Никольский храм в пушкино

Храмы Московской области хранят древнерусскую православную культуру и историю. Посмотреть на них приезжают паломники не только из России, но и со всего мира. Совсем скоро мы будем отмечать главный праздник церковного года — Пасху. Это отличный повод посетить удивительной красоты подмосковные церкви, особенно если вы никогда еще в них не были.

Какого числа отмечаем Пасху в 2021 году?

В этом году православная Пасха празднуется 2 мая. Ей предшествует Великий пост. Он длится 40 дней: с 15 марта по 1 мая.

Страстная неделя

Страстная неделя — самая строгая неделя Великого поста перед Пасхой и самый важный период в церковном году. Это время предшествовало мукам и смерти Христа. В этом году Страстная седмица продлится с 26 апреля по 1 мая. Каждый ее день наделен особым смыслом. Верующие стремятся провести этот период в духовных размышлениях и молитвах.

В понедельник, вторник и среду постящимся разрешено только сухоядение. В Великий четверг можно употреблять пищу с маслом и немного вина. В Страстную пятницу верующие воздерживаются от пищи, разрешается лишь хлеб и вода. Однако это правило не распространяется на пожилых людей, детей, беременных, кормящих и тяжелобольных. В субботу разрешена горячая пища без масла.

Пасхальные службы

В канун Пасхи традиционно проводятся службы и совершается Крестный ход. В РПЦ надеются, что пасхальные службы в этом году пройдут без ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Для тех, кто не сможет прийти лично, особенно для пожилых людей, храмы организуют прямые трансляции литургии.

Топ-10 старейших и самых красивых храмов Подмосковья

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде

Адрес: Звенигород, улица Городок, 1

Контакты: +7 (495) 597-11-77

Сайт: http://zvensobor.ru/

Этот храм был возведен в конце XIV века на средства звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Он обладает интересной особенностью: его стены сужаются вверх, и это делает здание визуально выше вблизи. С конца 1990-х годов храм является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублеву и Даниилу Черному.

Расписание богослужений в Звенигородском Успенском соборе можно посмотреть по .

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Адрес: Коломна, улица Городищенская, 102А

Контакты: +7 (496) 616-63-35

Сайт: http://predtecha.cerkov.ru/

Нижняя часть Иоанно-Предтеченской церкви в Коломне — предположительно самая древняя постройка, сохранившаяся на территории Московской области. До наших дней церковь дошла в облике XVI века.

До революции в церкви хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял древний иконостас. К сожалению, из всех икон XIV века осталась лишь одна — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Божественная Литургия в храме начнется в субботу, 1 мая, в 08:30. С 10:00 до 16:00 будут освещать куличи. В 22:00 состоится Общая исповедь, а в 23:00 — Полунощница.

В воскресенье, 2 мая, в 00:00 начнется Крестный ход, Светлая Заутреня и Божественная литургия. В 10:00 — Поздняя служба, Причастие детей, Крестный ход и детский праздник.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Контакты: +7 (496) 540-53-34

Сайт: http://www.stsl.ru/

Жемчужина Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор, где хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Иконостас Троицкого собора — древнейший из сохранившихся в России. 40 его икон — творения Андрея Рублева и его учеников.

1 мая в 05:00 в Троицком соборе состоится Молебен с акафистом преподобному Сергию, а в 23:20 — Полунощница. Подробное расписание богослужений смотрите по .

Читайте также: По святым местам: пять старейших храмов Подмосковья

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово

Адрес: городской округ Серпухов, деревня Подмоклово

Контакты: +7 (916) 292-34-41

Сайт: http://www.hram-podmoklovo.ru/

Уникальный храм был возведен в начале XVIII века по заказу князя Григория Долгорукова, ближайшего сподвижника Петра I. Считается, что после длительного путешествия по Европе ему захотелось и в России построить храм, который своей архитектурой напоминал бы итальянский.

Церковь представляет собой ротонду с большим куполом и роскошным убранством — она украшена шестнадцатью скульптурами апостолов и евангелистов. В церкви находятся древняя икона Божьей матери Владимирской, иконы итальянских мастеров живописи и картина «Страшный суд», на которой изображены мучения грешников в аду.

Никольский собор в Можайске

Адрес: Можайск, улица Бородинская, дом 8

Контакты: +7 (496) 382-32-69

Сайт: http://mozhaisk-nicola.cerkov.ru/

Собор был построен с 1802 по 1814 годы в стиле русской готики. В XIV веке на этом месте располагались Никольские ворота и надвратный храм, в котором находился чудотворный образ Николы Можайского. Это не икона, а деревянная скульптура. Она изображает святого с поднятым мечом в правой руке и храмом в левой. Образ передали Третьяковской галерее, а в соборе хранится точная его копия. С 1933 по 1993 годы богослужения в соборе не проводились. Сейчас храм открыт для прихожан.

