Николо теребенский монастырь Тверской области

Николо-Теребенская пустынь – монастырь Русской Православной Церкви – находится на севере Тверской области в Максатихинском районе, в 170 км от Твери.

Основан монастырь во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах он был закрыт, а с середины 1990-х годов возрождается как женский. Настоятельница монастыря – монахиня Ольга (Назмутдинова Татьяна Сергеевна).

Монастырь интересен многим. Из него происходит икона Божья Матерь Теребенская. Вре­мя про­слав­ле­ния сей чу­до­твор­ной ико­ны от­но­сит­ся к 1654 го­ду. Под­лин­ный Теребенский об­раз Бо­го­ма­те­ри не со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, в монастыре хранится её список. Есть предание, что она бы­ла взя­та в Нов­го­род­ский со­бор Святой Со­фии. На этой иконе Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с под­ня­ты­ми ру­ка­ми, в по­яс, а ру­ки Предвечного Мла­ден­ца пред­став­ле­ны рас­про­стёр­ты­ми. Бо­лее по­дроб­ных све­де­ний о чу­до­твор­ной иконе Те­ре­бен­ской не име­ет­ся.

Сразу после того, как в 1990 году монастырь вернули верующим и как только возобновились богослужения, в Никольском соборе стали самообновляться его старые фрески, причём даже там, где была утрачена штукатурка, на которой прежде были эти фрески. С каждым годом всё больше и больше паломников приезжает в старинную обитель, в том числе и для того, чтобы иметь возможность лицезреть это чудо.

Среди достопримечательностей обители взгляд любого путешественника привлечёт церковь преподобного Александра Свирского, о которой стоит рассказать особо.

Загадочный храм, или по следам Лалибелы

Предположительно в 1857 году в монастыре Николо-Теребенская пустынь (ныне с. Труженик, Максатихинский район, Тверская область) был построен удивительный и загадочный храм – церковь преподобного Александра Свирского. Дело в том, что церковь эта построена ниже уровня земли и поэтому она почти полностью находилась под землёй.

Сразу стоит оговориться, что церковь преподобного Александра Свирского ничего общего не имеет с пещерными подземными церквями и монастырями, многие из которых дошли да наших дней. К сожалению, судьба и люди не пощадили этот по-своему уникальный для православной традиции нашей страны храм – купол давно провалился, церковь находится в полном запустении. Единственно, что сохранилось, так это колокольня, через которую и был оборудован вход в саму церковь.

Но есть надежда, что вместе с возрождением монастыря возродится и единственная на Тверской земле подземная церковь и что, может быть, мы всё же узнаем разгадку её создания. А пока мы только можем предположить, что именно подтолкнуло наших предков к такому редкому и рискованному строительному эксперименту. Ведь сам монастырь расположен на берегу полноводной реки Мологи, но воды на уровне основания храма, который расположен более чем в 10 метрах ниже уровня поверхности земли.

Остаётся открытым вопрос, что могло послужить примером для строительства церкви преподобного Александра Свирского? И если мы попытаемся на него ответить, то обязательно окажемся не просто далеко, а очень далеко от нашей родины– в единственной православной стране Африки, в загадочной Эфиопии.

Сегодня немногие знают, что христианство в Эфиопии было принято ещё в IV веке. И хотя впоследствии распространившийся в Северной Африке ислам отрезал Эфиопию от остального христианского мира, эфиопам удалось сохранить свою религию, несмотря на то, что в стране сейчас около 40 процентов населения мусульмане. И это не может не вызывать самого глубокого уважения как к стране в целом, так и к её народу.

С давних пор воображение европейцев будоражили слухи о некоем таинственном пещерном городе в Эфиопии. Многие пытались его найти, но только в 60-е годы ХХ столетия он был открыт французским путешественником Ж. Гестерном в отдалённой и труднодоступной горной местности.

