Нетрадиционные религиозные культы

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — об­щее на­зва­ние мно­го­численных ор­га­ни­за­ций ре­ли­ги­оз­но­го или псев­до­ре­ли­ги­оз­но­го ти­па, ха­рак­те­ри­зую­щих­ся от­но­си­тель­но не­дав­ним вре­ме­нем по­яв­ле­ния (боль­шин­ст­во воз­ник­ло во второй половине XX века, од­на­ко ста­рей­шие из них, например мор­мо­ны, за­ро­ди­лись в середине XIX века) и ре­лигиозным син­кре­тиз­мом.

Как пра­ви­ло, им свой­ст­вен­ны так­же ре­лигиозый ра­ди­ка­лизм, ак­тив­ная про­зе­ли­тическая дея­тель­ность, от­ри­цательное от­но­ше­ние к при­ня­тым в об­ще­ст­ве тра­ди­ци­ям и нор­мам. Ос­но­ва­те­ли и ли­де­ры Н. р.д. иг­ра­ют в их жиз­ни клю­чевую роль (за­час­тую обо­же­ст­в­ля­ют­ся, при­зна­ют­ся не­по­гре­ши­мы­ми и т. п.). В от­но­ше­нии этих ор­га­ни­за­ций ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко тер­мин «новые религиозные движения», но и тер­ми­ны «но­вые (не­тра­диционные) ре­ли­гии», «ре­ли­гии мень­шин­ст­ва» и др. Ис­сле­до­ва­те­ли-ре­ли­гио­ве­ды фик­си­ру­ют на­ру­ше­ние мно­ги­ми новыми религиозными движениями за­ко­нов, экс­плуа­та­цию ими сво­их чле­нов, ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние их соз­на­ни­ем и ус­та­нов­ле­ние жё­ст­ко­го кон­тро­ля над их лич­но­стью, в свя­зи с чем име­ну­ют новые религиозные движения «то­та­ли­тар­ны­ми сек­та­ми» или «де­ст­рук­тив­ны­ми куль­та­ми».

Су­ще­ст­ву­ют различные клас­си­фи­ка­ции новых религиозных движений. По гео­гра­фичесскому при­зна­ку их час­то под­раз­де­ля­ют на за­пад­ные и вос­точ­ные. Они мо­гут так­же ас­со­ции­ро­вать­ся с кон­крет­ны­ми стра­на­ми (ко­рей­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты, японские не­обуд­дий­ские сек­ты и др.). По со­дер­жа­нию ве­ро­учи­тель­ных док­трин вы­де­ля­ют­ся: нео­хри­сти­ан­ские (или псев­до­хри­сти­ан­ские) — Сви­де­те­ли Ие­го­вы, Цер­ковь Бо­жи­ей Ма­те­ри «Дер­жав­ная», Цер­ковь Ии­су­са Хри­ста свя­тых по­след­них дней (мор­мо­ны) и др.; не­обуд­дий­ские (или псев­до­буд­дий­ские); не­оин­дуи­ст­ские (псев­до­ин­дуи­ст­ские); ок­культ­ные (напр., Бе­лое брат­ст­во); не­оя­зы­че­ские куль­ты (напр., асат­ру, род­но­ве­рие); са­та­ни­ст­ские куль­ты. Име­ют­ся, кро­ме то­го, новые религиозные движения, воз­ник­шие на ос­но­ве дао­сиз­ма, ис­ла­ма, иу­да­из­ма, кон­фу­ци­ан­ст­ва, син­то­из­ма и др. тра­диционных ре­ли­гий. При этом новые религиозные движения буд­дий­ско­го, дао­си­ст­ско­го, ин­дуи­ст­ско­го, ре­же кон­фу­ци­ан­ско­го и син­тои­ст­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния объ­е­ди­ня­ют в груп­пу нео­во­сточ­ных (нео­ори­ен­та­ли­ст­ских) ре­лигиозных дви­же­ний. Для них ха­рак­тер­но стрем­ле­ние адап­ти­ро­вать вост. ре­лиг. тра­ди­ции с учё­том пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей лю­дей зап. ци­ви­ли­за­ции. При та­кой адап­та­ции док­три­ны восточных ре­ли­гий обыч­но силь­но ис­ка­жа­ют­ся.

