Николо монастырь

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.
  • В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,
  • по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

    Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».
  • По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

    Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

    В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

    Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

    Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (915) 284-18-05
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.
  • Расписание богослужений и история Николо-Угрешского монастыря

    Николо-Угрешский монастырь в городе Угреш (ныне Дзержинск) основал в 1380 году Великий князь Дмитрий Донской, который был причислен к лику святых. До наших дней не сохранилось письменных подтверждений, но предание указывает именно на Дмитрия Донского.

  • В синодике монастыря, переписанном при царствовании Василия Шуйского, князя Дмитрия называют «создателем святыя обители сея».
  • Обитель являлась ктиторской, то есть основанный и поддерживаемой благодетелями. В XIV–XVII веках ктиторами монастыря были русские цари, а первым, естественно, был великий князь Дмитрий Донской.

    Угрешская обитель в XVII–XVIII вв

    На территории монастыря было построено 3 церкви из камня:

  • Храм Спаса Нерукотворного с колокольней.
  • Остальные храмы и строения были деревянными:

  • Гостиница для размещения царственных особ.
  • Царь Михаил Фёдорович в 1614 году присутствовал на освящении Никольского храма, а в дальнейшем очень часто посещал монастырь. Только официальных визитов было девять, хотя не исключено, что их было и больше.Как и Иван Грозный, Михаил даровал монастырю жалованную грамоту, которая освобождала монастырь от всех сборов и податей.

    Преемником Михаила Фёдоровича стал его сын Алексей Михайлович, при котором обитель достигла своего наибольшего расцвета. Во время своего царствования он посетил обитель тринадцать раз, и каждый раз эти посещения совершались с небывалой церемониальностью, которой не было ранее.

    Сыновья царя Алексея Михайловича редко посещали Николо-Угрешскую обитель. Пётр I был в монастыре трижды, последние два похода были совершены на яхте и ботах под парусом. В 1698 году монастырь стал одним из тех мест, где содержались мятежные стрельцы, которые взбунтовались против Петра I.

    Упадок в XVIII–XIX вв

    В 1840 году на пожертвования купца из Москвы Ивана Пятницкого и его жены в колокольне был создан храм, посвящённый Иоанну Предтече. На пожертвования других купцов в 1843 году был перестроен, расширен и расписан фресками соборный Никольский храм.

    С середины XIX века доходы монастыря увеличились и расширились его владения. На средства жертвователей разворачивается масштабное строительство. Надстраивается монастырская колокольня, которая теперь достигает в высоту 77 метров.

    Монастыри издавна являлись просветительским центрами, так и Угрешская обитель была одним из них. На её территории было открыто третьеклассное училище для детей из крестьянских семей. Спустя десять лет после открытия училище было подчинено Министерству просвещения.

    Вслед за революционными событиями 1917 года у монахов опять наступают тяжёлые времена. Обитель подвергалась многочисленным обыскам и допросам иноков. В 1925 почти все храмы на Угреше были закрыты, остался лишь Петропавловский храм.

    Возрождение обители с 1990 по 2010

    В воскресные дни за поздней литургией следует молебен, который носит название водосвятного. За богослужением один раз в неделю читаются акафисты в честь покровителей обители – Николая Чудотворца и Пимена Угрешского.

    В монастыре особым почитанием пользуется икона Пресвятой Богородицы Тихвинской. После вечерней молитвы перед иконой читается акафист. Ещё в монастыре читается молитва о страдающих от недуга пьянства. Это происходит каждую пятницу, в 17 часов, перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

    Если посмотреть на Николо-Угрешский монастырь на карте Подмосковья, то можно увидеть, что находится он недалеко от столицы. Адрес монастыря: Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, №1.

    Вот некоторые из них:

  • Расположение преемников Дмитрия Донского к монастырю и их благоволение к его монахам.
  • Становление в 1380–1600

    В непосредственной близости от обители происходит битва Салкова с московским воеводой Сукиным. Салков одерживает победу и занимает Владимирскую дорогу, но позже князь Дмитрий Пожарский разбивает его войска. В 1610 году монастырь занимают войска Лжедмитрия II (известного как «тушинский вор»), но позже оставляют его. Угреша в 1611 году становится местом, где собираются первые дружины ополчения против поляков.

  • Трапезная.
  • Династия Романовых в истории обители

    Строится больничная церковь, посвящённая иконе Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с пятью куполами, трапезный храм в честь апостола Матфея и Параскевы-великомученицы. Начавшееся возрождение способствовало возрастанию популярности в народе и появлению всё большего количества паломников.

    Запустение 1918–1990

    В 1930 все ценности обители, которые хранились в Преображенском и Никольском соборах, были вывезены в Коломенский музей. К этому времени все церкви Угрешского монастыря были полностью разграблены и переоборудованы в административные здания.

    На территории монастыря были созданы четыре детских дома, детская колония и Красный Детский городок.В 1969 году вышло постановление о присвоении Николо-Угрешскому монастырю статусу памятника архитектуры и его охране, а год спустя начались реставрационные работы.

    В 1990 наступил следующий этап возрождения Угрешской обители. В это время на территории монастыря находились станция скорой помощи, диспансер, школа, и проживали граждане. Всё это перенесли в город, и начали восстанавливать обитель. За непродолжительный период были воссозданы все храмы, находящиеся на территории обители, в том числе и самый большой – Спасо-Преображенский собор.

    Богослужение в монастырских церквях проходит каждый день. В рабочие дни в Казанском храме совершается по две литургии: в 6 час. 45 мин. и в 9 час. утра. После первой литургии осуществляется панихида, а после второй – молебен.

    Из Москвы до обители можно добраться на электричке с Казанского вокзала. Вставать нужно на станции Люберцы, а там – пересесть на автобус. А также до монастыря можно добраться на автобусе или маршрутке № 347 от станции метро «Кузьминки», доехав до остановки «Площадь Св. Николая».