Раньше город Лалибэла назывался Роха и был религиозным центром на севере Эфиопии. В течение трёхсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Именно здесь в период с X по XIV век, и особенно во время императора Лалибелы, правившего в кон­це XII – начале XIII вв., был создан культовый комплекс, насчитывающий более десяти церквей. Со временем и сам город стал называться по имени правителя – Лалибела.

Причём церкви эти выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей и вырублены в скалах ниже уровня поверхности земли. Зачастую соединённые между собой они производили впечатление настоящего подземного города. Высота и глубина зданий – примерно двенадцать метров. Храмы Лалибелы остаются и по сей день одним из самых удивительных и великих творений православного духа.

Нельзя не обратить внимания и ещё на один факт: Лалибела – это древний религиозный центр, а сами подземные церкви украшены различной символикой, от звезды Давида до знака «Бегущего солнца».

Монастырь Николо-Теребенская пустынь находится тоже в необычном месте. Дело в том, что напротив монастыря, на другой стороне реки, недалеко от впадения реки Кезы в Мологу, находится многокилометровый погребальный комплекс с двухметровым священным камнем Алатырь. Здесь же обнаружены: «тотемный» камень с рисунками и письменами, «вещий» камень с ликом Луны, камень-следовик с отпечатком человеческой ноги. Эти места никогда не были густо заселены и, скорее всего, являлись культовым центром наших предков или других народов, которые проживали на этой территории.

Да и о самом монастыре сегодня знают уже многие. Как мы уже сказали, после возвращения обители верующим сразу, как только возобновились богослужения в Никольском соборе, стали самообновляться и его старые фрески.

Интересная деталь: среди тех, кто расписывал когда-то храмы Николо-Теребенской пустыни был Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859), тогда начинающий живописец, а в будущем один из самых талантливых учеников А. Г. Венецианова.

***

Как видим, устройство подземных храмов Лалибелы в Эфиопии и церкви преподобного Александра Свирского в Николо-Теребенской пустыни во многом схожи. Вот только там наши братья по вере сумели их сохранить, а мы нет.

Можно лишь надеяться, что найдутся заинтересованные благотворители, чтобы возродить этот по-настоящему уникальный храм на Тверской земле.

Библиография

  1. Николай Баландинский «Эфиопия: страна, рождающая сказки», журнал «Туризм и отдых» № 25, июль 2005.
  2. «Алексей Васильевич Тыранов- 200 лет со дня рождения», «Вестник Тверской областной картинной галереи» № 10-12, октябрь-декабрь 2008
  3. azbyka.ru
  4. В. Грибков-Майский. «По следам Лалибэлы». Газета «Тверская Жизнь», 30 января 2010
  5. В. Грибков-Майский. «Загадочный храм». Журнал «Реноме» № 3, 2010.
  6. В. Грибков-Майский. «Загадочный храм, или По следам Лалибелы». Журнал «Бонус» № 3-4, 2011.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

Максатихинский район, Труженик — Николо-Теребенский женский монастырь (Николо-Теребенская пустынь)

  • Печать
  • E-mail

Настоятельница – монахиня Ольга (Назмутдинова)


Фото. с сайта http://www.peremeny.ru/.

