Никандровская пустынь

19:17, 07 декабря 2010, ПАИ

Одним холодным позднеосенним утром мы отправились в своё второе путешествие по Псковской области. На этот раз нашу тургруппу с распростёртыми объятиями встретил Порховский район.

На фото: план порховской крепости.

Скажу сразу, что планировали мы познакомиться с самыми интересными из порховских достопримечательностей за один день, но не тут-то было. Думаю, что и у вас это не получится. В первую свою поездку мы побывали в музеях в Порхове, в городской крепости, в усадьбах Холомки и Волышово, в Бельском Устье, и ещё узнали о том, кто охраняет порховскую милицию. А вот на посещение Никандровой пустыни, мимо которой ну совсем никак нельзя проехать, времени у нас не осталось. Поэтому другим ещё более позднеосенним утром мы снова отправились в Порховский район и на этот раз весь день провели в Никандровой пустыни, о чём ни одной секунды не жалели.

За увлекательное путешествие по Порховскому району очень хочется поблагодарить директора Порховского краеведческого музея Наталью Степанову, старшего научного сотрудника этого музея Алексея Крылова и отца Серафима.

Но начну по-порядку, то есть с того, как доехать. Итак от Пскова до Порхова чуть более 80 километров. Чтобы попасть в этот город, нужно выехать из Пскова на трассу, ведущую в Санкт-Петербург, проследовать по направлению к Северной столице около 1,5 километров от поста ГИБДД, потом у знака «Порхов» повернуть направо и проехать около 18 километров прямо, ещё раз повернуть направо и следовать, никуда не сворачивая, порядка 60 километров. В общем, по вполне сносному асфальтовому покрытию дорога у нас заняла порядка часа двадцати.

Иногда к нашей тургруппе пытаются примкнуть животные. На фото: Даниил Корнев, Сергей Николаев и кот

В Никандрову пустынь мы ехали от центра Пскова около часа. Она расположена в километрах 60 от областного центра, но большая часть дороги — это грунтовое покрытие с элементами асфальта, поэтому и скорость была соответствующей. Если поедете в обитель из Пскова, то свернуть с трассы на Санкт-Петербург нужно так же на повороте на Порхов, а далее ехать просто прямо по дороге на Боровичи, в деревне Загоска нужно свернуть направо и следовать ещё 10 километров по грунтовой дороге, которая как раз заканчивается на парковке в Никандровой пустыни.

Если же своего автомобиля у вас нет, то добраться до Порхова можно на поезде, автобусе или маршрутке. В этом городе, а кстати железнодорожный вокзал там совсем недавно капитально отремонтировали, останавливается поезд сообщением Псков — Дно, который ходит два раза в сутки — в 7:44 и в 17:05. Проезд стоит 112 рублей. Также из Пскова в Порхов можно уехать на московском поезде в 18:00 правда за 400 рублей. Также поезда ходят из Москвы и Санкт-Петербурга, но нужно пересесть в Дно на пригородный состав. Почти каждый час из Пскова в Порхов ходит маршрутное такси, которое стоит 114 рублей.

Теперь о питании. Выбор кафе в Порхове оказался гораздо обширнее, чем в, например, в Гдове. Перекусить можно в кафе РАЙПО, «Встреча», «Улёт», а ещё одно заведение общественного питания есть на вокзальной площади.

Мы позавтракали и пообедали в кафе РАЙПО, за что, кстати, большое спасибо главе района Виктору Степанову. Поинтересовались мы там и ценами, которые оказались очень и очень гуманными. Салаты там стоят 40-50 рублей в зависимости от наличия в них мяса, самый дешёвый суп (бульон с яйцом) обойдётся вам в 15 рублей, самый дорогой (борщ) — в 30 рублей. Мясную составляющую второго блюда можно отведать по цене от 70 до 80 рублей, рыбную — за 40-50 рублей. Простой гарнир в среднем стоит 20 рублей, сложный — 40 рублей. Несмотря на явную дешевизну, порции были достаточно большими, а блюда очень-очень вкусными. Кафе работает с 11:00 до 20:00.

На фото: интерьер кафе

Вечером, практически перед отъездом, заехали в кафе «Встреча». Поужинать нам там не удалось, поскольку заведение было закрыто на спецмероприятие — какая-то вероятно весёлая компания собиралась там праздновать день рождения. Тем не менее с меню познакомились: салат 25-30 рублей, суп — 40-50 рублей, гарнир 20-30 рублей, мясная составляющая от 35 рублей (котлета) до 120 рублей (гуляш) и 160 рублей (шашлык). Это заведение общественного питания работает с 10:00 до 20:00 и находится практически на въезде в город со стороны усадьбы Волышово — улица Красноармейская Слобода, дом №47. Кстати, в этом же здании в скором времени откроется гостиница, в которой также будет работать сауна.