К наи­бо­лее из­вест­ным не­ово­сточ­ным новым религиозным движениям от­но­сят­ся Аум Син­ри­кё, Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны, об­щи­ны Радж­ни­ша и Са­тьи Саи Ба­бы, Транс­цен­ден­таль­ная ме­ди­та­ция, Фа­лунь­гун, Шри Чин­моя культ и др. По пре­им. на­прав­ле­нию дея­тель­но­сти раз­ли­ча­ют­ся новые религиозные движения по­ли­ти­че­ские, ком­мер­че­ские (ком­мерч. куль­ты), ме­ди­цин­ские, пси­хо­ло­ги­че­ские (пси­хо­куль­ты), пе­да­го­ги­че­ские и пр. Мно­гие новые религиозные движения с тру­дом под­да­ют­ся клас­си­фи­ка­ции, от­ли­ча­ясь ис­клю­чительно син­кре­тиз­мом док­трин (напр., Цер­ковь объ­еди­не­ния, сай­ен­то­ло­гия).

Да­же при­бли­зительное ко­ли­че­ст­во новых религиозных движений в ми­ре не­из­вест­но. Пред­по­ло­жи­тель­но их по­ря­док ис­чис­ля­ет­ся сот­ня­ми ты­сяч ор­га­ни­за­ций, от­дель­ные из ко­то­рых на­счи­ты­ва­ют до не­сколь­ких де­сят­ков мил­лио­нов адеп­тов. Круп­ней­ши­ми из новых религиозных движений яв­ля­ют­ся Ха­риз­ма­ти­че­ское дви­же­ние, мор­мо­ны, Сви­де­те­ли Ие­го­вы, Фа­лунь­гун. Об­щее чис­ло чле­нов новых религиозных движений пре­вы­ша­ет 100 млн. человек (2012 год). До­ля при­вер­жен­цев новых религиозных движений наи­бо­лее ве­ли­ка в Ин­дии, Ки­тае, Япо­нии, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, стра­нах Ка­риб­ско­го бас­сей­на и Южной Аф­ри­ки, од­на­ко ни в од­ном го­су­дар­ст­ве они не со­став­ля­ют боль­шин­ст­ва на­се­ления. В Рос­сии (на 1 января 2011 год) за­ре­ги­стри­ро­вано около 20 ти­пов новых религиозных движений (около 3% от чис­ла всех за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных ре­лигиозных организаций), ре­аль­но дей­ст­ву­ет неск. со­тен их раз­но­вид­но­стей. К рос­сий­ским новым религиозным движениям при­над­ле­жит от 200 до 500 тыс. адеп­тов. (См. так­же раз­дел Ре­ли­гии, ст. Но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния в то­ме «Рос­сия».)

Деноминация (лат, denominatio — наделение специальным именем) — религиозное объединение, находится в стадии организационного оформления. Этот термин используется также как синоним слов «вероисповедания», «конфессия», что означает принадлежность к определенной религии. Деноминация является широким религиозным объединением. ей свойственно прямое, учтено членство. Руководят деноминацией органы, избранные верующими. Хотя среди группы служителей культа в деноминации часто выделяется небольшое количество людей, которым предоставляется «особый дар» понимание и истолкование «Слова Божьего». Деноминациями считаются более 200 религиозных организаций с центрами в Соединенных Штатах Америки. Это преимущественным образом различные направления такого ответвления христианства, как протестантизм (баптисты, адвентисты, методисты).

Церковь

Церковь (греч. Κυριακον — «Господня») представляет собой централизованное, многочисленные самоуправляющееся объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и культовой деятельности. Для этого типа религиозного объединения характерны следующие признаки:

• централизованное иерархическое управление;

• наличие профессионального священства (клира), четко отделенного от простых верующих (мирян)

• внешнее формальное членство вместо учтенного.

Фактически членом Церкви считается каждый человек, о чем красноречиво свидетельствует обряд крещения младенцев в некоторых направлениях христианства.

В каноническом праве Римско-Католической Церкви неотъемлемым признаком Церкви является наличие епископата административных округов, объединяющих общины, миссии, монастыри на определенной значительной территории.

Церковь является высшей формой религиозной организации. Уровню Церкви в организационном отношении как раз соответствует исторически господствующее в нашей стране православия.

Секта

Секта (лат. Secta — учение, направление) — религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, что, как правило, отколовшаяся от более крупной организации и характеризуется сравнительной малочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов , исповедуемые его сторонниками.

Сектантские догматы простые, но тяготеют к основам учения той религии, с которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что какие-то второстепенные элементы веры, которые уже существовали в исходной религии, здесь возводятся в положение центральных. Например, это могут быть исцеление, пробуждение или учение о конце света.

