • Потребности в расширении производительных угодий.

6. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НЕОЛИТИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Многочисленные данные, полученные в процессе раскопок неолитических поселений и могильников на территории современной Украины и соседних районов, свидетельствуют о том, что для неолитического общества были характерны признаки, присущие всей первобытнообщинной формации человечества. Основой производственных отношений была общая собственность на средства производства и продукты труда. Еще не существовало частной собственности и не сложились социально — экономические условия для эксплуатации человека человеком. Несовершенство орудий производства и низкая производительность труда исключали индивидуальный способ ведения хозяйства.

Основной производственной ячейкой неолитического общества был род. Отдельные поселения этой эпохи и могильники вблизи них принадлежали, очевидно, родам или кровнородственным общинам. Собственностью таких родственных групп были жилые сооружения, домашние животные и т. д. Возможно, лишь некоторые отдельные орудия — лук, стрелы, копья — становились личным достоянием неолитического человека. К тому времени уже сложилась определенная специализация труда, которая подчинялась потребностям общественного производства и была его составной частью. Признаки специализации прослеживаются по находкам из неолитических погребений. Так, в одном из погребений известного Мариупольского могильника обнаружен набор различной формы скребков, ножевидных пластин, резец и небольшое шлифовадло. Исследователи считают, что это погребение мастера по изготовлению мелких изделий из кости, в том числе и очень распространенных тогда украшений, сделанных из эмали клыков кабана. С дальнейшим накоплением технических достижений, усилением межплеменных связей в конце неолитической эпохи в отдельных районах возникает и некоторая хозяйственная специализация. В среднем течении Северского Донца и на Волыни в неолите и в период раннего металла появляется значительное количество мастерских по обработке кремня. В Наднорожье, где найдены многочисленные шлифовадла, изготовляли шлифованные топоры и тесла из камня, часть которых шла для обмена. Так, шлифованные каменные топоры из Надпорожья были распространены в Поднепровье, вплоть до Десны и устья Припяти включительно.

Раскопки неолитических могильников на Украине убедительно свидетельствуют об отсутствии у тогдашнего населения имущественного неравенства. Среди многих изученных погребений трудно найти такое, которое бы выделялось какими — то ценностями или особенностями погребального обряда. Равноправие членов неолитических коллективов Поднепровья подтверждается, в известной мере, обычаем у племен днепро — донецкой культуры создавать коллективные усыпальницы, в которых нередко насчитываются десятки погребений.

Необходимо отметить, что в некоторых погребениях Мариупольского и Никольского могильников обнаружены каменные навершия булав неместного изготовления. Они попали к днепро — донецким племенам, скорее всего, из Закавказья или стран Древнего Востока, где им можно найти близкие аналогии. Появление в это время на территории Украины таких предметов следует расценивать как признак зарождения института родовых старейшин.

Наличие булав, которые, вероятно, являлись оружием и одновременно символом власти, свидетельствует о возросшей роли мужчины в родовом коллективе. Эта мысль подтверждается и тем, что днепро — донецкое население Надпорожья и Приазовья, где были найдены булавы, знало скотоводство, развитие которого, как известно, является одним из важнейших условий усиления патриархальных отношений.

Археологические исследования на территории Украинской ССР дают богатый материал для понимания верований и религиозных представлений неолитического населения Восточной Европы. Таким материалом являются находки в Мариупольском, Никольском и Лысогорском могильниках. В них обнаружены коллективные могильные ямы, которые, вероятно, были укрыты какими — то примитивными сооружениями. Умерших клали рядами в заранее выкопанную яму больших размеров и посыпали красной охрой. Среди инвентаря, сопровождавшего умерших, — орудия труда, украшения. Вокруг усыпальниц иногда прослеживаются следы тризны в виде остатков разбитой посуды и костей животных.

Вещи, найденные в погребениях, в частности орудия труда, оружие, символы власти, а на Днестре — еще и керамика, свидетельствуют о вере в загробную жизнь. В конце неолита — в начале эпохи меди, возможно, возникает вера в загробное существование не самого человека, а его души. Это подтверждается, в частности, наличием обряда трупосожжения. В погребениях с трупосожжением найдено вещей, «необходимых» для загробного существования души умершего, не меньше, чем в могилах с трупоположениями. Так, в неолитическом погребении с трупосожжением культуры линейно — ленточной керамики в с. Незвиско на Днестре стояло около 20 глиняных сосудов.

