Никон церковная реформа

Ученые из Санкт-Петербургского института истории РАН исследовали ранее неизвестные документы, связанные с жизнью будущего патриарха Никона в Великом Новгороде (1649-1652 гг.). Это позволило детальнее описать начальный этап раскола Русской православной церкви, который начался после его реформ. Работа поддержана Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда и опубликована в журнале Вестник архивиста.

Раскол в Русской православной церкви начался в 50-х годах XVII века. Он связан с реформой патриарха Никона, которая была направлена на приближение богослужения в русской церкви к традициям греческого православия. Различия заключались в обычаях при проведении обрядов и служб, например, направление движения крестного хода, сколькими пальцами креститься и прочее.

Группа ученых из Санкт-Петербургского института истории РАН провела анализ документов времени архиерейства Никона в Великом Новгороде и начала его патриаршества. Особое внимание уделили тому, как Никон взаимодействовал с духовными властями отдельных монастырей. Результаты работы помогли более полно охарактеризовать начальный этап раскола (50-60-е года XVII века), особенности проведения реформы в провинции и оценить реакцию духовенства на нововведения.

Историки проанализировали ранее неизученные документы из архивов Тихвинского Успенского монастыря и Вологодского архиерейского дома. Они содержат информацию о деятельности патриарха Никона и отражают реакцию общественности на изменения.

Указы митрополита Никона свидетельствуют, что он старался контролировать как хозяйственные вопросы, так и религиозную жизнь жителей Новгородского уезда. Он давал многочисленные указания о присылке денег, закупке материалов, работе слуг, посылал людей для проверки выполнения нововведений в монастыре. Такое вмешательство вызывало недовольство архиереев и различных церковных кругов. Осенью 1651 года было составлено распоряжение о строгом соблюдении Великого поста и запрете многоголосого пения, поступившее в Тихвинскую обитель. В ее материалах и документах архиерейского дома удалось выявить, что сопротивление реформам со стороны монастырского и приходского духовенства не выражалось демонстративным противостоянием. Литургические песнопения продолжали проводить по прежним правилам, службы могли вестись поочередно, по старому и новому обрядам. Центром «раскола» для приходов мог стать Тихвинский Введенский женский монастырь. Позже, в 1666–1667 гг. для борьбы со старообрядчеством из Тихвинского Успенского мужского монастыря проводили рассылку назидательной литературы для ознакомления местных жителей. Однако, в то же время поводом для несоблюдения введенных реформ часто выступали бытовые проблемы, например, отсутствие необходимой символики в отдаленных приходах (четвероконечных крестов для печати на просфорах), книг, а также мира и масла для крещения.

«Проведенное исследование помогает иначе взглянуть на начало церковного раскола в России XVII века и увидеть, как религиозные новшества воспринимались на уровне приходов вдалеке от Москвы», – говорит лауреат Премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых Никита Башнин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Середина XVII в. отмечена важными изменениями, произошедшими в жизни Русской православной церкви. История проведенной тогда реформы обрядов и книжной «справы» (исправления богослужебных книг) достаточно полно освещена в работах историков русской церкви. Э го в частности книги А. В. Карташова «Очерки по истории Русской церкви» (СПб., 2004), митрополита Макария (Булгакова) «История Русской церкви. Т. 5» (М., 1996), Е. Е. Голубинского «История русской церкви. Т. 2» (М., 1997). Старообрядческий взгляд на реформу Никона и царя Алексея Михайловича отражен в книге Ф. Е. Мельникова «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» (Барнаул, 1999).

Объективно историю раскола попытался исследовать Н. Ф. Каптеров, автор книг «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» (М., 1887) и двухтомника «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» (Сергиев Посад, 1909, 1912). Он еще в 1912 г. признал, что «Осуждение Собором 1667 г. русского старого обряда было, как показывает более тщательное и беспристрастное исследование этого явления, сплошным недоразумением, ошибкою и потому должно вызвать новый соборный пересмотр всего этого дела и его исправление, в видах умиротворения и уничтожения вековой распри между старообрядцами и новообрядцами, чтобы русская Церковь по-прежнему стала единою, какою она была до патриаршества Никона».

О необходимости улучшения нравственности и оживления духовной жизни впервые заговорили члены кружка ревнителей благочестия (название дано Η. Ф. Каптеревым) сложившегося при дворе царя Алексея Михайловича в конце 40-х гг. XVII в. В это небольшое сообщество богословов и книжников входили царский духовник Стефан Вонифатьев, дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон (позже новгородский митрополит, а с 1652 г. – патриарх), настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, царский постельничий Ф. М. Ртищев и другие авторитетные в этой среде лица.