А пока новая гостиница не открылась, переночевать можно в старой, то есть в уже действующей. В Порхове в доме №1 по улице Псковской находится гостиница «Шелонь». Одноместный номер там стоит 937 рублей 50 копеек или 1 тысячу 14 рублей 80 копеек. При этом, что, конечно, удивляет, в двухместных номерах плату берут из расчёта за одно место. То есть одно место в двухместном номере стоит от 784 рублей 70 копеек до 873 рублей 20 копеек. Вероятно, чтобы узнать стоимость номера целиком, нужно умножить эту цифру на два.

Есть ещё несколько вариантов размещения. Например, переночевать можно в гостевом домике в усадьбе Холомки. Стоит это 800 рублей в сутки. Домик очень уютный, там есть несколько комнат, естественно, душ и туалет, а ещё огромная кухня-гостиная со всеми мыслимыми бытовыми приборами.

Можно совместить приятное с полезным и остановиться в санатории «Хилово». Выбрав этот вариант, вы не только отдохнёте, посмотрите достопримечательности, но ещё и здоровье поправите. Путёвка на сутки с лечением там стоит от 1 тыс. 100 рублей до 3 тыс. 340 рублей, цена зависит от корпуса, в котором вы разместились.

Порхов — Никандрова пустынь

Город Порхов основанв 1239 году как деревянная крепость новгородским князем Александром Ярославичем (Невским). В 1387 году были построены каменные башни и стены, сохранившиеся до наших дней.

Город Порхов расположенный в 75 километрах восточнее Пскова по обоим берегам реки Шелони. Первая деревянная и земляная крепость основана в 1239 году князем Александром Невским как часть системы обороны Новгородского княжества. За свою историю город неоднократно подвергался нападениям немцев и литовцев. В 1387 году началась замена деревянных стен крепости на каменные из местного серо-желтоватого известняка. Стены крепости вертикальные, а стены башен утолщаются книзу. Прекрасно сохранившаяся, она является главной достопримечательностью города.

До конца XVIII века в Порхове существовали Спасо-Преображенский мужской, Рождественский и Успенский женские монастыри.

Порховский уезд в свое время называли «самым дворянским», и сейчас дворянские усадьбы привносят в облик края черты благородной старины. Так, под Порховом находится Волышово — бывшая усадьба графов Строгановых, где сохранился не только парк, но и охотничьи, хозяйственные и коннозаводские строения. Строгановский дворец — постройка конца XIX — начала XX века. В усадьбе Холомки находится дом А. Г. Гагарина — первого ректора Санкт-Петербургского Политехнического института.

Под Порховом в живописной долине находится курорт «Хилово» с грязелечебницей и целебной минеральной водой.

В Порховском районе неподалеку от курорта «Хилово» расположен православный мужской монастырь Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, названный так в честь преподобного Никандра пустынножителя. Монастырь основан в XVI веке. Преподобный Никандр, на этом месте, прожил более 15 лет в безмолвии, молитве и посте, терпя различные скорби от диких зверей и злых людей. Преподобный обладал дарами прозорливости и целительства, к нему за помощью обращались многие страждущие, но много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества святой Никандр. Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория на Псков, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения. Над его могилой была устроена церковь, таким образом положено начало обители. В 1585 году на место подвига преп. Никандра пришел один мирянин, принявший монашеский постриг с именем Исайя. При игумене Исайе был построен храм во имя Благовещения Богородицы при гробе преп. Никандра. В середине XVII века в монастыре были построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и преп. Александра Свирского. В 1665 году обитель разграбили поляки, а 30 марта 1667 года от пожара сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Возрождение обители началось при Государе Алексее Михайловиче. Монастырский ансамбль включал в себя пятиглавый собор Благовещения Богородицы, построенный в 70-е годы XVII века; колокольню каменную с боевыми часами над Святыми воротами, построенную в 1785 году строителем Сосипатром; настоятельские двухэтажные кельи с 25 покоями; каменную овальную церковь во имя св. Геннадия Патриарха Константинопольского. Весь монастырский двор занимал шестиугольную площадь в 233 сажени в окружности. Ограда большей частью состояла из братских келий с 4 башнями. Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе. В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. Центром военных действий был Никандровский лес. Чтобы сохранить монастырь в условиях господства безбожной власти, отцы и братия обители уже в 1918 году организовали «коммуну Благовещенскую», под видом которой монастырь продолжал служить Богу и людям, сохраняясь в прежнем виде. Несколько раз пустынь находилась на грани закрытия и 9 ноября 1928 г. принимается решение об окончательной ликвидации монастыря и выселении оставшихся монахов. К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. Всем миром приходится восстанавливать из руин русские святыни, поруганные в годы безбожного лихолетья. В возрождении Никандровой пустыни принимают участие самые разные люди: это и военнослужащие, и местные жители, и дорожники, и топографы, и паломники со всех концов России. В настоящее время продолжается возрождение Никандровой пустыни. На территории монастыря расположены: Благовещенский собор, храм Святых Царственных Мучеников и храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Целебные источники: в честь Казанской иконы Божией Матери («глазной» источник), источник преподобного Александра Свирского (купальня с голубой радоновой водой +6С), источники Святых Апостолов Петра и Павла и Животворящего Креста Господня, источник преподобного Никандра, по преданию, был ископан самим преподобным и святой брал отсюда воду для своих нужд.