Каменные навершия булав — символов власти и подчинения у племен днепро — донецкой культуры из Мариупольского и Никольского могильников

В неолите, как и в период палеолита и мезолита, при погребальном обряде широко применялась красная охра. Имеются определенные основания считать реальным наличие культа огня и черепов предков у неолитического населения Поднепровья. Культ огня подтверждается большим количеством красной охры в коллективных и индивидуальных могильных ямах. Согласно мнению большинства исследователей красная охра символизировала огонь и домашний очаг умершего.

Во время раскопок Никольского и Лысогорского могильников обнаружены также бесспорные следы использования во время погребения и реального очистительного огня. Перед очередным погребением огонь раскладывали в центре усыпальницы на выравненной площадке над всеми предыдущими погребениями, засыпанными охрой. Огонь был достаточно сильным, о чем свидетельствует обугленность костей на значительной глубине.

Украшения днепро — донецких племен, изготовленные из зубов животных, коми, камня и меди

Существование же культа черепов предков подтверждается обычаем сохранять в коллективных усыпальницах Поднепровья не целые скелеты умерших, а только их черепа. Так, и одной из ям Никольского могильника лежало около 40 черепов, а все другие кости были прикопаны поблизости.

Имеются и некоторые другие данные, свидетельствующие о сложности представлений и верований неолитического населения Поднепровья. Во многих могильниках обнаружены погребения взрослых, которых перед ингумацией крепко связывали или во что — то пеленали. С этим фактом можно связывать мнение о страхе живых перед мертвыми.

Ладьевидная форма ям и их размещение вдоль течения реки позволяет допускать возможность существования у племен днепро — донецкой культуры культа реки. Население Приазовья, очевидно, верило также и в силу магических заклинаний, что подтверждается изображениями на плитах Каменной Могилы возле Мелитополя.

Таким образом, религиозные представления неолитического населения нынешней Украины, включавшие элементы анимизма, фетишизма, первобытной магии и т. п., имели достаточно сложный характер.

Несмотря на тяжелые условия жизни, неолитическое население уделяло много внимания деятельности, которая не имела прямого отношения к добыванию пищи. Речь идет о прикладном и изобразительном искусстве и определенных эстетических понятиях и представлениях. Так, свою одежду люди днепро — донецкой культуры пышно украшали пластинами, вырезанными из блестящей эмали клыков кабана. Пластины имели разнообразную форму, покрывались орнаментом в виде насечек, линий или ямок. Ряды таких пластин нашивались на верхнюю часть одежды, головной убор, на подол длинных «рубашек». Ими, как и пронизками, изготовленными из створок раковин, расшивали пояс. Женщины украшали себя многочисленными рядами бус, изготовленными из полированных костей, раковин или камня, в том числе из полудрагоценных камней — сердолика, гешира, яшмы и т. п. В конце неолита, как уже упоминалось, появились первые украшения из меди и золота. В Никольском могильнике найдена золотая подвеска, которая является древнейшим украшением из благородного металла в пределах Восточной Европы.

Белые блестящие пластинки, перламутровые пронизки, зубы животных, нашитые на кожаную одежду, делали ее оригинальной и богатой, несколько похожей на национальною одежду современных северных народов. Тканей неолитическое население Поднепровья, возможно, еще не знало, так как прясел здесь не обнаружено.

Развитию прикладного и изобразительного искусства в неолите способствовало появление керамики. Глиняная посуда стала идеальным материалом для воплощения художественных замыслов первобытных мастеров. В эпоху неолита на современной территории Украинской ССР существовали, как уже упоминалось, два орнаментальных стиля: прямолинейно — геометрический и меандрово — волютовый.

Изображение быка на плите Каменной Могилы. Село Терпенье Запорожской области

Первый был преимущественно штампованным и состоял из рядов ямок, наколов, оттисков гребенчатого штампа, насечек и т. п. Такими способами создавались горизонтальные ряды, реже — геометрические фигуры: треугольники, ромбы и т. д. Встречался зигзаг, но криволинейных композиций, как правило, не было. Прямолинейно — геометрический орнамент получил распространение у племен Поднепровья, Левобережной Украины и Полесья, в частности у носителей культуры ямочно — гребенчатой керамики и днепро — донецкой культуры. Меандрово — волютовый орнамент выполнялся главным образом с помощью прочерченных линий, создававших иногда целые ленты. Узор нередко имел достаточно сложный характер и включал в себя криволинейные композиции — меандр, свисающие волюты, а также зигзаг и т. п.