Культовая практика сектантов наделе направлена не на поддержку внутреннего духовного связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко негативного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдение которых требует от своих сторонников секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая твердость производит чувство принадлежности к элитарной меньшинства, обладает недоступной всем остальным полной и окончательной истиной.

Власть в секте, как правило, дается благодаря личным «духовным дарам» и признанию «духовной силы». Ее лидеры оказываются в результате особого вдохновения, как будто сходит на людей.

Как правило, секты -достаточно кратковременные объединения и не существуют дольше, чем жизнь одного поколения. Однако их судьба складывается по-разному. Одни секты распадаются, обычно после ухода от руководства сектой ее лидера. Другие секты вписываются в общество, расширяют свои ряды и развивают бюрократические структуры управления, превращаясь в деноминации. Это происходит из-за достаточно естественный процесс-взрослые дети членов секты, воспитанные уже в духе ее вероучения, больше не нуждаются обращения в «истинную веру», драматического перелома жизни, на которых больше не акцентируется внимание. Наконец, некоторым сектам удается сохранять себя, используя определенные средства самосохранения-строгую дисциплину, исключительный коллективизм во всех сферах жизни членов секты, ограничения на общение с внешним миром, браки только между «своими» и т.

Термином «культ» обозначают небольшую по численности, кратковременную, часто территориально локальную религиозную организацию с неразвитой организационной структурой, но отличительной: 1) оригинальной культовой деятельностью, радикально отличается от господствующей в обществе религиозной традиции; 2) яркой личностью лидера. В этом значении термин «культ» чаще всего используется для обозначения современных нетрадиционных религиозных объединений вроде печально известного в Украине в 1990-х гг. «Белого братства» во главе с Марией Дэви Христос. Лишь изредка западные исследователи обозначают им небольшие религиозные группировки, которые частично не признают основные положения общехристианский символов веры.

1. Лекция № 14 Современные нетрадиционные религиозные движения и культы

Лекция по курсу «Культура и религия», для
студентов 2 курса
2017-2018 уч. год

2. Вопросы лекции

1. Появление нетрадиционных религий и
культов
2. Типы нетрадиционных движений и
культов, проблема их классификации
3. Новые тенденции в религиозной жизни
Казахстана

3. 1. Появление нетрадиционных религий и культов

Нетрадиционные религии – религиозные
движения и созданные ими организации,
вышедшие
за
рамки
традиционных
национальных и мировых религий, но
использующие их идеи, символы и обряды.
Их также называют альтернативными
культами
или
неокультами,
внеконфессиональными
(надконфессиональными)
верованиями,
новыми религиозными движениями.
Нетрадиционные религии получили
распространение с конца 50-х гг. ХХ
в., когда они начали появляться в США
и Западной Европе в результате
массового разочарования верующих,
прежде всего молодежи, в
традиционных религиях и церквях.
Общее количество нетрадиционных
религий в мире трудно оценить, т.к.
статистика по этому вопросу отсутствует.
По имеющимся данным только во Франции
их около трёхсот, в США – более двух
тысяч.
Преобладают два типа нетрадиционных религий:
сложившиеся на основе христианства
возникшие под воздействием восточных религий
(главным образом, индуизма и буддизма).
Особняком стоит бахаизм, чей главный храм
находится в Иерусалиме, предлагающий
синтезировать священное писание всех наиболее
представленных в мире религий и религиознофилософских систем (авраамических, буддизма,
индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и
характеризующийся поэтому крайним эклектизмом
и имеющий небольшое количество сторонников.
Отличительной чертой «новохристианских»
религий является то, что формально их
последователи поклоняются Христу, но
фактически почитают как «посланников
Божиих» и «новых мессий» своих лидеров.
Наиболее характерным примером
нетрадиционных религий восточного
происхождения является вайшнавизм,
более известный как Общество сознания
Кришны (Харе Кришна, кришнаиты).

8. Причины возникновения нетрадиционных религий:

1) экзистенциальный вакуум, в котором оказались
многие западные общества в 1940-1950-е гг.,
2) духовный кризис и
3) утрата ими высоких стандартов ценностных
жизненных смыслов,
4) потеря нравственной и социальной ориентации
личности.
5) усугубление чувства трагичности от нарастания
глобальных угроз (экологический и др. вызовы,
политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.);
6) рост чувства одиночества, отчужденности и
бессилия человека перед валом обрушившихся на
него проблем.