В 1649 г. в Москву прибыл иерусалимский патриарх Паисий, который упрекнул царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа в отступлении от обрядов греческой церкви. Действительно, в XII–XV вв. в чинах и обрядах иерусалимской, константинопольской, антиохийской и александрийской православных автокефалий произошли важные изменения (они перешли на Иерусалимский церковный устав, составленный в V в. преподобным Саввой Освященным), после чего они стали весьма отличаться от русских обрядов, основанных на древнем Студийском уставе. Особенно это стало заметным после участившихся приездов на Русь богословов из Сербии, Украины, других православных царств. Дело осложнялось и разницей в церковных обрядах, существовавших в разных частях собственно Московского государства. Во многом это проистекало из-за разночтений в богослужебных книгах. На протяжении многих веков при переписке священных текстов делались ошибки, многие из которых меняли их смысл. При подготовке их к печати в конце XVI–XVII вв. устранить эти ошибки и расхождения не удалось.

Было два возможных пути исправления русских богослужебных книг:

  • 1) по греческим книгам. Именно этот путь в итоге и был избран иерархами Русской православной церкви;
  • 2) по древнерусским «харатейным» (пергаменным) книгам. Но все попытки сделать это наталкивались на непреодолимое препятствие: не удалось обнаружить двух одинаковых книг и установить, что соответствует «отеческому» канону, а что нет.

В оправдание Никона, ставшего в 1652 г. патриархом и начавшего церковную реформу, отметим, что он не нарушал канон, а изменил лишь обрядовую сторону русского православия, т.е. привел ее в соответствие с обрядами других православных стран.

Отныне надлежало совершать крестное знамение (креститься) не двумя перстами, как раньше, а тремя, петь «Аллилуйя» не два, а три раза, во время крестного хода двигаться не по солнцу (посолонь), а против него (с запада на восток), поклоны совершать не земные, а поясные, почитать крест не только восьмиконечный и шестиконечный, но и четырехконечный, литургию служить не над семью просфорами, а над пятью, вместо старого написания имени Христа – Исус – писать: Иисус.

Первым шагом нового патриарха на пути реформы стало его единоличное распоряжение, касавшееся нового правила совершать поклоны и перстосложение при крестном знамении. 14 марта 1653 г. по церквам была разослана память, в которой было сказано о необходимости креститься тремя перстами и «творить» поклоны в пояс. Сразу же с резкими протестами против этих нововведений выступили некоторые члены кружка ревнителей благочестия. Их вождем стал протопоп Иван Неронов, к нему присоединились и другие видные «боголюбцы» – протопопы Аввакум, Даниил, дьякон Федор Иванов. После ссылки в Спасо-Каменский монастырь на Кубинское озеро Ивана Перонова продолжателем его дела выступил Аввакум Петров, в знак протеста открыто начавший читать проповеди на сеновале дома Перонова (после изгнания из Казанского собора, где он пытался занять его место). Это был вызов властям, и Аввакум был наказан гораздо строже своего учителя – сослан в Сибирь, в дикий Даурский край. Там он пробыл 10 лет и 8 месяцев. За годы сибирской ссылки семья Аввакума претерпела тяжкие лишения, умерло двое его сыновей. Но тогда же родилась слава несломленного протопопа, страдающего за свою, «истинную», веру.

Только в 1666 г. Ивана Неронова и Аввакума Петрова привезли в Москву на Вселенский церковный собор (собор с участием вселенских патриархов), где снимали сан с Никона, рассорившегося с царем Алексеем Михайловичем. Московские власти полагали, что удаление главного врага староверов создаст почву для их примирения с официальной церковью. Отчасти эти ожидания оправдались, и Иван Неронов покаялся, но не таков был Аввакум. Тогда его и еще нескольких старообрядцев расстригли. В ответ на это Аввакум проклял весь Собор и двух присутствовавших на нем вселенских патриархов – Макария Антиохийского и Паисия Александрийского. Не ограничившись этим, он возвел хулу также на царя и прилюдно кричал, что Алексея Михайловича будут в аду есть черви. Аввакум был передан светским властям и вместе с другими единомышленниками сослан в Пустозерск, где через 14 лет был сожжен.

Выступления защитников «старой веры» были поддержаны людьми из различных слоев русского общества. Тогда-то и возникло движение старообрядцев-раскольников, в среде которых сохранялись и переписывались старые рукописные книги и соблюдались обряды, измененные Никоном.

Увлекаемые проповедью своих вождей (на языке официальной церкви – «расколоучителей», «ересиархов») старообрядцы уходили в леса, основывали там свои скиты и общины. Староверы стремились сохранить старый уклад жизни, в их среде всячески осуждалось пьянство, курение, веселье, «бесовские игрища».

Были среди раскольников и изуверы-фанатики, призывавшие своих последователей к самосожжению как к средству нового огненного крещения, очищения от греха и скверны.

  • Каптерев Η. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т. 2. С. 529.
  • Студийский устав – собрание правил и указаний, определяющий порядок служб и регламентирующий использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции. Был основан на правилах, разработанных преподобным Феодором Студитом (759–826), и записан неизвестным лицом после его смерти. На Руси введен преподобным Феодосием Печерским около 1070 г.

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале Znak.com.

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.

Почему церковный раскол связан с Украиной?

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октября 2018 года

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

Владимир Путин на горе Афон в 2016 году

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал «Известиям» Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Визит патриарха Кирилла в Екатеринбург

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими «слепцами» мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».