Невежество

Если есть невежда, то должен быть и вежда, не так ли? По крайней мере, хотелось бы так думать. И самое интересное — слово вежда действительно существует! Но к невежде оно не имеет никакого отношения.

Невежда. Человек, несведущий в какой-либо области, неуч, малообразованный человек — вот кто такой невежда, по определению словарей. «Невежда в физике, а в музыке знаток», — писал И.А. Крылов. У него же в другой басне находим: «Невежда в ослепленье// Бранит науки и ученье// И все ученые труды,// Не чувствуя, что он вкушает их плоды». То есть невежда — это прежде всего несведущий, незнающий. Неудивительно, что происходит это слово от глагола ведать, т. е. «знать». По происхождению оно старославянское — в отличие от слова невежа, которое было когда-то его прямым и очень близким родственником. Да что там, невежда и невежа попросту были двумя формами одного слова: невежа в древнерусском языке, невежда в церковнославянском!

Но потом, со временем, пути их разошлись, в современных толковых словарях у каждого из них своя «ячейка»: если невежда — это неуч, то невежа — это грубый, невоспитанный человек, тот, кто не умеет себя вести. Другое дело, что невежественным мы можем назвать как малообразованного, так и малокультурного человека (то есть и невежу, и невежду). И под невежеством можем понимать как отсутствие знаний (свойство невежды), так и невежливое поведение (свойство невежи)…

Ах, как заманчиво приблизить к этому семейству схожих слов еще и вежду! Но нет, не получается. Удивительным стоит признать уже и то, что это слово (вежда, вежды) есть в современном Толковом словаре русского языка — правда, там рядом с ним стоит помета устарелое. Слово, которое вообще употребляется крайне редко, да и то в основном в поэтической речи, еще реже можно найти в единственном числе. Вежды — это веки, вежда (единственное число) — глазное веко. «Сомкнуть вежды» значит попросту «закрыть глаза».

Вежда, вежды — это старое книжное заимствование из старославянского языка. Еще Словарь Академии Российской приводил слово вежды с пометой славянское, а такая помета указывает и на происхождение, и на употребление его исключительно в высоком стиле. В некоторых древнерусских памятниках встречается и русская форма слова — вежа (веко, глаз, бровь). А вот что касается истоков вежды и невежды (невежи)… Не исключено, что они все-таки общие, но в очень далеком прошлом. Лингвисты возводят вежду к общеславянскому *vedja (от *vedeti, что значило «ведать»). Но ведь тот же предок и у слова невежда…

Невежество — это опасная напасть, которая может хватить любого человека и лишить его возможности добиться подлинного счастья и спасения. Человек порой, однажды проявив невежество, может лишиться всего что имеет.

Ведь если человек проявит невнимательность во время езды за рулем и попадет в ДТП он может даже лишиться жизни или серьезно подорвать свое здоровье. Аналогичное возможно и в вопросах, связанных с загробной жизнью. Другими словами, человек может один раз проявить невежество и невнимательность и, вмиг растратив все свои духовные накопления и сбережения, оказаться на бездорожье, которое ведет к заблуждению. Повелитель правоверных его светлость Али (мир ему!) в этой связи говорит: «Невежество и невнимательность служит причиной заблуждения и погибели».

В другом хадисе со слов Имама Али (мир ему!) говорится: «Если вы стремитесь к спасению и счастью, не будьте невежественными и невнимательными, всегда стремитесь и прилагайте неустанные усилия на Пути Бога».

Невежество является весьма пагубным и опасным для сердца и души человека. Сердце, в котором поселилось невежество и невнимательность, лишает человека возможности прислушаться и насладиться божественным откровением; оно не способно воодушевится, внять божественным предписаниям, руководству и напутствию имамов, аулия и приближенных к Богу людей. Если человек забывает помянуть Аллаха и это начинает входить в привычку, погружая его в невежество, постепенно он начинает предавать забвению свою сущность и суть, а это служит главной почвой всех форм нравственного разврата и грехопадения. Невежество тянет человека вниз.

В Священном Коране, в суре «Аараф» (Преграды) в 179 аяте говорится, что те, в сердцах которых невежество имеют уши, но не слышат; у них есть сердце, есть разум, но они не способны правильно понимать; Невежество — это враг, который может лишить человека гуманности и человечности, и заставить человека опустится до уровня животного и даже ниже. Поэтому повелитель правоверных его светлость Али (мир ему!) называет невежество самым заклятым врагом человека.

Невежество и халатность — одна из самых страшных бед человека. Невежественный человек, словно спящий человек, который не видит и не чувствует как сгорает его дом в огне. Разъясняя о невежестве тех, которые питают пристрастие к земному его светлость Али (мир ему!) говорит: «Те, которые питают пристрастие к мирскому, словно участники каравана, который движется и везет их, а они спят всю дорогу. Когда они откроют глаза будет уже поздно, их жизнь будет на исходе, однако они не получили никакой пользы от человечности».