9. Признаки новой религии

Первичным элементом религиозной
организации является религиозная субгруппа или сообщество, над которой
надстраивается комплекс отношений,
увенчанный центром объединения.
Отдельные составляющие имеют
собственную инфраструктуру, механизмы
контроля за деятельностью индивидов,
нормы религиозной морали, санкции и
авторитеты.
Относительно демократические новые
религии представляют довольно широкие
объединения, принадлежность к которым
определяется преимущественно традицией
(посещали организацию родители,
посещают и дети) и членство в которых
строго не контролируется («Источник
жизни», «Армия спасения», «Слово жизни»),
вход и выход из которых являются
добровольными.

11. «Источник жизни», крещение

Но подавляющее большинство религиозных
новообразований существует по принципу
сект.
Секта (от лат. Secta — направление, учение) это относительно закрытое религиозное
объединение, возникающее как оппозиция
существующим религиям и претендующее на
исключительность своей роли и доктрины и
духовное перерождение своих членов,
тяготеющее к изоляционизму.
С авторитарных и харизматических сект почти
невозможно выйти.

14. Основные черты современных сект

1) Наличие харизматического лидера, который
уверяет, что он якобы получил новое уникальное
«откровение» относительно Бога и реальности.
Лидер выступает спасителем, небесным
избранником, имея свою легенду. Все, кто не
разделяет его взглядов, не просто ошибаются, а
являются последователями Зла.
2) Лидер создает особую «семью», или
«коммуну», в которой его называют «отцом».
Нередко члены этих семей принимают новые
имена, отказываются от любых цифровых
обозначений (дата рождения, адрес, номер
дома, квартиры), после чего родственники и
органы правопорядка не могут найти человека.

16. Основные черты современных сект

3) Семья отделяется от мира. Кровные
родственники (родители, братья, сестры)
объявляются посланцами Зла, если они имеют
другие или альтернативные взгляды. Для
сближения с новой «семьи семьей» предлагается
признаться в бывших «грехах», что
психологически обнажает новообращенного.
4) Руководители устанавливают для всех
неоспоримые нормы поведения (но сами не
всегда им следуют и, как правило, живут в
других условиях, чем их последователи).

18. Основные черты современных сект

5) Группа придерживается апокалиптического
взгляда на мир. Члены организации могут
отказываться от собственного имущества в
пользу организации и меняют место жительства.
6) Поощряется отказ от калорийной пищи и сна
под предлогом духовных упражнений.
7) Применяется техника контроля за поведением
новообращенных, что называется религиозной
дисциплиной. Сначала новички попадают под
групповое давление «бомбардировки любовью»
— объятия, групповые мероприятия,
улыбающиеся лица. Со временем никого не
оставляют наедине, загружая восприятия, зрение
и слух.
Секта является сплоченным коллективом,
имеющим групповые цели. Вступив в него,
новичок чувствует себя вроде долей «общей»
дела, лишается чувства одиночества. Секты,
религиозные организации рекламируются как
оазисы «подлинной человечности», прообразы
будущего коллективизма. Только в них, по
словам руководителей сект, можно найти
настоящую любовь, жертвенность, встретить
родных людей, потому что речь идет не о
церкви, а о «настоящей семью» во главе с
суровым, но заботливым и всесильным «отцом»
или, как в варианте с «Белым Братством»,
матерью «Марией Дэви-Христос».
Такие призывы привлекают юношей и девушек,
у которых, возможно, не сложились отношения
с родителями, которые имеют проблемы в
обучении. Традиционные религии с застывшей
догматикой и консервативной структурой не
всегда плодотворно противостоят
динамическим «пророкам», чувствительным к
изменениям в массовых настроениях.
«Мессианский бизнес» имеет преимущества, он
не предусматривает академического
образования, дипломов признанных учебных и
научных центров, а дает немалые финансовые
прибыли и власть над людьми.
Реклама новых нетрадиционных верований
сочетается с отработанной системой вербовки,
которая опирается на технику «первого
контакта». Коммуникабельные и
подготовленные члены организации стремятся
завязать знакомства на улицах, на вокзалах, в
студенческих общежитиях, даже проводя
массовые развлекательные мероприятия (шоу,
дискотеки). Умело вызывая собеседника на
откровенный разговор о его сомнениях и
тревогах, они ненавязчиво, мягко рассказывают
ему о пребывании в своей общине, приглашают
на молитвенные собрания или лекцию.
Как только человек приобщается к жизни общины,
он попадает в мир особых отношений. По
рекламным образом «настоящего отца» проступают
черты диктатора. Деспотизм имеет общий
характер, закрепляется внутренним распорядком,
системой репрессивных мер. Стремясь обеспечить
абсолютное влияние, лидеры харизматических сект
делают все, чтобы изолировать членов
организации физически и духовно от внешнего
мира, отвратить от прежних ценностей,
нейтрализовать личностное самосознание. О чем
бы ни говорили наставники новых религиозных
организаций, их проповеди в конце концов
сводятся к предсказанию вселенской катастрофы и
претензии на спасение душ.