    Угреша монастырь расписание богослужений

    30 сентября
    понедельник

    Мцц. Ве?ры, Наде?жды, Любо?ви и матери их Софи?и

    Ранняя литургия
    Поздняя литургия

    6.45
    9.00

    1 октября
    вторник

    Прп. Евме?ния, еп. Горти?нского

    Акафист прп. Пимену Угрешскому

    2 октября
    среда

    Мчч. Трофи?ма, Савва?тия и Доримедо?нта

    3 октября
    четверг

    Вмч. Евста?фия и иже с ним

    Ранняя литургия
    Поздняя литургия

    Вечернее богослужение

    Акафист свт. Николаю Чудотворцу

    4 октября пятница

    Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
    Обре?тение мощей свт. Дими?трия, митр. Росто?вского

    Водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери Неупиваемая чаша в храме во имя апп. Петра и Павла

    5 октября суббота

    Ап. от 70-ти Кодра?та

    Всенощное бдение

    6.45
    9.00

    6 октября
    воскресенье

    Неделя 16-я по Пятидесятнице.
    Глас 7-й.
    Зача?тие честно?го, сла?вного Проро?ка, Предте?чи и Крести?теля Госпо?дня Иоа?нна

    Божественная литургия
    Божественная литургия
    Божественная литургия

    Вечернее богослужение

    6.30
    8.00
    9.30

    Акафист Пресвятой Богородице

    Николо-угрешский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь по преданиям основан на том месте, где Дмитрию Донскому, ведущему войско на Куликово поле, явилась икона Николая Чудотворца. Именно князь велел здесь основать обитель. И сегодня, отправляясь в этот монастырь, хочется воскликнуть: «Как согрелось здесь мое сердце!». Чем же уникален Николо-Угрешский монастырь, какие святыни в нем хранятся, как добраться до обители? Обо всем этом пойдет речь далее.

  • Чтобы попасть в обитель, проще всего добираться из столицы. Сделать это можно, используя общественный транспорт.
  • Если вы хотите поклониться святыням Николо-Угрешского монастыря, добираться можно как от метро Люблино или Кузьминок, так и ехать от Казанского вокзала. В первом случае садитесь на автобус №305, во втором – на автобус №470.
  • От вокзала следует доехать до площади Люберцы, после чего сесть на автобусы, идущие по маршруту №21 или 20. Выходить необходимо на остановке «Площадь святителя Николая».
  • Посещение обители, режим работы

    Если вы хотите прикоснуться к святыням этой обители, заказать экскурсию по монастырю лучше заранее, сделать это можно по телефону. Обратите внимание, что Николо-Угрешский монастырь является не только духовным центром, но и принимает активную роль в социальной и культурной жизни Дзержинского, а также всей Московской области. Здесь регулярно проходят встречи с учеными, писателями, деятелями искусства.
    На территории обители действуют два музея: музей-ризница и музей императора Николая II. Экспозиции работают каждый день, заказать экскурсию можно по телефону обители.

  • Музей-ризница – это первый музей, открытый в Угреше. Здесь собраны уникальные образцы предметов искусства, а также древняя церковная утварь.
  • Музей Николая II рассказывает о жизни императорской семьи. Экспозиции представляют документы, а также открытки, книги, личные вещи императорской семьи. Коллекцию собирал Александр Ренжин, который и передал ее обители.
  • Расписание богослужений Николо-Угрешского монастыря

    Обратите внимание, что расписание служб в Николо-Угрешском монастыре постоянное, кроме дней церковных праздников.

    День недели Служба Время начала
    Понедельник-воскресенье Литургия

    Вечерня, утреня

    6.45 – Успенский собор
    9.00 – храм Пимена/Казанский храм
    17.00 – Успенский собор
    Четверг Акафист святому Николаю 17.00 – Успенский Собор
    Суббота Всенощное бдение 17.00 – Преображенский храм
    Воскресенье Литургия

    Акафист Тихвинской иконе Богоматери

    6.30 – Успенский собор
    8.00 – Казанский/Пименовский храм
    9.30 – Преображенский собор
    17.00 – Успенский собор

    Где остановиться рядом

    Для паломников при обители действует гостиница, где могут остановиться группы до пятидесяти человек. По предварительной договоренности можно проживать в течение нескольких дней. Бронировать ее лучше заранее.
    Кроме того, есть здесь и трапезная, которая работает до 19.00.

    История создания Николо-Угрешского монастыря

    Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли.
    Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.

    Архитектура Николо-Угрешского монастыря

    Уникальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в XIX веке, причем в его проектировании принимал участие и Пимен Угрешский.
    До сегодняшних дней не сохранилось четыре храма Николо-Угрешского монастыря, однако во время реставрационных работ была возведена не существовавшая ранее часовня и церковь.

  • Центром всего ансамбля является Спасо-Преображенский собор – настоящая «жемчужина» Николо-Угрешского монастыря. В нем установлен уникальный иконостас, состоящий из пяти ярусов.
  • Никольский храм – это самый древний собор обители. Его несколько раз возобновляли и отстраивали.
  • Радоще-Скорбященская церковь – действовала при монастырской больнице; восстановлена в постсоветское время.
  • Пименовская церковь – выстроена в суздальской традиции.
  • Казанская церковь – «теплый» храм, где проходят службы в зимнее время.
  • Успенская церковь – именно с нее началось возрождение обители.
  • Особое место занимает и Палестинская стена, которая завершает ансамбль Николо-Угрешского монастыря. Названа она так, поскольку символически изображает Иерусалим. Является одним из символов города Дзержинска.

    Святыни Николо-Угрешского монастыря

    В обители хранятся как частицы мощей святых, так и чудотворные иконы, которые иноки Николо-Угрешского монастыря получали в дар от верующих и братий других обителей.

  • Рака с частицами мощей Святителя Николая была доставлена сюда из Греции. Хранится здесь и икона этого святого, датируемая концом XIX века.
  • Рака с мощами и икона Пимона Угрешского – одного из настоятелей обители, внесшего немалый вклад в ее развитие и процветание.
  • Ковчег, в котором хранятся частицы мощей Киево-Печерских старцев – в нем сохраняются частицы почти ста преподобных отцов, включая Илью Муромца.
  • Ковчег с частицей мощей православного писателя Игнатия Брянчанинова, который некоторое время был настоятелем монастыря.
  • Крест-мощевик, который датируют VII веком. Содержит частицы мощей и Древа Креста Господня.
  • Тихвинская икона Божьей матери – передана обители после возрождения.
  • Фото Николо-Угрешского монастыря

    • Палестинская стена – уникальное сооружение, которое удалось сохранить и в дни упадка обители.
    • Монастырский ансамбль поражает своим величием.
    • Именно с Никольского храма и началась история этой обители.
    • Преображенский собор – центральная часть монастырского ансамбля.
    • Монастырь прекрасен в любое время года.
    • Монастырская колокольня видна практически из каждого уголка города.
    • На месте, где Дмитрию Донскому явилась икона, сегодня возвели Никольскую часовню.
    • Николо Угрешский монастырь на видео

      Этот удивительный древний монастырь причудливо сочетает в себе дух старины, ощущение покоя и прочности с легкостью, которая охватывает сердце на монастырском подворье. Хотя в истории обители было немало темных страниц, сегодня она радует обновленными храмами, яркими куполами, играющими на солнце, вновь и вновь подтверждая святость этого места.