В неолитический период орнаментировалась не только керамика. Простые узоры нередко встречаются и на орудиях из кости — гарпунах, кинжалах, более сложные рисунки — на изделиях из камня. К ним относятся так называемые «челноки», изготовленные из мягкой тальковой породы камня, старательно отшлифованные. Эти «челноки», которым иногда придавали зооморфный вид, являются образцами своеобразного искусства эпохи неолита Поднепровья. Назначение таких изделий (их найдено более 100), к сожалению, неизвестно. Некоторые исследователи считают их приспособлениями для шлифовки древков к стрелам.

Нет сомнения в том, что сохранившиеся образцы прикладного искусства неолитического населения составляют всего лишь небольшую часть богатого набора орнаментов, которыми украшались вещи, изготовленные из органических веществ — шкуры, дерева и др.

В могильниках и на поселениях эпохи неолита на современной территории Украинской ССР обнаружены и образцы изобразительного искусства. У земледельческо — скотоводческих племен, например, появляются первые антропоморфные статуэтки. На более северных территориях Восточной Европы известны изображения человека, вырезанные из кости или дерева. В Мариупольском могильнике найдено несколько изображений животных, выполненных в такой же технике резьбы по кости. Однако настоящим достижением в изобразительном искусстве неолитического человека являются изображения на плитах Каменной Могилы возле Мелитополя.

Каменная Могила — живописный холм, состоящий из гигантских глыб песчаника, привлекала к себе пристальное внимание первобытных художников. В ее гротах и под навесами открыты многочисленные изображения животных, людей, разнообразные геометрические композиции. Наибольшее количество этих изображений сосредоточено в так называемом Гроте Мамонта. Ими покрыты потолок и стены грота. На переднем плане потолка изображены четыре быка, создавших оборонительный круг, а немного дальше — группа из трех ланей, идущих друг за другом. Всего в Гроте Мамонта насчитывается до 15 отдельных фигур. Все они имеют следы окрашивания охрой. Интересно, что в гроте, как и на Каменной Могиле вообще, не обнаружено никаких признаков обитания первобытного человека. В данном случае мы имеем дело со святилищем неолитического времени. Сюда, на гору, поднимались только служители культа— шаманы пли жрецы — для проведения таинства охотничье — ловческой магии. Очевидно, не случайно все изображенные животные «ранены» каким — то острым орудием, а в их телах «торчат» копья и стрелы. Эти картины символически передают процесс охоты на диких животных.

Значение изображений Каменной Могилы для понимания проявлений изобразительного искусства и верований неолитического населения Украины очень велико. Как исторический источник, этот памятник может быть поставлен в один ряд с известными карельскими петроглифами, сибирскими писаницами и т. п.

В IV–III тысячелетиях до н. э. на современной территории Украинской ССР произошел переход к эпохе меди.

Историческая судьба различных неолитических племен была неодинаковой. Население буго — днестровской культуры, которая прекратила свое существование еще в конце раннего неолита, возможно, приняло некоторое участие в формировании трипольской культуры. Дунайские племена культуры линейно — ленточной керамики Поднестровья, Прикарпатья и Западной Волыни исчезли так же, как и появились; продолжение их культуры на этой территории в более позднее время не прослеживается. Сурско — днепровские племена, возможно, сыграли определенную роль в формировании среднестоговской культуры эпохи меди.