Сведения за 2008 год о посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:
В праздничные дни и престольные праздники – более 100 человек; примерное общее количество прихожан – 10 человек, в дачный сезон – до 30 человек.
Сведения о катехизации и образовании:
◊ Имеется Воскресная школа;
◊ В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту. В монастырской школе трудятся 6 педагогов.
◊ В монастыре действует приходская общеобразовательная школа, в которой обучаются 12 воспитанниц монастырского приюта.
◊ Имеется микроавтобус «Газель» для обеспечения экскурсий
◊ Действует вокальный класс, в котором обучается 20 человек;
◊ Имеется приходская библиотека;
◊ Проводились семинары по педагогике и психологии для городских учителей;
◊ Проводились культурно-просветительские занятия с прихожанами и учащимися города
Сведения о социальном служении
В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту.
Регулярно монастырь оказывает благотворительную помощь бедным и многодетным семьям, детской больнице, детскому садику, школам.
Сведения о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка
Насельников 4 человека, из них одна настоятельница, 2 послушницы, 1 трудница.
Материальная база
Монастырь имеет 5 коров, 1 быка, 1 телочку, 1 лошадь, 1 осла, 30 кур.
Монастырь полностью обеспечил себя на всю зиму овощами, выращенными на приусадебном участке (картошкой, морковкой, свеклой, капустой, луком, чесноком, помидорами, перцем, огурцами, кабачками, тыквой).
В минувшем году выкуплены и оформлены земли в собственность в размере 639 га (ранее принадлежавшие монастырю).
Сохранились и подлежат реставрации:
◊ Никольский собор;
◊ Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
◊ Поземная церковь прп. Александра Свирского;
◊ Настоятельский и братский корпуса;
◊ Стены монастыря, в т.ч. южная стена с хозяйственными постройками
◊ Росписи в храмах
Историческая справка
В XV в. село Теребени принадлежало благочестивому Михаилу Обудкову.
В 1492г. он вознамерился построить в своем селе церковь во имя Святителя Николая чудотворца. Избрал для нее место и поставил на том месте свой образ Святителя Николая Чудотворца. Но икона чудным образом сходила с того места и всякий раз оказывалась в другом месте, «в расстоянии от села Теребени на полпоприще к озеру и к реке Мологе, где стояли пять берез и был водный кладезь».
Обухов увидел тогда в этом чудном знамении от образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей.
Сначала это была приходская церковь, а потом около нее образовался монастырь. В смутное время между царствования она была разорена и сожжена поляками.
В 1611 году для подвигов поселился здесь инок Онуфрий, но не снес пустоты и бедности этого места и ушел. И так продолжалось запустения этого места еще тридцать лет.
Только в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, начали строить на месте сгоревшей церкви часовню.
Стали они расчищать место на развалинах прежней церкви и среди них нашли прежнюю чудотворную икону святителя совершенно целой и невредимой.
Таким образом возродилась Теребеньковская обитель на своем старинном месте.
Слава о ее чудотворном образе стала быстро распространяться. Особенно возросло всеобщее почитание к ней с того времени, когда святитель Николай через свой чудотворный образ избавил окрестный с монастырем Бежецкий край от моровой язвы.
В память этого события ежегодно совершался крестный ход с 23 июня по 12 июля в Бежецк и попутные селения.
В 1667 г. игумен Мисаил решил на месте старой деревянной церкви построить новую каменную церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Николо-Теребенская пустынь, находится в Максатихинском районе Тверской области, основана в 1641 г на месте разоренного литовцами монастыря свт. Николая в с. Теребени. Храм обители был построен владельцем села боярином Михаилом Обутковым в 1492 г. Вначале Обутков избрал для храма другое место, но когда было положено основание церкви и на этом основании был поставлен принадлежащий Обуткову образ свт. Николая — совершилось чудо. Икона несколько раз сходила с приготовленного для нее места и неизменно оказывалась на краю села Теребени. Увидев в этом волю самого Святителя, Обутков построил храм на избранном иконой месте. Вначале это была приходская церковь, затем образовался монастырь.
В смутное время обитель была разорена, осталась только полуразрушенная церковь, в которой чудесным образом сохранилась икона свт. Николая. В 1611 г. на это место пришел инок Онуфрий и поселился возле запустевшей церкви. Однако инок прожил здесь недолго, скудость места и недостатки заставили его уйти.
В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой — ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем.
От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения.
К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный -соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела : справа во имя Владимирской Божией Матери, слева — в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г.
В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского.
Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился.
В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского.
После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 90-х годов начинается восстановлении пустыни.
В обители находятся две чудотворных иконы — Теребенская икона Божией Матери и Теребенская икона Святителя Николая. Икона Божией Матери упоминается вместе с другими чудотворными иконами очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Икона эта — копия с подлинной, где находится подлинная — неизвестно.
Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал № 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).
В настоящее время приход официально не передан монастырю, а также храмы и строения, которые числятся на балансе прихода. Земля, на которой стоит монастырь, не передан и документально не оформлена в длительную и бессрочную аренду прихода. Монастырь пока не имеет своей материальной базы и живет только на пожертвования.
Общая численность населения проживающего в населенном пункте, где расположен монастырь составляет 207 человек. Причем большая часть населения, а это количество составляет более 50%, проживает в деревне только в летнее время.
В радиусе 5-10 км от Труженика ряд деревень, в которых проживает в зимнее время по 7-10 человек. Общее количество человек прописанных в Труженицком сельском округе составляет около одной тысячи человек. Как уже говорилось в основном это дачное население.
Вместе с главой администрации поселкового совета в день празднования дня пожилого человека посещались почти все деревни прилежащие к поселку, дом-интернат для пожилых людей. Познакомились почти со всеми старушками, которые хотели бы придти в храм, но по состоянию здоровья не могут это сделать. В настоящее время с администрацией поселкового совета имеется предварительная договоренность о том, что в двунадесятые праздники, а также через одно воскресенье администрация поселка будет выделять автобус для жителей сельского округа, желающих посетить богослужение в монастыре.

(Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)
(Фото. № 1 с сайта Перемены.)

ПОВЕСТЬ ОБ ОСНОВАНИИ НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКОЙ ПУСТЫНИ

В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте — недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.

17,04 Kb 15,57 Kb

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ И ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА СВТ. НИКОЛАЯ

В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви строить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.

15,04 Kb 15,8 Kb

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВЕЙ

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский дал 400 рублей. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской с 5-ю престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки — трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею — кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине ХVШв. подземная церковь.
Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского.
Заложена новая Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским.
Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых выешею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.
Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле В1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие.
Сретенская церковь не сохранилась.
Соборная церковь с колокольней — главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне — во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм.
Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: «Каменная колокольня построена в 1835 году. Три яруса: 1-ый ярус — четырехугольный; 2-ой ярус — восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус — четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою. Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны».
Реставрация колокольни началась в 1996 году. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны.
Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская «Отменное литье», под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.

14,38 Kb 14,92 Kb

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫНИ. НАЧАЛО XXI

После 80 лет безбожия и поругания в ср.1990-х гг. по благословению Высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря и настоятельницей Священным Синодом РПЦ была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова). Все хозяйственныйе заботы легли на ее плечи.
В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря:
Никольский Собор;
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
Подземная церковь прп. Александра Свирского;
Настоятельский и братский корпуса;
Стены монастыря, в том числе южная стена с хозяйственными постройками (хозяйственные постройки полностью разрушены).
Полностью разрушена Сретенская церковь.
Росписи в храме: подлежат восстановлению.
К приходу относятся также церкви и часовни за пределами монастыря, которые подлежат реставрации:
Церковь Михаила Архангела в деревне Лощемля (на пути Крестного хода, 1-ый день Крестного хода).
Церковь Благовещения в деревне Раевское (на пути Крестного хода, 2-ой день Крестного хода),
Церковь на погосте в деревне Ворожебское (на пути Крестного хода, 3-ий день Крестного хода).
В настоящее время строятся часовни:
Часовня Параскевы Пятницы (выстроена заново в 2000 году, остались внутренние работы),
Часовня Николая Угодника в деревне Малышеве,
Часовня Благовещения на месте древнего города Вы-изьска, при впадении реки Кезы в реку Мологу,
Часовня «Всех скорбящих Радость» на кладбище в деревне Ворожебское.
В планах строительство часовни Живоначальной Троицы в деревне Топальское.
В планах устройство богадельни в имеющихся зданиях, относящихся к приходу, в деревне Пятницкое.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля ( 30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивную икону в Бежецке и поставили её в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход».