      Николо-Угрешский монастырь — история святой обители

      Николо-Угрешский монастырь, что в г Дзержинском Московской области, (официальный сайт) появился еще в конце XIV века. За свою историю он столкнулся с несколькими разорениями, ВОВ и советской властью. После распада СССР его открыли заново.

      История

      Обитель была основана Дмитрием Донским. Легенда гласит, что проезжая Куликово поле, Дмитрий увидел образ иконы Николая Чудотворца.

      Монастырь несколько раз разоряли, но царские посещения и богомолье позволяли быстро собрать деньги и восстановиться. Однако это мало помогло: в первой половине XIX века на его территории остались всего 6 человек, встал вопрос о закрытии. Спасло только вмешательство митрополита Филарета, который вместо упразднения назначил нового настоятеля.

      Судьба во время революции и в советское время

      В 1917 году обитель перешла в руки Советской власти и была переоборудована в монашескую артель труда. Ею руководил митрополит Макарий. Тут располагалась колония для детей, подчиняющаяся Народному финансовому комиссариату. Через несколько лет трудовую колонию переоборудовали в коммуну, а через некоторое время полностью закрыли.

      В ВОВ для дезориентации врага и защиты от авиационных атак убрали купола соборов с верхушкой колокольни, которые могли стать ориентирами. Последующее восстановление провели только в 70-х годах.

      Возрождение

      Второе открытие произошло после распада СССР, когда место передали РПЦ и начали реставрацию. Это позволило восстановить многие здания, а также построить новые. В то же время началось возрождение монашества.

      Через 7 лет после передачи на территории обители появилось духовное училище, на следующий год ставшее семинарией. Также был создан паломнический центр, который занимается экскурсиями и размещением паломников.

      Современное состояние

      Сегодня мужской монастырь является действующим и считается одним из самых важных и красивых в России. Помимо прекрасных храмов и церквей XVIII-XIX веков, тут расположены несколько церквей конца XX — начала XXI веков, колокольни и часовни, а также палаты патриарха, игумена и государя. Сохранились стены, в том числе Палестинская (Иерусалимская), Святые ворота, несколько башен и другие хозяйственные постройки.

      Обитель ведет значительную социальную и просветительскую деятельность:

    • Проводит духовные беседы и принимает участие в благотворительных акциях для детей, страдающих онкологией;
    • Работает с детьми из школы-интерната;
    • Для детей организован летний лагерь, а также специальные программы: хоровая и творческая студии, военно-патриотическое движение для мальчиков;
    • Проводятся занятия для тяжело-больных детей;
    • Тут есть своя воскресная школа, телепередача и газета.
    • Архитектурный ансамбль монастыря

      Дадим описание некоторым зданиям обители:

      Начало строительства пришлось на 80-й год XIX века. Внешняя отделка была закончена на 5 лет раньше, чем внутренняя. После закрытия монастыря сильно пострадал: у него снесли купола, прорезали дополнительные окна. Восстановление началось только в конце прошлого столетия, новый иконостас поставили в 2000 году.

      Здание довольно нарядное: оно выполнено из белого камня с 5 куполами — центральным золотым и синими боковыми. Его высота почти 70 метров, внутри может находиться до 7 тысяч прихожан;

      Впервые появился в конце XIV столетия и, по мнению исследователей, изначально являлся деревянным. Вариант из камня возвели в начале XVI века, когда собор пострадал в пожаре. Здание пережило несколько перестроек – по окончании Смутного времени и в XIX столетии. В 1940 году его снесли полностью.

      В XXI столетии приняли решение восстановить собор, используя оставшиеся изображения от строения XVI века. Сегодня на месте старого здания стоит однокупольный храм белого цвета;

      Храм Успения Пресвятой Богородицы

      Второй название – Успенская церковь. Возведена на месте Государевых палат после их сноса. После ремонта к зданию пристроили придел преподобной Марии Египетской. Несмотря на закрытие и разорение, в храме сохранились росписи XIX века.

      Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы

      Расположена на нижнем этаже храма Успения. Выглядит как двухэтажное строение из темно-красного кирпича. Имеет белые украшения и зеленую крышу, а также пристройку в 3 этажа, которую венчает 1 купол.

      Церковь Пимена Угрешского

      Посвящена настоятелю Пимену, построена же в конце XIX века. Первое время на этом месте стояла часовня с прахом настоятеля, но после ее расширили и перестроили. После закрытия здание снесли, на освободившейся земле расположилось кладбище. Восстанавливать сооружение начали после распада Советского Союза.

      Это маленькая, скромно украшенная белоснежная церковь, имеющая 1 купол. Оно имеет некоторое сходство с церковью Покрова, возвышающейся на реке Нерли;

      Церковь Петра и Павла

      Второе название – Петропавловская. Возведена в середине XIX века, являлась скитской – принадлежавшей скиту, занимавшему северо-западную часть территории. Отреставрирована в конце XX столетия.

      Церковь ярко выделяется на фоне остальных строений. Это деревянное здание в 2 этажа, выполненное «кораблем». Окрашена в ярко-синий цвет и имеет золотой купол;

      Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

      Время постройки — 50-е годы XIX века, территориально расположена на северо-востоке возле больницы и предназначалась для посещения пациентов. Как и другие здания, была разграблена и закрыта, после восстановлена.

      Строение выглядит как высокая церквушка желтого цвета, расположенная возле больничного корпуса. Имеет кровлю-шатер и 5 куполов;

      Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

      Найти его можно на втором ярусе колокольни, его разместили там в 40-х годах позапрошлого столетия. Закрыт одновременно со всем монастырем с приходом советской власти. Восстанавливать начали только в начале XXI столетия: установили иконостас, отремонтировали внутри.

      Часовня явления образа Николая Чудотворца

      Также называют часовней святителя Николая. Это важное место монастыря: внутри хранится кусок соснового ствола, на котором князю Дмитрию явился образ святой иконы. С закрытием обители часовню полностью разорили и восстановили только в 98-м году ХХ века.

      Небольшое строение очень красиво, оно напоминает экзотический восточный фонарь. В его основании лежит многоугольник, на каждой стороне – высокие окна-арки. Полукруглая крыша окрашена синим, на ней изображены золотые звезды. Внутри источник освященной воды.

      Возведена в XVIII столетии, позднее возле нее возвели больничный корпус, перестроили и отдали второй ярус под храм. С приходом СССР колокольню закрыли.

      Строение реконструировали только в начале XXI века. Сегодня возле нее расположены Успенская церковь, Никольская часовня и просфорная;

      Возведена в память одноименной иконы Богоматери возле монастырского пруда в начале нашего века.