Он также дал новому игумену наставления и благословение на постройку в обители церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при гробе преподобного. Церковь была создана, собран причт церковный, и таким образом положено начало монастырю.
Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте»
Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.
Даже в XVII веке часто не было в братстве священнослужителя «скудости ради пустынного места», и братия исполняла молитвенные правила келейно.
Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.
Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего, как говорит летописец, «бысть братии сетование много и печаль велика»
Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря.
Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные.
Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные келии.
Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви.
Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого.
29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Было составлены житие и служба преподобному.
Рассмотрев донесение, патриарх Иоаким с четырьмя архиереями, признал его истинным. Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.
Время правления Екатерины II ознаменовалось закрытием многих русских обителей. При составлении духовных штатов в 1764 году монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни и лишился бывших у него во владении 390 душ крестьян и многочисленных земельных владений.
Однако, при размежевании Псковской губернии, начавшемся в 1781 году, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять верст.
Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.
Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.
В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес.
9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.
К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. После войны над руинами монастырской церкви Благовещения появился крест, поставленный руками боголюбцев. До недавнего времени паломник, поднявшись по тропинке на руины, мог видеть простую раку с металлическим крестом и иконой преподобного Никандра над тем местом, где под спудом покоились многоцелебные мощи преподобного. Они были положены туда в 1687 году, когда новый гроб «на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли». Прежде могила не имела ограды и была обложена известняком, на ней стоял деревянный крест и производила она впечатление суровой могилы аскета.
В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий ставит вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. В 2001 году впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан попечительский совет.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм в честь святых Царственных мучеников.
В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).
В 2005 году построена часовня над источником преподобного Александра Свирского. Возведен храм в честь препп. Сергия и Германа Валаамских в деревне Любовец. Продолжаются работы по обустройству храма в честь свв. Царственных мучеников, ведутся обширные работы по благоустройству территории и быта насельников пустыни, начинается подготовка к строительству храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 октября 2010 года в день памяти преп. Никандра в Благовещенском соборе впервые была отслужена Божественная Литургия священноархимандритом обители митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. «Монастырь «Никандрова Благовещенская пустынь» включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Уставные богослужения совершаются 4 раза в неделю. В остальные дни в 6:00 братский молебен и монашеское утреннее правило.

Благовещенская Никандрова пустынь

82648 Псковская область, Порховский район, Дубровская волость, п/о Загоска, д. Любовец, т. (81134) 62-345

Никандрова пустыньБлаговещенская Никандрова пустынь расположена в 40 км от г. Порхова на р. Демьянке. Она была основана в 1585 г. как мужской монастырь. В конце XIX в. пустынь была богатым, процветающим монастырем.

Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию на монастырской территории особых природных объектов, издавна почитавшихся на Руси святых источников, камней необычной формы и могучего дуба.

После революции 1917 г. пустынь разделила участь большинства монастырей России. Монастырские здания, производственный инвентарь и скот, все вещи, в том числе и культовые, были оставлены у монахов на правах «бесплатного пользования» и могли быть в любое время реквизированы государственными органами власти. На основании этого декрета все монастырские ценности бы вывезены в начале 20-х годов XX в. в Псков и в Петроград, в том числе все серебряные вещи, серебряная рака для мощей конца XVIII в., сами мощи, плащаница, кипарисовый крест — одна из святынь монастыря. Монахам же удалось на некоторое время сохранить свой быт.

Никандрова пустыньПосле Второй Мировой войны монастырь исчез, но место, когда-то называвшееся Никандрова Благовещенская пустынь, в глазах псковичей сохранило статус святыни.