19,48 Kb 17,24 Kb

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

По свидетельству предания, холера ещё неоднократно в больших размерах вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия совершенно прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, поэтому непременную принадлежность этого хода составляло особое судно — большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а из них, в свою очередь, носили его по окрестным местностям. Таким образом, святая икона шествовала с великим торжеством и по земле и по водам. С 2 по 12 июля, день и ночь, Крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принятия иконы у себя. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города,

ВСТРЕЧА И ПРЕБЫВАНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА В БЕЖЕЦКЕ

Оба берега реки заблаговременно не менее чем на две версты были покрыты массой народа. Все с нетерпением ожидали прибытия ладьи с прославленной иконой. А на священном судне в это время шло торжественное приготовление к триумфальному вступлению в город. Чудотворный образ воздвигался на возвышенное место, после чего на ладье раздавалось громогласное пение, а в городе начинался перезвон колоколов. Все городские священники в облачении выходили из соборного храма с пением и с хоругвями, от Штабского моста, как места пристанища для священной ладьи, нисходили под балдахин, укрепленный на мосту, и подходили к самой ладье. При продолжающемся колокольном звоне священная ладья с чудотворным образом медленно двигалась по самой середине Мологи. Пение у моста, пение на священной ладье, тихая молитва на устах каждого, коленопреклонения, слезы — все это обращено к священному образу дивного Святителя. Вот что открывалось изумленным взорам благоговейного христианина при виде Большого Бежецкого Крестного хода! Этого мало: сама река наполнялась встречающим народом — одни двигали священную ладью руками, другие ждали минуты, когда она сравняется с ними, и, дождавшись, с благоговейной на устах молитвой к Святителю, брались на бечеву и тянули или, прикоснувшись к ладье, тащили её, или просто умывались и погружались в воду, особенно больные, одержимые разными недугами, или женщины со своими больными детьми.
Наконец, освященная ладья приставала близ моста к берегу. Это, примерно, за 400 метров от кафедрального собора Воскресения Христова. И это расстояние Крестный ход проделывал не менее чем за три часа. Виною тому было несметное количество людей, и каждый прорывался приложиться к чудотворному образу. Но что особенно было удивительным: всё проходило без крика и шума «со всякою благоговейною осторожностью».
Восемь дней Теребенская икона находилась в Бежецке. И все эти дни считались праздничными. В это время открывалась Космодемьянская ярмарка (годовой торг). А чудотворный образ носили из дома в дом, не минуя самого беднейшего. Когда икону вносили в дом, где царили распри, то после пребывания её здесь устанавливались мир и покой. Во время пребывания иконы святителя Николая в городе в один избранный день (18 или 19 июля) совершалось соборное служение пред образом, а на другой день после соборного служения Литургии бывал общий Крестный ход вокруг всего города с чудотворным образом. При каждой приходской церкви при этом совершались литии о благосостоянии города, в память избавления в 1654 году силою этого образа от моровой язвы. Вечером, 20 июля, в соборе совершалось торжественное Всенощное бдение в присутствии образа. А 21 июля, после Литургии, в 4 часа дня, при бесчисленном стечении народа, с участием всего городского духовенства, в сопровождении крестов, хоругвей и образов всех церквей, напутствуемый молебным пением и радостным звоном колоколов образ Святителя возвращался на священную ладью. Через погост Узмень, сёла Чижово, Еськи и Топальское, где снова проходили торжественные встречи, остановки и проводы, наконец, 25 июля снова прибывал в свою пустынь. С таким же торжеством, как и при проводах, при таком же множественном стечении по этому случаю богомольцев снимали чудотворную икону со священной ладьи, приносили в соборный храм Теребенской обители и после молебствия водружали её на обычное место в иконостасе.

(По материалам официального сайта Тверской епархии )

  • Благовещенская церковь Николо-Теребенской пустыни
  • Никольский собор Николо-Теребенской пустыни
  • Александра Свирского церковь Николо-Теребенской пустыни

Посмотреть всю карту