      Нынешняя постройка небольшая, каменная, белоснежная, имеет огромные окна во всю стену. На невысоком шатре установлен простой золотой крест;

      Храм-часовня Страстей Господних

      Это современная постройка: возведение и малое освящение прошли в начале XXI столетия. Невысокая белоснежная часовня выполнена в древнерусском изобразительном стиле и возведена на возвышении. Внутри здания висит Распятие — это символизирует Голгофу и страдания Христа.

      Также ее называют «Иерусалимской». Проект был разработан настоятелем Пименом Угрешским и сохранился в отличном состоянии. Он представляет собой красно-белую стену, на которой вырезан символический Святой Иерусалим: дома с окнами, башни, лестницы и другие «кусочки» города.

      Музей монастыря

      Сегодня тут работают 2 музея:

    • Ризница: является хранилищем старинных предметов церковного быта и произведений искусства;
    • Императора Николая Второго: он был открыт несколько лет назад на базе коллекции документов и вещей императорской семьи, которые передал даритель Ренжин.
    • Оба музея открыты ежедневно, в них проводятся экскурсии по предварительной записи.

      Детские служения монастыря

      Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

      Военно-патриотический клуб «Дозор»

      К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт.

      Музыкально-хоровая студия

      Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

      Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

      У студии так же есть свой сайт;

      Творческая студия «Сфера»

      Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

      Святые и святыни

      Среди особо важных реликвий значатся:

    1. Мощи Святого Николая, настоятеля Пинема Угрешского;
    2. Иконы Богоматери «Тихвинская», подарок от прихожанки, и Пантелеймона-целителя;
    3. Крест-мощевик: он вырезан в VII столетии, внутри хранится часть от Христова Креста и части схимы Сергия Радонежского, а также мощи нескольких святых.
    4. Крест выставлен в ризнице.

      Информация для паломников и туристов

      Что необходимо знать перед поездкой:

      Как добраться

      Добрать до места можно своим ходом на автобусе. Остановка называется «Площадь Святителя Николая» или попросту «Монастырь». Нужно сесть на автобус:

    5. №470 от метро «Кузьминки»;
    6. №305 от метро «Люблино»;
    7. №20 или №21 от станции Люберцы. До нее можно доехать на электричке от Казанского вокзала.
    8. Где остановиться

      Здесь несколько вариантов:

    9. Для паломников неподалеку от обители (буквально через дорогу) расположена монастырская гостиница. Ею заведует местный паломнический центр;
    10. Также в городе есть гостиница «Федерального центра двойных технологий союза» или «ФЦДТ».
    11. Адрес: улица Лермонтова, дом 18. Телефон (495) 551-11-81, 24-33;

    12. Еще одним местом для остановки может стать оздоровительный пансион «Союз».
    13. Адрес: улица Лесная, дом 25. Телефон: (495) 551-20-09.

      Контакты

      Телефон монастыря: (495) 551-26-43;

      Расписание богослужений и престольные праздники

      Расписание в большинстве своем не отличается от обычного. В будни и субботу:

    14. 6:45 – Ранняя литургия;
    15. 9:00 – Поздняя литургия;
    16. 17:00 – Полиелей или Вечернее богослужение, по субботам – Всенощное бдение.
    17. В воскресенье проходят:

    18. В 6:30, 8:00 и 9:30 – Божественные литургии;
    19. В 17:00 – Вечернее богослужение.
    20. Посмотреть точное расписание можно по ссылке.

      В монастыре отмечают немало престольных праздников – покровителей, икон и важные в православии даты. Увидеть весь список можно по ссылке.

      Паломнический центр

      Он занимается работой с паломниками: заказами на экскурсии или трапезу, бронированием номеров в местной гостинице.

      Адрес: площадь Святителя Николая, дом 5.

      Телефон: (495) 550-56-71, +7-916-884-38-65.

      Также заказ можно сделать через форму на сайте.

      Николо-Угрешский монастырь – это один из самых старых действующих обителей в России. Несмотря на сложную судьбу, в нем сохранились важные для истории и православия храмы и церковные реликвии.

      Интересную информацию о Ноколо-Угрешском монастыре смотрите в следующем видео:

      Можно привести несколько фактов для подтверждения основания обители Дмитрием Донским.

    21. Близко к монастырю располагалось село Остров. Оно было потешным для князя.
    22. Трудно сказать, каким именно был монастырь в годы своего основания. Можно лишь предположить, по аналогии с другими обителями того времени, что его строения были деревянными. Сколько храмов было изначально, сейчас установить не представляется возможным. Предположительно в центре находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца. Каменный храм, скорее всего, появился в XIV–XV веках, во время правления князя Василия I, сына Дмитрия.

      В 1519 году здесь побывал князь Василий III, о чём имеется летописное повествование, которое хранится в храме. Возможно, что московские князья и ранее посещали обитель, но документальных свидетельств на этот счёт не имеется.

      В 1521 году монастырь и находящееся рядом село Остров были сожжены крымским ханом Мехметом-гиреем. К 1545 году монастырь восстанавливают и обновляют, после чего его посещает царь Иван IV Грозный. За год до посещения царь дарует ему жалованную грамоту. В ней за Угрешей закрепляется право на владение более 10 сёлами в четырёх уездах, прилегающими к ним лесами, крепостными крестьянами. А также даются различные льготы, права и преимущества.

      В летописях имеется много записей, касающихся Николо-Угрешского комплекса, где говорится о новых многочисленных льготах и подтверждении ранее дарованных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обитель пользовалась большой благосклонностью у великих князей.

      Смутное время

      В википедии сказано, что в XVII веке обитель подверглась тяжелейшим испытаниям в Смутное время. Она оказывается в центре важных событий в истории Руси. В 1602 году Лжедмитрий I сбегает из Чудова монастыря от Бориса Годунова в Угрешу. Войско, которым командовал атаман Иван Салков, воевавший на польской стороне, в 1609 году стоит на Угреше.

      В 1613 году на престол восходит царь Михаил Фёдорович. В жизни Николо-Угрешской обители наступает период возрождения и расцвета. B XVII веке обитель представляла собой впечатляющий архитектурный комплекс. Согласно описи, которая была сделана в 1739 году, монастырь был огорожен каменным забором, покрыт тёсом. Его длина составляла около 700 метров, а высота – три метра. Имелось двое ворот.

    23. Никольский собор, который был обновлён в 1614 году.
    24. Храм Успения Божьей Матери.
    25. Успенская церковь.
    26. Спасский храм.
    27. Помимо храмов, в монастыре имелись хозяйственные постройки:

    • Хлебная палата.
    • Патриаршие, братские и больничные кельи.
    • Государевы палаты.
    • С XVIII века монастырь лишается многочисленных льгот и покровительства со стороны царей. Обитель посещает всё меньше паломников, и она постепенно приходит в упадок. Согласно архиву московской Консистории, в Синод подавались рапорты о ветхости монастырских храмов и просьбы о помощи в их восстановлении, которые оставались без удовлетворения.