23. 2. Типы нетрадиционных движений и культов, проблема их классификации

Классифицировать нетрадиционные
религии достаточно проблематично.
Наиболее популярное основание для
классификации – вероучение, догматика
данной религии.

24. 1) Псевдохристианские учения

Псевдохристианские используют в
интерпретации христианского наследия
теософские и восточно-религиозные схемы
или вносят произвольные коррективы в
традиционные христианские положения, делая
упор на эсхатологию.
Их лидеры чаще всего предстают как
«продолжатели дела Христа» (Церковь
объединения Муна), пророки «Третьего Завета»
(Богородичный центр), новые мессии (Церковь
Виссариона), Матерь Мира (Великое Белое
Братство) и т. п.

26. Псевдохристианские учения

К псевдохристианству относятся часть
неопротестантских учений (Дети Бога,
христианская медитация, Школа Христианского
единства). Среди них выделяются культы
«Нового Откровения» (например, мунисты,
виссарионовцы) и псевдобиблейские, которые
«улучшают» Библию произвольными
переводами и интерпретациями, вплоть до
создания новых текстов (например, Свидетели
Иеговы).
К ним примыкают некоторые протестантские
деноминации, возникшие ещё в позапрошлом
веке – среди них особенно заметны мормоны и
церковь Христианская наука.

27. 2) Неоориенталистские учения

Неоориенталистские сложились, как правило,
на основе индуизма, йоги, даосизма и
конфуцианства.
Основной упор в них делается на раскрытие
внутренних способностей человека через
овладение им психотехнологиями: таковы
вайшнавизм, Трансцендентальная медитация,
Лига духовного возрождения Санатана
Дхарма, Единственная религия (Ошо), Аум
Синрекё.
Эти нетрадиционные религии имеют
инструменталистский характер, что обеспечило
им невероятную популярность на Западе в
1960-1970-х гг.

29. 3) Оккультизм

Оккультизм, для которого характерны
представления об экологии духа,
специальная мистическая направленность и
заимствованные из науки понятия типа
энергия, эволюция и проч.
Сюда относятся теософия, астрология,
спиритуализм, мантика (системы гаданий И
Цзин, Таро и др.), вуду и аналогичные
последнему обряды.

31. 4) Неоязычество

Неоязычество: друиды, виканская религия,
ведовство, «славянские» культы и т.д.
С ними смыкается идеология Нового
Акрополя и церкви Нави.
На неоязычестве базируются и идеи части
ультраправых религиозно-политических
организаций (движение к богодержавию).

34. 6) Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения

Псевдопсихологические и
псевдомедицинские движения исходят из
доктрины усовершенствования духовной
силы человека и его физического
состояния.
В последнее время из-за активного
использования суггестивных практик
распространителями некоторых видов
продукции стали говорить о появлении
коммерческих псевдокультов типа
Гербалайф.

36. 3. Новые тенденции в религиозной жизни Казахстана

Поскольку преобладающее население
Казахстана, более 90%, традиционно исповедует
ислам ханифитского мазхаба (далее – ислам) и
православие (из них около 70% — мусульмане,
около 30% — православные), рассмотрение
взаимоотношения между этими двумя крупными
религиями – главный ключ к пониманию
происходящих процессов.
Прежде всего, необходимо отметить, что в
результате многовекового сосуществования
ислама и православия в Казахстане сложился
определенный религиозный баланс интересов
и религиозное равновесие, в рамках которого
каждая из двух вышеуказанных религий
сформировала свою нишу, наладив
межконфессиональный диалог и каналы
социального взаимодействия. Этим балансом
интересов многие годы было обусловлено
стабильность и толерантность всей
религиозной сферы жизни казахстанского
общества.