Население отдельных районов днепро — донецкой культуры сошло с исторической арены в разные времена. Первым, еще в начале позднего неолита, было вытеснено или ассимилировано племенами среднестоговской культуры население Надпорожья и лесостепных районов Поднепровья, которое, очевидно, вместе с пришельцами приняло определенное участие в формировании ямной культуры эпохи меди — бронзы. Племена из бассейна Северского Донца в результате проникновения в Лесостепное Левобережье племен лесных охотников создали совместно с ними своеобразную смешанную культуру, просуществовавшую здесь до эпохи бронзы. Дольше всех и в сравнительно чистом виде сохранили свою культуру днепро — донецкие племена Киевского и Гомельского Поднепровья, хотя и здесь они испытывали значительное влияние со стороны трипольских племен и носителей культуры ямочно — гребенчатой керамики. Племена днепро — донецкой культуры в Киевском Поднепровье и Юго — Восточной Белоруссии просуществовали до расселения здесь племен эпохи бронзы, в частности племен среднеднепровской культуры шнуровой керамики. Днепро — донецкие племена вместе с носителями других культур гребенчато — накольчатой керамики территории Белоруссии и Северо — Восточной Польши приняли участие в формировании культуры эпохи бронзы второй половины II тысячелетия до н. э., которая сыграла определенную роль в процессе этногенеза славян.

Племена лесных охотников культуры ямочно — гребенчатой керамики в Подесенье также дожили до эпохи бронзы и вместе с племенами среднеднепровской культуры шнуровой керамики первой половины II тысячелетия до н. э. принимали участие в формировании культуры эпохи бронзы второй половины II тысячелетия до н. э., носителей которой некоторые исследователи связывают с предками балтов.

Таким образом, в каменном веке современная территория Украинской ССР была уже относительно густо заселена человеком. В это время возник родовой строй и сложилась племенная организация общества. Основой социального развития была коллективная собственность на средства труда, что исключало имущественное и социальное неравенство членов общества.

Па протяжении всей эпохи медленно, но непрерывно развивалась техника изготовления каменных, костяных, деревянных и тому подобных орудий труда, возникали новые приемы их изготовления. Весьма важным событием в развитии производительных сил и истории человечества вообще был переход в начале неолита от присваивающих способов добывания продуктов питания — охоты, рыболовства и собирательства — к воспроизводящему хозяйству — скотоводству и земледелию.

В первобытную эпоху возникали и развивались положительные знания, изобразительное и прикладное искусство, верования и сложились примитивные формы религии. Всем ходом развития культуры в каменном веке были подготовлены условия для перехода человечества к новой исторической эпохе — эпохе металла.

Около 13—12 тыс. лет назад начинается отступление ледника. Климат становится более теплым. Вымирает крупная фауна ледникового периода (мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и др.), складывается современный животный мир. Наступает новая эпоха — мезолит, или среднекаменный век. Человек движется вслед за ледником на север, осваивая все новые земли. Меняется жизнь человека. Широчайшее распространение получают микролиты (от греч. micros — маленький и lithos — камень) — мелкие (2—3 см) изделия из тонких каменных пластин геометрической формы, используемые, видимо, как вкладыши для ножей и других орудий.

Около 8—7 тыс. лет назад начинается период неолита, с которым связано появление производящего хозяйства: земледелия и скотоводства. Этот переход получил в науке название «неолитическая революция»

(термин был впервые введен английским археологом Гордоном Чайлдом). Для объяснения ее причин были выдвинуты несколько гипотез. Согласно аккумулятивистской («накопительной») теории, которая господствовала до 1970-х гг., к началу неолита люди накопили достаточно знаний о свойствах дикорастущих растений и повадках животных, чтобы приступить к их одомашниванию. Однако против этого объяснения свидетельствуют некоторые факты. Многим современным общинам охотников и собирателей прекрасно известно о существовании земледелия и скотоводства. Более того, они иногда даже держат в неволе животных ради забавы. Тем не менее они не отказываются от традиционного образа жизни. Причины этого кроются как в характерном для человека здравом консерватизме, так и в том факте, что преимущества раннего производящего хозяйства далеко не очевидны. Как показывают исследования, по сравнению с примитивными земледельцами охотники и собиратели меньше зависят от капризов природы, разнообразнее и лучше питаются, меньше трудятся и реже болеют.

Поэтому начиная с 1970-х гг. в науке преобладает эколого-демографическая теория перехода к производящему хозяйству. Главной причиной неолитической революции считаются крупные изменения природной среды, которые имели место примерно 12—10 тыс. лет назад, на рубеже ледникового периода (плейстоцена) и современного межледниковья. Коренным образом меняются условия существования охотников и собирателей в некоторых регионах. Одновременно в связи с ростом населения увеличивается демографическое давление на ресурсы. Решить эту проблему традиционными путями — при помощи миграций или посредством дальнейшей интенсификации присваивающего хозяйства — было невозможно. Практически все пригодные для жизни области земного шара уже были заселены. Продуктивность охоты и собирательства к началу неолита достигла максимума и серьезно вырасти не могла. Неслучайно переход к производящему хозяйству происходил независимо в разных регионах: на Ближнем Востоке (в зоне так называемого Плодородного полумесяца), в Средней Азии, в Эфиопии, в долинах рек Инд и Хуанхэ, в Южной Мексике и Перу.