      Только к концу XVIII века обитель постепенно начинают восстанавливать и строить новые здания.В 1771 году, когда на московских землях была эпидемия чумы, в монастыре был образован лазарет для больных, а монахов временно перевели в Николо-Первинскую обитель.

      Обитель в XIX веке находилась в большом запустении, шли разговоры даже о её закрытии. Но, благодаря новому настоятелю и некоторым послушникам, монастырь постепенно начал возрождаться как в экономическом отношении, так и в духовном.

      Расцвет до 1880 года

      Вокруг обители возводятся новые стены, протяжённость которых составляет 1700 метров, а высота – около шести метров, строятся новые восемь ворот и 16 башен. А также строятся корпуса для проживания паломников, в одном из которых лечились русские солдаты, получившие ранения в Русско-турецкой войне.

      Строится водонапорная башня, внутрь которой проводят источник и система водоснабжения монастыря. Возводится Петропавловский скит, часовня в честь Иерусалимской Божьей Матери, Казанский храм, часовня Знамения Креста и хозяйственные строения.

      Расписание богослужений на сайте

      По воскресеньям и праздникам проводится три литургии: в 6 час 30 мин., в 8 час. и в 9 час. 30 мин. Они проходят в разных храмах на территории монастыря. Подробнее об этом можно узнать на официальном сайте обители.

      Расположение на карте, и как доехать из Москвы

    Николо-Угрешский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в городе Дзержинский Московской области. За годы своего существования, монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Обитель была основана в XIV веке великим русским князем Дмитрием Донским. По легенде князь с войском в 1380 году держал путь на Куликово поле. На месте будущего монастыря они остановились на привал, и здесь князю явилась икона Николая Чудотворца.

    По легенде, Дмитрий Донской отреагировал на икону фразой: «Сия вся угреша сердце мое». Что в современном русском языке звучит, как: «Все это согрело мое сердце». После этих слов место стали именовать Угреша, а святая обитель получила имя Николая Чудотворца.

    За многовековую историю Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь много раз подвергался пожарам и разорениям. В 1521 году святая обитель была сожжена крымским ханом Мехмедом I, который пытался захватить Москву. Развитию монастыря поспособствовала царская династия Романовых. Они регулярно выезжали сюда помолиться — эти поездки стали называться «Угрешские походы». В петровский период в монастыре были заключены участники стрелецкого бунта.

    Николо-Угрешский монастырь

    © AlexRubi

    Во время вторжения Наполеона, один из французских отрядов занял Николо-Угрешскую обитель. Двадцать лет спустя монастырь планировалось упразднить. Но все же обитель удалось отстоять. В 40-е годы XIX века был перестроен главный собор на территории монастыря. После революции обитель превратили в трудовую общину монахов. Здесь же была основана детская колония с приютом и учебным заведением. В 1925 вся деятельность монастыря была прекращена, а сама обитель закрыта. В годы Великой Отечественной войны был уничтожен древнейший храм на территории монастыря — Никольский собор, возведенный еще в XVI веке. Это было сделано из-за мер безопасности: купола и колокольня были ориентирами для вражеской авиации.

    До возобновления деятельности Русской православной церкви, на территории монастыря располагалась инфраструктура поселка Дзержинский: школа, поликлиника для детей, роддом, оздоровительный лагерь, рынок, кожно-венерологический диспансер, частные дома с огородами и коммунальные квартиры, мастерские и теплицы. После перехода монастыря в ведение Русской православной церкви, многие постройки были отреставрированы, возведены новые храмы, открыта духовная семинария. Действующим игуменом Николо-Угрешского монастыря является игумен Варфоломей.

    Николо-Угрешский монастырь

    Расписание богослужений в Николо-Угрешском монастыре

    Святая обитель в настоящее время является действующей. Службы в Николо-Угрешском монастыре проходят ежедневно. Расписание Николо-Угрешского монастыря публикуется на текущую неделю. В нем указываются не только время и вид службы, но и текущие церковные праздники.

    Время богослужения в Николо-Угрешском монастыре отличается в зависимости от дня недели. По будням служатся 2 литургии:

    • Ранняя проходит в Успенском храме, в 06:45. После нее проходит панихида.
    • Поздняя проходит в 09:00: в летнее время в Пименовском храме; зимой — в Казанском храме. После поздней литургии в Николо-Угрешском монастыре проходит молебен.

    Служба в монастыре

    Служба в монастыре, © Николо-Угрешский монастырь вконтакте

    В выходные и дни церковных праздников проходят 3 божественные литургии:

    • 06:30 — Успенский храм.
    • 08:00 — Пименовский храм.
    • 09:30 — Преображенский собор.

    По выходным, после самой поздней литургии, проходит водосвятный молебен. Освящение воды осуществляется по пятницам, в храме апостолов Петра и Павла.

    Святыни

    В Николо-Угрешском монастыре хранится несколько святых реликвий, возраст которых исчисляется веками, а история — многочисленными чудесами. Многие иконы Николо-Угрешского монастыря являются исторически ценными, но особенно дороги 3 из них:

    • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
    • Икона великомученика и целителя Пантелеимона.
    • Икона Святителя Николая.
    Храм в честь иконы Божией Матери

    Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», © Ирина Порунова

    Мощи в Николо-Угрешском монастыре

    На территории монастыря находится несколько ковчегов с частицами мощей святых. Именно чтобы прикоснуться к ним, сюда осуществляют паломничество со всей России. Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая считается главной святыней обители. Частица мощей была прислана в монастырь в 2000 году из Греции. Также в храмах находятся: ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова (известного духовного писателя), ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских (в ковчеге содержатся мощи нескольких десятков святых лиц), рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского.

    Служба в монастыре

    Служба в монастыре, © Николо-Угрешский монастырь вконтакте

    Инфраструктура

    Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: монументальную и в то же время ажурную стену Николо-Угрешского монастыря, храмы (всего 13 вместе с часовнями), колокольню XVIII века, просфорную (место, где пекут богослужебный литургический хлеб), палаты игумена, государя и патриарха (дата постройки и реконструкции: XVII–XIX века), хозяйственный двор и сад, пруд, братские корпуса.

    Главным храмом Николо-Угрешского монастыря считается Спасо-Преображенский собор, построенный в конце XIX века. Пятиглавый храм в русско-византийском стиле вмещает до 7 тысяч прихожан. Во внутренней отделке Успенской церкви (построена в 1763 году) частично сохранились старинные росписи маслом и декоративная лепнина.