38. Изменение религиозной ситуации в современном Казахстане:

Во-первых, на изменение религиозной ситуации и
религиозной структуры населения огромное
влияние оказывает внешний фактор, т.е.
совокупность методов и видов внешнего
вмешательства в процесс развития религиозной
ситуации и формирования религиозной структуры
населения.
Во-вторых, изменение религиозной ситуации и
религиозной структуры населения стало
следствием потери контроля над процессом
развития религиозной ситуации и отсутствия
должного внимания вопросам регулирования
религиозной сферы жизни общества со стороны
соответствующих государственных органов.
В итоге, все это привело к тому, что по
сравнению с 1991 годом в Казахстане в 3 раза
увеличилось число религиозных объединений,
почти вдвое выросло количество конфессий и в
течение одного десятилетия существенно
изменилась практически вся структура
конфессионального пространства страны.
По официальным данным в настоящее время в
Казахстане проживают приверженцы более 46
конфессий и представлен практически весь
спектр религиозных течений, насчитывается
более 3259 религиозных объединений.
Наиболее многочисленными конфессиями по
республике являются ислам суннитского толка

(ханифитский мазхаб) и христианство
(православие). При соотношении 70% на 30%,
их исповедуют более 90% населения верующих
республики.
Руководство в этих двух конфессиях
осуществляется крупнейшими религиозными
центрами – Духовным управлением мусульман
Казахстана (ДУМК) и тремя епархиальными
управлениями Русской православной церкви
(РПЦ).
В настоящее время в Казахстане представлены 1766
мусульманских религиозных объединений, функционируют
1643 мусульманских мечетей. При этом ожидается, что их
количество в будущем вырастит вдвое. Однако следует
отметить, что ДУМК учитывает только те мечети, которые
зарегистрированы в Министерстве юстиции РК. Многие
другие мечети, в особенности в сельской местности, вообще
не стремятся пройти регистрацию в ДУМК. Об их
существовании знает лишь местное население. В основном,
это этноориентированные местечковые мечети,
функционирующие в местах компактного расселения ряда
этнических групп. Например, уйгурские и дунганские мечети
в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети
Сайрамского района в Южно-Казахстанской области. По
некоторым данным, число незарегистрированных мечетей
также вдвое превышает количество зарегистрированных.
Кроме того, активную деятельность в
Казахстане развернул ряд религиозных
организаций и общин, рассматриваемых
ДУМК как псевдо-мусульманские,
поскольку все они противоречат
ханифитскому мазхабу, официально
исповедуемому в республике. К числу таких
общин ДУМК причисляет последователей
общин ахмадия, бахаи, учения Исматуллы,
махдиа, салафия (ваххабизм), такфир,
суфийское течение Курбан-али и шия.
Русская православная церковь (РПЦ) в
Казахстане является вторым по численности
последователей конфессией. Количество
православных учреждений по официальным
данным составляет 221 приходов и 8
монастырей. Организационно они разделены в
1991 году решением Священного Синода РПЦ
по трем епархиальным управлениям:
Алматинское и Семипалатинское,
Шымкентское, Уральское. В 1999 г.
Алматинская и Семипалатинская епархия
преобразована в Астанайскую и Алматинскую
епархию, которая дополнительно включила
православные структуры Астаны.
Желание верующих и государственных
органов объединить православные церкви в
единое Казахстанское управление
длительное время не получало поддержки
Патриарха Московского и Всея Руси
Алексия II, совершившего в 1995 г. свой
визит в республику. Только в мае 2003 г.
Синодом РПЦ было принято решение о
создании на территории республики
Митрополичьего округа, главой которого
был назначен митрополит Мефодий.
Существенно укрепились позиции в Казахстане
Римско-католической церкви. В частности,
католики имеют на территории республики более
70 различных церковных учреждений, в том числе
Греко-католический приход, которыми руководят
четыре Апостольских Администратуры. В целом по
республике действуют более 90 католических
общин и 160 католических групп посещения,
имеется около пятнадцати монашеских
конгрегаций, в том числе члены запрещенного в
некоторых странах фундаменталистского
католического ордена Опус Деи. Общее число
последователей католицизма составляет 1%
верующего населения республики.
Активная миссионерская деятельность
западных проповедников привела к
появлению в республике новых
протестантских церквей и соответственно,
значительному расширению и укреплению
позиции протестантских религиозных
объединений и общин, количество которых
уже насчитывают около 1000. В целом по
республике функционируют более 500
протестантских церквей.
Наиболее крупные из них, на которые приходится
более 70% верующих, расположены в больших
городах страны – Алматы, Караганде, Шымкенте и
др. Там же сосредоточены их главные
республиканские и региональные управления,
координационные центры, межконфессиональные
миссии и т.д. Так, например, евангельские
христиане-баптисты на сегодняшний день, по
данным их центра, объединены в 269 общины и
124 группы . По некоторым сведениям, сегодня в
каждом городе республики есть как минимум одна
баптистская и адвентистская церковь, широко
представлены общины пятидесятников и общины
евангельских христиан «духа апостолов».
Аналогичным образом идет усиление в
республике лютеранского объединения Синод
Миссури. Оно оказывает большую духовную и
материальную помощь лютеранским общинам
республики, активно распространяет
церковную литературу на немецком,
английском и русском языках.
Новоапостольская церковь действует в
республике с 1991 г. благодаря активной
миссионерской деятельности немецких
проповедников. В настоящее время
функционирует около 40 общин примерной
численностью 2500 человек.
Есть в Казахстане и небольшие общины
методистов, чье возникновение вызвано
деятельностью зарубежных, главным
образом корейских, проповедников.
Численность последователей этого
направления составило около 300 человек
различных национальностей.
Усилились в республике и позиция иудаизма, ведущим
течением которого является хасидизм «Хабада».
Сегодня иудейские общины действуют во всех
областных центрах, в то время как до 1998 года было
лишь четыре общины – 2 в г. Алматы и по одной в
Шымкенте и Кызылорде. В настоящее время их
количество достигло 24. Всего по республике
функционируют 10 синагог. В декабре 1999 г. был
образован Еврейский конгресс Казахстана, который
стремится содействовать сохранению и популяризации
национальных обычаев и традиций, культурного и
религиозного наследия евреев республики. Им
разработана программа строительства синагог в
Казахстане – в Астане, Павлодаре, Актюбинске, Кустанае
Петропавловске, Усть-Каменогорске. Программа уже
начала выполняться.
К нетрадиционным протестантским конфессиям относятся так
называемые харизматические. К ним в нашей республике относятся
следующие религиозные объединения: «Грейс», «Живая лоза»,
«Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь» и др. Наиболее
значительным, по числу верующих и общин, является религиозное
объединение «Новая жизнь», возникшее в Казахстане в последние
годы, многонациональное по составу. Им организован Библейский
колледж «Новая жизнь». В настоящее время в республике действует
около 40 общин, охватывающих примерно 3500 верующих. При
Карагандинской церкви «Грейс» действуют более 50 филиалов, в том
числе в Астане, Петропавловске, Абае, Сарани и других городах. В
целом по республике число верующих приближается к 7 тысячам.
Самые крупные общины расположены в Алматы и Караганде. В целях
лучшего управления общиной и оказания на нее большего влияния
Карагандинская церковь Грейс разделена на «ячейки». Каждая
«ячейка» включает в себя 6-10 семей верующих, во главе «ячейки»
стоит лидер. «Ячейка» регулярно собирается на квартирах верующих,
где проводятся богослужения, разбор библейских текстов,
неформальные беседы на различные темы.
Широкое распространение среди этнических корейцев
республики получили движение пятидесятников, в
особенности церковь «Сун Бок Им», а также направление,
получившее название «Христиане евангельской веры»,
создавшее общины почти во всех областях республики.
Активную деятельность в северных областях республики
развернула также «Церковь Бога» (в Костанайском,
Карагандинском и Кокшетауском областях). Пресвитерианские
церкви включают более двадцати организаций. Наиболее
известные среди них – «Аксай», «Центр», «Алматинская
региональная пресвитерианская церковь», а также «ГрейсБлагодать», «Гольбори», «Онсезан», «Коре», «Мир»,
«Надежда», «Сион», «Первая пресвитерианская церковь» и
«Ассамблея пресвитерианских церквей». Движение особенно
распространено среди корейского меньшинства, которые
зачастую составляет от 80 до 90 процентов пресвитерианской
паствы
Самым крупным является объединение «ГрейсБлагодать», объединяющее 10 тысяч членов.
Было создано несколько пресвитерианских
семинарий, например, Духовная
пресвитерианская академия в Алматы и
Казахстанская евангельская христианская

семинария. Методистская церковь
организовала приходы, которые объединяют
значительное число приверженцев.
Новоапостольская церковь, независимая от
пресвитериан и методистов, значительно
укрепилась и сумела собрать около пятидесяти
общин и порядка 3 тысяч последователей.
В целом, харизматические движения выступают
под различными названиями: «Агапе», «Новая
жизнь», «Новое небо», «Илия», «Благая весть»,
Харизматическая церковь Иисуса Христа и так
далее. Самое мощное движение – церковь «Новая
жизнь», которая демонстрирует реальный
миссионерский динамизм, сформировав общины,
которые состоят исключительно из казахов и уйгур,
и даже имеет общество, занимающееся
евангелизацией евреев. В Казахстане в настоящее
время существует более сорока общин, в которых
состоят около пяти тысяч человек. Также имеются
немногочисленные общины мормонов,
обосновавшиеся в столице Казахстана, Астане.
Среди организаций, добившихся наибольшего
роста в Казахстане – «Свидетели Иеговы».
Движение имеет прихожан почти в каждом
городе Казахстана, зарегистрировано более
сотни общин. В особенности позиции секты
«Свидетели Иеговы» сильны на юге Казахстана.
Так, например, их приходы активно действуют
в Шымкенте, Туркестане, Кентау, Ленгере,
Сары-Агаше, Жетысае и других
густонаселенных населенных пунктах,
населенных преимущественно этническими
казахами и узбеками.
Регион Южного Казахстана, похоже, также
становится центром таких нетрадиционных
культов, как – Богороднический центр,
Белое братство, Саи Баба аватара,
Ивановство, тантрический культ, Церкви
Всеобщей и торжествующей,
Христадельфиан, Мормонов, Церкви
последнего Завета, Саентологии, Шри
Чинмоя и др.

62. Факторы риска в развитии религиозной ситуации в Казахстане

В Конституции РК закреплен светский характер
государства, определяющий и гарантирующий
права граждан на свободу слова, мысли и
выражения, в котором также отсутствует
положение о патронаже или особом отношении к
какой бы то ни было религии, продекларировано
равное и толерантное отношение ко всем
конфессиям. Соответственно, основные принципы
регулирования государственной политики РК в
сфере межконфессиональных отношений в целом
носят довольно либеральный характер. В них четко
прописаны положения о свободе вероисповедания,
равенстве, веротерпимости и плюрализме.
Законодательно-правовая база
межконфессиональных отношений регулируется
Законом РК «О свободе вероисповедания и
религиозных объединениях» от 1992 года,
который, по оценкам специалистов, в полной мере
соответствует международным стандартам. Для
более полного законодательного обеспечения этой
сферы, урегулирования явлений, не
предусмотренных законом 1992 года, был принят
закон «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты РК по вопросам
свободы вероисповедания». Были и отдельные
перекосы в сфере образования – отменены курсы
религиоведения, упразднен Комитет по делам
религии.
В тоже время, открытие границ и либеральное
религиозное законодательство Казахстана способствуют
активизации и расширению поле деятельности
различных религиозных объединений и культов, что
способствует массовому наплыву в республику
иностранных религиозных миссионеров и эмиссаров
многочисленных религиозных и псевдо-религиозных
общин и организаций. Часть их работает нелегально, в
рамках тайной общины, но многие из них вполне
легально занимаются пропагандой своей веры,
способствуя скорейшему обращению населения
республики в нетрадиционные для него
вероисповедания, далекие и чуждые традиционной
культуре, менталитету казахстанцев.
Для достижения своих целей зарубежные миссионеры
оказывают материальное поощрение новообращенным,
находят им работу, способствуют трудоустройству их
родных и близких, что находит широкий отклик среди
людей с низким образовательно-культурным уровнем и
невысоким материальным положением. Механизм
расширения социальной базы иностранные миссионеры
отладили достаточно эффективно, о чем говорит
возросший контингент новообращенного населения
республики. При этом основной упор делается на
подготовке местных кадров. Так, например,
большинство пришлых религиозных общин, таких как
«Благодать», «Агапе», «Новая жизнь», «Бахаи»,
«Свидетели Иеговы» и ряд других возглавляют не
иностранные пасторы, приехавшие в Казахстан или
руководящие из-за рубежа, а этнические казахи.
Таким образом, на лицо факт религиозного
прозелитизма, т.е. процесса активного
обращения населения в иные
вероисповедания, осуществляемого в
Казахстане за счет огромных финансовых
вливаний извне. При этом особую
опасность представляет то обстоятельство,
что, ряд зарубежных миссионеров
исповедует нетрадиционные антисистемные учения, запрещенные во многих
западных странах.