Посланник Аллаха его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) в своем мудром изречении, так описывает тех, которые проявляют невежество и халатность: «Признаками невежества являются 4 вещи: душевная слепота, это — когда человек закрывает свои глаза на реалии и факты; халатность; склонность к развлечениям; забвение, когда человек становится забывчивым от того, что предается развлечениям и халатно относится к своему будущему». Аналогичные наставления мы видим в обращении Лукмана к своему сыну: «О сын мой! У каждой вещи есть свои признаки, по которым ее узнают <…> у невежественного человека тоже есть три признака: халатность, развлечения и забвение». Под словом «забвение» в данном случае подразумевается такое состояние, когда человек забывает то, что раньше знал, однако халатность в данном случае означает игнорирование вещи которая является важной.

Другими важными признаками невежества является игнорирование человеком факторов, которые предупреждают его и призывают к пробуждению. Невежественные люди, когда проходят мимо кладбища даже не задумываются о том, что может быть завтра и они будут покоится в земле; они приходят на похороны своих друзей и не задумываются, что быть может завтра друзья придут на их похороны. В книге «Нахдж аль-Балага» говорится, что повелитель правоверных его светлость Али (мир ему!) был на похоронах, как вдруг услышал как кто-то смеется в голос. Его светлость расстроился тем, что кто-то будучи на похоронах по-прежнему остается невежественным.

«Как будто смерть только другим, кроме нас, предписана? Как будто к правде только остальные обязаны? Неужто те, кого лицезришь умершими, возвратятся к нам спустя недолгое время? Тела мы их в могилы опускаем, наследство их поедаем, будто мы после них вечно здесь пребываем! …». Посланник Аллаха сказал: «Самым невежественным из людей является тот, кто не черпает уроков из преобразований происходящих в мире».

Другим признаком невежества является человек, который тратит свое время, и как следствие свою жизнь, на то, что не принесет ему никакой пользы в мире вечном, или на то, что не имеет никакой пользы для него в мире бренном и в вечном мире не принесет никакой пользы. Его светлость Имам Али (мир ему!) повелевает: «Для того, чтобы оказаться в числе невежественных достаточно того, если человек проведет всю свою жизнь в делах, которые не способны спасти его». Его светлость в другом месте повелевает: «Для того, чтобы оказаться в числе невежественных достаточно того, если человек проведет всю свою жизнь в делах, которые его не касаются».

Другим признаком невежества является горделивость. Горделивый человек, который видит только себя и свое превосходство, забывает что есть Бог, а это неизбежно влечет за собой позор, унижение и поражение человека.

В качестве примера можно привести даже физическое и духовное здоровье человека. Стоит человеку возгордится своей физической силой или силой ума и он оказывается в числе невежественных людей. Чтобы этого не произошло всемилостивый и милосердный Бог порой ниспосылает болезни и невзгоды человеку, чтобы он пробудился от сна невежества. Посланник Аллаха его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) посетил однажды своего верного асхзаба Салмана Фарси, когда тот болел, и сказал: «Когда ты терпишь боль и переносишь болезни ты удостаиваешся благ; как минимум ты вспоминаешь о Боге и начинаешь славословить Его, а в это время срываются занавесы невежества, после чего Бог принимает твои молитвы».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

По его мнению, авторы — «губители карманов и сердец». Более того, Фамусов видит в книгах зло: «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь». Он считает, что можно получить хорошее положение в обществе не благодаря знаниям, а умению «прислуживаться». Сопоставляя «Горе от ума» с «Недорослем», можно заметить, что и Фамусов, и Простакова не одобряют просвещение и верят, что главное в жизни — положение в обществе и чины, которые часто достаются необразованным людям. Тем не менее, Фамусов не хочет, чтобы его дочь читала и училась, в том время как Простакова желает этого и прикладывает все усилия, чтобы нанять для Митрофанушки как можно больше учителей.

Также мысль о невежестве и просвещенности прослеживается в драме «Гроза», а именно в эпизоде, где Кулигин просит у Дикого деньги на установку громоотвода в городе Калинове. Механик объясняет купцу важность громоотводов, на что купец отвечает: «Все суета!» Дикой верит, что «гроза-то нам в наказание посылается», при этом обвиняет Кулигина в том, что он «татарин». Механик возражает, цитируя Державина, а Дикой грозится отправить его за эти слова к городничему, чтобы он «задал» Кулигину. Купец в силу своей невежественности не дает новым технологиям, которые могут значительно улучшить жизнь людей, войти в жизнь Калинова. Как и Простакова, Дикой не знает элементарных терминов науки: называет электричество «елестричеством», а Простакова именует географию «еоргафией», что показывает их невежество и необразованность. Однако Дикой, имея «жестокий нрав», грозится наказать Кулигина лишь за идею, в то время как Простакова относится к просвещению сына положительно.

Таким образом, тема невежества и просвещенности затронута во всех трех произведениях, но раскрывается каждым автором по-разному.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90991

Обновлено: 2020-06-04

Опубликовал(а): Диана А.