    Спасо-Преображенский собор

    Спасо-Преображенский собор, © Ирина Порунова

    Также выделяется колокольня храма во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Она была построена в середине XVIII века, но век спустя перестраивалась. Верхние ярусы во время Великой Отечественной войны были разобраны, но в 90-е годы вновь восстановлены.

    Часовня Святителя Николая Чудотворца выглядит современно, но именно здесь до революции хранился кусок соснового ствола, на котором Дмитрий Донской увидел изображение святого. К сожалению, фрагмент был утерян или украден.

    Экскурсии по Николо-Угрешскому монастырю заказываются через Паломническую службу в городе Дзержинский по телефону +7 (495) 550-56-71 или по электронному адресу: nusmm.ugresha@gmail.com.

    Паломники, прибывающие в обитель на несколько дней, могут остановиться в гостинице Николо-Угрешского монастыря. Забронировать номер можно по телефону паломнической службы. Ежедневно на территории обители работает трапезная.

    Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи

    Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, © Ирина Порунова

    В лавке Николо-Угрешского монастыря предлагаются все необходимые для богослужения предметы (свечи, лампадное масло, ладан и др.). Памятные сувениры можно приобрести в лавках за пределами монастыря. В них продаются: крестики, иконы, фирменная посуда, книги православной тематики.

    Виртуальный тур по территории Николо-Угрешского монастыря (официальный сайт)

    Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

    Монастырская обитель находится в городе Дзержинский, в 25–30 км (в зависимости от маршрута) от центра Москвы. Дорога на автомобиле занимает от 45 минут до часа при отсутствии пробок. Точный адрес Николо-Угрешского монастыря: город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1.

    Карта: как доехать из Москвы до Николо-Угрешского монастыря на автомобиле

    Из Москвы, от разных станций метро до монастыря курсируют автобусы и маршрутные такси:

    • «Котельники» (Таганско-Краснопресненская линия): автобусы № 347 и 470;
    • «Алма-Атинская» (Замоскворецкая линия): автобус № 1063;
    • «Люблино» (Люблинско-Дмитровская линия): автобус № 305;
    • «Братиславская» (Люблинско-Дмитровская линия): маршрутное такси № 1027к.

    Остановка общественного транспорта «Площадь Святителя Николая» находится прямо перед монастырем. Также здесь останавливается автобус № 1.

    На электричке от Казанского вокзала можно доехать до станции в Люберцах. От станции до монастыря курсируют автобус № 20 и маршрутное такси № 21.

    Расписание электричек до станции «Люберцы»

    В период летней навигации организуются поездки на теплоходе до Николо-Угрешского монастыря. Стоимость зависит от организаторов рейса, средняя цена поездки: 2500–3000 рублей. Программа включает питание и экскурсионное обслуживание.

    Причал, на который прибывают теплоходы из Москвы

    Николо-Угрешский монастырь

    Николо-Угрешский монастырь

    Мужской Угре́шский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Подольской епархии

    • Адрес: Россия, 140056, Московская обл., г. Дзержинский, пл. свт. Николая, 1
    • Тел.: 8(495) 551-26-43
    • Официальный сайт:
    • Проезд из Москвы: от м. Котельники авт. 470, 347; от м. Люблино авт. 305; от м. Алма-Атинская авт. 1063; от м. Братиславская марш. 1207к; от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21 до ост. Площадь святителя Николая.
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

    Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

    История возникновения монастыря связана с Куликовской битвой (8 сентября 1380 года). Сбор русского войска под руководством великого князя Дмитрия Донского был назначен в Коломне. Отсюда войско должно было выдвинуться на битву с татарским ханом Мамаем. В 15 верстах от Москвы по дороге в Коломну, великий князь с войском остановился отдохнуть. Здесь на сосне в сиянии ему явился образ святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: «сия вся угре́ша серце мое». С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угре́ша . 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами.

    Монастырь расположился близ дворцового села Остров. Ввиду близости монастыря с «потешным» селом (так дворцового село называлось, потому что служило местом для развлечения царственных особ охотой), государи часто посещали обитель. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в XV веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея, но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода — это положение подтверждалось и последующими царями.

    В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время пребывал царь-самозванец Лжедмитрий II. Весной 1611 года обитель стала одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Ермогена встать на защиту России от польских интервентов. В следующем году было разорено подворье монастыря в Московском Кремле при его осаде.

    Монастырь был местом так называемых «Угрешских походов» — паломничества государей в Николо-Угрешский монастырь. В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович . Михаил Феодорович официально в монастыре был девять раз, Алексей Михайлович — тринадцать, юный царь Петр в Николо-Угрешском монастыре был трижды. В 1639 году было восстановлено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. К середине века монастырь достиг зенита своей славы. В 1668 году обитель с царем Алексеем Михайловичем посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф, а также многочисленный сонм архиереев и иных священнослужителей. При венчании на царство Феодора Алексеевича в 1676 году угрешский игумен подавал скипетр патриарху, а при венчании Ивана V Алексеевича в 1682 году — бармы царя Ивана, что указывает на высокое положение монастыря в то время.

    Упадок монастыря

    XVIII век стал веком тяжелых испытаний, выпавших на долю Православной Церкви. Петр I взяв курс на Запад, пробивал «окно в Европу». Россия сильно отставала в техническом развитии от Европы, и для безопасности государства необходимо было развивать промышленность, науку, военное дело. Однако наряду с развитием промышленности, приходила в упадок духовная жизнь государства. Происходила секуляризация, т.е. обмирщение общества. Николо-Угрешская обитель более не интересовала царственных особ и начала приходить в упадок. Светские власти не дозволяли поступать в монастырь новым монахам, пожертвования резко сократились. Число братии уменьшалось, здания ветшали, а средств на их исправление Синод не отпускал.

    Лишь в 1742 году, после сильнейшей бури, Синод отпустил средства на обновление построек. Так как за прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными.

    В второй половине века несколько оживляется строительство — строится колокольня, каменный Успенский храм. При этом светские власти использовали монастырь как колонию-санаторий — в 1763 году здесь разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря; в 1771 году был устроен лазарет для чумных, в связи с чем братию временно перевели в соседний Николо-Перервинский монастырь. При секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году по новым монастырским штатам обитель была отнесена к штатным третьеклассным.

    В 1771 году было упразднено подворье обители в Московском Кремле.

    В 1795 году в монастыре была обретена чудотворная икона Божией Матери «Взыграние» — предзнаменование возрождения обители. В 1812 году монастырь был занят французами, но монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду.