Кроме того, существуют теории, объясняющие начало неолитической революции изменениями в общественных отношениях. До 1950-х гг. возникновение земледелия и особенно скотоводства связывали с развитием религиозных представлений и обычаем приносить в жертву животных. Некоторые ученые считают переход к производящему хозяйству следствием социального расслоения внутри человеческих коллективов. Однако остается непонятным, что же вызвало сами эти изменения в идеологии или социальных отношениях; представляется, что в подобных теориях переставлены местами причина и следствие.

Такие занятия, как плетение корзин или выдалбливание лодок из коры деревьев, стали предвестниками зарождающихся ремесел. В неолите появляется первый искусственно созданный человеком материал — огнеупорная глина, из которой стали изготавливать керамику — обожженную глиняную посуду. Из глины делали печи и очаги, из глиняных кирпичей строили дома. Первыми гончарами, как и ткачами, были, по-видимому, женщины. Постепенно ремесло усложнялось и совершенствовалось, чтобы овладеть им, требовалось значительное время, в конце концов оно стало профессией. Ремесленники не работают больше в поле, зерно и продукты получают от сородичей в обмен на свои изделия.

Новым ремеслом становится обработка металлов. Первым металлом, который стал использовать человек, была медь. Изделия из меди, относящиеся примерно к VII тыс. до н. э., найдены при раскопках неолитического поселения в Турции. Около III тыс. до н. э. в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке люди стали использовать сплав меди и олова — бронзу. Бронза плавилась при более низких температурах, а орудия из нее были тверже и прочнее медных. Во II тыс. до н. э. бронзовый век наступил и в Европе.

В эпоху неолитической революции человек по-прежнему не мыслил свою жизнь вне общины. Если раньше в общину входило всего несколько десятков людей, то теперь — сотни. Возглавляли ее наиболее опытные и авторитетные члены, старейшины. Выделялся также военный предводитель — вождь. Несколько живущих по соседству общин объединялись в союз. Этому способствовало то, что род был экзогамен. Таким образом, у оседлых охотников и собирателей, а также земледельцев и скотоводов появляется более жестко структурированная форма организации отдельных общин — племя, которым управлял совет старейшин.

Одним из последствий неолитической революции было то, что в местностях с благоприятными климатическими условиями появился излишек, т. е. часть продуктов, которая скапливалась, а не потреблялась немедленно. Благодаря этому излишку в общине смогли выделиться ремесленники. Но не только они: появилась возможность освободить от работы в поле тех, кто руководил жизнью общины, — знать (вождей, старейшин). Управление также становится профессией. Ведь по мере того, как появлялись новые занятия, усложнялась хозяйственная и общественная жизнь, росла потребность в грамотном и полноценном руководстве. Например, в Месопотамии в IV тыс. до н. э. стали строить первые ирригационные сооружения, т. е. с помощью каналов искусственно орошать землю. Такие сложные работы требовали организации и координации, если надо — принуждения. Руководители стали заниматься также распределением излишка, присваивая часть себе как награду.

Происходят изменения и в общине. Ядро общины теперь не обязательно состояло из кровных родственников: в нее входили большие семьи, объединенные уже не общим происхождением, а общей территорией, на которой они жили. Крупные поселения обносятся валом или частоколом. Такой укрепленный поселок — прообраз будущего зо города — археологи называют «городище». Семьи жили по-разному: некоторые беднели, другие богатели. Богатела прежде всего знать, распоряжавшаяся добычей и излишком. Так возникло неравенство. Знать стремилась закрепить почетное и выгодное положение за своими детьми: власть стала превращаться в наследственную.

В итоге сложились все необходимые предпосылки для образования государства. Слово «государство» имеет три взаимосвязанных значения: 1) территория, 2) население, проживающее на этой территории,

3) люди, осуществляющие власть над этой территорией.