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы

Адрес: городской округ Подольск, поселок Дубровицы

Контакты: +7 (496) 765-16-44

Сайт: https://www.dubrovitsy-hram.ru/

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах был построен целиком из белого камня в 1690-1704 годах по заказу воспитателя Петра I князя Бориса Голицына. Этот шедевр зодчества — редчайший образец храмового сооружения в стиле западного барокко в России. Оно обильно украшено каменными скульптурами апостолов, резным орнаментом, лепными рельефами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста.

1 мая в 08:00 в храме состоится Литургия Великой Субботы, с 11:00 до 17:30 будут освещать куличи, а в 23:00 начнется Пасхальная полунощница.

2 мая в 00:00 состоятся Крестный ход, Утреня и Литургия.

Владимирская церковь в усадьбе Быково

Адрес: Раменский городской округ, село Быково, улица Колхозная

Контакты: +7 (496) 462-41-26

Сайт: https://hrambykovo.ru/

Двухэтажная церковь, внешне напоминающая старинный средневековый замок, была построена в 1783-1788 годах предположительно по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова. Архитектура этого храма впечатляет: остроконечные шпили, тянущиеся в небо, портики с колоннами, винтовые лестницы. Строение не имеет аналогов в храмовой архитектуре не только Подмосковья, но и России.

В здании два храма: верхний — в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете — Христорождественский.

Храм Гребневской иконы Божьей Матери

Адрес: Одинцово, Можайское шоссе, 72

Контакты: +7 (495) 591-07-31

Сайт: https://grebnevo.org/

Гребневская церковь — выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Она была построена во времена царствования Павла I на средства графини Елизаветы Зубовой, дети которой участвовали в заговоре против императора.

В 1898 году к церкви пристроили трехъярусную колокольню, трапезную и два придела: во имя Святителя Николая и преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. В 1937 году ее закрыли. В советское время здание использовалось как хозяйственный склад, а в 1960 году было взято под охрану. Богослужения возобновились только в 1991 году.

Из прежнего убранства до наших дней сохранились только две святыни: храмовая Гребневская икона Божией Матери и Святое Распятие.

Расписание богослужений в храме смотрите .

Церковь Спаса Преображения в селе Остров

Адрес: Ленинский городской округ, село Остров

Контакты: +7 (929) 546-83-90

Сайт: http://ostrov-preobr.cerkov.ru/

Храм Преображения Господня в селе Остров — один из ярчайших примеров русского шатрового зодчества конца XVI века и памятник архитектуры федерального значения. Заказчиком строительства был сам Иван Грозный. Основание церкви несет восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников.

Расписание богослужений — по .

Церковь Николая Чудотворца в Царево

Адрес: Пушкинский городской округ, село Царево

Контакты: +7 (496) 538-24-33

Сайт: http://tsarevo.prihod.ru/

Архитектор Никольского храма в деревне Царево — Иван Еготов, ученик знаменитых зодчих Василия Баженова и Матвея Казакова. Его возвели в 1812-1815 годах. Здание выстроено в стиле русской готики, популярном в XVIII и начале XIX века. Массивный основной объем храма венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. В церкви сохранились подлинные иконостасы, иконы и киоты, внутреннее убранство и настенные росписи XIX века.

Расписание богослужений в храме смотрите по .

24 апреля 1692 года Патриарх Адриан приехал в село Пушкино «для смотру и благословению места, где… строить новую каменную церковь во имя Николы Чудотворца». Считается, что Патриарх желал воздвигнуть новую постройку по образцу храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в московских Кадашах. Туда он специально отправился в сентябре 1692 года с целью «досмотра» иконостаса, образов и церковных глав. «которых строить в Московском уезде в домовом патриаршем селе Пушкине, в новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца». Пушкинский храм возводился два года. В сентябре 1693-го года сюда был закуплен колокол, весивший 20 пудов 36 фунтов, т. е. более 330 килограммов. В трапезной нового храма разместили иконы из старой церкви, некоторые из них были выполнены иконописцами ещё в 1643 году. Как это часто бывало в то время, прежний, деревянный, храм разобрали не сразу. Некоторое время он оставался действующим, выполняя задачи кладбищенского. Впоследствии на его месте была сооружена деревянная часовня.

15 июня 1694 года патриарх Адриан прибыл в Пушкино. На следующий день он отслужил литургию в старой церкви, а 17 июня освятил новый каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца. Храм возвели однопрестольным и не отапливаемым — богослужения в нём совершались только летом. За правым клиросом в храме было установлено патриаршее место, обитое бархатом, а над ним — икона святителя Алексия Московского. Патриарх Адриан неоднократно бывал в Пушкине после постройки каменного храма, делал вклады. Например, к числу его вкладов в церковь относятся напрестольное Евангелие с собственноручным автографом, напрестольный крест с частицами мощей святых, а также 240 десятин земли, выделенной из патриаршей вотчины. Первые испытания Никольского храма начались вскоре после его постройки. В 1701 году, как докладывал священник церкви Борис Тимофеев в Дворцовый приказ, «в патриаршем селе Пушкине крест бурею сломило, … а на колокольне глава вся распаялась, и с киот бурею все разломало и разнесло». В киоте находилась икона Иисуса Христа, которая, вероятно, тоже пострадала.

После официального упразднения патриаршества и создания Святейшего Синода в 1721 году Никольский храм со всей патриаршей резиденцией в Пушкине перешёл в ведение синодальной администрации. Летом 1747 года синодальные власти распорядились провести в Никольском храме значительные восстановительные работы. Мастера починили кровлю на самой церкви и колокольне, отремонтировали главки и кресты. Самым серьёзным итогом этих работ стало устройство при храме тёплого придела во имя Иоанна Богослова. Впервые после постройки каменного здания Никольской церкви появилась возможность служить в нём литургию круглый год. В 1753 году было разобрано патриаршее место, которое к тому времени сильно обветшало. Из бархата, которым оно было обтянуто, сделали две пелены, епитрахиль, несколько поручей и мешочек под просфоры. Все эти предметы заняли место в храмовой ризнице.

В 1760-е годы, в годы секуляризационных мероприятий, село Пушкино и его храм перешли под государственное управление. В первой четверти ХIХ века разобрали первоначальную колокольню и вместо неё построили новую. По сведениям клировых ведомостей, в начале ХIХ века причт церкви состоял из одного дьякона и двух причетников. Назначенный митрополитом Филаретом в 1853 году новый настоятель священник Дмитрий Сперанский начал своё служение в Никольской церкви с обновления старинного иконостаса. Этот шестиярусный позолоченный иконостас с потемневшими иконами древнего письма от времени потускнел. И уже в июне 1861 года освящение поновлённого Никольского храма возглавил сам митрополит Филарет (Дроздов). Главной заслугой отца Дмитрия стало столь долгожданное расширение церковного пространства церкви за счёт пристройки к нему двух симметричных приделов.

В конце ХIХ века население Пушкино быстро увеличивалось, становился многочисленнее и приход Никольской церкви, — она перестала вмещать всех верующих. Особенно стеснённость условий чувствовалась по большим празничным дням и в зимнее время, когда службы совершались лишь в приделе тёплой трапезной части храма. Причт церкви решил подойти к делу радикально. После установки двух печей, храм стал отапливаться полностью. Но на этом изменения не закончились. Предстояли самые важные работы по возведению боковых приделов, на достройку которых прихожане собрали около девяти тысяч рублей. Однако этой суммы оказалось недостаточно, и тогда староста храма, купец Николай Авученков, ставший главным и неутомимым помощником настоятеля, восполнил недостающие средства личным пожертвованием. Нашлись и другие благотворители, которые оплачивали дорогостоящие строительно-ремонтные работы, начатые в июне 1874 года. Среди них был и пушкинский фабрикант Евгений Арманд, один из самых состоятельных местных жителей. Реконструирован был Никольский храм по проекту архитектора Николая Павловича Милюкова. Симметричные основному объёму старинной церкви приделы были вытянуты в ряд и соединялись с ней открытыми арками. Полы устлали полированными плитами, вытесанными из подольского известняка. На средства московского купца 1-й гильдии Ивана Булочкина закупили церковную утварь, устроили иконостасы и заказали иконы для новых приделов. Торжественное празднование обновления Никольской церкви состоялось в воскресеный день 26 октября 1875 года и было приурочено прихожанами и благотворителями храма ко дню тезоименитства настоятеля отца Дмитрия Сперанского. В 1904 году в храме вместо прежних двух больших и к тому времени обветшавших печей установили новые, с кирпичными трубами и новой вентиляцей.

После революции 1917 года Никольский храм лишился своей земли, а вскоре и здания приходской богадельни. Во время кампании по изъятию церковных ценностей, прокатившейся по стране в 1922 году, под благочестивым предлогом помощи голодающим Поволжья из Никольского храма были изъяты ризы, богослужебные сосуды, лампады, кадила, нательные кресты с цепочками и ряд других предметов. Новые власти запретили также колокольные звоны. 4 сентября 1939 года на заседании Мособлисполкома церковное здание было решено переоборудовать под клуб. Однако приходу удалось продержаться несколько месяцев, до июня 1940-го года, когда решением Пушкинского райисполкома старинный храм был всё-таки закрыт. В качестве клуба его не переоборудовали, но площади заняли — под вековыми сводами разместили склад колхоза «Вперёд». Перед наполнением помещения складским инвентарём, храм был повторно разграблен. Сосновые, позолоченные, с резными колоннами и царскими вратами иконостасы сломали. Фрески с «историческими картинами новозаветными» замазали. Иконы, а это были древние образа, особенно в главном иконостасе, относящиеся ко времени постройки храма в конце ХVII века, сняли и отправили невесть куда. Наконец, Никольский храм лишился своего «голоса»: с кирпичной колокольни были сброшены колокола и отправлены на пепреплавку. В 1947 году храм снова открыли. Приходскую жизнь пришлось возрождать почти с нуля. Из закрытого храма села Болдина Мытищинского района перенесли трёхъярусный иконостас. Прихожане приносили в церковь свои домовые иконы. Спустя какое-то время приобрели и колокола. Никольская церковь стала одной из немногих, восстановленных в советское время.

Сохранилось описание Никольского храма, составленного настоятелем Игнатием Казанским в 1887 году: «Вся церковь устроена из кирпича. Стены выкладены сплошной кладкою, из крупного тяжеловесного обожжёного кирпича с известью. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие, но в середине, объединяясь, выделяется из кирича в ребро на угол пояс с кирпичной высечкой разных узоров. Выше пояса в стенах есть выступы, сведённые к верху в три арки и образующие собой три углубления на каждой стороне. На углах полуколонны фигурчатые. Между выступами алтаря есть колонны. В среднем поясе есть икона в улублении на западной стороне. Карнизы сделаны из кирпича в виде пояса. Над карнизом по четыре полуциркульных на каждой стороне углубления, с выступами. Кровля на сводах церкви на четыре ската из железа и окрашена зелёной краской. Фонарей глухих на сводах пять с разными выступами. Внизу пояс, потом выше полукруглые выступы. Далее опять пояс, выше продолговатые колонны с закруглением наверху, в середине их впадина и ещё далее пояс круглый и наконец выше пояса выступышашками кирпичными. Глав на церкви пять, они размещены так: четыре с отступкою от углов, в середине пятая. Главы окрашены голубой краской. Кресты на главах железные четырёхконечные с цепями, спускающимися к главам».

Глядя на архитектуру храма, его украшения, отчётливо бросается в глаза его бегунец — образующий на поверхности стен ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. На стенах храма также видны сухарики — декоративное украшение в виде направленных вниз зубчиков в древнерусской архитектуре. Наличники придают особый колорит зданию, создавая ощущение динамики. Горизонтали наличников подчёркнуты полуколоннами. Навершие представлено многопрофильным трёхчастным завершением, которое по своим чертам напоминает корону. Храмовые барабаны вполне традиционны для русского зодчества ХVII века. Они глухие, не выполняют светового назначения. Обильно украшены декором, причём декор одинаков как на центральном барабане, так и на боковых. По периметру всех барабанов протянуты аркатурно-колончатые пояса с бусинами-перехватами посередине. В нижнем поясе барабанов — перспективные килевидные кокошники. В храме три престола: главный — в честь святителя Николая Чудотворца, северный — во имя преподобного Сергия Радонежского, южный — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Трапезная достаточно обширна. Она вытянута по оси запад-восток. Из неё можно попасть и в основное пространство храма, и в оба придела. Стены и своды трапезной расписаны; среди сюжетов, размещённых здесь, можно увидеть «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вознесение Господне», а также другие композиции. В четверик храма из трапезной ведёт широкий проход через арку. Особое внимание входящего приковывает деревянный резной иконостас. Его можно назвать четырёхъярусным, хотя верхний ярус не совсем обычный: иконы помещены в отдельных медальонах, которые возвышаются над основным объёмом иконостаса. В едином стиле с иконостасом основного престола выполнены и небольшие иконостасы приделов. На всём пространстве храма — и в трапезной, и в основной части, и в приделах — полы выложены разноцветной узорчатой плиткой.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №229, 2017 г.