    В первой половине XIX века обитель становится местом служения святителя Иннокентия (Смирнова), сюда был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который впоследствии принимал участие в жизни монастыря, святитель Филарет Московский как епархиальный архиерей уделял много внимания обители. В 1833 году, когда оставалось лишь шесть монахов, обитель намеревались закрыть. Но благодаря терпению и усердию игумена Илария и его преемника преподобного архимандрита Пимена (Мясникова) была заложена духовная основа для будущего расцвета. 16 октября 1853 года в монастыре был введен общежительный устав.

    Новый расцвет обители

    Николо-Угрешский монастырь. Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

    Николо-Угрешский монастырь. Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

    Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX века в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев. Значительно расширенная территория, была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной («Палестинской» или «Иерусалимской») стены, достроенной в 1866 году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима, чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К 1860 году рядом с монастырем был устроен скит. В монастырь снова делаются вклады — в 1859 году дом на Таганке, в 1863 году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в 1870 году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.

    С 24 августа 1858 года настоятель обители носил сан архимандрита. В 1866 году при монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, переданное в 1876 году в ведение Министерства народного просвещения. В 1870 году Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. В эту пору обитель имела более сотни насельников. В связи с празднованием 500-летия монастыря был заложен величественный Преображенский собор, ставший архитектурным центром обители. В 1913 году в 19 верстах на северо-запад от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в лесу во владении Николо-Угрешского монастыря ищущие пустынножительства иноки построили домики-келии и церковь во имя новопрославленного святителя Ермогена, патриарха Московского. В 1915-1916 годах в обители жил будущий священномученик Ермоген (Долганёв).

    Упразднение и разрушение при советской власти

    Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины 1918 года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и братия стала покидать обитель, о чем свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский). Несмотря на протесты крестьян, власти грабят монастырь и унижают проживающих тут митрополита и архимандрита.

    В 1919 году в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений братия была организована в трудовую артель, получившую название Николо–Угрешской трудовой общины. В 1922 году началась кампания по изъятию монастырских ценностей, которой по мере сил сопротивлялся Угрешский архимандрит. В 1924 году началась передача монастырского имущества Моссовету. Монастырь заселяется детьми и взрослыми под эгидой Московского отдела народного образования, идёт передел имущества и часть отходит представителям Главнауки как «музейное.» В 1925 году произошло чудесное обновление иконы святителя Николая, спешно изъятой властями. Из-за многочисленных межведомственных противоречий выселение монахов длится около двух лет.

    В конце концов монастырь окончательно был отнят у Церкви. В его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители — Никольский собор.

    С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца XX века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня.

    Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

    Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

    В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые богослужения архимандритом Вениамином (Зарицким). 30 января 1991 года было принято решение Мособлсовета о возвращении монастыря Русской Православной Церкви. Николо-Угрешский монастырь получил статус ставропигиального.

    Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Началась интенсивная реставрация. 1 мая 1991 года монастырь посетил патриарх Алексием II и освятил Успенский храм — первый храм открытый в обители после десятилетий запустения. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые — такие как Пименовская и Страстная церкви.

    В 1993 году НПО «Союз» передало обители «зеленый цех» с теплицами, садом и различными постройками. Тут было организовано образцовое хозяйство. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа, а в 1998 году — духовное училище, преобразованное в 1999 году в духовную семинарию. Заработали библиотека и издательство. Братия монастыря взяла шефство над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

    27 апреля 2021 года указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла монастырь предоставлен патриаршему наместнику Московской митрополии для резиденции управления митрополией, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Павлу (Пономарёву) и учреждения в нём епархиального управления Коломенской епархии )

    Статистика

    • 1655 — от чумы умерло более 50 угрешских иноков.
    • 1833 — 6 монахов.
    • 1875 — 130 человек монашествующих и бельцов; 11 престолов.
    • 1909 — 154 насельника (21 иеромонах, 10 иеродиаконов, 23 монаха, 100 послушников).
    • 1914 — 64 насельника (2 архимандрита, 20 иеромонахов, 10 иеродиаконов, 19 монахов, 12 бельцов)
    • 1916 — 59 насельников, среди послушников многие числятся взятыми на фронт.
    • 1917 — 10 храмов с 18 престолами; 5 часовен.
    • 1923 — в монашеской трудовой артели 45 человек.
    • 2000 — насельников 33 человека (12 иеромонахов, 6 монахов, 14 послушников)
    • 2004 — более 30 иноков.

    Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

    Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

    Храмы, архитектура

    Преображенский собор

    Собор в честь Преображения Господня был построен в 1880-1894 годах архитекторами А. С. Каминским и Б. В. Фрейденбергом. Деньги на строительство (около 400 000 руб.) были пожертвованы Владимиром Васильевичем Пеговым. Освящение последовало 24 июля 1894 года. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М. Н. Сафонов по рисункам А. С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса ручной работы, выполненным художником по резьбе В. А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил. Собор стал центром нового монастырского ансамбля. Высота соборного храма от земли до верха креста достигает 77 метров. В нём были устроены приделы во имя равноапостольных великого князя Владимира (правый) и великой княгини Ольги (левый). После запустения при безбожной власти собор был восстановлен с 1992 года и вновь освящен 28 мая 2000 года. В после-советский период возрожденный собор, рассчитанный теперь на 7000 молящихся, стал вторым по площади храмом в московском регионе после храма Христа Спасителя. В возрожденном соборе — большой пятиярусный иконостас высотой 24 метра и шириной 25 метров, иконы которого расписаны палехскими мастерами.

    Скорбященский больничный храм Николо-Угрешского монастыря

    Скорбященский больничный храм Николо-Угрешского монастыря

    Никольский собор

    Древнейший храм монастыря был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В XVI веке он был вновь отстроен, а в 1614 году — обновлен. В 1840 году началось очередное возобновление Никольской соборной церкви обители по плану губернского архитектора Д. Ф. Борисова. Средства были пожертвованы благочестивой старицей Авдотьей Ивановной Рыбниковой. В 1843 году перестройка была завершена и в нем был вызолочен иконостас.

    Храм был уничтожен в 1940 году. Восстановительные работы начались в декабре 2003 года и к 2007 году храм был уже закончен. Находится он на Соборной площади монастыря в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора.

    Скорбященский храм

    Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при монастырской больнице в центре восточной стены монастыря. Церковь была встроена архитекторами А. С. Каминским и М. Д. Быковским, на пожертвования меценатов Александровых. Строительство было начато в 1857 году, закончено к июлю 1860 года, и 24 июля того же года последовало освящение. Был закрыт в 1920-х годах. Венчание сломано. Отремонтирован в 1999 году и вновь освящен 16 ноября этого же года. Ныне братский храм.