Паломников и странников в пустынь привлекало также и то, что на ее территории находились два священных камня, священный дуб, пять святых ключей. Все эти природные объекты были объектами почитания у славянских и финских народов: Восточной Европы в давние, еще языческие времена. Их сосредоточение на одном сравнительно небольшом пространстве усиливало сакральность места, освященной памятью преподобного Никандра.

Никандрова пустынь«Возглавница»

Один из камней, почитавшийся святым, назывался «возглавница». После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Легенда рассказывает, что в 1645 г. один из монахов пустыни усомнился в святости камня. После своих слов, как повествует легенда, монах сразу же был поражен страшной болезнью: затрясся и стал биться о землю. Припадок закончился, говорится в легенде, лишь после молебна и приложения больного к мощам преподобного Никандра. После этого камень стал объектом еще большего почитания, причем в течение последующих ста лет он привлекал к себе столь большое количество паломников, что сведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. На следственном деле о камне Феофан Прокопович написал: «По своему рассуждению иного ничего кроме беспутного суеверия не признало». Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о «возглавнице» преподобного Никандра» было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытались отыскать его в пустыни еще в конце XIX в.

«Божий следок»

Камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем «возглавницы» преподобного Никандра».

ДубДуб

В средневековье объектом поклонения был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в., но рассказы о нем и чудесах, которые свершал под ним Никандр, можно было услышать в деревнях, расположенных около пустыни, еще в XIX в.

Святой источник

Источники с сероводородной и родоновой водой привлекали людей своей, по поверью, целительной силой. Вода из одного источника помогала, по поверью, при болезни глаз, три других снимали болезни суставов и излечивали, по распространенному мнению, язвы. Особым почитанием пользовался источник, около которого стояла часовня во имя св. Зосимы и Савватия, где находилась деревянная рака, в которой вплоть до конца XVIII в. были мощи преподобного Никандра. Считалось, что если погрызть раку зубами, а потом пополоскать рот водой из источника, то можно снять зубную боль. Славился также источник, около которого стояла часовня во имя Живоносного источника. К этим часовням устраивались два раза в год в дни памяти Никандра крестные ходы.
Святой источник

Сейчас паломники ходят к четырем ключикам. Пятый «глазной» зарос, и мало кто из посетителей знает место его расположения. Остальные представляют собой четыре водоема разного размера, заключенные в деревянные срубы. Ключик «гробница», около которого в XVIII в. стояла часовня с деревянной ракой, наполнен красивой голубоватого цвета водой, обогащенной родоном.

Два ключика, посвященные первоапостолам Петру и Павлу располагаются в 500 м от первого. Рядом с ними находится камень «божий следок».

Дальний или желтый ключик, находящийся за монастырским кладбищем, теперь уже полностью разрушенный, представляет собой пруд с водой, резко пахнущей сероводородом, покрытый желтой пеной.

Часовен около ключиков уже нет, но около каждого из них поставлен металлический крест, аналогичный крестам, ставившимся на кладбищах в первой трети XX в. Кресты сверху покрыты длинными полотенцами.

Деревья, расположенные около источников, обвешаны небольшими тряпочками, носовыми платками, носками, чулками.

Объектом поклонения в пустыни является и так называемая «могила пр. Никандра», созданная богомольцами в 1992 г. на развалинах церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Она представляет собой могильный холмик с крестом за железной оградкой.

Святость месту придает также густой еловый лес, по которому пролегает семикилометровый путь к монастырю от ближайшего села Любовец. Он придавал раньше и придает теперь атмосферу таинственности, возникающую вокруг святого места, некоей божественности. Одна из местных жителей, часто посещающих пустынь, говорила нам, что человек в нем чувствует себя легко, радостно, хорошо, спокойно, «когда входишь в лес, прибывают силы».

Никандрова пустыньСтранники, т. е. люди, основной заботой которых было посещение святых мест и поддержание их славы, собирались в пустынь обычно в праздники, когда было особенно много паломников. Праздничными днями для Никандровой пустыни были день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), которому была посвящена соборная церковь; день освидетельствования мощей и канонизации Никандра — 29 июня (12 июля) и день его кончины — 24 сентября (7 октября). Большим торжеством для Никандровой пустыни был также день 15 (28) мая, когда в память о спасении Порхова от холеры из собора выносилась икона св. Никандра и с крестным ходом отправлялась в Порхов. В праздничные дни в Никандрову Благовещенскую пустынь собиралось множество богомольцев со всего Северо-Запада Европейской России в надежде на чудо, на облегчение душевных мук, на исцеление от болезней.