Николо малицкий монастырь в твери

Религиозная организация Николаевский Малицкий мужской монастырь д. Николо-Малица Калининский р-н Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Расписание богослужений:

Смотреть на сайте монастыря

История и описание:

Николаевский Малицкий монастырь был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.

В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.

С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.

Церкви:

  1. Соборная, среди монастыря, каменная, Всемилостивого Спаса, по правую сторону устроен придел Святителя Николая, а по левую ризница. (Разрушена)
  2. Покровская теплая церковь, каменная, престола два: правый Святителя Архистратига Михаила, левый Покрова Пресвятой Богородицы. (Вновь отстроена)
  3. Церковь преподобного Петра Афонского. (Разрушена)
  4. Церковь святителя Николая

Подворья монастыря:

  1. Церковь в честь Бориса и Глеба в Отмичах
  2. Церковь в честь Георгия Победоносца в Черкассах
  3. Церковь в честь Рождества Богородицы в Тутани

© Фото. Анатолия Максимова

Духовенство

  • Борис (Тулупов Виталий Викторович), игумен — настоятель, благочинный, духовник
  • Арсений (Смирнов Алексей Анатольевич), иеромонах — казначей
  • Никодим (Соболев Валентин Павлович), иеромонах — клирик
  • Паисий (Новоженов Олег Сергеевич), иеромонах — клирик
  • Виталий Николаевич Новицкий, диакон — клирик
  • Дроздов Сергий Вячеславович, диакон — клирик
  • Игорь Павлович Азанов, диакон — клирик

Приехали сюда в пасхальное воскресенье!! Монастырь расположен недалеко от Твери.
Первоначально был основан в 16 веке, чуть меньше, чем через сто лет полностью сгорел, чудом сохранился только образ Николая Чудотворца. Эта икона считалась чудотворной, после исцеления перед ней графини Мавры Шуваловой, она в благодарность обещала построить здесь шесть церквей. При советской власти монастырь был разрушен.
А уже в наше время в 2008 году его воссоздали. Современные здания монастыря построены в византийском стиле. Конечно, видно, что новодел, но очень красивый. А как звучали колокола, просто сказка.
Теперь о минусах, к сожалению, все чаще мы сталкиваемся с тетушками, ктр устанавливают свои правила для посещения храмов и монастырей, и обязательно укажут, что ты неправильно что-то делаешь.
У меня такая ситуация возникла, мы зашли в храм, я в брюках, но в платке. Мб не во всех церквях можно взять юбку, но в монастырях они, как правило, всегда есть. Когда мы зашли, возле корзины с юбками стояли две женщины, подойти туда я никак не могла, не буду же я расталкивать их, я жду пока они наденут. А в это время женщина из лавки, как начала на меня наезжать, что это я без юбки, ну, я ей популярно объяснила, что я никуда не тороплюсь и могу подождать пока женщины закончат. Ок, далее, тк последнее время крестик постоянно не ношу, благополучно забыла его дома, решила купить здесь. Когда доставала деньги (уже будучи в юбке, а сумка была под ней) пришлось немного распахнуть юбку, так этот вой начался снова, что мол, юбка нужна, чтобы ноги прикрыть и тд, и тп. Ну, я ей снова пою, что достаю кошелек из сумки, ктр под юбкой. Вот, не понимаю, ведь женщина находится в храме, рядом с Богом, откуда ж столько злости. К большому сожалению, человек ничего не хочет видеть и слышать, тк стоило мне отойти, зашли еще две девушки в штанах, и она перекинулась на них:(
Грустно все это. И покричать на нее как-то некрасиво.
А монастырь красивый, территория еще не слишком ухожена, видно, что ведутся работы, да и количество монахов здесь всего 5 человек. Думаю, что через какое-то время сюда будут приезжать толпы паломников и туристов!!