    Пименовский храм

    Храм во имя преподобного Пимена Угрешского был построен при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, в память о погибших сотрудниках Министерства. Церковь построена в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества XII века, по образцу храма Покрова на Нерли. Строительство началось в 2001 году, а уже 22 сентября 2002 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

    Казанский храм Николо-Угрешского монастыря. Слева примыкает богадельня, справа - братский корпус.

    Казанский храм Николо-Угрешского монастыря. Слева примыкает богадельня, справа — братский корпус.

    Казанский храм

    Тёплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был устроен при богадельне и освящен в 1870 году. Церковь была устроена усердием московского почетного гражданина Рогаткина. В 1875 году под Казанской была освящена теплая церковь во имя преподобного Василия, исповедника, епископа Парийского, построенная на средства московского купца Василия Лукича Васильева. После запустения в советский период были восстановлены в первой половине 2000-х годов.

    Успенский храм

    Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1763 году и возобновлен в 1851 году. Имеет придел во имя преподобной Марии Египетской. Эта церковь стала первым вновь освященным храмом обители после запустения советского периода — её освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II 1 мая 1991 года. 13 апреля 1997 года был вновь освящен придел святой Марии Египетской.

    Матфеево-Параскевинский трапезный храм

    Храм при братской трапезе был освящен в 1853 году во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Храм был устроен усердием благотворителей Александровых в память их родителей. После запустения советских времен вновь стал действующим в 1994 году.

    Колокольня Николо-Угрешского монастыря. На переднем плане - памятная Никольская часовня

    Колокольня Николо-Угрешского монастыря. На переднем плане — памятная Никольская часовня

    Колокольня и Иоанновский храм

    В 1758 году была начата постройка трёхярусной монастырской колокольни по проекту архитектора И. Жеребцова. Колокольня была достроена после 1778 года.

    Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был устроен под колокольней в палатке в 1840 году на средства московского купца И. П. Пятницкого .

    В 1859 году Предтеченский храм был перестроен в связи с надстройкой 4 ярусов колокольни, которая сделалась доминантой монастырского архитектурного ансамбля. На колокольне было 18 колоколов. После частичного разрушения в советский период, в 2003 году колокольня была восстановлена и снова достигла высоты более 90 метров.

    Никольская часовня

    В 1754-1755 годах была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца при святых вратах. Подновлена в 1855 году, в связи со строительством стен.

    Впоследствии была построена еще одна часовня того же посвящения — на месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона святителя Николая Чудотворца. Архитектором стал А. С. Каминский, а освящение последовало 19 сентября 1893 года. Средства были пожертвованы Осиновой и другими богомольцами. После разрушения в советский период, часовня была восстановлена и освящена 22 мая 1998 года.

    Сергиевский храм в Архиерейских палатах

    В 1870 году была освящена крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней. Храм строился из материала которой был приобретен в селе Остров.

    Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

    Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

    Петропавловский скитский храм

    В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла. Он был заложен 18 октября 1859 года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября 1860 года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня 1995 года.

    Часовня «Взыскание погибших»

    Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» близ среднего пруда была достроена в 2001 году.

    Страстная храм-часовня

    Храм-часовня в честь Страстей Господних была достроена в 2004 году.

    Утраченные храмы и часовни монастыря

    Храм Спаса Нерукотворного

    Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявлены прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.

    Духосошественский храм

    Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

    Крестознаменская часовня

    В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.

    Подворья

    Монастырь имеет подворье в с. Козловка Рязанской области, включающее храмы Знаменской и Казанской икон Божией Матери, скотный двор, посевы зерновых и картофеля.

    С 1992 по 2011 год монастырское подворье действовало при Спасо-Преображенском храме в Астрахани.

    Приписные храмы

    • Виктора Дамасского (г. Котельники)
    • Димитрия Донского (г. Дзержинский)
    • Макария Московского (г. Дзержинский)
    • Пантелеимона Целителя, при городской больнице г. Дзержинского
    • Сошествия Святого Духа на апостолов (г. Дзержинский)

    Настоятели и наместники

    • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
    • Авраамий (? — 1490/1491)
    • Силуан Грек (? — 1493)
    • Нил Грек (между 1494 и 1506)
    • Тихон (1517 — 1520)
    • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
    • Лаврентий (упом. 1589)
    • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598)
    • Иона (упом. 1610)
    • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
    • Викентий (? — 1672)
    • Герасим (упом. 1676)
    • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
    • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
    • Варлаам (упом. 1737)
    • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
    • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
    • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
    • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
    • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
    • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
    • Платон (Березин) (1821 — 1822)
    • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
    • Иларий (1834 — 1851)
      • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о
    • Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)
      • Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о
    • Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
    • Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
    • Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)
    • 1920-е — 1990 — закрыт и разорен
    • Московские и всея Руси патриархи (с 1990)
      • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
        • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.
      • Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)
    • мощи угрешского архимандрита прп. Пимена (Мясникова) — в Преображенском соборе,
    • Тихвинская икона Божией Матери — передана монастырю патриархом Московским и всея Руси Алексием II — в Успенском соборе монастыря,
    • икона святителя Николая Чудотворца — главная святыня обители, которая была обретена св. благ. кн. Димитрием Донским. В 1919 году передана в церковь села Коломенскогоа затем поступила на хранение в Государственные реставрационные мастерские. В 1934 году была передана в фонды Третьяковской галереи.

    Литература

    • Димитрий, инок, Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря, М., 1872.
    • Паламарчук, П. Г., авт.-сост., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов…, М., 1992.
    • Судариков, В. А., Чапнин, C. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1993.
    • Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, 2-е изд., М., 1995.
    • Кондратьев, И. К., Седая старина Москвы, Москва, 1996.
    • Серафим, иером., «Николо-Угрешская обитель,» Журнал Московской Патриархии, 1997, № 1, 42-44.
    • Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1999.
    • Николаева, Т. Е., Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 2001.

    Использованные материалы

    • Летопись. Страницы официального сайта Николо-Угрешского монастыря:
    • «Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Угрешский (ставропигиальный) (мужской)» // Сайт «Русское Православие»

    Перевезенцев С. В. История Николо-Угрешского монастыря. Часть первая

    По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря

    Указ № У-01/49 патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 апреля 2021 года,

    По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря,

    Так по официальному сайту Николо-Угрешского монастыря. По — храм был устроен в колокольне уже в 1758-1763 годах.

    Оба игумена Угрешские подписали грамоту собора об избрании на царство Бориса Годунова. См. официальный сайт Николо-Угрешского монастыря,

    В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении.